ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1095/2022 от 24.03.2022 Артемовского городского суда (Приморский край)

2-1095/2022

25RS0007-01-2022-000864-02

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

24 марта 2022 года г. Артем Приморского края

Артемовский городской суд Приморского края в составе:

судьи Косаревой Н.Е.

при помощнике судьи Изотовой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Краевого государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения Приморского края», Отделения по Артемовскому городскому округу, к Зверевой А.В. о взыскании необоснованно полученной денежной выплаты,

установил:

КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» обратилось в суд с вышеназванным иском, указав, что 25.08.2020 Зверева А.В. посредством Единого портала государственных услуг Российской Федерации подала в Отделение по Артемовскому городскому округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно – дочь К...К.М., <дата> рождения. На основании изложенных Зверевой А.В. в заявлении сведений о составе семьи истцом сделаны запросы о доходах Зверевой А.В. Из информации Федеральной налоговой службы РФ, полученной в порядке межведомственного взаимодействия, следовало, что размер дохода Зверевой А.В. с февраля 2019 года по январь 2020 года составил 296 892,28 рублей. В результате произведенного расчета размер среднедушевого дохода семьи Зверевой А.В. составил сумму ниже прожиточного минимума на душу населения, установленную в Приморском крае, в связи с чем Отделением принято решение о назначении ей выплаты на ребенка К...К., <дата> рождения. За период с 01 января 2020 года по 31 августа 2021 года ответчику произведены выплаты на общую сумму 148 288 руб. 28.09.2021 ответчик посредством Единого портала государственных услуг Российской Федерации подала в Отделение по Артемовскому городскому округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты. Согласно ответам на запросы, полученным в рамках межведомственного взаимодействия, выяснилось, что при расчете среднедушевого дохода по заявлению Зверевой А.В. от 25.08.2020 не был учтен доход за январь 2020 года. Для проверки правомерности начисления ежемесячной выплаты по заявлению Зверевой А.В. от 25.08.2020 года истцом были повторно сделаны запросы в Федеральную налоговую службу о доходах ответчика за период с февраля 2019 года по январь 2020 года. 03.09.2021 года поступили испрашиваемые сведения о доходах Зверевой А.В. за 2020 год. На основании поступивших сведений Отделением произведен перерасчет среднедушевого дохода семьи ответчика и выявлен факт его превышения величины прожиточного минимума на душу населения. Данное обстоятельство свидетельствовало об отсутствии оснований для получения ответчиком ежемесячной выплаты, в связи с чем Отделением принято решение о прекращении выплат ответчику. В адрес Зверевой А.В. направлены уведомления о необходимости возврата необоснованно полученных денежных средств в размере 148 288 руб., однако, до настоящего времени необоснованно полученная ответчиком выплата не возвращена истцу, в связи с чем КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» просит взыскать указанную сумму с ответчика в судебном порядке.

В судебном заседании представитель КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» по доверенности Андреева О.А. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.

В судебном заседании ответчик Зверева А.В. иск не признала, просила суд отказать в его удовлетворении. Полагает, что ее вины как получателя ежемесячной выплаты на ребенка не имеется, так как она не предоставляла каких-либо подложных документов с заведомо недостоверными сведениями.

Выслушав представителя истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Указом Президента РФ от 20.03.2020 № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» на территории Российской Федерации с 01.01.2020 установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата), предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ № 384 от 31.03.2020 утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовая форма заявления о ее назначении.

Постановлением Правительства Приморского края № 374-пп от 24.04.2020 утвержден Порядок и условия назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее – Порядок от 24.04.2020 № 374-пп).

В силу положений п. 1.2 Порядка от 24.04.2020 № 374-пп право на ежемесячную денежную выплату на ребенка (детей) в возрасте от трех до семи лет включительно возникает у семьи, воспитывающей ребенка (детей) в возрасте от трех до семи лет включительно, являющегося гражданином Российской Федерации, если среднедушевой доход семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Приморском крае за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением выплаты.

