Дело № 2-1059/2018 г.
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
29 мая 2018 год Правобережный районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего судьи Дорыдановой И.В.,
при секретаре Бегларян С.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Липецке Липецкой области об индексации пенсии,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с исковыми требованиями к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Липецке Липецкой области об индексации пенсии. В обоснование требований ссылалась на то, что является получателем пенсии по старости с 17.02.2004 г. Кроме того, она является <данные изъяты> с 08.10.2015 г. по 30.09.2020 г. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.01.2017 г. № ее страховая часть пенсии должна была быть проиндексирована на 1,054. Однако из лицевого счета следует, что размер ее пенсии с 01.02.2017 г. проиндексирован не был. Она обратилась к ответчику с заявлением, на которое ей было разъяснено, что страховая пенсия не была проиндексирована в связи с тем, что она, по мнению ответчика, является работающим пенсионером, соответственно в силу ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» индексация пенсии произведена быть не может. С указанной позицией ответчика она не согласна. Указала, что в соответствии со ст. 10.1 Положения о денежном содержании и социальных гарантиях муниципальных служащих г. Липецка <данные изъяты>, не имеющему в течение года место работы или неработающему пенсионеру один раз в год предоставляется дополнительная гарантия в виде денежной выплаты в сумме 12000 руб. Полагает, что данные доходы не являются заработком лица, осуществляющего депутатскую деятельность, а направлены на осуществление полномочий депутата. Указала, что она не состоит в трудовых, либо договорных отношениях с кем-либо при осуществлении депутатской деятельности, не получает соответствующего вознаграждения за указанную деятельность, соответственно полученные в течение года денежные средства в сумме 12000 руб. не могут рассматриваться как доход от осуществления трудовой, либо предпринимательской деятельности, или какой-либо иной деятельности, препятствующей ответчику произвести индексацию страховой части пенсии. Просила признать решение ответчика от 23.11.2017 г. № об отказе в удовлетворении заявления об индексации пенсии. Просила обязать ответчика произвести перерасчет размера фиксированной выплаты страховой пенсии на коэффициент, равный 1,054, а также произвести корректировку размера страховой пенсии исходя из стоимости одного пенсионного коэффициента 78 руб. 28 коп. Просила взыскать с ответчика недополученную пенсию в сумме 11972 руб. 61 коп.
В судебном заседании истец ФИО1 требования поддержала, при этом ссылалась на доводы, изложенные в исковом заявлении. Просила требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Липецке Липецкой области по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований ФИО1 Указал, что индексация выплачиваемой истцу пенсии в соответствии с действующим пенсионным законодательством не может быть произведена, поскольку истец в период осуществления депутатской деятельности получает денежные средства, при этом производятся отчисления страховых взносов в пенсионный фонд, то есть истец относится к категории работающего пенсионера, выплата пенсии производится без учета индексации. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
С 01.01.2016 г. вступил в законную силу Федеральный закон от 29.12.2015 г. № 385-ФЗ «О приостановлении действий положений отдельных законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий», который внес ряд изменений в Федеральный Закон № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях».
Указанным законом в действие введена статья 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Согласно ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях» пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Частью 3 ст. 26.6 предусмотрено, что пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.
Частью 4 ст. 26.6 указанного выше закона предусмотрено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Судом установлено, что истец ФИО1 является получателем пенсии по старости. Согласно трудовой книжке истица в настоящее время не работает.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является <данные изъяты>, действующей на непостоянной основе.
Истцу ФИО1 в 2017 г. не произведена индексация страховой пенсии в соответствии в Федеральным Законом «О страховых пенсиях».
ФИО1 обратилась с соответствующим заявлением в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Липецке.
Согласно ответу ГУ – Управления пенсионного фонда РФ в г. Липецке Липецкой области от 23.11.2017 г. № ФИО1 было отказано в индексации страховой пенсии, при этом пенсионных орган ссылался на то, что ФИО1, являясь <данные изъяты> в соответствии с нормами действующего законодательства (Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации») состоит в трудовых отношениях с представительным органом местного самоуправления. Является застрахованным лицом по обязательному пенсионному и обязательному медицинскому страхованию в рамках Федеральных законов от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Выплаты денежного вознаграждения депутатам представительных органов местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, подлежат обложению страховыми взносами на основании ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Из ответа пенсионного органа следует, что проверкой установлено, что за ФИО1, как за застрахованное лицо, сведения по форме № с апреля 2016 г. по октябрь 2017 г. предоставлены страхователем <данные изъяты>.
ФИО1 обратилась за разъяснением в Липецкий городской Совет депутатов.
