ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1078/20 от 21.06.2021 Тихорецкого районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2-19/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Тихорецк 21 июня 2021 года

Тихорецкий районный суд Краснодарского края в составе:

судьи О.Ю. Горчакова,

при секретаре А.В. Косич,

с участием старшего помощника

Тихорецкого межрайонного прокурора Ж.Ю. Веселовой,

ответчика и.о. главы Юго-Северного сельского поселения

Тихорецкого района С.Ю. Карпунина,

представителя ответчика адвоката И.Н. Шевелевой,

представившей удостоверение № 6122 и ордер № 528164 от 10.12.2020г.,

ответчика А.В. Кофанова,

представителя ответчика А.В. Кофанова - адвоката А.П. Масленникова,

представившего удостоверение № 6153 и ордер №39647 от 03.09.2020г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тихорецкого межрайонного прокурора к главе Юго-Северного сельского поселения Аулову Андрею Васильевичу, Кофанову Анатолию Васильевичу, Совет депутатов Юго-Северного сельского поселения Тихорецкого района о признании незаконными распоряжения главы Юго-Северного сельского поселения Тихорецкого района «О выплате премий»,

УСТАНОВИЛ:

Истец просит признать незаконными распоряжения главы Юго-Северного поселения Тихорецкого района «О выплате премий» от ДД.ММ.ГГГГ-к, ДД.ММ.ГГГГ-к, ДД.ММ.ГГГГ-к, ДД.ММ.ГГГГ-к, ДД.ММ.ГГГГ-к, ДД.ММ.ГГГГ-к, ДД.ММ.ГГГГ-к, ДД.ММ.ГГГГ-к, ДД.ММ.ГГГГ-к, ДД.ММ.ГГГГ-к, ДД.ММ.ГГГГ-к, ДД.ММ.ГГГГ-к, ДД.ММ.ГГГГ-к, ДД.ММ.ГГГГ-к, ДД.ММ.ГГГГ-к в части назначения и выплаты премии главе Юго-Северного сельского поселения Тихорецкого района; взыскать с Кофанова Анатолия Васильевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выплаченные себе премиальные выплаты за январь 2015 года, февраль 2015 года, март 2015 года, апрель 2015 года, май 2015 года, июнь 2015 года, июль 2015 года, август 2015 года, сентябрь 2015 года, октябрь 2015 года, ноябрь 2015 года, декабрь 2015 года, в связи с празднованием Дня народного единства, по итогам работы за 2015 год, по итогам работы за 2016 год, всего в сумме 102389 рублей, в бюджет муниципального образования Юго-Северного сельского поселения Тихорецкого района.

