ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-10/2014 от 25.04.2014 Шкотовского районного суда (Приморский край)

  Дело № 2-10/2014

РЕШЕНИЕ    Именем Российской Федерации

 г. Большой Камень 25.04.2014 г.

 Шкотовский районный суд Приморского края в составе:

 председательствующего судьи Пак В.В.,

 при секретаре Алексеевой О.В.,

 с участием ст. помощника прокурора Шкотовского района Бабака А.А.

 представителей истца ОАО «ДЦСС» по доверенности Железнова А.В., Волковой Т.Е.,

 представителей ответчика по доверенности Боровчук Е.А., Поповой О.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального казенного учреждения «Дальневосточная дирекция Министерства регионального развития Российской Федерации», ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» к Фараносовой В.И. об изъятии жилого дома и земельного участка для государственных нужд, выселении

 УСТАНОВИЛ:

 ФКУ «Дальневосточная дирекция», ОАО «ДЦСС» обратились в суд с иском к Фараносовой В.И. об изъятии жилого дома и земельного участка для государственных нужд, выселении. Требования мотивированы тем, что постановлением Правительства РФ от 15.04.1996 № 480 утверждена федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», предусматривающая подпрограмму «Развитие <адрес> как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе». Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в Подпрограмму включено мероприятие «Строительство судостроительной верфи «Восток – Раффлс» В соответствии с гл V «Механизм реализации подпрограммы « Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ( в ред Постановлений Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 644, от ДД.ММ.ГГГГ № 690) Министерство регионального развития РФ является государственным заказчиком – по объектам, необходимым для проведения мероприятий на международном уровне, объектам коммунальной инфраструктуры, энергоснабжения, газификации, судостроения, строительства жилья. Таким образом, с учетом приведенных норм, полномочиями по подготовке и принятию решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для федеральных нужд при осуществлении мероприятия «Строительство судостроительной верфи «Восток – Раффлс», обладает Министерство регионального развития Российской Федерации.

 ДД.ММ.ГГГГ Министерством регионального развития РФ принят Приказ № «Об изъятии путем выкупа объектов недвижимого имущества для федеральных нужд». Из Приложения к Приказу следует, что изъятию в собственность Российской Федерации путем выкупа подлежат объекты недвижимости : жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый (или условный) номер объекта: <данные изъяты>, адрес: <адрес>,

 - земельный участок, кадастровый номер: <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации индивидуального жилого дома, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир жилой дом. Почтовый адрес ориентира: <адрес>,

 ДД.ММ.ГГГГ ООО «Центр развития инвестиций» по заданию ОАО «ДЦСС» на основании ч.19 ст.6 ФЗ № –ФЗ подготовило отчет об оценке рыночной стоимости объектов, а также причиненных убытков.

 С отчетом об оценке и проектом соглашения ответчик ознакомился ДД.ММ.ГГГГ года. Направленный Дирекцией ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика проект соглашения, заключаемого в связи с изъятием земельного участка, последним подписан не был.

 В связи с уклонением ответчика от заключения соглашения истцы просят изъять у Фараносовой В.И. в собственность Российской Федерации путем выкупа за счет средств Открытого акционерного общества «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» следующие объекты недвижимости:

 - жилой дом площадью <данные изъяты>.м., кадастровый (или условный) номер объекта: <данные изъяты>, адрес: <адрес>, с выкупной ценой в размере <данные изъяты> рублей, в том числе рыночная стоимость изымаемого объекта составляет <данные изъяты> рублей, величина убытков, причиненных изъятием объекта составляет <данные изъяты> рублей;

 - земельный участок, кадастровый номер: <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации индивидуального жилого дома, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир жилой дом. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, с выкупной ценой в размере <данные изъяты> рублей, в том числе, рыночная стоимость изымаемого объекта составляет <данные изъяты> рублей, величина убытков, причиненных изъятием объекта, составляет <данные изъяты> рублей.

