84RS0002-01-2023-000088-69
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
31 января 2024 года г. Дудинка
Усть-Енисейский районный суд Красноярского края в составе председательствующего - судьи Дудинского районного суда Красноярского края Кулага С.В., исполняющей обязанности председателя Усть-Енисейского районного суда Красноярского края, при секретаре Джумаевой М.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-11 по исковому заявлению администрации Таймырского Долгано – Ненецкого муниципального района к Евай Саване Геннадьевне о взыскании излишне выплаченной суммы компенсационной выплаты,
УСТАНОВИЛА:
Представитель администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района ФИО1, выступающий на основании доверенности от 17.07.2023 года, обратился в суд с иском к ФИО2 о взыскании излишне выплаченных сумм компенсационных выплат, мотивируя свои требования тем, что в соответствие с Законом Красноярского края от 18.12.2008 N 7-2670 «О наделении органов местного самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и поселений, входящих в его состав, государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан, проживающих в <...>, а также по государственной регистрации актов гражданского состояния» администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района (далее - администрация муниципального района, Истец) наделена государственными полномочиями по осуществлению компенсационных выплат гражданам, ведущим традиционный образ жизни и осуществляющим традиционную хозяйственную деятельность (оленеводство), в возрасте 14 лет и старше, не состоящим в трудовых отношениях, на учете в службе занятости в качестве безработных и не являющимся получателями страховых пенсий по старости или инвалидности либо состоящим в трудовых отношениях с организациями или индивидуальными предпринимателями, основным видом деятельности которых является традиционная хозяйственная деятельность (оленеводство) и выполняющим работы по осуществлению указанного вида деятельности. В соответствии со статьей 45 Закона Красноярского края от 18.12.2008 № 7-2660 «О социальной поддержке граждан, проживающих в <...>» и Порядком предоставления компенсационных выплат лицам, ведущим традиционный образ жизни и осуществляющим традиционную хозяйственную деятельность в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 08.02.2011 № 76-П «Об утверждении порядков и нормативов предоставления мер социальной поддержки гражданам из числа коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района» (далее - Порядок), ФИО2 с 01.01.2022 по 31.12.2022 была назначена компенсационная выплата в размере 9 200 рублей 00 копеек с учетом налога на доходы физических лиц. В соответствие с пунктом 19 Приложения 5 Порядка обстоятельствами, влекущими утрату права на получение компенсационных выплат для граждан, относящихся к категориям, указанным в подпунктах 2, 4 пункта 2 Порядка, является прекращение ведения традиционного образа жизни и (или) расторжение им трудовых отношений с организациями или индивидуальными предпринимателями, основными видами деятельности которых является осуществление традиционной хозяйственной деятельности (оленеводство, рыболовство, промысловая охота). В соответствии с пунктом 19 приложения 5 Порядка получатель обязан сообщать в уполномоченный орган о наступлении обстоятельств, влекущих утрату права на получение компенсационных выплат, в течение 10 дней со дня наступления этих обстоятельств. Согласно сведениям о трудовой деятельности, предоставляемые из информационных ресурсов Пенсионного фонда РФ от 14.03.2023, Ответчик с 24.03.2022 прекратил вести традиционный образ жизни и традиционную хозяйственную деятельность, в связи с трудоустройством в Таймырское муниципальное казенное образовательное учреждение «Носковская средняя школа - интернат», о чем не поставил в известность Администрацию муниципального района. В соответствии с пунктом 20 Приложения 5 Порядка при наступлении обстоятельств, влекущих утрату права на получение компенсационных выплат, перечисление компенсационных выплат прекращается, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства. В связи с тем, что сведения о трудоустройстве поступили лишь 14.03.2023, Ответчику была перечислена компенсационная выплата за период с апреля по декабрь 2022 года.
Таким образом, в связи с трудоустройством ответчика в ТМК ОУ «Носковская средняя школа — интернат», ФИО2 утратила право на получение компенсационных выплат, начиная с 01.04.2022. Излишне выплаченная сумма компенсации составила 72 036 рублей 00 копеек. 15.03.2023 администрация муниципального района направила в адрес Ответчика уведомление № 1846 о необходимости возврата взыскиваемой суммы в добровольном порядке, которое было получено ФИО2 04.04.2023, что подтверждается уведомлением о вручении. Однако ответчик проигнорировал указанное уведомление.
