Дело № 2-1083/2020
УИД 55RS0005-01-2020-001161-84
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Первомайский районный суд г. Омска в составе
председательствующего судьи Макарочкиной О.Н.
при секретаре Ивановой О.М., помощнике судьи Зобниной Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 12 августа 2020 года
гражданское дело по иску Администрации Советского административного округа города Омска к ФИО1 о взыскании денежных средств,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Советского административного округа города Омска обратилась в суд с требованием о взыскании расходов на проведение работ по демонтажу нестационарного торгового объекта (НТО) с ФИО1, ссылаясь на то, что между сторонами был заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ответчику места под размещение нестационарного торгового объекта, площадью № кв.м., по адресу <адрес>.
Распоряжением администрации САО г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ№ договор на размещение НТО с ФИО1 был прекращен.
Распоряжением администрации САО г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ№ было определено: НТО площадью № кв.м., установленный в 12 м. юго-восточнее относительно многоквартирного дома, имеющего почтовый адрес <адрес>, является самовольно размещенным движимым имуществом; определить срок, в который должен быть добровольного вынесен и демонтирован самовольный объект до ДД.ММ.ГГГГ; осуществить принудительный вынос и демонтаж самовольно размещенного объекта в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В рамках исполнения муниципального контракта на оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ№ был осуществлен демонтаж самовольно размещенного движимого имущества (павильона) площадью № кв.м., расположенного по адресу <адрес>, владельцем которого является ФИО1
Исходя из акта о приеме услуг от ДД.ММ.ГГГГ заказчиком выступала Администрация САО г. Омска, сумма работ составила 51 000 рублей. Были оказаны услуги по выносу нестационарного торгового объекта, что подтверждается выставленным счетом № от ДД.ММ.ГГГГ.
Просит на основании ст. 309.2, 1102 ГК РФ взыскать с Богородского сумму, затраченную на демонтаж самовольно размещенного движимого имущества (павильона) в размере 51 000 рублей.
Представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
В судебное заседание ответчик не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, ранее представитель ответчика в суд представил письменный отзыв, в котором указывалось на оспаривание распоряжений, принадлежность НТО иному лицу.
Представитель третьего лица ООО «Палми» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
Из анализа данной нормы закона следует, что под обязательством из неосновательного обогащения понимается правоотношение, возникшее в связи с приобретением или сбережением имущества без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований одним лицом (приобретателем) за счет другого лица (потерпевшего).
Отсутствие надлежащего правового основания для обогащения как условие его неосновательности означает, что ни нормы законодательства, ни условия сделки не позволяют обосновать правомерность обогащения.
В силу статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с их условиями и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В силу ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Согласно Положению «Об администрации Советского административного округа города Омска», утверждённому Решением Омского городского Совета от 29.06.2011 N 422 администрация Советского административного округа города Омска является территориальным структурным подразделением Администрации города Омска, осуществляющим решение вопросов местного значения на территории Советского административного округа города Омска, участвует в разработке проекта схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска; оформляет паспорта нестационарных торговых объектов; является организатором торгов по продаже права на заключение договоров на размещение нестационарных торговых объектов, за исключением торгово-остановочных комплексов; заключает договоры на размещение нестационарных торговых объектов; осуществляет контроль за соблюдением порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска.
В соответствии с п. 49 постановления Администрации г. Омска от 23.12.2014 года № 1812-п «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска» администрация округа осуществляет контроль за соблюдением порядка размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов, размещенных согласно схеме размещения НТО.
Согласно ч. 4,5 п. 50 указанного постановления при осуществлении контроля за соблюдением Порядка уполномоченный орган: выявляет факты незаконного размещения, самовольной установки НТО; осуществляет вынос незаконно размещенных и самовольно установленных НТО в соответствии с положение о порядке выноса движимого имущества в г. Омске.
Отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, регулируются Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ), Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772.
Пунктом 6 статьи 2 Федерального закона N 381-ФЗ предусматривается, что нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ). Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 "Об утверждении правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов" правом формирования схемы размещения нестационарных торговых объектов наделены исключительно органы местного самоуправления, по согласованию с органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества.
Процедура разработки и утверждения органами местного самоуправления Омской области схем размещения нестационарных торговых объектов определена Порядком разработки и утверждения органами местного самоуправления Омской области схем размещения нестационарных торговых объектов, утверждена приказом Министерства экономики Омской области от 23.08.2010 N 28.
