Дело №2-91/2019
УИД 24RS0012-01-2018-001098-63
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Дивногорск 18 июня 2019 года
Дивногорский городской суд Красноярского края в составе:
судьи Боровковой Л.В.,
при секретаре Соловьевой К.Н.,
с участием прокурора - помощника прокурора г.Дивногорска Стукаловой А.Д.,
представителя ответчика – администрации г.Дивногорска Малыгаева Д.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о.прокурора г.Дивногорска в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации г.Дивногорска, ООО Крестьянское (фермерское) хозяйство «Южное», Бажаевой Т.В, Зубареву М.И. о признании недействительными схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, распоряжений органа местного самоуправления о регистрации права муниципальной собственности, о передаче в собственность земельного участка, договоров купли - продажи, дарения земельного участка, признании права собственности отсутствующим, принятии мер по передаче земельного участка в состав земель лесного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Дивногорска в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с иском (с уточнением) к администрации г. Дивногорска, КФХ «Южное», Бажаевой Т.В., Зубареву М.И., третьим лицам, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, - министерству экологии и природопользования Красноярского края, министерству лесного хозяйства Красноярского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Красноярского края о признании незаконными схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной главой г.Дивногорска ДД.ММ.ГГГГ; распоряжения администрации г.Дивногорска от ДД.ММ.ГГГГ№р о государственной регистрации права муниципальной собственности на земельные участки в части государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, район <адрес> (земли сельскохозяйственного назначения), с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного производства; распоряжения администрации <адрес>№р от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №; признании недействительной сделки по передаче в собственность КФХ «Южное» земельного участка с кадастровым номером № по договору купли-продажи №а от ДД.ММ.ГГГГ, признании недействительными сделок по передаче в собственность Бажаевой Т.В., Зубареву М.И. указанного земельного участка, признании права собственности Зубарева М.И. на земельный участок с кадастровым номером № отсутствующим, возложении на Зубарева М.И. обязанности по возврату данного земельного участка администрации г.Дивногорска, возложении на администрацию г.Дивногорска обязанности
по передаче указанного земельного участка в земли лесного фонда, мотивируя свои требования тем, что при проведении прокуратурой города Дивногорска проверки по обращению заместителя министра экологии и рационального природопользования Красноярского края о неправомерном изменении категории земельного участка с кадастровым номером № и передаче указанного участка в собственность Зубареву М.И. ДД.ММ.ГГГГ совместно со специалистами министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края был осуществлен выезд на территорию вышеуказанного земельного участка, в ходе которого установлено, что на указанной территории производится рубка лесных (зеленых) насаждений породы сосна, пихта, береза, ель.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером № был зарегистрирован на праве собственности ДД.ММ.ГГГГ за МО г. Дивногорск, ДД.ММ.ГГГГ передан в собственность КФХ «Южное», с ДД.ММ.ГГГГ собственником указанного земельного участка является Зубарев М.И.
Согласно сведениям о характеристиках объекта недвижимости, представленным Управлением Росреестра по Красноярскому краю в выписке от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером № относится к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства.
Вместе с тем, по информации, представленной министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края, указанная земля не может быть отнесена к землям сельхозназначения, так как не предназначена для выращивания сельскохозяйственных культур. Использование земельного участка, вырубка и выкорчевывание зеленых насаждений приведет к существенному экологическому ущербу на локальном уровне и нарушит права граждан, проживающих на прилегающей территории Красноярского края, на благоприятную экологическую обстановку.
Согласно акту осмотра спорного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, составленному министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края, он находится за СНТ «Чернобыль», на вершине горы и её северном склоне. Южная граница проходит по обрыву над р. Мана и р. Каракуша, граница участка отмечена на местности — протянута веревка, сигнальной лентой помечены деревья по периметру участка.
Северная часть участка, расположенная на пологом склоне, полностью вырублена, на просеке шириной 70-100 метров обнаружены свежие пни в большом количестве (более 80 годовых колец в каждом), спиленные деревья (сосны, березы, пихты). Участок труднопроходим, захламлен порубочными остатками, в том числе лежащими стволами деревьев, ветвями, опилками, хвоей. Часть древесины вывезена, на участке глубокие колеи от тяжелой техники. На площадке в нижней части квартала сложена вырубленная древесина, снят почвенный слой.
