ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-108 от 28.10.2010 Можгинского районного суда (Удмуртская Республика)

                                                                                    Можгинский районный суд Удмуртской Республики                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                               

                                    Можгинский районный суд Удмуртской Республики — Принятые судебные акты

                        Дело № 2-108/10

РЕШЕНИЕ (не вступило в законную силу на день публикации)

Именем Российской Федерации

  г. Можга УР 28 октября 2010 года

Можгинский городской суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Шуравина А.А.,

при секретаре Потаповой Е.А.,

ответчика Горохова М.М.,

представителя- Юшкова А.А., действующего на основании ордера №*** от дд.мм.гггг.,

ответчика Набиева Р.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сабрековой Т.И. к Горохова М.М., ГУП «Удмурттехинвентаризация, Администрации муниципального образования «Город Можга», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Удмуртской Республике, Набиеву Р.М. об установлении границы земельного участка с кадастровым номером №*** согласно материалам межевания 2002 года; о понуждении ФГУ «Земельная кадастровая палата» по УР исправить техническую ошибку, содержащуюся в Государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером №*** об ориентировочной площади земельного участка, подлежащей уточнению при межевании; о признании недействительными результатов межевания и межевого плана земельного участка с кадастровым номером №***; о признании незаконными действий ФГУ «Земельная кадастровая палата» по УР по внесению в Государственный кадастр недвижимости сведений о площади и границах земельного участка с кадастровым номером №***; об установлении сервитута на земельный участок с кадастровым номером №***, расположенный по адресу:  д.11 в размере площади, необходимой для проезда на земельный участок с кадастровым номером №***, расположенный по адресу:  дом 11 «а»,

у с т а н о в и л:

Сабрекова Т.И. обратилась в суд с иском к Горохова М.М., ГУП «Удмурттехинвентаризация, Администрации муниципального образования «Город Можга», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Удмуртской Республике, Набиеву Р.М. об установлении границы земельного участка с кадастровым номером №*** согласно материалам межевания 2002 года; о понуждении ФГУ «Земельная кадастровая палата» по УР исправить техническую ошибку, содержащуюся в Государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером №*** об ориентировочной площади земельного участка, подлежащей уточнению при межевании; о признании недействительными результатов межевания и межевого плана земельного участка с кадастровым номером №***; о признании незаконными действий ФГУ «Земельная кадастровая палата» по УР по внесению в Государственный кадастр недвижимости сведений о площади и границах земельного участка с кадастровым номером №***; об установлении сервитута на земельный участок с кадастровым номером №***, расположенный по адресу: УР,  размере площади, необходимой для проезда на земельный участок с кадастровым номером №***, расположенный по адресу: .

При рассмотрении дела по существу истец Сабрекова Т.И. несколько раз изменяла предмет иска и уточняла исковые требования.

Уточненные исковые требования от дд.мм.гггг. мотивированы следующим:

Согласно положению ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» земельным участком признается часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами.

Следовательно, признаками, которые присущи юридическому понятию земельного участка, являются границы и местоположение. Границы земельного участка определяют территориальную и пространственную сферу осуществления прав и исполнения обязанностей их правообладателями. Установление границ земельного участка является одним из правовых средств его индивидуализации как объекта права собственности и иных прав землепользования.

Земельные отношения возникают не в отношении земли как природного ресурса, а в отношении индивидуализированной части земли, то есть конкретного земельного участка.

Таким образом, для индивидуализации земельного участка необходимо описать и удостоверить границы земельного участка уполномоченным государственным органом.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 2130 от 11.12.1993 «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость» организация ведения государственного земельного кадастра, регистрация и оформление документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость возложена на комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и его территориальные органы на местах.

Согласно Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству от 08.04.1996, прошедшей правовую экспертизу и согласно письму Министерства юстиции России № 07-02-516-96 от 28.06.1996 не нуждающейся в государственной регистрации, межевание земель выполняют как в общегосударственной, так и в местных и условных системах координат. При этом должна быть обеспечена надежная связь местных и условных систем координат с общегосударственной системой (пункт 3.1 Инструкции). Приложением 3.6 к данной Инструкции определен образец чертежа границ земельного участка, который должен составляться при межевании земель. В данном плане отражено, что границы земельного участка характеризуют геодезические данные (поворотные точки границ участка, румбы или дирекционные углы, длины линий между поворотными точками).

Как следует из материалов межевого дела на земельный участок с кадастровым номером №*** данный земельный участок индивидуализирован, имеется план границ земельного участка, в котором обозначены площадь земельного участка, его адрес, данные о поворотных точках границ земельного участка (ведомость длин линий и румбов), указан каталог координат поворотных точек границ земельного участка. Приведено описание границ смежных землепользовании и их согласование.

Таким образом, материалы межевого дела на земельный участок с кадастровым номером №*** содержат документы, соответствующие требованиям, установленным Инструкцией по межеванию земель, утвержденной Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству от 08.04.1996.

Кроме того, в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат.

Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы: определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства; изготовление карты (плана) объекта землеустройства.

В силу п. 3 ст. 20 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» в проведении государственного учета земельных участков должно быть отказано в случае, если документы, представленные в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно документам, содержащимся в межевом деле на земельный участок с кадастровым номером №*** работы по установлению на местности границ данного земельного участка с закреплением таких границ межевыми знаками и определением их координат проведены в соответствии с действующим законодательством.

Указанные обстоятельства подтверждаются следующими документами, содержащимися в межевом деле на земельный участок с кадастровым номером №***, а именно: актом установления (восстановления) границ землепользования от дд.мм.гггг., составленным А.Л.А. - специалистом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Можги, содержащим подписи о согласовании границ участка смежных землепользователей; планом границ земельного участка с указанием площади и размеров границ земельного участка; данные о координатах поворотных точек земельного участка №***, содержащим подписи лиц о их составлении и проверке; планом установления границ землепользования земельным участком с описанием границ смежных землепользователей (землевладений) и таблицей координат, условные значения которой содержат залитые точки поворота границы участка; протоколом формирования кадастрового дела на основании регистрационного номера заявки №*** (п. 1) с описанием кадастровой операции: «Учет земельного участка по результатам межевания» (п.3), за подписью кадастрового инспектора Т.Л.Н., не имеющим замечаний к представленным документам и содержащим следующие записи: в п. 5 Проверка правильности определения площади на допустимость: «Площадь по результатам межевания - 439 кв.м», «Принятая площадь - 439 кв.м»; в п. 7 Заключения: «Приступить к Кадастровому Учету»; Кадастровым планом земельного участка (выписки из государственного земельного кадастра) от дд.мм.гггг. №*** кадастровый номер №*** за подписью директора Можгинского филиала Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по УР Т.Л.Н.

Таким образом, в п. 16 «Особые отметки» Кадастрового плана земельного участка (выписки из государственного земельного кадастра) от дд.мм.гггг. №*** -кадастровый номер №*** обоснованно в соответствии с Правилами оформления кадастровых планов земельных участков, утвержденных Росземкадастром от 10.04.2001, содержится запись: «Площадь земельного участка соответствует материалам межевания».

Согласно п. 6.4 Методических указания по проведению землеустройства и подготовке документов для проведения государственного кадастрового учета земельных участков при разграничении государственной собственности на землю, утвержденных Федеральной службой земельного кадастра России от 01.01.2002, поворотные точки границ земельных участков, сведения о координатах которых имеются в государственном земельном кадастре, обозначаются в виде окружности диаметром 1.5 мм залитой черным цветом, в иных случаях в виде окружности диаметром 1 5 мм.

Поскольку в государственном земельном кадастре имеются поворотные точки границы земельного участка с кадастровым номером №***, а также сведения о координатах земельного участка, его местоположении, то земельный участок с кадастровым номером №*** поставлен на кадастровый учет не декларативно (условно), его площадь определена не ориентировочно, так как в силу разъяснений Росземкадастра (письмо от 10.07.2003 № НК/1162 «О представлении сведений ГЗК») сведения о границах позволяют однозначно определить участок в качестве имущества, подлежащего по сделке.

Кроме того, в случае, если бы площадь земельного участка была ориентировочная, подлежала бы уточнению при межевании, (пункт 3.2 Правил оформления кадастрового плана земельного участка, утвержденных Росзем кадастром 10.04.2001), то правообладателю такого земельного участка одновременно с кадастровым планом выдалась бы справка о составе документов, которые необходимо подать в орган, осуществляющий ведение государственного земельного кадастра, для уточнения указанных сведений, а также было бы разъяснено, что сведений, указанных в кадастровом плане, для регистрации прав не достаточно.

Однако, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по УР не даны надлежащие пояснения и не представлены документы, подтверждающие факт постановки земельного участка с кадастровым номером №*** на Государственный кадастровый учет декларативно (условно), в том числе факт направления правообладателю выше указанной справки. В пояснениях на иск ФГУ «Кадастровая земельная палата» по УР от дд.мм.гггг. №*** изложены факты, не соответствующие материалам межевого дела на земельный участок с кадастровым номером №***.

Необходимо также отметить, что Заключение эксперта не может являться надлежащими доказательством по делу, в связи с тем, что выводы в данном заключении не основаны на положениях законодательства, регулирующих спорные отношения, а также на документах, представленные эксперту на исследование.

Выводы эксперта носят оценочный характер и не являются основополагающими, поскольку оценку обстоятельствам вправе давать только суд.

Ссылка эксперта в п. 2 заключения на то обстоятельство, что постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №*** произведена на основании материалов инвентаризации не соответствует фактическим обстоятельства дела и документам судебного дела.

Заключение эксперта п. 3 по вопросу об имеющихся противоречиях в записях по постановке земельного участка с кадастровым номером №*** на кадастровый учет содержит вывод: «Декларативный порядок постановки на кадастровый учет указывает отсутствие координат земельного участка или их недостаточная точность. Исходя из вышесказанного, противоречий в данных записях нет».

Однако межевое дело на земельный участок с кадастровым номером №*** содержит координаты земельного участка и их точность подтверждена - материалами контрольной съемки спорных земельных участков, произведенной экспертом.

Выводы эксперта относительно причины уменьшения площади земельного участка с кадастровым номером №*** со ссылкой на материалы инвентаризации, отсутствующие в межевом деле, и с учетом разъяснений Роснедвижимости 2006 года, не относящихся к спорному периоду, на учет смежных земельных участков с более точным определение координат противоречат данным, полученным по результатам собственноручно выполненной экспертом контрольной съемкой спорных земельных участков. В заключении эксперта на схеме границ спорных земельных участков наглядно видны расхождения со съемкой, выполненной кадастровым инженером ГУП «Удмурттехинвентаризация» Можгинский филиал, и как следствие, неясное, вводящее суд в заблюждение заключение кадастрового инженера ГУП «Удмурттехинвентаризация» Можгинский филиал от дд.мм.гггг. по вопросу наложения границ земельных участков Истца и Ответчика - «при наложении целостность границ планов не нарушилась, произведен наклон и растяжение планов».

Просит суд принять во внимание устное заявление эксперта Е.И.В. о том, что он является знакомым ответчика, что свидетельствует о заинтересованности эксперта прямо или косвенно в результатах настоящего судебного дела.

Таким образом, имеющаяся в межевом деле на земельный участок с кадастровым номером №*** кадастровая выписка о земельном участке (выписка из государственного кадастра недвижимости) от дд.мм.гггг. №***, с отметкой: «Площадь и местоположение границ земельного участка ориентировочные, подлежат уточнению при межевании», не соответствует документам, содержащимся в межевом деле.

Вышеизложенное свидетельствует, что сведения, содержащиеся в Государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером №*** об ориентировочной площади земельного участка, подлежащей уточнению при межевании, содержат техническую ошибку, допущенную ФГУ «Земельная кадастровая палата» по УР, которая повлекла нарушение прав и законных интересов истца.

Согласно ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» технической ошибкой является ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости. Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

В силу ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

Согласно План-графику наделения федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, утвержденному приказом Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010, переход полномочий к ФГУ -«Земельная кадастровая палата» по УР по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости будет осуществлен в период III этапа: начало - дд.мм.гггг., завершение -дд.мм.гггг..

Следовательно, орган, наделенный полномочия ми по исправлению технической ошибки в сведения кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером №*** является ФГУ «Земельная кадастровая палата» по УР.

В связи с чем, необходимо установить границы земельного участка с кадастровым номером №*** согласно материалам межевания 2002 года и обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата» по УР исправить техническую ошибку, содержащуюся в Государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером №*** об ориентировочной площади земельного участка, подлежащей уточнению при межевании.

По п.п. 2, 3, 4 исковых требований в части признания недействительным результатов межевания земельного участка с кадастровым номером №*** указала, что сообщение о наличии подготовленного проекта межевания, вынесенного на рассмотрение на публичных слушаниях, было опубликовано в газете «Можгинские вести» от дд.мм.гггг., согласно которому возражения по проекту межевого плана принимаются с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг..

Истец не мог располагать информацией, содержащейся в газете «Можгинские вести, поскольку проживает в  и данная газета не является средством массовой информации муниципального образования .

Вместе с тем, истец по звонку кадастрового инженера дд.мм.гггг. выезжал в  для встречи на границе спорных земельных участков с кадастровым инженером и ответчиком для объяснения в очередной раз причин, являющихся основанием не согласия с предлагаемым проектом межевания, при этом, кадастровому инженеру представлена копия письменных возражений, направленных в адрес ответчика.

Однако данные обстоятельства не приняты кадастровым инженером во внимание при подготовки межевого плана на земельный участок по .

Кроме того, в связи с произведенной дд.мм.гггг. экспертом контрольной съемкой границ земельных участков: , видно, что съемка, произведенная в 2009 году кадастровым инженером ГУП «Удмурттехинвентаризация» границ указанных земельных участков не соответствует фактическому месту положению смежной границе между участками, а именно местонахождению имеющего деревянного забора, тогда как согласно материалам межевания 2002 года в точке 2 граница между данными земельными участками совпадает с фактическим местонахождением имеющегося деревянного забора.

Указанные расхождения свидетельствуют о том, что съемка, произведенная кадастровым инженером ГУП «Удмурттехинвентаризация» выполнена не точно, при этом не по фактической границе землепользования, следовательно, не может являться основанием для межевого плана на земельный участок по .

Кроме того, считает недействительными результаты межевания и межевой план земельного участка площадью с кадастровым номером №***, а действия ФГУ «Земельная кадастровая палата» по УР по внесению в Государственный кадастр недвижимости сведений о площади и границах земельного участка с кадастровым номером №*** просит признать незаконными.

Просит установить частный безвозмездный сервитут на часть соседнего земельного участка в размере площади двора по адресу:  для обеспечения прохода и проезда на соседний участок.

В соответствии с п. 5 ст. 274 ГК РФ в случае заключения соглашения об установлении сервитута собственник обремененного земельного участка вправе (но не обязан), если иное не предусмотрено законом, требовать от лица, в пользу которого установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Порядок определения такой платы в настоящий момент не установлен.

Временные Методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут, утвержденные Росземкадастром 17.03.2004, не были зарегистрированы Минюстом России и опубликованы в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», и в связи с этим не подлежат обязательному применению.

Статьей 274 ГК РФ не предусмотрено принятие какого-либо нормативного правового акта, определяющего порядок расчета платы за пользование участком при сервитуте.

Также в силу ст. 23 ГК РФ, ст. 274 ГК РФ условие об оплате не является обязательным при установлении сервитута. Запись о сервитуте, которая делается в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не включает в число обязательных сведений о сервитуте отметку о плате.

Кроме того, истец имеет право пользоваться общим на два спорных земельных участка двором исходя из следующих обстоятельств.

На основании Свидетельства о праве на наследство по закону от дд.мм.гггг. к ответчику перешло право на имущество: жилой дом под №*** (одиннадцать) по  и расположенного на участке земли 388 кв.м. по адресу: .. Согласно техническому паспорту, изготовленному ГУП «Удмурттехинвентаризация» в 2009 году, жилой дом, имеет общий двор общего пользования с жилым домом Истца, расположенным по адресу: .

Данный жилой дом приобретен наследодателем - Г.Т.А., умершей дд.мм.гггг., на основании договора купли-продажи от 01.1981 года №***, зарегистрированного ГУП «Удмурттехинвентаризация». Технический паспорт жилого дома, изготовленный ГУП «Удмурттехинвентаризация», содержащий сведения о технических характеристиках дома, надворных построек, дворе и огороде, также содержит планы с указанием их месторасположения и площадей.

Жилой дом с постройками и огородом, приобретенный Г.Т.А., при наличии двора общего пользования с жилым домом, расположенным по адресу:  а, и эксплуатировался на таких условиях на протяжении 28 лет.

Также ГУП «Удмурттехинвентаризация» в лице Можгинского филиала, располагая данными - техническими характеристиками жилых домов о дворе общего пользования на два жилых дома, в первоначальном варианте была предложена истцу для согласования схема границ земельного участка  от дд.мм.гггг., содержащая выделенную заштрихованную часть земельного участка с отметкой - «земельный участок, необходимый для прохода на участок -а.

Изложенное свидетельствует, что ответчик, вступая в права наследования на жилой дом, знал, что двор является местом общего пользования и предполагал, что при приобретении земельного участка в собственность, необходимого для эксплуатации приобретенного по наследству жилого дома, возникнет необходимость в предоставлении права ограниченного пользования земельным участком №*** в площади двора общего пользования для прохода и проезда Истца на земельный участок №***-а.

Кроме того, необходимо отметить, что до смерти наследодателя и вступления ответчика в наследство, истец мог беспрепятственно пользоваться общим двором для проезда и прохода в свой жилой дом и на земельный участок.

Таким образом, у ответчика не возникает каких-либо новых обязательств, в том числе неудобств и ограничений в пользовании земельным участком, в связи с обременением его земельного участка сервитутом, поскольку изначально при вступлении в наследство и приобретении жилого дома, а также при формировании земельного участка №*** ответчик знал о необходимости прохода и проезда к соседнему жилому дому №***-а и к соседнему земельному участку.

В настоящее время, права и законные интересы истца нарушены, поскольку ответчик препятствует пользованию двором общего пользования в целях прохода и проезда к дому и земельному участку. Тогда как истцом на основании договора дарения от дд.мм.гггг. приобретен жилой дом с постройками и земельным участком при условии прохода и проезда к ним через общий двор, расположенный со стороны жилого дома ответчика.

Согласно плану земельного участка и разделу II экспликация площади земельного участка (в кв.м) технического паспорта домовладения, расположенному по адресу: № 11а по  (инвентарный номер №***), изготовленному ФГУП «Можгатехинвентаризация» по состоянию на дд.мм.гггг., жилой дом с постройками содержит следующие сведения о земельном участке истца, в том числе двор общего пользования - 86 кв.м.

Поскольку истцом и ответчиком приобретены жилые дома с двором общего пользования, ответчик не вправе чинить препятствия к пользованию таким двором и установлению сервитута на земельный участок истца.

Однако, МО «Город Можга», располагая документами и сведениями о том, что у жилых домов № 11 и № 11-а имеется двор общего пользования, в нарушение прав и законных интересов истца, предоставило ответчику в собственность земельный участок, в площади которого необоснованно включена площадь двора общего пользования, то есть МО «Город Можга», преднамеренно не решен вопрос об определения порядка пользования земельным участком (двором), что повлекло спорную ситуацию.

Как правило, двор общего пользования остается в общем пользовании, равном пользовании сторон без установления права собственности на него и является обременением (сервитутом) для приватизации (выкупа) земельного участка.

Необходимо также указать на неправомерные выводы эксперта по вопросу установления сервитута на земельный участок ответчика.

Эксперт в заключении на вопрос возможен ли иной подъезд к земельному участку № 11 «а» по  без установления сервитута на земельный участок № 11 необоснованно предложил и определил, в том числе площадь для прохода и проезда истца, расположенную на земельном участке № 13 по .

Данные выводы в п. 5 заключения не основаны на имеющихся в материалах дела документах, при этом экспертом не приняты во внимание технические паспорта на жилые дома, изготовленные ГУП «Удмурттехинвентаризация» и произведенная съемка местности, что свидетельствует о неаргументированном изложении личного отношения эксперта к вопросу сервитуту на земельный участок ответчика.

Устанавливая ширину, необходимую для проезда и прохода на земельный участок истца, эксперт в заключении определил площадь необходимую для проезда шириной 2 м, тогда как для обслуживания ветхого дома (ремонтно-строительные работы, канализационные работы, прокладки и эксплуатации линий электропередач, связи, трубопроводов, обеспечение водоснабжения и других нужд собственника недвижимого имущества), а также с точки зрения противопожарной безопасности (для проезда в случае необходимости пожарной машины) необходим проезд шириной до 3 м.

Изложенное свидетельствует о том, что, выводы эксперта в заключении не могут являться допустимыми доказательствами, поскольку носят оценочный характер и не является основополагающими, так как не основаны на материалах дела.

Право собственника обремененного участка требовать соразмерную плату за пользование частью земельного участка, которое реализуется по его инициативе, определено п. 5 ст. 274, ст. 264 ГК РФ. Со стороны ответчика предложений и требований о соразмерной плате за пользование истцом частью земельного участка ответчика не поступало.

В судебное заседание истец Сабрекова Т.И. не явилась, от нее имеетсяписьменное заявление о рассмотрении дела без ее участия, где указано, что поддерживает исковые требования в том виде, в котором они изложены с учетом последних уточнений.

Ответчик Горохов М.М.  и его представитель Юшков А.А., действующий на основании ордера №*** от дд.мм.гггг., исковые требования Сабрековой Т.И. не признали. Горохов М.М. пояснил, что до декабря 2009 года по межеванию и размеру земельного участка с Сабрековой Т.И. конфликтных ситуаций не было. После того, как он в декабре 2009 года разобрал принадлежащую ему надворную постройку (хлев), построенную в 1980-х годах, Сабрекова Т.И. предложила ему установить новую границу земельных участков,- по земельному участку, где располагался ранее хлев. Горохов М.М. от данного предложения отказался. Указал суду, что граница земельного участка при проведении межевания установлена по забору, по фактической границе, которая существует с 1980-х годов. Около 5 лет назад был построен новый забор между земельными участками, принадлежащим его матери и Сабрековой Т.И. на месте старого забора. При проведении межевания в 2009 году Сабрекова Т.И. была устно извещена о предоставлении письменных возражений в ГУП «Удмурттехинвентаризация», такая же информация была напечатана в средствах массовой информации муниципального образования «Город Можга».

Ответчик Набиев Р.М. пояснил, что исковые требования Сабрековой Т.И. не признает, и пояснил, что земельного участка у Сабрековой Т.И. не захватывал, наоборот, он при установке забора свою землю отдал ей.

Представители ответчиков: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике и ГУП «Удмурттехинвентаризация», извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования «Город Можга» С.Е.С., действующая на основании доверенности №*** от дд.мм.гггг., в суд не явилась, но предоставила суду письменное заявление о рассмотрении дела без их участия.

Представитель ответчика ФГУ «Земельная Кадастровая палата» по УР К.Л.Д., действующая на основании доверенности №*** от дд.мм.гггг., в суд не явилась, но предоставила суду письменное заявление о рассмотрении дела без их участия.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся истца и представителей ответчиков.

Выслушав ответчика Горохова М.М. и его представителя, ответчика Набиева Р.М., изучив материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что С.В.Н. на основании постановления Администрации г. Можги №*** от дд.мм.гггг., для индивидуального жилищного строительства предоставлен земельный участок площадью 412,2 кв.м., расположенный по адресу: , 11-А, в пожизненное наследуемое владение, что подтверждается свидетельством №*** от дд.мм.гггг., выданным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Можги.

В постановлении Администрации г. Можги №*** от дд.мм.гггг. указано, что на основании поступившего заявления и договора купли-продажи №*** от дд.мм.гггг. перерегистрировать земельный участок, ранее выделенный под индивидуальное жилищное строительство, площадью 412.2 кв. метров по улице , 11 «а» в пожизненное наследуемое владение С.В.Н., проживающему по адресу: . Свидетельство №*** от дд.мм.гггг., выданное К.В.В. считать утратившим силу.

дд.мм.гггг. между С.В.Н. и Р.Л.А. был заключен договор купли продажи жилого дома, находящегося по адресу: , д. 11 «а», расположенного на земельном участке площадью 388, 3 кв.м., удостоверенный государственным нотариусом Можгинской государственной нотариальной конторы.

дд.мм.гггг. С.В.Н. обращается в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по УР с заявлением о предоставлении сведений государственного земельного кадастра в форме кадастрового плана на земельный участок, расположенный по адресу: , д. 11 «а» с целью оформления купли-продажи.

дд.мм.гггг. С.В.Н. выдан кадастровый план земельного участка, расположенного по адресу: , д. 11 «а», с кадастровым номером №***, где указано, что земельный участок, площадью 412, 2 кв.м. принадлежит С.В.Н. на основании свидетельства на право пожизненного наследуемого владения. В особых отметках имеется запись: «площадь земельного участка соответствует материалам межевания, уточняемая площадь 439 кв.м.». Цель предоставления выписки- в соответствии с заявлением для купли-продажи. При этом в землеустроительном деле содержатся: акт установления (восстановления) границ землепользования от дд.мм.гггг.; каталог координат поворотных точек границ земельного участка №*** по адресу:  11 «а»; план границ земельного участка, площадью 439 кв.м.; план установки границ землепользования земельного участка с кадастровым номером №*** от дд.мм.гггг.; протокол формирования земельных участков от дд.мм.гггг., где указано: кадастровая операция- учет земельного участка с кадастровым номером №*** по результатам межевания; площадь земельного участка по документам- 412,2 кв.м.; по результатам межевания- 439 кв.м., заключение- приступить кадастровому учету.

Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним право Р.Л.А. на земельный участок с кадастровым номером №*** прекращено, а право Сабрековой Т.И. зарегистрировано на основании договора дарения от дд.мм.гггг.. Из свидетельства о государственной регистрации права №***, выданного дд.мм.гггг. Регистрационной палатой УР следует, что Сабрековой Т.И. принадлежит земельный участок с кадастровым номером №***, площадью 439, 8 кв.м., расположенный по адресу: , д. 11 «а» на основании договора дарения от дд.мм.гггг..

В инструкции по межеванию земель, утв. Роскомземом 08.04.1996 года, указано, что межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади. Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле - продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности. Восстановление границ земельного участка выполняют при наличии межевых споров, а также по просьбе граждан и юридических лиц в случае полной или частичной утраты на местности межевых знаков и других признаков границ принадлежащих им земельных участков.

Межевание земель включает:

-подготовительные работы по сбору и изучению правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов;

- полевое обследование и оценку состояния пунктов государственной геодезической сети (ГГС) и опорной межевой сети (ОМС) - опорных межевых знаков (ОМЗ);

- полевое обследование границ размежевываемого земельного участка с оценкой состояния межевых знаков;

- составление технического проекта (задания) межевания земель;

- уведомление собственников, владельцев и пользователей размежевываемых земельных участков о производстве межевых работ;

- согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежевываемых земельных участков;

- сдачу пунктов ОМС на наблюдение за сохранностью;

- определение координат пунктов ОМС и межевых знаков;

- определение площади земельного участка;

- составление чертежа границ земельного участка;

- контроль и приемку результатов межевания земель производителем работ;

- государственный контроль за установлением и сохранностью межевых знаков;

- формирование межевого дела;

- сдачу материалов в архив.

Правилами оформления кадастрового плана земельного участка ГЗК-1-Т.О-04-01-01 от 10.04.2001 (п. 3.2), утвержденными Росземкадастром, допускается возможность оформления кадастрового плана в отношении земельного участка, площадь которого является ориентировочной и подлежит уточнению при межевании.

В документах государственного кадастрового учета могут быть указаны два вида площади участка (п. 8 Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района):

- по материалам межевания;

- декларированная (ориентировочная).

В зависимости от способа определения площади в кадастровом плане в соответствии с п. 3.2 Правил оформления кадастрового плана участка ГЗК-1-Т.О-04-01-01 могут быть отметки типа "площадь ориентировочная, подлежит уточнению при межевании".

Ориентировочная площадь указывается при отражении сведений о ранее учтенных участках в соответствии с правоустанавливающим документом о переоформлении прав на ранее предоставленные или оформлении прав на фактически занимаемые участки, предоставленные правообладателям без проведения работ по уточнению площади занимаемого участка, или в соответствии с документами о межевании таких участков, если в материалах межевания смежных участков содержатся несогласующиеся сведения о прохождении границ.

Согласно Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве"утвержденные материалы инвентаризации земель являются основанием для перерегистрации прав на землю и внесения соответствующих изменений в земельно-кадастровую документацию. Материалы инвентаризации земель - это своего рода база для составления действительных правоустанавливающих документов, согласования и закрепления границ земельных участков, проведения межевания, а также дальнейшего прохождения государственного кадастрового учета.

В соответствии с Положением о порядке проведения инвентаризации земель инвентаризации подлежат земли всех категорий, не используемые в сельскохозяйственном производстве.

При проведении инвентаризации устанавливаются возможность и условия использования земель гражданами для индивидуального жилищного строительства, садоводства, огородничества, личного подсобного и дачного хозяйства, организации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов и других целей;

Инвентаризацию земель можно определить как комплекс землеустроительных мероприятий, направленных на выявление и уточнение данных о земельных участках в целях их учета. Инвентаризация земель - это составная часть работ по созданию и внедрению информации о земле.

Положениями данного закона закреплены две основные цели инвентаризации земель: уточнение или установление местоположения объектов землеустройства, их границ (без закрепления на местности).

Из показаний специалиста З.Л.Н.- начальника отдела по земельным ресурсам и землеустройству Администрации муниципального образования «Город Можга», зафиксированных в протоколе от дд.мм.гггг., следует, что в течение девяностых годов на территории города Можги с целью выяснения и выявления количества земельных участков для дальнейшего налогообложения земельным налогом были проведены инвентаризационные работы силами института «Урал-геодезия». Полученные сведения частично явились основой для ведения земельного кадастра на территории города Можги. Данные работы по инвентаризации земельных участков не были направлены на установление и согласование границ земельных участков между смежниками и землепользователем. Это всего лишь были работы по установлению количества земель. Дальнейшее оформление правовой ситуации на определенные земельные участки естественно осуществлялись по заявлению граждан и юридических лиц, имеющих право на определенный земельный участок. Сведений о правах Сабрековой Т.И. в Администрации муниципального образования «Город Можга», естественно, нет. В постановлении от дд.мм.гггг. указано, что площадь земельного участка, расположенного по адресу: , 11а, уточнена, и составляет 439,8 квадратных метров. На момент отсутствия земельных споров со смежниками был оформлен акт установления границ земельного участка. В акте присутствуют все подписи со всех сторон по этому участку. Оснований для отказа в оформлении права С.В.Н. на тот период не было, поэтому земельный участок площадью 439,8 квадратных метров попал на учет в Государственный земельный кадастр (ГЗК). Полагает, что земельный участок площадью 439,8 квадратных метров попал на учет в Государственный земельный кадастр, поскольку со слов прежнего владельца, он готовил домовладение к сделке. Других сведениями по этому участку Администрация муниципального образования «Город Можга» не располагает.

В Администрацию города Можги обратились с заявлением смежники: это Горохов М.М.  о предоставлении за плату в собственность земельного участка площадью 516 квадратных метров, расположенного по адресу: , 11. Основанием было то, что домовладение ему перешло по свидетельству о праве на наследство. Весь перечень документов, утвержденный министерством экономики и развития, Гороховым М.М. был приложен к заявлению о приобретении прав на земельный участок, а именно: все выписки, свидетельство о праве на наследство, кадастровый паспорт на данное землевладение, кадастровый план земельного участка, соответствующий требованиям земельного законодательства. Все документы соответствовали материалам межевания.

Также на момент принятия постановления о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 516 квадратных метров Горохову М.М. в Администрацию города Можги никаких возражений, заявлений о наличии спора не поступало. Поэтому оснований не работать с данным заявлением у Администрации тоже не было. Кадастровый паспорт земельного участка заявителем был представлен в надлежащем виде. В соответствии со ст. 26 Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" осуществление кадастрового учета было бы приостановлено, либо не был бы проведен учет в случае, если бы границы смежных земельных участков пересекались; хотя бы одна из них. Данного факта не было, поэтому администрацией было вынесено такое постановление.

В соответствии со статьей 36 Земельного Кодекса, на момент установления площади земельного участка расположенного по адресу: УР, , 11а, перечень необходимых документов, которые необходимо прикладывать к заявлению, не был определен. Только Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определил перечень необходимых документов к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается Федеральным органом исполнительной власти. Во исполнение данного закона был утвержден перечень необходимых документов, который утвержден Приказом Министерства экономики и развития РФ №370 от 30.10.2007 года. Все правовые операции по предоставлению и оформлению прав на соответствующие земельные участки мы стали осуществлять в соответствии с законодательством РФ.

Если допустить, что в 2002 году были согласованы границы земельного участка, расположенного по адресу: , 11а, то за прошедший период в течение 8-9 лет могли нарушиться границы этими же смежными землепользователями. В соответствии со ст. 42 Земельного Кодекса РФ собственники земельных участков обязаны сохранять межевые границы, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельные участки, то есть однозначно показывающие, говорящие о наличии границы именно в том месте, где она должна была проходить по документам. Ввиду того, что этих границ уже возможно не было в натуре, при проведении землеустроительных работ земельного участка, расположенного по адресу: , 11, вопросов могло не возникнуть. Поэтому у Администрации оснований отказать Горохову М.М. в оформлении его прав на соответствующий земельный участок не было, и нет.

Заявления от С.В.Н. на межевание вообще не было. Это было заявление об уточнении земельного участка, площади этого земельного участка. Для выявления отсутствия спорной ситуации со смежными землепользователями заполнялся акт установления границ по данному участку со всех сторон со смежными землепользователями. Сведений о том, что у нас имеется межевое, или землеустроительное дело быть не может, потому что это материалы Государственного фонда, которые у нас не хранятся. Они должны быть в Управлении Роснедвижимости. План участка оформлялся исходя из технического плана, технического паспорта заявителя (наиболее «свежего») и материалов инвентаризации земель города. Постановление об уточнении границ земельного участка вынесено в соответствии с чертежом, имеющимся в Акте согласования.

