ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1113/17 от 02.10.2017 Кудымкарского городского суда (Пермский край)

Дело № 2-1113/2017 <данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 октября 2017 года

Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Чащиной Ю.А.,

при секретаре Засухиной Т.В.,

с участием прокурора Зубовой Т.И.,

истца ФИО1,

представителей ответчиков ФИО2, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкаре гражданское дело по иску ФИО1 к Совету депутатов Ошибского сельского поселения, Администрации Ошибского сельского поселения о признании решения незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Совету депутатов Ошибского сельского поселения, Администрации Ошибского сельского поселения. Исковые требования мотивирует тем, что занимала должность главы Ошибского сельского поселения, 08.06.2017 г. ее полномочия главы поселения были прекращены в связи с вступлением в должность вновь избранного главы поселения. Новый глава был избран на должность по результатам конкурса. Однако, решением Кудымкарского городского суда Пермского края от 30.06.2017 г. конкурс по отбору кандидатур на должность главы сельского поселения – главы администрации Ошибского сельского поселения признан несостоявшимся, решение Совета депутатов Ошибского сельского поселения от 06.06.2017 г. «Об избрании главы сельского поселения – главы администрации Ошибского сельского поселения Кудымкарского муниципального района» признано незаконным. 23.08.2017 г. апелляционным определением Пермского краевого суда указанное решение Кудымкарского городского суда оставлено без изменения. ФИО1 указывает, что срок ее полномочий должен был закончиться 31.03.2017 г., однако в период проведения конкурса на должность главы поселения – главы администрации Ошибского сельского поселения она продолжала исполнять полномочия высшего должностного лица сельского поселения. Полагает, что в связи с тем, что результаты конкурса признаны судом незаконными, она имеет право продолжить исполнять обязанности главы Ошибского сельского поселения вплоть до вступления в должность нового главы сельского поселения - главы администрации Ошибского сельского поселения в установленном законом порядке. Вместе с тем, 25.08.2017 г. Советом депутатов Ошибского сельского поселения принято решение № 41, в соответствии с которым временно исполняющим полномочия главы сельского поселения - главы администрации Ошибского сельского поселения назначен Л. Истец полагает, что данное решение является незаконным, нарушающим её права и законные интересы, так как была нарушена процедура тайного голосования, не утвержден состав счетной комиссии по подсчету голосов, не утвержден бюллетень для проведения тайного голосования, в бюллетень был включен только один кандидат, тем самым не была создана альтернатива. На основании чего, ФИО1 просит признать незаконным решение Совета депутатов Ошибского сельского поселения от 25.08.2017 г. № 41 «О назначении временно исполняющего полномочия главы сельского поселения - главы администрации Ошибского сельского поселения», восстановить ее на работе в должности главы Ошибского сельского поселения и выплатить ей средний заработок за время вынужденного прогула, изменить запись в трудовой книжке.

В судебном заседании истец ФИО1 на иске настаивала по заявленным основаниям.

Представитель Администрации Ошибского сельского поселения ФИО2, председатель Совета депутатов Ошибского сельского поселения ФИО3 в судебном заседании просили в удовлетворении исковых требований отказать. При этом ссылались на то, что истец ФИО1 являлась выборным должностным лицом местного самоуправления, которая исполнила свои полномочия не в интересах и не под руководством какого-либо работодателя, а в интересах населения муниципального образования. В связи с истечением срока полномочий ФИО1 прекратила исполнение обязанностей главы муниципального образования и не была избрана на новый срок. Восстановление в должности главы муниципального образования законодательством не предусмотрено, так как глава муниципального образования работает не по трудовому договору, а исполняет свои полномочия в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Уставом Ошибского сельского поселения. Согласно п. 3 ст. 33 Устава срок полномочий главы сельского поселения – главы администрации поселения составляет 5 лет. Полномочия ФИО1 истекли 01.04.2017 г. 25.08.2017 г. на заседании Совета депутатов Ошибского сельского поселения был назначен временно исполняющий полномочия главы поселения – главы администрации ФИО4, до этого занимавший должность заместителя главы сельского поселения. Процедура голосования нарушена не была, бюллетени были подготовлены заранее, на голосование депутатами была предложена только кандидатура Л., голосование по единственной кандидатуре не запрещено. Голосование проводилось тайно, в ящик для голосования за ширмой, тайна голосования нарушена не была. Подсчет голосов произведен председателем Совета депутатов открыто, в присутствии всех депутатов, необходимости в избрании счетной комиссии не было, поскольку в голосовании принимало участие только 6 депутатов, подсчет голосов не представлял никаких трудностей.

Суд, выслушав стороны, заключение прокурора об отказе в удовлетворении иска, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со ст. 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения

Частью 2 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что решением территориальной избирательной комиссии Кудымкарского муниципального района от 18.03.2012 г. № 01-09/204 ФИО1 признана избранным главой Ошибского сельского поселения Кудымкарского муниципального района.

