Богородицкий районный суд Тульской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Богородицкий районный суд Тульской области — Судебные акты
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июля 2011 гола город Богородицк
Богородицкий районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Трегубова С.В.,
при секретаре Рожновой М.В.,
с участием:
истца Зуева Ю.М.,
представителя ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» по доверенности Квасниковой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1049/2011 по иску Зуева Юрия Михайловича к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной зашиты населения Богородицкого района», отделению по Богородицкому району Управления Федерального казначейства по Тульской области, министерству финансов Российской Федерации, Департаменту социального развития Тульской области, Управлению Федерального казначейства по Тульской области о восстановлении права на получение ежемесячной денежной компенсации за работу на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом,
у с т а н о в и л:
Зуев Ю.М. обратился в суд с указанным иском к ответчикам по вышеизложенным основаниям, указывая, что с ДД.ММ.ГГГГ постоянно проживает в и с этого же времени постоянно работает в различных организациях г. , с ДД.ММ.ГГГГ адвокатом в юридической консультации областной коллегии адвокатов, с ДД.ММ.ГГГГ в Некоммерческой организации «Коллегия адвокатов города и района области». Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ он, Зуев Ю.М., постоянно проживает и работает в зоне радиактивного загрязнения после катастрофы на Чернобыльской АЭС на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом и имеет право на предоставление льгот и денежных компенсаций, предусмотренных Законом РФ от 15 мая 1991 года №12441-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Однако в нарушение ст. 19 п. 2 вышеуказанного Закона с ДД.ММ.ГГГГ он, Зуев Ю.М., не получает ежемесячную денежную компенсацию за работу в организациях, находящихся на территории, подвергшейся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. На его просьбу о восстановлении льгот, связанных с постоянной работой на радиактивной загрязненной территории ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» было отказано. Однако согласно ст. 19 п. 2 Закона РФ №1244-1 от 15 мая 1991 года социальные гарантии предоставляются, наряду с работающими по трудовому договору гражданами и лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью, которые в свою очередь относятся к лицам, самостоятельно обеспечивающими себя работой, чем и заняты адвокаты. Просит суд восстановить ему, Зуеву Ю.М., право на получение ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной п. 2 ст. 19 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», как лицу, работающему в зоне с льготным социально-экономическим статусом, с момента приостановления указанной выплаты – с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Зуев Ю.М. в судебном заседании, обстоятельства, изложенные в иске и заявленные им требования, полностью поддержал и настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» по доверенности Квасникова Т.В. в судебном заседании исковые требования Зуева Ю.М. не признала, пояснив, что согласно статьи 19 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, работающим в организациях, находящихся на территорий зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, независимо от организационно правовой формы и формы собственности и занимающимся в указанной зоне предпринимательской деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от времени проживания (работы), представляется ежемесячная денежная компенсация, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 7 календарных дней, выплата дополнительного вознаграждения за выслугу лет, за работу на «загрязненной» территории. Законодатель определил две категории граждан, имеющих право на указанные меры социальной поддержки: работающие в организациях, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности; занимающиеся в указанной зоне предпринимательской деятельностью.
