ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1092/2021 от 14.10.2021 Балаклавского районного суда (город Севастополь)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 октября 2021 года г.С.

Балаклавский районный суд г. С. в составе:

председательствующего судьи Просолова В.В.,

при секретаре Анякиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе С. гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 овича, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО3, к Департаменту капитального строительства города С., третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, – Департамент по имущественным и земельным отношениям города С., П. С., о признании права пользования жилым помещением,

установил:

Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3 ович, действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО3, обратились в суд с исковым заявлением к Департаменту капитального строительства города С., о признании права пользования жилым помещением – квартирой , расположенной по адресу: город С., <адрес>Б, по договору социального найма.

Требования мотивированы тем, что решением совместного заседания профсоюзного комитета и администрации Севастопольской ТЭЦ семье ФИО1 в 1994 году была выделена <адрес> малосемейном общежитии по <адрес>Б, в городе Инкермане, в городе С., как электрослесарю по обслуживанию автоматики и средств измерений. В указанной жилом помещении совместно с нанимателем зарегистрированы и проживаются члены семьи истцы по настоящему делу. Распоряжениями Департамента по имущественным и земельным отношениям города С. от ДД.ММ.ГГГГ-РДИ и от ДД.ММ.ГГГГ-РДИ в Реестр собственности города С. включена двухкомнатная <адрес>, расположенная по адресу: город С., <адрес>Б. ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в Департамент капитального строительства города С. с заявлением о предоставлении услуг по заключению (изменению) договора социального найма. Решением Департамента капитального строительства города С.ДД.ММ.ГГГГ № ОДН/17-537 заявителю было отказано в заключении договора социального найма в связи с предоставлением копии протокола от ДД.ММ.ГГГГ совместного заседания профсоюзного комитета и администрации Севастопольской ТЭЦ о предоставлении квартиры истцу, заверенной ненадлежащим образом.

Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3 ович, действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО3, в судебное заседание не явились, были извещены судом надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, предоставили ходатайство о рассмотрении дела без личного участия, исковые требования поддержали в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, указанные в иске, просили их удовлетворить.

Ответчик Департамент капитального строительства города С., третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, – Департамент по имущественным и земельным отношениям города С., П. С., о дне и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, об уважительных причинах своей неявки суд не уведомили, своего представителя для участия в судебном заседании не направили.

От Департамента капительного строительства города С. в материалы дела поступили письменные возражения на исковое заявление, в которых ответчик просит отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку истцом не были представлены надлежащим образом заверенные документы, подтверждающие право на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.

Исследовав доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности, суд приходит к следующему.

Решением совместного заседания профсоюзного комитета и администрации Севастопольской ТЭЦ семье ФИО1 в 1994 году была выделена <адрес> малосемейном общежитии по <адрес>Б, в городе Инкермане, в городе С., как электрослесарю по обслуживанию автоматики и средств измерений, о чем свидетельствует протокол от ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО1 зарегистрирована и проживает в вышеуказанной квартире со ДД.ММ.ГГГГ, вместе с нанимателем в квартире также проживают: сын ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированный в спорном жилом помещении со ДД.ММ.ГГГГ; сын ФИО3 ович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован со ДД.ММ.ГГГГ; внук ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с письмом Государственного унитарного предприятия города С. «Бюро технической инвентаризации» от ДД.ММ.ГГГГ по данным архива право собственности на <адрес>, расположенную по адресу: город С., <адрес>Б, зарегистрировано за Государством Украина в лице органа, уполномоченного управлять государственным имуществом – Министерство энергетики и угольной промышленности Украины, правовой режим имущества: право хозяйственного ведения Государственного предприятия «Крымские генерирующие системы».

