Дело № 2-1090/2021
УИД 86RS0007-01-2021-001318-09
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Нефтеюганский районный суд Ханты - Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Фоменко И.И., при секретаре судебного заседания Емельяновой Е.В., с участием представителя истца ФИО1, ответчиков ФИО2 и ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации города Нефтеюганска к ФИО2, ФИО3 об истребовании имущества (земельного участка) из чужого незаконного владения,
установил:
Администрация г.Нефтеюганска обратилась в суд с иском, в котором просит обязать ответчиков ФИО2 и ФИО3 в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу освободить самовольно занятый земельный участок площадью № кв.м. от размещенного на нем строения, расположенного по адресу: (адрес) со следующими координатами:
X Y
(иные данные)
(иные данные)
(иные данные)
(иные данные)
(иные данные)
В случае неисполнения решения суда в установленный срок, предоставить Администрации право самостоятельно освободить самовольно занятый земельный участок с возмещением расходов за счет ответчиков.
Свои требования истец мотивировал тем, что в настоящее время на территории г.Нефтеюганска осуществляются мероприятия по расселению и ликвидации приспособленных для проживания строений в соответствии с государственной программой ХМАО - Югры «Развитие жилищной сферы» (утв. постановлением Правительства ХМАО - Югры от 05.10.2018 № 346-п), в соответствии с которой, постановлением администрации г.Нефтеюганска от 15.11.2018 № 602-п утверждена муниципальная программа «Развитие жилищной сферы города Нефтеюганска», в рамках которой постановлением администрации г.Нефтеюганска от 18.03.2019 № 67-нп утвержден Порядок реализации мероприятий по расселению и ликвидации приспособленных для проживания строений, расположенных на территории г. Нефтеюганска; указанный Порядок определяет условия, размер и порядок расселения посредством предоставления субсидии или социальной выплаты - меры социальной поддержки, направленной на обеспечение жилыми помещениями.
Ответчики, проживая в спорном строении, 23.06.2020 обращались в Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска с целью признания их участниками вышеуказанных мероприятий, в чем им 10.09.2020 было отказано, в связи с отсутствием документов, подтверждающих их проживание в строении по состоянию на 01.01.2012.
Согласно сведениям службы муниципального контроля на земельном участке по указанному адресу расположено, приспособленное для проживания одноэтажное деревянное строение с двускатной крышей и туалет. Строение подключено к электричеству, имеется спутниковая антенна. Земельный участок частично огорожен деревянным забором, его площадь составляет № кв.м
Согласно выписки из реестра приспособленных для проживания строений, утвержденного приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска (далее – Департамент ЖКХ администрации г.Нефтеюганска) от 11.12.2012 №, спорному строению присвоен №, его пользователем значится ДВА, который не пользовался мерой государственной поддержки.
Спорный земельный участок находится в ведении муниципального образования город Нефтеюганск, решение о его предоставлении в установленном законом порядке под строительство индивидуального жилого дома не принималось, каким-либо физическим или юридическим лицам он не предоставлялся, разрешение на строительство не выдавалось. Право собственности на строение, размещенное на спорном земельном участке, в установленном порядке не зарегистрировано, тем самым ответчики самовольно произвели его размещение на земельном участке, не имея на то законных оснований.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования уточнила в части определения координат земельного участка, поддержав их по доводам искового заявления.
Ответчики в судебном заседании с требованиями об освобождении земельного участка согласились, просили предоставить им больше времени для этого, пояснив суду, что спорное строение купили в 2017г. и с этого времени проживают в нем, не имея другого жилья и оставаясь зарегистрированными в проданной матерью квартире.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 2 статьи 214 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
В силу положений пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса.
Согласно частям 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
По смыслу же статьи 60 ЗК РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, в том числе, в случае самовольного занятия земельного участка путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Судом установлено, что в настоящее время на территории г.Нефтеюганска осуществляются мероприятия по расселению и ликвидации приспособленных для проживания строений в соответствии с государственной программой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы», утвержденной Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 № 346-п.
Постановлением администрации города Нефтеюганска от 15.11.2018 № 602-п утверждена муниципальная программа «Развитие жилищной сферы города Нефтеюганска», в рамках которой постановлением администрации г.Нефтеюганска от 18.03.2019 № 67-нп утвержден Порядок реализации мероприятий по расселению и ликвидации приспособленных для проживания строений, расположенных на территории города Нефтеюганска определяющий условия, размер и порядок расселения посредством предоставления субсидии или социальной выплаты меры социальной поддержки, направленной на обеспечение жилыми помещениями.
23.06.2020 ФИО2 обращался в Департамент ЖКХ администрации г.Нефтеюганска с заявлением о признании его с братом ФИО3 участниками мероприятия по расселению и ликвидации приспособленных для проживания строений, расположенных на территории г.Нефтеюганска, где в качестве адреса места своего проживания указал: (адрес) Тот факт, что ответчики проживают по указанному адресу, также подтверждается Актами фактического проживания в строении, приспособленном для проживания от 26.08.2020 и 16.02.2021, что не оспаривается и ими самими.
