ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1078/18 от 19.09.2018 Тулунского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тулун 19 сентября 2018 г.

Тулунский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи – Татаринцевой Е.В.,

при секретаре – Кузнецовой Л.М.,

с участием:

прокурора – помощника Тулунского межрайонного прокурора Слуднева Р.А.,

истца – Новикевич Е.В.,

представителей ответчика – Муниципального учреждения «Дума городского округа муниципального образования – «город Тулун» Абрамовой Е.Е., действующей на основании доверенности от ......, Окладниковой О.В., действующей на основании доверенности от ......,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Калинчук Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1078/2018 по иску Новикевич Е.В. к Муниципальному учреждению «Дума городского округа муниципального образования – «город Тулун» о признании решения, распоряжения Думы незаконными, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,

установил:

Новикевич Е.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Муниципальному учреждению «Дума городского округа муниципального образования – «город Тулун» (далее – Дума г. Тулуна) о признании решения, распоряжения Думы незаконными, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных исковых требований она указала, что решением Думы городского округа от ......*** была назначена на должность председателя Контрольно-счетной палаты городского округа муниципального образования - «город Тулун» (далее – КСП г. Тулуна).

...... между ней и Думой г. Тулуна был заключен трудовой договор, п. .......... которого предусмотрено, что он является бессрочным.

В период нахождения на листке нетрудоспособности с ...... по ...... (включительно), Думой г. Тулуна принято решение от ......*** «Об избрании председателя Контрольно-счетной палаты городского округа муниципального образования - «город Тулун»».

Принятым решением Дума г. Тулуна освободила её от занимаемой должности в связи с истечением срока полномочий председателя КСП г. Тулуна и вступлением в должность вновь избранного председателя КСП ****Калинчук Л.В. сроком на пять лет со дня избрания.

По окончании листка нетрудоспособности, ......, она была ознакомлена с распоряжением председателя Думы г. Тулуна от ......***, и ей была выдана трудовая книжка.

Согласно записи в трудовой книжке от ......*** её полномочия прекращены на основании распоряжения председателя Думы г. Тулуна от ......*** в связи с вступлением в должность вновь избранного председателя КСП г. Тулуна, абз. 2 ч. 3 ст. 40 ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Кроме того, письменным ответом от ......*** ей было разъяснено, что её полномочия истекли ...... в связи с избранием нового председателя КСП г. Тулуна, и продолжать трудовую деятельность в должности председателя КСП г. Тулуна она не может за отсутствием необходимости.

...... ей было вручено распоряжение председателя Думы г. Тулуна от ......*** о начислении ей заработной платы за отработанное время (июль 2018 г.), произведении окончательного расчета с начислением компенсации за неиспользованные дни отпуска без указания суммы к выплате.

Она не согласна с решением Думы г. Тулуна, считает увольнение незаконным, поскольку решение об избрании нового председателя КПС г. Тулуна было принято при наличии не расторгнутого с ней трудового договора, на одну штатную единицу были назначены два работника, а трудовой договор с ней расторгнут в одностороннем порядке в период болезни.

Более того, основание увольнения, указанное в трудовой книжке (запись ***), не соответствует оспариваемому решению Думы г. Тулуна.

Действиями ответчика ей был причинен моральный вред, так как сведения о её увольнении были опубликованы не только в газете «Тулунский вестник» от ......*** (***), но и в газете «Земля Тулунская» от ......*** (***) с описанием всего периода её трудовой деятельности, с внесением недостоверных сведений, порочащих её честь и деловую репутацию, а также описанием нахождения в декретном отпуске, рождении ребенка, реквизитами трудовых договоров.

Просила:

- признать незаконным решение Думы г. Тулуна от ......****** «Об избрании председателя Контрольно-счетной палаты городского округа муниципального образования - «город Тулун»;

- признать незаконным распоряжение председателя Думы г. Тулуна от ......*** «О прекращении полномочий председателя КСП г. Тулуна»;

- восстановить её в должности председателя КСП г. Тулуна с ......;

- признать недействительной запись в её трудовой книжке от ......***, обязав работодателя внести соответствующие исправления в трудовую книжку;

- взыскать с Думы г. Тулуна в её пользу средний заработок за время вынужденного прогула с ...... в размере среднего заработка Новикевич Е.В. по день восстановления на работе;

- взыскать с Думы г. Тулуна в её пользу компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.

Определением Тулунского городского суда Иркутской области от ...... к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика была привлечена Калинчук Л.В.

В судебном заседании истец Новикевич Е.В. исковые требования поддержала в полном объёме. Суду пояснила, что на момент увольнения, ......, она замещала высшую должность муниципальной службы – председателя КСП. Замещение данной должности было на основании бессрочного трудового договора, который был заключен на законных основаниях, и никогда не расторгался и не прекращался.

Доводы ответчика о том, что замещаемая должность председателя КСП является выборной, не доказаны. Трудовые отношения с муниципальным служащим могут быть прекращены на основании Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 25-ФЗ), запись в трудовой книжке не соответствует указанным нормативным актам. Принятые ранее решения суда имеют преюдициальное значение при рассмотрении данного дела. Трудовые отношения с ней были прекращены в период нахождения её на листке нетрудоспособности, поэтому ответчиком нарушены требования Трудового кодекса Российской Федерации.

Представленный ответчиком расчёт размера среднего заработка полагает исчисленным неверно.

Представитель истца М., принимавшая ранее участие в рассмотрении дела, исковые требования также поддержала, суду пояснила, что решение Думы пятого созыва от ......*** не имеет юридической силы, поскольку не было опубликовано. Какой-либо приказ об увольнении истца с работы по основаниям трудового законодательства не принимался, запись о расторжении трудовых отношении не вносилась, расчёт за отработанное время и компенсация использованных дней отпуска соответственно не производились.

...... между Думой г. Тулуна и Новикевич Е.В. был заключен трудовой договор, которым она назначена на должность председателя КСП бессрочно, что подтверждается вступившими в законную силу решениями суда, которые на основании ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации имеют преюдициальное значение.

