Дело №
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«01» ноября 2023 года г. Большой Камень
Шкотовский районный суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Качан С.В.,
при секретаре Коваленко О.Ю.,
с участием прокурора Налабординой А.В.,
представителя ответчиков Администрации Шкотовского городского поселения, Администрации Шкотовского муниципального района Приморского края Калашник Т.О.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Шкотовского городского поселения, Администрации Шкотовского муниципального района Приморского края, Краевому государственному унитарному предприятию «Приморский водоканал», третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора, Приморское территориальное управление Росрыболовства, Отдел водных ресурсов по Приморскому краю Амурского бассейнового водного управления, о возложении обязанности устранить нарушения закона;
УСТАНОВИЛ:
Владивостокский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд данным иском, указав на то, что водоотведение в пгт. Шкотово организовано и осуществляется с нарушением законодательства. Постановлением администрации Шкотовского городского поселения от 10.02.2021 № утверждена актуализированная схема водоснабжения, водоотведения Шкотовского городского поселения Шкотовского района Приморского края по состоянию на 2020 год. В настоящее время в Шкотовском городском поселении действуют три локальные системы бытовой канализации, с отведением сточных вод (без очистки) на рельеф и в поверхностные водные объекты. Эксплуатация объектов водоотведения Шкотовского городского поселения осуществляется с 2015 года на основании договора аренды от 17.11.2015 № 2/2015 в отношении имущественных комплексов объектов водоснабжения и водоотведения. Сброс сточных вод производится через выпуск № 1 Гарнизонная, выпуск № 2 Матюшкина, выпуск № 3 Кривой пер. на водосборную площадь, приток реки Шкотовка. Показатели загрязняющих веществ не соответствуют требованиям, предъявляемым к сбросу в водные объекты из-за отсутствия сооружений очистки сточных вод в пгт. Шкотово. Результаты анализов сточных вод п. Шкотово свидетельствуют о существенном превышении нормативов качества сточных вод. Установлено, что на неразграниченных землях п. Шкотово между земельными участками с кадастровыми номерами 25:24:140301:237, 25:24:140301:2599 в точке с координатами N 43°18.855"E132°20.663" на рельеф местности (на почву) из организованного через трубу выпуска вытекает потоком шириной от нескольких сантиметров до нескольких метров глубиной несколько сантиметров замутненная в сравнении с чистой водой жидкость серо-зеленоватого оттенка с характерным запахом хозяйственно-бытовых сточных вод. В п. Шкотово на земельном участке с кадастровым номером 25:24:140101:2053 в точке с координатами N 43°19.429"E132°21.395" в ручей - приток первого порядка реки Шкотовка по выкопанной в почве канаве шириной 1 метр из организованного через трубу выпуска вытекает замутненная в сравнении с чистой водой жидкость серо-зеленоватого оттенка с характерным запахом хозяйственно-бытовых сточных вод. На неразграниченных землях п. Шкотово вблизи от земельного участка с кадастровым номером 25:24:140101:2579 в точке с координатами N 43°19.822"E132°20.644" на рельеф местности (на почву) из организованного через трубу выпуска вытекает потоком шириной от нескольких сантиметров до нескольких метров глубиной несколько сантиметров замутненная в сравнении с чистой водой жидкость серо-зеленоватого оттенка с характерным запахом хозяйственно-бытовых сточных вод. Износ сетей в пгт. Шкотово составляет от 60 до 100 %, очистные сооружения отсутствуют. Сбросы осуществляются без очистки в водоотводные канавы и ручьи, относящиеся к водосбору реки Шкотовка. Администрация Шкотовского городского поселения осуществляет полномочия по организации водоотведения на территории пгт. Шкотово Шкотовского муниципального округа. Считает, что обязанность по устранению нарушений закона должна быть возложена на орган местного самоуправления - администрацию Шкотовского городского поселения и на организацию, осуществляющую водоотведение, включая сброс загрязненных сточных вод - КГУП «Приморский водоканал», которыми в нарушение указанных норм законодательства до настоящего времени не приняты надлежащие меры по организации водоотведения на территории пгт. Шкотово в части очистки сточных вод, вследствие чего нормативная очистка сточных вод не обеспечена, что влечёт загрязнение почв и водных объектов, включая реку Шкотовка, сточными водами. Просит суд возложить на КГУП «Приморский водоканал» и администрацию Шкотовского городского поселения солидарно обязанность - устранить нарушения водного и земельного законодательства, а именно принять меры по организации водоотведения в поселке городского типа Шкотово, обеспечив нормативную очистку на очистных сооружениях системы водоотведения всех сточных вод сбрасываемых в водные объекты и на рельеф местности (почву), исключив их сброс на рельеф местности (почву), в соответствии с санитарно-эпидемиологическими и экологическими требованиями, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах; установить срок для исполнения решения суда - 3 года со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением от 10.07.2023 к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Шкотовского муниципального района Приморского края.
