К делу №2-10682/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 ноября 2019 года Первомайский районный суд города Краснодара в составе
председательствующей Медоевой Е.Н.,
при секретаре Бесчастном А.В.,
в отсутствие административного истца Белан М. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
с участием представителя административного истца Дерюгина Ю. Ю.ча, предъявившего доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ., диплом о высшем юридическом образовании № от ДД.ММ.ГГГГ.,
административного ответчика Межрайонной ИФНС России №16 по Краснодарскому краю – Кравченко И. Н., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№, предъявившего диплом о высшем юридическом образовании № от ДД.ММ.ГГГГ.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Белан М. А. к Межрайонной ИФНС России №16 по Краснодарскому краю об обжаловании решения,
УСТАНОВИЛ:
административный истец Белан М.А. обратилась в Первомайский районный суд г. Краснодара с административным иском к Межрайонной ИФНС России №16 по Краснодарскому краю, согласно которому просила отменить решение регистрирующего органа от 08.10.2018г. об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) ООО «ИмперияСтрой» ОГРН 1082308004063, ИНН 230814393.
В обоснование требований указано на то, что решение Советского районного суда г. Краснодара от 07.12.2016г. по делу № 2-146/16 о взыскании стоимости устранения выявленных недостатков вступило в законную силу 25.04.2017г. Выданный исполнительный лист ФС № от 13.11.2017г. был направлен в банк для производства взыскания в пользу Белан М.А.
Решение Советского районного суда г. Краснодара от 19.07.2017г. по делу № 2- 2169/17 о взыскании неустойки в размере 3 000 000 рублей вступило в законную силу 22.08.2017 г.
15.08.2018г. с расчетного счета ООО «ИмперияСтрой» в ПАО «Банк Уралсиб» была проведена банковская операция по перечислению 1 181 586 рублей на счет Белан М.А в Банк «ВТБ».
В связи с перечислением крупной суммы, административный истец полагал, что должник является действующей организацией.
Передав комплект документов для исполнительного производства, соблюдая процессуальные сроки, административный истец ожидала поступления денежных средств в рамках исполнительного производства № от 11.09.2018г., возбужденному по исполнительному листу ФС №.
08.10.2018г. № Межрайонной ИФНС России № 16 по Краснодарскому краю было принято решение о предстоящем исключении юридического лица (должника) ООО «ИмперияСтрой» ОГРН 1082308004063, ИНН/КПП 230814393/231101001, адрес: 350058, г. Краснодар, ул. Алма-Атинская, 139.
31.01.2019г. в ЕГРЮЛ сделана запись о прекращении юридического лица (исключение из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица). В связи с чем административный истец лишена права дальнейшего взыскания неустойки в размере 3 000 000 рублей.
18.03.2019г. в адрес Межрайонной ИФНС России № 16 по Краснодарскому краю было направлено заявление об отмене решения о прекращении юридического лица (исключение из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица). Заявление оставлено без удовлетворения.
Административный истец считает указанное решение административного ответчика незаконным, противоречащим требованиям действующего законодательства, нарушающим права и законные интересы Белан М.А., в связи с чем административный истец обратилась в суд.
В судебном заседании представитель Белан М.А. – Дерюгин Ю.Ю., заявленные административные исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме, указывая на основания, отраженные в административном иске.
Представитель Межрайонной ИФНС России №16 по Краснодарскому краю – Кравченко И.Н., с административным иском не согласен по основаниям, изложенным в отзыве, просил в удовлетворении требований отказать. Считает, что права административного истца принятым решение не нарушены.
Суд, выслушав представителей административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела, пришел к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.
В силу ст.46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 64.2 ГК РФ РФ считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).
Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные указанным кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - ЕГРЮЛ и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ).
Государственная регистрация юридического лица в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа регламентирована Главой VII (ст. 21.1) Федерального закона № 129-ФЗ.
В соответствие с пунктом 1 статьи 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом.
Пунктом 2 статьи 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ установлено, что при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 статьи 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ признаков недействующего юридического лица, регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Решение о предстоящем исключении не принимается при наличии у регистрирующего органа сведений, предусмотренных подпунктом «и.2» пункта 1 статьи 5 вышеуказанного Федерального закона, а именно наличие в ЕГРЮЛ сведений о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве.