Согласно ответу на обращение ФИО1 от 21.04.2017 г. № ей, как <данные изъяты>, в соответствии со ст. 10.1 Положения о денежном содержании и социальных гарантиях муниципальных служащих города как депутату, не имеющему в течение года места работы, или неработающему пенсионеру один раз в год предоставляется дополнительная гарантия в виде денежной выплаты в сумме 12 000 руб. Указанная денежная выплата также облагается страховыми взносами, что не позволит проиндексировать (увеличить) размер фиксированной выплаты к страховой пенсии на основании ст. 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Проанализировав представленные суду доказательства, суд приходит к выводу о том, что ответчик необоснованно не произвел истцу индексацию страховой пенсии, сославшись на положения ст. 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением Липецкого городского Совета депутатов от 25.12.2004 N 553 принято Положение "О денежном содержании и социальных гарантиях муниципальных служащих города Липецка".
В соответствии с ч. 3 ст. 10.1 указанного Положения <данные изъяты>, не имеющему в течение года места работы, или неработающему пенсионеру один раз в год предоставляется дополнительная гарантия в виде денежной выплаты в сумме 12 тысяч рублей по предъявлении трудовой книжки, пенсионного удостоверения соответственно.
Из материалов дела следует, что ФИО1 за период осуществления полномочий <данные изъяты>, была предоставлена дополнительная гарантия в виде денежной выплаты.
С указанной суммы <данные изъяты> произведены отчисления страховых взносов.
Однако суд с данной позицией не согласен.
В силу части 1 и 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (действовавшего на момент возникновения спорных отношений) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "в" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона).
Истец ФИО1, осуществляя деятельность в органе местного самоуправления – <данные изъяты> на непостоянной основе, не может быть отнесена к числу застрахованных лиц в соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Ей не выплачивается денежное вознаграждение, а в соответствии со ст. 10.1 Положения о денежном содержании и социальных гарантиях муниципальных служащих города Липецка данная выплата является не денежным вознаграждением, а выплачивается в виде дополнительной гарантии.
При таких обстоятельствах к истцу неприменимы положения части 1 статьи 7 Федеральный закон от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий", на которую ссылается ответчик, а также не должна быть применена ст. 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в редакции, действовавшей в спорный период, для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
По смыслу статьи 9 в совокупности со статьей 7 Закона N 212-ФЗ, в редакции, действующей в спорный период не подлежат обложению страховыми взносами не только выплаты, прямо перечисленные в статье 9 Закона N 212-ФЗ, но и выплаты прямо не поименованные в пункте 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, то есть осуществленные вне рамок трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
В качестве критериев, предусмотренных в статье 7 Закона N 212-ФЗ, для определения облагаемых страховыми взносами выплат, произведенных в результате выполнения функций именно по трудовому договору (в рамках трудовых отношений), не указаны такие критерии, как зависимость выплаты вознаграждения депутатам от времени осуществления ими своих полномочий, гарантии включения депутатам в трудовой стаж времени осуществления ими своих полномочий, принятие за основу для расчета величины вознаграждения среднего заработка депутата по месту его основной работы.
Согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения.
В соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате избрании на должность, назначения на должность или утверждения в должности.
Согласно ст. 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Осуществление депутатом представительного органа местного самоуправления своих полномочий на непостоянной основе не предполагает возникновения трудовых или гражданско-правовых отношений. Трудовая функция в данном случае не осуществляется. Выплата в пользу таких депутатов вознаграждения и компенсации за счет средств местного бюджета осуществляется не по трудовому договору и не по гражданско-правовому договору, и не является вознаграждением за труд. В рассматриваемом деле трудовые отношения между Советом депутатов и депутатами, осуществляющими свои полномочия на непостоянной основе, не возникают, трудовой договор не заключается. Осуществление депутатами своих полномочий на непостоянной основе не является выполнением трудовой функции.
Таким образом, эта выплата не является объектом обложения страховыми взносами и не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов, в связи с чем действия <данные изъяты> по отчислению страховых взносов в Пенсионный фонд с компенсационных выплат, связанных с осуществлением депутатской деятельности, нельзя признать правильными.
При этом суд считает несостоятельной ссылку на письмо Министретсва9.205 г. № 17-3/1/В-6911, поскольку данное письмо носит рекомендательный характер.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований, суд считает необходимым признать за ФИО3 право на индексацию (увеличение) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2015 года «О страховых пенсиях» и обязать ответчика индексацию (увеличение) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2015 года «О страховых пенсиях» за период 2016 год, 2017 год.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
признать за ФИО1 право на индексацию (увеличение) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2015 года «О страховых пенсиях».
Обязать Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Липецке Липецкой области произвести ФИО1 индексацию (увеличение) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2015 года «О страховых пенсиях» за период 2016 год, 2017 год.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Правобережный районный суд г. Липецка.
Председательствующий (подпись) И.В. Дорыданва
Решение в окончательной форме принято 04.06.2018 г.