В судебном заседании помощник Большекаменского межрайонного прокурора Налабордина А.В. на удовлетворении иска настаивала по изложенным в нём основаниям.
Представитель ответчиков Администрации Шкотовского городского поселения, Администрации Шкотовского муниципального района Приморского края Калашник Т.О. в судебном заседании согласилась с требованиями в части необходимости устранения нарушений водного и земельного законодательства, попросив при этом срок исполнения решения суда 6 лет.
Представитель Краевого государственного унитарного предприятия «Приморский водоканал» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, в направленном в суд отзыве исковые требования не признал, указав, что ответственность ща строительством очистных сооружений в Шкотовском городском поселении возложена на администрацию муниципального района и городского поселения.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора, Приморское территориальное управление Росрыболовства, Отдел водных ресурсов по Приморскому краю Амурского бассейнового водного управления, в судебное заседание также не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее–Федеральный закон № 7-ФЗ) основными принципами хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, являются: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; загрязнение окружающей среды представляет собой поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ к негативному воздействию на окружающую среду относится, в том числе, сброс загрязняющих веществ в водные объекты.
Также, согласно п. 1, пп. 2 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
На основании ст. 55 Федерального закона № 7-ФЗ органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного воздействия на окружающую среду в населенных пунктах, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.
В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 2 ст. 34 Федерального закона № 7-ФЗ при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
В соответствии с п. 2 ст. 43.1 Федерального закона № 7-ФЗ мероприятия по охране окружающей среды осуществляются в соответствии с названным Федеральным законом, Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ) и другими федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 43.1 Федерального закона № 7-ФЗ при эксплуатации систем водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.
Также, согласно ч. 1 ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных ВК РФ и законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 1 ст. 42 ВК РФ при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Согласно ч. 4 ст. 35 ВК РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты
Также, согласно ч. 6 ст. 56 ВК РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
На основании ч. 6 ст. 60 ВК РФ установлен прямой запрет на осуществление при эксплуатации водохозяйственной системы, сброса в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке и обеззараживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом № 7-ФЗ).
В соответствии п. 4.2 муниципального правового акта № 7-МПА от 02.04.2018 «Правила благоустройства территории Шкотовского городского поселения» запрещается осуществлять сброс сточных вод из канализации жилых домов в дождевую (ливневую) канализацию, в реки и ручьи. Обустройство местной канализации разрешается только по согласованию с органами местного самоуправления Шкотовского городского поселения.
Согласно п. 4.12 муниципального правового акта № 7-МПА от 02.04.2018 «Правила благоустройства территории Шкотовского городского поселения» сбор жидких отходов от предприятий, организаций, учреждений и индивидуальных жилых домов осуществляется в соответствии с санитарными правилами и нормами СанПиН 42-128-4690-88 в канализационную сеть с последующей очисткой на очистных сооружениях. В случае отсутствия канализационной сети отвод бытовых стоков допускается в водонепроницаемый выгреб.