Действующим законодательством порядок избрания на должность председателя КСП не предусмотрен. Порядок принятия Думой г. Тулуна решения от ......*** также соблюден не был. Решением Совета Думы г. Тулуна было принято решение о проведении очередного, а не внеочередного заседания Думы г. Тулуна, при этом в протоколе не указано количество голосов, поданное «за» принятое Советом Думы решение. Из повестки дня внеочередного заседания Думы г. Тулуна следует, что на рассмотрение был вынесен только один вопрос об избрании председателя КСП г. Тулуна, вопрос о досрочном освобождении от должности председателя КСП Новикевич Е.В. не ставился и отдельное решение по нему депутаты не принимали.

Несоблюдение порядка прекращения трудовых отношений с истцом свидетельствует о противоправности действий ответчика, грубом нарушении норм закона и является основанием для удовлетворения исковых требований.

Представитель ответчика Абрамова Е.В. исковые требования Новикевич Е.Е. не признала. Суду пояснила, что трудовой договор с Новикевич Е.В....... был заключен без имеющихся на то оснований. Согласно действовавшему на то момент Положению о КСП председатель КСП назначался Думой г. Тулуна по предложению председателя Думы г. Тулуна на срок полномочий Думы городского округа текущего созыва, в течение этого срока председатель КСП не слагал свои полномочия перед вновь избранным и вступившим в должность председателем Думы.

Решений о назначении/избрании на должность председателя КСП г. Тулуна Новикевич Е.В. Думой г. Тулуна пятого созыва не принималось, процедуру назначения на должность председателя КСП Новикевич Е.В. не проходила. Следовательно, оснований для заключения с ней трудового договора на неопределенный срок не имелось.

Полагает, что должность председателя КСП г. Тулуна является выборной в силу положений ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), ч. 6 ст. 3, ч. 4 ст. 5, ч. 6 ст. 6 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Федеральный закон № 6-ФЗ).

Требование о признании решения Думы г. Тулуна *** незаконным необоснованно. Порядок избрания на должность председателем КСП г. Тулуна Калинчук Л.В. соблюден. Полномочия Новикевич Е.В. как председателя КСП г. Тулуна были прекращены на основании ч. 3 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ, в связи с вступлением в должность нового председателя КСП г. Тулуна.

Доводы истца о том, что об увольнении по инициативе работодателя в период временной нетрудоспособности необоснованные и не могут являться основанием для восстановления её на работе, так как запрет на увольнение в период временной нетрудоспособности предусмотрен ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации, содержащей основания увольнения по инициативе работодателя. Вместе с тем увольнение по истечению срока полномочий, на который был избран работник, является самостоятельным основанием для прекращения трудового договора и не относится к расторжению трудового договора по инициативе работодателя.

Истец знала, что возникшие между ней и ответчиком правоотношения имеют срочный характер, и прекращение её полномочий является следствием избрания на должность нового председателя КСП г. Тулуна. Полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объёме.

Представитель ответчика Окладникова О.В. исковые требования также не признала. Суду пояснила, что должность председателя КСП г. Тулуна является выборной в соответствии с абз. 17 ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ, ч. 3 ст. 3, ч. 4 ст. 5, ч. 10 ст. 6 Федерального закона № 6-ФЗ, ч. 1 ст. 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 1 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования – «город Тулун», п. 7 Положения о КСП, так как председатель КСП исполняет ряд бюджетных полномочий по решению вопросов местного значения.

Должность председателя КСП при определенных условиях может быть установлена как должность муниципальной службы и как муниципальная должность. При этом порядок назначения председателя КСП носит выборный характер, даже при условии, что эта должность относится к должности муниципальной службы, а действующее законодательство не содержит запрета выборному должностному лицу одновременно являться муниципальным служащим.

Полномочия истца были прекращены в связи с вступлением в должность нового председателя КСП г. Тулуна. ...... депутатами Думы г. Тулуна было принято решение о назначении на должность председателя КСП Калинчук Л.В. сроком на пять лет со дня избрания.

Руководствуясь указанным решением, абз. 2 ч. 3 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ и Положением о КСП, председателем Думы г. Тулуна принято распоряжение от ...... «О прекращении полномочий председателя КСП г. Тулуна».

Срок полномочий председателя КСП г. Тулуна определённый Положением о КСП г. Тулуна в пять лет давно окончен, на выборную должность назначен новый председатель КСП г. Тулуна, поэтому восстановление Новикевич Е.В. в прежней должности невозможно.

Порядок назначения председателя КСП и прекращения полномочий председателя КСП был соблюден, поэтому требования истца о признании незаконным решения Думы и о восстановлении её на работе не обоснованы и не подлежат удовлетворению.

Принимая ранее участие в рассмотрении дела, представитель ответчика Н. исковые требования не признала. Суду пояснила, что причиной прекращения трудовых отношений с Новикевич Е.В. послужило назначение на должность нового председателя КСП. Истец осуществляла свою деятельность на протяжении 8-и лет, начиная с работы Думы г. Тулуна 4-го созыва. В настоящее время действует Дума г. Тулуна 6-го созыва. Личное дело председателя КСП хранилось у Новикевич Е.В., и все думали, что документы оформлены правильно, но когда стали просматривать документы в хронологическом порядке, то установили, что решение о назначении Новикевич Е.В. на должность не принималось, поэтому трудовой договор на неопределённый срок был заключен с нарушением Закона. В ...... г. личное дело забрали на хранение в Думу, но подлинника трудового договора от ...... г. в нём нет, только копия.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Калинчук Л.В. исковые требования также не признала.

Выслушав истца, его представителя, представителей ответчика, третье лицо, заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 72 (часть 1, пункт «н») Конституции Российской Федерации предусмотрено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

Согласно ст. 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 131 (часть 1) Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учётом исторических и местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Положениями ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что структуру органов местного самоуправления представляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) контрольно-счётный орган муниципального образования, иные выборные и должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч. 1).

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчётность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (ч. 3).