Факт передачи спорного жилого помещения в государственную собственность также подтверждается свидетельством о праве собственности на недвижимое имущество, выданным Фондом коммунального имущества Севастопольского городского С.ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжениями Департамента по имущественным и земельным отношениям города С. от ДД.ММ.ГГГГ-РДИ и от ДД.ММ.ГГГГ-РДИ в Реестр собственности города С. включена двухкомнатная <адрес>, общей площадью 48,7 кв.м., жилой площадью 29,0 кв.м., расположенная по адресу: город С., <адрес>Б, что подтверждается также выпиской из Реестра собственности города С. от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ вх.ФИО1 обратилась в Департамент капитального строительства города С. с заявлением о предоставлении услуги по заключению (изменению) договора социального найма.

Решением Департамента капитального строительства города С.ДД.ММ.ГГГГ № ОДН/17-537 заявителю было отказано в предоставлении государственной услуги по заключению (изменению) договора социального найма на основании подпункта 4 пункта 19 Административного регламента предоставления государственной услуги «Заключения договора социального найма государственного жилищного фонда города С.», утвержденного приказом Департамента капитального строительства города С. от ДД.ММ.ГГГГ-а/2016, в связи с предоставлением неполного пакета документов, предусмотренных подпунктом 7 пункта 15.1 настоящего Административного регламента, а именно: не предоставлены документы, подтверждающие право владения и пользования помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор найма, решение о предоставлении жилого помещения, ордер или копия ордера, заверенная надлежащим образом, договор об обмене жилым помещениями и их копии). Предоставлена копия протокола от ДД.ММ.ГГГГ, заверенная ненадлежащим образом.

С целью получения надлежащим образом заверенной копии протокола от ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в Первичную профсоюзную общественную организацию Общества с ограниченной ответственностью «СГС ПЛЮС», Аппарат С. М. Республики Крым, ООО «СГС ПЛЮС», к Главе Республики Крым, в Законодательное собрание города С., Департамент городского хозяйства города С., в адрес Губернатора города С., Общественную палату города С..

Первичная профсоюзная общественная организация ООО «СГС ПЛЮС» в ответе от ДД.ММ.ГГГГ сообщила, что данная профсоюзная организация была создана в 2008 году и в запрашиваемый период не осуществляла свою деятельность. С ДД.ММ.ГГГГ Севастопольская ТЭЦ, в том числе и архивные документы, образовавшиеся в процессе ее деятельности, является собственностью города С.. Полномочия по хранению архивных документов Севастопольской ТЭЦ, выдачи их копий или архивных справок ООО «СГС ПЛЮС» и профкому ООО «СГС ПЛЮС» не передавались.

Аппарат С. М. Республики Крым письмом от ДД.ММ.ГГГГ № К-20/12582/2 перенаправил обращение истца на рассмотрение в П. С..

ДД.ММ.ГГГГ № К-802/2017 поступил ответ от ООО «СГС ПЛЮС», согласно которому данное общество являлось арендатором целостного имущественного комплекса структурного подразделения «Севастопольская ТЭЦ» Государственного предприятия «Крымские генерирующие системы» (далее – ЦИК) по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ. Указанное имущество являлось государственной собственностью Украины. При передаче в аренду имущества ЦИК архивные документы, в т.ч. первичные бухгалтерские документы и документы по личному составу, обществу не передавались, в обязанности арендатора не входило хранение и обработка архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности ЦИК по передачи в аренду (далее – архивные документы ЦИК). Также ООО «СГС ПЛЮС» не принимало на себя таких обязательств по отдельному договору. В соответствии с пунктом 6 Решения внеочередной сессии Севастопольского городского С. от ДД.ММ.ГГГГ, государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия указанного решения на территории города С., стала собственностью города С.. Таким образом, арендуемое имущество, в том числе и архивные документы ЦИК, а это с 1944 по 2008, стали собственностью города С.. И именно П. С., в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», несет обязанность по хранению и обработке архивных документов ЦИК.