Постановлением администрации Шкотовского городского поселения от 10.02.2021 № 32 утверждена актуализированная схема водоснабжения, водоотведения Шкотовского городского поселения Шкотовского района Приморского края по состоянию на 2020 год.
Судом установлено, что в настоящее время в Шкотовском городском поселении действуют три локальные системы бытовой канализации с отведением сточных вод (без очистки) на рельеф и в поверхностные водные объекты. Перспективная система водоотведения предусматривает дальнейшее строительство двух площадок централизованной системы сточных вод, в которые будут поступать хозяйственно-бытовые и промышленные стоки. На территории поселения предполагается строительство/реконструкция очистных сооружений полной биологической очистки, замена изношенных канализационных сетей.
Согласно ответу КГУП «Приморский водоканал» от 17.03.2023 эксплуатация объектов водоотведения Шкотовского городского поселения осуществляется с 2015 года на основании договора аренды от 17.11.2015 № 2/2015 в отношении имущественных комплексов объектов водоснабжения и водоотведения. Сброс сточных вод производится через выпуск № 1 Гарнизонная, выпуск № 2 Матюшкина, выпуск № 3 Кривой пер. на водосборную площадь, приток реки Шкотовка. Показатели загрязняющих веществ не соответствуют требованиям, предъявляемым к сбросу в водные объекты из-за отсутствия сооружений очистки сточных вод в пгт. Шкотово.
Согласно отчёту КГУП «Приморский водоканал» по форме № 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды» в 2022 г. в п. Шкотово из систем водоотведения коммунального назначения в реку Шкотовка на расстоянии 2,5 км. от устья сброшено 4,54 тыс. м? загрязненных сточных вод (без очистки); на расстоянии 0,5 км от устья сброшено 22,05 тыс. м? загрязненных сточных вод (без очистки).
Приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552 установлены нормативы качества сточных вод в водных объектах рыбохозяйственного значения.
Для водоемов высшей и первой категории водных объектов рыбохозяйственного значения показатели качества воды составляют: БПК5 – 2,1 мг/дм?, аммоний-ион – 0,5 мг/дм?, фосфат-ион – 0,05-0,2 мг/дм?, фенол – 0,001 мг/дм?, нефть и нефтепродукты в растворенном и эмульгированном состоянии – 0,05 мг/дм?, железо – 0,1 мг/дм?.
Согласно результатам анализов сточных вод п. Шкотово за март 2022 г. показатели по выпуску Гарнизонная - БПК5 – 97,5±12,67 мг/дм?, аммоний-ион – 18,52±4,44 мг/дм?, фосфат-ион – 9,149±1,189 мг/дм?, фенол – 0,093±0,028 мг/дм?, нефтепродукты – 0,109±0,038 мг/дм?, железо – 0,521±0,078 мг/дм?; показатели по выпуску Матюшкина - БПК5 – 86,5±11,24 мг/дм?, аммоний-ион – 18,33±4,40 мг/дм?, фосфат-ион – 9,470±1,231 мг/дм?, фенол – 0,090±0,028 мг/дм?, нефтепродукты – 0,112±0,039 мг/дм?, железо – 0,420±0,101 мг/дм?; показатели по выпуску Кривой пер. - БПК5 – 93,5±12,15 мг/дм?, аммоний-ион – 18,67±4,48 мг/дм?, фосфат-ион – 8,587±1,116 мг/дм?, фенол – 0,088±0,027 мг/дм?, нефтепродукты – 0,100±0,035 мг/дм?, железо – 0,467±0,112 мг/дм?.