В судебном заседании старший помощник Тихорецкого межрайонного прокурора Веселова Ж.Ю. уточненные исковые требования и основания иска поддержала, просила иск удовлетворить. Иск мотивирован следующим, что Тихорецкой межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства, в соответствии с требованием действующего законодательства, все ссылки имеются в исковом заявлении, правовой статус главы муниципального образования определен в ст. 36 ФЗ №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», глава муниципального образования является высшим должностным лицом МО, наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей, частью 4 статьи 36 определены полномочия главы муниципального образования, согласно которой глава муниципального образования представляет МО в отношениях с органами местного самоуправления других МО, органами государственной власти, гражданами и организациями без доверенности действует от имени муниципального образования, издает в пределах своих полномочий правовые акты, вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования, обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления. Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования. Аналогичные положения, определяющие организацию местного самоуправления, правовой статус представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, закреплены в Законе Краснодарского края. Общие правовые, территориальные. организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в МО Юго-Северное сельское поселение Тихорецкого района определены Уставом Юго-Северного сельского поселения Тихорецкого района, принятым решением Совета Юго-Северного сельского поселения от 24.03.2016 года № 68. Согласно ст. 23 Устава структуру органов местного самоуправления поселения составляют представительный орган МО - Совет Юго-Северного сельского поселения Тихорецкого района; глава МО - глава Юго-Северного сельского поселения, распорядительный орган муниципального образования - администрация Юго-Северного сельского поселения Тихорецкого района. К числу исключительной компетенции Совета, в том числе, отнесено: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления поселений полномочий по решению вопросов местного значения. Совет заслушивает ежегодные отчеты главы поселения о результатах его деятельности, деятельности администрации поселения, в том числе о решении вопросов, представленных Советом, это ч. 3 ст.26 Устава. Глава поселения является высшим должностным лицом МО, наделяется Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Полномочия главы поселения закреплены в статье 31 Устава. Глава поселения представляет поселение в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени поселения; подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим уставом, нормативные правовые акты, принятые Советом; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередной сессии Совета; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Краснодарского края (часть 1 статьи 31 Устава). Решением Совета Юго- Северного сельского поселения Тихорецкого тойона от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о денежном вознаграждении лиц, замещающих муниципальные должности в Юго-Северном сельском поселении и оплате труда муниципальных служащих в Юго-Северном сельском поселении (далее - Положение ). Решением Совета Юго-Северного сельского поселения Тихорецкого района от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о выплате премии муниципальным служащим (далее - Положение ), которым определены условия выплаты премии муниципальным служащим. Состав денежного вознаграждения лиц, замещающих муниципальные должности в Юго-Северном поселении Тихорецкого района установлен II разделом Положения , пунктом 2.3 которого определено, что порядок выплаты премии по итогам работы за месяц (квартал) и год, утвержденного Положением , определяется решением Совета Юго-Северного поселения Тихорецкого района. Согласно п. 1 Положения премирование служащих в администрации Юго-Северного поселения Тихорецкого района производится за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом обеспечения задач и функций, возложенных на муниципального служащего, исполнения должностного регламента. Формирование фонда премирования осуществляется в размере восьми должностных окладов, которые выплачиваются ежемесячно равными долями. Выплата премий (максимальный размер не ограничивается) производится в пределах средств фонда оплаты труда, установленных по смете на соответствующий год. Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что вопросы, связанные с распоряжением муниципальной собственностью, принятием бюджета муниципального образования, контролем за его исполнением, материально-техническим обеспечением деятельности органов муниципального образования, в том числе определением размера расходов на денежное содержание главы муниципального образования отнесены к компетенции представительного органа муниципального образования, в настоящем случае - к компетенции Совета Юго-Северного сельского поселения Тихорецкого района, которому подконтролен и подотчетен глава Северного сельского поселения Тихорецкого района. Премия за выполнение особо важных и сложных заданий включена в число иных дополнительных выплат и по своей правовой природе является поощрительной выплатой, осуществление которой зависит от оценки результатов деятельности главы поселения представительным органом муниципального образования - Советом Юго- Северного сельского поселения Тихорецкого района. Соответственно, принятие решения о выплате премий высшему должностному лицу администрации Юго-Северного поселения Тихорецкого района относится к компетенции Совета Юго-Северного сельского поселения Тихорецкого района. Отсутствие в Положении о денежном содержании главы Юго- Северного поселения Тихорецкого района указаний о порядке и должностном лице, имеющем право принимать решение о премировании главы муниципального образования, не означает, что разрешение данного вопроса относится к компетенции самого главы Юго-Северного поселения Тихорецкого района, который подотчетен и подконтролен Совету Юго- Северного поселения Тихорецкого района, так как для установления наличия или отсутствия правовых оснований для выплаты главе поселения за выполнение особо важных и сложных заданий необходима объективная оценка его деятельности результатов его работы, которая в силу части 11.1 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЭ, части 5.1 статьи 16 Закона № 717-КЗ, части 4 статьи 30 Устава, входит в компетенцию Совета Юго-Северного поселения Тихорецкого района. Межрайонной прокуратурой в марте 2020 года проведена проверка исполнения бюджетного законодательства при выплате премий высшему должностному лицу администрации Юго-Северного поселения Тихорецкого района, муниципальным служащим и работникам администрации по итогам работы 2015 - 2016 гг., по результатам которой установлено, что распоряжением главы Юго-Северного поселения Тихорецкого района «О выплате премий» от ДД.ММ.ГГГГ-к по итогам работы за январь 2015 года за фактически отработанное время выплачены премии, в том числе и самому главе. Также распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ. -к, от ДД.ММ.ГГГГ. -к, от ДД.ММ.ГГГГ. -к, от ДД.ММ.ГГГГ. -к, ДД.ММ.ГГГГ. -к, от ДД.ММ.ГГГГ. -к, от ДД.ММ.ГГГГ. -к, от ДД.ММ.ГГГГ. -к, от ДД.ММ.ГГГГ. -к, от ДД.ММ.ГГГГ. -к, от ДД.ММ.ГГГГ. -к, от ДД.ММ.ГГГГ. -к, от ДД.ММ.ГГГГ. -к, от ДД.ММ.ГГГГ. -к о выдаче премий, на основании документов, которые издал сам глава сельского поселения. Указанные распоряжения противоречат нормам закона, издавались самим главой Юго-Северного поселения Тихорецкого района, в связи с чем, заместителем межрайонного прокурора ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанные распоряжения принесены протесты, которые главой Юго-Северного сельского поселения Тихорецкого района оставлены без удовлетворения. Кроме того, вопрос о признании недействительными распоряжений главы Юго-Северного сельского поселения Тихорецкого района о премировании самого себя, взыскании суммы полученных премиальных выплат является юридически значимым вопросом. В силу части 4.1 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЭ глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены, в том числе, Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции». Аналогичные положения установлены частью 5 статьи 29 Закона № 717- КЗ и пунктом 14 статьи 30 Устава. Исходя из пункта 2 статьи 1 Федерального закона № 273- ФЗ противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, которая включает в себя меры по предупреждению коррупции, в г ом числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона № 273-Ф3 под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей. На основании изложенного, учитывая то, что данные распоряжения о премировании выносились без соответствующего согласия Совета Юго-Северного сельского поселения, выносились самостоятельно главой без указания какие сложные и особые условия были выполнены, в тот или иной период, которые подлежали дополнительному премированию, распоряжения являются незаконными, в связи с чем Тихорецкий межрайонный прокурор просит признать их незаконными и просит взыскать с бывшего главы Юго-Северного сельского поселения, который издавал данные распоряжения, выплаченные себе премиальные выплаты за 2015 год и по итогам работы за 2016 год, а всего в сумме 102389 рублей, данную сумму просит взыскать в бюджет муниципального образования Юго-Северного сельского поселения Тихорецкого района.

