ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1077/18 от 26.09.2018 Сысертского районного суда (Свердловская область)

Мотивированное решение составлено 26.09.2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21.09.2018 Сысертский районный суд Свердловской области в составе председательствующего Торичной М.В., при секретаре Исайкиной А. А., с участием истцов ФИО1, ФИО2, представителя ответчика МКУ «Информационно-расчетный центр» ФИО4, представителя третьего лица ТОИОГВ СО УСП МСП СО по Сысертскому району ФИО5, представителя третьего лица Государственного учреждения социального обслуживания населения «Комплексный центр социального обслуживания населения Сысертского района» ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1077/2018 по иску ФИО1 ФИО15, ФИО2 ФИО16 к МКУ «Информационно-расчетный центр» о признании незаконным решения об удержании компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, взыскании суммы денежных выплат в виде компенсаций,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти <адрес> - Управление социальной политики Министерства социальной политики <адрес> о признании незаконным решения об удержании компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, взыскании суммы денежных выплат в виде компенсаций.

В обоснование исковых требований указала, что, являясь работающей в Государственном бюджетном учреждении социального обслуживания населения Свердловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Сысертского района» в качестве социального педагога, получала компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом Свердловской области от 03.12.2014 года № 108-ОЗ социальном обслуживании и граждан в Свердловской области» с ноября 2015 года по август 2017 года. На данную работу истец устраивалась исключительно по условию применения данной льготы, так как заработная плата была невысокой, и она крайне нуждалась в этой льготе.

О праве на указанную льготу истца информировали ежегодно официальной справкой Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения Свердловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Сысертского района», что подтверждается приложенным экземпляром от ДД.ММ.ГГГГ№40817810604900317040.

На тот момент истец являлась малообеспеченной одинокой матерью, имела на иждивении малолетнюю дочь- ФИО17ДД.ММ.ГГГГ года рождения. При этом, истец имела право на аналогичную льготу по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как малообеспеченная семья и одинокая мать. До ноября 2015 года истец получала льготу по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как малообеспеченная семья и одинокая мать.

В ноябре 2015 года истцу была направлена справка Управления социальной политики по Сысертскому району о том, что она имеет право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом Свердловской области «Об образовании в Свердловской области №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ. Затем ежегодно до 2018 года истцу приходила аналогичная справка, подтверждающая её право на указанную льготу.

Однако в январе 2018 года истцом получено письмо Муниципального казенного учреждения «Информационно-Расчетный центр» № 89, где сообщалось, что в связи с предоставлением неверных данных в документе, являющимся основанием для получения компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом Свердловской области от 03.12.2014 года № 108-03 социальном обслуживании и граждан в Свердловской области» неправомерно выплачена сумма компенсации за период с ноября 2015 года по август 2017 года в размере 42 177, 76 руб.

Затем письмом Муниципального казенного учреждения «Информационно- расчетный центр» № 441 от 26.02.2018 истца проинформировали о том, что согласно п. 30 постановления Правительства Свердловской области от 26.06.2012 № 690-ПП в случае если получатель компенсации расходов в течение 14 дней не сообщил в уполномоченный орган об обстоятельствах, влекущих перерасчет размера компенсации либо прекращения ее выплат, необоснованно выплаченные суммы компенсации расходов засчитываются в счет будущей выплаты компенсации расходов.

Далее пояснили, что при отсутствии права на получение компенсации расходов в последующие периоды, излишне выплаченные суммы добровольно возвращаются получателем, а в случае спора взыскиваются в судебном порядке.

Так же истца уведомили данным письмом о том, что компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных платежей начисляются истцу в полном объеме, но удерживаются в счет погашения долга.

Истец считает, что своими действиями ответчик допустил нарушение норм материального права, так как истец не могла уведомить о незаконных выплатах компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных платежей, так как узнала об этом только в январе 2018 года из письма Муниципального казенного учреждения «Информационно-Расчетный центр» № 90. Кроме того, законных оснований для удержания ответчиком спорных выплат без ее добровольного согласия не имелось.

Если бы не официальное уведомление об указанной льготе, истец могла бы продолжать получать такую же льготу как малообеспеченная семья и мать-одиночка. При этом, её ежегодно уведомляли о её праве на указанную льготу, и ей ее применяли ежегодно, что давало ей уверенность в её праве на эту льготу.

