ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1085/2014 от 07.08.2014 Богучанского районного суда (Красноярский край)

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 7 августа 2014 года с.Богучаны

 Богучанский районный суд Красноярского края в составе:

 Председательствующего судьи Толстых М.М.

 при секретаре Рубе А.С.

 с участием прокурора Верхотуровой Т,Н,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Богучанского района в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащим федеральному закону и недействующим подраздела «Ж» «Жилые зоны» статьи 59 Правил землепользования и застройки межселенной территории Богучанского района, утвержденных Решением Богучанского районного Совета депутатов № 29/1-280 от 6 июня 2013г в части требований к ограждению земельных участков со стороны улиц:

 У С Т А Н О В ИЛ:

 Прокурор Богучанского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим подраздела «Ж» «Жилые зоны» статьи 59 Правил землепользования и застройки межселенной территории Богучанского района, утвержденных Решением Богучанского районного Совета депутатов № 29/1-280 от 6 июня 2013г в части требований к ограждению земельных участков со стороны улиц, мотивируя тем, что в ходе проведения проверки соответствия Правил землепользования и застройки межселенной территории Богучанского района (Далее Правила), было выявлено частичное не соответствие данного нормативного правового акта требованиям градостроительного законодательства: в статье 59 Правил в подразделе «Ж» «Жилые зоны» определено разрешение высоты ограждений жилых домов высотой от 120 см до 200 см, ограждения должны быть прозрачными

 В соответствии с действующим законодательством (Градостроительным кодексом РФ) Богучанскому районному Совету депутатов не предоставлено полномочий по установлению обязательных требований к строительству ограждений земельных участков.

 Прокурором Богучанского района 7.04.2014г был внесен протест председателю Богучанского районного Совета депутатов, однако ответ до настоящего времени не поступил.

 В судебном заседании представитель прокуратуры Богучанского района- ст.пом.прокурора Богучанского района Верхотурова Т.Н. уточнила заявленные требования- просит признать указанные Правила статьи 59 «Ж» Зона «Жилой застройки» в части требований к ограждению земельных участков со стороны улиц не действующими со дня вступления решения суда в законную силу.

 Представитель Муниципального образования Богучанский район Маркатюк С.А. действующий на основании доверенности от 4.08.2014г в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления, указав, что в оспариваемом положении Правил указанное в протесте прокурора Богучанского района положение отсутствует. Положения, касающиеся ограждений изложены иначе.

 «Требования»:

 К ограждению земельных участков со стороны улиц:

 Разрешается устройство ограждений: в границах жилого дома- по красной линии допускается устраивать высотой не более 150 см, рекомендуется решетчатое ограждение

 В границах двора- по линии застройки квартала не более 200см.

 Между соседними приквартирными участками жилой застройки – не должно превышать 150 см, допускается сплошное.

 Таким образом, в указанной статье отсутствует требования, устанавливающие минимальную высоту и прозрачность ограждений.

 В данной статье указано то, что имеется в СНиПах. В связи с чем, полагает, что заявленное требование прокурора ошибочно и не подлежит удовлетворению.

 Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявление подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

 Правила землепользования и застройки межселенной территории Богучанского района устанавливают нормативные параметры, в том числе при строительстве индивидуальных жилых домов.

 Оспариваемый прокурором Богучанского района подраздел «Ж» Зона «Жилой застройки» ст. 59 предусматривает Требования к ограждению земельных участков со стороны улиц:

 Разрешается устройство ограждений: в границах жилого дома- по красной линии допускается устраивать высотой не более 150 см, рекомендуется решетчатое ограждение

 В границах двора- по линии застройки квартала не более 200см.

 Между соседними приквартирными участками жилой застройки – не должно превышать 150 см, допускается сплошное.

 Буквальное толкование указанного подраздела статьи 59 Правил позволяет сделать вывод, что оспариваемая норма представляет собой обязательные стандарты (нормативные требования) по проектированию и строительству ограждений земельных участков на территории индивидуальных жилых домов

 Однако пункт "р" статьи 71 Конституции РФ относит к ведению Российской Федерации установление общих для всей страны стандартов и эталонов.

 Из этого следует, что государственные стандарты (в настоящее время - технические регламенты и своды правил) имеют федеральный уровень, какие-либо права субъектов Российской Федерации относительно утверждения государственных стандартов Конституция РФ не предусматривает.

 Во исполнение данной конституционной нормы Указом Президента РФ "О признании утратившими силу отдельных положений Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" от 27.03.2006 N 261 разрабатывать, принимать, вводить в действие и издавать нормы и правила, государственные стандарты и инструкции в области строительства, архитектуры возложено на Министерство регионального развития Российской Федерации (п. 5.2.3 Положения о Министерстве).

 Исходя из этого, единственными правомерными стандартами (нормативными документами) по проектированию и строительству в Российской Федерации являются ГОСТы и строительные нормы и правила - СНиПы, утвержденные Министерством регионального развития Российской Федерации.

