ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1109/19 от 18.04.2019 Заводского районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

Дело № 2-1109/2019; УИД: 42RS0005-01-2019-000951-53

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Заводский районный суд города Кемерово

в составе: председательствующего- судьи Бобрышевой Н.В.

при секретаре- Приваловой М.Е.,

с участием помощника прокурора- Коновалова А.Г.,

представителя ответчиков ГУФСИН России по Кемеровской области, ФСИН России- ФИО1,

представителя ответчика ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Кемеровской области- ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

гражданское дело по иску Кемеровского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 5 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области», Федеральной службе исполнения наказаний, Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области об обязании устранить нарушения уголовно-исполнительного законодательства,

У С Т А Н О В И Л :

Истец Кемеровский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 5 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области» (далее ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Кемеровской области), Федеральной службе исполнения наказаний (далее- ФСИН России), Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области (далее- ГУФСИН России по Кемеровской области) об обязании устранить нарушения уголовно-исполнительного законодательства.

Свои требования мотивирует тем, что Кемеровской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в феврале 2019 года в ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Кемеровской области проведена проверка соблюдения уголовно-исполнительного законодательства по оборудованию в учреждении помещений для осужденных.

Согласно ст.ст. 5, 13 Федерального закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности.

Нормы материально-бытового обеспечения осужденных, обеспечение необходимыми коммунально-бытовыми зданиями и помещениями определены приказом Минюста России от 27 июля 2006 г. № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» (далее- приказа МЮ РФ № 512-ДСП).

Действие Приказа № 512-ДСП распространяется на оборудование исправительных учреждений независимо от даты постройки помещений и принятия данного нормативного акта. Названным Приказом утверждены нормы обеспечения мебелью, инвентарем, предметами хозяйственного обихода для учреждений, комнатами для хранения продуктов питания и приема пищи, комнатами отдыха, комнатами быта, а также нормы обеспечения санитарно-техническим оборудованием.

В соответствии с пп. 2, 10 п. 1 указанного организационно-распорядительного акта общежития осужденных должны быть оборудованы комнатами быта и комнатами отдыха.

В нарушение этих норм в ФКУ ИК-5 в отрядах №№ 1-10 комнаты отдыха и комнаты быта отсутствуют. ФКУ ИК-5 является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы для осужденных, которым назначен строгий вид режима.

Администрацией ФКУ ИК-5 не оспаривается, что в отрядах №№ 1-10 комнаты отдыха и комнаты быта, отсутствуют, что нарушает права осужденных во время отбывания наказания.

Администрацией ФКУ ИК-5 самостоятельно, за счет собственных средств устранить нарушения уголовно-исполнительного законодательства не представляется возможным в силу значительных финансовых затрат, а также в связи с тем, что финансирование и материально-бытовое обеспечение ФКУ ИК-5 осуществляется ГУФСИН России по Кемеровской области, поэтому для устранения нарушений закона необходимо централизованное финансирование из вышеуказанной вышестоящей организации, в связи с чем, данная организация должна быть привлечена в качестве ответчика.

Прокурором предъявлено заявление в суд интересах Российской Федерации, поскольку исправительным учреждением, ГУФСИН России по Кемеровской области, ФСИН России, нарушаются интересы Российской Федерации, выражающиеся в обязанности соблюдения всеми государственными органами, должностными лицами, организациями Конституции Российской Федерации и законов (ст. 15 Конституции РФ), в том числе Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, а также в интересах неопределенного круга лиц, так как нарушены права осужденных, круг лиц которых определить невозможно, в связи с постоянным освобождением осужденных и прибытием новых осужденных, гарантированные уголовно-исполнительным законодательства.

Ранее, 31 июля 2018 года Кемеровской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях вносилось представление администрации ФКУ ИК-5 об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства в части материально бытового обеспечения осужденных к лишению свободы. Однако нарушения закона не устранены до настоящего времени. Данное обстоятельство послужило основанием для обращения в суд в целях устранения нарушения закона в судебном порядке.