Фактически за период с декабря 2017 года по март 2018 года истцу начислена компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных платежей в сумме 15 020, 00 рублей, вся эта сумма удержана в полном объеме в счет погашения платежей за период с ноября 2015 года по ноябрь 2017 года, а именно: за декабрь 2017 года: начислено - 3847,57 руб., удержано - 3847,57 руб., за январь 2018 года: начислено - 3657.25 руб., удержано - 3657,25 руб., за февраль 2018 года: начислено - 3700,47 руб., удержано - 3700.47 руб., за март 2018 года: начислено - 3814,94 руб., удержано - 3814,94 руб., итого удержано: 15 020,00 руб.

Применяя нормы п.30 постановления Правительства Свердловской области от 26.06.2012 года № 690-ПП, ответчик должен при наличии письменного отказа истца от добровольного возврата - заявлением директору МКУ «ИРЦ» ФИО7 от 21.02.2018 № 81, обратиться в суд, где решать вопрос о взыскании с истца каких-либо выплат компенсаций.

Истец считает, что руководители и исполнители-служащие Государственного учреждения вводили истца в течение 3-х лет в заблуждение и применяли для неё льготу по выплате компенсации, использовали истца как педагогического работника с учетом применяемой льготы, а сейчас лишают без её согласия льготы, ставя тем самым за грань бедности истца и её малолетнего ребенка.

Истец считает, что действия ответчика по удержанию вследствие перерасчета суммы ежемесячной денежной компенсации по оплате ЖКУ за 2015-2017 годы - не основаны на законе, поскольку возврат излишне уплаченных денежных средств путем их удержания из последующих выплат в отсутствие вины добросовестного гражданина.

Истец просила признать незаконным решение ответчика об удержании компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, выплаченных за период с ноября 2015 года по август 2017 года включительно на основании Закона Свердловской области от 03.12.2014 года № 108-ОЗ социальном обслуживании и граждан в Свердловской области»; Взыскать с Управления социальной политики по Сысертскому району в пользу истца сумму денежных выплат в виде компенсации, начисленной истцу за период с декабря 2017 года по март 2018 года на основании: Закона Свердловской области «Об образовании в Свердловской области № 78-ОЗ от 15.07.2013 года в сумме 15 020,00 руб.

ФИО3 обратилась в суд с аналогичным иском, указав, что, являясь работающей в Государственном бюджетном учреждении социального обслуживания населения <адрес> "Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>» в качестве воспитателя, получала компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№40817810604900317040-ОЗ социальном обслуживании и граждан в <адрес>» с 2015 года по 2017 год. На данную работу устраивалась исключительно по условию применения данной льготы, так как заработная плата была невысокой, и она крайне нуждалась в этой льготе.

О праве истца на указанную льготу её информировали ежегодно официальной справкой Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения <адрес> «Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>», что подтверждается приложенным экземпляром от ДД.ММ.ГГГГ№40817810604900317040.

С 07.06.2017 истец является пенсионером по старости в соответствии со ст. 8 Закона № 400-ФЗ бессрочно, что подтверждается Справкой УПРФ в <адрес>№40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, законных оснований для удержания ответчиком спорных выплат без добровольного согласия истца не имелось.

Так же истцу направлена справка Управления социальной политики по <адрес>№40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ о том, что она имеет право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с <адрес> «Об образовании в <адрес>№40817810604900317040-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ.

Однако в январе 2018 года истцом получено письмо Муниципального казенного учреждения «Информационно-Расчетный центр» №40817810604900317040, где сообщалось, что в связи с предоставлением неверных данных в документе, являющемся основанием для получения компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом Свердловской области от 03.12.2014 года № 108-ОЗ социальном обслуживании и граждан в Свердловской области» неправомерно выплачена сумма компенсации за период с сентября 2015 года по июнь 2017 года в размере 34295.17 руб.

Затем письмом Муниципального казенного учреждения «Информационно- расчетный центр» №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ истца также проинформировали о том, что согласно п. 30 постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№40817810604900317040-ПП в случае, если получатель компенсации расходов в течение 14 дней не сообщил в уполномоченный орган об обстоятельствах, влекущих перерасчет размера компенсации, либо прекращения ее выплат, необоснованно выплаченные сумы компенсации расходов засчитываются в счет будущей выплаты компенсации расходов.

