ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1073/2013 от 22.10.2013 Волховского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2-1073/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 октября 2013 года г. Волхов

Волховский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Михеевой О.Г.,

при секретаре Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности Волховского городского прокурора в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования *** сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области об обязании разработать генеральный план муниципального образования и представить его на утверждение Совета депутатов муниципального образования *** сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области,

У С Т А Н О В ИЛ:

исполняющий обязанности Волховского городского прокурора в защиту неопределенного круга лиц обратился в Волховский городской суд с иском к администрации муниципального образования *** сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области об об обязании разработать генеральный план муниципального образования и представить его на утверждение Совета депутатов муниципального образования *** сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований, ссылаясь на статьи 8, 9, 18, 23, 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 1341-ФЗ от 06 октября 2003 года, указал, что проведенной в августе 2013 года Волховской городской прокуратурой проверкой соблюдения градостроительного законодательства на территории Волховского муниципального района установлено, что в муниципальном образовании *** сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области отсутствует генеральный план муниципального образования. Данное обстоятельство подтверждается информационным письмом администрации МО *** сельское поселение от *** года № ***.

Вместе с тем одним из полномочий органов местного самоуправления поселения в области градостроительной деятельности является подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, которые являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований.

Решение о подготовке проекта генерального плана принимается главой местной администрации поселения.

Подготовка проекта генерального плана осуществляется с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом заинтересованных лиц.

Протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения в представительный орган местного самоуправления поселения.

Представительный орган местного самоуправления поселения с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимает решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением.

Обязанность по разработке генерального плана МО *** сельское поселение возлагается на администрацию указанного поселения.

Отсутствие генерального плана поселения влечет за собой нарушение прав жителей муниципального образования на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

Таким образом, данное заявление направлено в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом, для пресечения нарушения прав граждан в области градостроительного законодательства.

Протокольным определением Волховского городского суда от 05 сентября 2013 года в порядке ст. 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) к участию в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Совет депутатов муниципального образования *** сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области (л.д.105-111).

В судебном заседании участвующий в деле помощник Волховского городского прокурора З. заявленные требования поддержала по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении, а также пояснила, что с учетом того, что на территории муниципального образования *** сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области расположено 35 населенных пунктов, необходимо выполнить большой объем работ, в связи с этим целесообразно установить срок разработки генерального плана муниципального образования поселения в один год с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика администрации муниципального образования *** сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области Ц., действующая на основании доверенности от *** года, представитель третьего лица Совета депутатов муниципального образования *** сельское поселение Б., действующий на основании решения от *** года № *** Совета депутатов муниципального образования *** сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области иск признали и пояснили, что генеральный план муниципального образования поселения должен быть разработан и утвержден и администрация муниципального образования *** сельское поселение данным вопросом занимается.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения участвующего в деле помощника прокурора З., представителя ответчика Ц., представителя третьего лица Б., приходит к следующему.

В силу статей 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе равноправия и состязательности сторон.

В соответствии со статьей 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Согласно статье 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно п. 1 ч.1 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений.

В соответствии со статьей 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч.1).

Подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании стратегий (программ) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектов, межгосударственных программ, программ социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии) с учетом программ, принятых в установленном порядке и реализуемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, решений соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса и сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ч.5).

Согласно п.2 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования.

В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пп. 21 ч. 1 ст. 4 Устава муниципального образования *** сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области утверждение генеральных планов поселения относится к вопросам местного значения поселения.

Согласно ст. 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения утверждается представительным органом местного самоуправления (ч.1). Решение о подготовке проекта генерального плана принимается главой местной администрации поселения (ч.2). Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 Градостроительного кодекса РФ и с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (ч. 3).

  В силу пункта 5.7 Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденных приказом Минрегионразвития РФ от 26 мая 2011 года № 244, органы местного самоуправления могут поручить подготовку задания на проектирование градостроительного задания соответствующим уполномоченным органам в области градостроительной деятельности (органам архитектуры и градостроительства).

Установлено, что *** года администрацией муниципального образования *** сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области было принято постановление за № *** о разработке проекта генерального плана муниципального образования *** сельское поселение и создании комиссии для рассмотрения проекта генерального плана муниципального образования *** сельское поселение (л.д. 114-115).