Согласно ч. .......... ст. .......... Устава муниципального образования – «город Тулун» (далее – Устав) структуру органов местного самоуправления г. Тулуна составляют:

Дума городского округа – представительный орган муниципального образования (далее – МО) – «г. Тулун»;

мэр городского округа – глава МО – «город Тулун»;

администрация городского округа – местная администрация МО – «город Тулун»;

Контрольно-счётная палата городского округа (далее – КСП) – контрольно-счётный орган МО – «город Тулун».

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, а также иные вопросы организации и деятельности указанные органов определяются настоящим Уставом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (ч. .......... ст. .......... Устава) (т. ..........).

Статьёй .......... Устава определено, что Дума города является представительным органом местного самоуправления МО – «город Тулун», наделённым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения. Дума состоит из 21 депутата и возглавляется председателем Думы города. Дума по вопросам, отнесенным к её компетенции федеральными законами, законами Иркутской области, настоящим Уставом, принимает решения. Дума принимает регламент, регулирующий вопросы её организации и деятельности, а также порядок приятия решений (ч. ч. ..........).

К компетенции Думы города относится определение порядка деятельности и формирование КСП (пп. .......... Устава) (т. ..........).

КСП является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, образуемым Думой города в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчёта о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Тулуна (ч. .......... Устава) (т. ..........).

КСП подотчетна Думе города (ч. .......... Устава).

Как указано в ч. 1 ст. 153 Бюджетного кодекса Российской Федерации, законодательные (представительные) органы формируют и определяют правовой статус органов внешнего муниципального контроля, осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом № 131-ФЗ, Федеральным законом № 6-ФЗ, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также Уставами муниципальных образований.

Частью 1 ст. 38 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что в целях организации осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовывать контрольно-счётный орган муниципального образования.

Порядок организации и деятельности контрольно-счётного органа муниципального образования определяется Федеральным законом № 6-ФЗ, настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законными и иными нормативно-правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счётных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 38 Федерального закона № 131-ФЗ).

Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 6-ФЗ контрольно-счётный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования.

Контрольно-счётный орган муниципального образования образуется в составе председателя и аппарата контрольно-счётного органа (ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 6-ФЗ).

Должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счётного органа могут быть отнесены к должностям муниципальной службы в соответствии с законом субъектов Российской Федерации или нормативно-правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 6-ФЗ).

Законом Иркутской области от 15 октября 2007 г. № 89-оз «О Реестре должностей муниципальной службы в Иркутской области и соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы в Иркутской области» установлено, что должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Иркутской области (ч. 1 ст. 2).

В подразделе III «Наименования должностей муниципальной службы в контрольно-счётных органах городских поселений Иркутской области с численностью свыше 45 000 человек, образованных для обеспечения исполнения полномочий соответствующего органа местного самоуправления», являющимся Приложением 1 к указанному Закону Иркутской области, определено, что к высшим должностям муниципальной службы относится должность председателя контрольно-счётного органа городского поселения.

При этом в сноске к данной норме указано, что установление соответствующей должности муниципальной службы представляется возможным в случае, если соответствующий орган местного самоуправления не является выборным органом местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

Уставом МО – «город Тулун» предусмотрено, что КСП образуется Думой, то есть не является выборным органом местного самоуправления.

В силу ч. .......... Устава нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование – «город Тулун», от имени которого полномочия нанимателя осуществляют председатель Думы – в отношении муниципальных служащих, аппарата Думы, председателя и аудитора КСП.

Численность населения г. Тулуна по данным статистики в ...... г. – 41,6 тысяч человек.

Из материалов дела следует, что ......Новикевич Е.В. решением Думы г. Тулуна *** была назначена на должность аудитора – председателя КСП с момента государственной регистрации КСП в качестве юридического лица на срок полномочий Думы г. Тулуна четвертого созыва (т. ..........).

Выборы депутатов Думы г. Тулуна четвертого созыва были признаны состоявшимися решением избирательной комиссии МО – «город Тулун» от ......*** (т. ..........). Председателем Думы был избран К. (т. ..........).

...... с Новикевич Е.В. был заключен срочный трудовой договор. Периодом работы был определен срок полномочий Думы городского округа четвертого созыва, согласно Положению о КСП (п. ..........) (т. ..........). В период действия трудового договора в него ...... были внесены изменения (т. ..........).

Решением Территориальной избирательной комиссии г. Тулуна от ......*** выборы депутатов Думы г. Тулуна пятого созыва – ...... были признаны состоявшимися и действительными (т. ..........). Председателем Думы г. Тулуна пятого созыва на основании решения ......*** был избран К. (т. ..........).

Решением Думы г. Тулуна пятого созыва от ......*** с Новикевич Е.В. были сняты полномочия председателя КСП (п. ..........), с одновременным возложением на неё исполнения обязанностей председателя КСП до назначения на должность нового председателя КСП (п. ..........). Председателю Думы г. Тулуна К. было поручено расторгнуть с Новикевич Е.В. трудовой договор, заключенный с Думой городского округа четвёртого созыва, а также заключить с исполняющей обязанности председателя КСП Новикевич Е.В. срочный трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации (п.п. ..........) (т. ..........).

Соглашением от ...... трудовой договор с Новикевич Е.В. был расторгнут (т. ..........), и в это же день, ......, с Новикевич Е.В. был заключен срочный трудовой договор, по которому Новикевич Е.В. была принята на работу до назначения на должность Думой г. Тулуна пятого созыва нового председателя КСП (п. ..........) (т...........).

Решение Думы г. Тулуна пятого созыва от ......*** исполнение обязанностей председателя КСП, возложенных на Новикевич Е.В., было продлено до окончания беременности (т. ..........).

На основании данного решения председателем Думы г. Тулуна К. было принято распоряжение от ......*** о продлении и.о. председателя КСП Новикевич Е.В. отпуска по беременности и родам с ...... по ...... (т. ..........).

В связи с избранием председателя Думы К. мэром города, решением Думы г. Тулуна пятого созыва от ......*** председателем Думы г. Тулуна был избран К.А. (т. ..........).

...... председателем Думы г. Тулуна К.А. с Новикевич Е.В. был заключен бессрочный трудовой договор (т. ..........).

Согласно ч. 1 ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.

