ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1097/22 от 07.02.2022 Первомайского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

УИД 23RS0040-01-2021-010963-97

К делу № 2-1097/22

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 февраля 2022г. Первомайский районный суд г.Краснодара в составе:

председательствующего Гареевой С.Ю.

при секретаре Овсянникове М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Прикубанского административного округа г Краснодара к АНО «Центр реабилитации наркозависимых и алкозависимых лиц «Генезис» о запрете деятельности,

установил:

Прокурор ПАО г. Краснодара обратился в суд с исковым заявлением к АНО «Центр реабилитации наркозависимых и алкозависимых лиц «Генезис» о запрете деятельности по эксплуатации здания расположенного в г.Краснодаре СТ «Первенец Кубани» по ул. Северная, 712, в целях оказания помощи лицам, попавшим в алкогольную и наркотическую зависимость до устранения допущенных нарушений законодательства.

В обоснование иска сослался на то, что прокуратурой Прикубанкого административного округа г. Краснодара во исполнение задания прокуратуры Краснодарского края проведена проверка АНО «Центр реабилитации наркозависимых и алкозависимых лиц «Генезис» с привлечением специалистов Отдела по контролю за оборотом наркотиков УМВД России по г.Краснодару, Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.Краснодара УНД и ПР Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю. В деятельности АНО «Центр реабилитации наркозависимых и алкозависимых лиц «Генезис» обнаружены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, которые создают опасность для жизни и здоровья лиц, находящихся и посещающих указанный объект.

Прокурор ПАО г.Краснодара в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом судебной повесткой, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором (л.д.71). Доказательств уважительности причин неявки суду не представил, ходатайств об отложении слушания дела, либо о рассмотрении дела в его отсутствие не заявлял.

Представитель ответчика АНО «Центр реабилитации наркозависимых и алкозависимых лиц «Генезис», представитель третьего лица Отдел по контролю за оборотом наркотиков УМВД России по г.Краснодару, Отдел надзорной деятельности и профилактической работы г.Краснодара УНД и ПР Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещались надлежащим образом судебными повестками, направленными по последним известным местам жительства, что подтверждается отчетами об отслеживании отправлений с почтовыми идентификаторами (л.д.72-77). Судебная корреспонденция ответчиком и третьими лицами не получена и возвращена в адрес суда. Что подтверждается отчетами об отслеживании почтовых отправлений.

Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной им в пунктах 67 - 68 Постановления Пленума от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", бремя доказывания факта направления (осуществления) сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение.

Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.

При таких обстоятельствах, неявка истца, ответчика, третьих лиц, в силу ст.119, ч.3,4 ст.167 ГПК РФ не является препятствием к слушанию дела.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, при обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах.

В силу ст. 21 названного закона, разработка и реализация мер пожарной безопасности для организаций, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах. За нарушения требований пожарной безопасности статьей 38 указанного закона предусмотрена ответственность.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», закрепившей принципы противодействия терроризму, в числе которых: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

Законом дано понятие террористического акта - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Как было установлено в судебном заседании, прокуратурой Прикубанского административного округа г. Краснодара была проведена проверка соблюдения требований законодательства в деятельности АНО «Центр реабилитации наркозависимых и алкозависимых лиц «Генезис».

В ходе данной проверки было установлено, что АНО «Центр реабилитации наркозависимых и алкозависимых лиц «Генезис» зарегистрирован по адресу: г. Краснодар, ул. Красноармейская, д. 64/2, литер В, оф. 35. Фактически осуществляет деятельность по оказанию помощи лицам, попавшим в алкогольную и наркотическую зависимость, по адресу: г. Краснодар, СТ «Первенец Кубани», ул. Северная, 712.

Основной вид экономической деятельности, «Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности», утвержденному Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 14-ст — деятельность по оказанию помощи на дому для лиц с ограниченными возможностями развития, душевнобольным и наркозависимым.

Согласно п.п. 2.1-2.3 Устава АНО «Генезис», утвержденного протоколом учредительного собрания от 01.08.2016г., предметом деятельность АНО «Генезис» является проведение мероприятий, направленных на помощь, поддержание и развитие гражданского общества, а также оказание материальной, социальной, иной помощи гражданам, страдающим от наркотической и алкогольной зависимости. Организация осуществляет следующие виды деятельности: содействие в обеспечении проживания гражданам, обращающимся для прохождения курсов реабилитации от наркотической и алкогольной зависимости: оказание содействия гражданам в обеспечении питанием и дорогостоящими медикаментами; организация и проведение конференций, фестивалей, выставок, вырученные средства которые направляются на помощь гражданам, страдающим от наркотической и алкогольной зависимости и другие.