В соответствии с Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина, в 1992-1993 г.г. осуществлялась очень большая компания по наделению правами на определенные земельные участки всех граждан и юридических лиц. Желающие покупали в собственность за плату, оформляли в пожизненно-наследуемое владение земельные участки и для этого были использованы все материалы из архивов Бюро технической инвентаризации (БТИ).

В 2002 году домовладелец С.В.Н. обратился в Администрацию города Можги с заявлением об оформлении прав на земельный участок. По согласованию границ земельного участка, его площадь видоизменилась, поэтому появилась необходимость в принятии Постановления по уточнению данной площади земельного участка, расположенного по адресу: , 11а.

Из показаний специалиста Т.Л.Н. - специалиста-эксперта Можгинского отдела Управления Росреестра, зафиксированных в протоколе от дд.мм.гггг., следует, что с октября 2002 года начали заводить землеустроительные дела. До этого периода были акты установления границ, по которым с картматериалов снимали в новую программу. На тот период была новая программа «Геополис», которую нужно было осваивать. Все данные заносили в эту программу. Так как инструкций не было, то писали, что это соответствует материалам межевания на тот период. В октябре стали приходить инструкции, и межевые группы начали работать в полную силу. Тогда получались землеустроительные дела с координатами, которые определены на местности. В картматериалах они пустые были. В соответствии с действующим законодательством, землеустроительные группы и кадастровые палаты имеют право при съемках, если класс выше, менять границу земельного участка.

В новых инструкциях прописано, что светлые точки по картматериалам не считаются характерными точками, поэтому их можно в любой момент двигать при постановке на кадастровый учет. Поэтому представители ФГУ «Земельно-Кадастровая палата» по УР в настоящее время такую запись делают. В период с 2002 года по 2010 года было много инструкций и изменений, поэтому при появлении инструментов более высокой точности заносятся новые данные, чем те, что сняты с картматериалов. Чтобы осваивать программу «Геополис», они на тот момент должны были брать картматериалы, и Акты установления границ, полученные от инвентаризации земель города Можги, проведенной в 1994-2000 годах. Если все соответствовало, то ставили на учет и писали, что соответствует материалам. Для установления отсутствия спора между смежниками по границе земельных участков проводилось согласование. Координаты, установленные в 2002 году, сняты с материалов инвентаризации, которые сделала организация «Урал-геодезия» на весь город Можгу. Земельный участок поставлен на учет по картматериалам, с октября 2002 года началось межевание инструментальное. На местности границы земельных участков измерялись мерной лентой, то есть брались материалы геодезии и координаты отмечались в картографических картах.

Суд приходит к выводу, что в 2002 году при внесении изменений в ГКН по земельному участку с кадастровым номером №*** межевания не было произведено. Отсутствие межевого дела подтверждает, что план установления границ земельного участка исполнен на основании материалов инвентаризации городских земель по картографической схеме по прямым границам с учетом только капитальных строений, иногда проходя через постройки. Из имеющегося в кадастровом деле плана установления границ землепользования земельного участка с кадастровым номером №*** от дд.мм.гггг. и каталога координат поворотных точек можно установить, что для установления границ земельного участка, принадлежащего С.В.Н. были использованы данные инвентаризации земельных участков. При этом план от 1999 года никем не подписан и не утвержден. В судебном заседании ответчики: Горохов М.М. и представитель ГУП «Удмурттехинвентаризация» подтвердили, что если провести граница земельного участка по границам, установленным в 2002 году, то эта граница пройдет по надворной постройке (хлев) Горохова М.М., которая им была разобрана только в декабре 2009 года. И только после этого Сабрекова Т.И. предъявила данные исковые требования. Не может согласование и установление границ земельного участка считаться законным, если эти границы проходят по постройкам смежного собственника земельного участка. Наличие построек подтверждается: копией технического паспорта на индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу:  «а», планом земельного участка; схемой расположения границ земельного участка с кадастровым номером №*** на дд.мм.гггг. (л.д. 138 т.2) и заключением эксперта. Данное строение находится на земельном участке, принадлежащем Горохову М.М., с 1980-х годов.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.02.1996 N 105 "Об утверждении Положения о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений" при установлении границ должно быть предусмотрено обеспечение прав других лиц на пользование необходимыми для них объектами в границах земельного участка: частями подземного и надземного пространства, занятыми или предназначенными для размещения магистральных инженерных коммуникаций, пешеходными проходами и проездами к объектам, расположенным за пределами участка, если иной доступ к ним невозможен, а также к необходимым объектам общего пользования в соответствии с градостроительными нормативами и правилами землепользования и застройки, действовавшими в период строительства.

В ходе судебного разбирательства судом по ходатайству истца была назначена землеустроительная экспертиза в Можгинском районом муниципальном унитарном землеустроительном предприятии. В заключении по данной экспертизе указано, что при обращении С.В.Н. в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по УР проводился государственный кадастровый учет изменений характеристик земельного участка. Кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) от дд.мм.гггг. №*** является итогом постановки на кадастровый учет. Процедура постановки на кадастровый учет проведена на основании материалов инвентаризации (п.3 Общие правила внесения сведений в формы ГРЗ КР «Порядок ведения государственного реестра земель кадастрового района» Приказ Федеральной службы земельного кадастра России (Росземкадастр) от 15 июня 2001 года №П/119 Москва). Материалы инвентаризации менее точные виды землеустроительных работ (точная формулировка в ФЗ «О землеустройстве» от 18.06.2001 года, №78-ФЗ), поэтому в форме В.2 применен условный знак- окружность диаметром 1,5 мм.- характерная точка границы, сведения о которой не позволяют однозначно определить ее положение на местности. Декларативный порядок постановки на кадастровый учет указывает отсутствие координат земельного участка или их недостаточная точность.

Истец в исковом заявлении ссылается на п. 6.4 Методических указаний по проведению землеустройства и подготовки документов для проведения государственного кадастрового учета земельных участков при разграничении государственной собственности на землю, где указано, что поворотные точки границ земельных участков, сведения о координатах которых имеются в государственном земельном кадастре, обозначаются в виде окружности диаметром 1,5 мм, залитой черным цветом, в иных случаях в виде окружности диаметром 1,5 мм. В предоставленном суду плане земельного участка с кадастровым номером №*** от дд.мм.гггг. нет координат, обозначенных в виде окружности диаметром 1,5 мм, залитой черным цветом.

В материалах дела имеется кадастровая выписка о земельном участке от дд.мм.гггг. №***, где указано, что площадь и месторасположение границ земельного участка с кадастровым номером №*** площадью 439,8 кв.м., принадлежащего Сабрековой Т.И., расположенного по адресу: г. Можга, ул. Советская, д. 11 «а», ориентировочные, подлежат уточнению при межевании.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что ФГУ «Земельная кадастровая палата» по УР не допущено технической ошибки в Государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером №***, где указано об ориентировочной площади земельного участка, подлежащей уточнению при межевании.

