ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1053/17 от 14.12.2017 Татарского районного суда (Новосибирская область)

Дело

Поступило в суд 14.12.2017 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

<адрес>

Татарский районный суд Новосибирской области в составе председательствующего судьи: Полтинниковой Е.А.,

при секретаре судебного заседания Сороквашиной О.А.,

с участием представителя истца администрации Усть-Таркского района по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1,

ответчика ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Усть-Таркского района к ответчику ФИО4 о взыскании неосновательного обогащения в виде полученной социальной выплаты, суд,

установил:

администрация Усть-Таркского района обратилась в Татарский районный суд Новосибирской области с исковым заявлением к ответчику ФИО4 о взыскании неосновательного обогащения в виде полученной социальной выплаты в обоснование требований указала следующее, что постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598 утверждена федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» и Министерство сельского хозяйства РФ утверждено государственным заказчиком - координатором Программы (далее - Постановление Правительства). Постановлением Правительства Новосибирской области от 26.02.2015 № 69-п утверждена программа «О государственной программе Новосибирской области «Устойчивое развитие сельских территорий в Новосибирской области на 2015 - 2017 годы и на период до 2020 года».

В рамках реализации программы между администрацией Усть-Таркского района Новосибирской области и Министерством сельского хозяйства Новосибирской области ежегодно заключается соглашение о взаимодействии по вопросам реализации Программы. 16 июня 2015 года было заключено соглашение № 17, предметом которого является предоставление бюджету Усть- Таркского района Новосибирской области иных межбюджетных трансфертов на осуществление в 2015 году мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов за счет средств областного бюджета Новосибирской области, в том, числе источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета в пределах объема бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом Новосибирской области от 22.12.2014 № 50-03 «Об областном бюджете Новосибирской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов».

ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратился в администрацию Усть-Таркского района Новосибирской области с заявлением о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках федеральной целевой программы «Устойчивой развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года по категории молодая семья.

В заявлении на участие в программе ФИО4 от 25.06.2014г. были включены: жена –ФИО2 и дочь ФИО3.

Распоряжением администрации Дубровинского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области от 15.06.2014 №26-2, ФИО4, в составе семьи 3 человека, на основании материалов комиссии по учёту и распределению жилья (протокол № 05 от 13.04.2014 г.), ст.ст. 52, 57 ЖК РФ, ст. 2 Закона Новосибирской области от 04.11.2005 № 337-03 «Об учете органами местного самоуправления граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в Новосибирской области по договорам социального найма» признан нуждающийся в улучшении жилищных условий.

Администрацией Усть-Таркского района 21.07.2014 года были направлены в адрес Министерства сельского хозяйства Новосибирской области уточненный список граждан, молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках мероприятий по улучшению жилищных условий федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года» в Усть-Таркском районе на 2015 год. В указанном списке значилась фамилия ФИО4

Согласно выписке из сводного списка участников мероприятий - получателей социальных выплат и получателей жилья по договору найма жилого помещения по Новосибирской области на 2015 год (приложение №1 к соглашению от 16.06.2015 № 17) ответчик включен в список получателей социальной выплаты.

Администрацией Усть-Таркского района Новосибирской области были выданы разрешения от ДД.ММ.ГГГГ за , на перечисление денежных средств со счета получателя социальной выплаты ФИО4, открытого в дополнительном офисе «Усть-Таркский» ОАО Новосибирский социальный коммерческий Банк «Левобережный» в общей сумме 939 000 рублей на счет продавца ЗАО «Дубровинское», открытого в ОАО Новосибирский социальный коммерческий Банк «Левобережный».

ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации Усть-Таркского района из Контрольно-счетной палаты Новосибирской области поступило уведомление о проведение контрольного мероприятия, а именно проверки целевого характера и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на реализацию государственной программы Новосибирской области «Устойчивое развитие сельских территорий в Новосибирской области на 2015-2017 годы и на период до 2020 года» в 2015 году и за текущий период 2016 года (в том числе безвозмездных поступлений из федерального бюджета).

По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ Контрольно-счетной палатой Новосибирской области был составлен акт .

В ходе проверки КСП НСО были выявлены случаи нарушения порядка формирования и утверждения списков. Выявленные нарушения были отображены в вышеуказанном акте КСП НСО. В нарушении п.15 Типового положения, в случае если фактическая стоимость 1 кв.м, общей площади построенного (приобретенного) жилья меньше стоимости 1 кв.м, общей площади жилья, определенной органом исполнительной власти, размер социальной выплаты подлежит перерасчёту исходя из фактической стоимости 1 кв.м, общей площади жилья. ФИО4 фактически приобрёл квартиру по адресу: <адрес><данные изъяты> по договору купли-продажи

стоимость квартиры, определенная сторонами составила 1342000 рублей. Стоимость квадратного метра приобретенного жилья составила 20,46 тысяч рублей (1342000 рублей /65,6 кв. м.), а объём средств предусмотренных на приобретение жилого помещения должен составить 773,3 тысяч рублей ((20045 рублей *54 кв.м.)-30%), так как в соответствии с п.4 пп. В Типового положения необходимо наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 13 настоящего Типового положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 18 настоящего Типового положения. Так как размер выплаченной социальной выплаты ФИО4 составил 939000 рублей, сумма излишне выплаченной социальной выплаты составил 165 700рублей.

Администрацией Усть-Таркского района Новосибирской области в адрес ответчика было направлено требования о возврате бюджетных средств от 06.06.2016г. .

Позже администрацией района было направлено в адрес ответчика повторное уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о добровольном возврате денежных средств в сумме 165700 рублей, в бюджет Усть-Таркского района Новосибирской области, однако до настоящего времени ответчик указанные денежные средства не вернул.

В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Администрация Усть-Таркского района просит: взыскать с ФИО4 в пользу администрации Усть- Таркского района Новосибирской области неосновательное обогащение в виде сумм излишне выплаченных социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 165700(Сто шестьдесят пять тысяч семьсот) рублей. Неосновательное обогащение в виде полученной социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 165700(Сто шестьдесят пять тысяч семьсот) рублей подлежит перечислению по следующим реквизитам: Администрация Усть-Таркского района, юридический адрес: <адрес>, <данные изъяты>

В судебном заседании представителя истца администрации Усть-Таркского района по доверенности ФИО1 поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить полном в полном объеме, пояснил, что ФИО4 и молодая семья в количестве 3 человек состоял на учете, как нуждающийся в улучшении жилищных условия, был включен в программу ля получения социальной выплаты, с ним заключен трехсторонний договор об обеспечении жильем. По условиям договора он должен отработать 5 лет в районе. Согласно выписки представленной в судебное заседание денежные средства в виде иных межбюджетных трансфертов поступили в бюджет Усть-Таркского района Новосибирской области на 2015 год. К условиям предоставления социальной выплаты относятся: наличие оснований для включения в список, проживание в сельской местности, трудовой договор с организацией социальной сферы. ФИО4 после приобретения квартиры отчитался во время, нарушений не выявлено, также как и нет нарушений по постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, включении в реестр участников программы. В настоящее время ФИО4 продолжает работать в ЗАО «Дубровинском». Единственное нарушение программы приобретение 1 квадратного метра жилой площади стоимостью 20,45 тыс. рублей, что ниже установленного расчета стоимости 1 квадратного метра Министерством сельского хозяйства Новосибирской области на 2015 год в размере 24853, 00 рублей. Расчет площади на семью из 3 челок 54 кв. м. ФИО4 был вправе приобрести жилье большей площадью, объем субсидии выделялся на 54 кв.м. и составил 939000 рублей, ФИО4 приобрел квартиру площадью 65,6 кв.м.

Ответчик ФИО4 в судебном заседании не признал исковые требования, пояснил, что ему была предоставлена субсидия, он израсходовал субсидию на приобретение жилья на семью из 3 человек, условия программы он не нарушил и не понимает, почему спустя год он обязан вернуть излишне выплаченную социальную выплату, документы проверялись, и нарушений с его стороны не было выявлено. 30 процентов денежных средств для приобретения жилья и получения социальной выплаты, он брал в займ по договору у ЗАО «Дубровинское» в настоящее время выплачивает. ФИО4 пояснил, что на учет в качестве нуждающегося был поставлен в связи, с тем, что после пожара сгорело своё жилье.

Министерство сельского хозяйства Новосибирской области извещено надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания, представитель не явился, не уведомил суд о причинах неявки. Министерство отзыв на исковое заявление не представило, в ответе по запросу суда, указали, что при установлении факта нарушения условий предоставления социальной выплаты администрация Усть-Таркского района осуществляет взыскание средств социальной выплаты. Администрацией Усть-Таркского района предоставлялись ежеквартально отчеты о расходовании субсидии, факт нарушения расходования средств социальной выплаты в этих отчетах не установлен.

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО8 пояснила, что работает в должности главного специалиста отдела архитектуры и строительства администрации Усть-Таркского района с августа 2013 года, на основании распоряжения администрации Усть-Таркского района от ДД.ММ.ГГГГ-р назначена ответственным лицом, в ее обязанности входит консультирование граждан, прием заявлений с приложенными документами, ведение учетных дел включенных в программу, подготовка распоряжения на перечисление денежных средств. В июне 2014 года с заявлением о постановке в ФЦП обратился ФИО4 семья его состояла из 3 человек. Он был включен в сводный список в мае 2015 года, ему было выдано свидетельство, были перечислены денежные средства на его счет в размере 70 процентов из расчета стоимости 1 квадратного метра 24853 рубля общей площади жилья в сельской местности Новосибирской области на 2015 год для реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов" сумма выплаты составила 939000,00 рублей из расчета на семью из 3 человек площадь 54 кв. м. для приобретения жилья в п. Октябрьский. Указанные денежные средства были перечислены на счет продавца ЗАО «Дубровинское» в 2016году в счет оплаты за приобретаемое жилое помещение. Условия программы: гражданин должен проживать на территории Усть-Таркского района, трудоустроен на территории Усть-Таркского района, состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении наличие собственных средств в размере 30 %. ФИО4 наличие собственных средств в размере 30% был предоставлен договор займа средств у ЗАО «Дубровинское». Нарушений со стороны ФИО4 условий программы нет, когда он вставал в программу, то стоимость одного квадратного метра равнялась сумме 21570 рублей ему разъяснялась именно эта сумма, а в 2015 и 2016 годах стоимость 1 квадратного метра повысилась. Администрация района ежеквартально направляла в Министерство сельского хозяйства Новосибирской области отчеты об использовании средств социальной выплаты, нарушений со стороны ФИО4 не выявлено, в том числе и в части использования субсидии на приобретение квартиры. ФИО4 снят с учета в качестве нуждающегося в связи с обеспечением его жильем.

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО9 пояснила, что работает в должности главы Дубровинского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области с ноября 2015 года. До ноября 2015 года работала заместителем главы Дубровинского сельсовета и входила в комиссию по распределению жилья, в том числе была в составе комиссии при рассмотрении документов ФИО4 ФИО9 пояснила, что комиссия рассматривала документы ФИО4, дату не помнит в 2014 года. Точный состав комиссии не помнит. Комиссия рассмотрев документы приняла решение о признании ФИО4 нуждающимся в жилом помещении, поскольку ФИО4 его жена и дочь проживали с родителями. Их жилье сгорело при пожаре. ФИО9, пояснила, что ФИО4 снят с учета в связи с обеспечением его жильем.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовал письменные материалы дела, оценил относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности находит требования администрации Усть-Таркского района незаконными, необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям: постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 N 598 (ред. от 25.05.2016) "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" в числе мероприятий которой предусмотрены мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов на селе. Основной целью этих мероприятий является обеспечение жильем категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами.

Предусмотрено, что на указанные мероприятия средства федерального бюджета выделяются на безвозвратной основе бюджетам субъектов Российской Федерации на условиях софинансирования, осуществляемого в порядке межбюджетных отношений.

Предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования указанных мероприятий, осуществляется в соответствии с правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (приложение № 3 к Программе).

Согласно приложения №4 ФЦП утверждено Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее – Типовое положение).

Судом установлено, что при включении в сводный список ФИО4 соблюдены все условия программы, он был включен в список граждан, молодых семей и молодых специалистов по Усть-Таркскому району на 2015 год. ФИО4 было выдано Министерством сельского хозяйства Новосибирской области свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности №88, согласно свидетельства размер субсидии производился Министерством сельского хозяйства Новосибирской области, свидетельство подписано исполняющим обязанности министра сельского хозяйства Новосибирской области.

ДД.ММ.ГГГГ с ФИО4 заключен трехсторонний договор об обеспечении жильем граждан, предмет договора является условия предоставления Получателю социальной выплаты на приобретение жилого помещения в <адрес>, в рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем граждан ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 204-2017 годы и на период до 2020 года». Срок действия договора в течение 5 лет с даты выдачи свидетельства. ФИО4 обязан отработать не менее 5 лет по трудовому договору заключенному с работодателем или в АПК в сельской местности.

ФИО4 его супруга ФИО2 и несовершеннолетняя дочь ФИО3 на основании договора купли-продажи от 20.02.2016г. приобрели в долевую собственность квартиру общей площадью 65,6 кв.м. расположенную по адресу: <адрес>, стоимость квартиры определена сторонами в сумме 1342000,00 рублей.

29.02.2016г. право собственности ФИО4, ФИО2, ФИО3 зарегистрировано общей долевой собственности, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации прав, имеющими в материалах дела.

Денежные средства социальной выплаты в сумме 939000,00 рублей на основании заявления ФИО4 от 01.03.2016г. были перечислены на счет продавца ЗАО «Дубровинское».

Согласно п. 13 Типового положения расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. метра - для одиноко проживающих граждан, 42 кв. метра - на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек), и стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в сельской местности на территории субъекта Российской Федерации, утвержденной органом исполнительной власти на очередной финансовый год исходя из фактической стоимости строительства (приобретения) жилья в рамках Программы за предыдущий год с учетом прогнозного уровня инфляции, установленного в субъекте Российской Федерации на очередной финансовый год, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на первый квартал очередного финансового года.

Размера общей площади жилого помещения для семьи ФИО4 был рассчитан в размере 54 кв.м.

Приказом Минсельхоза Новосибирской области от 29.02.2016 N 19-нпа "Об утверждении стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья в сельской местности Новосибирской области на 2016 год для реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов" утверждена стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья в сельской местности Новосибирской области на 2016 год в размере 27 333,0рублей.

Стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья в сельской местности Новосибирской области на 2015 год составляла 24 853,0 рубля согласно приказа Минсельхоза Новосибирской области от 03.03.2015 N 22-нпа "Об утверждении стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья в сельской местности Новосибирской области на 2015 год для реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов".

Истцом в нарушение требований не правильно исчислен размер стоимости 1 м.кв. 20045 рублей.

Согласно п. 15 Типового положения в случае если фактическая стоимость 1 кв. метра общей площади построенного (приобретенного) жилья меньше стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, определенной органом исполнительной власти, размер социальной выплаты подлежит пересчету исходя из фактической стоимости 1 кв. метра общей площади жилья.

В соответствии с пунктом 17 Типового положения определение размера социальной выплаты производится органом исполнительной власти в соответствии с пунктами 13 - 16 настоящего Типового положения.

Из содержания указанного Типового положения следует, что основными полномочиями при предоставлении субсидий наделены органы исполнительной власти субъекта, а также муниципальные органы в части полномочий, предусмотренных в п. 21 и п. 31 Типового положения, к которым отнесено следующее: Органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, указанных в пункте 19 настоящего Типового положения, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, на очередной финансовый год и плановый период и направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в орган исполнительной власти. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата.

Органы местного самоуправления вправе на основании соглашений, заключенных с органами исполнительной власти, осуществлять выполнение следующих функций:

а) вручение получателям социальных выплат свидетельств, оформленных в установленном порядке органами исполнительной власти;

б) разъяснение населению, в том числе с использованием средств массовой информации, условий и порядка получения и использования социальных выплат;

в) заключение с кредитными организациями соглашений, предусмотренных пунктом 23 настоящего Типового положения, и представление в территориальный орган Федерального казначейства платежных поручений на перечисление социальных выплат на банковские счета получателей социальных выплат в срок, определенный в указанных соглашениях, - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования;

г) проверка указанных в пункте 27 настоящего Типового положения договоров до их представления в кредитную организацию на предмет соответствия сведений, указанных в них, сведениям, содержащимся в свидетельствах;

д) ведение реестров выданных свидетельств;

е) уведомление получателей социальных выплат о поступлении денежных средств на их банковские счета - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования.

В соответствии с пунктом 27 Типового положения исполнительный орган власти субъекта осуществляет Перечисление социальных выплат с банковских счетов получателей социальных выплат производится кредитной организацией:

а) продавцу, указанному в договоре купли-продажи, на основании которого осуществлена государственная регистрация права собственности на приобретаемое жилое помещение;

б) исполнителю (подрядчику), указанному в договоре подряда на строительство жилого дома для получателя социальной выплаты;

в) застройщику, указанному в договоре участия в долевом строительстве жилых домов (квартир), в котором получатель социальной выплаты является участником долевого строительства, оформленном в соответствии с требованиями Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";

г) продавцу, указанному в договоре купли-продажи материалов и оборудования для строительства жилого дома собственными силами получателя социальной выплаты;

д) кредитной организации или юридическому лицу, указанным в кредитном договоре (договоре займа) о предоставлении гражданину кредита (займа) на строительство (приобретение) жилья, в том числе ипотечного.

Согласно п. 28 Типового положения Указанные в пункте 27 Типового положения договоры до представления их в кредитную организацию проходят проверку в органе исполнительной власти на предмет соответствия сведений, указанных в них, сведениям, содержащимся в свидетельствах.

В Новосибирской области разработана государственная программа, утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 26.02.2015 N 69-п "О государственной программе Новосибирской области "Устойчивое развитие сельских территорий в Новосибирской области на 2015 - 2017 годы и на период до 2020 года" определ исполнительный орган программы Министерство сельского хозяйства Новосибирской области.

Вышеуказанным постановлением утвержден Порядок предоставления из областного бюджета Новосибирской области местным бюджетам муниципальных образований Новосибирской области иных межбюджетных трансфертов на осуществление мероприятий по улучшению жилищных условий граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (далее - Порядок), разработан в соответствии с Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее - Типовое положение), к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года"

Согласно пункта 5 Порядка приложение N 2 к постановлению Правительства Новосибирской области от 26.02.2015 N 69-п Министерство определяет по каждому участнику мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов в соответствии с пунктами 13 - 16 Типового положения размер социальной выплаты. Министерство включает граждан, молодых семей и молодых специалистов в сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат и получателей жилья по договору найма жилого помещения по Новосибирской области на очередной финансовый год (далее - сводный список) по форме, предусмотренной приложением N 6 к Порядку отбора государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на устойчивое развитие сельских территорий, утвержденному приказом Минсельхоза России от 11.02.2015 N 48 "Об утверждении Порядка отбора государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на устойчивое развитие сельских территорий". В соответствии со сводным списком определяется объем иных межбюджетных трансфертов по каждому из муниципальных образований Новосибирской области.

В соответствии с условиями порядка, утвержденными постановлением Правительства Новосибирской области от 26.02.2015 N 69-п, а именно п. 13 Порядка предусмотрено, что перечисление социальных выплат с банковских счетов получателей социальных выплат производится кредитной организацией:

Солгано п.14 Порядка Указанные в пункте 13 Порядка договоры до представления их в кредитную организацию проходят проверку в органах местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области на предмет соответствия сведений, указанных в них, сведениям, содержащимся в свидетельствах о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности (далее - свидетельства).

Суд приходит к следующему, определение размера социальной выплаты производится Министерством сельского хозяйства Новосибирской области (далее – Министерства), также как и перерасчет социальной выплаты относится к полномочиям Министерства, кроме того Министерство из анализа представленного законодательство обязано проводить проверку договоров до представления их в кредитную организацию. Дублирующая обязанность возложена и на органы местного самоуправления Новосибирской области. Таким образом, до перечисления денежных средств по договору купли-продажи представленному ФИО4 на счет продавца ЗАО «Дубровинское» Министерство сельского хозяйства Новосибирской области и администрация Усть-Таркского района обязаны были проверять условия договора, его правомерность заключения, в том числе расчет стоимости 1 кв. метра приобретаемого получателем субсидии.

Согласно пункта 17 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 26.02.2015 N 69-п «Органы местного самоуправления, граждане, молодые семьи и молодые специалисты несут ответственность за нецелевое использование бюджетных средств и представление недостоверных сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации».

В соответствии с п.18 Порядка Контроль за соблюдением органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов осуществляется министерством.

Поскольку необходимым условием неосновательного обогащения является приобретение и сбережение имущества одним лицом за счет другого лица, не основанное на законе, иных правовых актах, сделке.

Договор купли-продажи от 20.02.2016г. и трехсторонний договор об обеспечении жильем ФИО4 от 17.06.2015г. не были оспорены истцом и не признаны недействительными.

Суд приходит к выводу, что в действиях ФИО4 отсутствует неосновательное обогащение, он являлся получателем социальной выплаты, условия предоставления социальной выплаты с его стороны не нарушены, социальная выплата использована по целевому назначению, судом установлено, что он продолжает исполнять условия трехстороннего договора об обеспечении жильем граждан от 17.06.2015г.

Согласно ст. 1109 ГК РФ Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Суд полагает, что испрашиваемая истцом сумма не является неосновательным обогащением, денежные средства были получены ответчиком в качестве социальной выплаты на приобретение жилья молодой семье и в силу п. 3ст. 1109 ГК РФ возврату не подлежат. В данном случае нарушены обязательства, предусмотренные Типовым положением со стороны Министерства сельского хозяйства Новосибирской области и администрации Усть-Таркского района, которые несут ответственность, предусмотренную бюджетным законодательством РФ.

При таких обстоятельствах, суд находит требования истца незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,

решил:

в удовлетворении заявленных требований администрации Усть-Таркского района к ответчику ФИО4 о взыскании неосновательного обогащения в виде полученной социальной выплаты отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новосибирского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Татарский районный суд Новосибирской области.

Судья Е.А. Полтинникова