Верхняя часть участка проходит по вершине небольшой скалистой горы с отвесным склоном к р. Мана, участок неровный, имеет сильный уклон. На участке произрастает естественный сосновый лес с примесью березы, нижний ярус представлен кустарником. Почвенный слой маломощный, есть выходы скальных пород. На участке за время осмотра отмечено большое количество белок, дятлов, иных птиц, несколько видов мхов, лишайников, грибов.
На основании оценки количества пней, складированной древесины можно сделать вывод о том, что до вырубки нижнего участка это была единая экосистема соснового леса, которая являлась средой обитания млекопитающих и птиц. В соответствии с данными мониторинга, имеющимися в министерстве экологии и рационального природопользования Красноярского края, скальные выходы и вершины гор за поселком Манский ежегодно являются традиционным местом концентрации косули сибирской в многоснежный зимний период в связи с доступностью корма.
При осмотре территории открытых необлесненных участков, пригодных для ведения сельского хозяйства, не отмечено. Южный склон, начинающийся за периметром участка, скалистый, обрывистый. Любая хозяйственная деятельность на данном участке возможна только после вырубки деревьев и выкорчевывания пней, что в свою очередь повлечет нарушение и размывание почвенного покрова, а также оползание склонов.
Проверкой установлено, что документами, послужившими основанием для предоставления земельного участка с кадастровым номером № в собственность КФХ «Южное» для сельскохозяйственного производства, а также для постановки указанного земельного участка на государственный кадастровый учет как земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» послужил акт осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденная главой города Дивногорска ДД.ММ.ГГГГ, а также распоряжение администрации г.Дивногорска Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ№р о государственной регистрации права муниципальной собственности, распоряжение администрации г.Дивногорска Красноярского края №р от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность земельного участка. При этом в акте осмотра указано, что обследованный земельный участок преимущественно занят деревьями хвойных пород.
Вместе с тем, в акте осмотра отсутствуют сведения о нахождении высокоплотного лесного массива площадью не менее 8,6 га со средним возрастом деревьев более 80 лет.
Лесной кодекс РФ предусматривает возможность расположения лесных участков на землях иных категорий, кроме земель государственного лесного фонда, при этом ч. 1 ст. 101 Лесного кодекса РФ установлена презумпция отнесения к землям лесного фонда земель, покрытых лесной растительностью.
Наличие высокоплотного лесного массива на спорном земельном участке мог и должен был установить сам ответчик при надлежащем соблюдении требований закона при определении категории спорного земельного участка, а также надлежащего исполнения своих обязанностей по муниципальному земельному контролю на территории муниципального образования г. Дивногорск.
Подобные действия администрации г. Дивногорска по предоставлению земельного участка в собственность не могут быть расценены в качестве надлежащего исполнения обязанностей по рациональному и эффективному использованию земель, поскольку были осуществлены без соблюдения публичных интересов, учета существующих экологических связей в окружающей природной среде и вопреки требованиям охраны земли как основы жизнедеятельности человека.
Поскольку установлено, что спорный земельный участок практически полностью покрыт высокоплотным лесом, имеет важное рекреационное, эстетическое и экологическое значение; при этом использование этого земельного участка в сельскохозяйственных целях невозможно без проведения масштабных мелиоративных работ, вырубки и выкорчевки лесных насаждений ответчику как органу местного самоуправления, на территории которого располагается спорный участок, необходимо предпринять соответствующие меры, направленные на его перевод из земель сельскохозяйственного назначения в состав земель лесного фонда в соответствии с положениями ст. 8 Земельного кодекса РФ, Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 N 172-ФЗ.
Прокурор Стукалова А.Д. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал по основаниям, аналогичным изложенным в иске и уточнении к нему, кроме того, пояснил, что по информации министерства природопользования был осуществлен выезд на территорию земельного участка, находящегося в собственности Зубарева М.И., в ходе которого было установлено, что на участке производится массовая вырубка лесных насаждений. Согласно справке министерства экологии на участке расположен высокоплотный лес, в связи с чем, администрация г.Дивногорска не должна была выделять данный участок, т.к. он должен быть отнесен к землям лесного фонда. Просит признать незаконной схему расположения земельного участка на КПТ, в которой указано разрешенное использование земельного участка «для сельскохозяйственного производства», поскольку земельный участок не может быть использован по указанному назначению, поскольку на нем произрастает высокоплотный лес.
