Дело № 2-1081/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 сентября 2019 года г. Волжск
Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Емельяновой Е.Б., при секретаре судебного заседания Дьячковой Ю.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл
о признании решения об отказе в заключении договора аренды земельного участка незаконным,
признании недействительными и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельного участка,
установлении границ земельного участка,
обязании заключить договор аренды,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл с требованиями, указанными выше.
Свои требования мотивировала тем, что 09 апреля 2009 года на основании заявления в соответствии со статьями 29,30 ЗК РФ постановлением администрации района № ей был предоставлен земельный участок, и Отделом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Волжского муниципального района РМЭ и ею заключен договор аренды земельного участка № (далее- Договор) площадью 2266,00 кв.м. с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>
В рамках заключенного договора аренды заключались дополнительные соглашения, в том числе заменен кадастровый номер на № и установлен срок арены земельного участка до 10 лет. (Допсоглашения от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ). Договор зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по РМЭ.
Согласно условиям заключенного Договора, сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним земельный участок относится к категории земель "земли населенных пунктов", разрешенное использование земельных участков - "для индивидуального жилищного строительства". Вид разрешенного использования земельных участков установлен ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования, утвержденного приказом Минэкономразвития России N 540 от 01.09.2014 г. на земельных участках с разрешенным использованием "для индивидуального жилищного строительства" правомерно размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных гаражей; выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и подсобных сооружений).
Земельный участок с кадастровым номером № находился в зоне жилой застройки, и не входил в территорию зону прочих территорий.
Правилами застройки и землепользования, утвержденными Решением Собрания депутатов Муниципального образования Помарское сельское поселение № от 19.02.2013 земельный участок с кадастровым номером № отнесен к территориальной зоне индивидуальной жилой застройки (Ж-3).
09 апреля 2009 года истцом получено разрешение на строительство №, согласован проект застройки и произведены строительные работы на земельном участке.
Согласно Техническому паспорту объекта индивидуального жилищного строительства и Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 19.04.2019 на земельном участке с кадастровым номером № имеется объект незавершенного строительства.
Поскольку срок действия договор аренды земельного участка № площадью 2266,00 кв.м. с кадастровым номером № заканчивался ДД.ММ.ГГГГ, то Истец 06.03.2019 обратился в администрацию Волжского муниципального района с заявлением о заключении договора для окончания строительства указанного выше объекта незавершенного строительства.
Однако, 08 апреля 2019 года администрация письмом № уведомила истца об отказе в заключении договора земельного участка, сообщив при этом, что согласно Генерального плана МО "Помарское сельское поселение" Волжского муниципального района земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне ПР-1- зона прочих территорий и в связи с этим истице запрещено строительство на земельном участке ввиду несоответствия данной деятельности территориальной и функциональной зонам и лишает истца использовать земельные участки по назначению.
Исходя из своей сути и цели, территориальное планирование, являясь частью процесса по развитию территории, одновременно выступает одним из направлений градостроительной деятельности органов власти. Федеральный законодатель обязывает органы местного самоуправления обеспечить баланс интересов жителей в благоприятных условиях жизни и развитие предпринимательства, учитывая при этом, что благоприятные условия жителей обеспечиваются, в том числе благодаря предоставлению предпринимателям возможности осуществления своей деятельности, на что указывают также положения Конституционного Суда Российской Федерации в постановлении от 28 марта 2017 г. N 10-П. По обстоятельствам данного дела, справедливый баланс между общественными интересами и правами частного лица органами местного самоуправления достигнут не был.
Земельный участок, используемый истицей на праве аренды находится в зоне ПР-1, в отношении которого публичные слушания не проводились. Данное обстоятельство в силу положений статей 24 и 28 ГрК РФ свидетельствует о ненадлежащем информировании потенциальных участников данных правоотношений о планируемом изменении правового режима принадлежащих им земельных участков, о нарушении их законного права на участие в публичных слушаниях по проекту внесения изменений в Генеральный план и о нарушении установленной процедуры при внесении в Генеральный план последующих изменений.
Истцом ведется жилищное строительство на земельном участке, последовательно принимались меры по использованию земельных участков в целях строительства, в частности получены разрешения на строительство на всех участках, согласован проект застройки, к земельному участку проложены и подведены коммуникационные сети электроснабжения, произведены затраты материального характера.
Администрация Волжского муниципального района РМЭ письмом 08.04.2019 № приняла решение об отказе от продления договора аренды № от 09.04.2009.
Истица, ссылаясь на нормы ГрК, ГК, ЗК полагает, что не допускается необоснованный отказ в предоставлении земельного участка в аренду для целей строительства или в продлении договора аренды в случае, если строительство не завершено в течение первоначального срока аренды земельного участка.
Поскольку предметом аренды является земельный участок, предоставленный гражданину для целей строительства, к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению нормы земельного законодательства, предусматривающие специальные основания для прекращения договора аренды, установленные пунктом 2 статьи 46 Земельного кодекса РФ.
Истица в уточненных требованиях просит суд
Признать незаконным отказ администрации Волжского муниципального района за № от 08 апреля 2019 года в заключении договора аренды на земельный участок с кадастровым номером № (земли населенных пунктов), расположенный по адресу: <адрес> на срок три года для окончания строительства.
Признать недействительными и исключить из ЕГРН о границах земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2 266 кв.м. расположенного по адресу: <адрес>
Установить границы земельного участкас кадастровым номером №, площадью 1050 кв.м. в кадастровом квартале № (земли населенных пунктов), расположенный по адресу: <адрес> в следующих поворотных точках:
Обозначение Координаты
характерных
точек границ Х Y
1 <данные изъяты><данные изъяты>
2 <данные изъяты><данные изъяты>
3 <данные изъяты><данные изъяты>
4 <данные изъяты><данные изъяты>
5 <данные изъяты><данные изъяты>
6 <данные изъяты><данные изъяты>
7 <данные изъяты><данные изъяты>
8 <данные изъяты><данные изъяты>
9 <данные изъяты><данные изъяты>
10 <данные изъяты><данные изъяты>
11 <данные изъяты><данные изъяты>
12 <данные изъяты><данные изъяты>
13 <данные изъяты><данные изъяты>
1 <данные изъяты><данные изъяты>
Обязать администрацию муниципального образования Волжский муниципальный район в течении месяца с момента вступления решения суда в законную силу заключить с ФИО1 договора аренды на земельный участок 1050кв.м. с кадастровым номером № (земли населенных пунктов), расположенный по адресу: <адрес>
На рассмотрение дела истица ФИО1 не явилась, извещалась надлежаще.
Представитель истицы Т.Н.Р. поддержала требования в полном объеме, суду показала соответствующее изложенному в иске и в уточнениях.
Ответчик - представитель администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, позицию по делу суду не представили.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Помарская сельская администрация, филиал ФГБУ «ФКП «Росреестра» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
ФГБУ «ФКП «Росреестра» предоставили суду ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, предоставили в адрес суда кадастровое дело.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя истицы Т.Н.Р., материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Данному конституционному положению корреспондирует части 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
В соответствии с частью 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
В части 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена недопустимость действий граждан и юридических лиц, осуществляемых исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Судом установлено, что 09 апреля 2009 года по заявлению ФИО1, на основании Постановления главы администрации Волжского района Республики Марий Эл № от 09 апреля 2009 года, между Отделом по управлению муниципальным имуществом и земельным ресурсам Волжского муниципального района Республики Марий Эл (арендодатель) и ФИО1 (арендатор) заключен договор № аренды земельного участка с кадастровым номером №, адрес ориентира: <адрес>, площадью 2266 кв.м., на неопределенный срок, для индивидуального жилищного строительства. Земельный участок передан ФИО1 (л.д.4-6, 55).
Земельный участок с кадастровым номером №, границы которого были установлены, 30 декабря 2008 года поставлен на кадастровый учет. 02 марта 2011 года сведения из государственного кадастра недвижимости о данном участке аннулированы в связи с отсутствием заявленных прав, что следует из кадастрового паспорта земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, кадастрового дела №, уведомления Росреестра по Республике Марий Эл № КУВИ-001/2018-12649246 от 09 ноября 2018 года (л.д.56, 105-113, 117).
12 декабря 2012 года по заявлению ФИО1, на основании Постановления главы администрации Волжского района Республики Марий Эл № от 12 декабря 2012 года, между Отделом по управлению муниципальным имуществом и земельным ресурсам Волжского муниципального района Республики Марий Эл и ФИО1 к указанному договору аренды земельного участка, заключено дополнительное соглашение, по условиям которого кадастровый номер земельного участка № заменен на кадастровый номер №, неопределенный срок аренды заменен на срок десять лет (л.д.91-93).
Земельный участок с кадастровым номером №, границы которого были установлены, 28 апреля 2011 года поставлен на кадастровый учет, 30 апреля 2013 года указанный земельный участок снят с кадастрового учета, что следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-001/2018-12644776 от 09 ноября 2018 года, кадастрового дела №
Постановлением администрации Волжского района Республики Марий Эл № от 31 марта 2015 года в Постановление главы администрации Волжского района Республики Марий Эл № от 09 апреля 2009 года внесены изменения, в части имущества и срока его предоставления. ФИО1 предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером №, адрес ориентира: <адрес>, площадью 2266 кв.м., на срок десять лет, для индивидуального жилищного строительства.
31 марта 2015 года на основании Постановления администрации Волжского района Республики Марий Эл № от 31 марта 2015 года, между Отделом по управлению муниципальным имуществом и земельным ресурсам Волжского муниципального района Республики Марий Эл и ФИО1 к договору аренды земельного участка от 09 апреля 2009 года, заключено дополнительное соглашение. ФИО1 передан на праве аренды земельный участок с кадастровым номером №, адрес ориентира: <адрес>, площадью 2266 кв.м., на срок десять лет ).
Поскольку срок действия договора аренды земельного участка № площадью 2266,00 кв.м. с кадастровым номером № заканчивался 09 апреля 2019 года, то Истец 06.03.2019 обратился в администрацию Волжского муниципального района РМЭ с заявлением о заключении договора для окончания строительства указанного выше объекта незавершенного строительства.
08 апреля 2019 года администрация Волжского муниципального района РМЭ письмом № уведомила истца об отказе в заключении договора земельного участка, сообщив при этом, что согласно Генерального плана МО "Помарское сельское поселение" Волжского муниципального района земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне ПР-1- зона прочих территорий, а также со ссылкой на решение суда от 25.01.2019г.
Изучив основания отказа для заключения нового договора аренды, суд в части отказа по причине установления Генеральным планом МО "Помарское сельское поселение" Волжского муниципального района, что земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне ПР-1- зона прочих территорий, суд приходит к следующему.
Зона предназначена для поддержания баланса открытых и застроенных пространств в использовании городских территорий. Территория зоны или ее части может быть при необходимости переведена в иные территориальные зоны при соблюдении процедур внесения изменений в Правила.
Последующее использование территории зоны или ее частей может быть определено при условии не допущения ухудшения условий проживания и состояния окружающей среды. Изменение назначения зоны или ее частей не должно вступать в противоречие с режимом использования территории прилегающих зон.
Основные виды разрешенного использования:
- Озеленение
- Объекты обслуживания, связанные с целевым назначением зоны
- Организации и благоустройства санитарно-защитных зон в соответствии с действующими нормативами.
Таким образом, испрашиваемый земельный участок отнесен к зоне прочих территорий и истцу запрещено строительство на земельном участке ввиду несоответствия данной деятельности территориальной и функциональной зонам и лишает истицу- собственника незавершенного строительства использовать земельный участок по назначению.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 1 части 1 статьи 8, пункту 2 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) утверждение генерального плана муниципального образования относится к вопросам местного значения муниципального образования, по которым принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ. Генеральный план муниципального образования является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального образования.
Содержание генерального плана муниципального образования, порядок его подготовки и утверждения, особенности согласования проекта генерального плана муниципального образования предусмотрены статьями 9, 23, 24 и 25 ГрК РФ. Процедура внесения изменений в генеральный план является идентичной процедуре принятия генерального плана.
Согласно статье 24 ГрК РФ генеральный план поселения, в том числе вносимые в него изменения, утверждаются представительным органом местного самоуправления муниципального образования. Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются главой местной администрации муниципального образования. При этом подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ и с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Согласно пункту 3 статьи 1 ГрК РФ устойчивое развитие территорий заключается в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.
В соответствии с частью 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Данной норме корреспондирует статья 2 ГрК РФ, предусматривающая, что одними из принципов функционирования правовых механизмов и норм градостроительного законодательства являются обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечения свободы такого участия.
Таким образом, территориальное планирование, являясь частью процесса по развитию территории, одновременно выступает одним из направлений градостроительной деятельности органов власти. Федеральный законодатель обязывает органы местного самоуправления обеспечить баланс интересов жителей в благоприятных условиях жизни и развитие предпринимательства, учитывая при этом, что благоприятные условия жителей обеспечиваются, в том числе благодаря предоставлению предпринимателям возможности осуществления своей деятельности.
Как указывает Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 28 марта 2017 г. N 10-П, регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области.
Из совокупного анализа приведенных норм в системном единстве следует, что с учетом необходимости гармоничного развития территорий задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов.
Представленные доказательства в их совокупности, основываясь на правовом анализе приведенного федерального и регионального законодательства, свидетельствует, что справедливый баланс между общественными интересами и правами частного лица органами местного самоуправления, достигнут не был.
Развитие территорий носит многоплановый и динамичный характер, что определяет необходимость корректировки базовых градостроительных решений. Вместе с тем генеральный план представляет собой основополагающий документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, и содержит в себе долгосрочные ориентиры их развития, что должно обуславливать высокий уровень стабильности данного документа.
Внесение изменений в документы территориального планирования является проявлением дискреционных полномочий органов местного самоуправления, но не предполагает произвольных действий данных органов.
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (часть 2 статьи 1), Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (подпункты "а", "ж" пункта 3), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, прямо относят к коррупциогенным факторам нормы, устанавливающие для правоприменителя необоснованную широту дискреционных полномочий, в том числе отсутствие или неопределенность условий или оснований для принятия решения, выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц), отсутствие или неполноту административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка, а также юридико-лингвистическую неопределенность.
Подготовка генерального плана муниципального образования предусматривает осуществление ряда последовательных процедур, в том числе обязательное рассмотрение проекта генерального плана на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 ГрК РФ (часть 11 статьи 24 ГрК РФ) и уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (часть 2 статьи 28 ГрК РФ).
Согласно статье 5 ГрК РФ физические лица являются субъектами градостроительных правоотношений, право на участие в которых реализуется через предусмотренную градостроительным законодательством процедуру проведения публичных слушаний при принятии государственными органами и органами местного самоуправления решений, затрагивающих права граждан, в том числе при осуществлении ими мероприятий по территориальному планированию муниципального образования.
В силу требований части 5 статьи 28 ГрК РФ в целях доведения до населения информации о содержании проекта генерального плана уполномоченные на проведение публичных слушаний органы местного самоуправления в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению.
Целью правового института публичных слушаний по проектам генеральных планов населений является обеспечение участия жителей муниципального образования в открытом обсуждении принимаемых органами местного самоуправления решений по вопросам, которые могут затронуть права граждан на благоприятные условия жизнедеятельности, права и законные интересы правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, что согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 15 июля 2010 г. N 931-О-О.
Земельный участок, используемый истцом на праве аренды ФИО1 находится в зоне ПР-1, в отношении которого публичные слушания не проводились. Данное обстоятельство в силу положений статей 24 и 28 ГрК РФ свидетельствует о ненадлежащем информировании потенциальных участников данных правоотношений о планируемом изменении правового режима принадлежащих им земельных участков, о нарушении их законного права на участие в публичных слушаниях по проекту внесения изменений в Генеральный план и о нарушении установленной процедуры при внесении в Генеральный план последующих изменений.
Истцом жилищное строительство на участке ведется, последовательно принимались меры по использованию земельного участка в целях строительства, в частности получено разрешение на строительство, согласован проект застройки, к земельному участку проложены и подведены коммуникационные сети электроснабжения.
Кроме того, согласно статье 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
На основании указанных выше указанных норм закона, суд приходит к выводу, что в отношении земельного участка с кадастровым номером: № применима категория земель "земли населенных пунктов", разрешенный вид использования "для индивидуального жилищного строительства", расположенного по адресу: <адрес>.
Данные выводы суда не изменяют и не умаляют выводы вынесенного Волжским городским судом решения 25 января 2019 года. Так как этому основания суд своих выводов не давал.
Истица обратилась о заключении нового договора аренды при наличии начала строительства недвижимого имущества.
В соответствии со статьей 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Пунктом 1 статьи 607 ГК РФ предусмотрено, что в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
По правилам пункта 1 статьи 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором.
Как следует из пункта 2 статьи 621 ГК РФ если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок (п. 2 ст. 610 ГК РФ).
Администрация Волжского муниципального района письмом 08.04.2019 № приняла решение об отказе от продления договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пункту 2 статьи 154 ГК РФ односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны.
Если односторонняя сделка совершена, когда законом, иным правовым актом или соглашением сторон ее совершение не предусмотрено или не соблюдены требования к ее совершению, то по общему правилу такая сделка не влечет юридических последствий, на которые она была направлена (пункт 51 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Согласно п. 21 ст. 3 ст. 3, Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 06.07.2000 N 133-О, от 05.03.2013 N 436-О и от 06.10.2015 N 2317-О, Конституция Российской Федерации исходит из того, что земля является особого рода товаром, недвижимостью, а значит, в регулировании земельных отношений должны гармонично взаимодействовать нормы земельного и гражданского законодательства.
В силу пункта 1 статьи 407 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором (пункт 2 статьи 407 ГК РФ).
Пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Правовой режим земель в период строительства имеет особенности, которые предусмотрены земельным законодательством и заключаются, в частности, в возложении на арендатора определенных обязанностей на период строительства, определении ставок арендной платы и установлении в законе специальных оснований для прекращения договора аренды.
Так, статьей 42 Земельного кодекса РФ предусмотрена обязанность лиц, которым предоставлен земельный участок, своевременно приступать к его использованию в случае, если срок освоения земельного участка предусмотрен договором.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 46 этого Кодекса основанием для прекращения договора аренды земельного участка, предназначенного для строительства, является его неиспользование в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом или договором аренды земельного участка.
При этом в силу положений статьи 35 Земельного кодекса РФ не допускается необоснованный отказ в предоставлении земельного участка в аренду для целей строительства или в продлении договора аренды в случае, если строительство не завершено в течение первоначального срока аренды земельного участка.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок был предоставлен арендатору для строительства индивидуальной жилой застройки.
Таким образом, поскольку предметом аренды является земельный участок, предоставленный гражданину для целей строительства, к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению нормы земельного законодательства, предусматривающие специальные основания для прекращения договора аренды, установленные пунктом 2 статьи 46 Земельного кодекса РФ.
При этом доказательств наличия таких оснований администрацией не представлено.
Согласно п. 4 ст. 450.1 ГК РФ сторона, которой настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором предоставлено право на отказ от договора (исполнения договора), должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Как указано выше и достоверно подтверждено материалами дела, истцом жилищное строительство на участке ведется. Данное обстоятельство также никем не оспорено.
Согласно имеющимся данным 14 сентября 2018 года произведена государственная регистрация права собственности истицы на объект незавершенного строительства - индивидуальный жилой дом, кадастровый номер №.
Право собственности на объект недвижимости никем не оспорено, в том числе при рассмотрении гражданского дела №, к сносу не заявлено.
Данному объекту присвоен в установленном законом порядке почтовый адрес.
В силу подпункта 10 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных п. 5 настоящей статьи.
Согласно подпункту 2 п. 5 ст. 39.6 ЗК РФ предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
Согласно п. 1 ст. 39.20 Земельного Кодекса РФ исключительное право на аренду земельных участков имеют граждане, являющиеся собственниками сооружений и зданий, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с пп. 10 п. 2 ст. 39.6 Земельного Кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.