В соответствии с результатами анализов сточных вод п. Шкотово за июнь 2022 г. показатели по выпуску Гарнизонная - БПК5 – 92,5±12,02 мг/дм?, аммоний-ион – 18,26±4,38 мг/дм?, фосфат-ион – 8,507±1,106 мг/дм?, фенол – 0,089±0,027 мг/дм?, нефтепродукты – 0,110±0,038 мг/дм?, железо – 0,501±0,075 мг/дм?; показатели по выпуску Матюшкина - БПК5 – 96,6±9,66 мг/дм?, аммоний-ион – 18,11±4,35 мг/дм?, фосфат-ион – 8,989±1,168 мг/дм?, фенол – 0,080±0,025 мг/дм?, нефтепродукты – 0,118±0,041 мг/дм?, железо – 0,408±0,098 мг/дм?; показатели по выпуску Кривой пер. - БПК5 – 94,0±12,22 мг/дм?, аммоний-ион – 18,61±4,46 мг/дм?, фосфат-ион – 8,106±1,054 мг/дм?, фенол – 0,082±0,025 мг/дм?, нефтепродукты – 0,102±0,036 мг/дм?, железо – 0,435±0,104 мг/дм?.
Согласно результатам анализов сточных вод п. Шкотово за сентябрь 2022 г. показатели по выпуску Гарнизонная - БПК5 – 87,5±11,3 мг/дм?, аммоний-ион – 18,11±4,35 мг/дм?, фосфат-ион – 9,591±1,247 мг/дм?, фенол – 0,091±0,028 мг/дм?, нефтепродукты – 0,117±0,041 мг/дм?, железо – 0,503±0,075 мг/дм?; показатели по выпуску Матюшкина - БПК5 – 77,0±10,00 мг/дм?, аммоний-ион – 17,81±4,27 мг/дм?, фосфат-ион – 8,868±1,153 мг/дм?, фенол – 0,096±0,030 мг/дм?, нефтепродукты – 0,110±0,039 мг/дм?, железо – 0,445±0,106 мг/дм?; показатели по выпуску Кривой пер. - БПК5 – 84,5±10,9 мг/дм?, аммоний-ион – 18,42±4,42 мг/дм?, фосфат-ион – 8,226±1,069 мг/дм?, фенол – 0,081±0,025 мг/дм?, нефтепродукты – 0,098±0,037 мг/дм?, железо – 0,451±0,108 мг/дм?.
Аналогичные результаты анализов сточных вод п. Шкотово, свидетельствующие о существенном превышении нормативов качества сточных вод.
Из предоставленных суду материалов также следует, что на неразграниченных землях п. Шкотово между земельными участками с кадастровыми номерами 25:24:140301:237, 25:24:140301:2599 в точке с координатами N 43?18.855?E132?20.663? на рельеф местности (на почву) из организованного через трубу выпуска вытекает потоком шириной от нескольких сантиметров до нескольких метров глубиной несколько сантиметров замутненная в сравнении с чистой водой жидкость серо-зеленоватого оттенка с характерным запахом хозяйственно-бытовых сточных вод.
В п. Шкотово на земельном участке с кадастровым номером 25:24:140101:2053 в точке с координатами N43?19.429?E132?21.395? в ручей – приток первого порядка реки Шкотовка по выкопанной в почве канаве шириной 1 метр из организованного через трубу выпуска вытекает замутненная в сравнении с чистой водой жидкость серо-зеленоватого оттенка с характерным запахом хозяйственно-бытовых сточных вод.
На неразграниченных землях п. Шкотово вблизи от земельного участка с кадастровым номером 25:24:140101:2579 в точке с координатами N 43?19.822?E132?20.644? на рельеф местности (на почву) из организованного через трубу выпуска вытекает потоком шириной от нескольких сантиметров до нескольких метров глубиной несколько сантиметров замутненная в сравнении с чистой водой жидкость серо-зеленоватого оттенка с характерным запахом хозяйственно-бытовых сточных вод.