 Выселить Фараносову В.И. из жилого дома площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый (или условный) номер объекта: <данные изъяты>, адрес: <адрес>.

 В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истец ОАО «ДЦСС» представил уточненную редакцию иска, в которой просит изъять у Фараносовой В.И. в собственность Российской Федерации путем выкупа за счет средств Открытого акционерного общества «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» следующие объекты недвижимости:

 - жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый (или условный) номер объекта: <данные изъяты>, адрес: <адрес>, с выкупной ценой в размере <данные изъяты> рублей, в том числе рыночная стоимость изымаемого объекта составляет <данные изъяты> рублей, величина убытков, причиненных изъятием объекта составляет <данные изъяты> рублей;

 - земельный участок, кадастровый номер: <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации индивидуального жилого дома, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир жилой дом. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, с выкупной ценой в размере <данные изъяты> рублей, в том числе, рыночная стоимость изымаемого объекта составляет <данные изъяты> рублей, величина убытков, причиненных изъятием объекта, составляет <данные изъяты> рублей.

 Выселить Фараносову В.И. из жилого дома площадью <данные изъяты>.м, кадастровый (или условный) номер объекта: <данные изъяты>, адрес: <адрес>.

 Истец ФКУ «Дальневосточная дирекция Министерства регионального развития Российской Федерации» в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещался судом надлежащим образом по адресу места нахождения юридического лица, о чем свидетельствуют имеющееся в материалах дела уведомления об отказе явиться в учреждение почтовой связи за судебной повесткой, конверты возвращены с отметкой «истек срок хранения»; об отложении дела не ходатайствовал, о причине неявки суд не уведомил.

 Представители ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» Железнов А.В., Волкова Т.Е. по доверенности в судебном заседании на удовлетворении требований настаивали в полном объеме по доводам и основаниям, изложенном в исковом заявлении.

 Ответчик Фараносова В.И. в судебное заседание не явилась. Ее представители Боровчук Е.А., Попова О.В. по доверенности иск не признали, указали на то, что с требованием о выкупе земельного участка может обратиться только орган, принявший решение об изъятии земельного участка при условии недостижения соглашения о выкупе с собственником этого земельного участка. Истец - ФКУ Дальневосточная дирекция Минрегиона России в судебные заседания не является, требования об изъятии земельного участка и выселении ответчика не поддерживает, а ОАО «ДЦСС» не может признаваться надлежащим истцом по данному делу, поскольку не вправе поддерживать требования о выселении. Установлено, что Министерство регионального развития притупило к ликвидации подведомственного федерального казенного учреждения «Дальневосточная дирекция Министерства регионального развития РФ» ( Приказ Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О ликвидации ФКУ «Дальневосточная дирекция Министерства регионального развития РФ») Как следует из Доклада на оперативном совещании при Министре регионального развития Российской Федерации «О ходе ликвидации ФКУ дальневосточная дирекция Минрегиона России» от ДД.ММ.ГГГГ г., завершена реализации Подпрограммы "Развитие <адрес> как центра международного сотрудничества в <данные изъяты>" Федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до <данные изъяты> года", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 480; создана ликвидационная комиссия по проведению мероприятий в связи с ликвидацией Учреждения, утверждены порядок и сроки ликвидации, подготовлен план мероприятий, осуществлено уведомление сотрудников в установленном порядке. Следовательно, нуждаемость в изъятии земельного участка и прекращении права собственности Фараносовой В.И. на спорные объекты, отпала. Просили в иске отказать.

 Представитель третьего лица ОАО «Восток – Раффлс» Железнов А.В. по доверенности возражений относительно иска не имеет.

 Исследовав материалы дела в их совокупности, выслушав доводы сторон, заключение прокурора, суд приходит к следующему выводу.

 Судом установлено, что на основании Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1004 строительство судостроительной верфи "Восток-Раффлс" включено в подпрограмму "Развитие <адрес> как центра международного сотрудничества в <данные изъяты>" Федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 480.