В соответствии с Распоряжением Администрации Ошибского сельского поселения Кудымкарского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ-к ФИО1 вступила в должность главы Ошибского сельского поселения с 01.04.2012 г.

Сроки, на которые избираются выборные должностные лица органов местного самоуправления, регламентированы ст. 8 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В период избрания ФИО1 на должность главы сельского поселения часть 1 статьи 8 указанного Федерального закона № 67-ФЗ действовала в следующей редакции: срок, на который избираются федеральные органы государственной власти, устанавливается Конституцией Российской Федерации. Срок, на который избираются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, а также срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливается соответственно конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, при этом устанавливаемый срок не может составлять менее двух и более пяти лет. Днем окончания срока, на который избираются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, является второе воскресенье марта года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов.

Таким образом, днем окончания срока, на который была избрана ФИО1, является второе воскресенье марта 2017 г.

Статьей 33 Устава Ошибского сельского поселения Кудымкарского муниципального района предусмотрено, что глава сельского поселения – глава администрации Ошибского сельского поселения является высшим должностным лицом Ошибского сельского поселения и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава поселения в своей деятельности подконтролен и подотчетен населению и Совету депутатов (п. 8 ст. 33 Устава).

Согласно п. 3 ст. 33 Устава Ошибского сельского поселения Кудымкарского муниципального района срок полномочий главы сельского поселения – главы администрации Ошибского сельского поселения составляет пять лет.

Согласно п. 4 ст. 33 Устава полномочия главы сельского поселения – главы администрации Ошибского сельского поселения начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы сельского поселения – главы администрации Ошибского сельского поселения.

В судебном заседании также установлено, что 24.03.2017 г. Советом депутатов Ошибского сельского поселения Кудымкарского муниципального района было принято решение № 12 «О проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы сельского поселения – главы администрации Ошибского сельского поселения Кудымкарского муниципального района».

06.06.2017 г. на внеочередном заседании Совета депутатов Ошибского сельского поселения Кудымкарского муниципального района по результатам тайного голосования было принято решение № 27 об избрании главой сельского поселения – главой администрации Ошибского сельского поселения Кудымкарского муниципального района ФИО5

На основании Распоряжения Администрации Ошибского сельского поселения от 08.06.2017 г. № 05-к ФИО1 прекратила полномочия главы поселения в соответствии со статьей 33 Устава Ошибского сельского поселения в связи с вступлением в должность вновь избранного главы поселения.

Решением Кудымкарского городского суда от 30.06.2017 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 23.08.2017 г., решение Совета депутатов Ошибского сельского поселения Кудымкарского муниципального района от 06.06.2017 г. № 27 «Об избрании главы сельского поселения – главы администрации Ошибского сельского поселения Кудымкарского муниципального района» признано незаконным, а конкурс по отбору кандидатур на должность главы сельского поселения – главы администрации Ошибского сельского поселения от 02.06.2017 г. несостоявшимся.

В связи с этим, на период проведения нового конкурса по отбору кандидатур на должность главы сельского поселения Решением Совета депутатов Ошибского сельского поселения от 25.08.2017 г. № 41 временно исполняющим полномочия главы сельского поселения – главы администрации Ошибского сельского поселения назначен Л.

Суд, оценив указанные обстоятельства в совокупности, не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 исковых требований.

При этом, суд исходит из того, что на момент рассмотрения настоящего спора полномочия ФИО1, как главы сельского поселения – главы администрации Ошибского сельского поселения, прекращены.

Выборное должностное лицо местного самоуправления - это лицо, замещающее муниципальную должность в результате избрания на должность на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования. Следовательно, выборные должностные лица местного самоуправления имеют публично-правовой статус, природа которого обусловлена осуществлением народом своей власти через органы местного самоуправления и который обеспечивает лицу, наделенному этим статусом, участие в управлении делами местного самоуправления посредством замещения соответствующей должности.

Соответственно, отношения, возникающие в связи с избранием лица на муниципальную должность, по своему характеру отличаются от трудовых отношений, которые складываются, как правило, в сфере наемного труда на основании трудового договора, заключаемого с работодателем.

Положения Трудового кодекса РФ направлены на регулирование трудовых отношений и не распространяются на выборных должностных лиц местного самоуправления, имеющих особый публично-правовой статус.

Осуществляя полномочия выборного должностного лица местного самоуправления, ФИО1 не вступала в трудовые отношения с кем-либо.

Действующее законодательство, и в том числе Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не предусматривает возможности восстановления в должности выборного должностного лица, полномочия которого прекращены в связи с истечением срока, поскольку это противоречит самому принципу выборности и ограниченности срока осуществлений полномочий высшего должностного лица местного самоуправления.

