Дело № 2-108/2022
УИД 34RS0012-01-2021-003056-98
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Городище Волгоградской области 23 мая 2022 года
Городищенский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Елистарховой Е.Н.,
при секретаре Громыко Е.А.,
с участием:
представителя истца ФКУ Упрдор Москва-Волгоград ФИО1, действующей на основании доверенности,
ответчика ФИО2,
представителя ответчика ФИО2 – ФИО3, действующей на основании доверенности 34АА3609116 от 29 ноября 2021 года и ордера № 002613 от 08 декабря 2021 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва-Волгоград Федерального дорожного агентства» к ФИО2 об изъятии для нужд Российской Федерации путем прекращения права собственности земельного участка с выплатой компенсации за изымаемый земельный участок,
у с т а н о в и л:
Федеральное казенное учреждение «Управление автомобильной магистрали Москва-Волгоград Федерального дорожного агентства» (далее – ФКУ Упрдор Москва-Волгоград) обратилось в суд с иском к ФИО2 об изъятии для нужд Российской Федерации путем прекращения права собственности земельного участка с выплатой компенсации за изымаемый земельный участок.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» утверждены целевые показатели по стратегическому развитию и национальные проекты (программы).
В рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» (2018-2024 годы), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 года № 1596, (Федеральный проект «Развитие федеральной магистральной сети» - содействие совершенствованию дорожных сетей в субъектах Российской Федерации путем предоставления субъектам Российской Федерации межбюджетных трансферов из федерального бюджета на финансовое обеспечение дорожной деятельности, в том числе для обеспечения прироста протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального и местного значения, соответствующих нормативным требования к транспортно-эксплуатационным показателям в результате строительства и реконструкции автомобильных дорог за период 2021-2023 годов до 542,6 кв.), ФКУ Упрдор Москва-Волгоград выполняет мероприятия по реализации вышеуказанной государственной программы, в частности проекта: «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-22 «Каспий» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Тамбов – Волгоград – Астрахань. Строительство автомобильной дороги Р-22 «Каспий» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Тамбов – Волгоград – Астрахань на участке обхода г. Волгограда, Волгоградская область» 2 этап» (далее – Объект).
Строительство обхода Волгограда идет в Городищенском и Светлоярском районах, где сходятся сразу несколько федеральных автодорог: Р-22 «Каспий», А-260 Волгоград-Каменск-Шахтинский – граница с Украиной и Р-228 Сызрань-Саратов-Волгоград. Все они входят в состав евразийских маршрутов. Объект включен в Федеральный проект «Развитие федеральной магистральной сети»: обход Волгограда является частью международного транспортного коридора «Север-Юг», а также обеспечивает доступ к морским путям Каспийского бассейна.
Распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 28 мая 2020 года № 1597-р «Об утверждении документации по планировке территории объекта «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-22 «Каспий» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Тамбов – Волгоград – Астрахань. Строительство автомобильной дороги Р-22 «Каспий» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Тамбов – Волгоград – Астрахань. Строительство автомобильной дороги Р-22 «Каспий» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Тамбов – Волгоград – Астрахань на участке обхода г. Волгограда, Волгоградская область» 2 этап» утверждена документация по планировке территории Объекта.
Земельные участки, части земельных участков, указанные в документации по планировке территории и попадающие в границы строительства и реконструкции объекта, подлежат изъятию для государственных нужд Российской Федерации и предоставлению в постоянное (бессрочное) пользование ФКУ Упрдор Москва-Волгоград.
Земельные участки, вошедшие в границы полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения предназначены исключительно для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги и дорожных сооружений, являющихся ее технологической частью (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы), размещение каких-либо иных объектов в полосе отвода автомобильной дороги, не являющихся ее технологической частью и не связанных с дорогой не допускается; земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги в своей совокупности образуют саму федеральную автомобильную дорогу как объект транспортной инфраструктуры и как объект недвижимого имущества, в связи с чем, могут находиться исключительно в федеральной собственности, нахождение указанных земельных участков в частной собственности физических и юридических лиц является недопустимым.
В целях обеспечения реализации проекта «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-22 «Каспий» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Тамбов – Волгоград – Астрахань. Строительство автомобильной дороги Р-22 «Каспий» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Тамбов – Волгоград – Астрахань. Строительство автомобильной дороги Р-22 «Каспий» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Тамбов – Волгоград – Астрахань на участке обхода г. Волгограда, Волгоградская область» 2 этап», было принято распоряжение Росавтодор от 02 августа 2021 года № 2786-р «Об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков и объектов недвижимого имущества в целях обеспечения реализации проекта «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-22 «Каспий» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Тамбов – Волгоград – Астрахань. Строительство автомобильной дороги Р-22 «Каспий» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Тамбов – Волгоград – Астрахань. Строительство автомобильной дороги Р-22 «Каспий» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Тамбов – Волгоград – Астрахань на участке обхода г. Волгограда, Волгоградская область» 2 этап», во исполнение которого образован земельный участок с кадастровым номером № (категория земель: Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: автомобильный транспорт), площадью 10 026 кв.м., расположенный по адресу: обл. Волгоградская, р-н Городищенский, участок находится примерно в 1,5 км. от ориентира по направлению на запад, попадающий в зону строительства Объекта.