 В соответствии со статьей 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 93-ФЗ "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "<данные изъяты>" в <данные изъяты> году, о развитии <адрес> как центра международного сотрудничества в <данные изъяты> и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> допускается изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения необходимых для проведения саммита объектов.

 Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № предписано изъять в установленном порядке для государственных нужд путем выкупа спорные объекты недвижимости для размещения объекта на земельном участке под строительство судостроительной верфи «Восток- Раффлс» на территории <данные изъяты> района <адрес>.

 Особенности изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения необходимых для проведения Саммита объектов установлены статьей 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 93-ФЗ "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "<данные изъяты> сотрудничество" в 2012 году, о развитии <адрес> как центра международного сотрудничества в <данные изъяты> регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

 В силу части 25 статьи 6 названного Закона в случае, если соглашение, указанное в части 20 настоящей статьи, не заключено в течение трех месяцев со дня предоставления лицу, у которого в соответствии с настоящей статьей изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, возможности ознакомления с проектом соглашения, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти <адрес>, орган местного самоуправления Владивостокского городского округа вправе обратиться в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества.

 Так, согласно статье 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

 Решение об изъятии жилого помещения принимается компетентным органом, то есть органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством.

 Пункт 4 ст. 32 ЖК РФ устанавливает, что собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии.

 Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.

 В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 20 постановления от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что нормы, содержащиеся в статье 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения. Под государственными или муниципальными нуждами при изъятии земельных участков следует понимать потребности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, связанные с обстоятельствами, установленными соответственно федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации, удовлетворение которых невозможно без изъятия земельных участков (например, выполнение международных обязательств Российской Федерации, размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их размещения, застройка в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений).

 В соответствии со статьей 239 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством.

 В то же время в статье 239 ГК РФ установлена возможность изъятия земельного участка, а, следовательно, и недвижимого имущества на нем как для государственных, так и для муниципальных нужд, что находит свое подтверждение и в пункте 1 статьи 279 ГК РФ - земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Тем не менее само решение об изъятии правомочны принимать в соответствии с пунктом 2 статьи 279 ГК РФ только федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ.

 Исходя из указанных выше положений закона, принудительное изъятие может осуществляться для государственных и/или муниципальных нужд. Решения об изъятии принимаются федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов РФ. Выкуп производится Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

 Так, решение об изъятии жилого помещения принимается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Федерации или органом местного самоуправления (п. 2 ст. 279 ГК РФ).

 Порядок подготовки и принятия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд определяется федеральным законодательством, в частности гражданским и земельным законодательством (ст. ст. 279 - 283 ГК РФ, ст. ст. 9 - 11, 49, 55, 61, 63 ЗК РФ).

 Решение об изъятии жилого помещения, как и решение об изъятии земли, подлежит государственной регистрации (п. 4 ст. 279 ГК РФ).

 Собственник жилого помещения должен быть письменно уведомлен об изъятии жилого помещения органом, принявшим решение об изъятии, не позднее чем за один год до предстоящего изъятия помещения (п. 3 ст. 279 ГК РФ).

 Соблюдение предусмотренной частями 2 - 4 ст. 32 Кодекса процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (ч. 2 ст. 32 Кодекса), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ч. 3 ст. 32 Кодекса), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (ч. 4 ст. 32 Кодекса).

 При этом, исходя из положений ч. 4 ст. 32 Кодекса, юридически значимым обстоятельством является не только факт направления указанного уведомления собственнику жилого помещения компетентным органом, но и факт получения собственником такого уведомления. В связи с этим сообщение в средствах массовой информации (печатное издание, Интернет и т.п.) об изъятии жилого помещения у конкретного собственника не может быть признано надлежащим извещением собственника о предстоящем изъятии данного жилого помещения.

 Таким образом, несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти, органу местного самоуправления о выкупе жилого помещения.