На основании изложенного, просит обязать ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Кемеровской области в срок до 30 ноября 2019 года оборудовать в отрядах комнаты отдыха и комнаты быта; обязать ГУФСИН России по Кемеровской области в срок до 30 октября 2019 года организовать материально-техническое и финансовое обеспечение ФКУ ИК-5 для оборудования в отрядах комнат отдыха и комнат быта; обязать ФСИН России в срок до 30 сентября 2019 года организовать материально-техническое и финансовое обеспечение ГУФСИН России по Кемеровской области для оборудования в ФКУ ИК-5 в отрядах №№ 1-10 комнат отдыха и комнат быта.

Помощник Кемеровского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях- Коновалов А.Г., действующий на основании служебного удостоверения, в судебном заседании уточнил заявленные исковые требования, согласно которым просит обязать ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Кемеровской области в срок до 18 октября 2021 года оборудовать в отрядах комнаты отдыха и комнаты быта; обязать ГУФСИН России по Кемеровской области в срок до 18 октября 2021 года организовать материально-техническое и финансовое обеспечение ФКУ ИК-5 для оборудования в отрядах комнат отдыха и комнат быта; обязать ФСИН России в срок до 18 октября 2021 года организовать материально-техническое и финансовое обеспечение ГУФСИН России по Кемеровской области для оборудования в ФКУ ИК-5 в отрядах № комнат отдыха и комнат быта. Обстоятельства и доводы, указанные в исковом заявлении и уточнении к нему, поддержал.

Представитель ответчиков ГУФСИН России по Кемеровской области, ФСИН России- ФИО1, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30, 31), в судебном заседании уточненные исковые требования не признал, возражал против их удовлетворения.

Представитель ответчика ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Кемеровской области- ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32), уточненные исковые требования не признала, возражал против их удовлетворения.

Выслушав представителя истца, представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

В ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация закреплено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. В ст. 99 этого же Кодекса отражено материально-техническое обеспечение осужденных к лишению свободы, минимальные нормы которого устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, государство берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.

Согласно ст. 5, 13 Федерального закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности.

Нормы материально-бытового обеспечения осужденных, обеспечение необходимыми коммунально-бытовыми зданиями и помещениями определены приказом Минюста России от 27 июля 2006 года № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» (далее- приказа МЮ РФ № 512-ДСП).

Действие Приказа № 512-ДСП распространяется на оборудование исправительных учреждений независимо от даты постройки помещений и принятия данного нормативного акта. Названным Приказом утверждены нормы обеспечения мебелью, инвентарем, предметами хозяйственного обихода для учреждений, комнатами для хранения продуктов питания и приема пищи, комнатами отдыха, комнатами быта, а также нормы обеспечения санитарно-техническим оборудованием.

В соответствии с пп. 2, 10 п. 1 указанного организационно-распорядительного акта общежития осужденных должны быть оборудованы комнатами быта и комнатами отдыха.

Судом установлено, что ФКУ ИК-5 является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы для осужденных, которым назначен строгий вид режима.

Кемеровской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в феврале 2019 года проведена проверка в ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Кемеровской области соблюдения уголовно-исполнительного законодательства по оборудованию в учреждении помещений для осужденных, в ходе которой установлено, что в нарушение норм действующего законодательства ФКУ ИК-5 в отрядах комнаты отдыха и комнаты быта отсутствуют, что подтверждается объяснениями заместителя начальника ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Кемеровской области (л.д. 26), актом проверки ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Кемеровской области (л.д. 27).

В ходе проверки ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Кемеровской области не оспаривалось, что в отрядах №№ 1-10 комнаты отдыха и комнаты быта, отсутствуют, что нарушает права осужденных во время отбывания наказания.

Как следует из материалов дела, 31 июля 2018 года Кемеровской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях вносилось представление администрации ФКУ ИК-5 об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства в части материально бытового обеспечения осужденных к лишению свободы (л.д. 6-24). Однако нарушения закона не устранены до настоящего времени. Данное обстоятельство послужило основанием для обращения в суд в целях устранения нарушения закона в судебном порядке.