В письме от ДД.ММ.ГГГГ-исх Департамент капитального строительства города С. в ответ на перенаправленное обращение ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы Республики Крым разъяснил, какие документы нужны для заключения договора социального найма жилого помещения в соответствии с действующим Административным регламентом.

Управление архивным делом в городе С. на обращение истца от ДД.ММ.ГГГГ № К-10/93-2017 в Законодательное собрание города С. относительно документов Севастопольской ТЭЦ сообщило следующее. Севастопольская ТЭЦ, являвшаяся структурным подразделение ГП «Крымские генерирующие системы», в 2004 году передана в аренду ООО «СГС ПЛЮС». Архивные документы, созданные в процессе деятельности Севастопольской ТЭЦ, находятся в помещениях, арендуемых ООО «СГС ПЛЮС» по адресу: <адрес>. В соответствии с Законом города С. от ДД.ММ.ГГГГ-ЗС, в сентябре 2016 года Управлением архивным делом города С. в адрес ООО «СГС ПЛЮС» направлен договор депозитарного хранения документов, созданных в процессе деятельности Севастопольской ТЭЦ ГП «Крымские генерирующие системы». Подписание вышеуказанного договора позволило бы ООО «СГС ПЛЮС» использовать документы, принятые на депозитарное хранение, в целях защиты законных прав и интересов граждан и юридических лиц. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ договор со стороны ООО «СГС ПЛЮС» не подписан.

В письме от ДД.ММ.ГГГГ.1-2017 Департамент городского хозяйства города С. указал, что по информации ООО «СГС ПЛЮС» в ноябре 2016 года председателей профкома ФИО4, по просьбе ФИО1 был передан оригинал Протокола от ДД.ММ.ГГГГ совместного заседания администрации и Профкома Севастопольской ТЭЦ, которым определялось право истца на получение жилого помещении по адресу: город С., <адрес>Б. При ликвидации предприятия Севастопольская ТЭЦ ликвидационной комиссией архивные документы не были переданы в государственный архив города С.. Предприятие ООО «СГС ПЛЮС» не является правопреемником Севастопольской ТЭЦ.

Согласно письму Департамента аппарата Губернатора города С. от ДД.ММ.ГГГГ для решения вопроса о передаче полномочий по хранению и использованию документов Севастопольской ТЭЦ ДД.ММ.ГГГГ в П. С. проведено рабочее совещание при Заместителе Губернатора – Председателе П. Б. В.В. представителей Департамента по имущественным и земельным отношениям города С., Управления архивным делом в городе С. и генерального директора ООО «СГС ПЛЮС». В ходе совещания достигнута договоренность о передаче полномочий по хранению и использованию документов Севастопольской ТЭЦ КП «Крымские генерирующие системы» ООО «СГС ПЛЮС» посредством заключения договора хранения документов, после подписания которого истец может обратиться в ООО «СГС ПЛЮС» за необходимыми справками. Аналогичная информация сообщалась ФИО1 в письме Заместителя Губернатора – Председателя П. С. от ДД.ММ.ГГГГ-ОГ.

В соответствии с письмами Управления архивным делом в городе С. от ДД.ММ.ГГГГ № К-10.4/105-2017 и Департамента аппарата Губернатора города С. от ДД.ММ.ГГГГ истцу сообщалось, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «СГС ПЛЮС», Управлением архивным делом в городе С. и Государственным казённым учреждением «Архив города С.» заключен договор хранение документов Севастопольской ТЭЦ, в соответствии с которым ООО «СГС ПЛЮС» осуществляет использование архивных документов Севастопольской ТЭЦ, принятых на хранение, в том числе выдачу справок и соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и города С..

