ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1050/2022 от 26.09.2022 Кандалакшского районного суда (Мурманская область)

Дело № 2-1050/2022

Мотивированное решение изготовлено 26 сентября 2022 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 сентября 2022 года город Кандалакша

Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:

судьи Рубана В.В.,

при секретаре Корнеевой Н.А.,

с участием:

истца Фролова И.Н.,

ответчика – временно исполняющего должность командира войсковой части М.Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фролова И.Н. к временно исполняющему должность командира войсковой части М.Д.А., Министерству обороны Российской федерации, Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» о возложении обязанности выдать документы, взыскании упущенной выгоды, компенсации морального вреда,

установил:

Фролов И.Н. обратился в суд с иском к временно исполняющему должность командира войсковой части М.Д.А. (далее по тексту - работодатель, ВРИД командира войсковой части М.Д.А.) о возложении обязанности выдать документы, взыскании упущенной выгоды, компенсации морального вреда

В обоснование иска указал, что работал в войсковой части в должности стрелка команды военизированной охраны. им было написано заявление об увольнении по собственному желанию. В заявлении об увольнении истец указал перечень документов, которые ему необходимы для постановки на учет в Центр занятости населения . Трудовая книжка была выдана истцу в день его увольнения, при получении трудовой книжки Фролов И.Н. потребовал выдать ему справки, указанные в заявлении, а также произвести с ним окончательный расчет, на что должностное лицо отдела кадров ему пояснила, что справки придут ему по почте.

Фролов И.Н. обратился в Центр занятости населения , где специалист ему пояснила, что для постановки на учет требуется справка о заработной плате с последнего места работы, и поскольку указанная справка у истца отсутствует, ему лучше подождать, встать на учет после ее получения, иначе размер пособия у него будет минимальным. Фролов И.Н. обратился в отдел кадров войсковой части указав, что ему срочно требуется справка для постановки на учет в Центр занятости населения, но необходимые документы не выданы ему до настоящего времени, в связи с чем он просит суд возложить на ВРИД командира войсковой части М.Д.А. обязанность выдать запрошенные истцом документы.

Истец просит суд обязать ответчика выдать ему справку о заработной плате, расчетный листок, приказ об увольнении. Кроме того, в связи с неправомерными действиями ответчика истец был лишен возможности встать на учет в Центр занятости населения , в связи с чем им не была получено пособие по безработице в размере 92 087 рублей 28 копеек, которые истец просит взыскать с ответчика как упущенную выгоду, кроме того, действиями ответчика истцу причинен моральный вред, который он оценивает в 10 000 рублей и также просит взыскать с ответчика ВРИД командира войсковой части М.Д.А.

Определением судьи от 05 августа 2022 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство обороны Российской федерации, Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Северного флота», в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – МГОБУ «Центр занятости населения ».

В судебном заседании истец поддержал требования по основаниям, изложенным в иске, заявив их также к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота», которые привлечены к участию в деле в качестве соответчиков, указал, что требует взыскать с ответчиков моральный вред в сумме 10 000 рублей за невыдачу истребуемых документов, кроме того, просил привлечь ВРИД командира войсковой части М.Д.А. к административной ответственности за нарушение трудового законодательства при увольнении.

Ответчик ВРИД командира войсковой части М.Д.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление.

Представители Министерства обороны Российской Федерации, Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие, представили возражения на исковое заявление, в котором полагали, что не являются надлежащими ответчиками по делу.

Заслушав истца, ответчика ВРИД командира войсковой части М.Д.А., допросив свидетеля, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации, труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Согласно статье 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (статья 22 указанного Кодекса).

В соответствии со статьей 56 указанного Кодекса, трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации одним из оснований прекращения трудового договора является расторжение трудового договора по инициативе работника (статья 80 настоящего Кодекса).

Как следует положений статьи 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации, прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя.

С приказом (распоряжением) работодателя о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежащим образом заверенную копию указанного приказа (распоряжения). В случае, когда приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора невозможно довести до сведения работника или работник отказывается ознакомиться с ним под роспись, на приказе (распоряжении) производится соответствующая запись.

Днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним, в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом, сохранялось место работы (должность).

В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку или предоставить сведения о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у данного работодателя и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.