Ответчик Кофанов А.В. и его представитель адвокат Масленников А.П. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований в полном объеме по основаниям, изложенным в возражении на исковое заявление Тихорецкого межрайонного прокурора. Из письменного возражения ответчика следует, что истец обратился в суд с иском в интересах муниципального образования и просит взыскать с ответчика Кофанова А.В. в пользу бюджета поселения денежные средства. Какого-либо ущерба в результате принятия указанных в иске распоряжений о выплате премий главе поселения бюджету Юго-Северного сельского поселения не причинено. Данное обстоятельство подтверждается постановлением следователя СО по Тихорецкому району ФИО7 о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Кофанова Анатолия Васильевича в связи с отсутствием в его действиях (бездействий) состава преступления. Согласно постановлению ущерб бюджету Юго-Северного сельского поселения в результате премирования главы Юго-Северного сельского поселения Кофанова А.В. и сотрудников администрации не причинен. Законность принятого следователем решения о прекращении уголовною преследования и, проверена надзирающим прокурором. Вывод следователя об «отсутствии ущерба в результате премирования главы поселения» надзирающим прокурором признан обоснованным. Из ответа главы Юго-Северного сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ Аулова А.В. на запрос следователя также следует, что ущерб не причинен, так как денежные средства выплачивались за счет средств экономии в пределах годового фонда оплаты труда». Заключением Контрольно-счетной палаты муниципального образования Тихорецкий район на годовой отчет об исполнении бюджета Юго-Северного сельского поселения за 2015 год от ДД.ММ.ГГГГ, составленное по результатам внешней проверки годового отчета на основании ст. 264.4 БК РФ. Согласно указанному заключению в соответствии с отчетом об исполнении бюджета поселения за 2015 год, утвержденным решением Совета Юго-Северного сельского поселения, утверждено исполнение по доходам к уточненному бюджету составило 100,7 %, план перевыполнен на 80,2 тыс. руб. Общий объем доходов бюджета составил 11249,5 тыс. руб, при этом доходы превысили расходы поселения на 78,5 тыс. руб. Расходы по разделу «Общегосударственные вопросы», в которые входит обеспечение деятельности главы поселения и содержание аппарата администрации, составили 99,8 % от утвержденных при принятии бюджета. Все выплаты, в том числе премий главе поселения, произведены в рамках годового фонда оплаты труда и в пределах бюджетных назначений. Решением Совета от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете Юго-Северного сельского поселения на 2015 год» утверждены расходы на функционирование высшего должностного лица муниципального образования в размере 650.5 тыс.руб. Согласно решению Совета от ДД.ММ.ГГГГ «об утверждении отчета об исполнении бюджета Юго-Северного, сельского поселения Тихорецкого района за 2015 год» расходы на функционирование высшего должностного лица муниципального образования составили 650,4 тыс. руб., что не превышает запланированные расходы. Кроме того, в соответствии с требованиями ст.ст. 1002 и 1009 ГК РФ не подлежит возврату необоснованное обогащение, полученное в качестве заработной платы, а также приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки. Недобросовестность или счетная ошибка не установлены, что подтверждается результатами названного выше уголовного дела. Также, согласно ст. 199 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса. Статьей 200 ГК РФ установлено, что если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. Указанные в иске распоряжения о выплате премий изданы в 2015 и 2016 годы, более трех лет назад. Иск заявлен в интересах муниципального образования, отчет об исполнении бюджета муниципального образования направлен в представительный орган, утвержден им ДД.ММ.ГГГГ и обнародован, данный момент является началом течения срока исковой давности. Факт и дата проведения прокурорской проверки не имеет правового значения при исчислении сроков исковой давности. Кроме того, из материалов уголовного дела , возбужденного в отношении Кофанова А.Ф. следует, что уголовное дело возбуждено ДД.ММ.ГГГГ. Копия постановления о возбуждении уголовного дела в этот же день в соответствии с требованиями УПК РФ направлена и.о. Тихорецкого межрайонного прокурора. Таким образом, надзирающему прокурору о выплатах премии Кофанову А.В. стало известно не позднее ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с частью 3 ст.392 ГК РФ по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю можно обратиться в течении одного года с момента обнаружения ущерба. В суд с иском прокурор обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении годичного срока обращения в суд с иском. В соответствии со ст.199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. Просит применить установленные законом последствия пропуска срока исковой давности, отказать в удовлетворении исковых требований Тихорецкого межрайонного прокурора в полном объеме.