Указанный земельный участок, принадлежащий ФИО2 на праве собственности, образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером № (категория земель: Земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения крестьянского хозяйства), площадью 59007 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в соответствии с частью 1 распоряжения Росавтодор от 02 августа 2021 года № 2786-р подлежит изъятию в установленном порядке для нужд Российской Федерации. Изымаемый земельный участок сервитутами не обременен. Обязанность по обеспечению в установленном порядке комплекса мероприятий в целях изъятия данного земельного участка возложена на ФКУ Упрдор Москва-Волгоград.
Письмом № 01-05/11-2683 от 12 августа 2021 года ФКУ Упрдор Москва-Волгоград уведомило ответчика о принятом решении уполномоченного федерального органа исполнительной власти, направив копию распоряжения Росавтодор от 02 августа 2021 года № 2786-р заказным письмо с уведомлением, которое было вручено адресату 08 сентября 2021 года.
В соответствии с отчетом об оценке от 08 сентября 2021 года № 236/2021, подготовленным оценочной организацией ООО «НОКС», денежная сумма, подлежащая уплате посредством перечисления ответчику составляет 31 200 рублей.
Во исполнение требований действующего законодательства 22 сентября 2021 года посредством почтовой связи ответчику направлено сопроводительным письмом от 15 сентября 2021 года № 01-05/05-3118: соглашение об изъятии объекта недвижимости для государственных нужд путем выкупа в отношении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 10 026 кв.м., образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, а также копии выписок из ЕГРН и отчет об оценке от 08 сентября № 236/2021. Однако, указанное письмо 27 октября 2021 года возвращено отправителю в связи с неудачной попыткой вручения ответчику.
В связи с тем, что ответчик соглашение о выкупе изымаемых для федеральных нужд земельного участка до настоящего времени не подписал, не выражал несогласия с суммой изъятия, при этом, отсутствие согласия собственника на изъятие земельного участка препятствует истцу в выполнении задач, возложенных государственной программой и нарушает права и законные интересы Российской Федерации, истец просил суд изъять для государственных нужд Российской Федерации путем прекращения права собственности ФИО2 земельный участок с кадастровым номером № (категория земель: Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: автомобильный транспорт), площадью 10 026 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером № (категория земель: Земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения крестьянского хозяйства), площадью 59007 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>; прекратить зарегистрированное в ЕГРН право собственности ФИО2 на изымаемый земельный участок с кадастровым номером №; истцу выплатить ответчику за изымаемый земельный участок возмещение в размере 31 200 рублей, установив следующие условия возмещения: возмещение стоимости изымаемого имущества выплачивается ФКУ Упрдор Москва-Волгоград после вступления решения суда по настоящему делу в законную силу путем перечисления денежных средств на счет ФИО2; ответчик обязан в течение 15 календарных дней с даты вступления настоящего решения в законную силу официально (письмом) предоставить истцу банковские реквизиты расчетного счета (в полном объеме) для оплаты стоимости возмещения изъятого земельного участка; в случае отказа или уклонения ФИО2 предоставить реквизиты расчетного счета более 15 календарных дней после вступления решения суда по настоящему делу в законную силу, денежные средства, составляющие стоимость изъятого недвижимого имущества вносятся истцом в соответствии со статьей 327 Гражданского кодекса Российской Федерации на депозит нотариуса г. Волгограда или Волгоградской области; указать, что настоящее решение суда является основанием для Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области для государственной регистрации прекращения права собственности ФИО2 на земельный участок, площадью 10 026 кв.м., с кадастровым номером <адрес>, перехода и возникновения права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок, а также просит обратить к немедленному исполнению решение суда в части изъятия земельного участка у ответчика, прекращения права собственности ФИО2, перехода и возникновения права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером №.
