Дело № 2-1095-2017 года
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
4 августа 2017 года
Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Волнухиной И.Н., при секретаре Бересневой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Губаха в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Город Губаха» об обязании организовать проезд для автотранспорта, газоснабжение, электроснабжение, водоснабжение и водоотведения до объектов капитального строительства по улице Многодетная города Губахи, суд
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор города Губахи в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском об обязании администрации городского округа «Город Губаха» в срок до 31.12.2018 года принять предусмотренные меры по организации проезда автотранспорта, газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения до объектов капитального строительства по ул. Многодетная г. Губахи; указав, что проведенной прокуратурой проверкой установлено, что администрацией городского округа «Город Губаха» 8 многодетным семьям выделены земельные участки для индивидуального жилищного строительства, однако до настоящего времени инженерная инфраструктура и проезд к объектам строительства по ул. Многодетная отсутствуют. Без дороги и инженерных сетей строительство жилья невозможно.
В судебном заседании заместитель прокурора города Губахи Щербинин А.А. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель администрации городского округа «Город Губаха» ФИО1 в судебном заседании с иском не согласен, поскольку наличие необходимых инженерных сетей в указанном районе обеспечено, дальнейшее обеспечение участков и возводимых на них строений зависит от действий их владельцев.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные документы по делу, находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению частично.
Согласно пунктов 4,5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года за №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся:
организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктов 4.3, 6.1 части статьи 17 этого же Закона, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями:
4.3) полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении";
6.1) разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 11 Земельного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся:
подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов;
утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов;
утверждение правил землепользования и застройки городских округов;
утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов;
принятие решений о развитии застроенных территорий;
разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры городских округов;
принятие решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ, генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Согласно части 5.1 статьи 26 Градостроительного кодекса РФ, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов разрабатываются органами местного самоуправления поселений, городских округов и подлежат утверждению органами местного самоуправления таких поселений, городских округов в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений, городских округов. В случае принятия представительным органом местного самоуправления сельского поселения предусмотренного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса решения об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана программа комплексного развития такого сельского поселения разработке и утверждению не подлежит.
Согласно части 3 статьи 3 Закона Пермского края от 1 декабря 2011 года за №871-ПК «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае», решение о предоставлении земельного участка многодетным семьям в собственность бесплатно принимается органами местного самоуправления Пермского края в случае включения земельного участка, предназначенного для предоставления многодетным семьям, в перечень (далее - Перечень) или включения земельного участка, предусмотренного частью 5 статьи 2 настоящего Закона, предназначенного для предоставления многодетным семьям, в альтернативный перечень (далее - Альтернативный перечень).
Земельные участки для индивидуального жилищного строительства, подлежащие включению в Перечень, должны иметь инженерную инфраструктуру применительно к условиям соответствующего муниципального образования.
Согласно пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:
организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно части 9 статьи 7 данного закона, в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1,2 статьи 38 данного закона, развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов.
Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения.
Согласно статье 7 Федерального закона от 31 марта 1999 года №69-ФЗ, организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно пункта 2,3 Приказа Госстроя от 1 октября 2013 года за №359-/ГС, программы разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных генеральных планов таких поселений, городских округов и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и соответствующие установленным требованиям надежность, энергетическую эффективность указанных систем, снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека и повышение качества оказываемых потребителям услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также услуг по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов.
Программы подлежат утверждению представительными органами местного самоуправления таких поселений, городских округов в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений, городских округов. В случае принятия представительным органом местного самоуправления сельского поселения предусмотренного частью 6 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана программа комплексного развития такого сельского поселения разработке и утверждению не подлежит.
В судебном заседании установлено, что на улице Многодетная, расположенной в поселке Углеуральский города Губаха, имеются предоставленные администрацией городского округа «Город Губаха» под индивидуальное жилищное строительство земельные участки многодетным семьям, на которых ведется строительство домов, однако в данном квартале жилой застройки отсутствуют централизованные сети газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, подъезд для автотранспорта не обустроен.