В случае, если в день прекращения трудового договора выдать работнику трудовую книжку или предоставить сведения о трудовой деятельности у данного работодателя невозможно в связи с отсутствием работника либо его отказом от их получения, работодатель обязан направить работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте или направить работнику по почте заказным письмом с уведомлением сведения о трудовой деятельности за период работы у данного работодателя на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом. Со дня направления указанных уведомления или письма работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки или предоставления сведений о трудовой деятельности у данного работодателя. Работодатель также не несет ответственности за задержку выдачи трудовой книжки или за задержку предоставления сведений о трудовой деятельности у данного работодателя в случаях несовпадения последнего дня работы с днем оформления прекращения трудовых отношений при увольнении работника по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 6 части первой статьи 81 или пунктом 4 части первой статьи 83 настоящего Кодекса, и при увольнении женщины, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности или до окончания отпуска по беременности и родам в соответствии с частью второй статьи 261 настоящего Кодекса. По письменному обращению работника, не получившего трудовой книжки после увольнения, работодатель обязан выдать ее не позднее трех рабочих дней со дня обращения работника, а в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом на работника не ведется трудовая книжка, по обращению работника (в письменной форме или направленному в порядке, установленном работодателем, по адресу электронной почты работодателя), не получившего сведений о трудовой деятельности у данного работодателя после увольнения, работодатель обязан выдать их не позднее трех рабочих дней со дня обращения работника способом, указанным в его обращении (на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (при ее наличии у работодателя).

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статями 12, 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что между истцом и ответчиком был заключен трудовой договор , в соответствии с которым истец принят на работу в войсковую часть , , на должность (пункт 1.1), работа у работодателя является для работника основной (пункт 1.2), договор заключается на неопределенный срок (пункт 1.3), дата начала работы – (пункт 1.4), срок испытания работнику не устанавливается (пункт 1.5) (л.д. 40-40об.).

Также издан приказ командира войсковой части о приеме на работу с Фролова И.Н. на должность (л.д. 38).

истец обратился к командиру войсковой части с заявлением об увольнении по собственному желанию с (л.д. 41). Приказом ВРИД командира войсковой части М.Д.А. от истец уволен по пункту 3 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (расторжение трудового договора по инициативе работника) (л.д. 42).

В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от "О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации", представителями Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющими полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, в соответствии со статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации являются, в том числе, командиры (руководители) воинских частей (организаций) (за исключением командиров (руководителей) воинских частей (организаций), входящих в состав соединений и им равных) - в отношении работников подчиненных воинских частей (организаций).

В соответствии со статьей 11.1 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ "Об обороне", приказом Министра обороны Российской Федерации от создано Федеральной казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование», являющееся юридическим лицом.

Для осуществления оперативной, тактической или иной функции управления войсковым звеном некоммерческого характера и в целях реализации государственной, финансовой и социальной политики в сфере деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, а также для осуществления финансового обеспечения объединений, соединений, воинских частей и учреждений, дислоцирующихся на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, на основании приказа Министра обороны Российской Федерации путем присоединения к Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» создан Филиал Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «1 финансово-экономическая служба».

Как следует из пояснений представителя Филиала Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба», во исполнение приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от «О зачислении на финансовое обеспечение воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», приказом командующего Северным флотом от «Об объявлении Перечней воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, состоящих на финансовом обеспечении в Федеральном казенном учреждении «Объединенное стратегическое командование Северного флота» и зачисленных на обслуживание в финансово-экономические службы Северного флота», войсковая часть 71216 зачислена на финансовое обеспечение в Филиал Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «1 финансово-экономическая служба» (далее по тексту – Филиал ФКУ «ОСК Северного флота» - «1-ФЭС»).

В соответствии с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 ноября 2021 года № 1909 "О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 460, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее – Правила), постановка на регистрационный учет осуществляется центрами занятости населения на основании заявления гражданина, обратившегося в центр занятости населения, в форме электронного документа, направленного с использованием единой цифровой платформы, единого портала или регионального портала (пункт 4 Правил).

Гражданин вправе обратиться в центр занятости населения или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг за содействием в подаче заявления и резюме в электронной форме путем личного посещения по собственной инициативе или по предложению центра занятости населения по вопросам, связанным с получением государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.

Гражданам, обратившимся в центр занятости населения, обеспечивается доступ к единой цифровой платформе, единому порталу и региональному порталу, а также оказывается необходимое консультационное содействие.

При личном посещении центра занятости населения такой гражданин предъявляет паспорт или документ, его заменяющий (пункт 16 Правил).

В случае отсутствия у гражданина, обратившегося в центр занятости населения, подтвержденной учетной записи в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" центр занятости населения или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг обеспечивает в случае согласия гражданина, обратившегося в центр занятости населения, завершение прохождения им процедуры регистрации в указанной системе.

В случае наличия у гражданина, обратившегося в центр занятости населения, подтвержденной учетной записи в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" его обращение в центр занятости населения за содействием в подаче заявления и резюме, а также оценка резюме (по его желанию), постановка на регистрационный учет и поиск подходящей работы (вакансий) осуществляются в день обращения (пункт 17 Правил).

Не позднее следующего рабочего дня со дня постановки гражданина, обратившегося в центр занятости населения, на регистрационный учет центр занятости населения запрашивает сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, по перечню согласно приложению, в том числе путем направления межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Зарегистрированные граждане вправе по собственной инициативе предоставить в центр занятости населения документы, подтверждающие указанные сведения (пункт 19 Правил).

Зарегистрированный гражданин лично представляет документы, предусмотренные частью 6 статьи 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в том числе:

свидетельство о государственной регистрации актов гражданского состояния, выданное компетентными органами иностранного государства, и его нотариально удостоверенный перевод на русский язык;

документы об образовании и (или) о квалификации, выдаваемые военными профессиональными образовательными организациями и военными образовательными организациями высшего образования, а также выданные в 1992 - 1995 годах организациями, осуществляющими образовательную деятельность на территории Российской Федерации;

документы об образовании и (или) о квалификации, связанные с прохождением обучения, выданные на территории иностранного государства, и их нотариально удостоверенный перевод на русский язык.

В случаях, предусмотренных пунктом 3 Правил исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2021 года № 1552 "Об утверждении Правил исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы)" (далее по тексту – Правила исчисления среднего заработка), зарегистрированный гражданин представляет справку о среднем заработке по последнему месту работы (службы) (пункт 20 Правил).

При этом, как следует из пункта 3 Правил исчисления среднего заработка, средний заработок исчисляется для определения его размера в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", работодателем в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 13 настоящих Правил, в случае если:

а) гражданин находился в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком в течение всего периода, приходящегося на 3-месячный срок, предшествующий календарному кварталу перед месяцем подачи заявления;

б) доход гражданина за период 3 месяцев, предшествовавших календарному кварталу перед месяцем подачи заявления, не подлежал обложению страховыми взносами в части обязательного пенсионного страхования в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 и подпунктом 1 пункта 3 статьи 422 (в части, относящейся к прокурорам, следователям, судьям федеральных судов и мировым судьям) Налогового кодекса Российской Федерации;

в) периоды, указанные в подпункте "г" пункта 2 настоящих Правил, относятся к периоду занятости гражданина не по последнему месту работы;

г) у гражданина отсутствовал доход по последнему месту работы (службы) в периоды, указанные в подпункте "г" пункта 2 настоящих Правил.

В случаях, указанных в пункте 3 настоящих Правил, гражданин представляет в органы службы занятости справку работодателя о среднем заработке, подписанную руководителем и главным бухгалтером (при наличии) организации или индивидуальным предпринимателем (пункт 4 Правил исчисления среднего заработка).

Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что Фроловым И.Н. заявление о предоставлении финансовых справок (выписка по форме СЗВ-Р, справка по форме 182Н для начисления пособия по временной нетрудоспособности, выписка из отчета СЗВ-М, справка формы СЗВ-СТАЖ, раздел № 3 расчета по страховым взносам, расчетный листок) было написано на имя начальника Филиала Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «1 финансово-экономическая служба», который не является работодателем истца, при этом истец просил в заявлении направить указанные справки ему по почте, указав адрес: (л.д. 180).

Данное заявление по реестру документов воинской части по гражданскому персоналу передано в Филиал ФКУ «ОСК Северного флота» - «1-ФЭС» (л.д. 181).

Как следует из показаний ответчика, а также из показаний свидетеля Я.Л.Н., являющейся инспектором по кадрам войсковой части , по поступлении из Филиала ФКУ «ОСК Северного флота» - «1-ФЭС» финансовых справок для Фролова И.Н., указанные документы были направлены истцу заказным почтовым отправлением по адресу, указанному им в заявлении о предоставлении финансовых справок () (л.д. 124, 125), но адресатом получены не были и были возвращены в почтовое отделение (Отделение «Почта России», расположенное по адресу: ), в связи с чем Я.Л.Н. по телефону сообщила Фролову И.Н. о необходимости получить почтовое отправление в отделение связи.