Согласно п.3 ст. 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Пунктом 6 ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ предусмотрена реализация права на направление в регистрирующий орган письменных возражений на государственную регистрацию путем подачи оформленного должным образом заявления по форме № Р38001, утвержденной Приказом ФНС России от 1 1.02.2016 № ММВ-7-14/72@ «Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ, формы заявления физического лица о недостоверности сведения о нем в ЕГРЮЛ».
Согласно п. 4 ст. 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Как указано в пункте 7 статьи 22 Федерального закона № 129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
Регистрирующим органом принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ от 08.10.2019 № в отношении Общества на основании следующих документов: справки от 01.10.2018 № «О непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах», из которой следует, что последняя дата предоставления Обществом документов отчетности 28.07.2017; справки от 01.10.2018 №-С «Об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов».
Указанные справки регистрирующему органу были предоставлены ИФНС России № 4 по г. Краснодару, налоговым органом по месту учета Общества.
После принятия решения от 08.10.2018 № о предстоящем исключении Общества из ЕГРЮЛ, регистрирующим органом в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 21 Федерального закона № 129-ФЗ опубликовано сообщение о предстоящем исключении общества в журнале «Вестник государственной регистрации» часть 2 № 40 (705) от 10.10.2018/1796, который является общедоступным печатным изданием.
При этом в журнале указаны все необходимые сведения, предусмотренные пунктом 3 ст. 21 Федерального закона № 129-ФЗ и Приказом ФНС от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации» (зарегистрирован в Минюсте России 04.07.2006 № 8001), а именно: сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются, наименование и адрес регистрирующего органа принявшего решение о предстоящем исключении, по которому могут быть направлены заявления с возражением об исключении, полное наименование недействующего юридического лица, ОГРН и дата его присвоения, ИНН, номер и дата решения о предстоящем исключении.
В связи с тем, что с момента опубликования в органах печати решения о предстоящем исключении Общества из ЕГРЮЛ в срок, установленный Федеральным законом № 129-ФЗ в адрес Инспекции не поступили возражения от заявителя по установленной законом по форме Р38001, а также наличие у регистрирующего органа документально подтверждённых признаков недействующего лица, указанных в пункте 1 статьи 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ, к которым отнесены такие признаки как отсутствие движения по банковским счетам юридического лица и непредставление юридическим лицом отчетности за последние 12 месяцев, регистрирующим органом внесена запись от 31.01.2019 за ГРН 2192375238295 об исключении Общества из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица.
На основании изложенного следует, что предусмотренное статьей 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ исключение юридического лица из ЕГРЮЛ в административном порядке обусловлено установлением указанных в законе признаков недействующего юридического лица и отсутствием возражений заинтересованных лиц (кредиторов и др.) на опубликованное решение о предстоящем исключении.
Данные положения применяются с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ; к таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы, а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Разумный и осмотрительный участник гражданского оборота не лишен возможности контроля за решениями, принимаемыми регистрирующим органом в отношении своего контрагента по сделке, как недействующего юридического лица, а также возможности своевременно направить в регистрирующий орган заявление по форме, установленной действующим законодательством, о том, что его права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. Неблагоприятные последствия бездействия кредитора при отслеживании информации о контрагенте не могут быть возложены на регистрирующим орган, не допустивший при принятии решения на основании статьи 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ каких-либо нарушений.
Кроме того, согласно п. 5.2 статьи 64 ГК РФ в случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ, заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право. К указанному имуществу относятся также требования ликвидированного юридического лица к третьим лицам, в том числе возникшие из-за нарушения очередности удовлетворения требований кредиторов, вследствие которого заинтересованное лицо не получило исполнение в полном объеме. В этом случае суд назначает арбитражного управляющего, на которого возлагается обязанность распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица.
Заявление о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть подано в течение пяти лет с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении юридического лица. Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть назначена при наличии средств, достаточных для осуществления данной процедуры, и возможности распределения обнаруженного имущества среди заинтересованных лиц.
Следовательно, исключение Общества из ЕГРЮЛ не нарушает прав и законных интересов административного истца ввиду того, что данный факт не препятствует распределить имущество исключенного юридического лица из ЕГРЮЛ в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности доказательства по делу, пояснения сторон, учитывая установленные по делу обстоятельства, суд пришел к выводу отказать в удовлетворении административных исковых требований Белан М.А.
Согласно ч.2 ст.176 КАС РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Суд оценивает доказательства, согласно ст.84 КАС РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Белан М. А. к Межрайонной ИФНС России №16 по Краснодарскому краю об обжаловании решения отказать.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья-п
Решение изготовлено 20 ноября 2019 года.