Дело № 2-1059/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 марта 2014 года г. Новороссийск
Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе:
председательствующего Головина А.Ю.,
при секретаре Малышевой Ю.И.,
с участием представителя заявителя - по доверенности ФИО2, представителя администрации г. Новороссийска - по доверенности ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Головинской ФИО6 о признании незаконными действия и постановление Администрации МО г. Новороссийск об изъятии земельного участка для муниципальных нужд,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 ФИО7 обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действия и постановление Администрации МО <адрес> об изъятии земельного участка для муниципальных нужд.
В обоснование указала, что постановлением Администрации МО <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ изъят для муниципальных нужд земельный участок с кадастровым номером №, расположенный в зоне строительства автомобильной дороги местного значения в Южной части <адрес>, участок № 181-552, площадью 600 кв.м., принадлежащий Головинской ФИО8 на праве собственности. Заявитель считает действия администрации и указанное постановление по изъятию земельного участка незаконными. Поскольку по смыслу п. 3 ст. 83 ЗК РФ земельные участки, входящие в состав земель поселений (как городских, так и сельских) могут быть изъяты для государственных или муниципальных нужд, однако такое изъятие возможно лишь для целей застройки в соответствии с генеральным планом поселений, с правилами землепользования и застройки. Порядок изъятия земельных участков регулируется пп.4 п. 1 ст. 9, п. 3 ст. 55 ЗК РФ, и п. 2 ст. 279 ГК РФ и предусматривает для органа местного самоуправления совершение определенных действий: подготовка и принятие решения об изъятии в связи с намечаемым предоставлением под строительство (п. 4 ст. 31 ЗК РФ); трехкратное информирование собственника о предстоящем изъятии с предоставлением информации, связанной с изъятием земельного участка - до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт выбора земельного участка для строительству; после принятия решения об изъятии земельного участка, лицо у которого земельный участок изымается, должно быть уведомлено органом, принявшим решение об изъятии не позднее, чем за один год до этого (ст. 83 ЗК РФ. п. 3 ст. 279 ГК РФ); собственник земельного участка подлежащего изъятию должен быть извещен о произведенной регистрации решения об изъятии земельного участка, с указанием даты регистрации (п. 4 ст. 279, ст. 283 ГК РФ); государственная регистрация решения об изъятии; заключение соглашения с собственником на земельный участок, подлежащий изъятию с целью определения выкупной цены изымаемого земельного участка и сроков выплаты выкупной цены. Однако администрацией ни одно из указанных действий выполнено не было. Согласно выписке из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок заявителя не имеет никаких ограничений и обременений. Указанное нарушает права заявителя, поскольку она лишена в настоящее время возможности завершить строительство дома, расположенного на спорном земельном участке, и вынуждена с тремя детьми проживать в съемном жилье. Отсутствие государственной регистрации решения об изъятии земельного участка является основанием для признания оспариваемого постановления недействительным, как принятого с нарушением норм действующего законодательства.
Просит суд: 1) признать незаконными действия Администрации <адрес> по изъятию земельного участка с кадастровым номером № 2) признать незаконным постановление администрации МО <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка в <адрес>, с кадастровым номером №, расположенного в зоне строительства автомобильной дороги местного значения в Южной части <адрес>».
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Котляр ФИО9 повторила доводы, изложенные в заявлении, просила удовлетворить требования в полном объеме. Возражала против доводов представителя администрации г. Новороссийска о пропуске срока давности оспаривания постановления, так как оспариваемое постановление официально от администрации г. Новороссийска заявитель не получала. В представленном извещении стоит не ее (ФИО4) подпись, по сравнению с подписью в нотариальной доверенности на имя представителя.
