ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1081/2014 от 21.03.2014 Ленинскогого районного суда г. Саранска (Республика Мордовия)

Дело № 2-1081/2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 21 марта 2014 года г. Саранск

 Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе

 председательствующего   судьи Бурлакова И.И.,

 с участием секретаря судебного заседания   Чигаевой Е.С.,

 с участием в деле

 истицы   ФИО1,

 ответчика - Администрации городского округа Саранск, её представителя ФИО2, действующего на основании доверенности № 128-д от 02 декабря 2013 года,

 третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска, на стороне ответчика - Казенного учреждения городского округа Саранск «Городское агентство по приватизации жилищного фонда и обмену жилой площади», его представителя ФИО3, действующего на основании доверенности № 95-АП от 24 января 2014 года,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации городского округа Саранск о понуждении исключить жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, из числа помещений, имеющих статус общежития, признать право собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

 установил:

 ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о понуждении исключить жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, из числа помещений, имеющих статус общежития, признать право собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

 В обоснование иска указала, что в период с 18.08.2003 года по 13.11.2013 года она работала в ОАО «Российские железные дороги» Куйбышевской железной дороги Пензенского отделения Железнодорожная станция Саранск, что подтверждается записями в трудовой книжке.

 01.12.2005 года ОАО «РЖД» заключило с ней договор пользования жилым помещением в общежитии по адресу: <адрес>, на период трудовых отношений.

 Жилой дом по адресу: <адрес>, принадлежал ОАО «РЖД» на праве собственности, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 25 марта 2004 года.

 Согласно справке ОАО «РЖД» от 14.02.2014 года № 228  здание общежития, расположенное по адресу: <адрес>, согласно акту приема-передачи от 01.12.2009 года  передано на баланс Администрации городского округа Саранск.

 Согласно выписке из Реестра муниципального имущества, утвержденного решением Саранского городского Совета депутатов от 14.06.2012 года № 90  здание общежития по адресу: <адрес>, на основании свидетельства № от 25.12.2009 года  поступило в муниципальную собственность.

 23 сентября 2011 года Администрация Ленинского района городского округа Саранск заключила с ней типовой договор найма жилого помещения в общежитии № 7528, согласно которому Администрация передает ей в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из одной комнаты в общежитии  общей площадью 21,8 кв.м., в том числе жилой 21,8 кв.м, по адресу: <адрес>.

 В период с 22.06.1984 года по 27.12.2005 года она проживала по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой паспортного стола.

 Согласно справке МУП «Объединенная городская служба Архитектуры, градостроительства и технической инвентаризации» № 294 от 14.10.2011 года  она не участвовала в приватизации жилья в г.Пензе  с 04.07.1991 года по 17.02.2006 года.

 Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним № 01/387/2011-120 от 28.11.2011 года  за ней не зарегистрировано права собственности.

 Как следует из выписки из домовой книги за № 5001000144854 от 04.02.2014 года, с 27.12.2005 года она прибыла на постоянное место жительства адресу: <адрес>,   с предыдущего места жительства по адресу: <адрес>.

 В связи с изменением адреса здания общежития  05.10.2011 она была снята с регистрационного учета по месту жительства: <адрес>, и поставлена на регистрационный учет по адресу: <адрес>.

 Согласно выписке из домовой книги № 5001000144841 от 04.02.2014 года  с 05.10.2011 года по настоящее время она одна зарегистрирована по адресу: <адрес>.

 Согласно письму Администрации городского округа Саранск за № Пр-8652 от 31.12.2013  вопрос о признании жилого помещения № непригодным для проживания, а многоквартирного дома по адресу: <адрес>,  аварийным и подлежащим сносу  на заседании комиссии не рассматривался.

 25.11.2011 она обратилась в КУ «Городское агентство по приватизации жилищного фонда и обмену жилой площади» с заявлением о приватизации комнаты №. Однако ей было отказано в удовлетворении заявления, так как в настоящее время действует запрет на приватизацию жилых помещений, находящихся в общежитиях, не подтверждены правомочия ОАО «РЖД» как предыдущего собственника помещения, типовой договор найма жилого помещения в общежитии с Администрацией Ленинского района городского округа Саранск заключен без законных оснований, не представлены документы, подтверждающие смену фамилии.

 Считает данный отказ незаконным. Основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище определяет Закон Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

 Целью данного Закона является создание условий для осуществления прав граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

 Законодательный запрет на приватизацию жилых помещений в общежитиях связан с их специальным целевым назначением как жилья для временного проживания и особым правовым режимом (невозможность обмена, раздела, поднайма…).

 Указывает, что у спорного жилого помещения отсутствуют признаки общежития: комната, в которой она проживает, с момента передачи в муниципальную собственность  не была укомплектована казенной мебелью и постельными принадлежностями, отсутствует пропускная система и комендант, оплата за пользование жилой площадью и коммунальными услугами производится как за муниципальное жилье.

 Спорное жилое помещение не предназначено для временного проживания нанимателей, поэтому имеются основания для исключения из состава общежития.

