Дело № 2-1096/2023
УИД: 66RS0028-01-2023-001271-54
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15.08.2023 город Ирбит
Ирбитский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Пермякова Н.Ю.,
при секретаре судебного заседания Петровой С.В.,
с участием прокурора Цепиловой Ю.И.,
представителя ответчика Анисимовой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ирбитского межрайонного прокурора Нурмухаметова Н.Ф., действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел России «Ирбитский» о возложении обязанности организовать уничтожение табачной продукции, изъятой протоколом осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Ирбитский межрайонный прокурор Нурмухаметов Н.Ф., действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с истцом к МО МВД России «Ирбитский» о возложении обязанности организовать уничтожение табачной продукции, изъятой протоколом осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ, указав в обосновании заявленных требований, в Ирбитскую межрайонную прокуратуру из Ирбитского отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области поступил материал проверки КУСП № № от ДД.ММ.ГГГГ по факту реализации табачной продукции без специальных акцизных марок 1. по адресу: <адрес>. При рассмотрении материала проверки установлено, что реализация табачной продукции Лутошкиной П.Ю. осуществлена с нарушением требований технических регламентов, а именно ДД.ММ.ГГГГ1 в помещении торгового павильона, расположенного по адресу <адрес>, осуществлялась реализация табачной продукции (сигареты) различных марок без специальных акцизных марок Российской Федерации. В ходе осмотра места происшествия изъято № пачки сигарет, на которых отсутствует специальная акцизная марка Российской Федерации. Отсутствие акцизных марок Российской Федерации на изъятых сигаретах подтверждается заключением эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, объяснениями Лутошкиной П.Ю., протоколом осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ, содержащего фиксацию изъятия № пачек сигарет без специальных акцизных марок. Вышеизложенные обстоятельства свидетельствует о нарушении требований Федерального закона от 23.02.2013 № 15-Ф3, Федерального закона от 22.12.2008 № 268-Ф3. Изъятая табачная продукция в количестве 782 пачки различных наименований без специальной акцизной марки Российской Федерации на основании акта № № от ДД.ММ.ГГГГ помещены в камеру хранения вещественных доказательств МО МВД России «Ирбитский». МО МВД России «Ирбитский» данный материал передал в Территориальный отдел Роспотребнадзора для решения вопроса о привлечении виновного лица к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 15.12 КоАП РФ. 15.06.2023 в адрес Ирбитский межрайонной прокуратуры поступило письмо Территориального отдела Роспотребнадзор от 13.06.2023, согласно которому, указанный орган не может возбудить дело об административном правонарушении ссылаясь на п.9 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля». Возвращение изъятой табачной продукции в гражданский оборот невозможно по причине её несоответствия требованиям действующего законодательства, что создает угрозу жизни и здоровью заранее неопределенного круга лиц потенциальных покупателей такой табачной продукции. Единственным способом разрешения ситуации является возложение на орган внутренних дел МО МВД России «Ирбитский» обязанности организовать уничтожении соответствующей изъятой из оборота табачной продукции, которая находится на хранении в органе внутренних дел. Просил возложить обязанность на ответчика организовать уничтожение № пачек табачной продукции без специальных акцизных марок Российской Федерации, изъятых протоколом от ДД.ММ.ГГГГ у 1
В судебном заседании прокурор Цепилова Ю.И. поддержала заявленные требования по изложенным в иске основаниям, дополнив, что надлежащим ответчиком по иску является МО МВД России «Ирбитский».
Представитель ответчика Анисимова Е.Н. исковые требования не признала, представила письменные возражения, указав, что, по их мнению МО МВД России «Ирбитский» является ненадлежащим ответчиком по делу, так как ответчиком надлежит считать носителя обязанности, которая не выполняется или выполняется ненадлежащим образом. Просила отказать в удовлетворении иска. Не оспаривает, что в компетенцию органа внутренних дел входят разрешение вопроса об уничтожение табачной продукции без специальной акцизной марки Российской Федерации. Изъятая табачная продукция по настоящее время находится на хранении в ОВД.
В соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с согласия сторон, суд счел возможным и рассмотрел дело в отсутствии третьего лица Лутошкиной П.Ю., представителя Управления Роспотребнадзора по Свердловской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения данного дела.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо, участвующее в деле, само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе и реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Действующее законодательство предполагает разумность и добросовестность действий участников гражданских правоотношений. Законодатель исходит из того, что участники процесса, будучи заинтересованными в защите своих прав и законных интересов, своевременно и надлежащим образом осуществляют их.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, обозрев материалы КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 4 ч. 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-Ф3 «О полиции» на полицию возложена обязанность выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению.
Статьей 11 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» определены меры, направленные на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, к которым в том числе относится предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями.
