ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-110/2021 от 22.03.2021 Тарбагатайского районного суда (Республика Бурятия)

Гр.дело № 2-110/2021

04RS0022-01-2021-000175-37 .

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Тарбагатайский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Гордейчика С.В., при секретаре Фетисовой Т.И., помощнике судьи Мункожаргаловой И.Б., с участием представителя истца Р.А.Ц., действующей на основании доверенности, третьего лица Ж.М.Е., представителя третьего лица А.В.А., третьих лиц Г.У.М., К.А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации МО СП «Саянтуйское» к МКУ Администрация МО «Тарбагатайский район» о признании градостроительных планов недействительными, признании перевода вида разрешенного использования недействительным,

УСТАНОВИЛ:

Администрация МО СП «Саянтуйское», обращаясь в суд с исковым заявлением к МКУ Администрация МО «Тарбагатайский район», просит признать градостроительный план на земельный участок с кадастровым номером общей площадью 30 170 кв.м. и градостроительный план с кадастровым номером общей площадью 6390 кв.м. недействительными, признать перевод вида разрешенного использования земельных участков с кадастровым номером общей площадью 30 170 кв.м. и с кадастровым номером общей площадью 6 390 кв.м. недействительным.

Исковые требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ Администрацией МО «Тарбататайский район» подготовлены и выданы градостроительные планы на земельные участки с кадастровым номером общей площадью 6390 кв.м, и с кадастровым номером с общей площадью 30170 кв.м. Градостроительные планы подготовлены специалистом отдела строительства, ЖКХ и развития инфраструктуры Администрации МО «Тарбататайский район» Р.П.П. на основании заявлений гр. Ж.М.Е. от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ внесены сведения в ЕГРН: изменение вида разрешенного использования с «для сельскохозяйственного использования» на «для индивидуального жилищного строительства» на основании градостроительных планов земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ. по заявлению Ж.М.Е. в отношении объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами и . В градостроительных планах земельных участков неверно указаны территориальная зона, категория и вид разрешенного использования земельных участков. Согласно Правилам землепользования и застройки МО СП «Саянтуйское», утвержденным решением Совета депутатов МО «Саянтуйское» от ДД.ММ.ГГГГ. (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ. Решение , с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ. Решение , с изм.от ДД.ММ.ГГГГ Решение ) «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки МО СП «Саянтуйское» земельные участки с кадастровыми номерами и расположены в территориальной зоне «Сх2» (Зона сельскохозяйственного использования), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования. Каким образом изменен вид разрешенного использования земельных участков общей площадью 6390 кв.м, и 30170 кв.м., если в градостроительных планах указаны предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков: мин. размер-400 кв.м., макс. Размер- 2500 кв.м. Согласно Правилам землепользования и застройки МО СП «Саянтуйское» (решение сессии Совета депутатов МО СП «Саянтуйское» от ДД.ММ.ГГГГ. ) земельные участки с кадастровыми номерами и находятся в территориальной зоне «СХ2». Строительство индивидуальных жилых домов в данной территориальной зоне не предусмотрено. Копии градостроительных планов и , заявлений Ж.М.Е. от ДД.ММ.ГГГГ, Постановления об утверждении градостроительных планов и в архиве Администрации МО «Тарбагатайский район» отсутствуют. Под указанными номерами градостроительные планы выданы другим лицам. Из земельного участка с кадастровым номером общей площадью 390 кв. м. образованы 5 земельных участков с кадастровыми номерами: , , , , . В начале 2020 г. из земельного участка общей площадью 30 170 кв.м. с кадастровым номером образованы 13 земельных участков. Правообладателем земельных участков является Ж.М.Е.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечены Б.Н.Г., Ч.А.А., К.А.О., Ш.Л.А., Г.У.М., Г.Н.М.

Представитель истца Р.А.Ц. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Администрации МО «Тарбагатайский район» не явился, извещенные о рассмотрении дела, согласно заявления просили рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования признают в полном объеме. Последствия признания иска понятны.