Ответчик и.о. главы Юго-Северного сельского поселения Тихорецкого района Карпунин С.Ю. и представитель ответчика адвокат Шевелева И.Н., в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований в полном объеме по основаниям, изложенным в возражении на исковое заявление Тихорецкого межрайонного прокурора. Из письменного возражения ответчика следует, что в компетенцию представительного органа местного самоуправления входит принятие правового акта, устанавливающего порядок выплаты премий муниципальным служащим, и утверждение бюджета в части расходов на оплату труда муниципальных служащих, в том числе главы сельского поселения. Принятие правовых актов в форме распоряжений о начислении премий по итогам работы относится к полномочиям исполнительно-распорядительного органа, от имени которого указанные правовые акты издает глава сельского поселения. Изложенный в иске довод о том, что принятие решений о выплате премий главе поселения относится к компетенции Совета поселения вышеназванным нормам противоречит. Статьей 26 Устава Юго-Северного сельского поселения, определяющей полномочия Совета, не установлено право либо обязанность Совета рассматривать вопросы о выплате премий главе поселения, иным муниципальным служащим и осуществлять какие-либо распорядительные полномочия по расходованию средств местного бюджета. Реализуя установленные законом бюджетные полномочия Совет Юго-Северного сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ принял решение , которым утверждено. Положение о денежном вознаграждении лиц, замещающих муниципальные должности в Юго-Северном сельском поселении, и оплате труда муниципальных служащих в Юго-Северном сельском поселении (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно пункту 2.1 Положения лицам, замещающим муниципальные должности в Юго-Северном сельском поселении, за счет средств бюджета Юго-Северного сельского поселения устанавливается денежное вознаграждение, а также ежемесячные иные дополнительные выплаты. Согласно пункту 2.3 Положения к дополнительным выплатам относятся премии по итогам работы за месяц(квартал), порядок выплаты которых определяется решением Совета Юго-Северного сельского поселения. Пунктом 3.5 Положения установлено, что при формировании фонда оплаты труда муниципальных служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты оклада денежного содержания, предусматриваются средства для выплаты премий по итогам работы за месяц (квартал) и год - в размере восьми должностных окладов (в расчете на год). При этом пунктом 2.6 представителю нанимателя, которым является глава поселения, предоставлено право перераспределять средства фонда оплаты труда между выплатами. Начисление премий по итогам работы предусмотрено в составе денежного содержания лиц, замещающих муниципальные должности, нормами вышеуказанного Положения. Из смысла этих норм следует, что Совет принимает только нормативно-правовой акт, устанавливающий порядок выплаты премий муниципальным служащим, правом издания соответствующих распоряжений наделен глава поселения как высшее должностное лицо муниципального образования. Истец обратился в суд с иском в интересах муниципального образования и просит взыскать с ответчика Кофанова А.В. в пользу бюджета поселения денежные средства. Вместе с тем, какого-либо ущерба в результате принятия указанных в иске распоряжений о выплате премий главе поселения бюджету Юго-Северного сельского поселения не причинено. Данное обстоятельство подтверждается заключением Контрольно-счетной палаты муниципального образования Тихорецкий район на годовой отчет об исполнении бюджета Юго-Северного сельского поселения за 2015 год от ДД.ММ.ГГГГ, составленное по результатам внешней проверки годового отчета на основании ст.264.4 Бюджетного кодекса РФ. Согласно указанному заключению в соответствии с отчетом об исполнении бюджета поселения за 2015 год, утвержденным решением Совета Юго-Северного сельского поселения, утверждено исполнение по доходам к уточненному бюджету составило 100,7 %, план перевыполнен на 80,2 тыс.руб. Общий объем доходов бюджета составил 11 249,5 тыс. руб., при этом доходы превысили расходы поселения на 78,5 тыс. руб. (профицит). Доводы Тихорецкого межрайонного прокурора, о том, что глава Юго-Северного сельского поселения не мог издавать распоряжения о выплате премий самому себе не соответствует фактическим обстоятельствам. Кроме того, просит применить пропуск срока исковой давности, как самостоятельное основание для отказа в удовлетворении исковых требований. Тихорецкий межрайонный прокурор просит признать незаконными вышеуказанные распоряжения, при этом не учтено, что в соответствии с указанными распоряжениями начислены премии и иным муниципальным служащим Юго-Северного сельского поселения, признание распоряжений незаконными повлечет нарушение установленных законодательством о муниципальной службе прав на получение оплаты труда. Указанные в иске распоряжения о выплате премий изданы в 2015 году, более трех лет назад. Иск заявлен в интересах муниципального образования, отчет об исполнении бюджета муниципального образования направлен в представительный орган, утвержден им ДД.ММ.ГГГГ и обнародован, данный момент является началом течения срока исковой давности. Факт и дата проведения прокурорской проверки не имеет правового значения при исчислении сроков исковой давности. Данная позиция согласуется с позицией, изложенной в Обзоре судебной практики от 25.11.2015 года по искам об истребовании жилых помещений, Определении ВС РФ от 16.02.2016 №4-КГ1569, и соответствует разъяснениям Постановления Пленума ВС РФ от 29.09.2015 №43 «О некоторых вопросах исковой давности».