Представитель Администрации г. Новороссийска по доверенности ФИО3 ФИО11 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований заявителя. Пояснила, что оспариваемое постановление Администрации МО г. Новороссийск № от 22.03.2013 года получено заявителем 27.04.2013 года, ввиду чего заявителем пропущен установленный законом трехмесячный срок для обжалования действий (бездействия) и решения органа местного самоуправления. Обременения в настоящее время не зарегистрированы, участок не изъят. Права заявителя оспариваемым постановлением не нарушены. Оспариваемое постановление является законным и обоснованным. В месте, где расположен земельный участок заявителя, должна пройти дорога местного значения на основании утвержденного проекта планировки Южной части города Новороссийска.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде действие (бездействие) органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства относятся, согласно ст. 255 ГПК РФ, решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Независимо от доводов представителя администрации <адрес>, суд считает необходимым проверить обоснованность доводов заявителя о незаконности оспариваемого постановления и действий администрации <адрес> по изъятию земельного участка.
Установлено, что ФИО4 ФИО12. является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов - для индивидуального жилищного строительства, площадью 600 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, участок № 181-552, с кадастровым номером № на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7, 8).
Согласно части 4 ст. 16 ФЗот ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 ст. 49 ЗК РФ, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов, в том числе автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
В соответствии с положениями пунктов 1-3 ст. 55 ЗК РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 настоящего Кодекса.
Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
В соответствии с положениями пунктов 1-4 ст. 279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
Собственник земельного участка должен быть не позднее, чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.
Постановлением Администраций МО г. Новороссийск от 22.02.2013 года № 1089 принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в зоне строительства автомобильной дороги местного значения в Южной части <адрес>, участок № 181-552, площадью 600 кв.м., принадлежащий на праве собственности Головинской ФИО13
Как явствует из мотивировочной части вышеуказанного Постановления, постановлением Администрации МО г. Новороссийск от 12.01.2012 года № 108, утвержден проект планировки Южной части г. Новороссийска КК, а также утверждена схема организации улично-дорожной сети и движения транспорта на территории Южной части <адрес>, в соответствии с которой по земельному участку с кадастровым номером № расположенному в <адрес>, участок № 181-552, площадью 600 кв.м., находящемуся в собственности Головинской ФИО14., будет проходить автомобильная дорога местного значения в жилой застройке Южной части г. Новороссийска.
В обоснование позиции о незаконности постановления об изъятии земельного участка ФИО4 ФИО15. указывает, что в нарушение предусмотренного Законом порядка изъятия земельного участка для муниципальных нужд ее, как собственника земельного участка, не уведомили об изъятии, не проведена регистрация решения об изъятии земельного участка, не решен вопрос определения цены изымаемого земельного участка и сроков выплат выкупной цены.
Кроме того заявитель ссылается на п. 3 ст. 83 ЗК РФ (в прежней редакции), где указано, что земельные участки в городских и сельских поселениях могут быть изъяты, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд в целях застройки в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений, правилами землепользования и застройки.
Вместе с тем, указанная позиция заявителя не соответствует действительности ввиду следующего.
Заявитель ссылается на нормы ст. 83 ЗК РФ в недействующей редакции. Однако к отношениям, возникшим между сторонами, следует применять редакцию данной статьи, действовавшей на момент вынесения Администрацией оспариваемого постановления, то есть на момент 22.02.2013 года.
Так ст. 83 ЗК РФ (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ), на которую в обоснование своей позиции ссылается заявитель, содержит 1 и 2 пункты и в действующей редакции гласит:
Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Таким образом, нормами ст. 83 ЗК РФ не урегулированы правоотношения по изъятию земельных участков для муниципальных нужд.
Кроме того, установлено, что в адрес Головинской ФИО16. администрацией <адрес> было направлено заказным письмом уведомление об изъятии для муниципальных нужд земельного участка от 13.03.2013 года № 8-05-177/13, которое согласно почтового уведомления вручено адресату 27.03.2013 года. Тем самым, администрация г. Новороссийска выполнила установленную законом обязанность по направлению уведомления об изъятии земельного участка.
Согласно доводам представителя заявителя подпись в уведомлении несколько отличается от подписи Головинской ФИО17 в нотариальной доверенности на имя представителя Котляр ФИО18 Однако данное обстоятельство не подтверждено специальной почерковедческой экспертизой и данный факт нельзя считать доказанным.