Однако адвокатская деятельность не является предпринимательской. Не являясь ни работником организации но трудовому договору, ни предпринимателем, истец Зуев Ю.М. не относится к кругу лиц, которым названным выше законом гарантировано право на получение вышеперечисленных гарантий, в связи с чем Зуеву Ю.М. следует отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В судебное заседание не явился представитель ответчика Департамента социального развития Тульской области, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. В представленных суду возражениях возражает против удовлетворения заявленных Зуевым Ю.М. требований. При этом указал, что согласно п. 2 ст. 19 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ежемесячная денежная компенсация за работу на загрязненной территории производится гражданам, работающим в организациях зоны независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и занимающимся в указанной зоне предпринимательской деятельностью в соответствии с законодательством РФ при условии постоянного проживания (работы) до 02 декабря 1995 года. В соответствии с разъяснениями Министерства труда РФ от 04 ноября 1992 года №3, утвержденными постановлением Министерства труда РФ от 04 ноября 1992 года №29, выплата ежемесячной денежной компенсации за работу производится за фактически отработанное время на «загрязненной» территории, а также за время нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и в других случаях, когда по действующему законодательству за работниками сохраняется средний заработок. Согласно ст. 20 ТК РФ работником является физическое лицо, находящееся в трудовых отношениях с работодателем. В соответствии со ст. 16 Трудового кодекса РФ юридическим фактом, порождающим трудовые правоотношения, является трудовой договор, заключенный в соответствии с ТК РФ. По правилам ст. 11 ТК РФ трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера. Согласно ст.2 ГК РФ предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, законодатель определил две категории граждан, имеющих право на получение компенсации за работу на «загрязненной» территории: работающие в организациях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, и занимающиеся в указанной зоне предпринимательской деятельностью в соответствии с законодательством РФ.
Правовые основы деятельности адвокатов установлены ФЗ от 31 мая 2001 года №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Согласно ст.1 данного Закона адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвокат в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Адвокатская деятельность не является предпринимательской. Это значит, что ее целью не может быть извлечение прибыли. Все доходы адвокатского объединения или отдельного адвоката являются по своей правовой природе не результатом коммерческой или иной предпринимательской деятельности, а вознаграждением, выплачиваемым клиентом. Закон запрещает адвокату помимо адвокатской деятельности вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской или иной творческой деятельностью, а также занимать государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, должности государственной службы и муниципальные должности.
В соответствии со ст.25 Закона №63-ФЗ адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем. Соглашение представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом, на оказание юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу.
Трудовое законодательство регулирует трудовые отношения как процесс, а гражданское право регулирует отношения по поводу результата труда. К отношениям, возникающим в связи с учреждением, деятельностью и ликвидацией коллегии адвокатов, применяются правила, предусмотренные для некоммерческих партнерств Федеральным законом «О некоммерческих организациях». Согласно ст. 8 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами или юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение поставленных целей. Член некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые предусмотрены учредительными документами некоммерческого партнерства. Таким образом, действие Трудового кодекса РФ не распространяется на деятельность адвокатов, работающих на основании договоров гражданско-правового характера. Ведение табеля учета рабочего времени для граждан, работающих по гражданско-правовому договору действующим законодательством не предусмотрено.
Представители ответчиков Министерства финансов Российской Федерации, Управления федерального казначейства по Тульской области, отделения по Богородицкому району Управления Федерального казначейства по Тульской области в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени слушания дела извещались надлежащим образом судебными повестками, возражений не представили и не просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей ответчиков Департамента социального развития Тульской области, Министерства финансов Российской Федерации, Управления федерального казначейства по Тульской области, отделения по Богородицкому району Управления Федерального казначейства по Тульской области.
Выслушав объяснения истца и представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 8 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, отнесены к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона.
В соответствии с Перечнем населенных пунктов, находящихся в границах зон радиактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года №1582, город Богородицк Тульской области отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Судом установлено, что истец Зуев Ю.М. проживает в , то есть на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Факт регистрации истца в с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время также подтверждается данными его паспорта №, обозренного в судебном заседании.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Зуев Ю.М. работал в должности народного судьи городского народного суда.
С ДД.ММ.ГГГГ истец является членом областной коллегии адвокатов с местом работы в юридической консультации.
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает адвокатом Некоммерческой организации «Коллегия адвокатов города и района области».
Указанные обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке истца и не оспариваются участвующими в деле лицами.
Согласно положениям статьи 1 и статьи 2 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат осуществляет адвокатскую деятельность, которая не является предпринимательской.
Пунктом 4 статьи 3 данного Федерального закона установлено, что каждому адвокату гарантируется социальное обеспечение, предусмотренное для граждан Конституцией Российской Федерации.