Представитель ответчика – администрации г.Дивногорска Малыгаев Д.А. в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, аналогичным изложенным в отзыве на исковое заявление, кроме того, пояснил, что спорный земельный участок был отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения Дивногорским земельным комитетом, администрация г.Дивногорска не устанавливала категорию земель, он находится вне границ лесного фонда, относится к землям не разграниченной собственности, поэтому в соответствии с законодательством администрация г.Дивногорска вправе была им распоряжаться, оснований для отказа в предоставлении в собственность КФХ «Южное» земельного участка не имелось.
Представитель ответчика - КФХ «Южное», ответчики Бажаева Т.В., Зубарев М.И., представитель последнего Назарова И.А., надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились, однако их неявка в силу ч.3 ст.167 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - министерства лесного хозяйства, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, что суд в силу ч.5 ст.167 ГПК РФ полагает возможным, направил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что спорный земельный участок не отнесен к землям лесного фонда, однако учитывая изложенные в исковом заявлении доводы прокуратуры, считает, что вышеуказанный земельный участок не может быть использован для сельскохозяйственных нужд и полагает целесообразным и возможным осуществить его перевод в состав земель лесного фонда (л.д.84).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, однако его неявка в силу ч.3 ст.167 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела, направил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что спорный земельный участок передан в собственность с нарушением требований ст.ст.12,13,14 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», ст.ст.1,5,6 и 11 Лесного кодекса РФ, ст.97 ЗК РФ и ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды», что повлекло нарушение прав неопределенного круга лиц на сохранение полезных функций леса, поскольку решения ответчика повлекли сплошную вырубку многолетних деревьев, в результате чего утрачивается полезащитный эффект, водоохранная, водорегулирующая роль, а также углерододепонирующая, кислородопроизводительная, санитарно – гигиеническая функции леса, его рекреационная функция и возможно уничтожение редких и исчезающих видов флоры и фауны, нарушение прав иных лиц на свободное пребывание в лесах, полагает, что выделение земельного участка с наличием на нем высокоплотной спелой лесной растительности для ведения садоводства не разумно и находит исковые требования подлежащими удовлетворению (л.д.102-103).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в силу ч.5 ст.167 ГПК РФ полагает возможным, направил пояснения на исковое заявление (л.д.175-177).
Выслушав прокурора, представителя ответчика – администрации г.Дивногорска, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.
Из представленных материалов следует, что актом осмотра земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, составленным специалистами отдела архитектуры и градостроительства администрации г.Дивногорска Беляевой Е.В., Митраковой А.А., установлено, что при осмотре земельного участка площадью № кв.м. в кадастровом квартале №, расположенном по адресу: <адрес>, район <адрес>, на предмет фактического использования земельного участка установлено, что участок имеет сложный рельеф местности, с северной стороны граница земельного участка проходит по вершине скалы, территория земельного участка преимущественно занята деревьями хвойных пород (л.д.44-50).
ДД.ММ.ГГГГ главой г.Дивногорска Олем Е.Е. была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с указанием характеристик: местоположение: <адрес>, район <адрес>, категория - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, площадь № кв.м., в том числе ограничения прав на землю: № кв.м. – обеспечить беспрепятственный доступ (проезд, проход) к объектам стороннего землепользования (л.д.51).
ДД.ММ.ГГГГ земельный участок был поставлен на кадастровый учет (л.д.58).
На основании распоряжения администрации г.Дивногорска № р от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому МКУ «Архитектурно - планировочное бюро» поручено обеспечить регистрацию в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности муниципального образования г.Дивногорск на участок общей площадью № кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, район <адрес> (земли сельскохозяйственного назначения), с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, была осуществлена государственная регистрация права собственности муниципального образования г.Дивногорск, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением администрации г.Дивногорска №р от ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок был предоставлен крестьянскому (фермерскому) хозяйству «Южное» без проведения торгов в собственность за плату по кадастровой стоимости № рублей, на основании которого между администрацией г.Дивногорска от имени МО г.Дивногорск и КФХ «Южное» ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор купли – продажи указанного земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ спорный земельный участок КФХ «Южное» подарило Бажаевой Т.В., что подтверждается договором дарения, и последняя, в свою очередь, подарила его Зубареву М.И., что подтверждается договором дарения от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру г.Дивногорска обратился заместитель министра экологии и рационального природопользования Красноярского края Коробкин А.В. с заявлением о проведении проверки законности отнесения земельного участка с кадастровым номером № к землям сельскохозяйственного назначения и передачи его в частную собственность, мотивируя тем, что по коллективному обращению граждан СНТ «Чернобыль» о массовой вырубке леса, поступившему в министерство из приемной губернатора Красноярского края, установлено, что анализ спутниковых снимков показал, что территория указанного земельного участка покрыта лесом и не может быть отнесена к землям сельскохозяйственного назначения, так как не предназначена для выращивания сельскохозяйственных культур. Использование земельного участка, вырубка и выкорчевка зеленых насаждений приведут к существенному экологическому ущербу на локальном уровне и нарушат права граждан, проживающих на прилегающей территории, на благоприятную экологическую обстановку (л.д.30).