При этом соответствующим органом работодателя – МО – «город Тулун» - Думой г. Тулуна, от имени которой должен был действовать К.А., решений о назначении Новикевич Е.В. на должность председателя КСП не принималось (т. ..........).

Согласно ч. .......... Устава полномочия, состав и порядок деятельности КСП устанавливаются положением о КСП, утверждаемым Думой города.

На момент принятия Думой г. Тулуна решения о возложении на Новикевич Е.В. исполнения обязанностей председателя КСП действовало Положение о КСП, утвержденное решением Думы г. Тулуна от ......*** (далее – Положение о КСП 2006 г.) (т. ..........).

Пунктом .......... Положения о КСП 2006 г., в редакции, действующей на момент принятия решения Думы г. Тулуна от ......******, было предусмотрено, что КСП образуется Думой городского округа и ей подотчётна.

КСП состоит из председателя и аудиторов. Численный состав аудиторов определяется решением Думы городского округа (п. .......... Положения о КСП 2006 г., в редакции решения Думы г. Тулуна от ......***) (т. ..........).

Председатель КСП назначается на должность решением Думы городского округа по предложению председателя Думы городского округа открытым голосованием в порядке, установленном регламентом Думы городского округа (п. .......... Положения о КСП 2006 г., в редакции решения Думы г. Тулуна от ......***).

Трудовой договор с председателем КСП заключает председатель Думы г. Тулуна (п. .......... Положения о КСП 2006 г., в редакции решения Думы г. Тулуна от ......***) (т. ..........).

Председатель КСП является муниципальным служащим, назначаемым на должность в особом порядке. Должность председателя КСП является высшей должностью муниципальной службы категории «..........» (п. .......... Положения о КСП).

Частью 7 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что на государственных и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной и муниципальной службе.

Как указано в ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом (ч. 1). В случаях и в порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора, в том числе в результате назначения на должность (ч. 2).

Согласно ст. 19 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате назначения на должность или утверждения в должности в случаях, предусмотренных трудовым законодательством или иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации.

Таким образом, назначение на должность председателя КСП в соответствии с Положением о КСП от 2006 г. Думой г. Тулуна соответствовало нормам Трудового кодекса Российской Федерации, Устава, а также ч. 6 ст. 6 Федерального закона № 6-ФЗ, которой предусмотрено, что председатель контрольно-счётного органа муниципального образования назначается на должность представительным органом муниципального образования.

В силу ч. 1 ст. 58 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые договоры могут заключаться: на неопределенные срок (п. 1), на определённый срок не более пяти (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен настоящим кодексом или иными федеральными законами.

Статьёй 59 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что срочный трудовой договор заключается, в том числе в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 6-ФЗ срок полномочий председателя контрольно-счётного органа устанавливается соответственно законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом и не должен быть менее чем срок полномочий законодательного (представительного) органа.

Пунктом .......... Положения о КСП 2006 г., в редакции решения Думы г. Тулуна от ......***, было предусмотрено, что председатель КСП назначается на должность на срок полномочий Думы городского округа текущего созыва, в течение этого срока председатель КСП не слагает свои полномочия перед вновь избранным и вступившим в должность председателем Думы городского округа.

Кандидатура на пост председателя КСП вносится на рассмотрение Думы городского округа председателем Думы г. Тулуна.

Назначенным на должность председателя КСП считается кандидат, получивший при голосовании более половины голосов от установленного Уставом числа депутатов Думы г. Тулуна (т. ..........).

Доводы Новикевич Е.В., представителя истца М., Тулунского межрайоного прокурора о заключении трудового договора с истцом на неопределенный срок суд находит несостоятельными, поскольку ч. 3 ст. 2 Федерального закона № 6-ФЗ, прямо предусмотрено, что федеральные законы и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности контрольно-счётных органов, не должны противоречить Бюджетному кодексу Российской Федерации и настоящему Федеральному закону.

Таким образом, к данным правоотношениям подлежит применению норма специального Закона, регулирующего деятельность контрольно-счётного органа местного самоуправления.

Доводы Тулунского межрайонного прокурора о том, что поскольку по окончании срока по беременности и родам Новикевич Е.В. Думой г. Тулуна не принималось решение о продлении её полномочий или о назначении её на должность председателя КСП, срок её полномочий (5 лет) решением Думы не устанавливался, а представителем нанимателя – председателем Думы установлен в трудовом договоре от ...... бессрочно, а также о применении по аналогии к данным правоотношениям нормы ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации о заключении трудового договора в связи с фактическим допуском к работе отклоняются судом.

Действительно, решением Думы г. Тулуна от ......*** было принято Положение о КСП в новой редакции, которое вступало в силу с ...... (далее – Положение о КСП 2012 г.).

Однако после принятия Думой г. Тулуна решения от ......*** данное Положение о КСП было признано утратившим силу и на момент рассмотрения дела действует утвержденное указанным решением Положение о КСП (т. ..........) с внесенными в него изменениями (т. ..........).

Статьёй .......... Положения о КСП, утвержденного решением Думы г. Тулуна от ......*** (далее – Положение о КСП 2013 г.), предусмотрено, что КСП образуется в составе председателя, аудитора и аппарата КСП (ч. ..........). Должности председателя КСП и аудитора КСП относятся к должностям муниципальной службы (ч. ..........). Председатель и аудитор КСП назначаются на должность решением Думы г. Тулуна. Срок полномочий председателя и аудитора КСП составляет 5 лет. Председатель и аудитор КСП наделяются полномочиями со дня вступления в силу решения Думы г. Тулуна об их назначении (ч. ..........).

Вместе с тем ч. 3 ст.12 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что закон или иной нормативно-правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом (ч. 4 ст. 12 Трудового кодекса Российской Федерации).

При этом ни решение Думы г. Тулуна от ......***, ни решение Думы г. Тулуна от ......***, которыми были утверждены Положение о КСП 2012 г. и Положение о КСП 2013 г. не содержат указания о распространении их действия на возникшие трудовые отношения с Новикевич Е.В.