Также установлено, что *** года администрацией муниципального образования *** сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области принято постановление № *** о подготовке проекта генерального плана муниципального образования *** сельское поселение применительно к дер. ***, дер. ***, дер. ***, дер. ***; постановление № *** от *** года «О разработке проекта генерального плана муниципального образования *** сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области» признано утратившим силу (л.д.80-81).

Из объяснений представителя ответчика Ц. в судебном заседании следует, что администрацией муниципального образования *** сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области по итогам аукциона заключены муниципальные контракты с ООО «***» № ***, *** от *** года на создание цифровой картографической продукции для разработки генерального плана, выполненная картографическая продукция представлена в Администрацию муниципального образования *** сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, но без заключения комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области. Администрация муниципального образования *** сельское поселение Волховского района Ленинградской области обратилась с просьбой принять материалы на экспертизу, но ей было отказано, так как прием результатов инженерно-геодезических изысканий в ГАУ «***» возможен изыскательской организацией, то есть ООО «***» с уведомлением о производстве работ.

*** года Администрация муниципального образования *** сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области заключила договор с ООО «***» на выполнение работ по созданию цифровой картографической продукции для подготовки проектов документов территориального планирования и градостроительного зонирования по дер.***, дер. ***, дер. *** *** сельского поселения Волховского муниципального района Ленинградской области (л.д. 78-79), а *** года – на выполнение работ по созданию цифровой картографической продукции для подготовки проектов документов территориального планирования и градостроительного зонирования по дер. *** и дер. *** *** сельского поселения Волховского муниципального района Ленинградской области (л.д. 181).

Следовательно, из представленных доказательств следует, что администрацией муниципального образования *** сельское поселение Волховского муниципального образования Ленинградской области не подготовлен и не направлен на утверждение в представительный орган поселения проект генерального плана муниципального образования.

Согласно части 4 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 31 декабря 2012 года, не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования.

Согласно пп.1, 2 п. 6 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации представительный орган местного самоуправления сельского поселения вправе принять решение об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана и о подготовке правил землепользования и застройки при наличии следующих условий: - не предполагается изменение существенного использования территории этого поселения и отсутствует утвержденная программа его комплексного социально-экономического развития; - документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования муниципального района не предусмотрено размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района на территории этого поселения.

Из объяснений в судебном заседание представителей Администрации муниципального образования *** сельское поселение Волховского муниципального района Ц. и Совета депутатов муниципального образования *** сельское поселение Волховского муниципального района Б. установлено, что представительный орган поселения не выносил решения об отсутствии необходимости подготовки генерального плана поселения.

Более того, администрацией муниципального органа *** сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области *** года принято постановление за № *** «О разработке генерального плана муниципального образования *** сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области применительно к дер. ***, дер. ***, дер. ***, дер. ***.

Из объяснений в судебном заседании представителя ответчика установлено, что на территории муниципального образования *** сельское поселение Волховского района Ленинградской области расположено 35 населенных пунктов.

Исходя из правого анализа указанных норм, суд находит, что генеральный план поселения должен быть и именно администрация муниципального образования *** сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области должна разработать генеральный план муниципального образования и представить его на утверждение представительного органа муниципального образования поселения.

Суд также принимает во внимание, что представитель ответчика Администрации муниципального образования *** сельское поселение Волховского муниципального района Ц. и представитель Совета депутатов муниципального образования *** сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области Б. в судебном заседании в пределах предоставленных полномочий иск прокурора признали.

Представителям ответчика и третьего лица разъяснены последствия признания иска и принятия его судом, предусмотренные ч. 3 ст. 173, ст. 198 ГПК РФ.

Суд с учетом изложенных обстоятельств, принимая во внимание признание иска представителем ответчика, и, оценивая доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно положениям ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Исходя из принципа исполнимости решения, суд полагает возможным определить срок исполнения решения суда – в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

исковые требования исполняющего обязанности Волховского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования *** сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области разработать генеральный план муниципального образования *** сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области и представить его на утверждение Совета депутатов муниципального образования *** сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области.

Установить срок исполнения решения суда – двенадцать месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд подачи апелляционной жалобы через Волховский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья: подпись О.Г.Михеева

Мотивированное решение составлено 28 октября 2013 года (с учетом выходных дней).

Судья: подпись О.Г.Михеева