Далее пояснили, что при отсутствии права на получение компенсации расходов в последующие периоды, излишне выплаченные суммы добровольно возвращаются получателем, а в случае спора в взыскиваются в судебном порядке.

Так же истца уведомили данным письмом о том, что компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных платежей начисляются истцу в полном объеме, но удерживаются в счет погашения долга.

Истец считает, что своими действиями ответчик допустил нарушение норм материального права, так как истец не могла уведомить о незаконных выплатах компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных платежей, так как узнала об этом только в январе 2018 года из письма Муниципального казенного учреждения «Информационно-Расчетный центр» №40817810604900317040. Кроме того, законных оснований для удержания ответчиком спорных выплат без ее добровольного согласия не имелось.

Фактически с истца незаконно удержана сумма компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных платежей за период с декабря 2017 года по март 2018 года в размере 11 821 руб.

Истец считает, что выплаты льготы по компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных платежей, применяемые для истца в указанный период с 2015 года по 2017 годы производились в соответствии с Законом Свердловской области от 03.12.2014 года № 108-ОЗ социальном обслуживании и граждан в Свердловской области» с 2015 года по 2017 года.

А применяемая для истца льгота по компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных платежей с 2018 года применяется в соответствии с Законом Свердловской области «Об образовании в Свердловской области №40817810604900317040-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ.

Считает, что с 2018 года применяется иная льгота, по иным основаниям, по иному Законодательному акту Правительства Свердловской области.

Поэтому, применяя нормы п.30 постановления Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ№40817810604900317040-ПП, ответчик должен при наличии письменного отказа от добровольного возврата - заявлением директору МКУ «ИРЦ» ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ, обратиться в суд, где решать вопрос о взыскании с истца каких-либо выплат компенсаций.

Считает, что руководители и исполнители-служащие Государственного учреждения вводили истца в течение 3-х лет в заблуждение и применяли для неё льготу по выплате компенсации, использовали её как педагогического работника с учетом применяемой льготы, а сейчас лишают без её согласия льготы как пенсионера, педагогического работника в прошлом, ставя истца тем самым за грань бедности.

Истец считает, что действия ответчика по удержанию вследствие перерасчета суммы ежемесячной денежной компенсации по оплате ЖКУ за 2015-2017 годы - не основаны на законе, поскольку возврат излишне уплаченных денежных средств путем их удержания из последующих выплат в отсутствие вины добросовестного гражданина.

Просила признать незаконным решение и действия ответчика по удержанию компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, выплаченных за период с 2015 года по 2017 год включительно на основании Закона Свердловской области от 03.12.2014 года № 108-ОЗ социальном обслуживании и граждан в Свердловской области»; Взыскать с Управления социальной политики по Сысертскому району в пользу истца сумму денежных выплат в виде компенсации, начисленной истцу за период с декабря 2017 года по март 2018 года на основании Закона Свердловской области «Об образовании в Свердловской области № 78-ОЗ от 15.07.2013 в сумме 11821,00 руб.

Определением суда от 14.06.2018 указанные гражданские дела объединены в одно производство.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ ненадлежащий ответчик - ТОИОГВ СО УСП МСП СО по <адрес>, заменен на надлежащего- МКУ «Информационно-расчетный центр». Процессуальный статус ТОИОГВ СО УСП МСП СО по <адрес> изменен на третье лицо.

В качестве третьего лица к участию в деле было привлечено Государственное учреждение социального обслуживания населения «Комплексный центр социального обслуживания населения Сысертского района», согласно определению суда от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец ФИО1, ссылаясь на изложенные в исковом заявлении обстоятельства, исковые требования поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что её вины в сложившейся ситуации нет, она справку сама не выписывала, справку давала организация. Пособия – это средство к существованию, а не средство наживы, и возврату они не подлежат в силу ст. 1109 ГК РФ. С 2011 года она получала субсидию как малообеспеченная семья. Потом узнала, что на работе может получать такую же компенсацию, но документов не нужно собирать. Её ввели в заблуждение. Если бы на работе так не сказали, она бы продолжала получать субсидию как малообеспеченная семья. Вины своей не видит в том, что сейчас компенсацию автоматически взимают в счет долга. Она работала в «Комплексном центре», оформляла все справки, у неё малообеспеченная семья. Получив справку, подумала, что ей так проще, что не нужно раз в полгода собирать справки и подтверждать свой статус. Справку подписала и получила. Хотя спрашивала, что они в Арамили находятся, а как в сельской местности получают. Ей сказали, что юридический адрес в Двуреченске. Она бы продолжала получать субсидию. Считает, что не должна платить за ошибки работодателя.