Изложенное подтверждается как пояснениями сторон, так и материалами дела:
заявлением многодетной семьи <данные изъяты> от 16 июня 2017 года прокурору города Губахи, согласно которому им для ИЖС предоставлен бесплатно земельный участок по ул. Многодетная пос. Углеуральский, на улице отсутствует дорога и водоснабжение, в отсутствие которых, строительство невозможно;
письменным сообщением Министерства транспорта Пермского края от 1 августа 2016 года на имя администрации городского округа «Город Губаха», согласно которому на обращение администрации от 2 июня 2016 года о софинансировании работ на строительство автомобильных дорог, обеспечивающих доступность земельных участок, предоставленных многодетным семьям для ИЖС, разъяснено право подачи заявки в Министерство на 2017 год;
письменным обращением администрации города Губахи от 1 июня 2016 года в Министерство строительства и ЖКХ Пермского края с просьбой рассмотреть вопрос о включении мероприятий по газификации земельных участков, предоставленных и планируемых к предоставлению многодетным семья для ИЖС в программу АО «Газпром газораспределение Пермь» с целью обеспечения газоснабжением данной территории;
аналогичным обращением ответчика на имя Министра строительства и ЖКХ Пермского края от 6 апреля 2017 года;
письменным обращением администрации города Губахи от 27 июля 2016 года Генеральному директору АО «КС - Прикамье» с просьбой рассмотреть вопрос о включении мероприятий по строительству новых электрических сетей к земельным участкам, предоставленных и планируемых к предоставлению многодетным семья для ИЖС в программу АО «КС-Прикамье» с целью обеспечения данной территории электроснабжением;
аналогичным обращением ответчика от 2 марта 2017 года;
письменным сообщением от 24 марта 2017 года Главного управляющего директор АО «КС - Прикамье» ФИО2 на имя ответчика, согласно которому данной организацией в Министерство строительства и ЖКХ Пермского края направлен проект для согласования строительства объектов на 2017 год по обеспечению электроснабжением земельных участков, предоставленных и планируемых к предоставлению многодетным семья для ИЖС в городе Губахе.
Оценивая изложенное, суд приходит к выводу о том, что осуществление дорожной деятельности в отношении указанной улицы относится к компетенции органа местного самоуправления. Уклонение ответчика от исполнения этих обязанностей создает препятствие в осуществлении гражданами индивидуального жилищного строительства; и поэтому на администрацию городского округа «Город Губаха» необходимо возложить обязанность по организации проезда для автотранспорта до объектов капитального строительства по ул. Многодетная пос. Углеуральского города Губахи в указанный прокурором срок, который суд признает разумным.
В тоже время, суд приходит к выводу о том, что на основании утвержденного генерального плана городского округа представительный орган местного самоуправления должен принять и утвердить программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры округа. Только после проведения этих процедур администрация городского округа «Город Губаха» будет вправе осуществить проектирование и строительство инженерных коммуникаций на ул. Многодетная.
Таким образом, проектирование и строительство инженерных коммуникаций сетей электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения в квартале жилой застройки по ул. Многодетная г. Губахи, должно осуществляться не произвольно, а в соответствии с программой, разработанной на основании генерального плана городского округа, и обеспечивающей согласование ее положений с соответствующими положениями Федерального, межрегионального и регионального уровня.
Поэтому, в удовлетворении этой части иска прокурору следует отказать.
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию городского округа «Город Губаха» Пермского края в срок до 31.12.2018 года принять предусмотренные меры по организации проезда для автотранспорта до объектов капитального строительства по ул. Многодетная пос. Углеуральского города Губахи Пермского края.
В удовлетворении иска прокурору города Губахи об обязании администрации городского округа «Город Губаха» принять предусмотренные меры по организации электро, газо, водоснабжения и водоотведения для населения по ул. Многодетная пос. Углеуральского города Губахи Пермского края, отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья: