Дело № 2-1076/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Николаевск-на-Амуре 29 ноября 2017 года
Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Новосёлова А.С.,
с участием
помощника Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора Шайтанова А.С.,
при секретаре Ковцур И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора, поданному в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Босантур Два», обществу с ограниченной ответственностью «Николаевский судостроительный завод» о понуждении устранить нарушения законодательства о безопасности объектов инфраструктуры морского транспорта,
УСТАНОВИЛ:
И.о. Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора обратился в суд с иском к ООО «Босантур-2», ООО «Николаевский ССЗ», в обоснование требований ссылаясь на то, что Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратурой по информации Николаевского линейного отдела Амурского УГМРН Ространснадзора о длительном неустранении нарушений законодательства о безопасности объектов инфраструктуры морского транспорта в части эксплуатации достроечной набережной проведена проверка. В соответствии с ч. 4 ст. 1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ) на участках внутренних водных путей Российской Федерации, на которых навигационно-гидрографические условия обеспечения плавания судов и безопасности судоходства соответствуют требованиям торгового мореплавания, отношения, возникающие из безопасности плавания судов по условиям торгового мореплавания, регулируются Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, а отношения, возникающие из договора перевозки, - настоящим Кодексом. Согласно Кодекса Торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ) правила, установленные настоящим Кодексом, распространяются, в том числе, на суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река - море) плавания во время их плавания по морским путям. В силу ч. 1 ст. 7 КВВТ РФ внутренние водные пути и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения находятся в федеральной собственности и используются в целях судоходства любыми юридическими и физическими лицами. Перечень внутренних водных путей утверждается Правительством Российской Федерации. Во исполнение данной нормы права распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.12.2002 № 1800-р утвержден Перечень внутренних водных путей Российской Федерации. Согласно указанному перечню нижней границей р. Амур является г. Николаевск-на-Амуре. Таким образом, водная акватория устьевой части р. Амур и Амурского лимана в пределах г. Николаевска-на-Амуре и ниже по течению является морскими путями в соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», на которые распространяется законодательство о торговом мореплавании, состоящее из КТМ РФ, а также издаваемыми в соответствии с настоящим Кодексом другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Обязательные для соблюдения минимальные требования безопасности объектов морского транспорта установлены Техническим регламентом о безопасности объектов морского транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 620 (далее - Технический регламент). На основании свидетельства о государственной регистрации права от 29.11.2006 ОАО «Николаевский судостроительный завод» на праве собственности принадлежит достроечная набережная инв. № 499 литер 11, расположенная по адресу: <адрес>. Согласно паспорту указанного сооружения от 20.10.2015 достроечная набережная является причальным сооружением по типу причальной стенки. По договору аренды от 31.12.2016 указанное причальное сооружение эксплуатирует ООО «Босантур-2» для швартовки и отстоя судов. Проведенной проверкой установлено, что в нарушение подп. «б, в, д» п. 184 Технического регламента, не установлен и не соблюдается режим эксплуатации объекта, не ведется технический надзор за объектом, не разработаны инструкции и другие документы, обеспечивающие безопасную эксплуатацию объекта. В нарушение подп. «е» п. 184, п. 197 Технического регламента в ООО «Босантур-2» отсутствует квалифицированный персонал, обслуживающий объект инфраструктуры морского транспорта, имеющий соответствующее выполняемым работам образование. В нарушение п. 196 Технического регламента не разработан справочник допускаемых нагрузок на причальное сооружение. Несмотря на выявленные нарушения закона причальная стенка достроечной набережной эксплуатируется по прямому назначению - для швартовки и отстоя судов. Согласно п. 186 Технического регламента техническая эксплуатация объекта инфраструктуры морского транспорта должна обеспечивать безопасные условия для плавания, швартовки, стоянки и обработки судов, безопасность, сохранность и повышение долговечности объекта инфраструктуры морского транспорта при его взаимодействии с судами, работе оборудования и портовых транспортных средств, складировании грузов и воздействии гидрометеорологических факторов, а также неблагоприятных и опасных природных явлений гидрометеорологического характера. В соответствии с п. 12 Технического регламента объекты морского транспорта и объекты инфраструктуры морского транспорта должны удовлетворять требованиям безопасности в течение всего периода их эксплуатации при условии выполнения приобретателем