Как установлено судом в ходе рассмотрения дела и сторонами не оспаривалось, что в ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Кемеровской области организована комната быта и комната отдыха, которая покрывает потребность осужденных, отбывающих наказание в отрядах 6, 9, 10 (л.д. 43-55).

Потребность осужденных, отбывающих наказание в отрядах указанной комнатой отдыха и комнатой быта, организованной в ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Кемеровской области не покрывается, в связи с чем, истец в ходе рассмотрения дела уточнил исковые требования и просит возложить на ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Кемеровской области в срок до 18 октября 2021 года оборудовать в отрядах комнаты отдыха и комнаты быта.

Доказательств надлежащей организации комнат быта и комнат отдыха, обеспечивающих осужденных в отрядах стороной ответичка в материалы дела не представлено.

Учитывая, что в ходе рассмотрения дела нашел свое подтверждение факт отсутствия в ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Кемеровской области в отрядах комнаты быта и комнаты отдыха, суд находит требования истца об обязании ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Кемеровской области оборудовать в отрядах комнаты быта и комнаты отдыха, так как ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Кемеровской области нарушаются требования уголовно-исполнительного законодательства.

Доводы стороны ответчика о том, что здание, в котором осужденные отбывают наказание построено до принятия новых норм, в связи с чем, отсутствует техническая возможность организовать комнаты быта и комнаты отдыха, являются не состоятельными.

В соответствии со ст. 3, 5, 9 Федерального закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», правовую основу деятельности органов уголовно-исполнительной системы составляет Конституция Российской Федерации, настоящий закон и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Согласно п. 15 раздела 3 «Положения о Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области», утвержденного Приказом ФСИН РФ от 11 июня 2015 года № 518- в компетенцию ГУФСИН России по Кемеровской области входит обеспечение законности в подведомственных учреждениях и материально-техническое обеспечение их деятельности. В соответствии с пп. 3, 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2014 года № 1314, основными задачами и полномочиями ФСИН России являются: обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных; обеспечение законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания; осуществление материально-технического обеспечения деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы; осуществление функций главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы».

Согласно п. 13 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1314, финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, а также предприятий и учреждений, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

Пунктом 7 Положения предусмотрено, что ФСИН России ФСИН России обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах.

Судом установлено, что ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Кемеровской области самостоятельно, за счет собственных средств устранить нарушения уголовно-исполнительного законодательства не представляется возможным в силу значительных финансовых затрат, а также в связи с тем, что финансирование и материально-бытовое обеспечение ФКУ ИК-5 осуществляется ГУФСИН России по Кемеровской <адрес> и ФСИН России, для устранения нарушений закона необходимо централизованное финансирование, в связи с чем требования прокурора суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

Учитывая изложенное, поскольку сторона ответчика вопреки требованиям ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представила в материалы дела доказательств, подтверждающих устранение выявленных нарушений требований уголовно-исполнительного законодательства, принимая во внимание, что выявленные нарушения являются устранимыми, устранение нарушений требований требует значительных материальных затрат, предложенный истцом срок – до 18 октября 2021 года со дня вынесения судом решения, является достаточным для устранения указанных нарушений, суд находит исковые требовании Кемеровского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Кемеровского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 5 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области», Федеральной службе исполнения наказаний, Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области об обязании устранить нарушения уголовно-исполнительного законодательства удовлетворить.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 5 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области» в срок до 18 октября 2021 года со дня вынесения решения оборудовать в отрядах комнаты отдыха и комнаты быта.

Обязать Федеральную службу исполнения наказаний в срок до 18 октября 2021 года со дня вынесения решения организовать материально-техническое и финансовое обеспечение Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области для оборудования в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 5 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области» в отрядах комнат отдыха и комнат быта.

Обязать Главное Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области в срок до 18 октября 2021 года со дня вынесения решения организовать материально-техническое и финансовое обеспечение Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 5 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области» в отрядах комнат отдыха и комнат быта.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 23 апреля 2019 года.

Председательствующий: Н.В. Бобрышева

Решение в законную силу не вступило.

В случае обжалования судебного решения сведения об обжаловании и результатах обжалования будут размещены в сети «Интернет» в установленном порядке.