На основании изложенного, истец просит взыскать с ФИО2 излишне выплаченную сумму компенсационной выплаты в размере 72 036 (семьдесят две тысячи тридцать шесть) рублей 00 копеек.
Представитель истца ФИО1 в судебном заседании участия не принимал, о дне и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 7).
Ответчик ФИО2, явившись в судебное заседание, исковые требования не признала, суду показала, что никакого заявления не подавала, выплаты получала, потому что считала, что они ей полагаются. В Таймырском муниципальном казенном образовательном учреждении «Носковская средняя школа - интернат» работала временно, постоянной работы не имеет.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке.
Заслушав ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 62 Конституции Российской Федерации государство гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия.
Согласно ст. 2 Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» законодательство Российской Федерации о гарантиях прав малочисленных народов основывается на соответствующих нормах Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в районе Крайнего Севера с экстремальными природно-климатическими, географическими, социально-экономическими и медико-биологическими условиями, а также дополнительные меры социальной поддержки лиц из числа коренных малочисленных народов Российской Федерации (далее - малочисленные народы) и иных категорий граждан, проживающих в муниципальном районе, установлены Законом Красноярского края от 18.12.2008 № 7-2660 «О социальной поддержке граждан, проживающих в <...>» (далее – Закон № 7-2660 от 18.12.2008 года).
В соответствии со ст. 1 Закон Красноярского края от 18.12.2008 7-2670 «О наделении органов местного самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и поселений, входящих в его состав, государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан, проживающих в <...>, а также по государственной регистрации актов гражданского состояния», исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района наделены государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, проживающим в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе (далее - муниципальный район), в соответствии с Законом №7-2660 от 18.12.2008.
Статьей 45 Закона № 7-2660 от 18.12.2008г. предусмотрено предоставление компенсационных выплат гражданам, ведущим традиционный образ жизни и осуществляющим традиционную хозяйственную деятельность (оленеводство), в возрасте 14 лет и старше, не состоящим в трудовых отношениях, на учете в службе занятости в качестве безработных и не являющимся получателями страховых пенсий по старости или инвалидности либо состоящим в трудовых отношениях с организациями или индивидуальными предпринимателями, основным видом деятельности которых является традиционная хозяйственная деятельность (оленеводство), и выполняющим работы по осуществлению указанного вида деятельности, в размере 9200 рублей с учетом налога на доходы физических лиц. (п.а ч.1 ст. 45 Закона № 7-2660 от 18.12.2008 года в ред. от 22.12.2022 года).
Порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам из числа коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающим на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, установлен постановление Правительства Красноярского края от 08.02.2011 № 76-п, в соответствии с п.19 приложения № 5 которого трудоустройство получателя на должность, не связанную с ведением традиционного образа жизни и осуществлением традиционной хозяйственной деятельности (оленеводство, рыболовство, промысловая охота) относится к обстоятельствам, влекущими утрату права на получение компенсационных выплат.
При этом установлено, что получатель обязан сообщать в уполномоченный орган о наступлении обстоятельств, влекущих утрату права на получение компенсационных выплат, в течение 10 дней со дня наступления этих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, на сновании заявления ФИО2 от 04.02.2022 года (л.д. 11-12) с 01.01.2022 года по 31.12.2022 года ей назначена компенсационная выплата в размере 9200 рублей ежемесячно в соответствии со ст. 45 Закона № 7-2660 от 18.12.2008г. (л.д. 19)
На момент подачи заявления ФИО2, не была трудоустроена на должность, не связанную с ведением традиционного образа жизни и осуществлением традиционной хозяйственной деятельности, что подтверждено приложенными ею к заявлению документами.