 Просит суд исключить жилое помещение - комнату № общей площадью 21,8 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, из числа жилых помещений, имеющих статус общежития, признать за ней право собственности в порядке приватизации на жилое помещение  общей площадью 21,8 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

 В судебном заседании истица ФИО1 исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.

 В судебном заседании представитель ответчика - Администрации городского округа Саранск ФИО2 исковые требования не признал, просил в иске отказать.

 В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска, на стороне ответчика - Казенного учреждения городского округа Саранск «Городское агентство по приватизации жилищного фонда и обмену жилой площади» ФИО3 отнес вынесение решения на усмотрение суда.

 Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования ФИО1 подлежащими удовлетворению по следующим мотивам.

 Как это следует из объяснений истицы и имеющихся в деле письменных доказательств, 01 декабря 2005 года между ОАО «Российские железные дороги» и ФИО1 заключен договор пользования жилым помещением в общежитии (л.д.32-34).

 23 сентября 2011 года между ФИО1 и Администрацией Ленинского района городского округа Саранск был заключен типовой договор № 7528 социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.28-29).

 25 ноября 2011 года ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

 Письмом № 1703-АП от 19.12.2011 Казенное учреждение городского округа Саранск «Городское агентство по приватизации жилищного фонда и обмену жилой площади» отказало ФИО1 в приватизации спорного жилого помещения, мотивировав свой отказ тем, что указанное жилое помещение не подлежит приватизации вследствие того, что оно находится в составе общежития. В соответствии с п. 1,3 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения, находящиеся в общежитии, относятся к специализированному жилищному фонду  и отчуждению, передаче в аренду, внаем не подлежат. Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решения собственников жилых помещений (п. 1 ст. 99 ЖК РФ), в нарушение этого на основании принятого решения между ФИО1 и ОАО «Российские железные дороги» заключен договор пользования жилым помещением в общежитии. И типовой договор найма жилого помещения в общежитии между истицей и Администрацией Ленинского района городского округа Саранск заключен в отсутствие законных оснований. Кроме того, необходимо предоставить справку, подтверждающую смену фамилии <данные изъяты>.

 Согласно статье 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в настоящее время действует запрет на приватизацию жилых помещений, находящихся в общежитии, а также по тем основаниям, что типовой договор социального найма заключен в отсутствии законных оснований (л.д. 6).

 Суд считает, что отказ ФИО1 в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, изложенный в письме ответчика № 1703-АП от 19.12.2011, является незаконным по следующим основаниям.

 Согласно ч. 1 ст. 1, п. 1 ч. 1 ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство, к которому относится ЖК РФ, основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, и на необходимости беспрепятственного осуществления жилищных прав, в том числе прав органов местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда.

 Как следует из положений статьи 63 Жилищного кодекса Российской Федерации, договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

 Договор социального найма является гражданско-правовой сделкой, и несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее недействительность только в случаях, прямо указанных в законе или при соглашении сторон (п. 2 ст. 167 ГК РФ).

 Поскольку договор социального найма создает определенные права и обязанности сторон, никто не может быть освобожден от исполнения взятых на себя обязательств, они могут быть изменены, лишь по взаимному соглашению лиц, заключивших договор, либо в силу закона.

 В соответствии со статьями 153, 154 Гражданского кодекса Российской Федерации сделки являются волевыми действиями, направленными на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей - на достижение определенного правового результата.

 Действительной может быть признана сделка, в которой волеизъявление лица соответствует его действительной воле  и которая соответствует требованиям закона.

 Документ, посредством которого оформляется сделка, должен соответствовать требованиям, установленным статьей 160 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе выражать ее содержание.

 Переход права собственности на занимаемое по договору социального найма жилое помещение, право хозяйственного введения или права оперативного управления таким жилым помещением  не влечет за собой изменение или расторжение договора социального найма жилого помещения (ст. 64 ЖК РФ, ст. 675 ГК РФ).

 В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

 Согласно абзацу 1 статьи 2 вышеуказанного Федерального закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

 Согласно статье 11 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

 В качестве основания, предусмотренного федеральным законом для отказа в приватизации жилья, Казенное учреждение городского округа Саранск «Городское агентство по приватизации жилищного фонда и обмену жилой площади» указало статью 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», согласно которой не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в общежитиях.

 Из выписки из Реестра муниципального имущества городского округа Саранск, утвержденного решением Саранского городского Совета депутатов от 14 июня 2012 года № 90, следует, что здание общежития, расположенное по адресу: <адрес>, находится в муниципальной собственности.

 Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, закрепленных Конституцией Российской Федерации. При этом  ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обусловливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность.

 Таким образом, законодательный запрет на приватизацию жилых помещений в общежитиях связан с их специальным целевым назначением как жилья для временного проживания и особым правовым режимом (невозможность обмена, раздела, поднайма и т.п.).

 В этой связи  Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 2 ноября 2000 года «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Советского районного суда города Краснодара о проверке конституционности статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» указал, что, разрешая вопрос о правомерности распространения на то или иное жилое помещение особого правового режима, суды не должны ограничиваться лишь формальным подтверждением целевого назначения данного помещения  и обязаны проверять факты, обосновывающие в каждом конкретном случае такое распространение.