Письмом ООО «СГС ПЛЮС» от ДД.ММ.ГГГГ № К-802/3/2017исх в адрес ФИО1 была направлена заверенная копия протокола совместного заседания профкома и администрации Севастопольской ТЭЦ от ДД.ММ.ГГГГ, оригинал которого хранится в архиве Севастопольской ТЭЦ. Согласно данному протоколу принято решение рассмотреть вопрос о предоставлении жилья (квартиры в доме по <адрес>Б, ФИО1 при распределении освободившегося жилья, после заселения 4 и 5 секции 110 кв.жилого дома. Также сообщалось, что оригинал протокола совместного заседания профкома и администрации Севастопольской ТЭЦ от ДД.ММ.ГГГГ был ранее выдан заявителю на руки.

Таким образом, протокол совместного заседания профкома и администрации Севастопольской ТЭЦ от ДД.ММ.ГГГГ, который сдавался истцами в Департамент капитального строительства города С. для заключения договора социального найма, является оригинальным документом, а не копией, он содержит подписи директора, председателя и секретаря профкома, однако состоящий из двух отдельных листов протокол не прошит и не заверен печатью Севастопольской ТЭЦ.

С учетом полученного ответа ООО «СГС ПЛЮС» ДД.ММ.ГГГГФИО1 подала в Департамент капитального строительства города С. заявление о предоставлении услуги по заключению (изменению) договора социального найма.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ-р/2020 Департаментом капитального строительства города С. истцу было отказано в предоставлении государственной услуги «Заключение (изменение) договора социального найма государственного жилищного фонда города С.» в связи с тем, что заявителем представлена копия протокола совместного заседания профкома и администрации Севастопольской ТЭЦ от ДД.ММ.ГГГГ, заверенная ненадлежащим образом.

Вместе с тем, по причине ненадлежащего оформления первичного протокола о предоставлении жилья истцы не могут быть лишены возможности реализации своих прав как наниматели жилого помещения, поскольку на законных основаниях вселены в данное помещение.

Проживая в жилом помещении по <адрес>Б, <адрес>, истцы своевременно и в полном объеме оплачивают коммунальные услуги, добросовестно и открыто пользуются данным имуществом, регулярно производят косметический ремонт жилого помещения.

Длительное проживание в указанном выше жилом помещении и фактическое исполнение им обязанностей нанимателей свидетельствует о фактическом заключении с ними договора социального найма жилого помещения.

Согласно статье 9 Жилищного кодекса У. ССР (далее – ЖК УССР), действовавшего на территории города С. с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, граждане имеют право на получение в бессрочное пользование в установленном порядке жилого помещения в домах государственного или общественного жилого фонда, либо в домах жилищно-строительных кооперативов.

Никто не может быть выселен из занимаемого им жилого помещения либо ограничен в праве пользования жилым помещением иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном законом.

Жилые права охраняются законом, за исключением случаев, когда они осуществляются в противоречии с назначением этих прав либо с нарушением прав других граждан, либо прав государственных и общественных организаций.

По предписаниям статьи 10 ЖК УССР граждане обязаны заботливо относиться к дому, в котором они проживают, использовать жилое помещение в соответствии с его назначением, соблюдать правила пользования жилыми помещениями и правила социалистического общежития, экономно расходовать воду, газ, электрическую и тепловую энергию.

В соответствии со статьей 52 ЖК УССР жилые помещения в домах ведомственного жилого фонда предоставляются гражданам по общему решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского С. народных депутатов.

Статьей 58 указанного выше кодекса предусмотрено, что на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного либо общественного жилого фонда исполнительный комитет районного, районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского С. народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союзу ССР.

Согласно 61 ЖК УССР пользование жилым помещением в домах государственного и общественного жилого фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения.

Договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилого фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между нанимателем – жилищно-эксплуатационной организацией (а в случае отсутствия – соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем – гражданином, на имя которого выдан ордер.

Согласно статье 68 ЖК УССР наниматель обязан своевременно вносить квартирную плату и плату за коммунальные услуги. Квартирная плата и плата за коммунальные услуги в домах государственного и общественного жилого фонда вносятся ежемесячно в сроки, установленные Советом М. У. ССР.

Законом Украины от ДД.ММ.ГГГГ-VI «Об обеспечении реализации жилищных прав жителей общежитий» были урегулированы правовые, имущественные, экономические, социальные, организационные вопросы относительно особенностей обеспечения реализации конституционного права на жилье граждан, при отсутствии собственного жилья длительное время на правовых основаниях, определенных законом, проживающих в общежитиях, предназначенных для проживания одиноких граждан или для проживания семей, жилые помещения в которых после передачи общежитий в собственность территориальных общин могут быть приватизированы в соответствии с законом.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Украины «Об обеспечении реализации жилищных прав жителей общежитий» сфера действия настоящего Закона распространяется на граждан и членов их семей, одиноких граждан, не имеющих собственного жилья, которые не использовали право на бесплатную приватизацию государственного жилищного фонда, на правовых основаниях, определенных этим Законом, вселенных в общежитие и фактически проживающих в общежитии в течение длительного времени.

Частью 3 статьи 1 Закона Украины «Об обеспечении реализации жилищных прав жителей общежитий» установлено, что сфера действия настоящего Закона распространяется на общежития, которые являются объектами права государственной и коммунальной собственности, кроме общежитий, находящихся в хозяйственном ведении или в оперативном управлении воинских частей, учреждений и организаций Национальной гвардии Украины, Службы безопасности Украины, Государственной пограничной службы Украины, Вооруженных Сил Украины и других образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований, Государственной специальной службы транспорта, Министерства внутренних дел Украины, Национальной полиции Украины, Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям (кроме находящихся за пределами воинских частей, учреждений, организаций), государственных учебных заведений (кроме тех, которым предоставлен статус общежитий семейного типа и предназначенных для проживания семей преподавателей и работников), Национальной академии наук Украины (кроме тех, которым предоставлен статус общежитий семейного типа и предназначенных для проживания семей).

Статьей 2 Закона Украины «Об обеспечении реализации жилищных прав жителей общежитий» предусмотрено, что граждане, на которых распространяется действие этого Закона, могут реализовать конституционное право на жилье или путем приватизации жилья в общежитии (в случаях, предусмотренных настоящим Законом), или путем получения социального жилья (в соответствии с настоящим Законом и Законом Украины «О жилищном фонде социального назначения»), либо путем самостоятельного (по собственному усмотрению, за собственные или привлеченные средства) решения своего (своей семьи) жилищного вопроса (в соответствии с гражданским законодательством Украины).

Согласно части 1 статьи 3 Закона Украины «Об обеспечении реализации жилищных прав жителей общежитий» обеспечение реализации конституционного права на жилье жителей общежитий, на которых распространяется действие настоящего Закона, осуществляется с соблюдением следующих подходов:

1) все общежития, на которые распространяется действие этого Закона, подлежат передаче в собственность территориальных общин;

2) передача общежитий в собственность территориальных общин в соответствии с настоящим Законом осуществляется в порядке и сроки, предусмотренные Общегосударственной целевой программе передачи общежитий в собственность территориальных общин, утвержденной законом;

3) передача общежитий в соответствии с настоящим Законом в собственность территориальных общин осуществляется согласно порядка, предусмотренного Законом Украины «О передаче объектов права государственной и коммунальной собственности» и принятых в соответствии с ним подзаконных актов, с учетом особенностей настоящего Закона.

На основании части 1 статьи 4 Закона Украины «Об обеспечении реализации жилищных прав жителей общежитий» граждане и члены их семей, на которых распространяется действие этого Закона, имеют право на приватизацию жилых помещений в общежитиях, находящихся в собственности территориальных общин и могут быть приватизированы в соответствии с настоящим Законом по решению местного С..

По предписаниям части 2 статьи 4 Закона Украины «Об обеспечении реализации жилищных прав жителей общежитий» жители общежития, которые на правовых основаниях, определенных этим Законом, проживающих в общежитиях, на которые распространяется действие этого Закона (государственной формы собственности, а также в общежитиях, включенных в уставные капиталы обществ, в том числе, в дальнейшем были переданы в уставные капиталы других юридических лиц или отчуждены иным способом), приобретают право на приватизацию жилых помещений в таких общежитиях после их передачи в собственность соответствующей территориальной общины согласно этому Закону и Общегосударственной целевой программе передачи общежитий в собственность территориальных общин. Указанное право распространяется на детей законных жителей общежитий, которые родились во время проживания их родителей в общежитиях, на которые распространяется действие этого Закона.

В материалы дела представителем истца ФИО1 были приобщены копия распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ-р и свидетельств о праве собственности на жилье на другие <адрес>, расположенные по адресу: город С., <адрес>Б.

Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ-р были утверждены акты городской межведомственной комиссии по обследования состояния жилых домов с целью установления их соответствия санитарным и техническим требованиям, в соответствии с пунктом 2 указанного распоряжения дома общежитий А и А по <адрес> признаны пригодными для использования в качестве жилых домов.

Согласно свидетельству о праве собственности на жилье, выданному Государственным предприятием «Крымские генерирующие системы» ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, расположенная по адресу: город С., <адрес>Б, приватизирована в соответствии с Законом Украины «О приватизации государственного жилищного фонда».

В свою очередь, на основании свидетельства о праве собственности на жилье, выданного Фондом коммунального имущества Севастопольского городского С.ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, расположенная по адресу: город С., <адрес>Б, приватизирована согласно Закону Украины «О приватизации государственного жилищного фонда» и Закона Украины «Об обеспечение реализации жилых прав жителей общежитий».

Таким образом, предоставленные суду доказательства подтверждают, что здание малосемейного общежития, расположенное по адресу: город С., <адрес>Б, использовалось в качестве жилого дома и было передано в коммунальную собственность города С..

Согласно статье 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ, к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статьей 7 указанного Закона установлено, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

В соответствии с подпунктами 1 и 2 части 3 статьи 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права, восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.

Частью 1 статьи 49 ЖК РФ закреплено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно статьи 60 указанного выше кодекса по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.

Статьей 63 ЖК РФ предусмотрено, что договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

По предписаниям статьи 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма имеет право требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу частей 1 и 2 статьи 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.

Согласно части 2 статьи 70 ЖК РФ наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя – других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.

В пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в соответствии с частью 1 статьи 70 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель вправе с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих, вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, детей и родителей. При этом не имеет значения, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи составит менее учетной нормы (часть 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 25 указанного Постановления, разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса РФ. К ним относятся: а) супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним; б) другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.

Согласно Положению, утвержденному постановлением П. С. от ДД.ММ.ГГГГ-ПП, Департамент капитального строительства города С. является исполнительным органом государственной власти города С., осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города С. в сфере строительства, контроля и надзора в области долевого строительства, жилищной политики, в сфере реализации федеральных целевых программ. В соответствии с п.3.1.2.6 указанного положения, Департамент капитального строительства города С. заключает договоры найма жилых помещений жилищного фонда города С., в том числе специализированного жилищного фонда города С..

В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Доказательств наличия иных оснований, препятствующих заключению договора социального найма жилого помещения государственного жилищного фонда города С., ответчиком не представлены.

При указанных обстоятельствах исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3 овича, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО3 к Департаменту капитального строительства города С., о признании права пользования жилым помещением, подлежат удовлетворению в полном объеме.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление ФИО1, ФИО2, ФИО3 овича, действующего в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО3, к Департаменту капитального строительства города С. о признании права пользования жилым помещением – удовлетворить в полном объеме.

Признать за ФИО1, ФИО2, ФИО3 овичем и ФИО3 право пользования жилым помещением – квартирой , расположенной по адресу: город С., <адрес>Б, по договору социального найма.

Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через суд, принявший решение, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья В.В. Просолов