ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1057/18 от 28.11.2018 Ломоносовского районного суда (Ленинградская область)

Дело № 2-1057/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Ломоносов 28 ноября 2018 года

Ломоносовский районный суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Яковлевой М.В.,

при секретаре Алексеевой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Городской информационно-расчетный центр» (СПб ГКУ «ГИРЦ») к ФИО1 о взыскании незаконно полученной денежной выплаты,

УСТАНОВИЛ:

СПб ГКУ «ГИРЦ» обратилось в Ломоносовский районный суд <адрес> с иском к ФИО1 о взыскании незаконно полученной денежной выплаты ветерану труда и денежной выплаты ветерану труда льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 53010 рублей 88 копеек.

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что ответчик до ДД.ММ.ГГГГ пользовался льготами по оплате жилья и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ветеранам труда.

В феврале 2017 года при обработке справки о регистрации формы 9 стало известно о снятии ответчика с регистрационного учёта в Санкт-Петербурге, после чего денежная выплата ему не осуществлялась, тогда же в СПб ГКУ «ГИРЦ» поступило решение администрации <адрес> Санкт-Петербурга о прекращении выплаты ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по причине отсутствия у него регистрации в Санкт-Петербурге.

Представитель истца СПб ГКУ «ГИРЦ» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Учитывая положения Устава СПб ГКУ «ГИРЦ», определяющие его организационно-правовую форму, цели, предмет и виды деятельности, а также характер заявленных требований, наличие у истца статуса юридического лица в организационно-правовой форме учреждения, субъекта гражданских правоотношений, СПб ГКУ «ГИРЦ» обратился в суд с настоящим иском.

Ответчик ФИО1 в суд не явился, извещался по последнему известному суду месту жительства и регистрации, однако почтовые извещения о судебном заседании ответчику вручены не были в связи с истечением срока хранения.

Суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положением «О Комитете по социальной политике Санкт-Петербурга», утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ, Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, основными задачами которого являются, в том числе проведение государственной политики Санкт-Петербурга в сфере социальной защиты населения (пункт 2.1).

В ведении Комитета находятся государственные унитарные предприятия и государственные учреждения Санкт-Петербурга согласно приложению к настоящему Положению, в том числе СПб ГКУ «ГИРЦ» (пункт 1 перечня).

Для осуществления задач, предусмотренных в разделе 2 настоящего Положения, Комитет осуществляет управление государственными учреждениями, находящимися в ведении Комитета, и решает вопросы их материально-технического и финансового обеспечения.

Из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении ежемесячной денежной и ежемесячной социальной выплат отдельным категориям граждан в Санкт-Петербурге» СПб ГКУ «ГИРЦ» на основании сформированной базы данных граждан автоматизированной информационной системы электронного социального регистра населения, имеющих право на выплаты с ДД.ММ.ГГГГ автоматизировано была назначена ежемесячная денежная выплата ветерану труда ФИО1, а также до ДД.ММ.ГГГГ ему была предоставлена льгота по оплате жилья и коммунальных услуг при личном обращении заявителя в ВЦКП ЖХ, а с ДД.ММ.ГГГГ льгота на основании сформированной базы данных граждан автоматизированной системы электронного социального регистра населения, имеющих право на выплаты, автоматизировано была переведена в меру социальной поддержки в виде денежной выплаты ветерану труда льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством (л.д. 8-9).

Согласно предоставленной истцом справке по произведенным ответчику выплатам, ФИО1 начислены и произведены денежные выплаты в качестве меры социальной поддержки ветерану труда, а именно: ежемесячная денежная выплата за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 24200 рублей 64 копейки, а также ежемесячная денежная компенсация части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ветеранам труда, проживающим в <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 33873 рубля 28 копеек (л.д. 24-25, 30-33).

Согласно архивной справке о регистрации по форме 9 ФИО1 был зарегистрирован по адресу: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-12).

Согласно решениям администрации <адрес> Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 принято решение о возвращении необоснованно (излишне) выплаченных сумм денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 33873 рубля 28 копеек (л.д. 15) и принято решение о возвращении необоснованно (излишне) выплаченных сумму ежемесячной денежной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 24200 рублей 64 копейки (л.д. 28).

Из представленной в материалы дела справки-расчету переплаты единой денежной выплаты следует, что ФИО1 необоснованно выплачена сумма по ежемесячной денежной выплаты ветерану труда за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 24200 рублей 64 копейки (возврат 2484 рубля 00 копеек) и сумма по денежной выплате ветерану труда льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 33873 рубля 28 копеек (возврат 2579 рублей 04 копейки), перечисляемые в почтовое отделение (198504) (л.д. 30-33).