В п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции при осуществлении правосудия» разъяснено, что если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подлежащий применению акт государственного или иного органа не соответствует закону, он в силу ч. 2 ст. 120 Конституции Российской Федерации обязан принять решение в соответствии с законом, регулирующим данные правоотношения.

Оценке с точки зрения соответствия закону подлежат нормативные акты любого государственного или иного органа (нормативные указы Президента Российской Федерации, постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, приказы и инструкции министерств и ведомств, руководителей учреждений, предприятий, организаций и т.д.).

Следовательно, заключенный с Новикевич Е.В....... трудовой договор на неопределенный срок противоречит ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 6-ФЗ в силу прямого указания Закона, а также п. 5 решения Думы г. Тулуна от ......*** является срочным.

Поскольку исполнение обязанностей председателя КСП было возложено на Новикевич Е.В. полномочным органом – Думой г. Тулуна решением от ......***, то срок трудового договора для неё установлен Положением о КСП 2006 г., а не Положением о КСП 2013 г., тем более Положением о КСП 2012 г.

Таким образом, срок прекращения действия её трудового договора определен моментом назначения на должность нового председателя КСП, и принятием Думой г. Тулуна решения об освобождении её от исполнения обязанностей председателя КСП.

Доводы истца Новикевич Е.В. и её представителя М. о преюдиции судебных решений от ......, ......, ......, ......, ...... (т. ..........) отклоняются судом, поскольку решение Думы от ......****** соглашение о расторжении трудового договора от ......, трудовой договор от ......, решение Думы от ......***, распоряжение председателя Думы г. Тулуна от ......*** не были предметом исследования ни одного из представленных решений и оценки данным актам органов местного самоуправления не давалось, в то время как ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено освобождение от доказывания обстоятельств, установленных вступившим в законную силу судебным постановлением.

В судебном заседании представитель истца Н. пояснила, что истец осуществляла свою деятельность на протяжении 8-и лет, начиная с работы Думы г. Тулуна 4-го созыва. В настоящее время действует Дума г. Тулуна 6-го созыва. Личное дело председателя КСП хранилось у Новикевич Е.В., и все думали, что документы оформлены правильно, но когда стали просматривать документы в хронологическом порядке, то установили, что решение о назначении Новикевич Е.В. на должность не принималось, поэтому трудовой договор на неопределённый срок был заключен с нарушением Закона. В 2016 г. личное дело забрали на хранение в Думу, но подлинника трудового договора от 2010 г. в нём нет, только копия.

Анализируя представленные решения об избрании Думы г. Тулуна четвертого, пятого и шестого созывов суд учитывает, что состав Думы г. Тулуна в результате проведенных выборов практически полностью обновлялся, менялись и председатели Думы г. Тулуна (т. ..........)

Кроме того, при рассмотрении данного дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена Калинчук Л.В., которая не принимала участия в рассмотрении дел при принятии указанных выше судебных постановлений, в связи с чем для неё как назначенной на должность председателя КСП г. Тулуна и права которой затрагиваются рассмотрением настоящего спора указанные решения преюдициального значения не имеют.

Доводы представителя истца М. о том, что решение Думы г. Тулуна от ......*** не подлежит применению, поскольку оно не было опубликовано, суд находит несостоятельными.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальный правовой акт – решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органом местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо заменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

В систему муниципальных правовых актов на основании ч. 1 ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ входят:

устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме;

нормативные и правовые акты представительного органа муниципального образования;

правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (ч. 1 ст. 47 Федерального закона № 131-ФЗ).

Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (ч. 2 ст. 47 Федерального закона № 131-ФЗ).

Согласно ст. .......... Устава решения Думы города, постановления мэра города, администрации города, изданные в установленном порядке по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, а также по иным вопросам, отнесенным настоящим Уставом в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, устанавливающие либо изменяющие правовые нормы (общеобязательные правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение, являются нормативными правовыми актами.

В п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» разъяснено, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нём правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Оспариваемое решение Думы г. Тулуна пятого созыва от ......*** признаками нормативности не обладает, поэтому не требует официального опубликования для вступления в его в законную силу.

Несостоятельным является и довод представителя истца М. о том, что решение Думы г. Тулуна от ......*** не имеет юридической силы, так как в нём отсутствует дата вступления его в законную силу, поскольку абз. 2 ч. 5 ст. 43 Устава определено, что решения Думы, не имеющие нормативного характера, подписывает председатель Думы города в течение 7 дней после принятия решения на заседании Думы города. Указанные акты в течение 1 дня регистрируются в аппарате Думы города, направляются ответственным исполнителям.

Доводы представителя истца М. о том, что какой-либо приказ об увольнении истца с работы по основаниям трудового законодательства не принимался, запись о расторжении трудовых отношении не вносилась, расчёт за отработанное время и компенсация использованных дней отпуска соответственно не производились, в связи с чем трудовые отношения являются длящимися, также не принимаются судом, так как п. 5.2 Положения о КСП 2006 г., в редакции решения от ......, предусмотрено, что по истечения срока полномочий Думы городского округа текущего созыва председатель КСП продолжает исполнять свои обязанности до назначения на должность вновь избранного председателя КСП, а неправильное заполнение трудовой книжки не свидетельствует о заключении трудового договора на неопределенный срок.

Пунктом .......... Положения о КСП 2006 г., в редакции решения от ......, действующей на момент принятия решения Думы г. Тулуна от ......******, было предусмотрено, что председатель КСП освобождается от должности решением Думы городского округа в случае истечения срока полномочий Думы городского округа текущего созыва и в случаях досрочного освобождения от должности, предусмотренных в п. .......... Положения от 2006 г.

По истечении срока полномочий Думы городского округа текущего созыва председатель КСП продолжает исполнять свои обязанности до назначения на должность вновь избранного председателя КСП.

Думой г. Тулуна пятого созыва решение об избрании нового председателя КСП не принималось.

Решением территориальной избирательной комиссии от ......*** были признаны состоявшимися досрочные выборы Думы г. Тулуна шестого созыва. В состав представительного органа местного самоуправления был избран 21 депутат (т. ..........). Председателем Думы г. Тулуна избран С. (т. ..........).