 В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

 Согласно статьям 94, 100, 105 ЖК РФ и пунктам 2, 3, 7 Примерного положения об общежитиях, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР № 328 от 11 августа 1988 года, общежития предназначаются для временного проживания граждан; общежития укомплектовываются мебелью, другими предметами культурно-бытового назначения, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан, проживающих в них, в соответствии с типовыми нормами; не допускается использование под общежития жилых помещений в жилых домах, предназначенных для постоянного проживания, пользование которыми осуществляется по договору найма жилого помещения; жилая площадь в общежитии не подлежит обмену, разделу и бронированию. Договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, учебы, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.

 Из справки Куйбышевской железной дороги № 228 от 14 февраля 2014 года  следует, что здание общежития, расположенного по адресу: <адрес>, согласно акту приема-передачи договора дарения от 01 декабря 2009 года было передано на баланс Администрации городского округа Саранск. В настоящее время здание общежития на балансе Рузаевской дистанции гражданских сооружений не числится (л.д.41).

 Истица указывает, что у спорного жилого помещения отсутствуют признаки общежития: комната, в которой она проживает, с момента передачи в муниципальную собственность, не была укомплектована казенной мебелью и постельными принадлежностями, отсутствует пропускная система и комендант, плата за пользование жилой площадью и коммунальными услугами вносится как за муниципальное жилье.

 Доказательств обратного  суду не представлено.

 23 сентября 2011 года между ФИО1 и Администрацией Ленинского района городского округа Саранск был заключен типовой договор № 7528 социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

 Причем  договором социального найма не оговаривается, что спорное жилое помещение предоставляется во владение и пользование для временного проживания в нем, как это предусмотрено частью первой статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующей порядок предоставления специализированного жилого помещения, к числу которых в силу в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации относятся жилые помещения в общежитии.

 Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что спорное жилое помещение не предназначено для временного проживания нанимателя.

 Таким образом, довод Казенного учреждения городского округа Саранск «Городское агентство по приватизации жилищного фонда и обмену жилой площади» о том, что спорное жилое помещение связано со специальным целевым назначением жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, как жилья для временного проживания и особым правовым режимом  не нашел своего подтверждения в судебном заседании  и опровергается имеющимися в деле письменными доказательствами.

 Довод Казенного учреждения городского округа Саранск «Городское агентство по приватизации жилищного фонда и обмену жилой площади» о том, что типовой договор социального найма спорного жилого помещения между ФИО1 и Администрацией Ленинского района городского округа Саранск заключен в отсутствие законных оснований, также является необоснованным.

 Администрация Ленинского района городского округа Саранск на основании Положения уполномочена заключать от имени собственника жилищного фонда, находящегося в муниципальной собственности городского округа Саранск, договоры социального найма жилых помещений. Договор социального найма спорного жилого помещения на день принятия решения судом действует, ни одной из сторон договора в судебном порядке не оспорен.

 В силу статей 60, 61 Жилищного кодекса Российской Федерации и статей 671, 672 Гражданского кодекса Российской Федерации ФИО1 является нанимателем спорного жилого помещения и вправе приобрести занимаемое жилое помещение в собственность в порядке, установленном Законом Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

 Согласно выписке из домовой книги дома № по состоянию на 04 февраля 2014 года в указанном жилом помещении зарегистрирована ФИО1 (л.д.15).

 В этой связи  спорное жилое помещение подлежит передаче ФИО1 в собственность.

 <данные изъяты>

 В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

 Согласно абзацу 1 статьи 7 вышеуказанного Федерального закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

 Как это следует из постановления главы Администрации городского округа Саранск от 31 декабря 2010 года N 3764 "Об утверждении Устава казенного учреждения городского округа Саранск "Городское агентство по приватизации жилищного фонда и обмену жилой площади" и устава казенного учреждения городского округа Саранск "Городское агентство по приватизации жилищного фонда и обмену жилой площади", указанное казенное учреждение осуществляет действия по приватизации жилых помещений от имени Администрации городского округа Саранск и основным предметом деятельности учреждения является приватизация муниципального жилищного фонда городского округа Саранск, обмен жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, а также улучшение жилищных условий граждан.

 При таких обстоятельствах передача в собственность истице занимаемого жилого помещения должна быть осуществлена Казенным учреждением городского округа Саранск «Городское агентство по приватизации жилищного фонда и обмену жилой площади».

 В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющимся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

 Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 решил:

 исковые требования ФИО1 к Администрации городского округа Саранск о понуждении исключить жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, из числа помещений, имеющих статус общежития; признать право собственности на жилое помещение в порядке приватизации  удовлетворить.

 Исключить жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 21,8 кв.м.  из числа помещений, имеющих статус общежития.

 Признать за ФИО1 право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 21,8 кв.м.

 На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме.

 Председательствующий

 Судья Ленинского районного суда

 г. Саранска Республики Мордовия И.И. Бурлаков