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что Межрайонной прокуратурой в марте 2020 года проведена проверка исполнения бюджетного законодательства при выплате премий высшему должностному лицу администрации Юго-Северного поселения Тихорецкого района, муниципальным служащим и работникам администрации по итогам работы 2015 - 2016 гг., по результатам которой установлено, что распоряжением главы Юго-Северного поселения Тихорецкого района «О выплате премий» от ДД.ММ.ГГГГ-к по итогам работы за январь 2015 года за фактически отработанное время выплачены премии, в том числе и самому главе. Также распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ. -к, от ДД.ММ.ГГГГ. -к, от ДД.ММ.ГГГГ. -к, от ДД.ММ.ГГГГ-к, ДД.ММ.ГГГГ. -к, от ДД.ММ.ГГГГ. -к, от ДД.ММ.ГГГГ. -к, от ДД.ММ.ГГГГ. -к, от ДД.ММ.ГГГГ. -к, от ДД.ММ.ГГГГ. -к, от ДД.ММ.ГГГГ. -к, от ДД.ММ.ГГГГ. -к, от ДД.ММ.ГГГГ. -к, от ДД.ММ.ГГГГ. -к о выдаче премий, на основании документов, которые издал сам глава сельского поселения. Указанные распоряжения противоречат нормам закона, издавались самим главой Юго-Северного поселения Тихорецкого района, в связи с чем, заместителем межрайонного прокурора ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанные распоряжения принесены протесты, которые главой Юго-Северного сельского поселения Тихорецкого района оставлены без удовлетворения.