Истец ФИО3 в судебном заседании также исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, указанным в иске. Дополнительно суду пояснила, что в настоящее время ей начисляют данную субсидию как пенсионеру системы образования и сразу удерживают в счет необоснованно выплаченных сумм. Она с этим не согласна, поскольку её вины в том, что произошло нет.

Представитель ответчика Муниципального казенного учреждения «Информационно-расчетный центр» ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме. Пояснил, что истцам как работникам социальной сферы в сельской местности предоставлялась компенсация, однако это было незаконно. Если получатель не сообщил в течение 14 дней о том, что он не должен получать, денежные средства компенсируются последующими выплатами. Если незаконно предоставили информацию, то сумма должна быть взыскана в любом случае. Сейчас она компенсируется новыми выплатами. Если сейчас иск будет удовлетворен, то будет подан иск о взыскании задолженности, и данные суммы будут взысканы. Сейчас могут возобновить выплату компенсации, но потом будет предъявлен исполнительный лист. Подается заявление, подаются справки, в случае всего соответствия законодательству сотрудниками начисляется компенсация, со следующего месяца, начисляются директором ИРЦ. Не может пояснить, почему начисление произвелось. Не знает, почему не проверили сразу. Была проверка, и выяснили.

Представитель третьего лица ТОИОГВ СО УСП МСП СО по Сысертскому району ФИО5 в судебном заседании считала исковые требования не подлежащими удовлетворению, поддержала доводы отзыва, в котором, в частности, указано, что согласно статьи 18, пункта 1 Закона Свердловской области № 108 - 03 «О социальном обслуживании граждан в Свердловской области» от 03 декабря 2014 года меры социальной поддержки предоставляются работникам организаций социального обслуживания Свердловской области, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, и для работников, осуществляющих работу в обособленных структурных подразделениях организаций социального обслуживания Свердловской области, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах.

ФИО2 и ФИО1, являлись работником ГБУ ФИО8 «Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>», осуществляли свою деятельность в обособленном структурном подразделении, расположенном в городе <адрес>.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Также в соответствии с пунктом 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.04г. №40817810604900317040 под структурными подразделениями следует понимать как филиалы, представительства, так и отделы, цеха, участки и т.д., а под другой местностью - местность за пределами административно - территориальных границ соответствующего населенного пункта.

Город Арамиль, согласно административно-территориальному делению к сельским населенным пунктам не относится.

Таким образом, истцы изначально не имели права на меры социальной поддержки. При выдаче справок о том, что они имеют право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, скорее всего, работодателем было неверно истолковано законодательство. И не учтен тот факт, что рабочее место сотрудника находилось не в сельской местности.

На протяжении с сентября 2015 года по июнь 2017 года им незаконно выплачивалась компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Также дополнительно пояснила, что прошла выборочная проверка, ее проводит Управление, есть постановление правительства. ИРЦ право не определяет, справки они не проверяют. Они проверяют только пакет документов. То, что выдал работодатель, они этому верят. Раз в квартал проводится выборочная проверка. Видимо, попалось дело, и увидели справку, выявили нарушение. Право истцы не имели и компенсацию получали незаконно. В 2015 году в августе, когда произошло объединение, там было общее собрание, было сразу озвучено всем, что, кто не работает в селе, тем компенсация не полагается, возможно, было не правильно трактовано, и поэтому им выдали справку.

