ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1066/2013 от 02.09.2013 Брянского районного суда (Брянская область)

Дело № 2-1066 /2013

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 сентября 2013 года г. Брянск

Брянский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Саворинко Г.П.,

при секретаре Евдокимовой Т.И.,

с участием помощника прокурора Брянского района Шидловского В.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению территориальной избирательной комиссии Брянского района (с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования «Снежское сельское поселение») об отмене регистрации кандидата в депутаты Снежского сельского Совета народных депутатов третьего созыва по Толмачевскому одномандатному избирательному округу ФИО1,

У С Т А Н О В И Л:

Территориальная избирательная комиссия Брянского района (с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования «Снежское сельское поселение») (в дальнейшем по тексту ТИК Брянского района) обратилась в суд с настоящим заявлением ссылаясь на то, что на основании решения ТИК Брянского района от ДД.ММ.ГГГГ гражданин ФИО1 был зарегистрирован кандидатом в депутаты Снежского сельского Совета народных депутатов третьего созыва по Толмачевскому одномандатному избирательному округу (от избирательного объединения местного отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Брянского района).

Указали, что в соответствии с положениями п.п. «а» п. 3.2 ст. 4 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» граждане Российской Федерации, осужденные когда-либо к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, за исключением случаев, когда в соответствии с новым уголовным законом эти деяния не признаются тяжкими или особо тяжкими преступлениями не имеют права быть избранными.

Пояснили, что с целью проверки соблюдения кандидатами требований закона о наличии у них пассивного избирательного права (п.п. «а - в» п. 3.2 ст. 4 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ), избирательной комиссией был направлен соответствующий запрос в информационный центр УМВД России по Брянской области. ДД.ММ.ГГГГ, то есть уже после регистрации ФИО1 в качестве кандидата в депутаты, в ТИК Брянского района поступили сведения из ИЦ УМВД России по Брянской области о том, что данный кандидат ДД.ММ.ГГГГ был осужден Советским районным судом г. Брянска по ч. 1 ст. 111 УК РФ к 2 годам лишения свободы условно с испытательным сроком в 2 года. Постановлением Советского районного суда г. Брянска от ДД.ММ.ГГГГ судимость снята. Сообщили, что совершенное ФИО1 преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 111 УК РФ отнесено уголовным законом (как действовавшим на то время, так и новым) к категории тяжких. То есть гражданин ФИО1 не обладает пассивным избирательным правом, что в силу положений п.п. «а» п.7 ст. 76 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» является основанием для отмены судом его регистрации.

Просят отменить регистрацию ФИО1 в качестве кандидата в депутаты Снежского сельского Совета народных депутатов третьего созыва от избирательного объединения местного отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Брянского района по Толмачевскому одномандатному избирательному округу .

В судебном заседании представители территориальной избирательной комиссии Брянского района ФИО2, ФИО3 поддержали заявление, ссылаясь на те же обстоятельства. Просили заявление удовлетворить. ФИО2 также пояснила, что после выявления факта, что ФИО1 не обладает пассивным избирательным правом, поскольку был судим за совершение тяжкого преступления, было незамедлительно созвано заседание ТИК Брянского района. На заседании ДД.ММ.ГГГГ, присутствовал уполномоченный представитель местного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» Брянского района ФИО4 Ему было доложено о сложившейся ситуации, рекомендовано связаться с кандидатом ФИО1 и предложить ему подать заявление о добровольном снятии своей кандидатуры, чтобы не доводить дело до суда. Однако этим правом данный кандидат не воспользовался.

В судебном заседании представитель избирательной комиссии Брянской области ФИО5 полагал заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В судебном заседании помощник прокурора Брянского района Шидловский В.О. полагал необходимым заявление удовлетворить, поскольку ФИО1 правом быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления (пассивным избирательным правом) не обладает так как был осужден к лишению свободы за совершение тяжкого преступления, относящегося к категории тяжких и по новому уголовному закону.

Неявка в судебное заседание прочих лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени заседания, и не просивших об его отложении, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие в порядке ч.1 ст. 260.1 ГПК РФ.

Заслушав участников процесса, представителя территориальной избирательной комиссии Брянского района, прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Правовую основу назначения, подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», другие федеральные законы, Закон Брянской области от 26.06.2008 N 54-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Брянской области», иные законы Брянской области и уставы муниципальных образований.

Статья 18 Закона Брянской области от 26.06.2008 N 54-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Брянской области» предусматривает, что на выборах депутатов представительного органа муниципального образования кандидаты могут быть выдвинуты непосредственно и (или) в составе единого списка кандидатов по единому муниципальному избирательному округу в соответствии с настоящим Законом. Непосредственное выдвижение кандидатов осуществляется по одномандатным избирательным округам путем самовыдвижения, а также выдвижения избирательным объединением.