Согласно объяснению от 21.03.2023 начальника отдела экологии КГУП «Приморский водоканал» Искорневой Т.В. износ сетей в пгт. Шкотово от 60 до 100 %, очистные сооружения отсутствуют. Сбросы осуществляются без очистки в водоотводные канавы и ручьи, относящиеся к водосбору реки Шкотовка.
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона Приморского края от 27.01.2023 № 288-КЗ «О Шкотовском муниципальном округе Приморского края» (далее –Закон № 288-КЗ) до формирования органов местного самоуправления Шкотовского муниципального округа полномочия по решению вопросов местного значения Шкотовского муниципального округа на соответствующих территориях в соответствии со статьями 14, 15 и 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания Шкотовского муниципального округа осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях.
Таким образом, администрация Шкотовского городского поселения осуществляет полномочия по организации водоотведения на территории пгт. Шкотово Шкотовского муниципального округа.
Согласно ч. 3 ст. 6 Закона № 288-КЗ со дня вступления в силу названного Закона и до внесения изменений в законодательство Приморского края, связанных со вступлением в силу названного Закона, Шкотовский муниципальный округ участвует в бюджетных, налоговых, гражданских и иных правоотношениях, органы местного самоуправления Шкотовского муниципального округа решают вопросы местного значения, осуществляют установленные полномочия и права, соблюдают требования и исполняют предписания федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Приморского края наравне с городскими округами и органами местного самоуправления городских округов.
В силу ч. 4 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ организация в границах городского округа водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона № 416-ФЗ водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
В силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Вместе с тем, согласно ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Кроме того, согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» лица, совместно причинившие вред окружающей среде, отвечают солидарно (абзац первый ст. 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)).
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что обязанность по устранению нарушений закона должна быть возложена на орган местного самоуправления - администрацию Шкотовского городского поселения и на организацию, осуществляющую водоотведение, включая сброс загрязненных сточных вод - КГУП «Приморский водоканал», которыми в нарушение указанных норм законодательства до настоящего времени не приняты надлежащие меры по организации водоотведения на территории пгт. Шкотово в части очистки сточных вод, вследствие чего нормативная очистка сточных вод не обеспечена, что влечёт загрязнение почв и водных объектов, включая реку Шкотовка, сточными водами.
Кроме того, согласно ст.ст. 322, 1080 ГК РФ, предусмотренная законом обязанность по обеспечению нормативной очистки сточных вод, не может быть разделена вследствие фактической неделимости объекта обязательства при условии соблюдения п. 1 ч. 1 ст. 6, ст. 40 Федерального закона № 416-ФЗ.
В соответствии с ч. 4 ст. 40 Федерального закона № 416-ФЗ инвестиционная программа включает планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, планы мероприятий по охране окружающей среды.
Согласно ч. 10 ст. 40 Федерального закона № 416-ФЗ инвестиционная программа разрабатывается не менее чем на три года и может ежегодно корректироваться с учетом изменения объективных условий деятельности соответствующих организаций.
Разрешая исковые требования в части определения срока устранения нарушений закона, суд учитывает пояснение представителя ответчика о том, что устранение нарушения возможно только путем строительства трёх очистных сооружений в пгт. Шкотово, что возможно как в рамках государственной программы за счёт средств субсидий Приморского края Шкотовскому муниципальному округу, так и в рамках инвестиционной программы КГУП «Приморский водоканал».
Так, пунктом 10 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения», предусмотрено включение в инвестиционную программу мероприятий по строительству объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
Приложением № 20 к государственной программе Приморского края «Обеспечение доступным жильем и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края» (утверждена постановлением Администрации Приморского края от 30 декабря 2019 года № 945-па) установлен Порядок предоставления и расходования субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Приморского края на проектирование и (или) строительство, реконструкцию (модернизацию), капитальный ремонт объектов водопроводно-канализационного хозяйства (далее - Порядок).
В соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 2 Порядка субсидии предоставляются муниципальным образованиям на проектирование (в части разработки и утверждения проектной документации на строительство объектов ВКХ (реконструкцию (модернизацию), необходимые в рамках строительства); на строительство объектов ВКХ.
Пунктом 5.1 Порядка установлено требование о предоставлении заявки на получение субсидий на проектирование, строительство объектов ВКХ в срок до 1 июля года, предшествующего году получения субсидии.
Таким образом, при условии вхождения Шкотовского муниципального округа в соответствии с пунктом 3.1 Порядка в адресную инвестиционную программу Приморского края заявку на получение субсидии на проектирование трёх объектов ВКХ администрация муниципального округа сможет подать до 01 июля 2024 года на 2025 год, и в 2025 году - заключить муниципальный контракт на проектирование объектов ВКХ. До 01 июля 2026 года администрация округа сможет подать заявку на получение субсидии на строительство объектов ВКХ, и после ее распределения в 2027 году заключить муниципальный контракт на строительство, срок осуществления которого составит не менее 2-х лет.
В связи с вышеизложенным, суд соглашается с доводами ответчика о невозможности исполнения решения суда в трёхлетний срок, поскольку окончание строительства трёх объектов в пгт. Шкотово ранее окончания 2029 года невозможно, по этой причине суд считает разумным сроком на исполнение возлагаемой обязанности по устранению нарушения законодательства - 6 лет.
Вследствие невыполнения обязанностей по организации водоотведения существует реальная угроза жизни и здоровью людей, растительному и животному миру, из-за загрязнения сточными водами водной среды, нарушены гарантированные ст.ст. 7, 41 и 42 Конституции Российской Федерации права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья. Определить (индивидуализировать) круг лиц, чьи права в данном случае нарушены, не представляется возможным, так как это все граждане постоянно или временно проживающие в Приморском крае и которые находятся или могут находиться в пгт. Шкотово, на другой территории (акватории), которая подвергнется загрязнению.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Нематериальные блага защищаются в соответствии с ГК РФ и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (ст. 12) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путём присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Способ защиты прав и интересов граждан на благоприятную окружающую среду предусмотрен Федеральным законом «Об охране окружающей среды», согласно ст. 76 которого споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, другие - в порядке административного судопроизводства, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
В данном случае должны быть рассмотрены в порядке гражданского судопроизводства исковые требования природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о возложении обязанности по выполнению требований законодательства об охране природы и природопользовании не только на администрацию Шкотовского городского поселения, но и на КГУП «Приморский водоканал», которые согласно ч. 2 ст. 1 КАС РФ не подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Шкотовского городского поселения, Администрации Шкотовского муниципального района Приморского края, Краевому государственному унитарному предприятию «Приморский водоканал», третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора, Приморское территориальное управление Росрыболовства, Отдел водных ресурсов по Приморскому краю Амурского бассейнового водного управления, о возложении обязанности устранить нарушения закона, - удовлетворить частично.
Возложить на КГУП «Приморский водоканал» (ул. Центральная, д. 5, п. Штыково, Шкотовский район, 692841), администрацию Шкотовского городского поселения (ул. Советская, д. 48, пгт. Шкотово, 692815) солидарно обязанность – устранить нарушения водного и земельного законодательства, а именно принять меры по организации водоотведения в поселке городского типа Шкотово, обеспечив нормативную очистку на очистных сооружениях системы водоотведения всех сточных вод сбрасываемых в водные объекты и на рельеф местности (почву), исключив их сброс на рельеф местности (почву), в соответствии с санитарно-эпидемиологическими и экологическими требованиями, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах.
Установить срок для исполнения решения суда - 3 года со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Приморского краевого суда через Шкотовский районный суд в течение месяца с момента принятия в окончательной форме. Дата составления мотивированного решения – 03.11.2023. Срок апелляционного обжалования исчисляется с 07.11.2023 по 07.12.2023, включительно.
Судья С.В. Качан