Третье лицо Ж.М.Е. и ее представитель А.В.А., а также третьи лица К.А.О. и Г.У.М. возражали против удовлетворения исковых требований в связи с тем, что Ж.М.Е., являясь собственником рассматриваемых земельных участков, в соответствии с ч.4 ст.37 ГрК РФ, обратилась ДД.ММ.ГГГГ в администрацию МО «Тарбагатайский район» с просьбой изготовления градостроительных планов на указанные земельные участки. Данные градостроительные планы изготовлены специалистом администрации района и впоследствии данные планы были ею представлены в Управление Росреестра, на основании которых были внесены соответствующие изменения. Таким образом каких-либо нарушений со стороны Ж.М.Е. не допущено. Кроме того, указали на необходимость рассмотрения данного дела в рамках административного производства, регламентируемого КАС РФ.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия в судебное заседание не явились, извещенные о рассмотрении дела, просили рассмотреть дело в их отсутствие, направили отзыв на исковое заявление, в котором указали, что внесение в ЕГРН изменений в части категории и вида разрешенного использования указанных земельных участков осуществлено в соответствии с требованиями Закона о регистрации, а также в рамках действующего законодательства РФ.

На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьих лиц.

Выслушав представителя истца, третьих лиц и представителя, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Доводы третьих лиц о том, что исковое заявление подлежит рассмотрению в рамках административного судопроизводства, суд не принимает во внимание, по следующим основаниям. Для дел, возникающих из гражданских правоотношений, предусмотрен установленный Гражданским процессуальным кодексом РФ порядок их рассмотрения, отличный от дел, рассматриваемых по административным исковым заявлениям в порядке Кодекса административного судопроизводства РФ. Критерием для правильного определения вида судопроизводства (гражданское или административное), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, является характер правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой. Поскольку в данном деле между истцом и ответчиком возник спор о праве истца на внесение сведений в государственный кадастр недвижимости о спорных градостроительных планах, суд считает подлежащим рассмотрение гражданского дела в рамках гражданского судопроизводства.

В соответствии со ст. 1 ЗК РФ деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства.

В силу абзаца 1 пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

В пункте 7 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Согласно статье 30 Градостроительного кодекса РФ границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.

Согласно части 2 статьи 85 Земельного кодекса правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

В соответствии с частью 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной (в том числе жилой зоне) устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.

Согласно ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1, части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, для изменения одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования необходимо изменение градостроительного регламента.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются в том числе генеральные планы городских округов.

Согласно п. 4 указанной статьи документы территориального планирования муниципальных образований могут являться основанием для установления или изменения границ муниципальных образований в установленном порядке.

Как следует из п. 1 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Согласно п. 1 ст. 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования.

В силу части 1 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.

Согласно части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

Согласно части 3 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности Ж.М.Е. на земельный участок с кадастровым номером , по адресу: <адрес> общей площадью 30 170 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования.

Согласно сведениям из ЕГРН указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость: <данные изъяты>.

На основании Градостроительного плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению заинтересованного лица Ж.М.Е. в отношении указанного земельного участка ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН внесены сведения об изменении вида разрешенного использования на «для индивидуального жилищного строительства».

ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности Ж.М.Е. на земельный участок с кадастровым номером , по адресу: <адрес> общей площадью 6 390 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, кадастровая стоимость: <данные изъяты>

Согласно сведениям из ЕГРН указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ

На основании Градостроительного плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению заинтересованного лица Ж.М.Е. в отношении указанного земельного участка ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН внесены сведения об изменении вида разрешенного использования на «для индивидуального строительства».

В настоящее время сведения о земельных участках с кадастровыми номерами и имеют статус «архивный». Из земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 6 390 кв.м. образованы 5 земельных участков с кадастровыми номерами: (собственник К.А.О.), (собственник Ж.М.Е.), (собственник Г.У.М.), (собственник Г.Н.М.), (собственник Ч.А.А.). Из земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 30 170 кв.м. образованы 13 земельных участков с кадастровыми номерами: , , , , , , , , , , (собственник Ж.М.Е.), (собственник Б.Н.Г.), (собственник Ш.Л.А.).

Судом исследованы: градостроительные планы:

- на земельный участок с кадастровым номером , который был подготовлен на основании заявления Ж.М.Е. от ДД.ММ.ГГГГ, имеется отметка о том, что земельный участок расположен в территориальной зоне «Ж-1», вид разрешенного использования – «для индивидуального жилищного строительства». Чертеж градостроительного плана земельного участка разработан ДД.ММ.ГГГГ Администрацией МО «Тарбагатайский район».