Следующим обязательным этапом избирательного процесса, после выдвижения кандидатов на должность депутатов представительных органов муниципальных образований в Брянской области, является их регистрация. Согласно нормам пунктов 4,5 Закона Брянской области от 26.06.2008 N 54-З соответствующая избирательная комиссия проверяет соблюдение требований настоящего Закона при выдвижении каждого кандидата, единого списка кандидатов. По результатам проверки ТИК принимает решение о регистрации либо об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов).

Судом установлено, что гражданин ФИО1 на основании решения ТИК Брянского района (с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования «Снежское сельское поселение») от ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован кандидатом в депутаты Снежского сельского Совета народных депутатов третьего созыва по Толмачевскому одномандатному избирательному округу от избирательного объединения местного отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Брянского района.

Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статья 76, приводит перечень оснований для аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов) и т.д. В этой же статье приведен перечень лиц, уполномоченных на подачу соответствующего заявления. В статье 260 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) оговорены сроки обращения в суд с данными заявлениями, которые разнятся в зависимости от вида заявления.

Действующее законодательство (упоминавшаяся выше статья 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав…») выделяет несколько способов защиты избирательных прав, различающихся между собой (по основаниям, субъектному составу, срокам).

Так, нормами пункта 7 статьи 76 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» предусмотрена возможность подачи заявления об отмене регистрации кандидата. Такое заявление вправе подать избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу. Заявление об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования (пункт 5 ст. 78 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…», часть 3 статьи 260 ГПК РФ).

Исчерпывающий перечень оснований для отмены регистрации кандидата приведен в подпунктах «а - и» пункта 7 статьи 76 данного Федерального закона. Так, согласно нормам подпункта «а» пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», на который ссылается избирательная комиссия в обоснование заявления об отмене регистрации кандидата, регистрация кандидата может быть отменена судом по вновь открывшимся обстоятельствам. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата. Список вновь открывшихся обстоятельств, приведенный в п.п. «а» п.7 ст. 76 названного закона, является отсылочным к нормам подпунктов «а», «б», «е», «з», «и», «к», «л», «о» пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона (который устанавливает основания отказа в регистрации кандидата). Среди них (подпункт «а» пункта 24 статьи 38) значится отсутствие у кандидата пассивного избирательного права.

В частности Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статья 4, пункт 3.2, подпункт «а» гласит, что не имеют права быть избранными (то есть не обладают пассивным избирательным правом) граждане Российской Федерации осужденные когда-либо к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, за исключением случаев, когда в соответствии с новым уголовным законом эти деяния не признаются тяжкими или особо тяжкими преступлениями.

Как усматривается из сообщения информационного центра УМВД России по Брянской области за подписью начальника ИЦ ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец города Брянска, был осужден ДД.ММ.ГГГГ Советским районным судом г. Брянска по ч. 1 ст. 111 УК РФ к 2 годам лишения свободы условно с испытательным сроком в 2 года. Постановлением Советского районного суда г.Брянска от ДД.ММ.ГГГГ судимость снята.

Разграничение категорий преступлений в зависимости от характера и степени общественной опасности дается в статье 15 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ). Так преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, превышает три года лишения свободы. Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы. Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых настоящим Кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

Поскольку преступление, за которое ФИО1 был осужден вступившим в силу приговором суда, а именно преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью) отнесено уголовным законом (как действовавшим на то время, так и новым) к категории тяжких (максимально возможный срок лишения свободы по санкции данной статьи превышает пять лет, но не превышает десять лет), соответственно суд соглашается с доводом ТИК, что гражданин ФИО1 не обладает пассивным избирательным правом, и следовательно не может, ни при каких условиях, быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления. Данное вновь открывшееся обстоятельство является безусловным основанием для отмены регистрации кандидата в силу норм п.п. «а» п.7 ст. 76 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», с учетом положений п.п. «а» п.24 ст. 38 настоящего Федерального закона.

Оценив все представленные доказательства по делу в совокупности, суд приходит к выводу, что заявление территориальной избирательной комиссии Брянского района обосновано и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 198, 209, 321, 261 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление территориальной избирательной комиссии Брянского района удовлетворить.

Отменить регистрацию ФИО1 в качестве кандидата в депутаты Снежского сельского Совета народных депутатов третьего созыва от избирательного объединения местного отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Брянского района по Толмачевскому одномандатному избирательному округу .

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Брянский районный суд в течение пяти дней со дня принятия решения судом.

Председательствующий судья Г.П. Саворинко