Исходя из особого правового статуса адвоката, ему запрещается заключение трудовых договоров с работодателями на осуществление какой-либо трудовой функции. Адвокат осуществляет свою деятельность только по соглашению об оказании юридических услуг, где выступает стороной договорных отношений именно как адвокат, пользуясь всеми привилегиями, которые дает ему его статус, а также несет ответственность в рамках заключенного соглашения и законодательства Российской Федерации с учетом устава адвокатской палаты субъекта Российской Федерации и Кодекса профессиональной этики адвокатов.
Федеральным законом № 167-ФЗ от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в статье седьмой, определяющей категории застрахованных лиц, то есть лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим законом, адвокаты определены как лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, наряду с индивидуальными предпринимателями и нотариусами, занимающимися частной практикой.
Таким образом, правовой анализ изложенных положений закона позволяет сделать вывод о том, что, являясь самозанятым гражданином, адвокат осуществляет свободно избранную им деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск с учетом особенностей своего правового статуса.
Согласно сообщению Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что с ДД.ММ.ГГГГ Зуеву Ю.М. прекращена выплата ежемесячной денежной компенсации, гарантированной пунктом 2 статьи 19 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (гражданам, работающим в организациях зоны независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и занимающимся в указанной зоне предпринимательской деятельностью при условии постоянного проживания (работы) до ДД.ММ.ГГГГ), так как Зуев Ю.М., являясь адвокатом, не относится к указанному кругу лиц.
Анализируя приведенную выше совокупность правовых норм и доказательств по делу, суд приходит к убеждению в том, что изложенная выше позиция стороны ответчиков по делу является ошибочной.
Пунктом 2 статьи 19 данного Закона предусмотрена ежемесячная денежная компенсация гражданам, постоянно проживающим (работающим) в организациях зоны независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и занимающимся в указанной зоне предпринимательской деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации при условии постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 года.
Как следует из положений ст.19 указанного Закона, законодатель определяя лиц, которым государством гарантировано предоставление мер социальной поддержки, исходил из дифференцированного подхода причиненного вреда здоровью и компенсационных выплат с учетом условий и специфики работы на загрязненной территории.
Поскольку ежемесячная денежная компенсация в качестве компенсационной меры предоставляется наряду с работающими гражданами и лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью, которые в свою очередь относятся к лицам самостоятельно обеспечивающим себя работой, также как и адвокаты, суд приходит к выводу о наличии права у истца на получение ежемесячной денежной компенсации.
Статьей 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы
на Чернобыльской АЭС» установлено, что предусмотренные настоящим Законом
возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными
обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2005 год №542 утверждены Правила финансирования расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки» предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на семипалатинском полигоне».
В соответствии с пунктом 2 данных Правил финансирование расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству финансов Российской Федерации.
Суд полагает, что факт работы истца не по трудовому договору, не может нарушать его прав на социальное обеспечение, гарантированных ему как гражданину Российской Федерации частью 2 статьи 7, частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации, а также названным выше Законом, поскольку специфика трудовой деятельности адвоката заключается в том, что такая деятельность регулируется отчасти Федеральным законом от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре».
Таким образом, судом установлено, что истец Зуев Ю.М. постоянно проживает на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом с ДД.ММ.ГГГГ, при этом является работающим в организации зоны (в настоящее время некоммерческой организации «Коллегия адвокатов города и области», находящейся до адресу: ).
При таких обстоятельствах истец, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности организации, в которой он работает, имеет право на предусмотренную пунктом 2 статьи 19 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации, в том числе за 2010 год.
На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах заявленных и поддержанных в судебном заседании требований, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Зуева Юрия Михайловича удовлетворить.
Признать за Зуевым Юрием Михайловичем право на получение ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 2 статьи 19 Закона Российской Федерации №1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», как лицу работающему в зоне с льготным социально-экономическим статусом с момента приостановления указанной выплаты, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Богородицкий районный суд в течение 10 дней со дня изготовления судом решения в окончательной форме.
Судья Трегубов С.В.