Кроме того, актом осмотра, составленным ДД.ММ.ГГГГ с участием заместителя начальника отдела организационной и контрольно – аналитической работы министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края Миллер А.А., главного специалиста отдела сохранения биологического разнообразия министерства экологии и природопользования Красноярского края Санкиной М.В., помощника прокурора г.Дивногорска Стукаловой А.Д., и.о.прокурора г.Дивногорска Павлюкова Е.А., ведущего специалиста отдела архитектуры и градостроительства администрации г.Дивногорска Тимофеевой З.А., установлено, что земельный участок с кадастровым номером № находится на вершине горы, ее северном склоне, южная граница проходит по обрыву над р.Мана и р.Каракуша; северная часть, расположенная на пологом склоне, полностью вырублена, на просеке шириной 70-100 м обнаружены свежие пни в большом количестве (более 80 годовых колец в каждом), имеются спиленные деревья (сосны, березы, пихты), участок труднопроходим, на участке - глубокие колеи от тяжелой техники, в нижней части квартала снят почвенный слой; верхняя часть участка проходит по вершине небольшой скалистой горы с отвесным склоном к р.Мана, участок имеет сильный уклон; на участке произрастает естественный сосновый лес с примесью березы, нижний ярус представлен кустарником; почвенный слой маломощный, имеются выходы скальных пород. На участке на момент осмотра отмечено большое количество белок, дятлов, иных птиц, несколько видов мхов, лишайников, грибов.
На основании оценки количества пней, складированной древесины можно сделать вывод о том, что до вырубки нижнего участка это была единая экосистема соснового леса, которая являлась средой обитания млекопитающих и птиц.
В соответствии с данными мониторинга, имеющимися в министерстве экологии и рационального природопользования Красноярского края, скальные выходы и вершины гор за п.Манский ежегодно являются традиционным местом концентрации косули сибирской в многоснежный зимний период в связи с доступностью корма.
При осмотре участка открытых необлесненных участков, пригодных для ведения сельского хозяйства, не отмечено. Южный склон, начинающийся за периметром участка, скалистый, обрывистый. Любая хозяйственная деятельность на данном участке возможна только после вырубки деревьев и выкорчевывания пней, что в свою очередь повлечет нарушение и размывание почвенного покрова, а также оползание склонов.
На основании того, что возраст деревьев, произрастающих на данном участке, превышает 80 лет, можно сделать вывод, что данный участок не использовался для сельского и личного подсобного хозяйства и не может быть использован для этих целей без нарушения единой экологической системы посредством вырубки деревьев (л.д.19-20).
В силу п.6 ст.1 Лесного кодекса РФ одним из принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов.
Согласно ст.5 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизведение лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
В соответствии с п.1 ст.7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (п. 1 ст. 101 ЗК РФ).
По смыслу указанной нормы, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.
Согласно ст.77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (п.1 ст.78 ЗК РФ).
Согласно п.1 ст.6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Статья 7 ЛК РФ установлено, что лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67,69 и 92 ЛК РФ.
Следовательно, Лесной кодекс РФ также предусматривает возможность расположения лесных участков на землях иных категорий, кроме земель государственного лесного фонда, при этом ч.1 ст.101 ЗК РФ установлена презумпция отнесения к землям лесного фонда земель, покрытых лесной растительностью.
В соответствии с ч.1 ст.14 ФЗ № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (здесь и далее в редакции законов, действующих на момент возникновения спорных правоотношений) к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация благоустройства территории поселения, а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения; а также осуществление муниципального лесного контроля и надзора.
