ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1095/19 от 11.10.2019 Саткинского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2- 1095/2019

(УИД 74RS0037-01-2019-001067-22)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 октября 2019 года

Саткинский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Тарасовой Л.Т.,

при секретаре Ермолаевой Н.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО, ФИО1 к Публичному акционерному обществу «Аэрофлот- Российские авиалинии» о взыскании убытков,

у с т а н о в и л:

ФИО2, действуя от своего имени и в интересах несовершеннолетних детей ФИО, ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к ПАО «Аэрофлот» о взыскании убытков в размере 90 153 рубля.

В обоснование требований указав, что между ФИО2, действующей от своего имени и от имени несовершеннолетних детей ФИО и ФИО1 и ПАО «Аэрофлот» были заключены договоры воздушной перевозки пассажира. ДД.ММ.ГГГГ через туристическое агентство «Интер Плюс» были приобретены авиабилеты авиакомпании ПАО «Аэрофлот» по маршруту ДД.ММ.ГГГГ Челябинск- Москва в 19 часов 40 минут в целях осуществления туристической поездки со стыковкой рейса авиакомпании Air MALTA по направлению ДД.ММ.ГГГГ Москва-мальта в 04 час.40 мин. Стоимость авиабилетов ПАО «Аэрофлот» в размере 39 900 руб. оплачена в полном объеме. Из-за задержки ДД.ММ.ГГГГ рейса по маршруту «Челябинск- Москва», пассажиру было предложено лететь в Москву другим ближайшим рейсом из <адрес> в 07 часов. При этом ПАО «Аэрофлот» своевременно не довел до сведения пассажира информацию о задержке рейса по маршруту Челябинск- Москва (Шереметьево) на 11 часов 02 минуты, хотя ПАО «Аэрофлот» за 2 часа 30 минут до вылета рейса располагал информацией о том, что рейс отменен, но не довел соответствующую информацию до пассажиров. Срок задержки рейса, причина задержки ПАО «Аэрофлот» изначально не объявлялась. В связи с задержкой рейса была нарушена стыковка с рейсом по маршруту «Москва- Мальта» более чем на три часа, авиабилеты были аннулированы, однако, стоимость билетов была оплачена полностью в размере 90 153 руб., следовательно, действиями ПАО «Аэрофлот» истцам были причинены убытки.

Истец ФИО2, действующая от своего имени и как законный представитель несовершеннолетних ФИО, ФИО1, в судебное заседание не явилась. О дне, месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, причины не явки не сообщила.

Несовершеннолетняя ФИОДД.ММ.ГГГГ года рождения в судебное заседание не явилась. О дне, месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, причины не явки не сообщила.

Представитель истца ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований по основаниям, указанным в иске.

Представитель ответчика - ПАО «Аэрофлот - Российские авиалинии» в судебное заседание не явился. О дне, месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, причины не явки не сообщил. Предоставили письменные возражения на иск, просят в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Представитель 3-его лица ООО «Интер Плюс» в судебное заседание не явился. О дне, месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, предоставили письменный отзыв, просят рассмотреть дело в отсутствии представителя.

Представители 3-х лиц AIR MALTA (Мальта), ООО «Клуб путешествий» в судебное заседание не явились. О дне, месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, причины не явки не сообщили.

Выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки; общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами; условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Согласно ст. 786 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

Согласно п. 1 ст. 103 Воздушного кодекса РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете; срок доставки пассажира определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок; пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку.

В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (п. 1 ст. 793 ГК РФ).

Как следует из п. 1 ст. 116 ВК РФ, перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты.

Пунктом 1 ст. 795 ГК РФ предусмотрено, что за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Согласно п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.

В соответствии со ст. 102 ВК, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки, обслуживание пассажиров, при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами (п. 1); перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей (п. 2).

Приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 утверждены Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей".

Согласно п. 76 указанных правил, перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.

Аналогичные положения содержатся в разработанных ответчиком Правилах воздушных перевозок пассажиров и багажа ПАО «Аэрофлот» и договоре перевозки, размещенных на сайте ответчика в сети Интернет для свободного доступа.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, действуя в своих интересах и как законный представитель несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО приобрела в туристическом агентстве ООО «Интер Плюс» авиабилеты ПАО «Аэрофлот – российские авиалинии» на рейс SU <данные изъяты> по маршруту «Челябинск- Москва» с датой вылета ДД.ММ.ГГГГ в 19 час. 40 мин. в целях осуществления поездки со стыковкой рейса <данные изъяты> Air Malta по маршруту «Москва-Мальта» ДД.ММ.ГГГГ в 04 час.40 мин., а также билеты в обратном направлении, тем самым между сторонами заключен договор воздушной перевозки.

Указанные обстоятельства подтверждаются предоставленными истцом электронными авиабилетами , ЕТКТ , ЕТКТ , указанные рейсы являются рейсами ответчика и выполняются непосредственно ПАО «Аэрофлот».

Также ФИО2 были заключены договоры перевозки с авиакомпанией «Air Malta» на рейс <данные изъяты> по маршруту «Москва- Мальта».

ДД.ММ.ГГГГ запланированный к вылету рейс <данные изъяты> по маршруту «Челябинск- Москва» был задержан, вместо установленного времени вылета 04 час. 40 мин., отправление осуществлено фактически в 07.00 час. ДД.ММ.ГГГГ по технической причине другим рейсом в связи с чем была нарушена дальнейшая стыковка с рейсом <данные изъяты> Москва- Мальта, что подтверждается справкой Челябинского представительства ПАО «Аэрофлот- Российские авиалинии» от ДД.ММ.ГГГГ

В связи с вынужденным опозданием на стыковочный рейс в аэропорту Москвы и аннулировании авиабилетов, ФИО2 были понесены расходы на приобретение авиабилетов на рейс <данные изъяты> по маршруту «Москва- Прага- Мальта» с датой вылета ДД.ММ.ГГГГ в 15 час. 20 мин., указанные обстоятельства подтверждаются электронными авиабилетами № , ЕТКТ , ЕТКТ .