Вместе с тем, факт получения уведомления об изъятии земельного участка другим лицом, а не лично собственником, не влечет незаконность непосредственно решения органа местного самоуправления в форме постановления о его изъятии. Поскольку данное обстоятельство влияет лишь на наступление момента, с которого земельный участок может быть изъят у собственника (п. 4 ст. 279 ГК РФ).
Аналогичным образом, отсутствие регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество обременений в отношении изымаемого земельного участка согласно представленной выписке из ЕГРП, а также отсутствие оценки выкупной стоимости не влияют на законность оспариваемого постановления. Данные вопросы подлежат урегулированию в ходе исполнения постановления об изъятии земельного участка.
Согласно ст. 280 ГК РФ собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его целевым назначением. Однако собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка (статья 281) затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период.
Права собственника изымаемого земельного участка защищены Законом, в частности положениями ст. 279 ГК РФ, которая предусматривает уведомление собственника о предстоящем выкупе. Кроме того, положения статей 280-283 ГК РФ устанавливают гарантии собственнику изымаемого земельного участка на определение выкупной цены и выкуп по соглашению с собственником, а в случае отсутствия такого согласия - по решению суда.
Статья 11 ЗК РФ, предусматривает, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Из изложенного следует, что орган местного самоуправления - Администрация МО г. Новороссийск в пределах своей компетенции уполномочена производить изъятие земель, находящихся в собственности физических лиц для муниципальных нужд. При осуществлении данной процедуры права собственников защищены нормами закона, предусматривающими порядок выкупа земель.
Таким образом, именно орган местного самоуправления наделен полномочиями по принятию решения об изъятии земельных участков для муниципальных нужд.
Тем самым, постановление Администрации МО <адрес> об изъятии земельного участка заявителя для муниципальных нужд от ДД.ММ.ГГГГ вынесено уполномоченным органом в пределах компетенции органа местного самоуправления.
В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление администрации г. Новороссийска и действия по изъятию земельного участка являются законными и не нарушают права Головинской ФИО19. До регистрации обременений она по прежнему может пользоваться, владеть и распоряжаться земельным участком, осуществлять строительство. В случае регистрации обременения земельного участка и его изъятия, ФИО1 имеет право на возмещение стоимости изымаемого имущества.
В связи с чем, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований. В удовлетворении требований ФИО1 надлежит отказать.
Кроме того, согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В судебном заседании представителем Администрации МО <адрес> указано о том, что заявление об оспаривании постановления и действий по изъятию земельного участка подано с пропуском 3-месячного срока.
Как указано выше, в адрес ФИО1 администрацией <адрес> было направлено заказным письмом уведомление об изъятии для муниципальных нужд земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № 8-05-177/13. Согласно почтовому уведомлению ФИО1 лично получила письмо администрации 27.03.2013 г. Доказательств в подтверждение того, что почтовое уведомление подписано иным лицом, заявителем не представлено. Кроме того, к рассматриваемому заявлению ФИО4 ФИО20 приложила копию оспариваемого постановления. В связи с чем, суд критически оценивает доводы представителя заявителя о том, что оспариваемое постановление ФИО4 ФИО21. не получала.
В суд ФИО4 ФИО22 обратилась лишь 25.02.2014 года, то есть пропуск срока является значительным. Доказательств уважительности причин пропуска срока заявителем не представлено, ходатайств о восстановлении пропущенного срока не заявлено.
В связи с чем, пропуск трехмесячного срока оспаривания решения органа местного самоуправления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Головинской ФИО23. в удовлетворении требований:
- о признании незаконными действия Администрации <адрес> по изъятию земельного участка с кадастровым номером №
- о признании незаконным постановление администрации МО <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка в <адрес>, с кадастровым номером №, расположенного в зоне строительства автомобильной дороги местного значения в Южной части <адрес>»,
ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Новороссийска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Полный текст решения изготовлен 13.03.2014 года.