Согласно ст.84 ЛК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; 2) установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; 3) установление ставок платы за единицу объема древесины; 4) разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; 5) осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков.
Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу ст.11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии с ч.1 ст.68 ЗК РФ землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства.
В соответствии с п.12 п.1 ст.15 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в ред., действующей на момент внесения сведений в ГКН) органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с настоящей статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений: об отнесении земельного участка к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории в другую.
При этом в силу п.п. 12 п.5 ст.7 указанного закона (в ред., действующей на момент внесения сведений в ГКН) в государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости: сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка, если объектом недвижимости является земельный участок.
Из материалов дела следует, что первичным документом, послужившим основанием для утверждения схемы расположения земельного участка на КПТ, явился акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, в котором было указано на нахождение преимущественно на всем земельном участке деревьев хвойных пород, и предоставление данного земельного участка для сельскохозяйственного производства свидетельствует о ненадлежащем соблюдении требований закона в ходе предварительного зонирования территории муниципального образования, а также надлежащего исполнения своих обязанностей по муниципальному лесному и земельному контролю.
Из сведений, содержащихся в ЕГРН, следует, что спорный земельный участок имеет категорию земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.
Вместе с тем, согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, составленному с участием специалистов министерства экологии и природопользования Красноярского края, спорный земельный участок не может быть использован для целей сельхозназначения без нарушения единой экологической системы посредством вырубки деревьев.
Учитывая, что приведенные положения ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусматривали обязательность отражения в ГКН сведений о лесах, расположенных в пределах земельного участка, чего не было сделано, данное обстоятельство указывает также на отсутствие со стороны ответчика - администрации г.Дивногорска проведения предварительного зонирования территории.
Таким образом, присвоение земельного участку категории земель для сельскохозяйственного назначения и вида разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» было осуществлено при утверждении схемы земельного участка на КПТ, с последующим его оформлением в собственность МО г.Дивногорск, в отсутствие правовых оснований и без учета размещения на данном участке лесного массива, представляющего собой самостоятельную экологическую систему.
При изложенных выше обстоятельствах органом местного самоуправления изначально неправильно были определены категория и вид разрешенного использования при постановке земельного участка на кадастровый учет, т.е. неправильно была определена категория земель.
Подобные действия администрации г.Дивногорска по предоставлению покрытого лесом земельного участка, представляющего собой единую экологическую систему и единый лесной массив, по передаче в собственность КФХ «Южное» для использования в сельскохозяйственных целях (которое невозможно без вырубки и раскорчевки деревьев и иных насаждений, что и делалось нынешним собственником Зубаревым М.И.) свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязанностей органа местного самоуправления по рациональному и эффективному использованию земель, поскольку они были осуществлены без соблюдения публичных интересов, существующих экологических связей в окружающей природной среде и вопреки требованиям охраны земли как основы жизнедеятельности человека.
Указанные действия администрации г.Дивногорска по предоставлению существующего более 80 лет лесного массива для использования в сельскохозяйственных целях не отвечали принципам земельного, лесного и природоохранного законодательства, поскольку не учитывали приоритета сохранения существующей естественной экологической системы, сложившегося природного ландшафта, игнорировали необходимость сохранения защитных, санитарно - гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесного участка в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.
Дальнейшее использование спорного земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства повлечет за собой вырубку и выкорчевку зеленых насаждений, чем нарушит права неопределенного круга лиц на благоприятную экологическую обстановку, на свободное пребывание в лесах.
Руководствуясь вышеизложенным, с учетом соблюдения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и на свободное пребывание в лесах, действия ответчика по утверждении схемы расположения земельного участка на КПТ, постановке его на государственный кадастровый учет в качестве земли сельскохозяйственного назначения, по передаче этого участка в собственность КФХ «Южное» в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности не отвечают требованиям закона и не могут быть расценены как рациональное и эффективное использование земельного фонда, что является основанием для признания незаконной схемы расположения земельного участка на КПТ, утвержденной главой г.Дивногорска Олем Е.Е. ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч.1 ст.84 ЛК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся: владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; установление ставок платы за единицу объема древесины; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация мер пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 части 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок.