этих объектов требований, установленных технической документацией. Проведенным ОАО «ДНИИМФ» в 2015 году обследованием выявлен износ отдельных частей достроечной набережной, в связи с чем, извещением от 20.10.2015 № 1 об изменении режима эксплуатации и необходимости выполнения ремонтных работ собственнику причальной стенки рекомендовано установит на набережной наблюдательные марки, а на прилегающей территории опорные знаки геодезической сети и вести регулярные наблюдения за возможными деформациями сооружения в период эксплуатации. Указанная рекомендация ни собственником, ни арендатором причального сооружения не исполнена. Проведенными в 2016-2017гг. проверками Николаевским линейным отделом Амурского УГМРН Ространснадзора, которое в соответствии с п. 2.7 Положения об Амурском управлении государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденного приказом Ространснадзора от 28.01.2013 № АК-64фс, уполномочено на проведение государственного контроля и надзора за безопасностью портовых гидротехнических сооружений (причалов), неоднократно (13.09.2016, 23.06.2017, 11.10.2017) ООО «Босанутр-2» выдавались предписания о необходимости устранить выявленные нарушения Технического регламента, которые остались не исполненными. Дальнейшая эксплуатация ответчиком причала без проведения мероприятий, предусмотренных требованиями Технического регламента, в том числе в связи с отсутствием квалифицированного персонала для организации наблюдения за сооружением, установления и соблюдения режима его эксплуатации, создает реальную угрозу разрушения причала, возникновения несчастных случаев с людьми и аварийных ситуаций, как на самом сооружении, так и на прилегающей акватории. При таких обстоятельствах безопасная эксплуатация достроечной набережной обеспечена быть не может. При этом, с учетом того, что срок аренды причального сооружения определен договором до 28.12.2017 без учета его пролонгации, считает целесообразным предъявить настоящий иск к соответчикам: его собственнику и арендатору. Просит суд: 1. Обязать ООО «Босантур-2» и ООО «Николаевский ССЗ» устранить выявленные нарушения требований Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 620, а именно: 1.1. В соответствии с подп. «б, в, д» п. 184 Технического регламента установить режим эксплуатации объекта, организовать технический надзор за объектом, разработать инструкции и другие документы, обеспечивающие безопасную эксплуатацию объекта. 1.2. В соответствии с подп. «е» п. 184, п. 197 Технического регламента назначить квалифицированный персонал, обслуживающий объект инфраструктуры морского транспорта, имеющий соответствующее выполняемым работам образование. 1.3. В соответствии с п. 196 Технического регламента разработать справочник допускаемых нагрузок на причальное сооружение; и установить срок исполнения решения суда - 9 месяцев со дня вступления его в законную силу.
В судебном заседании помощник Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора Шайтанов А.С. от исковых требований к ответчику ООО «Босантур-2» как арендатора причального сооружения отказался, в связи с тем, что срок договора аренды от 31.12.2016 года истекает 28.12.2017 года, сведений о пролонгации указанного договора аренды не имеется, исковые требования к ответчику ООО «Николаевский ССЗ» поддержал по основаниям, указанным в иске.
Представители ООО «Босантур-2» и ООО «Николаевский ССЗ» в судебное заседание не прибыли, о месте, дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, возражений по заявленным требованиям не представили.
При указанных обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей ответчиков.
Выслушав прокурора, суд приходит к следующему.
Статьей 39 ГПК РФ установлено, что истец вправе отказаться от иска. Суд принимает отказ от иска, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Указанная норма не ограничивает прокурора в его праве отказаться от иска, в том числе и от иска к одному из ответчиков, если иск заявлен в интересах неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Поскольку по данному делу отказ прокурора от исковых требований к одному из ответчиков – ООО «Босантур-2» не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, суд считает возможным принять отказ прокурора от исковых требований к ООО «Босантур-2».
В соответствии с ч. 4 ст. 1 КВВТ РФ на участках внутренних водных путей Российской Федерации, на которых навигационно-гидрографические условия обеспечения плавания судов и безопасности судоходства соответствуют требованиям торгового мореплавания, отношения, возникающие из безопасности плавания судов по условиям торгового мореплавания, регулируются Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, а отношения, возникающие из договора перевозки, - настоящим Кодексом.
Согласно Кодекса Торгового мореплавания Российской Федерации правила, установленные настоящим Кодексом, распространяются, в том числе, на суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река - море) плавания во время их плавания по морским путям.
В силу ч. 1 ст. 7 КВВТ РФ внутренние водные пути и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения находятся в федеральной собственности и используются в целях судоходства любыми юридическими и физическими лицами.
Распоряжением Правительства РФ от 19.12.2002 № 1800-р утвержден Перечень внутренних водных путей Российской Федерации, согласно которому нижней границей р. Амур является г. Николаевск-на-Амуре, в связи с чем водная акватория устьевой части р. Амур и Амурского лимана в пределах г. Николаевска-на-Амуре и ниже по течению является морскими путями в соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», на которые распространяется законодательство о торговом мореплавании, состоящее из КТМ РФ, а также издаваемыми в соответствии с настоящим Кодексом другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Техническим регламентом о безопасности объектов морского транспорта, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 № 620, установлены обязательные для соблюдения минимальные требования безопасности объектов морского транспорта.
В соответствии с п. 12 Технического регламента объекты морского транспорта и объекты инфраструктуры морского транспорта должны удовлетворять требованиям безопасности в течение всего периода их эксплуатации при условии выполнения приобретателем этих объектов требований, установленных технической документацией.
Как установлено в судебном заседании, ОАО «Николаевский судостроительный завод» на основании свидетельства о государственной регистрации права от 29.11.2006 на праве собственности принадлежит достроечная набережная инв. № 499 литер 11, расположенная по адресу: <адрес>.
Согласно паспорту указанного сооружения от 20.10.2015 достроечная набережная является причальным сооружением по типу причальной стенки.
Проведенной проверкой установлено, что в нарушение подп. «б, в, д» п. 184 Технического регламента, не установлен и не соблюдается режим эксплуатации объекта, не ведется технический надзор за объектом, не разработаны инструкции и другие документы, обеспечивающие безопасную эксплуатацию объекта.
В нарушение подп. «е» п. 184, п. 197 Технического регламента в ООО «Босантур-2» отсутствует квалифицированный персонал, обслуживающий объект инфраструктуры морского транспорта, имеющий соответствующее выполняемым работам образование.
В нарушение п. 196 Технического регламента не разработан справочник допускаемых нагрузок на причальное сооружение.
Согласно п. 186 Технического регламента техническая эксплуатация объекта инфраструктуры морского транспорта должна обеспечивать безопасные условия для плавания, швартовки, стоянки и обработки судов, безопасность, сохранность и повышение долговечности объекта инфраструктуры морского транспорта при его взаимодействии с судами, работе оборудования и портовых транспортных средств, складировании грузов и воздействии гидрометеорологических факторов, а также неблагоприятных и опасных природных явлений гидрометеорологического характера.
Проведенным ОАО «ДНИИМФ» в 2015 году обследованием выявлен износ отдельных частей достроечной набережной, в связи с чем, извещением от 20.10.2015 № 1 об изменении режима эксплуатации и необходимости выполнения ремонтных работ собственнику причальной стенки рекомендовано установит на набережной наблюдательные марки, а на прилегающей территории опорные знаки геодезической сети и вести регулярные наблюдения за возможными деформациями сооружения в период эксплуатации.
Указанная рекомендация собственником причального сооружения не исполнена.
Несмотря на выявленные нарушения закона причальная стенка достроечной набережной эксплуатируется по прямому назначению - для швартовки и отстоя судов.
Таким образом, с учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит у выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора, поскольку дальнейшая эксплуатация ответчиком причала без проведения мероприятий, предусмотренных требованиями Технического регламента, в том числе в связи с отсутствием квалифицированного персонала для организации наблюдения за сооружением, установления и соблюдения режима его эксплуатации, создает реальную угрозу разрушения причала, возникновения несчастных случаев с людьми и аварийных ситуаций, как на самом сооружении, так и на прилегающей акватории.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку в силу подп. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, соответствующие расходы подлежат взысканию в доход местного бюджета с ответчика, не освобожденного от уплаты госпошлины, то есть с ООО «Николаевский ССЗ», исходя из расчета установленного абз. 2 подп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования исполняющего обязанности Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью «Николаевский судостроительный завод» удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Николаевский судостроительный завод» в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения требований Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 620, а именно: 1.1. В соответствии с подп. «б, в, д» п. 184 Технического регламента установить режим эксплуатации объекта, организовать технический надзор за объектом, разработать инструкции и другие документы, обеспечивающие безопасную эксплуатацию объекта. 1.2. В соответствии с подп. «е» п. 184, п. 197 Технического регламента назначить квалифицированный персонал, обслуживающий объект инфраструктуры морского транспорта, имеющий соответствующее выполняемым работам образование. 1.3. В соответствии с п. 196 Технического регламента разработать справочник допускаемых нагрузок на причальное сооружение.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Николаевский судостроительный завод» государственную пошлину в размере 300 рублей в бюджет Николаевского муниципального района Хабаровского края.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Николаевский-на-Амуре городской суд в течение месяца со дня вынесения решения суда.
Судья А.С.Новосёлов