Пунктом 3.1 Порядка от 24.04.2020 № 374-пп определено, что для назначения ежемесячной выплаты заявитель либо его уполномоченный представитель представляет заявление о назначении ежемесячной выплаты в соответствии с типовой формой, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 384, в структурное подразделение КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» по своему выбору, в том числе в виде электронного документа (документов), подписанного электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 года №63-ФЗ «Об электронной подписи», с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - ЕПГУ), социального портала «Социальный портал краевого государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения Приморского края».

Заявитель одновременно с заявлением представляет документы (сведения) о рождении ребенка - в случае регистрации записи акта о рождении ребенка за пределами Российской Федерации (п. 3.4 Порядка от 24.04.2020 № 374-пп).

В силу п. 3.3 Порядка от 24.04.2020 № 374-пп документы (сведения) для назначения ежемесячной выплаты, указанные в Перечне документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты, являющемся приложением к названному Порядку, запрашиваются структурным подразделением КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» самостоятельно в рамках межведомственного информационного взаимодействия в органах и организациях, в распоряжении которых они находятся, в том числе с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных СМЭВ, а также в единой государственной информационной системе социального обеспечения и не истребуются структурным подразделением КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» у заявителя.

Разделом 4 Порядка от 24.04.2020 №374-пп установлено, что состав семьи определяется на дату приема заявления структурным подразделением КГКУ «ЦСПН ПК» (п. 4.1). В состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, подавший заявление о назначении ежемесячной выплаты, его супруг, несовершеннолетние дети (п. 4.2). Исчисление величины среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты производится структурным подразделением Учреждения на основании сведений о составе и доходах семьи, указанных в заявлении (п. 4.4). Структурное подразделение КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» вправе проверять достоверность сведений о доходах семьи, указанных заявителем в заявлении. В этих целях структурное подразделение Учреждения вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимые сведения от органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления (п. 4.6).

Пунктом 8 Перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты, являющегося приложением к Порядку № 374-пп от 24.04.2020, установлено, что предоставление сведений о вознаграждении за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, о денежном довольствии (денежном содержании), вознаграждении за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия возлагается на Федеральную налоговую службу РФ (по запросу через единую систему межведомственного электронного взаимодействия), то есть не подлежат истребованию у заявителя.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 25.08.2020 Зверева А.В. посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг обратилась в КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно – К...К., <дата>. рождения, в типовой форме заявления указала состав семьи из 2 человек, раздел о доходах членов семьи не заполняла, сведения и документы о его размере не предоставляла.

На основании сведений о составе семьи Учреждением сделаны межведомственные запросы в организации, указанные в Перечне к Порядку от 24.04.2020 года № 374-пп, в том числе в органы Федеральной налоговой службы РФ о предоставлении сведений о доходах Зверевой А.В. за период с февраля 2019 года по январь 2020 года.

Согласно информации, полученной от Федеральной налоговой службы РФ, установлено, что доходы Зверевой А.В. за период с февраля 2019 года по январь 2020 года составили 296 892,28 рублей, и 21.09.2020 принято решение о назначении Зверевой А.В. с 01.01.2020 выплаты на ребенка – К...К., <дата> рождения. За период с 01 января 2020 года по 31 августа 2021 года ответчику произведены выплаты на общую сумму 148 288 руб.

В дальнейшем, истцом повторно были сделаны запросы о доходах ответчика. На основании поступивших сведений Отделением произведен перерасчет среднедушевого дохода семьи ответчика и выявлен факт превышения величины прожиточного минимума на душу населения, в связи с чем Отделением принято решение о прекращении выплат Зверевой А.В.

По факту излишне выплаченных Зверевой А.В. денежных средств за период с 01.01.2020 по 31.08.2021 Учреждением составлен протокол переплаты <номер> от 01.10.2021, ответчику в этот же день направлено уведомление о возврате необоснованно полученных денежных средств, которое в добровольном порядке не исполнено. Повторное уведомление направлено ответчику 23.12.2021. Данное уведомление возвращено истцу в связи с истечением срока хранения.