Как следует из сведений о трудоустройстве из информационных ресурсов Пенсионного фонда, РФ ФИО2 с 24.03.2022 года была трудоустроена на должность мойщик посуды интерната в ТМК ОУ «Носковская средняя школа — интернат», уволена 13.04.2022. Вновь принята на работу 04.10.2022 в ТМК ОУ «Носковская средняя школа — интернат» уборщиком служебных помещений, уволена 25.10.2022, Вновь принята на работу 21.11.2022, в цех убоя п. Носок упаковщиком, уволена 30.01.2023. Вновь принята на работу 26.01.2023 в ТМК ОУ «Носковская средняя школа — интернат» уборщиком служебных помещений, уволена 03.02.2023. Периоды работы ответчика в ТМК ОУ «Носковская средняя школа — интернат» также подтверждаются приказами руководителя ТМК ОУ «Носковская средняя школа — интернат» о приеме на работу, переводе на другую работу и увольнения ФИО2, в том числе приказом о приеме на работу №03-01-092 от 24.03.2022 о приеме ФИО2 в данную организацию на должность мойщика посуды интерната на 1,0 ставку с 24.03.2022.
Таким образом, 24.03.2022, года наступили обстоятельства, исключающие возможность производства ФИО2 компенсационных выплат.
В соответствии с п.20 приложения № 5 Порядка при наступлении обстоятельств, влекущих утрату права на получение компенсационных выплат, перечисление компенсационных выплат прекращается, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.
Таким образом, перечисление выплат подлежало прекращению с 01.04.2022 года.
Как следует из представленных доказательств, за период с апреля по декабрь 2022 года ФИО2 были перечислены компенсационные выплаты на общую сумму 72 036 рублей, по 8004 руб. в месяц из расчета 9 месяцев. (л.д. 20-55).
Из п. 21 приложения № 5 Порядка следует, что в случае установления факта несоблюдения получателем обязанности, указанной в пункте 19 Порядка, и перечисления уполномоченным органом компенсационных выплат за месяцы, когда получатель не имел права на их получение, уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня установления данного факта принимает решение о прекращении предоставления компенсационных выплат и направляет получателю, утратившему право на компенсационные выплаты, уведомление о возврате излишне выплаченной суммы компенсационных выплат способом, указанным в заявлении.
Получатель обязан произвести возврат излишне выплаченной ему суммы компенсационных выплат в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления о возврате излишне выплаченной суммы компенсационных выплат.
В случае невозврата получателем излишне выплаченных средств компенсационных выплат в срок, установленный в абзаце втором настоящего пункта, уполномоченный орган обеспечивает возврат средств в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
15.03.2023 года ФИО2 истец направил уведомление о необходимости возврата выплат, перечисленных за период с апреля по декабрь 2022 года в размере 72 036 руб. (л.д. 24-25)
Указанное уведомление получено ответчиком 04.04.2023 года. Однако ответчик не вернула излишне полученную сумму компенсационных выплат за период с апреля по декабрь 2022 года.
В соответствии с ч.1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
Таким образом, при установления факта неосновательного обогащения необходимы следующие условия: приобретение или сбережение имущества за счет другого лица, и отсутствие законных оснований такого приобретения или сбережения.
Учитывая, что при трудоустройстве в ТМК ОУ «Носковская средняя школа — интернат» в марте 2022 года, ФИО2 утратила право на получение компенсационных выплат с 01.04.2022 года, перечисленные ей компенсационный выплаты в сумме 72 036 руб. у нее возникло неосновательное обогащение на указанную сумму.
Доводы ответчика о том, что она не обращалась в суд с заявлением о предоставлении ей компенсационной выплаты, опровергаются имеющимся в материалах дела заявлением ФИО2 от 04.02.2022.
Учитывая изложенное, исковые требования представителя администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая, что истец при подаче иска освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета государственная пошлина в размере: 2 361 руб. 08 коп., исходя из расчета: (72036 руб. – 20 000 руб.) * 3% + 800 (абз.3 п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района к Евай Саване Геннадьевне о взыскании излишне выплаченных сумм компенсационных выплат удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с Евай Саваны Геннадьевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> (паспорт №№), зарегистрированной по адресу: <адрес>. <адрес><адрес>, в пользу администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района излишне выплаченную сумму компенсационных выплат за период с апреля по декабрь 2022 года в размере 72 036 (семьдесят две тысячи тридцать шесть) рублей.
Взыскать с Евай Саваны Геннадьевны в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 2 361 (две тысячи триста шестьдесят один) рубль 08 копеек.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда с подачей жалобы через Усть-Енисейский районный суд Красноярского края.
Судья Кулага С.В.