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится, в том числе установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (пункт «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131- ФЗ).

Местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3).

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, в том числе находятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2, 8, 9 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3).

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 11 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3).

Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 11.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3).

Правовой статус главы муниципального образования определен статьей 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3).

Частью 4 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 определены полномочия главы муниципального образования.

Глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (пункты 1-5 части 4 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Глава муниципального образования подконтролен, и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (часть 5 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3).

Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 5.1 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3).

Аналогичные положения, определяющие организацию местного самоуправления, правовой статус представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, закреплены в Уставе Юго-Северного сельского поселения Тихорецкого района.

Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что вопросы, связанные с распоряжением муниципальной собственностью, принятием бюджета муниципального образования, контролем за его исполнением, материально- техническим обеспечением деятельности органов муниципального образования, в том числе определением размера расходов на денежное содержание главы муниципального образования, отнесены к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, в настоящем случае - к компетенции Совета Юго-Северного сельского поселения Тихорецкого района, которому подконтролен, и подотчетен глава поселения.

Ежемесячное денежное поощрение за добросовестное исполнение своих должностных обязанностей главе поселения, включена в число иных дополнительных выплат и по своей правовой природе является поощрительной выплатой, осуществление которой зависит от оценки результатов деятельности главы поселения представительным органом муниципального образования - Советом Юго-Северного сельского поселения Тихорецкого района.

Совет Юго-Северного сельского поселения Тихорецкого района заслушивает ежегодные отчеты главы сельского поселения о результатах его деятельности, деятельности администрации сельского поселения, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом Юго-Северного сельского поселения Тихорецкого района (часть 3 статьи 26 Устава).

Глава Юго-Северного сельского поселения Тихорецкого района является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в соответствии с названным Уставом (часть 1 статьи 30 Устава).

Глава Юго-Северного сельского поселения Тихорецкого района в своей деятельности подконтролен и подотчетен населению и Совету Юго-Северного сельского поселения Тихорецкого района (часть 14 статьи 30 Устава).

Полномочия главы Юго-Северного сельского поселения Тихорецкого района закреплены в статье 31 Устава.

Соответственно, принятие решения о поощрении главы поселения, в данном случае - о премировании главы Юго-Северного сельского поселения Тихорецкого района Кофанова А.В. за добросовестное исполнение должностных обязанностей, относится к компетенции Совета Юго-Северного сельского поселения Тихорецкого района.

Премии за выполнение особо важных и сложных заданий входят в состав денежного довольствия главы Юго-Северного сельского поселения Тихорецкого района, то глава Юго-Северного сельского поселения Тихорецкого района Кофанов А.В. был вправе принимать решения о выплате самому себе премий за выполнение особо важных и сложных заданий. Однако, отсутствие в Положении о денежном содержании главы Юго-Северного сельского поселения Тихорецкого района указаний о порядке и должностном лице, имеющем право принимать решение о премировании главы муниципального образования, не означает, что разрешение данного вопроса относится к компетенции самого главы Юго-Северного сельского поселения Тихорецкого района, который подотчетен и подконтролен Совету Юго-Северного сельского поселения Тихорецкого района Краснодарского края.

Для установления наличия или отсутствия правовых оснований для выплаты главе Юго-Северного сельского поселения Тихорецкого района премии за выполнение особо важных и сложных заданий необходима объективная оценка его деятельности и результатов его работы, которая в силу части 11.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ, закона Краснодарского края от 07.06.2004 №717-КЗ (ред. от 10.03.2021) "О местном самоуправлении в Краснодарском крае", Устава Юго-Северного сельского поселения Тихорецкого района входит в компетенцию Совета Юго-Северного сельского поселения Тихорецкого района Краснодарского края.

Оценивая оспариваемые истцом распоряжения главы Юго-Северного поселения Тихорецкого района «О выплате премий» от ДД.ММ.ГГГГ-к, ДД.ММ.ГГГГ-к, ДД.ММ.ГГГГ-к, ДД.ММ.ГГГГ-к, ДД.ММ.ГГГГ-к, ДД.ММ.ГГГГ-к, ДД.ММ.ГГГГ-к, ДД.ММ.ГГГГ-к, ДД.ММ.ГГГГ-к, ДД.ММ.ГГГГ-к, ДД.ММ.ГГГГ-к, ДД.ММ.ГГГГ-к, ДД.ММ.ГГГГ-к, ДД.ММ.ГГГГ-к, ДД.ММ.ГГГГ-к в части назначения премии главе Юго-Северного сельского поселения Тихорецкого района с точки зрения законности и обоснованности их вынесения и получения соответствующих выплат, суд считает, что только распоряжения главы Юго-Северного поселения Тихорецкого района «О выплате премий» от ДД.ММ.ГГГГ-к, ДД.ММ.ГГГГ-к, ДД.ММ.ГГГГ-к в части назначения и выплаты премии главе Юго-Северного сельского поселения Тихорецкого района Кофанову А.В. не отвечают требованиям о назначении таких выплат нормам вышеуказанного федерального законодательства, законодательства Краснодарского края и Устава Юго-Северного сельского поселения Тихорецкого района.

Соответственно, суд считает, что в бюджет муниципального образования Юго-Северного сельского поселения Тихорецкого района подлежат возврату суммы, выплаченные на основании распоряжения главы Юго-Северного поселения Тихорецкого района «О выплате премий» от ДД.ММ.ГГГГ-к, ДД.ММ.ГГГГ-к, ДД.ММ.ГГГГ-к в части выплаты премии главе Юго-Северного сельского поселения Тихорецкого района Кофанову А.В., а именно выплаченные премиальные выплаты Кофанову А.В. в размере 15000 рублей, 18800 рублей, 17458 рублей.

Согласно ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ.

В силу п. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Согласно абз. 2 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм ГК РФ «Об исковой давности» если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

Истцу по данному делу стало известно о нарушении права и о том, кто является надлежащим ответчиком по настоящему делу после принятия постановления от ДД.ММ.ГГГГ года.

Учитывая вышеизложенную правовую позицию суда относительно предмета спора, суд считает возражения ответчиков не обоснованными.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить частично.

Признать незаконными распоряжения главы Юго-Северного поселения Тихорецкого района «О выплате премий» от ДД.ММ.ГГГГ-к, ДД.ММ.ГГГГ-к, ДД.ММ.ГГГГ-к в части назначения и выплаты премии главе Юго-Северного сельского поселения Тихорецкого района.

Взыскать с Кофанова Анатолия Васильевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в бюджет муниципального образования Юго-Северного сельского поселения Тихорецкого района, выплаченные премиальные выплаты в размере 15 000 рублей, 18 800 рублей, 17 458 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий районный суд в месячный срок с момента получения копии решения суда.

Судья О.Ю. Горчаков