Согласно части 1 статьи 61 Земельного кодекса РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
В силу части 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии с частью 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Согласно части 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с разъяснениями, отраженными в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, с целью восстановления нарушенного права следует признать незаконным распоряжение администрации г.Дивногорска от ДД.ММ.ГГГГ№ р в части государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, район <адрес>, а также распоряжение администрации г.Дивногорска № р от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении указанного земельного участка в собственность КФХ «Южное» как противоречащие закону.
Как следствие, имеются основания и для признании недействительными договоров купли – продажи спорного земельного участка, заключенного между администрацией г.Дивногорска и КФХ «Южное», № а от ДД.ММ.ГГГГ, дарения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенных между КФХ «Южное» и Бажаевой Т.А., и Бажаевой Т.В. и Зубаревым М.И. от ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы представителя ответчика Зубарева М.И. - Назаровой И.А., изложенные в отзыве на исковое заявление, о том, что прокурором пропущен предусмотренный ст. 256 ГПК РФ срок для обращения в суд, являются несостоятельными по следующим основаниям.
Так, иск содержит требования о недействительности не только распоряжений органа местного самоуправления, но и сделок с земельным участком. При таких обстоятельствах иск был предъявлен в пределах трехлетнего срока исковой давности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 181 ГК РФ срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки.
В отношении требования о признании сделки недействительной в силу ничтожности, не соответствия ее требованиям закона, законодатель не устанавливает специальные сроки исковой давности. Следовательно, в соответствии со статьями 196, 200 ГК РФ к таким требованиям применяется общий срок исковой давности три года, который исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
О нарушении порядка предоставления спорного земельного участка стало известно в ходе прокурорской проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, срок исковой давности для обращения в суд прокурором не пропущен.
Учитывая, что требования прокурора о признании недействительными оспариваемых сделок с указанным земельным участком удовлетворены, имеются основания для применения последствий их недействительности в виде возврата публичного земельного участка органу местного самоуправления, прекращения права собственности Зубарева М.И. на спорный земельный участок.
Суд также находит подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора г.Дивногорска о возложении на администрацию г.Дивногорска обязанности по принятию мер по передаче земельного участка в земли лесного фонда по следующим основаниям.
Из содержания и принципов земельного и лесного законодательства, установленных в ст. 1 Земельного кодекса РФ и ст. 1 Лесного кодекс РФ, следует, что законодатель подчеркивает особую значимость и ценность данных правоотношений в одинаковой мере, при этом исходит из приоритета охраны жизни и здоровья человека, а также рационального использования природных ресурсов без вреда для окружающей среды.
Согласно п. 3 ст. 6 ЛК РФ границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В силу ст. 10 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.
Поскольку в ходе рассмотрения дела было установлено, что спорный земельный участок практически полностью покрыт высокоплотными лесными насаждениями, следовательно, не мог быть учтен в качестве земли сельскохозяйственного назначения вследствие невозможности ведения на нем сельскохозяйственных работ, его использование в сельскохозяйственных целях невозможно без проведения вырубки и выкорчевки лесных насаждений, администрации г.Дивногорска как органу местного самоуправления, на территории которого располагается спорный земельный участок, покрытый лесом, необходимо принять меры, направленные на передачу данного земельного участка в состав земель лесного фонда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора г.Дивногорска в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконной схему расположения земельного участка с кадастровым номером № на кадастровом плане территории, утвержденную главой г.Дивногорска ДД.ММ.ГГГГ.
Признать недействительным распоряжение администрации г.Дивногорска от ДД.ММ.ГГГГ№ р в части государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, район <адрес>.
Признать недействительным распоряжение администрации <адрес>№ р от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность КФХ «Южное» земельного участка с кадастровым номером №
Признать недействительным договор купли – продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между администрацией <адрес> и КФХ «Южное».
Признать недействительным договор дарения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между КФХ «Южное» и Бажаевой Т.В.
Признать недействительным договор дарения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Бажаевой Т.В. и Зубаревым М.И..
Прекратить право собственности Зубарева М.И. на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, район <адрес>.
Обязать Зубарева М.И. передать по акту земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, район <адрес>, администрации <адрес>.
Обязать администрацию г.Дивногорска принять меры, направленные на передачу земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, район <адрес>, в состав земель лесного фонда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
СОГЛАСОВАНО
Судья _________________________Л.В. Боровкова