В ходе судебного разбирательства представитель истца неоднократно уточнял исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и просил суд изъять для государственных нужд Российской Федерации путем прекращения права собственности ФИО2 земельный участок с кадастровым номером № (категория земель: Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: автомобильный транспорт), площадью 10 026 кв.м., расположенный по адресу: обл. Волгоградская, р-н Городищенский, участок находится примерно в 1,5 км. от ориентира по направлению на запад, образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером № (категория земель: Земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения крестьянского хозяйства), площадью 59007 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>; ФКУ Упрдор Москва-Волгоград выплатить ФИО2 за изымаемый земельный участок возмещение в размере 51 950 рублей, установив следующие условия возмещения: возмещение стоимости изымаемого имущества выплачивается ФКУ Упрдор Москва-Волгоград после вступления решения суда по настоящему делу в законную силу путем перечисления денежных средств на счет ФИО2; ответчик обязан в течение 15 календарных дней с даты вступления настоящего решения в законную силу официально (письмом) предоставить истцу банковские реквизиты расчетного счета (в полном объеме) для оплаты стоимости возмещения изъятого земельного участка; в случае отказа или уклонения ФИО2 от предоставления реквизитов расчетного счета более 15 календарных дней после вступления решения суда по настоящему делу в законную силу, денежные средства, составляющие стоимость изъятого недвижимого имущества вносятся ФКУ Упрдор Москва-Волгоград в соответствии со статьей 327 Гражданского кодекса Российской Федерации на депозит нотариуса г. Волгограда или Волгоградской области; указать, что настоящее решение суда является основанием для Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> для государственной регистрации прекращения права собственности ФИО2 на исходный земельный участок с кадастровым номером № (категория земель: Земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения крестьянского хозяйства), площадью 59 007 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с одновременной регистрацией права собственности ФИО2 на сохраняющийся у него после изъятия земельный участок с кадастровым номером №, площадью 48 978 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (категория земель: Земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения крестьянского хозяйства); обратить к немедленному исполнению решение суда в части изъятия земельного участка у ФИО2, возникновения права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером №, прекращения права собственности ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером № и регистрации права собственности ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером на земельный участок с кадастровым номером №.
В судебном заседании представитель истца ФКУ Упрдор Москва-Волгоград по доверенности ФИО1 исковые требования с учетом уточнения поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить их в полном объеме.
Ответчик ФИО2 и его представитель по доверенности и ордеру ФИО3 в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований, указывая, что раздел земельного участка и образование из него земельного участка приведет к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ имеющегося земельного участка, чересполосице, невозможности размещения планируемых объектов недвижимости (с учетом требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм), а также к ограничению доступа к земельному участку, с учетом уже имеющихся ограничений использования указанного земельного участка, оставшегося после процедуры изъятия, как следствие невозможности его использования в соответствии с разрешенным использованием. В данный момент Арбитражным судом г. Москвы рассматривается законность самого факта изъятия у ответчика части земельного участка, как нарушающее положения ч. 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации. Кроме того, в заключении проведенной по данному делу экспертизы отсутствуют ссылки и характеристики объектов аналогов, в том числе адреса, кадастровые номера, в исследовательской части не содержится информация, по каким критериям отбирались объекты- аналоги и исключились другие. По неизвестным причинам эксперт не рассматривал иной способ использования земельного участия (в частности в соответствии с представленным инвестиционным проектом), не содержатся критерии отбора объектов-аналогов (чтобы стороны имели возможность самостоятельно их проверить), не содержится выборка с иных открытых источников, кроме сайта авито. Эксперт не указывает дату, на которую осуществлена оценка, что противоречит положениям статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации. Представленные экспертом объекты-аналоги имели место после даты, на которую должна была быть произведена оценка (02 августа 2021 года), что нарушает положения пункта 19 ФСО№1. В тексте заключения имеются противоречия в части использования земельного участка по назначению. Немедленное исполнение решения суда об изъятии части земельного участка для производства строительных работ приведен к последующей невозможности использования, как изымаемой части земельного участка, так и оставшейся части земельного участка по назначению, поскольку производство строительных работ ведет к уничтожению плодородного слоя земли, и истцу невозможно обеспечить поворот исполнения на случай отмены решения суда. В удовлетворении исковых требований просят отказать.
Представитель третьего лица Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области в судебное заседание не явился, представил объяснения, в которых просит рассмотреть дело без его участия, при вынесении решения по данному делу полагается на усмотрение суда.
Представитель третьего лица ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно положениям пункта 1 статьи 279 Гражданского кодекса РФ, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется:
1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок;
2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности;
3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком (пункт 2 статьи 279 Гражданского кодекса РФ).
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством (пункт 3 статьи 279 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 279 Гражданского кодекса РФ правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.
Согласно пункту 6 статьи 279 Гражданского кодекса РФ сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее – соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 49 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
В соответствии с частью 1 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 4 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ, образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в случае образования земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56.2 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения.
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса (пункт 4 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 9 статьи 56.6 Земельного кодекса РФ переход прав на земельные участки, подлежащие изъятию, и (или) на расположенные на них объекты недвижимого имущества, а также образование из таких земельных участков или иных объектов недвижимого имущества новых земельных участков или объектов недвижимого имущества не влечет за собой необходимость принятия нового решения об изъятии земельных участков или о внесении изменений в ранее принятое решение об изъятии.