В силу ч. 2 ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного Кодекса.

В соответствии со ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в том числе, заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Таким образом, неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.

Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений ч. 3 ст. 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и тому подобное, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 26.02.2018 № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса РФ правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции РФ требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса РФ о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации выплат.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 14.01.2016 №1-П, принципы правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательной и ответственной оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение прав.

В Постановлении от 22.06.2017 № 16-П Конституционный Суд РФ обратил внимание на существенное значение, которое при разрешении споров по искам публично-правовых образований и созданных ими учреждений имеет, в том числе оценка действий (бездействия) органов (учреждений), уполномоченных действовать в интересах граждан, в частности ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей, совершение ошибок, разумность и осмотрительность в реализации ими своих правомочий.

Таким образом, приведенные нормативные положения в их взаимосвязи с правовой позицией Конституционного Суда РФ о надлежащем исполнении органами государственной власти и органами местного самоуправления (созданными ими учреждениями) своих обязанностей при осуществлении ими своих полномочий и об ответственности этих органов и должностных лиц в случае ненадлежащего исполнения таких обязанностей не предполагают взыскания с физических лиц денежных средств, в данном случае социальных выплат, в качестве неосновательного обогащения, если таковое обусловлено поведением уполномоченных государственных органов или органов местного самоуправления и не связано с противоправными действиями самого физического лица.

В случае установления недобросовестных действий гражданина, направленных на получение мер социальной поддержки без установленных законом оснований, с него как с лица, получавшего и пользовавшегося выплатами в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученные суммы выплат подлежат взысканию по правилам ст. 1102 ГК РФ как неосновательное обогащение.

По данному делу юридически значимыми обстоятельствами с учетом исковых требований КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» и регулирующих спорные отношения норм материального права является установление факта наличия у Зверевой А.В. ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, если данный факт имел место, то имелась ли в действиях ответчика недобросовестность при получении в период с 01.01.2020 по 31.08.2021 сумм социальных ежемесячных выплат на ребенка, а также установление факта надлежащего или ненадлежащего исполнения сотрудниками Учреждения и органами (учреждениями), на которых возлагается обязанность по предоставлению сведений, указанных в Перечне к Порядку от 24.04.2020 № 374-пп, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия, должностных обязанностей, связанных с предоставлением ответчику мер социальной поддержки, осуществляемых на территории субъекта Российской Федерации – Приморского края.

Учитывая, что Зверевой А.В. заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка подано в КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг по типовой форме, в котором раздел о доходах в обязательном порядке не подлежит заполнению и в рассматриваемом случае Зверевой А.В. не заполнялся, расчет СДД ею самостоятельно не производился, а сведения о её доходе получены КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» от Федеральной налоговой службы РФ в электронном виде в рамках межведомственного запроса, за полноту и достоверность этих сведений Зверева А.В. ответственности не несет, суд делает вывод об отсутствии в действиях ответчика недобросовестности.

Поскольку добросовестность Зверевой А.В. по требованиям о взыскании социальных выплат презюмируется, бремя доказывания недобросовестности ответчика возлагается на истца.

Однако, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено сведений о совершении ответчиком действий по сокрытию от истца сведений о возникновении обстоятельств, влекущих отказ в назначении ежемесячных выплат на ребенка, то есть доказательств недобросовестного поведения ответчика при получении социальных выплат на ребенка, а также того, что решение от 21.09.2020 о назначении Зверевой А.В. ежемесячных выплат на ребенка связано с предоставлением ею неполных и недостоверных сведений.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

исковые требования Краевого государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения Приморского края», Отделения по Артемовскому городскому округу, к Зверевой А.В. о взыскании необоснованно полученной денежной выплаты оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции – Приморский краевой суд через Артемовский городской суд Приморского края в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.Е. Косарева

Мотивированное решение изготовлено 31.03.2022.

Судья Н.Е. Косарева