Таким образом, судом установлено и следует из материалов гражданского дела, что ФИО1, проживая в Санкт-Петербурге, являясь ветераном труда, нуждающимся в мерах социальной поддержки, получал меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в форме денежной выплаты в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Указанные меры социальной поддержки предоставлялись ответчику в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ «Социальный кодекс Санкт-Петербурга», Законом Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ «О форме предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге», реализованных посредством Постановления Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации Закона Санкт-Петербурга «О форме предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге».

В соответствии с пунктом 9 статьи 13 и частью 2 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации вопросы об определении порядка предоставления установленных законодательством мер социальной поддержки на территории <адрес> относятся к компетенции органов государственной власти указанного субъекта Российской Федерации.

Согласно закону Санкт-Петербурга «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге» от ДД.ММ.ГГГГ определена мера предоставления социальной поддержки в форме денежной выплаты.

Согласно пункту 1.3 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных выплат, утвержденного Постановления Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации Закона Санкт-Петербурга «О форме предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге», денежные выплаты предоставляются гражданину на одно жилое помещение (жилой дом (часть жилого дома), квартиру (часть квартиры, в том числе, несколько комнат), комнату) по месту его жительства, за исключением случаев, указанных в пункте 1.4 настоящего Положения.

Согласно пункту 2.1 вышеуказанного Положения, в целях предоставления денежных выплат гражданин или его представитель представляет в администрацию района Санкт-Петербурга по месту жительства заявление о предоставлении денежной выплаты по форме, утверждаемой Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга, и документы для принятия решения о предоставлении гражданину денежных выплат и расчета размера денежных выплат в соответствии с перечнем, утверждаемым Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга. Денежные выплаты в силу требований пункта 2.2 данного Положения предоставляются гражданину с месяца подачи заявления и документов, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения.

Для разрешения исковых требований, основанием которых являются обстоятельства незаконно полученной ответчиком меры социальной поддержки, необходима проверка законности решения о прекращении мер социальной поддержки ответчику, принятого в связи с переменой места жительства ответчика: из Санкт-Петербурга в <адрес>.

Из материалов гражданского дела следует, что ФИО1 меры социальной поддержки предоставлялись как ветерану труда, проживающему на территории Санкт-Петербурга.

Как усматривается из представленной в материалы дела адресной справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной УВД ГУ МВД России по городу Санкт-Петербургу и <адрес>, ФИО1 убыл из Санкт-Петербурга в <адрес> по адресу: <адрес>, где зарегистрирован постоянно с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 47).

Распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ-р «Об организации работы по предоставлению гражданам мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных выплат» утвержден перечень документов, представляемых гражданами для принятия решения о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных выплат, согласно которому место жительства в Санкт-Петербурге подтверждается: паспортом гражданина Российской Федерации (гражданина СССР) с отметкой о регистрации по месту жительства в Санкт-Петербурге (пункт 3.1), справкой о регистрации (форма 9) (пункт 3.2), свидетельством о регистрации по месту пребывания в Санкт-Петербурге, выданным органами регистрационного учета (форма 3) на 6 или более месяцев, или несколькими свидетельствами о регистрации по месту пребывания в Санкт-Петербурге (общим сроком на 6 и более месяцев) при наличии у гражданина регистрации по месту жительства в другом субъекте Российской Федерации (пункт 3.3), свидетельством о праве собственности на жилое помещение (при отсутствии регистрации по месту жительства в жилом помещении) (пункт 3.4) и т.д.

Перечень оснований для прекращения предоставления социальных льгот установлен Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации Закона Санкт-Петербурга "О форме предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге».

Указанный перечень позволяет сделать вывод о том, что у администрации <адрес> Санкт-Петербурга имелись все основания для прекращения выплат ФИО1, поскольку льготы по месту жительства ответчик мог получить лишь при наличии регистрации по месту жительства в городе Санкт-Петербурге.

Согласно статье 2, статье 4 Закона Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» гражданином признается гражданин Российской Федерации, имеющий место жительства или место пребывания в Санкт-Петербурге, гражданин без определенного места жительства в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом.

Место жительства и место пребывания гражданина или иного лица, имеющего право на социальную поддержку в Санкт-Петербурге, устанавливаются на основании данных органов регистрационного учета либо на основании решения суда.

Таким образом, данным положением Социального кодекса прямо предусмотрено предоставление указанной меры социальной поддержки только в случае, если гражданин имеет место жительства в Санкт-Петербурге.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ-О-О, отношения, связанные с предоставлением гражданам дополнительных мер социальной поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которыми могут быть определены основания, условия, порядок их предоставления, а также их размеры.

В данном случае законодатель субъекта Российской Федерации, реализуя свои полномочия в данной области за счет средств своего бюджета, осуществляя самостоятельное правовое регулирование соответствующих отношений, определил в названном Законе круг лиц, которым предоставляется такое обеспечение, установил основания и условия назначения.