В силу пункта 2 статьи 281 Гражданского кодекса РФ при определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Из положений пункта 2 указанной статьи следует, что при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения (пункт 4 статьи 281 Гражданского кодекса РФ).
В силу положений статьи 282 Гражданского кодекса РФ, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.
Согласно пункту 3 статьи 55 Гражданского кодекса РФ выкупная цена земельного участка определяется в порядке, установленном гражданским законодательством. При этом в силу пункта 1 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации убытки, причиненные нарушением прав собственника (пользователя) земельного участка, подлежат возмещению в полном объеме в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
По смыслу пунктов 1, 7, 10 статьи 56.8 Земельного кодекса РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее – размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Размер возмещения определяется не позднее чем за шестьдесят дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости.
Отчет об оценке, составленный в целях определения размера возмещения, рыночной стоимости земельного участка, предоставляемого в собственность взамен изымаемого, или рыночной стоимости права, на котором предоставляется земельный участок взамен изымаемого, действителен вплоть до подписания в соответствии со статьей 56.9 настоящего Кодекса соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо до решения суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
В силу статьи 56.10 Земельного кодекса РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 настоящего Кодекса (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящей статьи), а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство.
Проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.
Проект соглашения об изъятии недвижимости направляется заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, который: 1) указан правообладателем изымаемой недвижимости в соответствии с пунктом 12 статьи 56.6 настоящего Кодекса или при отсутствии данного адреса по адресу, который указан таким правообладателем в качестве адреса для связи с ним в ходе выявления лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд; 2) указан в выписке из Единого государственного реестра недвижимости (в отсутствие сведений о почтовых адресах, указанных в подпункте 1 настоящего пункта); 3) присвоен изымаемым объектам недвижимого имущества (в отсутствие сведений об адресах, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта).
Проект соглашения об изъятии недвижимости считается полученным правообладателем изымаемой недвижимости со дня вручения ему предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи заказного письма или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом «О почтовой связи» данного заказного письма, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи (пункт 6 статьи 56.10 Земельного кодекса РФ).
В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости (пункт 10 статьи 56.10 Земельного кодекса РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте (пункт 1 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 года № 374).
В силу подпункта 5.4.1 (1) пункта 5 указанного Положения, Федеральное дорожное агентство в установленной сфере деятельности осуществляет принятие решений об изъятии для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, а также о резервировании земель для указанных целей.
ФКУ Упрдор Москва-Волгоград на основании пункта 1.2 Устава, утвержденного приказом Федерального дорожного агентства от 24 августа 2015 года № 801, учреждение является федеральным казенным учреждением, предназначенным для осуществления функций по оказанию государственных услуг в сфере дорожного хозяйства, осуществления оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» утверждены целевые показатели по стратегическому развитию и национальные проекты (программы).
В рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» (2018-2024 годы), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 года № 1596, (Федеральный проект «Развитие федеральной магистральной сети» - содействие совершенствованию дорожных сетей в субъектах Российской Федерации путем предоставления субъектам Российской Федерации межбюджетных трансферов из федерального бюджета на финансовое обеспечение дорожной деятельности, в том числе для обеспечения прироста протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального и местного значения, соответствующих нормативным требования к транспортно-эксплуатационным показателям в результате строительства и реконструкции автомобильных дорог за период 2021-2023 годов до 542,6 кв.), ФКУ Упрдор Москва-Волгоград выполняет мероприятия по реализации вышеуказанной государственной программы, в частности проекта: «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-22 «Каспий» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Тамбов – Волгоград – Астрахань. Строительство автомобильной дороги Р-22 «Каспий» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Тамбов – Волгоград – Астрахань на участке обхода г. Волгограда, Волгоградская область» 2 этап» (далее – Объект).
Строительство обхода Волгограда идет в Городищенском и Светлоярском районах, где сходятся сразу несколько федеральных автодорог: Р-22 «Каспий», А-260 Волгоград-Каменск-Шахтинский – граница с Украиной и Р-228 Сызрань-Саратов-Волгоград. Все они входят в состав евразийских маршрутов. Объект включен в Федеральный проект «Развитие федеральной магистральной сети»: обход Волгограда является частью международного транспортного коридора «Север-Юг», а также обеспечивает доступ к морским путям Каспийского бассейна.
Распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 28 мая 2020 года № 1597-р «Об утверждении документации по планировке территории объекта «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-22 «Каспий» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Тамбов – Волгоград – Астрахань. Строительство автомобильной дороги Р-22 «Каспий» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Тамбов – Волгоград – Астрахань. Строительство автомобильной дороги Р-22 «Каспий» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Тамбов – Волгоград – Астрахань на участке обхода г. Волгограда, Волгоградская область» 2 этап» утверждена документация по планировке территории Объекта.