Однако, Уведомлением от 10.09.2020 ответчикам сообщено об отказе в признании участниками мероприятия, поскольку дата их вселения в приспособленное для проживание строение, расположенное по вышеуказанному адресу документально не установлена, не предоставлены документы подтверждающие вселение в вышеуказанное строение в период до 01.01.2012. В связи с чем, согласно Порядку мероприятий по расселению и ликвидации приспособленных для проживания строений, расположенных на территории города Нефтеюганска, утвержденных постановлением администрации города Нефтеюганска от 18.03.2019 № 67-нп, последние уведомлены о необходимости в течение 10 календарных дней с момента получения данного уведомления, освободить, приспособленное для проживания строение, а также расположенный под ним земельный участок.
Как следует из письма Департамента ЖКХ администрации г.Нефтеюганска от 05.11.2020, в настоящее время расселение и ликвидация приспособленных для проживания строений осуществляется согласно Порядку реализации мероприятий по расселению и ликвидации, приспособленных для проживания строений, расположенных на территории города Нефтеюганска, утверждённого Постановлением администрации города Нефтеюганска от 18.03.2019 № 67-нп с изменениями от 16.09.2020 № 140-нп. В реестре приспособленных для проживания строений, утвержденном приказом Департамента ЖКХ администрации г.Нефтеюганска от 11.12.2012 №, строение (адрес), значится под №, его пользователем указан ДВА, который не воспользовался мерой государственной поддержки. Информация о предоставлении строения, документах, являющихся основанием вселения ФИО2 и ФИО3 в указанное строение, в департаменте отсутствует. ФИО2 и ФИО3 жилое помещение по договору социального найма, субсидия или иная социальная выплата также не предоставлялись, последние в списках очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренных по договору социального найма, не состоят.
Как следует из письма Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г.Нефтеюганска от 08.02.2021, границы земельного участка с вышеуказанным адресом не формировались, адрес не присваивался, разрешение на строительство не выдавалось, уведомлений о планируемом строительстве не поступало, обращений о факте владения земельным участком и оформления прав на него не поступало, решение о предоставлении земельного участка не принималось.
Согласно Акту № 16 планового (рейдового) осмотра, обследования Службы муниципального контроля администрации г.Нефтеюганска от 09.02.2021, в ходе земельного контроля территории (адрес), по указанным в описательной части координатам, было выявлено приспособленное для проживания одноэтажное деревянное строение № с двускатной крышей и туалет. Строение электрифицировано, имеется спутниковая антенна. Земельный участок на местности огорожен частично деревянным забором, его площадь составляет № кв.м.
Согласно же сообщению Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г.Нефтеюганска от 02.04.2021 ответчики за предоставлением земельного участка и выдачей разрешения на строительство не обращались, такое разрешение им не выдавалось, земельный участок не формировался. Земельный участок территориально расположен в общественно-деловой зоне, не предусматривающей размещение индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что ответчики ФИО2 и ФИО3 используют спорный земельный участок в своих целях в отсутствие правоустанавливающих документов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, устранению других земельных правонарушений).
Согласно пункту 3 статьи 76 ЗК РФ, приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Из системного толкования статьи 125 ГК РФ, статей 6 и 29 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», статьи 8 ГК РФ, статей 11, 28, 29, 30, 32 ЗК РФ следует, что в компетенцию местных органов власти входят вопросы регулирования планировки и застройки территории муниципального образования; владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; выдача разрешений на строительство; предоставление земельных участков для строительства и реконструкции.
Следовательно, Администрация г.Нефтеюганска, доказав свое право на спорный земельный участок, вправе истребовать его у ответчиков, поскольку его использование со стороны последних носит неправомерный характер, без оформления земельно-правовых отношений.
Разрешая на основании статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вопрос об установлении для ответчиков срока освобождения спорного земельного участка, принимая во внимание, что на нем расположено строение, которое фактически используется для проживания длительный период времени, суд находит разумным установить срок исполнения решения суда в указанной части в течение 2-х месяцев со дня вступления его в законную силу.
Если же ответчики не исполнят решение суда в течение установленного срока, суд предоставляет право истцу совершить эти действия за их счет со взысканием с них необходимых расходов.
На основании части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчиков в доход бюджета г.Нефтеюганска подлежит взысканию госпошлина в размере 6000 рублей в равных долях, от уплаты которой истец, как муниципальный орган был освобожден.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Администрации города Нефтеюганска – удовлетворить частично.
Обязать ФИО2 и ФИО3 в течение 2-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу освободить самовольно занятый земельный участок площадью № кв.м. от размещенного на нем строения, расположенного по адресу: (адрес) со следующими координатами:
X Y
(иные данные)
(иные данные)
(иные данные)
(иные данные)
(иные данные)
В случае неисполнения ФИО2 и ФИО3 настоящего решения в установленный срок, предоставить Администрации города Нефтеюганска право совершить вышеуказанные действия с последующей компенсацией расходов за счет ФИО2 и ФИО3.
Взыскать с ФИО2 и ФИО3 в доход бюджета города Нефтеюганска государственную пошлину в размере по 3 000 (три тысячи) рублей с каждого.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, путем подачи апелляционной жалобы через Нефтеюганский районный суд.
В окончательной форме решение принято 14.04.2021.
СУДЬЯ: подпись
Верно: Судья И.И. Фоменко
Решение в законную силу не вступило.