На момент проверки в жилом доме, расположенном по адресу: г. Краснодар, СТ «Первенец Кубани», ул. Северная, 712 находилось 18 человек, в доме созданы условия для круглосуточного пребывания граждан.

Установлено, что между гражданами и АНО «Генезис» заключены договоры безвозмездного оказания услуг, согласно которым исполнитель на основании обращения благополучателя попавшего в алкогольную, наркотическую зависимость обязуется безвозмездно оказать ему на протяжении периода реабилитации, благотворительную помощь в виде социально-психологической реабилитации на территории исполнителя в порядке и сроки, установленные договором.

В ходе проведенной проверки специалистами Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Краснодара УНД и ПР Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю выявлены нарушения требований пожарной безопасности в АНО «Центр реабилитации наркозависимых и алкозависимых лиц «Генезис».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Требования пожарной безопасности-специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

Ст.ст. 34, 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ предусмотрена обязанность граждан и руководителей организации соблюдать требования пожарной безопасности.

Согласно ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

На основании п.1 ч.2 ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» положения данного Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при эксплуатации объектов защиты.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации установлены требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.

Приказами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24.04.2013 № 288 и от 25.03.2009 № 175 утверждены и введены в действие Свод правил 4.13130.2013. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемнопланировочным и конструктивным решениям и свод СП 5.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», свод правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».

С учетом выше перечисленных правовых норм, руководитель организации обязан знать и соблюдать требования норм и правил законодательства о пожарной безопасности.

Однако, в нарушение требований п.п. 2, 3, 4 в ходе проверки АНО «Генезис» не установлены: приказ о назначении ответственных лиц за пожарную безопасность; документ о прохождении ответственного лица обучения мерам пожарной безопасности; инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII ППР в РФ, с учетом специфики взрывопожароопасных и пожароопасных помещений в указанных зданиях, сооружениях.

Кроме того, в здании, не обеспечено ознакомление (под подпись) прибывающих физических лиц с мерами пожарной безопасности (п. 84 Правил), с работниками не проводится противопожарный инструктаж (п. З Правил).

Вопреки требованиям п. 60 Правил помещения по вышеуказанному адресу не обеспечены первичными средствами пожаротушения (огнетушителями). Руководитель не обеспечил обслуживающий персонал телефонной связью, исправными ручными электрическими фонарями (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного (п. 6 Правил).

Также, в нарушение п. 13 Правил, деревянные конструкции кровли не обработаны огнезащитным покрытием; ширина лестничного марша в свету, составляет менее 1,35 м (ст. 4, 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, СП 1.13 130.2020); подъезд пожарных автомобилей к зданию класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1. не обеспечен со всех сторон (ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п. 8.1 СП 4.13130.2013); тупиковый проезд (подъезд) не обеспечен площадкой для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 х 15 метров, (ст. 4, 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п. 8.13 СП 4.13130.2013); каждый этаж здания не оборудован вторым эвакуационным выходом (ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п. 4.2.9 СП 1 13130.2020).

В ходе проверки установлено, что ст. 4, 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п. 4.2.22 СП 1.13130.2020 двери эвакуационных выходов открываются не по направлению выхода из здания (ст. 4, 6 № 123-ФЗ); на путях эвакуации допущено устройство криволинейной лестницы (ст. 4, 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п. 4.3.6 СП 1.13130.2020); на путях эвакуации, лестница, ведущая на 3-й этаж, не имеет ограждений (ст. 4, 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п. 4.3.5 СП 1.13130.2020); в здании, не отвечающем требованиям, предъявляемым к зданиям II степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности С0, допущено устройство лестницы 2-го типа, соединяющей более двух этажей (ст. 4, 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п. 7.1.9, п. 4.4.8 СП 1.13130.2020); предел огнестойкости лестниц, ведущих на 2-й и 3-й этаж не соответствуют принятой степени огнестойкости здания (ч. 2 ст. 87 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ); уклон марша лестницы, ведущей на 3 этаж, более 1:2 (ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п. 7.1.1. СП 13130.2020).

В нарушение требований ст. 4, 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п. 43,5 СП 1.13130.2020); на путях эвакуации 1 этажа допущено устройство выступов (ст. 4, б федерального от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п. 4.3.5 СП 1.13130.2020); минимальная ширина эвакуационных выходов из помещений и зданий менее 1,2 м и составляет 0,7 м. (ст, 4, 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п. 5.1.4 СП 1.13130.2020); на путях эвакуации (входная группа) допущено устройство в одном марше менее 3 ступеней (ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п. 4.4.4 СП 1 на путях эвакуации (входная группа) допущено устройство лестниц с различной высотой (ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008г. №2 123-ФЗ, п. 4.3.6 СП 1 13130.2020): перед наружной дверью (эвакуационным выходом) не предусмотрена горизонтальная входная площадка с шириной не менее 1,5 ширины полотна наружной двери (ст. 6 федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п. 4.2.21. СП 1 13 130.2020).

На объекте в нарушение требований ст. 4, 6 федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п. 7.11.3 СП 1.13130.2020 допущено устройство сауны с выходом в лестничную клетку, предназначенную для эвакуации людей из здания, а также устройство сауны в спальном корпусе объекта класса функциональной пожарной опасности п.1.1. (ст. 4, 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п. 5.5.8 СП 4.13130.2013); кроме того, допускается отделка пола из горючего материала (таб. 28 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ).

В здании не предусмотрено аварийное освещение в соответствии с требованиями СП 52.13330 (ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п. 4.3.12. СП 13130.2020); ширина горизонтальных участков путей эвакуации, по которым могут эвакуироваться люди не предусмотрена не менее 1,2 м и составляет 0,93м при одностороннем открывании дверей шириной 0,8м (ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п. 5.1.2. СП 1 13130.2020); выходы из помещений и этажей на лестничные клетки не оборудованы дверями с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах (ст. 4,6 Федерального закона от 22.07.2008 N9 123ФЗ, п. 4.4.6 СП 1 13130.2020); помещения складского назначения не выделены противопожарными преградами (ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п. 5.2.6. СП 4.13130.2013).

Не выдержаны минимальные противопожарные расстояния (разрывы) между зданиями и составляют 3,0 м. (ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3, п. 4.3. СП 4.13130.2013), допускается эксплуатация после изменения класса функциональной пожарной опасности здания, не отвечающего нормативным документам по Пожарной безопасности в соответствии с новым классом функциональной пожарной опасности (п/п «н» п. 16 Правил); помещения не оборудованы автоматической системой обнаружения и оповещения людей при пожаре (ст. 4, 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ; п. 4.9 СП 486.1311500,2020); отсутствует система пожарной сигнализации, которая должна обеспечивать дублирование сигнала на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации (п. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ); здание не оборудовано автоматической установкой пожаротушения (АУП) (ст. 4, 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п. 4.9 СП 486.131) допускается использование противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, мусора и т.д. (п. 65 Правил); запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа (п. 26 Правил); в здании допущено хранение баллонов с горючими газами в металлическом шкафу, который не закрывается на замок, не имеет жалюзи для проветривания, а также предупреждающей надписи «Огнеопасно. (п. 86 Правил).

Таким образом, в случае возникновения пожара в результате террористического акта при имеющихся нарушениях правил пожарной безопасности минимизация последствий террористического акта не будет достигнута.

Используемое жилое помещение, расположенное по адресу: г. Краснодар, СТ «Первенец Кубани», ул. Северная, 712, является непригодным для круглосуточного пребывания граждан и осуществления деятельности по оказанию помощи лицам, попавшим в алкогольную и наркотическую зависимость, в виду выявленных нарушений требований пожарной безопасности, поскольку создается угроза жизни и причинения вреда здоровью граждан.

В силу ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Оценив в совокупности, представленные по делу доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Запретить деятельность АНО «Центр реабилитации наркозависимых и алкозависимых лиц «Генезис» по эксплуатации здания расположенного по адресу: г.Краснодар, СТ «Первенец Кубани», ул. Северная, 712, до устранения нарушений требований норм и правил пожарной безопасности.

Решение может быть обжаловано Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня его составления в окончательном мотивированном виде через Первомайский районный суд г.Краснодара путем подачи апелляционной жалобы.

Федеральный судья

Составлено: 14.02.2022г.