Земельные участки, части земельных участков, указанные в документации по планировке территории и попадающие в границы строительства и реконструкции объекта, подлежат изъятию для государственных нужд Российской Федерации и предоставлению в постоянное (бессрочное) пользование ФКУ Упрдор Москва-Волгоград.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса (пункт 15 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 № 257-ФЗ).
На основании пункта 3 статьи 25 Федерального закона от 08 ноября 2007 № 257-ФЗ в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещаются:
1) выполнение работ, не связанных со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, а также с размещением объектов дорожного сервиса;
2) размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса;
3) распашка земельных участков, покос травы, осуществление рубок и повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта, за исключением работ по содержанию полосы отвода автомобильной дороги или ремонту автомобильной дороги, ее участков;
4) выпас животных, а также их прогон через автомобильные дороги вне специально установленных мест, согласованных с владельцами автомобильных дорог;
5) установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения;
6) установка информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к обеспечению безопасности дорожного движения или осуществлению дорожной деятельности.
Таким образом, земельные участки, вошедшие в границы полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения предназначены исключительно для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги и дорожных сооружений, являющихся ее технологической частью (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы), размещение каких-либо иных объектов в полосе отвода автомобильной дороги, не являющихся ее технологической частью и не связанных с дорогой не допускается; земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги в своей совокупности образуют саму федеральную автомобильную дорогу как объект транспортной инфраструктуры и как объект недвижимого имущества, в связи с чем, могут находиться исключительно в федеральной собственности, нахождение указанных земельных участков в частной собственности физических и юридических лиц является недопустимым.
В целях обеспечения реализации проекта «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-22 «Каспий» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Тамбов – Волгоград – Астрахань. Строительство автомобильной дороги Р-22 «Каспий» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Тамбов – Волгоград – Астрахань. Строительство автомобильной дороги Р-22 «Каспий» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Тамбов – Волгоград – Астрахань на участке обхода г. Волгограда, Волгоградская область» 2 этап», в соответствии с Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 года № 1596 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», подпунктом 5.4.1 (1) пункта 5 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 года № 374, приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 августа 2020 года № 313 «Об утверждении Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения», распоряжением Федерального дорожного агентства от 28 мая 2020 года № 1597-р «Об утверждении документации по планировке территории объекта «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-22 «Каспий» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Тамбов – Волгоград – Астрахань. Строительство автомобильной дороги Р-22 «Каспий» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Тамбов – Волгоград – Астрахань. Строительство автомобильной дороги Р-22 «Каспий» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Тамбов – Волгоград – Астрахань на участке обхода г. Волгограда, Волгоградская область» 2 этап», обращениями ФКУ Упрдор Москва-Волгоград от 13 июля 2021 года № 01-05/11-639-Э, 27 июля 2021 года № 01-05/11695-Э, было принято распоряжение Росавтодор от 02 августа 2021 года № 2786-р «Об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков и объектов недвижимого имущества в целях обеспечения реализации проекта «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-22 «Каспий» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Тамбов – Волгоград – Астрахань. Строительство автомобильной дороги Р-22 «Каспий» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Тамбов – Волгоград – Астрахань. Строительство автомобильной дороги Р-22 «Каспий» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Тамбов – Волгоград – Астрахань на участке обхода г. Волгограда, Волгоградская область» 2 этап».
Во исполнение указанного распоряжения Росавтодор от 02 августа 2021 года № 2786-р образован земельный участок с кадастровым номером № (категория земель: Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: автомобильный транспорт), площадью 10 026 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, попадающий в зону строительства объекта: «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-22 «Каспий» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Тамбов – Волгоград – Астрахань. Строительство автомобильной дороги Р-22 «Каспий» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Тамбов – Волгоград – Астрахань. Строительство автомобильной дороги Р-22 «Каспий» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Тамбов – Волгоград – Астрахань на участке обхода г. Волгограда, Волгоградская область» 2 этап».
Земельный участок, принадлежащий ФИО2 на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 17 августа 2021 года внесена запись регистрации № №, образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером № (категория земель: Земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения крестьянского хозяйства), площадью 59007 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в соответствии с пунктом 1 распоряжения Росавтодор от 02 августа 2021 года № 2786-р подлежит изъятию в установленном порядке для нужд Российской Федерации. Изымаемый земельный участок сервитутами не обременен.
Пунктом 2 указанного распоряжения Росавтодор от 02 августа 2021 года № 2786-р обязанность по обеспечению в установленном порядке комплекса мероприятий в целях изъятия данного земельного участка возложена на ФКУ Упрдор Москва-Волгоград.
На основании пункта 11 статьи 56.6 Земельного кодекса РФ, правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом «О почтовой связи» предусмотренного подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи заказного письма.
Во исполнение указанных требований закона, ФКУ Упрдор Москва-Волгоград письмом № 01-05/11-2683 от 12 августа 2021 года уведомило ответчика о принятом решении уполномоченного федерального органа исполнительной власти, направив копию распоряжения Росавтодор от 02 августа 2021 года № 2786-р заказным письмо с уведомлением, которое было вручено адресату 08 сентября 2021 года, что подтверждается сведениями об отслеживании почтового отправления, размещенными на официальном сайте Почты России.
В соответствии с отчетом об оценке от 08 сентября 2021 года №236/2021, подготовленным оценочной организацией ООО «НОКС», денежная сумма, подлежащая уплате посредством перечисления ответчику, составляет 31 200 рублей (НДС не облагается), в том числе: рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, составляет 30 500 рублей (НДС не облагается); рыночная стоимость права требования убытков, причиненных гражданину изъятием земельного участка с кадастровым номером №, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, в целях обеспечения реализации проекта, составляет 700 рублей (НДС не облагается).
Во исполнение вышеуказанных требований земельного законодательства, 22 сентября 2021 года истец посредством почтовой связи направил ответчику сопроводительным письмом от 15 сентября 2021 года № № 01-05/05-3118: соглашение об изъятии объекта недвижимости для государственных нужд путем выкупа в отношении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 10 026 кв.м., образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, а также копии выписок из ЕГРН и отчет об оценке от 08 сентября № 236/2021.
Однако, указанное письмо 27 октября 2021 года возвращено отправителю в связи с неудачной попыткой вручения ответчику, что подтверждается сведениями об отслеживании почтового отправления, размещенными на официальном сайте Почты России.
В соответствии с пунктом 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса РФ, согласно которому заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Исходя из положений пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса РФ и пункта 6 статьи 56.10 Земельного кодекса РФ копия решения об изъятии земельного участка и соответствующий проект соглашения об изъятии считаются полученными ФИО2 со дня возврата указанного заказного письма, то есть с 28 октября 2021 года.
В пункте 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» даны разъяснения, согласно которым бремя доказывания факта направления (осуществления) сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение.
Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения.
Таким образом, истец действовал в установленном порядке, принимая для этого необходимые меры осмотрительности и заботливости. При этих своих действиях истец правомерно полагался на достоверность общедоступных сведений государственного реестра о почтовом адресе подлежащей изъятию недвижимости, по которому, в отсутствие иных сведений о месте жительства его собственников, оно было обязано направлять юридически значимые сообщения.
Учитывая, что ответчик до настоящего времени соглашение о выкупе изымаемых для федеральных нужд земельного участка не подписал, не выражал несогласия с суммой изъятия, при этом, отсутствие согласия собственника на изъятие земельного участка препятствовало истцу в выполнении задач, возложенных государственной программой Российской Федерации «Развитие транспортной системы (2018-2024 года), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 года № 1596 и Федеральным проектом «Развитие федеральной магистральной сети», что влечет нарушение прав и законных интересов Российской Федерации, в связи с этим, истец, в пределах своей компетенции, обратился в суд с настоящим иском с целью принудительного изъятия земельного участка.
Принимая во внимание, что между сторонами возник спор относительно размера выкупной стоимости изымаемого земельного участка, определением суда от 21 февраля 2022 года по ходатайству представителя ответчика ФИО2 по данному гражданскому делу была назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой поручено Автономной некоммерческой организации «Судебно-экспертный центр».
Согласно выводам заключения эксперта Автономной некоммерческой организации «Судебно-экспертный центр» № 03/34-2022 от 25 апреля 2022 года размер рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером №, площадью 10 026 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером № (категория земель: Земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения крестьянского хозяйства), площадью 59 007 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, составляет 51 600 рублей.
Размер убытков, причиняемых гражданину изъятием земельного участка с кадастровым номером №, площадью 10 026 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером № (категория земель: Земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения крестьянского хозяйства), площадью 59 007 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в том числе упущенную выгоду при изъятии указанного земельного участка с кадастровым номером №, составляет 350 рублей.
При определении размера рыночной стоимости спорного земельного участка и убытков, причиняемых гражданину изъятием данного участка с кадастровым номером №, суд считает необходимым руководствоваться указанным заключением эксперта, поскольку основания для сомнения в правильности выводов эксперта отсутствуют. Выводы эксперта последовательны, не противоречат материалам дела и согласуются с другими доказательствами по делу.
Оценивая результаты проведенной экспертизы в совокупности с иными представленными сторонами доказательствами, суд соглашается с выводами данной экспертизы, поскольку указанное заключение эксперта в полном объеме отвечает требованиям статьи 86 Гражданского процессуального кодекса РФ, содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в их результате выводы и научно обоснованные ответы на поставленные вопросы, в обоснование сделанных выводов эксперт приводит соответствующие данные из представленных в распоряжение эксперта материалов, указывает на применение методов исследований, основывается на исходных объективных данных, эксперт предупрежден об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 307 Уголовного кодекса РФ, ему были разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьей 85 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Таким образом, суд считает необходимым установить размер возмещения, подлежащий оплате ФИО2 за изымаемый земельный участок с кадастровым номером №, площадью 10 026 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной 51 950 рублей.
Разрешая спор, суд исходит из того, что решение об изъятии спорного земельного участка принято уполномоченным органом с соблюдением порядка изъятия. Учитывая необходимость изъятия земельного участка для государственных нужд, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Суд находит несостоятельными доводы стороны ответчика о том, что в заключении проведенной по данному делу экспертизы отсутствуют ссылки и характеристики объектов аналогов, в том числе адреса, кадастровые номера, в исследовательской части не содержится информация, по каким критериям отбирались объекты- аналоги и исключились другие; по неизвестным причинам эксперт не рассматривал иной способ использования земельного участия (в частности в соответствии с представленным инвестиционным проектом), не содержатся критерии отбора объектов-аналогов (чтобы стороны имели возможность самостоятельно их проверить), не содержится выборка с иных открытых источников, кроме сайта авито; не указана дата, на которую осуществлена оценка, что противоречит положениям статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации; представленные экспертом объекты-аналоги имели место после даты, на которую должна была быть произведена оценка (02 августа 2021 года), что нарушает положения пункта 19 ФСО№1; в тексте заключения имеются противоречия в части использования земельного участка по назначению, по следующим основаниям.
Заключение эксперта № 03/34-2022 от 25 апреля 2022 года судом принято в качестве допустимого и достоверного доказательства по делу, поскольку оно в полной мере соответствует положениям пункта 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Несогласие ответчика с заключением эксперта сводится к субъективной оценке данного доказательства, не опровергнутого в установленном порядке, а также не может служить основанием для назначения повторной судебной экспертизы в соответствии со статьей 79 Гражданского процессуального кодекса РФ. Ответчиком на момент вынесения решения суда не представлены в материалы дела доказательства, свидетельствующие об иной стоимости ущерба за изымаемый земельный участок.
Заключение эксперта № 03/34-2022 от 25 апреля 2022 года выполнено с соблюдением требований, предъявляемых к производству экспертизы, содержит все предусмотренные законодательством разделы и сведения и включает в себя общую информацию, идентифицирующую объект оценки, результаты оценки, полученные при применении использованных оценщиком подходов и методов оценки, заключение об итоговой величине стоимости объекта оценки, применяемые стандарты оценочной деятельности.
В заключении экспертом приведена мотивация расчетов, при которых учитывались сведения по рынку продаж аналогичных объектов с учетом местоположения, физических характеристик.
Кроме того, отклоняя довод ответчика о том, что представленные экспертом объекты-аналоги имели место после даты, на которую должна была быть произведена оценка (02 августа 2021 года), суд считает необходимым отметить, что по смыслу пункта 2 статьи 281 Гражданского кодекса РФ, если собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.
Как следует из заключения, экспертом были выбраны наиболее подходящие объекты-аналоги для оценки спорного недвижимого имущества, из представленных на рынке. При подборе объектов-аналогов эксперт исходил из допущения, что они расположены на территории Городищенского района Волгоградской области, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, расположенные в незначительном удалении от транспортных магистралей.
Доводы стороны ответчика о наличии противоречий в тексте заключения в части использования земельного участка по назначению, судом также отклоняются, поскольку как следует из заключения эксперта № 03/34-2022 от 25 апреля 2022 года, приходя к выводу о том, что размер упущенной выгоды равен 0, эксперт ссылается на Методические рекомендации по составлению, актуализации и экспертизе отчетов об оценке объектов недвижимого имущества, изымаемых и (или) предоставляемых в рамках Федерального закона № 310-ФЗ, включающих расчет платы за установление сервитута и (или) расчет размера убытков, разработанные Национальным советом по оценочной деятельности, утвержденные решением Национального совета по оценочной деятельности (протокол от 23 декабря 2009 года № 51). Так, согласно разделу 7.7 «Определение размера упущенной выгоды» указанных Методических рекомендаций, определение размера упущенной выгоды осуществляется путем дисконтирования будущих неполученных за период восстановления нарушенного производства денежных потоков, которые обладатели прав на земельные участки получили бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы их права не были нарушены. Следует отменить, что определение размера упущенной выгоды производится только в том случае, если предпринимательская деятельность осуществляется в соответствии с законодательством РФ.
При этом, как следует из материалов дела, ФИО2 с 26 февраля 2018 года осуществлял предпринимательскую деятельностью в форме крестьянско-фермерского хозяйства, которое прекратило деятельность 07 мая 2021 года, о чем внесена соответствующая запись в ЕГРИП.