Пунктом 2.7-2 Положения установлено, что решение о приостановлении (возобновлении) предоставления денежных выплат оформляется распоряжением администрации района Санкт-Петербурга в течение 14 рабочих дней со дня установления обстоятельств, указанных в пунктах 2.6, 2.7 и 2.7-1 настоящего Положения, и направляется в Горцентр. О принятом решении администрация района Санкт-Петербурга информирует граждан в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения. Решение о приостановлении предоставления денежных выплат направляется гражданину с указанием причины приостановления и порядка его обжалования.

Согласно пункту 5.3 Положения Жилищный комитет или Учреждение (в случае его определения Жилищным комитетом) ежемесячно до 18 числа обеспечивает передачу в электронном виде в Горцентр реестров граждан - получателей денежных выплат в текущем месяце раздельно по каждой категории граждан и источникам финансирования в соответствии с кодами бюджетной классификации с указанием сведений о наличии задолженности по оплате жилого помещения или коммунальных услуг или несоблюдении соглашения по ее погашению. Форма реестра граждан - получателей денежных выплат утверждается Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга.

При такой ситуации, решение о прекращении предоставления ФИО1 мер социальной поддержки в виде денежной выплаты после выявления обстоятельств, влекущих прекращение денежных выплат, правомерно, поскольку ФИО1, сменив местожительство и проживая в <адрес>, лишился права на предоставление указанной меры социальной поддержки по предыдущему месту жительства в Санкт-Петербурге.

Периоды начисления и прекращения выплат соответствуют смене ФИО1 места жительства: ФИО1 убыл из Санкт-Петербурга ДД.ММ.ГГГГ, снят с регистрационного учета на основании личного заявления.

Начисление и получение ответчиком денежной выплаты производились за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – единая денежная выплата и за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

При этом прекращение выплат ФИО1 администрацией <адрес> Санкт-Петербурга определено с ДД.ММ.ГГГГ, то есть когда он уже выбыл из Санкт-Петербурга.

Учитывая, что ответчик не сообщил об обстоятельствах, лишающих его права на получение денежной выплаты, то применительно к пункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации полученные ответчиком денежные суммы, являются неосновательным обогащением ответчика, которые он в силу положений статей 1102, 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации обязан возвратить.

Поскольку судом признано правомерным решение о прекращении предоставления ФИО1 мер социальной поддержки в виде денежной выплаты, то полученные им денежные средства в размере 53010 рублей 88 копеек, из которых: переплата единой денежной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 24200 рублей 64 копейки ((667 рублей 44 копейки*6) + (707 рублей 00 копеек*12) + (769 рублей 00 копеек*12) + (828 рублей 00 копеек*3) (ДД.ММ.ГГГГ почтовым перево<адрес> поступил возврат денежных средств в размере 2484 рубля 00 копеек. Остаток переплаты с учетом возвращенных денежных средств составил 21716 рублей 64 копейки) и переплата жилищно-коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 33873 рубля 28 копеек ((926 рублей 44 копейки*3)

+ (1471 рубль 34 копейки) + (1168 рублей 49 копеек*) + (1177 рублей 24 копейки*5) + (1177 рублей 24 копейки*5) + (802 рубля 59 копеек) + (848 рублей 88 копеек*3) + (1077 рублей 46 копеек) + (1077 рублей 46 копеек) + (1127 рублей 46 копеек) + (1083 рубля 71 копейка*5) + (688 рублей 63 копейки) + (754 руля 17 копеек*3) + (1169 рублей 0 копеек) + (1274 рубля 65 копеек*2) + (1289 рублей 52 копейки*2) (ДД.ММ.ГГГГ почтовым перево<адрес> поступил возврат денежных средств в размере 2579 рублей 04 копейки. Остаток переплаты с учетом возвращенных денежных средств составил 31294 рубля 24 копейки).

Расчет соответствует представленным в материалы дела документам, в связи с чем, оснований не доверять представленному расчету переплаты суд не усматривает.

Между тем суд отмечает, что ФИО1 не лишен права на обращение за предоставлением мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по месту его жительства, то есть в Комитете социальной защиты населения администрации МО Ломоносовский муниципальный район <адрес> при наличии законодательно установленных субъектом Российской федерации (<адрес>ю) оснований к предоставлению таких мер.

В соответствии с положениями статьи 98 Гражданского кодекса Российской Федерации с ФИО1 в пользу СПб ГКУ «ГИРЦ», исходя из размера удовлетворенных судом требований имущественного характера, подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 1790 рублей 33 копейки (л.д.7).

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Городской информационно-расчетный центр» - удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Городской информационно-расчетный центр» сумму в размере 53010 рублей 88 копеек незаконно полученной меры социальной поддержки в виде денежной выплаты ветерану труда льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 1790 рублей 33 копейки.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ломоносовский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья М.В. Яковлева