Как указано выше, срок полномочий истца ФИО1, занимавшей выборную должность местного самоуправления, согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не может составлять менее двух лет и более пяти лет. Этой же нормой определена календарная дата окончания срока, на который была избрана ФИО1 – второе воскресенье марта года, в котором истекает срок его полномочий.

С учетом принципа непрерывности избирательного процесса, срок фактического исполнения полномочий выборного лица может незначительно отклонятся в ту или иную сторону. Поэтому, сам по себе тот факт, что ФИО1 продолжала занимать должность главы сельского поселения до завершения конкурса по отбору кандидатур на должность главы сельского поселения – главы администрации Ошибского сельского поселения и избрания нового главы 06.06.2017 г., не означает, что полномочия ФИО1 были продлены на неопределенный срок.

Вступление 08.06.2017 г. в должность вновь избранного главы сельского поселения неизбежно повлекло прекращение полномочий ФИО1, как главы сельского поселения – главы администрации Ошибского сельского поселения, поскольку это прямо предусмотрено абз. 2 п. 3 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 3 ст. 33 Устава Ошибского сельского поселение.

Решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 30.06.2017 г., которым конкурс по отбору кандидатур на должность главы сельского поселения – главы администрации Ошибского сельского поселения Кудымкарского муниципального района от 02.06.2017 г. признан несостоявшимся, а Решение Совета депутатов Ошибского сельского поселения Кудымкарского муниципального района от 06.06.2017 г. № 27 «Об избрании главы сельского поселения – главы администрации Ошибского сельского поселения Кудымкарского муниципального района» незаконным, основанием для продления срока полномочий ФИО1, как главы сельского поселения, также не является, поскольку день окончания срока полномочий ФИО1 определен в законе конкретной календарной датой.

В силу требований действующего законодательства ФИО1 может быть наделена полномочиями главы сельского поселения вновь только в результате избрания ее представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. ФИО1 не лишена возможности принять участие в таком конкурсе в качестве кандидата.

С учетом изложенного, исковые требования ФИО1 о восстановлении на работе в должности главы Ошибского сельского поселения – главы администрации Ошибского сельского поселения не подлежат удовлетворению. В связи с этим у суда отсутствуют основания ко взысканию с ответчиков компенсации оплаты времени вынужденного прогула. Кроме того, не подлежат удовлетворению и требования ФИО1 об изменении записи в трудовой книжке.

При разрешении требований ФИО1 о признании незаконным решения Совета депутатов Ошибского сельского поселения от 25.08.2017 г. № 41 «О назначении временно исполняющего полномочия главы сельского поселения – главы администрации Ошибского сельского поселения» суд исходит из следующего.

В соответствии с п. 3 ст. 33 Устава Ошибского сельского поселения в случае отсутствия главы сельского поселения – главы администрации Ошибского сельского поселения тайным голосованием большинством голосов от установленной численности депутатов Совета депутатов назначается лицо, временно исполняющее полномочия главы сельского поселения – главы администрации Ошибского сельского поселения до вступления в должность главы сельского поселения – главы администрации Ошибского сельского поселения в установленном порядке.

Таким образом, исключительные полномочия по назначению временно исполняющего полномочия главы сельского поселения – главы администрации Ошибского сельского поселения на период отсутствия выборного должностного лица принадлежат Совету депутатов сельского поселения.

Как установлено в судебном заседании, решением Совета депутатов от 25.08.2017 г. № 41 временно исполняющим полномочия главы сельского поселения – главы администрации Ошибского сельского поселения назначен Л., занимавший должность заместителя главы сельского поселения. Решение о назначении на должность принято по результатам тайного голосования.

Требование ФИО1 о признании решения Совета депутатов Ошибского сельского поселения от 25.08.2017 г. № 41 «О назначении временно исполняющего полномочия главы сельского поселения – главы администрации Ошибского сельского поселения» незаконным заявлено в качестве способа восстановления права на восстановлении в должности.

Учитывая, что полномочия ФИО1, как главы сельского поселения – главы администрации Ошибского сельского поселения, к этому времени уже были прекращены в силу закона, и ФИО1 не являлась кандидатом для назначения временно исполняющей полномочия главы сельского поселения – главы администрации Ошибского сельского поселения, следовательно, решение Совета депутатов Ошибского сельского поселения от 25.08.2017 г. № 41 «О назначении временно исполняющего полномочия главы сельского поселения – главы администрации Ошибского сельского поселения» прав и законных интересов истца никак не нарушает. Признание указанного решения незаконным не приведет к восстановлению каких-либо прав ФИО1

С учетом изложенного, доводы ФИО1 о нарушении процедуры голосования при принятии решения Совета депутатов Ошибского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ правового значения для разрешения настоящего спора не имеют, а потому судом во внимание не принимаются.

Таким образом, исковые требования ФИО1 в этой части также не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Совету депутатов Ошибского сельского поселения, Администрации Ошибского сельского поселения о признании решения незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Кудымкарский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 06 октября 2017 года.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья Ю.А. Чащина