Авиабилеты на рейс <данные изъяты> Москва –Мальта ДД.ММ.ГГГГ с датой отправления 04.40 на ФИО2, ФИО, ФИО1 были аннулированы, что подтверждается справкой туристической фирмы «Клуб путешествий» от ДД.ММ.ГГГГ. Из данной справки усматривается, что в связи с задержкой вылета рейса <данные изъяты> Челябинск – Москва по техническим причинам до 07- 00 ДД.ММ.ГГГГ подтверждается аннуляция 14 авиабилетов по маршруту Москва ( Шереметьево) – Мальта на рейс <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ в 04 :40.

Согласно справки ООО «Интер Плюс», стоимость билетов по маршруту Москва- Мальта-Москва для туристов ФИО2, ФИО, ФИО1 составила 90 153 рублей.

Решением Саткинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении требований ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО к ПАО «Аэрофлот» о взыскании убытков в размере 76 624 рублей было отказано по данному факту задержки рейса, суд пришел к выводу, что задержка рейса является следствием соблюдения перевозчиком условий безопасности полета воздушного судна, а также исключение риска угрозы жизни и здоровью пассажиров. Решение суда вступило в законную силу, следовательно, данное обстоятельство должно учитываться при рассмотрении настоящего спора.

В соответствии с Приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требований к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (п. 92) перевозчик или обслуживающая организация обеспечивает пассажиров в аэропорту визуальной и/или акустической информацией:

о времени отправления и прибытия воздушных судов;

о месте, времени начала и окончания регистрации на рейс, указанный в билете;

о месте, времени начала и окончания посадки пассажиров в воздушное судно;

о задержке или отмене рейса и о причинах задержки или отмены рейса ; о способе проезда до ближайшего населенного пункта между аэропортом и между аэропортами.

Согласно п. 99 вышеуказанных Правил при перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:

два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;

обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;

обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов - в дневное время и каждые восемь часов - в ночное время;

размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов - в дневное время и более шести часов - в ночное время;

доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;

организация хранения багажа.

Услуги, указанные в настоящем пункте, предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы.

Как следует из договора перевозки расписание движения воздушных судов может быть изменено, при этом, перевозчик обязуется принять все зависящие от него меры по информированию пассажиров, с которыми заключен договор воздушной перевозки, любым доступным способом.

Как усматривается из технического акта от ДД.ММ.ГГГГ на самолете тип <данные изъяты> борт ДД.ММ.ГГГГ по маршруту Шереметьево- Челябинск отказ агрегата (согласно записям в бортжурнале, объяснительным запискам,. дефектации, при ТО ) После посадки в а/ п Челябинск CAS сообщение (BRAKE ACC PRESS ABN ( на стоянке после выключении двигателя) технической бригадой в а/п Челябинска была выполнена зарядка азотом гидроаккумулятора стояночного торможения ГС3 согласно РТЭ <данные изъяты>. Проверена герметичность. Замечаний нет. Причиной задержки рейса ВС в а/п Челябинск явилось выполнение работ по дозарядки аккумулятора стояночного торможения ГСЗ азотом.

Неисправность агрегата самолета была выявлена после посадки самолета в аэропорту <адрес>, перевозчик обязан был устранить данную неисправность с целью соблюдения условий безопасности полета. Причиной задержки рейса была неисправность воздушного судна, данные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением суд.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что производилось предварительное извещение пассажиров об отмене рейса.

В силу п.1 ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

Нарушение ответчиком обязанности о не информировании ФИО2 о задержке рейс, а затем об его отмене не может являться основанием для взыскания убытков в виде стоимости билетов на стыковочный рейс, так как п.117 Федеральных авиационных правил не предусмотрена обязанность перевозчика обеспечивать стыковку рейсов, на которые приобретены разные авиабилеты (билеты разных перевозчиков). В силу п.227 Федеральных авиационных правил отказ пассажира от перевозки при необеспечении перевозчиком стыковки рейсов является вынужденным только в случае выполнения единой перевозки.

Не соблюдение ответчиком требований по сообщению по задержке рейса, а затем его отмене, является нарушением п. 92 ФАП, в связи с чем суд считает, что в данной ситуации имеется нарушение прав потребителей, однако, данное нарушение не является основанием для взыскания убытков, так как в силу п.117 Федеральных авиационных правил не предусмотрена обязанность перевозчика обеспечивать стыковку рейсов, на которые приобретены разные авиабилеты (билеты разных перевозчиков)

Согласно ст.ст. 71, 11 ФАП перевозчик обеспечивает стыковку рейсов только в случаях выполнения перевозки по одному перевозочному билету.

Рассматривая требования истца о взыскании убытков в виде расходов на приобретение билетов по маршруту Москва- Мальта от ДД.ММ.ГГГГ в размере 90 153 руб., суд учитывает, при указанных выше обстоятельствах истец должен был самостоятельно предвидеть риск покупки авиабилетов с пересадкой у разных авиаперевозчиков.

На основании изложенного, в удовлетворении исковых требований о взыскании убытков в виде расходов на приобретение билетов в размере 90 153 руб. следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО, ФИО1 к публичному акционерному обществе «Аэрофлот – Российские авиалинии» о взыскании убытков отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Саткинский городской суд в течении одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий : (подпись) Л.Т. Тарасова

Верно.

Судья: Л.Т. Тарасова

Секретарь: Н.Д. Ермолаева