ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-107/2022 от 31.03.2022 Верхнесалдинского городского суда (Свердловская область)

УИД: 66RS0№ ....-96 г/<адрес>

Решение изготовлено

31.03.2022

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Верхняя Салда 23 марта 2022 года

Верхнесалдинский районный суд Свердловской области в составе

председательствующего Исаевой О.В.

при секретаре судебного заседания Струшевской Т.В.

с участием прокурора ФИО8

представителя ответчика ФИО9

представителя ФИО13 городского округа ФИО9

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6 городского прокурора в интересах ФИО6 городского округа к ФИО1 городского округа седьмого созыва ФИО3 о признании распоряжений не законными, взыскании денежных средств,

у с т а н о в и л:

ФИО12 городской прокурор обратился в суд с иском в интересах ФИО6 городского округа к ФИО1 городского округа седьмого созыва ФИО3, в котором, с учетом уточненных требований, просит признать незаконными распоряжения ФИО1 городского округа № ....-к от д.м.г. «О выплате премии ФИО1 городского округа по результатам работы за ноябрь 2018 года», № ....-к от д.м.г. «О выплате премии ФИО1 городского округа по результатам работы за 2018 год», № ....-к от д.м.г. «О выплате премии ФИО1 городского округа по результатам работы за декабрь 2018 года», № ....-к от д.м.г. «О выплате ФИО1 городского округа дополнительного денежного вознаграждения по итогам 2019 года», № ....-к от д.м.г. «О выплате ФИО1 городского округа дополнительного вознаграждения по итогам первого полугодия 2020 года», № ....-к от д.м.г. «О выплате ФИО1 городского округа дополнительного денежного вознаграждения по итогам 2020 года»; взыскать с ФИО1 городского округа седьмого созыва ФИО3 в пользу бюджета ФИО6 городского округа незаконно полученные премии в сумме 183 829 руб. 24 коп., и дополнительные денежные вознаграждения в сумме 45 197 руб. 28 коп., всего взыскать 229 026 руб. 52 коп.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО6 городской прокуратурой были проведены надзорные мероприятия в части начисления выплат ФИО1 городского округа седьмого созыва ФИО3, осуществляемому полномочия на основании решения ФИО4 городского округа № .... от д.м.г.. В ходе проверки установлено, что порядок установления и выплаты ежемесячных и иных дополнительных выплат, в том числе, единовременного характера, к должностным окладам выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, до д.м.г. регламентировался решением ФИО4 городского округа № .... от д.м.г., с д.м.г. – решением ФИО4 городского округа № .... от д.м.г.. Согласно п. 1 решения № .... от д.м.г. заработная плата состоит из месячного должностного оклада, ежемесячных и иных дополнительных выплат. К дополнительным выплатам в п. 6 решения № .... относятся ежемесячное денежное поощрение, ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, единовременная выплата, осуществляемая при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска. В период с ноября 2018 года по декабрь 2020 года ответчиком самому себе в результате издания оспариваемых распоряжений незаконно установлены и финансовым органом администрации ФИО6 городского округа произведены выплаты на общую сумму 229 026 руб. 52 коп. При этом ответчиком нарушены положения ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», п.п.10 п.2 ст.12-2 Закона Свердловской области от 20.02.2009 № 2-ОЗ «О противодействии коррупции в Свердловской области», которое выразилось в не урегулировании в установленном порядке конфликта интересов при решении вопроса о выплате самому себе премий и дополнительных вознаграждений. В результате незаконного начисления и выплаты денежных средств ответчиком причинен ущерб бюджету ФИО6 городского округа.

В судебном заседании прокурор уточненные заявленные требования и доводы, изложенные в обоснование иска, поддержал в полном объеме. Суду пояснил, что сумма незаконно полученных денежных средств подлежит взысканию с ответчика в качестве неосновательного обогащения, поскольку в действиях ответчика усматривается недобросовестность, оспариваемые распоряжения изданы в отсутствии нормативно-правовых актов.

Ответчик ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, обратился с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя. Ранее в судебном заседании пояснил, что не признает заявленные требования, поскольку оспариваемые распоряжения о выплате денежных средств были изданы им в соответствии Решениями ФИО4 городского округа № № .... и № .....

Представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что заявленные требования не подлежат удовлетворению. Финансирование расходов, связанных с выплатой заработной платы ответчику, осуществляется за счет средств бюджета ФИО6 городского округа, расходы на заработную плату ФИО1 городского округа входят в фонд оплаты труда и утверждаются решением ФИО5 городского округа на соответствующий год. На 2018-2020 годы были утверждены годовой фонд оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе, в том числе, и фонд оплаты труда ФИО1 городского округа. Оспариваемые распоряжения были изданы в соответствии с Решением № .... от д.м.г., согласно которому ежемесячные и дополнительные выплаты устанавливались и выплачивались ФИО1 городского округа ФИО1. С д.м.г. вопрос оплаты труда ФИО1 городского округа регулируется Решением ФИО5 городского округа № .... от д.м.г., согласно которому в состав заработной платы входят должностной оклад и ежемесячные и иные дополнительные выплаты. При формировании фонда оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе, также предусматриваются средства в размере 21 должностного оклада на дополнительные выплаты и на ежемесячное денежное поощрение в размере 1,58 должностного оклада, на выплату ежегодной материальной помощи в размере двух должностных окладов. Дополнительное денежное вознаграждение по итогам года ответчику выплачено за счет экономии фонда оплаты труда в соответствии с п. 10 Решения ФИО5№ ...., действовавшем до сентября 2021 года, о чем имеется ссылка в оспариваемых распоряжениях. Оспариваемые распоряжения были изданы ФИО1 городского округа законно и обоснованно, в переделах организационно-распорядительных полномочий. Решения ФИО5 городского округа № .... и № .... не были оспорены, не признаны недействительными, с 2011 года по июнь 2021 года в адрес ФИО5 городского округа из прокуратуры не поступало требований, протестов, представлений либо предложений об изменении или незаконности данных нормативно-правовых актов. Также ФИО1 городского округа не нарушал положений законодательства о противодействии коррупции, поскольку получал гарантированную ему законом и установленную решениями ФИО5 заработную плату, постановлением следователя от д.м.г. в отношении ответчика отказано в возбуждении уголовного дела по сообщению о совершении преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ, в связи с отсутствием в деянии состава преступления.

Представитель ФИО14 городского округа седьмого созыва в судебном заседании пояснил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, поддержав возражения представителя ответчика.

В письменном отзыве представитель администрации ФИО6 городского округа указал, что ФИО5 городского округа является самостоятельным органом местного самоуправления, оспариваемые распоряжения вынесены уполномоченным органом, не противоречат требованиям действующего законодательства, не нарушают прав и законных интересов администрации округа, поскольку бюджету ФИО6 городского округа ущерб не был причинен.

Судом с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принято решение о рассмотрении дела при данной явке.

Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

По смыслу указанной нормы в предмет доказывания по требованиям о взыскании неосновательного обогащения входят следующие обстоятельства: факт приобретения или сбережения ответчиком имущества за счет истца; отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для приобретения; размер неосновательного обогащения.

Согласно пункту 4 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.

Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как установлено судом и следует из материалов дела, решением ФИО4 городского округа седьмого созыва от д.м.г.№ ....ФИО1 городского округа на постоянной основе избран ФИО3

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под органами местного самоуправления понимаются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно ч. 1, 3 ст. 34 Закона о местном самоуправлении структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 2 Закона Свердловской области от 26.12.2008 № 146-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа местного самоуправления, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области», уставами муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, устанавливаются за счет средств местного бюджета гарантии осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе, своевременная и в полном объеме выплата заработной платы депутату представительного органа муниципального образования, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, в размерах и порядке, установленных муниципальными правовыми актами.

Согласно ч. 1 ст. 21 Устава ФИО6 городского округа, утвержденного Решением ФИО6<адрес>ной ФИО5<адрес> от д.м.г.№ ...., структуру органов местного самоуправления городского округа составляют: ФИО5 городского округа; глава городского округа; администрация (исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления) городского округа; Счетная палата ФИО6 городского округа.

ФИО5 городского округа является представительным органом муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа. ФИО1 городского округа осуществляет свои полномочия на постоянной основе по решению ФИО5 городского округа (ст. 22 Устава).

В исключительной компетенции ФИО5 городского округа находится рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением; утверждение отчета об исполнении бюджета городского округа (пп. 2 ч. 2 ст. 23 Устава).

Согласно ст. 23.1 Устава, ФИО1 городского округа подписывает решения ФИО5 городского округа; организует выполнение правовых актов ФИО5 городского округа в пределах своей компетенции; издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности ФИО5 городского округа. ФИО1 городского округа вступает в должность со дня его избрания и осуществляет свои полномочия до прекращения полномочий ФИО5 городского округа, если ФИО5 городского округа не будет принято решение о досрочном прекращении его полномочий.

Пунктом 9 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.

В соответствии с п. 4 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.

Из материалов дела следует, что Решением ФИО4 городского округа № .... от д.м.г. утвержден Порядок установления и выплаты ежемесячных и иных дополнительных выплат, в том числе выплат единовременного характера, к должностным окладам выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих ФИО6 городского округа.

В соответствии с п. 3 данного Порядка (в ред. от д.м.г.) ежемесячные и дополнительные выплаты, в том числе выплаты единовременного характера, к должностным окладам выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, устанавливаются и выплачиваются ФИО1 городского округа - ФИО1 городского округа.

Премия по результатам работы работникам выплачивается ежемесячно в размере до 50 процентов от должностного оклада. Положение о премировании утверждается локальным актом органов местного самоуправления (пункт 18).

Премия выплачивается по результатам работы работникам, добросовестно исполняющим трудовые обязанности, не имеющим нарушений правил внутреннего трудового распорядка и упущений в работе, с учетом выполнения мероприятий, предусмотренных планами работы, качества и подготовленности вопросов (пункт 20).

Выплата премии по результатам работы производится с учетом фактически отработанного времени, в пределах установленного фонда оплаты труда по соответствующей категории работников (пункт 21).

При наличии экономии по фонду оплаты труда работникам может выплачиваться квартальная премия и премия по итогам работы за год в соответствии с положением о премировании, утвержденным локальным актом органов местного самоуправления (пункты 24, 25).

Материальная помощь оказывается при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска на основании личного заявления работника в размере до двух должностных окладов в год. Выплата производится без учета районного коэффициента, в пределах установленного фонда оплаты труда (пункт 26).

Премия, материальная помощь выплачивается с таким расчетом, чтобы общая сумма выплат в течение года не превышала годовой фонд оплаты труда по данной категории работников (пункт 36).

С д.м.г. оплата труда для лиц, замещающих муниципальные должности ФИО6 городского округа на постоянной основе, регулируется решением ФИО5 городского округа от д.м.г.№ .... «О заработной плате лиц, замещающих муниципальные должности ФИО6 городского округа на постоянной основе».

Согласно данного Решения, заработная плата состоит из месячного должностного оклада и ежемесячных и иных дополнительных выплат, утверждены размеры должностных окладов лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе.

Данным решением установлено, что годовой фонд оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе, формируется за счет средств, направляемых на выплаты: должностных окладов; дополнительных выплат; районного коэффициента (пункт 4).

При формировании фонда оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе, сверх сумм средств, направляемых для выплаты должностных окладов, надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и районного коэффициента, предусматриваются средства в размере 21,0 должностного оклада на дополнительные выплаты, предусмотренные подпунктами 1, 3 пункта 6 настоящего Решения (пункт 5).

В состав дополнительных выплат заработной платы лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе, входят: ежемесячное денежное поощрение; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; единовременная выплата, осуществляемая при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска (пункт 6).

Ежемесячное денежное поощрение выплачивается лицам, замещающим муниципальные должности на постоянной основе, в размере 1,58 должностного оклада (пункт 7).

Единовременная выплата, осуществляемая при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, выплачивается лицам, замещающим муниципальные должности на постоянной основе, в размере двух должностных окладов в год. Единовременная выплата, осуществляемая при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, производится с учетом уральского коэффициента, в пределах установленного фонда оплаты труда (пункт 9).

Лицам, замещающим муниципальные должности на постоянной основе, может выплачиваться материальная помощь и дополнительное денежное вознаграждение по итогам года за счет экономии фонда оплаты труда в пределах средств, утвержденных на содержание лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе (пункт 10).

Таким образом, судом установлено, что в период с 2011 года до д.м.г. Порядок установления и выплаты ежемесячных и иных дополнительных выплат, в том числе выплат единовременного характера, для выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, регулировался решением ФИО4 городского округа № .... от д.м.г., с д.м.г. оплата труда для лиц, замещающих муниципальные должности ФИО6 городского округа на постоянной основе, регулируется решением ФИО5 городского округа от д.м.г.№ .....

Из данных нормативно-правовых актов следует, что с д.м.г. ежемесячные и дополнительные выплаты, в том числе выплаты единовременного характера, к должностным окладам устанавливаются и выплачиваются ФИО1 городского округа - ФИО1 городского округа.

Из оспариваемых распоряжений ФИО1 городского округа следует, что они были изданы в соответствии с Порядком установления и выплаты ежемесячных и дополнительных выплат, утвержденным Решением ФИО5 городского округа от д.м.г.№ .... и в соответствии с Решением ФИО5 городского округа от д.м.г.№ .....

Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что ФИО1 городского округа в силу занимаемой должности в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок установления и выплаты ежемесячных и иных дополнительных выплат к должностным окладам, утвержденными Решением ФИО4 городского округа, уполномочен был принимать распоряжения о выплате себе дополнительных денежных вознаграждений по итогам 2018, 2019, 2020 годов, а также о выплате ежемесячных премий по результатам работы за ноябрь, декабрь 2018 года в размере 50% от должностного оклада с учетом фактически отработанного времени.

Данных о том, что выплата данных денежных вознаграждений была произведена в размерах, превышающих пределы установленного фонда оплаты труда, материалы дела не содержат.

Вместе с тем, суд приходит к выводу о том, что ответчик не уполномочен был принимать решение о своем премировании по итогам первого полугодия 2020 года, поскольку издание данного распоряжения № ....-к от д.м.г. не отвечает установленному порядку установления и выплаты ежемесячных и иных дополнительных выплат к должностному окладу.

Из распоряжения от д.м.г.№ ....-к следует, что ФИО1 городского округа ФИО3 полагается к выплате дополнительное денежное вознаграждение в размере 21 410 руб. с учетом уральского коэффициента.

Из расчетного листка следует, что ФИО3 произведена выплата в размере 18 617 руб. 39 коп.

Поскольку материалами дела подтвержден факт недобросовестных действий со стороны ответчика, заключающихся в назначении себе дополнительного денежного вознаграждения по итогам первого полугодия 2020 года в отсутствие правовых оснований, в соответствии со статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, денежные средства в размере 18 617 руб. 39 коп. подлежат взысканию с ответчика как неосновательное обогащение.

Доводы прокурора о нарушении ответчиком Федерального закона от 28.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», которое выразилось в не урегулировании в установленном порядке конфликта интересов при решении вопроса о выплате самому себе дополнительных денежных вознаграждений (премий), не свидетельствуют о неправомерности действий ответчика по изданию распоряжений № ....-к от д.м.г. «О выплате премии ФИО1 городского округа по результатам работы за ноябрь 2018 года», № ....-к от д.м.г. «О выплате премии ФИО1 городского округа по результатам работы за 2018 год», № ....-к от д.м.г. «О выплате премии ФИО1 городского округа по результатам работы за декабрь 2018 года», № ....-к от д.м.г. «О выплате ФИО1 городского округа дополнительного денежного вознаграждения по итогам 2019 года», № ....-к от д.м.г. «О выплате ФИО1 городского округа дополнительного денежного вознаграждения по итогам 2020 года».

Действительно, возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплате себе премий, влекущая получение им доходов, является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим лицом своих должностных полномочий.

Вместе с тем, в данном случае данные распоряжения были вынесены в соответствии с нормативно-правовыми актами, согласованы с уполномоченными должностными лицами.

Кроме этого, д.м.г. на заседании рабочей группы Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Свердловской области были рассмотрены материалы о несоблюдении ответчиком запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции.

Согласно выписке из протокола, в действиях ответчика допущено несоблюдение требований о предотвращении или урегулировании конфликтов интересов, поскольку от него не поступало уведомлений о возникновении личной заинтересованности при осуществлении полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

д.м.г. выписка из протокола заседания рабочей группы Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Свердловской области была рассмотрена на внеочередном заседании ФИО5 городского округа, по результатам рассмотрения вынесено Решение ФИО5 городского округа № .... от д.м.г., копия которого направлена в Департамент противодействия коррупции и контроля Свердловской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования ФИО6 городского прокурора в интересах ФИО6 городского округа к ФИО1 городского округа седьмого созыва ФИО3 о признании распоряжений не законными, взыскании денежных средств – удовлетворить частично.

Признать распоряжение ФИО1 городского округа ФИО3 от д.м.г.№ ....-к «О выплате ФИО1 городского округа ФИО3 дополнительного денежного вознаграждения по итогам первого полугодия 2020 года» незаконным.

Взыскать с ФИО1 городского округа ФИО3 в бюджет ФИО6 городского округа денежные средства в сумме 18 617 руб. 39 коп.

В удовлетворении остальной части иска – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Верхнесалдинский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья О.В.Исаева