Решением Думы г. Тулуна от ......****** был утвержден протокол *** от ...... заседания счётной комиссии по выборам председателя КСП. На должность председателя КСП сроком на 5 лет назначена Калинчук Л.В. (т. ..........). При этом срок, на который назначена Калинчук Л.В., соответствует сроку, установленном в п. .......... ст. .......... Положения о КСП от 2013 г.

Назначение председателя КСП г. Тулуна проводилось в соответствии с нормами Положения о КСП от 2013 г.

Статьёй .......... Положения о КСП от 2013 г. предусмотрено, что председатель КСП назначается на должность Думой г. Тулуна (ч. ..........).

В силу ч. .......... ст. .......... Положения о КСП от 2013 г. предложения о кандидатуре на должность председателя КСП вносятся в Думу г. Тулуна:

председателем Думы г. Тулуна;

депутатами Думы г. Тулуна – не менее одной трети от установленного числа депутатов Думы г. Тулуна;

мэром городского округа.

Материалы дела свидетельствуют о том, что ...... к председателю Думы г. Тулуна с докладной запиской обратилась заместитель председателя Думы г. Тулуна Абрамова Е.В. В докладной записке она указала, что заключенный ...... с Новикевич Е.В. как с председателем КСП трудовой договор неправомерен, так как решения Думы о её назначении на должность не было. Председатель КСП должен проходить особую процедуру назначения на должность, что соответствует Уставу и положениям Федеральных законов № 131-ФЗ и № 6-ФЗ, в связи с чем в целях устранения коррупциогенного фактора необходимо провести процедуру по избранию нового председателя КСП (т. ..........).

...... председатель Думы г. Тулуна С. обратился в Думу г. Тулуна с предложением о назначении на должность председателя КСП Калинчук Л.В. (т. ..........).

К заявлению были приложены сведения биографического характера на Калинчук Л.В., а также её согласие баллотироваться на должность председателя КСП, что соответствует нормам ч. 4 ст. 4 Положения о КСП 2013 г. (т. ..........).

Частью .......... Устава определено, что основной формой работы Думы города являются заседания, которые могут быть очередными и внеочередными. Внеочередные заседания проводятся в случае необходимости, порядок их созыва определяется регламентом Думы города.

На основании п. .......... Регламента Думы городского округа МО – «город Тулун», утвержденного решением Думы г. Тулуна от ......*** (далее – Регламент), внеочередные заседания Думы г. Тулуна проводятся в случае необходимости по требованию председателя Думы города, Совета, мэра городского округа, письменному требованию одной трети от установленного числа депутатов Думы города или не менее пяти процентов населения городского округа, обладающих активным избирательным правом (т. ..........).

Доводы Тулунского межрайонного прокурора о нарушении п. .......... Регламента при проведении заседания Совета Думы отклоняются судом, так как п. .......... Регламента включен в ст. 15 Регламента, которым определяется составление плана заседаний Думы, в то время как требования к проведению внеочередного заседания Думы г. Тулуна указаны в п. .......... Регламента.

Указанной нормой определено, что предложение о созыве внеочередного заседания Думы направляется председателю Думы города, при этом оно должно содержать обоснование необходимости проведения внеочередного заседания Думы г. Тулуна, проект повестки заседания Думы города, проект решений, иные документы и материалы, выносимые на рассмотрение Думы г. Тулуна.

Однако, поскольку с предложением о проведении внеочередного заседания Думы г. Тулуна обратился председатель Думы, то отсутствовала необходимость ему самому для себя представлять необходимые документы.

В соответствии со ст. .......... Регламента Совет Думы города (далее – Совет) является её рабочим органов, который осуществляет свою работу в период между заседаниями Думы города (п. ..........). Совет создаётся для оперативного принятия организационных решений по вопросам деятельности Совета (п. ..........). В состав Совета входят председатель Думы города, его заместитель, председатели постоянных комиссий (п. ..........). Председатель Думы города является председателем Совета, в отсутствие председателя Совета его обязанности исполняет заместитель председателя Думы города (п. ..........). К компетенции Совета относится рассмотрение и утверждение проектов повестки очередных и внеочередных заседаний Думы города (п. ..........).

Доводы представителя истца М. об отсутствии в протоколе заседания Совета сведений об инициаторе проведения внеочередного заседания Думы, не принимаются судом, поскольку п. ........... Регламента предусмотрено, что повестка заседания формируется председателем Совета.

Из протокола заседания Совета Думы от ...... следует, что единственным вопросом повестки дня было: «О назначении внеочередного заседания Думы г. Тулуна». С информацией по данному вопросу выступила заместитель председателя Думы г. Тулуна Абрамова Е.В. При этом в протоколе указано, что содержание её информации изложено в докладной записке, которая прилагается к данному протоколу. По результатам рассмотрения было принято решение: провести внеочередное заседание Думы г. Тулуна ...... в .......... часов .......... минут, заседание постоянной депутатской комиссии по бюджету и социально-экономическому развитию назначить на ...... в .......... часов .......... минут, а также уведомить Новикевич Е.В. о проведении внеочередного заседания Думы г. Тулуна (т. ..........).

Доводы представителя истца М. о том, что Советом при наличии в повестке дня вопроса о проведении внеочередного заседания Думы г. Тулуна принято решение о проведении очередного заседания отклоняются судом, так как из протокола заседания Совета Думы усматривается, что в повестке дня был только один вопрос – «О назначении внеочередного заседания Думы г. Тулуна», в связи с чем указание на проведение очередного заседания суд расценивает как опечатку.

Несостоятельными суд находит и доводы представителя истца М. о том, что повестка дня заседания Совета Думы не утверждалась, так как это не предусмотрено никакими нормативными документами, а кроме того, это не влияет на рассмотрение предложенного в повестку дня вопроса, так как предложений о постановке иных вопросов не поступало.

Доводы Тулунского межрайонного прокурора, представителя истца М. о том, что в протоколе заседания Совета Думы не указано количество голосов «за» принятие решение о проведении внеочередного заседания Думы г. Тулуна отклоняются судом, поскольку в протоколе заседания Совета указано, что против не проголосовал ни один член Совета Думы, все члены Совета расписались в протоколе заседания Совета Думы, при этом никто из членов Совета не выразил напротив своей подписи несогласие с принятым решением.