Горохов М.М. после смерти матери- Г.Т.А., умершей дд.мм.гггг. получил свидетельство о праве на наследство по закону на жилой дом, находящийся по адресу: , д.11, расположенный на земельном участке размером 388 кв.м. В 1981 году Г.Т.А. по договору купли-продажи указанный жилой дом приобрела у А.П.А., в котором площадь земельного участка указана 868 кв.м. Горохов М.М. по договору купли-продажи от дд.мм.гггг. приобрел у Администрации муниципального образования «Город Можга» земельный участок, площадью 516 кв.м., расположенный по адресу: , д.11

Из свидетельства о государственной регистрации права №***, выданного дд.мм.гггг. Регистрационной палатой УР следует, что Сабрековой Т.И. принадлежит земельный участок с кадастровым номером №***, площадью 439, 8 кв.м., расположенный по адресу: , д. 11 «а» на основании договора дарения от дд.мм.гггг..

Данные земельные участки являются смежными.

В апреле 2009 года Горохов М.М. обратился в территориальный (межрайонный) отдел №*** г. Можги Управления Роснедвижимости по УР с запросом о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости на земельный участок, расположенный по адресу: , д.11 в виде кадастровой выписки. Из предоставленной кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером №*** следует, что площадь земельного участка составляет 388 кв.м., площадь и местоположение земельного участка ориентировочные, подлежат уточнению при межевании.

В апреле 2009 года Горохов М.М. обратился в Можгинский филиал ГУП «Удмурттехинвентаризация» для проведения межевания земельного участка, расположенного по адресу: , д. 11. в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка. Согласование о местоположении границ земельного участка кадастровым инженером ГУП «Удмурттехинвентаризация» в отношении земельного участка с кадастровым номером №***, расположенного по адресу: , д.11 с правообладателями смежных земельных участков осуществлено дд.мм.гггг., что подтверждается расписками. При этом, в связи с отсутствием возможности извещения Сабрековой Т.И., собственника земельного участка, расположенного по адресу: , д.11 «а», не проживающей и не зарегистрированной по этому адресу, в газете «Можгинские вести» дд.мм.гггг. №*** (12123) было опубликовано извещение о проведении собрания о согласовании границ земельного участка с кадастровым номером №***. Указано, что заказчиком является Горохов М.М., собрание заинтересованных лиц состоится по адресу: , д.11, дд.мм.гггг. с 09.00. С проектом межевого плана земельного участка можно ознакомиться по адресу: . Возражения по проекту межевого плана и требования о проведении согласования местоположения границ земельного участка на местности принимаются с 16 ноября по дд.мм.гггг. по адресу: .

Согласно п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от дд.мм.гггг. №78-ФЗ «О землеустройстве» межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения. Межевание объектов землеустройства осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной документации. Межевание объекта землеустройства включает следующие работы: определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства; изготовление карты (плана) объекта землеустройства.

В ст. 39 Федерального закона от дд.мм.гггг. №*** «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. Предметом указанного в настоящей статье согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: собственности; пожизненного наследуемого владения; постоянного (бессрочного) пользования; аренды.

Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом.

В случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными пунктами 8 и 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (при наличии таких сведений), либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения.

Как указали ответчики по делу: представитель ГУП «Удмурттехинвентаризация» и Горохов М.М. при проведении межевания и согласования границ отсутствовали сведения о почтовом адресе Сабрековой Т.И., в связи с чем, извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ было опубликовано средствах массовой информации муниципального образования «Город Можга» дд.мм.гггг.. Работы по согласованию местоположения границ земельных участков были начаты в апреле 2009 года на основании распоряжения Главы Администрации МО «»Город Можга» от 23 марта 2009 года, №59 д. После проведения межевания, дд.мм.гггг. Горохов обратился с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости: земельного участка с кадастровым номером: №***. Решением №*** от дд.мм.гггг. ему было отказано в осуществлении кадастрового учета в связи с нарушением установленного порядка согласования месторасположения границ земельного участка. После чего извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ было опубликовано средствах массовой информации муниципального образования «Город Можга» дд.мм.гггг.. В исковом заявлении истицы указано, что она по телефонному звонку кадастрового инженера дд.мм.гггг. выезжала в г. Можгу для встречи на границе спорных земельных участков с кадастровым инженером и Гороховым М.М. В судебном заседании Сабрекова Т.И. сообщила, что по проводимому межеванию Гороховым М.М. она о наличии спорной ситуации доводила до Горохова М.М. и копию возражения, адресованного Горохову М.М., отдала инженеру, проводившему межевание, при этом говорила ему, что по границам земельного участка существует спор. Доказательств о подаче возражений в письменной форме в ГУП «Удмурттехинвентаризация» Сабрековой Т.И. суду не предоставлено. На основании изложенного суд считает, что Сабрекова Т.И. была уведомлена о проведении собрания о согласовании границ земельного участка с кадастровым номером №***.

Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.

Суд на основе анализа норм ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», «Инструкции по межеванию земель», утвержденной Роскомземом 08.04.1996г. (далее - Инструкция от 08.04.1996г.), «Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства», утвержденных Росземкадастром 17.02.2003г. (далее - Методические рекомендации от 17.02.2003г.), регулирующих процедуру проведения работ по межеванию земельных участков, пришел к выводу о том, что ответчиком ГУП «Удмурттехинвентаризация» при проведении межевания не были допущены нарушения требований законодательства, повлекшие нарушение прав истца как смежного землепользователя.

Согласно межевого плана, изготовленного Можгинским филиалом ГУП «Удмурттехинвентаризация» дд.мм.гггг. в отношении земельного участка с кадастровым номером: №***., установлены уточненные координаты и описание закрепления точки. При этом граница между земельными участками, принадлежащими Горохову М.М. и Сабрековой Т.И. проходит н1, н2, н3, н4, н5,н6- по центру деревянного столба и по деревянному забору; н7 и н8 по углу жилого строения. В судебном заседании Сабрекова Т.И. и Горохов М.М. подтвердили, что с 1980-х годов между земельными участками проходил деревянный забор, который лет 5 назад Сабрековой Т.И. был заменен на новый. При этом новый забор был установлен на месте старого, столбы поставлены на место старых столбов. После разборки деревянных сараев и построек, которые пришли в негодность, Сабрековой Т.И. был установлен забор, отделяющий смежные земельные участки. При проведении межевания в 2009 году по заявлению Горохова М.М. местоположение границ земельного участка и его площадь определены с учетом фактического землепользования и естественных границ земельного участка.