Показания свидетеля Я.Л.Н. последовательны, непротиворечивы, согласуются с материалами дела, в связи с чем принимаются судом в качестве доказательства по делу.

При этом, как следует из материалов дела, с заявлением о выдаче справки о среднем заработке, а также о выдаче копии приказа об увольнении, которые не относятся к документам, выдаваемым работодателем в день увольнения, истец не обращался, ни к работодателю - ВРИД командира войсковой части М.Д.А., ни на имя начальника Филиала ФКУ «ОСК Северного флота» - «1-ФЭС».

Вместе с тем, материалы дела также не содержат и сведений, свидетельствующих о том, что истец был обязан представить справку о среднем заработке, оформленную работодателем, в соответствии с пунктом 3 Правил исчисления среднего заработка, средний заработок исчисляется для определения его размера в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", поскольку страховые взносы в части обязательного пенсионного страхования работодателем начислялись, что подтверждается справками формы СЗВ-стаж, СЗВ-М (л.д. 183, 184).

Почтовое отправление, содержащее запрошенные истцом документы, поступило на временное хранение в почтовое отделение в городе Апатиты, откуда по заявлению ответчика - ВРИД командира войсковой части М.Д.А. возвращено в воинскую часть . Документы, содержащиеся в почтовом отправлении – справка о доходах и суммах налога физического лица за 2022 год, справка по форме 182н, справка формы СЗВ-М, справка формы СЗВ-СТАЖ, Раздел 3. Персонифицированные сведения о застрахованных лицах, расчётный листок за март 2022 года, вручены истцу в судебном заседании.

При этом, принимая во внимание, что истец к работодателю, которым на момент его увольнения – являлся ВРИД командира войсковой части М.Д.А., Министерству обороны Российской федерации, Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» с заявлением о предоставлении истребуемых документов не обращался, обязанность по выдаче указанных документов в 3-дневный срок, в соответствии со статьей 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации, у ответчиков не возникла. Положения статьи 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации на Филиал ФКУ «ОСК Северного флота» - «1-ФЭС», на финансовое обеспечение которого зачислена войсковая часть 71216, но работодателем для истца не являющийся, не распространяются.

Отказывая в удовлетворении требования о взыскании с ответчика упущенной выгоды, суд исходит из того, что, согласно сообщению МГОБУ «Центр занятости населения », Фролов И.Н. заявления на оказание услуги содействия в поиске работы через Единую цифровую форму портала «Работа в России» не подавал, в Центр занятости населения не обращался (л.д. 57об.). Вместе с тем, истец не был лишен права обратиться с указанным заявлением, на основании которого Центром занятости населения была бы осуществлена регистрация его в качестве безработного с назначением пособия по безработице, в случае необходимости предоставления справки о среднем заработке, в минимальном размере с последующим перерасчетом суммы данного пособия со дня предоставления оригинала справки о среднем заработке по последнему месту работы.

Таким образом, анализируя в совокупности и по отдельности материалы дела, показания сторон, показания свидетеля, суд приходит к выводу о том, что ответчиками, в том числе ВРИД командира войсковой части М.Д.А., являвшимся работодателем истца, права и законные интересы истца нарушены не были, в связи с чем требования Фролова И.Н. о взыскании с ответчиков упущенной выгоды (пособия по безработице, которое истец мог получить при постановке на учет в качестве безработного с предоставлением справки о заработной плате), а также компенсации морального вреда за невыдачу истребуемых документов удовлетворению не подлежат.

Разрешая требования истца о привлечении ВРИД командира войсковой части М.Д.А. к административной ответственности за нарушение трудового законодательства суд отмечает, что требования о привлечении к административной ответственности не могут быть заявлены в рамках рассмотрения гражданского дела, поскольку действующим законодательством предусмотрен иной порядок разрешения вопроса о привлечении к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Фролову И.Н. в удовлетворении исковых требований к временно исполняющему должность командира войсковой части 71216 М.Д.А., Министерству обороны Российской федерации, Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» о возложении обязанности выдать документы, взыскании упущенной выгоды, компенсации морального вреда – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей апелляционной жалобы через Кандалакшский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья В.В. Рубан