В силу п. .......... Регламента решения Совета при необходимости оформляются в виде выписки из протокола, которая подписывается председателем Совета.

Таким образом, нормативным правовым актом органа местного самоуправления предусмотрена протокольная форма принятия решений Советом Думы.

......Новикевич Е.В. была уведомлена о том, что ...... в .......... часов .......... минут состоится заседание постоянной депутатской комиссии по бюджету и социально-экономическому развитию МО – «город Тулун», а ...... в .......... часов .......... минут – внеочередное заседание Думы г. Тулуна, на котором будет рассмотрен вопрос об избрании председателя Думы г. Тулуна (т. ..........).

Частью .......... Положения о КСП от 2013 г. предусмотрено, что внесенные в установленном настоящим Положением порядке в Думу г. Тулуна предложения по кандидатурам для назначения на должности председателя КСП подлежат предварительному рассмотрению на заседании постоянной комиссии по бюджету и социально-экономическому развитию МО – «город Тулун».

Состав постоянной комиссии по бюджету был утвержден решением Думы г. Тулуна шестого созыва от ......*** в количестве 7 человек (т. ..........).

В силу п. .......... Регламента заседание комиссии правомочно, если на нём присутствует более половины от общего числа членов комиссии (т. ..........).

Из протокола внеочередного заседания постоянной депутатской комиссии по бюджету и социально-экономическому развитию Думы шестого созыва от ...... следует, что на нём присутствовало 5 из 7 членов комиссии. Следовательно, необходимый для принятия решения комиссией кворум имелся. В повестке дня стоял только один вопрос: «Об избрании председателя КСП», докладчиком по которому был председатель Думы г. Тулуна С. (т. ..........).

В протоколе указано, что после доклада С. и обсуждения доклада, ответов на вопросы было проведено голосование, по итогам которого все присутствующие депутаты комиссии проголосовали «за» принятие вынесенного в повестку дня вопроса.

Срок проведения внеочередного заседания Думы г. Тулуна после принятия решения Советом Думы соответствует установленному ст. .......... Регламента.

Частью .......... Устава определено, что заседание Думы города правомочно, если на нём присутствуют не менее .......... от установленного настоящим Уставом числа депутатов города.

Аналогичная норма предусмотрена в п. .......... Регламента.

Из протокола внеочередного заседания Думы шестого созыва от ...... следует, что на заседании присутствовало 17 человек, то есть был кворум для принятия решений. В повестке дня был вопрос «Об избрании председателя КСП» (т. ..........). При этом порядок назначения председателя КСП на должность, предусмотренный требованиями ч. ч. .......... Положения о КСП 2013 г., был соблюден. Выступление с докладом по данному вопросу не только председателя постоянной комиссии по бюджету и социального экономическому развитию Я., но и председателя Думы г. Тулуна С., не противоречит требованиям указанных норм. Голосование по вопросу назначения председателя КСП г. Тулуна было тайным, результаты голосования определялись специально избранной счётной комиссией (т. ..........).

Доводы представителя истца М. о том, что в повестке дня внеочередного заседания постоянной депутатской комиссии по бюджету и социально-экономическому развитию Думы шестого созыва, внеочередного заседания Думы г. Тулуна стоит вопрос об избрании, а не о назначении председателя КСП не принимаются судом, поскольку из текстов протоколов следует, что Советом Думы, Думой г. Тулуна рассматривался вопрос о назначении председателя КСП, а неправильное указание в повестке дня на порядок поступления на муниципальную службу председателя КСП не породило неправомерного принятия решения Думой г. Тулуна по рассматриваемому вопросу.

Более того, из текста протокола *** внеочередного заседания Думы шестого созыва от ...... усматривается, что при обсуждении проектов решений Думы г. Тулуна во втором проекте, который затем был принят Думой г. Тулуна, слово «избрать» в отношении председателя КСП было изменено на слово «назначить».

Несостоятельными суд находит и доводы представителя истца М. о незаконности принятого Думой г. Тулуна ...... решения об освобождении Новикевич Е.В. от должности председателя КСП, поскольку вопрос о досрочном освобождении председателя КСП Новикевич Е.В. не ставился и отдельное решение по нему депутаты не принимали, так как назначение на должность председателя КСП проводится тайным голосованием и предвидеть заранее то, что предложенный кандидат наберёт необходимое число голосов, невозможно.

Абзац .......... Положения о КСП от 2013 г. прямо предусматривает, что в случае, если по результатам голосования никто из кандидатур не набрал требуемое количество голосов, Дума г. Тулуна устанавливает срок для дополнительного внесения предложений по кандидатурам для назначения на должность председателя КСП.

Пункт .......... Положения о КСП 2006 г., в редакции от ......***, действующей на момент принятия Думой г. Тулуна решения от ......******, связывает прекращение полномочий председателя КСП г. Тулуна именно с моментом назначения на должность нового председателя КСП, а не с освобождением от занимаемой должности, поскольку, как указывалось выше, п. .......... Положения о КСП 2006 г. предусмотрено, что по истечению срока полномочий Думы г. Тулуна текущего созыва председатель КСП продолжает исполнять обязанности до назначения на должность вновь избранного председателя КСП.

Кроме того, из текста протокола *** внеочередного заседания Думы шестого созыва от ...... усматривается, что на обсуждение депутатов Думы было предложено два проекта решения. После обсуждения депутатами Думы г. Тулуна проектов решений было проведено голосование по каждому из них, при этом все депутаты проголосовали за принятие второго проекта решения Думы, в котором третьим вопросом значится вопрос о поручении председателю Думы г. Тулуна С. освободить от занимаемой должности Новикевич Е.В. в связи с вступлением в должность вновь избранного председателя КСП г. Тулуна и в связи с истечением срока её полномочий председателя КСП г. Тулуна (т. ..........).