 Согласно ч.4 ст.24 Градостроительного кодекса РФ региональные и местные нормативы градостроительного проектирования содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, доступности таких объектов для населения, объектами.

 В силу ст. 78 п. 2 Конституции РФ субъекты РФ могут заниматься таким правотворчеством, но при условии, что федеральные органы исполнительной власти передали им, по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам.

 Богучанским районным Советом депутатов не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии соглашения с федеральными органами исполнительной власти о передаче органам исполнительной власти субъекта РФ, органу местного самоуправления полномочий по установлению стандартов проектирования и строительства ограждений земельных участков, о предоставлении Богучанскому районному Совету депутатов, муниципальному образованию- права принятия нормативных правовых актов в этой области.

 В соответствии со ст. 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения.

 В соответствии с пп.2, 3 ч.1 ст.8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений относятся, в том числе утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений.

 Техническое регулирование градостроительной деятельности отнесено, согласно ч.3 ст. 6 Градостроительного Кодекса РФ к исключительной компетенции государственной власти.

 К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ отнесено лишь утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования (п. 3 ст. 7 Градостроительного Кодекса РФ).

 Понятие нормативов определено в п. 4 ст. 24 Гр.Кодекса РФ, согласно которому региональные и местные нормативы градостроительного проектирования содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов), объектами инженерной инфраструктуры, благоустройства территории).

 При этом следует учитывать, что нормативы градостроительного проектирования формируются с учетом действующих технических регламентов, национальных стандартов и сводов правил, установленных федеральным законодателем, и не должны им противоречить.

 В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" N 184-ФЗ от 27.12.2002 понятие "технического регулирования" включает в себя установление обязательных требований, так и требований, предназначенных для добровольного применения (рекомендательного характера). Обязательные требования устанавливаются в технических регламентах, а требования, предназначенные для применения на добровольной основе, - в национальных стандартах, стандартах организаций, а также актах рекомендательного характера, которые в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона могут издаваться Федеральными органами исполнительной власти.

 Анализ взаимосвязи указанных норм позволяет сделать вывод, что органы власти субъекта Российской Федерации лишены права утверждать территориальные нормы технического характера.

 Поскольку оспариваемое положение Правил является правовым актом технического регулирования, так как устанавливает обязательные требования к строительству ограждений земельных участков для индивидуального жилищного строительства, то Богучанский районный Совет депутатов превысил свои полномочия, в связи с чем, утвержденный им нормативный акт противоречит требованиям федерального законодательства.

 Федеральный закон "О техническом регулировании" регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований, в том числе, к зданиям и сооружениям. При этом, техническое регулирование в области строительства, установление стандартов и регламентов отнесено к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

 Технический параметр - это физическая величина, характеризующая какое-либо свойство технического устройства, системы, явления или процесса (в данном случае - ограждения). Число, характеризующее этот параметр (величину), является его значением

 Утвержденный Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 N 820 свод правил "СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" призван регулировать строительство в соответствующей сфере, но им не определены и не установлены обязательные требования к ограждению земельных участков в районах усадебной застройки.

 Таким образом, оспариваемая норма устанавливает обязательные для исполнения требования к техническим параметрам: высоте и характеру ограждения земельного участка, то есть, относится к техническому регулированию по смыслу вышеназванного закона, что находится вне компетенции Богучанского районного Совета депутатов, издание нормативных актов в данной сфере - компетенция федерального законодателя, органы власти субъекта РФ, местного самоуправления лишены права утверждать какие-либо территориальные нормы технического характера.

 Кроме того, оспариваемая норма в части установления высоты ограждения имеет императивный, а не рекомендательный характер: по буквальному ее смыслу - ограждение должно иметь высоту не более 150 см- в границах жилого дома по красной линии, в границах двора по линии застройки квартала- не более 200см, между соседними приквартирными участками жилой застройки не превышать 150 см и возможность отклонения от данной величины нормативами не допускается.

 В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени

 При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявление прокурора Богучанского района в интересах неопределенного круга лиц подлежит удовлетворению, поскольку законодательство о градостроительной деятельности не регулирует отношения, связанные с разработкой градостроительных нормативов и правил, в том числе субъектами Российской Федерации., органами местного самоуправления

 Пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" предусмотрено, что если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и, на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части, со дня вступления решения в законную силу.

 Поскольку до вынесения судебного решения оспариваемые положения Правил применялись с 6 июня 2013г, порождая правовые последствия для неопределенного круга лиц, подраздел «Ж» Зона «Жилой застройки» ст. 59 Правил в части требований к ограждению земельных участков со стороны улиц: подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

 Руководствуясь ст. ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л :

 заявление прокурора Богучанского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

 Признать недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу подраздела «Ж» Зона «Жилой застройки» статьи 59 Правил землепользования и застройки межселенной территории Богучанского района, утвержденных Решением Богучанского районного Совета депутатов № 29/1-280 от 6 июня 2013г в части требований к ограждению земельных участков со стороны улиц:

 Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Богучанский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме

 Председательствующий М.М.Толстых