В настоящем судебном заседании истицей предоставлены достоверные доказательства и документы в приведение площади земельного участка до площади, требуемой к выделению на основании заявления, и фигурирующей в публикации в газете «Волжские вести» от 09 октября 2008года до 1050кв.м.
Заявленные истицей координаты земельного участка, требуемого к оформлению на правах аренды, приведены в соответствии с ранее имеющей конфигурацией земельного участка.
Иных доказательств суду ответчиком или третьими лицами, не представлено. Ходатайств о назначении экспертизы или допросе специалиста, не заявлено.
Таким образом, судом установлено:
Неправомерное изменение ответчиком документов территориального планирования земельного участка истицы, на котором располагается объект недвижимости истицы с зоны «для индивидуального жилищного строительства» на ПР-1- «зона прочих территорий»;
наличие на спорном земельном участке возведенного объекта недвижимости, право, на которое никем не оспорено, в том числе при рассмотрении гражданского дела №;
приведение земельного участка с кадастровым номером № до площади 1050 кв.м., соответствующей документам о первичном выделении земельного участка на праве аренды для строительства жилого дома и приведение конфигурации, первоначально сформированного земельного участка;
отсутствие невозможности в силу закона передачи земельного участка ответчиком по новому договору аренды при наличии вынесенного решения Волжским городским судом 25 января 2019 года.
На основании выше установленного, руководствуясь положениями Конституционных принципов охраны государства частной собственности, суд приходит к выводу, что обстоятельства, исключающие возможность предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду у администрации Волжского муниципального района отсутствуют, в связи с чем, исковые требования истицы подлежат удовлетворению в полном объеме. Удовлетворением исковых требований отвечает соблюдению баланса между общественными интересами и правами частных лиц.
Каких-либо сведений об ограничении прав в отношении спорного земельного участка, исключающие возможность его предоставления в аренду, не имеется, истец является собственником расположенного на данном участке незавершенного объекта строительства, правовые основания к отказу в предоставлении участка в аренду у Администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл, отсутствовали.
Суд в соответствии с нормами статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации разрешил спор в пределах заявленных требований.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
Решил:
Удовлетворить исковые требования ФИО1 к Администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл
о признании решения об отказе в заключении договора аренды земельного участка незаконным,
о признании недействительными и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельного участка, установлении границ земельного участка, обязании заключить договор аренды, в полном объеме.
Признать незаконным отказ администрации Волжского муниципального района за № от 08 апреля 2019 года в заключении договора аренды на земельный участок с кадастровым номером № (земли населенных пунктов), расположенный по адресу: <адрес> на срок три года для окончания строительства.
Признать недействительными и исключить из государственного кадастра недвижимости о границах земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2 266 кв.м. расположенного по адресу: <адрес>
Установить границы земельного участкас кадастровым номером №, площадью 1050 кв.м. в кадастровом квартале № (земли населенных пунктов), расположенный по адресу: <адрес> в следующих поворотных точках:
Обозначение Координаты
характерных
точек границ Х Y
1 <данные изъяты><данные изъяты>
2 <данные изъяты><данные изъяты>
3 <данные изъяты><данные изъяты>
4 <данные изъяты><данные изъяты>
5 <данные изъяты><данные изъяты>
6 <данные изъяты><данные изъяты>
7 <данные изъяты><данные изъяты>
8 <данные изъяты><данные изъяты>
9 <данные изъяты><данные изъяты>
10 <данные изъяты><данные изъяты>
11 <данные изъяты><данные изъяты>
12 <данные изъяты><данные изъяты>
13 <данные изъяты><данные изъяты>
1 <данные изъяты><данные изъяты>
Обязать администрацию Волжского муниципального района в течении месяца с момента вступления решения суда в законную силу заключить с ФИО1 договора аренды на земельный участок 1050кв.м. с кадастровым номером № (земли населенных пунктов), расположенный по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Волжский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Емельянова Е.Б.
В окончательной форме решение принято 10 сентября 2019 года