- на земельный участок с кадастровым номером , который был подготовлен на основании заявления Ж.М.Е. от ДД.ММ.ГГГГ, имеется отметка о том, что земельный участок расположен в территориальной зоне «Ж-1», вид разрешенного использования – «для индивидуального жилищного строительства». Чертеж градостроительного плана земельного участка разработан ДД.ММ.ГГГГ Администрацией МО «Тарбагатайский район».

Оба градостроительных плана подготовлены специалистом отдела строительства ЖКХ и развития инфраструктуры Администрации МО «Тарбагатайский район» Р.П.П.

Однако как следует из постановления от ДД.ММ.ГГГГ г., Администрацией МО «Тарбагатайский район», градостроительный план под номером утвержден на земельный участок с кадастровым номером площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> на основании заявления М.В.А.. Судом также исследован указанный градостроительный план, который был подготовлен на основании заявления М.В.А. от ДД.ММ.ГГГГ специалистом Администрации МО «Тарбагатайский район» Р.П.П.

В журнале регистрации заявлений граждан МО «Тарбагатайский район» , ДД.ММ.ГГГГ. следует, что ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию МО «Тарбагатайский район» обратился М.В.А. с заявлением о разрешении на строительство.

В журнале регистрации писем Правительства РБ, отделов организации за ДД.ММ.ГГГГ. следует, что под исх.номером г. в Администрацию МО «Тарбагатайский район» зарегистрированы корреспонденция : отдел полиции, а также ОК по ремонту Б-К СДН.

Из письма главы МО «Тарбагатайский район» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что градостроительные планы на земельный участок с кадастровым номером с кадастровым номером , заявление Ж.М.Е. от ДД.ММ.ГГГГ постановления об утверждении градостроительных планов, отсутствуют.

Судом также исследованы Генеральный план <адрес>.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что поскольку из материалов дела усматривается, что вид разрешенного использования спорных земельных участков установлен Правилами землепользования и застройки МО СП «Саянтуйское» Тарбагатайского района РБ, утвержденные Решением Совета депутатов МО СП «Саянтуйское» от ДД.ММ.ГГГГ. (с изм. от ДД.ММ.ГГГГ). Земельные участки с кадастровыми номерами и находятся в территориальной зоне «СХ2» (зона сельскохозяйственного использования), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования. Однако, при изготовлении оспариваемых градостроительных планов в них неверно указано, что рассматриваемые земельные участки расположены в территориальной зоне «Ж-1», суд полагает, что оспариваемые градостроительные планы следует признать недействительными.

Придя к выводу о незаконности оспариваемых градостроительных планов, суд учитывает, что факт подготовки оспариваемых градостроительных планов и их выдачи Администрацией МО «Тарбагатайский район», а также вынесение постановления об утверждении оспариваемых градостроительных планов, не нашел своего подтверждения.

Кроме того, поскольку изменение вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами и , произведено без законных на то оснований, суд приходит к выводу, что перевод вида разрешенного использования земельных участков является незаконным.

Из Решения сессии Совета депутатов МО СП «Саянтуйское» (с изменениями) следует, что минимальные размеры земельных участков для индивидуальной жилой застройки – 400 кв.м., максимальные размеры земельных участков – 2500 кв.м.

При этом суд также учитывает, что в градостроительных планах указаны предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков: минимальный размер - 400 кв.м., максимальный размер - 2500 кв.м., однако площади земельных участков, на которые выданы оспариваемые градостроительные планы, превышают установленный предельный размер,

Проанализировав представленные доказательства в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд находит подлежащим удовлетворению исковые требования.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Администрации МО СП «Саянтуйское» к МКУ Администрация МО «Тарбагатайский район» удовлетворить.

Признать градостроительный план земельного участка с кадастровым номером общей площадью 30 170 кв.м. и градостроительный план земельного участка с кадастровым номером общей площадью 6 390 кв.м., недействительными.

Признать перевод вида разрешенного использования земельных участков с кадастровым номером общей площадью 30 170 кв.м. и с кадастровым номером общей площадью 6 390 кв.м., незаконным.

Меры по обеспечению иска в виде запрета третьему лицу Ж.М.Е., другим лицам, совершать любые действия по отчуждению, совершению регистрационных действий в отношении недвижимого имущества: земельных участков с кадастровыми номерами: , , , , , , , , , , , , , , , , расположенные по адресу: <адрес> оставить без изменения до вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 22.03.2021 года.

Судья С.В. Гордейчик

СОГЛАСОВАНО СУДЬЯ

Судья С.В. Гордейчик