ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-110/202215МА от 15.03.2022 Выборгского районного суда (Город Санкт-Петербург)

78RS0002-01-2021-000967-72

Дело № 2-110/2022 15 марта 2022 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Выборгский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

Председательствующего судьи Павловой М.А.

при секретаре Петровой М.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ленинградской области в лице уполномоченного органа Правительства Ленинградской области к Ротенбергу\Тищенко\Е. Ю. и ФИО1 о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Ленинградская область в лице уполномоченного органа Правительства Ленинградской области обратилось в суд с иском к Ротенбергу\ФИО2, ФИО1, с учетом уточненного в порядке ст. 39 ГПК РФ иска, просило взыскать в бюджет Ленинградской области денежные средства в размере 98 371 575,51 рублей с Ответчиков в солидарном порядке.

В обоснование заявленных требований Истец указал, что Земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу<адрес>, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности, и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования для объектов общественно-делового назначения, что по подтверждается выпиской из Единого реестра недвижимости от 24.12.2020, принадлежит ответчикам на праве общей долевой собственности ( ФИО1 - 900/1872, ФИО2 - 972/1872).

Постановлением Правительства Ленинградской области от 06.03.2020 года № 99 с 16 часов 6 марта 2020 года на территории муниципального о образования «Колтушское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера, обусловленный сложной экологической обстановкой, возникшей при осуществлении деятельности в области обращения с отходами на земельном участке с кадастровым номером 47:07:1047002:1112, определены границы зоны чрезвычайной ситуации.

Постановление Правительства Ленинградкой области в установленном порядке опубликовано на официальном интернет- портале Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru 06.03.2020.

Планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в <адрес>, возникшей в результате складирования свалочных масс (отходов) на земельном участке с кадастровым номером , утвержденным заместителем председателя Правительства Ленинградской области по безопасности - руководителем ликвидации чрезвычайной ситуации, предусмотрено проведение следующих мероприятий: выполнение мероприятий по определению объема и глубины залегания накопленных свалочных масс и стоимости работ по их транспортировке и захоронению, заключение государственного контракта на определение объема, массы, глубины залегания свалочных масс, включая отходы высокого класса опасности, на земельном участке с кадастровым номером ; заключение государственного контракта для транспортировки свалочных масс высокого класса опасности и утилизации. Исполнение мероприятий возложено на ЛОГКУ «Центр Ленинградкой области по организации деятельности по обращению с отходами».

В целях проведения мероприятий, направленных на локализацию, снижение и ликвидацию негативных последствий чрезвычайной ситуации распоряжением Правительства Ленинградской области от 21.05.2020 года № 374-р в редакции распоряжения Правительства Ленинградской области от 28.09.2020 года № 697-р из резервного фонда Правительства Ленинградской области управлению Ленинградкой области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами выделены бюджетные средства в размере 98 371 575,51 рублей для ЛОГКУ «Центр Ленинградкой области по организации деятельности по обращению с отходами».

В рамках исполнения мероприятий ЛОГКУ «Центр Ленинградкой области по организации деятельности обращению с отходами» заключен государственный контракт от 25.05.2020 года № 14/2020 с ООО «Лель-Эко».

Место выполнения работ (объект): <адрес>, земельный участок с кадастровым номером .

В соответствии с пунктом 3.1 Контракта в редакции дополнительного соглашения № 1 от 30.06.2020 года стоимость работ по государственному контракту составляет 98 371 575 (девяносто в восемь миллионов триста семьдесят о одна тысяча пятьсот семьдесят) руб. 51 коп.

Финансирование Контракта осуществляется за счет средств резервного фонда Правительства Ленинградкой области по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и последствий стихийных бедствий, а также последствий террористических актов по областному бюджету на 2020 год (пункт 3.5 Контракта).

Государственный контракт исполнен в полном в объеме,что подтверждается актами о приемке выполненных работ от 16.06.2020 № 1 и от 08.07.2020 года № 2, и оплачен (платежные поручения от 29.06.2020 № 181015 и 22.07.2020 № 382891).

09.09.2019 года собственники земельного участка привлечены к административной ответственности за совершение правонарушения в области охраны окружающей среды, выразившееся в несоблюдении экологических требований при обращении с отходами производства и потребления на территории земельного участка с кадастровым номером 47:07:1047002:1112.

Как следует из постановления о назначении административного наказания от 09.09.2019 года, по результатам осмотра зафиксировано складирование отходов производства и потребления непосредственно на почве, без специального искусственного и химически стойкого и водонепроницаемого покрытия.

В рамках досудебного урегулирования спора в адрес ответчиков 19.11.2020 года направлены претензии о добровольном перечислении денежных средств. Вместе с тем, денежные средства в добровольном порядке не перечислены.

Представитель истца – ФИО3 по доверенности от 17.12.2021 года в судебное заседание явилась, поддержала исковые требования, просила их удовлетворить в полном объеме.

Ответчик ФИО4 Ю\Тищенко\. в судебное заседание явился, против удовлетворения иска возражал.

Ответчик ФИО1 о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,в суд не явился,направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие,доверил представление своих интересов ФИО5

Представитель Ответчиков – ФИО5 по доверенности от 19.08.2020 года в судебное заседание явился, против удовлетворения иска возражал.

Представитель 3-го лица Комитет финансов ЛО – ФИО6 по доверенности от 14.12.2021 года явился,иск поддержал..

Третьи лица ЛОГКУ Центр Ленинградской области по организации деятельности по обращению с отходами, Комитет Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает требования подлежащими удовлетворению на основании следующего:

Согласно статье 28 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане Российской Федерации несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Согласно абз. 1 ст. 1080 ГК РФ лица, совместно причинившие вред, по общему правилу отвечают перед потерпевшим солидарно.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно статье 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать за загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почвы и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно п. 2 статьи 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники за земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны п проводить м мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, з загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности, и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования для объектов общественно-делового назначения принадлежит ответчикам на праве общей долевой собственности ( ФИО1 - 900/1872, ФИО2 - 972/1872), что по подтверждается выпиской из Единого реестра недвижимости от 24.12.2020, а также сведениями, представленными Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (РОСРЕЕСТР) (л.д. 140-154).

Постановлением Правительства Ленинградской области от 06.03.2020 года № 99 с 16 часов 6 марта 2020 года на территории муниципального о образования «Колтушское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера, обусловленный сложной экологической обстановкой, возникшей при осуществлении деятельности в области обращения с отходами на земельном участке с кадастровым номером 47:07:1047002:1112, определены границы зоны чрезвычайной ситуации.

Постановление Правительства Ленинградкой области в установленном порядке опубликовано на официальном интернет- портале Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru 06.03.2020 г.

Планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в <адрес>, возникшей в результате складирования свалочных масс (отходов) на земельном участке с кадастровым номером , утвержденным заместителем председателя Правительства Ленинградской области по безопасности - руководителем ликвидации чрезвычайной ситуации, предусмотрено проведение следующих мероприятий: выполнение мероприятий по определению объема и глубины залегания накопленных свалочных масс и стоимости работ по их транспортировке и захоронению, заключение государственного контракта на определение объема, массы, глубины залегания свалочных масс, включая отходы высокого класса опасности, на земельном участке с кадастровым номером ; заключение государственного контракта для транспортировки свалочных масс высокого класса опасности и утилизации Исполнение мероприятий возложено на ЛОГКУ «Центр Ленинградкой области по организации деятельности по обращению с отходами».

В целях проведения мероприятий, направленных на локализацию, снижение и ликвидацию негативных последствий чрезвычайной ситуации распоряжением Правительства Ленинградской области от 21.05.2020 года № 374-р в редакции распоряжения Правительства Ленинградской области от 28.09.2020 года № 697-р из резервного фонда Правительства Ленинградской области управлению Ленинградкой области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами выделены бюджетные средства в размере 98 371 575,51 рублей для ЛОГКУ «Центр Ленинградкой области по организации деятельности по обращению с отходами».

В рамках исполнения мероприятий ЛОГКУ «Центр Ленинградкой области по организации деятельности обращению с отходами» заключен государственный контракт от 25.05.2020 года № 14/2020 с ООО «Лель-Эко».

В соответствии су с пунктом 1.2., 1.3 Контракта подрядчик обязуется своими силами и с использованием своих материалов выполнить в 2020 году работы по сбору, транспортировке утилизации и отходов рамках мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в <адрес>.

Место выполнения работ (объект): <адрес>, земельный участок с кадастровым номером .

В соответствии с пунктом 3.1 Контракта в редакции дополнительного соглашения № 1 от 30.06.2020 года стоимость работ по государственному контракту составляет 98 371 575 (девяносто в восемь миллионов триста семьдесят о одна тысяча пятьсот семьдесят) руб. 51 коп.

Финансирование Контракта осуществлялось за счет средств резервного фонда Правительства Ленинградкой области по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и последствий стихийных бедствий, а также последствий террористических актов по областному бюджету на 2020 год (пункт 3.5 Контракта).

Государственный контракт исполнен в полном в объеме, подтверждается что актами о приемке выполненных работ от 16.06.2020 № 1 и от 08.07.2020 года № 2, и оплачен (платежные поручения от 29.06.2020 № 181015 и 22.07.2020 № 382891).

09.09.2019 года собственники земельного участка привлечены к административной ответственности за совершение правонарушения в области охраны окружающей среды, выразившееся в несоблюдении экологических требований при обращении с отходами производства и потребления на территории земельного участка с кадастровым номером .

Как следует из постановления о назначении административного наказания от 09.09.2019 года, по результатам осмотра зафиксировано складирование отходов производства и потребления непосредственно на почве, без специального искусственного и химически стойкого и водонепроницаемого покрытия.

Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области в рамках гражданского дела № 2-2669/2020 от 21 мая 2020 года, исковые требования Всеволожского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФИО2, ФИО1 удовлетворены, на ФИО2 и ФИО1 возложена обязанность организовать процесс сбора и вывоза отходов производства и потребления с земельного участка с кадастровым номером в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.Решение суда вступило в законную силу 23.06.2020 года.

С целью исполнения решения Всеволожского городского суда Ленинградской области ФИО2 04 июня 2020 года заключил договор комплексного обслуживания с ООО «СФЕРА».

Согласно указанного договора, ООО «СФЕРА» приняло на себя обязательство оказать ФИО2 услуги по сбору, транспортировке, обработке, утилизации и передаче на размещение отходов IV-V класса опасности на лицензированных предприятиях, услуги по вывозу и передаче на обезвреживание отходов I-III класса опасности, а также иные услуги в сфере обращения с отходами.

Согласно Приложению №2 к Договору, Стороны определили срок оказания услуг – «по заявке Заказчика».

Согласно представленным в материалы гражданского дела письменным доказательствам следует, что Ответчик ФИО2 приступил к вывозу отходов только лишь 06 июня 2020 года, что подтверждается актом от 06.06.2020 года, согласно которому подтверждается, что ООО «СФЕРА» были осуществлены услуги по сбору и вывозу мусора IV-V классов опасности в размере 40 метров кубических.

04 июня 2021 года Ответчик ФИО2 изменил фамилию на Ротенберг, что подтверждается свидетельством о перемене имени от 04.06.2021 года.

В ходе судебного заседания от 15 марта 2022 года, Ответчик Ротенберг\Тищенко\ Е. Ю. также подтвердил то обстоятельство, что вывоз мусора в объеме 40 кубических метров начал производить только лишь 08 июня 2020 года, что в свою очередь опровергает доводы возражений Ответчиков о том, что у Ответчиков имелись препятствия в пользовании своим земельным участком, что повлекло в свою очередь невозможность самостоятельного вывоза отходов и исполнения решения Всеволожского городского суда Ленинградской области от 21 мая 2020 года.

Ответчик имел доступ к своему земельному участку, а также возможность организовать вывоз отходов с него, однако заключил Договор на оказание соответствующих услуг уже после заключения <адрес> государственного контракта ООО «Лель-Эко» от 25.05.2020 года и введения 06 марта 2020 года режима чрезвычайной ситуации регионального характера, обусловленный сложной экологической обстановкой, возникшей при осуществлении деятельности в области обращения с отходами на земельном участке с кадастровым номером

С 2019 года достоверно зная о том, что на земельном участке с кадастровым номером располагаются отходы, свалочные массы, включая отходы высокого класса опасности, Ответчики не предпринимали никаких действий до 06.06.2020 года для транспортировки свалочных масс высокого класса опасности и их утилизации.

Из указанного следует, что собственники земельного участка ненадлежащим образом использовали принадлежащий им на праве собственности земельный участок, в результате чего был причинен значительный ущерб окружающей среде, что повлекло необходимость введения режима чрезвычайной ситуации регионального характера и выделение бюджетных средств на локализацию и устранение последствий, тем самым причинив ущерб Ленинградской области в размере расходов, понесенных на локализацию и устранение последствий чрезвычайной ситуации.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме и взыскания с Ответчиков в солидарном порядке убытки в размере 98 371 575 рублей 51 копейки.

На основании ст. 103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчиков государственную пошлину в доход государства пропорционально размеру удовлетворенных судом требований, в сумме 60 000 руб.

На основании вышеизложенного и руководствуясь нормами статей 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать солидарно с Ротенберга\Тищенко\Е. Ю. и ФИО1 в бюджет Ленинградской области денежные средства в размере 98 371 575 руб. 51 коп.

Взыскать солидарно с Ротенберга\Тищенко\Е. Ю. и ФИО1 государственную пошлину в доход государства в размере 60 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца.

Судья- М.А.Павлова

Мотивированное решение составлено 08.07.2022 г.