 Как установлено в судебном заседании, Фараносовой В.И. принадлежат на праве собственности: жилой дом, площадью <данные изъяты> кв.м.; земельный участок для эксплуатации индивидуального жилого дома площадью <данные изъяты> кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

 Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № предписано изъять в установленном порядке для государственных нужд путем выкупа у Фараносовой В.И. спорные объекты недвижимости для размещения объекта на земельном участке под строительство судостроительной верфи «Восток- Раффлс» на территории <данные изъяты> района <адрес>.

 Этим же приказом на ФКУ «Дальневосточная дирекция Министерства регионального развития РФ» возложена обязанность обеспечить выполнение комплекса мероприятий, связанных с изъятием объектов недвижимого имущества для федеральных нужд, за счет средств ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» : уведомить в установленном порядке лиц, у которых изымаются объекты недвижимого имущества; подготовить и заключить в установленном порядке соглашения в связи с изъятием объектов недвижимого имущества; обратиться в случаях, предусмотренных законодательством, в суд с исками об изъятии объектов недвижимого имущества; обеспечить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на изъятые объекты недвижимости.

 ДД.ММ.ГГГГ ОАО «ДЦСС» направило в адрес Фараносовой В.И. уведомление о заключении соглашения о выкупе и проект соглашения о выкупе земельного участка и расположенного на нем жилого дома в связи с изъятием, которое последней получено ДД.ММ.ГГГГ г., что подтверждается почтовым уведомлением о вручении.

 Как установлено судом и подтверждается материалами дела, собственника земельного участка и жилого дома в установленные законом сроки об изъятии земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 2120 кв.м. и жилого дома с кадастровым номером <данные изъяты> для государственных нужд не уведомили, условия выкупа объектов недвижимости, в частности, выкупная цена, с собственником не согласованы.

 В материалах дела отсутствуют сведения о надлежащем уведомлении и получении ответчиком писем от ДД.ММ.ГГГГ г, от ДД.ММ.ГГГГ г., направленных ФКУ «Дальневосточная дирекция Министерства регионального развития РФ»

 Собственник был уведомлен об изъятии земельного участка и жилого дома ОАО «ДЦСС», что подтверждается почтовым уведомлением о вручении ДД.ММ.ГГГГ г.

 Поскольку ОАО «ДЦСС» органом государственной власти не является, уведомление об изъятии у собственника жилого дома и земельного участка для государственных нужд не уполномоченным органом государственной власти, а акционерным обществом является нарушением порядка изъятия земельного участка.

 Более того, ОАО «ДЦСС» не является ни государственным органом, ни органом местного самоуправления, не вправе поддерживать требования о принудительном изъятии объектов недвижимости и выселении ответчика, а ФКУ «Дальневосточная дирекция Министерства регионального развития Российской Федерации» требования к ответчику о выкупе жилого дома не поддержало, не обосновало государственной или муниципальной нужды, необходимости ее удовлетворения с использованием именно данного земельного участка. Это вытекает, в частности, из установленного гражданско-процессуальным законодательством правила о том, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. ( п.1 ст.56 ГПК РФ)

 Кроме того, в случае, если наряду с изъятием земельного участка требуется также принудительное прекращение права собственности на расположенные на нем объекты недвижимости, то в силу п.1 ст. 239 ГК РФ соответствующий орган обязан доказать, что использование земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на данное недвижимое имущество. В противном случае суд обязан отказать в удовлетворении иска.

 Учитывая, что иск направлен на принудительное прекращение права собственности ответчика на объект недвижимости, расположенный на земельном участке, подлежащем изъятию, при несогласии ответчика с изъятием и при нарушении порядка изъятия, иск не подлежит удовлетворению.

 Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ,

 РЕШИЛ:

 Иск Федерального казенного учреждения «Дальневосточная дирекция Министерства регионального развития Российской Федерации», ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» к Фараносовой В.И. об изъятии жилого дома и земельного участка для государственных нужд, выселении, - оставить без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Шкотовский районный суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.

 С мотивированным решением стороны вправе ознакомиться в Шкотовском районном суде 05.05.2014 г. Срок апелляции 05.06.2014 г.

 Судья В.В. Пак