Статьей 14 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-Ф3 предусмотрено, что регулирование состава табачных изделий или никотинсодержащей продукции, регулирование раскрытия состава табачных изделий и никотинсодержащей продукции, установление требований к упаковке и маркировке табачных изделий или никотинсодержащей продукции осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в целях предупреждения незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями каждая пачка и каждая упаковка табачных изделий подлежат в обязательном порядке маркировке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Статьей 4 Федерального закона от 22.12.2008 № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» установлены общие требования к табачной продукции, в силу частей 2 и 5 данной статьи табачная продукция подлежит маркировке специальными (акцизными) марками, исключающими возможность их подделки и повторного использования, реализация на территории Российской Федерации табачной продукции без маркировки специальными (акцизными) марками не допускается.
В силу ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» в обращении могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и прошедшие подтверждение соответствия таким требованиям.
В соответствии с положениями раздела VII ТР ТС 035/2014. Технический регламент Таможенного союза. Технический регламент на табачную продукцию, утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12.11.2014 № 107 (далее Технический регламент), на потребительскую упаковку табачной продукции наносятся специальные (акцизные, учетно-контрольные или иные) марки, исключающие возможность их подделки и повторного использования (п. 18).
За оборот алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны установлена ответственность по ч. 4 ст. 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом по делу установлено следующее.
Ирбитской межрайонной прокуратурой при проведении проверки материала КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ из Ирбитского одела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области установлено, что 1ДД.ММ.ГГГГ в помещении торгового павильона по адресу: <адрес>, осуществлялась реализация табачной продукции без специальных акцизных марок Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ проведен осмотр места происшествия в торговом павильоне, расположенным по адресу: <адрес>, в ходе осмотра места изъята табачная продукция в количестве № пачки сигарет без специальных акцизных марок Российской Федерации.
Отсутствие акцизных марок Российской Федерации на изъятых сигаретах подтверждается заключением эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ, объектом которого явилось помещение торгового павильона, расположенного по адресу: <адрес>, в ходе которого были обнаружены и изъяты № пачки сигарет различных наименований без специальных акцизных марок, объяснениями 1 (продавец павильона), подтвердившей реализацию в помещении павильона сигарет без специальных акцизных марок Российской Федерации.
Изъятая табачная продукция в количестве № пачки различных наименований без специальной акцизной марки Российской Федерации на основании акта № № от ДД.ММ.ГГГГ помещены в камеру хранения вещественных доказательств МО МВД России «Ирбитский».
16.05.2023 по итогам проведения проверки МО МВД России «Ирбитский» передали указанный материал в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора для решения вопроса о привлечении виновного лица к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора в адрес Ирбитский межрайонной прокуратуры направлено сообщение согласно которому, у них отсутствует возможность возбудить дело об административном правонарушении в порядке п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 28 КоАП РФ ссылаясь на п.9 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» согласно которому должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себе нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора) муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), исключительно в случае, предусмотренном п. 3 ч. 2 ст. 90 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 90 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-Ф3 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований, контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.
Правительство Российской Федерации установило, что по общему правилу в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-Ф3 и Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-Ф3, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства.
Таким образом, поскольку дело об административном правонарушении по ст. 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не было возбуждено, в настоящее время подлежит разрешению вопрос о судьбе изъятой из гражданского оборота табачной продукции, находящейся на хранении в органе внутренних дел.
В соответствии с ч.1 ст.129 Гражданского кодекса Российской Федерации объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте.
Оборот табачной продукции без маркировки запрещен, что регламентировано ч. 5 ст. 4 Федерального закона № 268 «Технический регламент на табачную продукцию», п. 7 постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2010 № 76.
По смыслу п. 3 ст. 18 указанного Федерального закона табачные изделия, находящиеся в незаконном обороте, подлежат изъятию из незаконного оборота и уничтожению в установленном порядке.
Учитывая изложенное, то, что возвращение табачной продукции в гражданский оборот невозможно по причине ее несоответствия требованиям действующего законодательства, что создаёт угрозу жизни и здоровью заранее неопределенного круга лиц потенциальных покупателей такой табачной продукции, что является достаточным основанием для утилизации изъятой табачной продукции.
Поскольку табачная продукция находится в камере хранения МО МВД России «Ирбитский» и возврату собственнику не подлежит, поэтому суд возлагает на МО МВД России «Ирбитский» обязанность по ее утилизации.
Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика, что обязанность по утилизации изъятой табачной продукции не может быть возложена на МО МВД России «Ирбитский», поскольку данная табачная продукция представляет угрозу для человека, что подтверждено заключением эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, не может быть возвращена владельцу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Ирбитского межрайонного прокурора Нурмухаметова Н.Ф., действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел России «Ирбитский» о возложении обязанности организовать уничтожение табачной продукции, изъятой протоколом осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворить.
Обязать МО МВД России «Ирбитский» организовать уничтожение табачной продукции (№ пачки без специальных акцизных марок Российской Федерации), изъятой на основании протокола осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ в торговом павильоне по адресу: <адрес>, в установленном порядке.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд, в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы через Ирбитский районный суд Свердловской области.
Председательствующий - (подпись)