Представитель третьего лица Государственного учреждения социального обслуживания населения «Комплексный центр социального обслуживания населения Сысертского района» ФИО6 в судебном заседании также считала исковые требования не подлежащими удовлетворению. Пояснила, что сама лично является получателем услуг, все проверялось досконально, ей звонили до назначения и спрашивали, где работает. Возможно, был сотрудник, который не досконально все проверил у истцов. Справки их, было неправильное трактование закона, юридический адрес указан в сельской местности. Директором центра было неправильно истолкован закон.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно п. 1 ст. 18 Закона Свердловской области от 03.12.2014 N 108-ОЗ ред. от 28.05.2018) "О социальном обслуживании граждан в Свердловской области" для работников организаций социального обслуживания Свердловской области, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, и для работников, осуществляющих работу в обособленных структурных подразделениях организаций социального обслуживания Свердловской области, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, замещающих должности, перечень которых утверждается Правительством Свердловской области, настоящим Законом устанавливается мера социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения в пределах нормы, установленной Правительством Свердловской области; взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в пределах нормы, установленной Правительством Свердловской области, исходя из минимального размера такого взноса, установленного Правительством Свердловской области; платы за коммунальные услуги в пределах нормативов, установленных Правительством Свердловской области.

Согласно п. 5. Постановления Правительства Свердловской области от 26.06.2012 N 690-ПП (ред. от 13.09.2018) "О Порядке назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям работников бюджетной сферы в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, расположенных на территории Свердловской области, и пенсионерам из их числа" компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется следующим категориям граждан: 5) работникам организаций социального обслуживания Свердловской области в соответствии со статьей 18 Закона Свердловской области от 03 декабря 2014 года N 108-ОЗ "О социальном обслуживании граждан в Свердловской области".

Согласно п. 6 Постановления Правительства Свердловской области от 26.06.2012 N 690-ПП (ред. от 13.09.2018) назначение компенсации расходов осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, наделенными государственным полномочием Свердловской области по предоставлению меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по месту жительства (пребывания) граждан (далее - уполномоченный орган) на основании заявления по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку и информации, необходимой для назначения компенсации расходов, предоставляемой органами и организациями различных форм собственности, содержащей следующие сведения: 1) о праве заявителя на меру социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Судом установлено, и следует из справки № 469 от 23.09.2015, выданной ГБУ ФИО8 «Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>», что ФИО3, работающая воспитателем в данном учреждении, имеет право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№40817810604900317040-ОЗ «О социальном обслуживании граждан в <адрес>». Справка действительна на 2015 год.

Также судом установлено, что ФИО1 работала ГБУ ФИО8 «Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>» социальным педагогом, и также как ФИО2 получала компенсацию на оплату коммунальных услуг.

ФИО2 установлена страховая пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 8 Закона № 400-ФЗ, что подтверждается справкой ГУ УПФР в <адрес>.

Согласно справке №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ТОИОГВ СО УСП МСП СО по <адрес>, ФИО2 имеет право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с <адрес> «Об образовании в <адрес>» №40817810604900317040-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ. Справка действительна бессрочно.

ФИО1 является получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с <адрес> «Об образовании в <адрес>» №40817810604900317040-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ, как педагог сельской местности.

Из письма МКУ «Информационно-расчетный центр» от ДД.ММ.ГГГГ, адресованному ФИО2, следует, что ей неправомерно выплачена сумма компенсации за период с сентября 2015 года по июнь 2017 года в размере 34295, 17 руб. в связи с представлением недостоверных данных в документе, являющимся основанием для получения компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№40817810604900317040 - ОЗ «О социальном обслуживании граждан в <адрес>». В связи с этим, на основании п. 30 постановления <адрес> от 26.06.2012г. №40817810604900317040-ПП, просят вернуть неправомерно выплаченную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в бухгалтерию МКУ «ИРЦ».

ДД.ММ.ГГГГФИО3 в адрес МКУ «ИРЦ» было направлено заявление об отказе в добровольной выплате вышеуказанной суммы, ввиду отсутствия её вины.

В ответе МКУ «ИРЦ» от ДД.ММ.ГГГГ указано, что компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ФИО3 начисляется в полном объеме, но согласно п. 30 постановления <адрес> от 26.06.2012г. №40817810604900317040-ПП удерживаются в счет погашения долга. Суммы начислений удерживаются независимо от того, к какой категории бюджетной сферы относится льготник.

Аналогичное письмо МКУ «ИРЦ» от ДД.ММ.ГГГГ было направлено ФИО1 Сумма неправомерно выплаченной компенсации составила 42 177, 76 руб. ФИО1 также отказалась выплачивать указанную сумму в добровольном порядке, поскольку вины своей не признает, что подтверждается её заявлением от ДД.ММ.ГГГГ. На заявление ФИО1 МКУ «ИРЦ» ДД.ММ.ГГГГ дан такой же ответ, как и ФИО2

Судом установлено, что юридический адрес ГБУ ФИО8 «Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>» является <адрес>А.

Однако, как пояснили истцы в судебном заседании, фактически свою трудовую деятельность истцы осуществляли в <адрес>, таким образом, они не могли быть получателем данной социальной гарантии, поскольку не являлись работниками социальной сферы в сельской местности.

Сам по себе факт, что юридический адрес ГБУ ФИО8 «Комплексный центр социального обслуживания населения Сысертского района» является п.Двуреченск, что относится к сельской местности, не порождает у истцов права на получение компенсации, поскольку они осуществляли свою трудовую деятельность в г.Арамиль.

ГБУ ФИО8 «Комплексный центр социального обслуживания населения Сысертского района» выдавали истцам справки о том, что они имеют право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как работники социальной сферы в сельской местности, которые представлялись в МКУ «ИРЦ» и на основании которых истцам начислялась компенсация.

В соответствии с п. 29 указанного Постановления граждане, получающие компенсации расходов, в течение 14 дней со дня наступления обстоятельств, влекущих перерасчет либо прекращение выплаты компенсаций расходов, обязаны известить уполномоченный орган о наступлении этих обстоятельств лично, путем отправки заявления по форме согласно приложению N 5 к настоящему Порядку по почте, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, а также с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг, портала государственных и муниципальных услуг Свердловской области и других средств информационно-телекоммуникационных технологий, в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, в форме электронного документа. В последнем случае заявление должно быть подписано простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью. При использовании простой электронной подписи заявление представляется на бумажном носителе в уполномоченный орган в течение пяти дней со дня подачи заявления.

Согласно п. 30 Постановления в случае, если получатель компенсации расходов в течение 14 дней не сообщил в уполномоченный орган об обстоятельствах, влекущих перерасчет размера компенсации расходов либо прекращение ее выплаты, необоснованно выплаченные суммы компенсации расходов засчитываются в счет будущей выплаты компенсации расходов.

При отсутствии права на получение компенсации расходов в последующие периоды излишне выплаченные суммы добровольно возвращаются получателем, а в случае спора взыскиваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, полагает, что, установив, что истцы необоснованно получали компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в период работы в ГБУ ФИО8 «Комплексный центр социального обслуживания населения Сысертского района», МКУ «Информационно-расчетный центр», было принято решение об удержании необоснованно выплаченных сумм, поскольку в настоящее время ФИО2 и ФИО1 также являются получателем данной компенсации, но по другому основанию.

Доводы истцов о том, что их вины в необоснованной выплате данной компенсации не имеется, судом отклоняется, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В силу презумпции знания закона, граждане и организации должны знать действующее законодательство. Для реализации указанной презумпции права предусмотрено обязательное опубликование законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих права и обязанности граждан и организаций.

Таким образом, истцы должны были достоверно знать, что они не могут получать компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, поскольку свою трудовую деятельность осуществляли в городе Арамиль, что не является сельской местностью.

То обстоятельство, что работодатель постоянно выдавал им справки, о том, что они могут получать компенсацию, не может служить основанием для удовлетворения иска.

Доводы истцов о том, что в настоящее время они являются получателем данной компенсации по иным основаниям: ФИО2 – как пенсионер педагог сельской местности, а ФИО1 – как педагог сельской местности, не имеют правового значения для разрешения настоящего спора.

Доводы ФИО1 о том, что в спорный период она могла получать данную компенсацию как малоимущая семья, суд также не может принять во внимание, поскольку право воспользоваться той или иной мерой социальной поддержки, принадлежит исключительно гражданину. ФИО1 своим правом на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как малоимущая семья, не воспользовалась.

Доводы истцов о том, что в силу ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, данные суммы не подлежат взысканию (удержанию), поскольку их вины в необоснованной выплате нет, суд отклоняет, как основанные на неправильном толковании норм материального права.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1, ФИО2 к МКУ «Информационно-расчетный центр» о признании незаконным решения об удержании компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, взыскании суммы денежных выплат в виде компенсаций

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ФИО1 ФИО18, ФИО2 ФИО19 к МКУ «Информационно-расчетный центр» о признании незаконным решения об удержании компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, взыскании суммы денежных выплат в виде компенсаций оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Сысертский районный суд.

Судья: М.В. Торичная.