При рассмотрении депутатами Думы г. Тулуна вопроса о назначении председателя КСП **** в качестве промежуточного было принято решение об утверждении формы бюллетеня по избранию председателя КСП (т. ..........). Принятие данного решения также не было вопросом повестки дня, но является необходимым, поскольку вытекает из поставленного на обсуждение вопроса и требований Регламента Думы, предусматривающих проведение процедуры тайного голосования.

Доводы Новикевич Е.В. о том, что изменения в Положение о КСП 2013 г. не были зарегистрированы в налоговом органе в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», поэтому не подлежат применению, не принимаются судом, поскольку предметом спора являются трудовые отношения, а не вступление КСП в правоотношения с другими юридическими лицами, при этом в п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции при осуществлении правосудия» указано, что не могут применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если ни не публикованы официально для всеобщего сведения.

Доводы представителей ответчика о том, что должность председателя КСП является выборной, также отклоняются судом.

Понятие выборного должностного лица дано в ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ.

В соответствии с нормами указанной статьи выборное должностное лицо местного самоуправления – должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

К лицам, замещающим муниципальную должность, относятся депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса. Должности председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, заместителя председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, аудитора контрольно-счетного органа муниципального образования могут быть отнесены к муниципальным должностям в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ).

Таким образом, должность председателя КСП может быть как муниципальной должностью, так и должностью муниципальной службы.

Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальными правовыми актами (ст. 42 Федерального закона № 131-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 25-ФЗ муниципальная служба – профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 25-ФЗ).

Из выписки из реестра должностей муниципальных служащих следует, что должность, которую занимала Новикевич Е.В., являлась должностью муниципальной службы (т. ..........

.......... служащим, отвергаются судом, так как пп. «б» п. 2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 25-ФЗ предусмотрен запрет замещать должность муниципальной службы в случае избрания или назначения на муниципальную должность.

Доводы иска о признании незаконным распоряжения председателя Думы г. Тулуна от ......*** «О прекращении полномочий председателя КСП г. Тулуна» (т. ..........) также не подлежат удовлетворению, поскольку вытекают из требований о признании незаконным решения Думы г. Тулуна от ......***, в удовлетворении которого истцу отказано, а кроме того, данное решение принято в исполнение п. 3 решения Думы г. Тулуна от ......***.

Доводы истца, Тулунского межрайонного прокурора о незаконности прекращения трудовых отношений в период временной нетрудоспособности Новикевич Е.В. суд находит несостоятельными, поскольку ч. 6 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске, однако в данном случае трудовой договор подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации, и прекращение трудовых отношений по указанному основанию не является основанием для увольнения по инициативе работодателя.

Материалы дела свидетельствуют о том, что выходу из листка нетрудоспособности, ...... (т. ..........), на основании распоряжения председателя Думы г. Тулуна от ......*** с Новикевич Е.В. был произведен окончательный расчёт (т. ..........).

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно высказывался, что осуществление прав и свобод человека и гражданина, в силу взаимосвязанных положений статей 17 (часть 3) и ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, имеет в качестве своего объективного предела воспрепятствование реализации прав и свобод других лиц, равно как и причинение вреда конституционно гарантированным публичным интересам.

Таким образом, основания для признания решения Думы г. Тулуна от ......*** «Об избрании председателя Контрольно-счетной палаты городского округа муниципального образования - «город Тулун»; признания незаконным распоряжения председателя Думы г. Тулуна от ......*** «О прекращении полномочий председателя КСП г. Тулуна»; восстановления истца в должности председателя КСП г. Тулуна с ......; признания недействительной запись в трудовой книжке от ......*** отсутствуют.

Из записи от ......*** в трудовой книжке Новикевич Е.В. следует, что полномочия с ней прекращены в связи с вступлением в должность вновь избранного председателя КСП, абз. 2 ч. 3 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ.

Абзацем 2 ч. 3 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.

Однако, как указывалось выше, должность председателя КСП не является выборной.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации основанием прекращения трудового договора является истечение срока трудового договора (статья 79 настоящего Кодекса), за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения.

В силу ч. 1 ст. 79 Трудового кодекса Российской Федерации срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия. О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения, за исключением случаев, когда истекает срок действия срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.

Требования указанной нормы работодателем соблюдены.

Частью 5 ст. 394 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае признания формулировки основания и (или) причины увольнения неправильной или не соответствующей закону суд, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, обязан изменить её и указать в решении основание и причину увольнения в точном соответствии со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи настоящего Кодекса или иного федерального закона.

В п. 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что если при разрешении споря о восстановлении на работу суд признает, что работодатель имел основание для расторжения трудового договора, но в приказе указал неправильную либо не соответствующую закону формулировку основания и (или) причины увольнения, суд в силу части пятой статьи 384 Кодекса обязан изменить её и указать в решении причину и основание увольнения в точном соответствии с формулировкой Кодекса или иного федерального закона со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи Кодекса или иного федерального закона, исходя из фактических обстоятельств, послуживших основанием для увольнения.

Поскольку формулировка основания увольнения Новикевич Е.В. является неправильной, то суд полагает необходимым изменить её.

Требования иска Новикевич Е.В. о взыскании с Думы г. Тулуна в её пользу среднего заработка за время вынужденного прогула с ......, а также взыскании с Думы г. Тулуна в её пользу компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей удовлетворению не подлежат, поскольку являются производными от основного иска о восстановлении на работе (ч. ч. 2, 9 ст. 394 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Истец Новикевич Е.В. была освобождена от уплаты государственной пошлины на основании ст. 393 Трудового кодекса Российской Федерации и пп. 1 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

Поскольку исковые требования не подлежат удовлетворению, истец была освобождена от уплаты государственной пошлины, то основания для взыскания с ответчика государственной пошлины отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

в удовлетворении исковых требований Новикевич Е.В. к Муниципальному учреждению «Дума городского округа муниципального образования – «город Тулун» о признании решения, распоряжения Думы незаконными, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда отказать.

Изменить в трудовой книжке Новикевич Е.В. формулировку основания увольнения в записи *** от ...... на «Трудовой договор прекращен в связи с истечением срока трудового договора, пункт 2 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Тулунский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Е.В. Татаринцева