Не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства и доводы ответчика о том, что раздел земельного участка и образование из него земельного участка приведет к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ имеющегося земельного участка, чересполосице, невозможности размещения планируемых объектов недвижимости (с учетом требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм), а также к ограничению доступа к земельному участку, с учетом уже имеющихся ограничений использования указанного земельного участка, оставшегося после процедуры изъятия, как следствие невозможности его использования в соответствии с разрешенным использованием, поскольку надлежащих доказательств в подтверждение данного довода в соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ не представлено.
Суд также находит несостоятельными доводы ответчика о том, что при определении размер рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № и размера убытков, причиняемых изъятием указанного земельного участка, не принят во внимание представленный им инвестиционный проект: «Строительство комплекса хранилищ сельскохозяйственной продукции, расположенного по адресу: <адрес>, поскольку в ходе рассмотрения дела судом установлено, что на изымаемом земельном участке с кадастровым номером № какие-либо объекты недвижимости отсутствуют.
Положение части 1 статьи 212 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривает, что суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» разъяснено, что обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в статье 212 Гражданского процессуального кодекса РФ, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.
Принимая во внимание, что в исковом заявлении содержится просьба истца об обращении решения суда к немедленному исполнению, а также учитывая сроки, предусмотренные государственной программой Российской Федерации «Развитие транспортной системы (2018-2024 года), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 года № 1596, Федеральным проектом «Развитие федеральной магистральной сети», государственным контрактом № 89/20 на выполнение дорожных работ по строительству автомобильной дороги от 05 декабря 2020 года, по которому срок окончания выполнения строительно-монтажных работ по объекту «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-22 «Каспий» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Тамбов – Волгоград – Астрахань. Строительство автомобильной дороги Р-22 «Каспий» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Тамбов – Волгоград – Астрахань на участке обхода г. Волгограда, Волгоградская область», составляет - 30 сентября 2024 года, суд признает указанные обстоятельства особыми и приходит к выводу о необходимости обратить к немедленному исполнению настоящее решение суда в части изъятия земельного участка у ФИО2, возникновения права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером №, прекращения права собственности ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером № и регистрации права собственности ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером №.
Руководствуясь положениями статей 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковые требования Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва - Волгоград Федерального дорожного агентства» к ФИО2 об изъятии для нужд Российской Федерации путем прекращения права собственности земельного участка с выплатой компенсации за изымаемый земельный участок – удовлетворить.
Изъять для нужд Российской Федерации путем прекращения права собственности ФИО2 земельный участок с кадастровым номером № (категория земель: Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: автомобильный транспорт), площадью 10 026 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером № (категория земель: Земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения крестьянского хозяйства) площадью 59 007 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Установить размер возмещения, подлежащий оплате ФИО2 за изымаемый земельный участок с кадастровым номером №, площадью 10 026 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, и размер убытков, причиненных правообладателю, в общем размере 51 950 рублей, установив следующие условия возмещения:
- возмещение стоимости изымаемого имущества выплачивается Федеральным казенным учреждением «Управление автомобильной магистрали Москва - Волгоград Федерального дорожного агентства» после вступления решения суда по настоящему делу в законную силу путем перечисления денежных средства на счет ФИО2;
- ФИО2 обязан в течение 15 календарных дней с даты вступления настоящего решения в законную силу официально (письмом) предоставить в Федеральное казенное учреждение «Управление автомобильной магистрали Москва - Волгоград Федерального дорожного агентства» банковские реквизиты расчетного счета (в полном объеме) для оплаты стоимости возмещения изъятого земельного участка;
- в случае отказа или уклонения ФИО2 от предоставления реквизитов расчетного счета более 15 календарных дней после вступления решения суда по настоящему делу в законную силу, денежные средства, составляющие стоимость изъятого недвижимого имущества, вносятся Федеральным казенным учреждением «Управление автомобильной магистрали Москва - Волгоград Федерального дорожного агентства» в соответствии со ст. 327 Гражданского кодекса РФ на депозит нотариуса г. Волгограда или Волгоградской области.
Настоящее решение суда является основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 10 026 кв.м. с кадастровым номером №.
Настоящее решение суда является основанием для государственной регистрации прекращения права собственности ФИО2 на исходный земельный участок с кадастровым номером № (категория земель: Земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения крестьянского хозяйства) площадью 59 007 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с одновременной регистрацией права собственности ФИО2 на сохраняющийся у него после изъятия земельный участок с кадастровым номером №, площадью 48 978 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (категория земель: Земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения крестьянского хозяйства).
Решение суда в части изъятия земельного участка у ФИО2, возникновения права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером №, прекращения права собственности ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером № и регистрации права собственности ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером №, в силу положений ст. 212 Гражданского процессуального кодекса РФ обратить к немедленному исполнению.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Городищенский районный суд Волгоградской области в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированный текст решения в окончательной форме изготовлен 27 мая 2022 года.
Судья Е.Н. Елистархова