дд.мм.гггг. Можгинским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии было вынесено решение за №*** об осуществлении кадастрового учета на основании заявления №*** от дд.мм.гггг., межевого плана.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что не имеется оснований для признания недействительными результатов межевания и межевого плана земельного участка с кадастровым номером №***; признании незаконными действий ФГУ «Земельная кадастровая палата» по УР по внесению в Государственный кадастр недвижимости сведений о площади и границах земельного участка с кадастровым номером №***.

В соответствии со ст. 23 Земельного кодекса РФ частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Согласно ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

В ст. 275 ГК РФ указано, что сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу. Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

Из материалов дела следует, что жилой дом, находящийся по адресу: , д.11, расположенный на земельном участке площадью 868 кв.м. в 1981 году был продан А.П.А. Г.Т.А.. Жилой дом, находящийся по адресу: , д.11 «а», расположенный на земельном участке площадью 868 кв.м. в 1991 году был продан Я.П.Я. Х.С.Х.. При последующих сделках площадь земельного участка, расположенного по адресу: , д.11 «а» указана: в марте 1997 года- 412,2 кв.м.; в октябре 1997 года- 388,3 кв.м., в 2002 году- 439,8 кв.м.. Площадь земельного участка, расположенного по адресу: , д.11 указана: свидетельстве о праве на наследство от дд.мм.гггг.- 388 кв.м.; в договоре купли-продажи земельного участка от дд.мм.гггг.-516 кв.м.. Из указанных документов следует, что ранее земельный участок, площадью 868 кв.м. для обоих домов был общим. После заключения сделок купли-продажи площадь земельного участка была закреплена за каждым домом отдельно. В договоре купли-продажи жилого дома, расположенного по адресу: , д.11, от 1981года, свидетельстве о праве на наследство, выданного 2009 году Горохову М.М. после смерти его матери Г.Т.А., в договоре купли- продажи земельного участка сведений о наличии сервитута не имеется, также об этом не указано свидетельстве о государственной регистрации права, выданном дд.мм.гггг. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР, тогда как сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В материалах землеустроительной экспертизы, проведенной Можгинским районным муниципальным унитарным землеустроительным предприятием, в заключении указано, что подъезд к земельному участку по адресу:  д.11 а со стороны  через жилой дом- в стене дома вырезана дверь. Возможно сформировать части земельного участка необходимые для доступа на соседний земельный участок по земельным участкам по адресу:  д.11 и д.13 (схема границ земельных участков 3)

- часть земельного участка , д.11- 31,0 кв.м.

- часть земельного участка , д. 13-15 кв.м.

Части земельного участка можно сформировать только с письменного согласия собственников земельного участка.

Определение средней стоимости квадратного метра земельного участка при установлении сервитута функции Можгинского районного муниципального унитарного землеустроительного предприятия не входит.

В исковом заявлении Сабрекова Т.И. указывает на то, что, устанавливая ширину, необходимую для проезда и прохода на земельный участок истца, эксперт в заключении определил площадь необходимую для проезда шириной 2 м, тогда как для обслуживания ветхого дома (ремонтно-строительные работы, канализационные работы, прокладки и эксплуатации линий электропередач, связи, трубопроводов, обеспечение водоснабжения и других нужд собственника недвижимого имущества), а также с точки зрения противопожарной безопасности (для проезда в случае необходимости пожарной машины) необходим проезд шириной до 3 м.

Из схемы границ земельных участков (т.2. стр. 173) следует, что Сабрекова Т.И. не имеет возможности для проезда и прохода на свой земельный участок по адресу: , д.11 а. В связи с чем, просит установить сервитут на земельный участок с кадастровым номером №***, расположенный по адресу: , д.11 в размере площади, необходимой для проезда на земельный участок с кадастровым номером №***, расположенный по адресу:  дом 11 «а». Эксперт в заключении указал, что имеются два соседних земельных участка, в отношении которых имеется возможность установить сервитут. В схеме №*** указано, что сервитут для проезда и прохода шириной 2 метра на земельном участке, принадлежащем Горохову М.М. по адресу:  д.11 займет площадь 31,0 кв.м.. А сервитут для проезда и прохода шириной 2 метра на земельном участке по адресу:  д.13 займет площадь 15 кв.м., т.е. в два раза меньше.

Лицо, требующее установления сервитута, должно подтвердить необходимость предоставления ему права ограниченного пользования чужим имуществом для обеспечения своих нужд.

Исследовав представленные сторонами документы, суд пришел к выводу о том, что истец не представил доказательств объективной невозможности использовать свое имущество без установления права ограниченного пользования испрашиваемым земельным участком, доказательств. При наличии двух вариантов установления сервитута на соседних земельных участках, Сабрекова Т.И. выбрала самый неудобный для собственника соседнего земельного участка вариант, т.к. проезд на земельный участок, принадлежащий Сабрековой Т.И. по земельному участку по адресу: , д.13 самый короткий, занимает при этом площадь земельного участка два раза меньше чем у Горохова М.М. и имеет более свободный доступ на соседний земельный участок.

На Сабрекову Т.И. судом было возложено бремя доказывания: в случае невозможности заключения соглашения, предоставить суду расчет по установлению платы по ограниченному пользованию земельным участком, принадлежащим Горохову М.М., для чего провести экспертизу. Указанного расчета истцом суду предоставлено не было.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те доказательства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности на земельный участок с кадастровым номером №***, площадью 474 кв.м., расположенный по адресу: , д.13 зарегистрировано за Набиевым Р.М.  и поставлен на кадастровый учет дд.мм.гггг.. (3 том, стр.

Согласно кадастрового плана, земельный участок с кадастровым номером №***, площадью 1255 кв.м., расположенный по адресу:  зарегистрирован за Администрацией муниципального образования «Город Можга» и поставлен на кадастровый учет в 2009 году.

К ответчикам по делу: Набиеву Р.М. и Администрации муниципального образования «Город Можга» требования Сабрековой Т.И. об установлении границы земельного участка с кадастровым номером №*** согласно материалам межевания 2002 года также удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Сабрековой Т.И. к Горохова М.М., ГУП «Удмурттехинвентаризация, Администрации муниципального образования «Город Можга», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Удмуртской Республике, Набиеву Р.М. об установлении границы земельного участка с кадастровым номером №*** согласно материалам межевания 2002 года; о понуждении ФГУ «Земельная кадастровая палата» по УР исправить техническую ошибку, содержащуюся в Государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером №*** об ориентировочной площади земельного участка, подлежащей уточнению при межевании; о признании недействительными результатов межевания и межевого плана земельного участка с кадастровым номером №***; о признании незаконными действий ФГУ «Земельная кадастровая палата» по УР по внесению в Государственный кадастр недвижимости сведений о площади и границах земельного участка с кадастровым номером №***; об установлении сервитута на земельный участок с кадастровым номером №***, расположенный по адресу: , д.11 в размере площади, необходимой для проезда на земельный участок с кадастровым номером №***, расположенный по адресу:  дом 11 «а», отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через Можгинский городской суд Удмуртской Республики.

Мотивированное решение изготовлено 12 ноября 2010 года.

Председательствующий судья: А.А. Шуравин