На основании пункта 2 поименованного выше Порядка схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается органом местного самоуправления Омской области, определенным в соответствии с уставом муниципального образования Омской области. Данная схема разрабатывается с учетом градостроительного, земельного, санитарно-эпидемиологического, экологического, противопожарного и иного законодательства, а также необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
На территории города Омска действует утвержденная постановлением Администрации города Омска от 04.08.2014 N 1041-п Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска (далее - Постановление N 1041-п). Постановлением Администрации города Омска от 23.12.2014 N 1812-п утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска (далее - Постановление N 1812-п).
Материалы дела свидетельствуют о том, что на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном относительно многоквартирного дома, имеющего почтовый адрес: <адрес>, размещен НТО, владельцем которого является ФИО1
К доводам ФИО1 о том, что ДД.ММ.ГГГГ НТО расположенный относительно многоквартирного дома, имеющего почтовый адрес: <адрес>, продан им иному лицу ООО «Палми» суд относится критически, поскольку из обращений ФИО1 после указанной даты к истцу и совместной переписки сторон, следует, что НТО принадлежит ему, а не ООО «Палми».
Указанный НТО не включен в схему размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Постановлением N 1041-п.
Заключенные ФИО1 и администрацией соглашения о взыскании платы за фактическое использование торгового места не являются правоустанавливающими документами на размещение НТО.
На основании пункта 10 Постановления 1812-п самовольно установленным признается нестационарный торговый объект, размещенный без соблюдения требований настоящего Порядка.
Доказательств соблюдения ответчиком порядка размещения нестационарного торгового объекта в материалы дела не представлено, место размещения НТО (земельный участок) заявителю с соблюдением установленной процедуры не передано, ввиду чего правовые основания для размещения НТО по месту его фактического нахождения отсутствовали, в связи с чем, объект соответствовал признакам самовольно размещенного и подлежал демонтажу и (или) выносу.
Выявление самовольно размещенных объектов движимого имущества, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Омска, а также на земельных участках, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, а также порядок их выноса урегулированы постановлением Администрации города Омска от 30.01.2014 N 95-п, которым утверждено Положение о порядке выноса движимого имущества в городе Омске (далее - Положение N 95-п). На основании акта администрации административных округов города Омска готовят распоряжение главы администрации административного округа города Омска с учетом опубликованных окружных планов выноса и (или) демонтажа движимого имущества.
Материалы дела свидетельствуют о том, что в соответствии с требованиями Постановления N 95-п, самовольно размещенный вблизи многоквартирного <адрес> в г. Омске НТО включен в график выноса самовольно размещенного движимого имущества и в соответствии с распоряжением № 1239 от 03.12.2019 года подлежал добровольному выносу. Указанное распоряжение ответчиком не оспорено.
Как следует из материалов дела, администрацией САО г. Омска на основании муниципального контракта с ООО «ЕПК» заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ООО «ЕПК» (исполнитель) обязуется по заданию заказчика (администрация САО г. Омска) в установленный договором срок оказать услуги по выносу нестационарных торговых объектов и сдать их заказчику, а заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги в соответствии с настоящим договором (п. 1.1.).
Согласно калькуляции – приложение № к указанному договору стоимость демонтажа нестационарного торгового объекта площадью от 25,00 до 54,99 кв.м. (включительно), высота до 3,5 м (53 кв.м.) составляет 51 000 рублей.
В соответствии с актом о проведении работ по демонтажу самовольно размещенного движимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ в принудительном порядке осуществлен демонтаж самовольно размещенного движимого имущества (павильона), площадью № кв.м., владельца ФИО1 по адресу <адрес>.
Из платежного поручению № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Администрация САО г. Омска перечислила ООО «ЕПК» 51 000 рублей за услуги по выносу НТО по <адрес>.
Учитывая факт того, что ФИО1 добровольно не был демонтирован НТО, данные работы обоснованно и законно, в рамках своих полномочий, осуществлены истцом за свой счет, то данные расходы следует взыскать с ответчика в пользу органа местного самоуправления в размере 51 000 рублей.
По правилам ст. 103 ГПК РФ с ответчика в пользу бюджета города Омска подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1730 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу Администрации Советского административного округа города Омска денежные средства в размере 51000 рублей.
Взыскать с ФИО1 в пользу бюджета города Омска государственную пошлину в размере 1730 рублей
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Омский областной суд через Первомайский районный суд г. Омска в течение месяца дней со дня составления мотивированного решения.
Мотивированно решение составлено 13 августа 2020 года.
Решение в законную силу не вступило.