ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1114/2021 от 15.03.2021 Кировского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

Гр.д.№2-1114/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Махачкала 15 марта 2021 года

Кировский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Акимовой Л.Н.,

при секретаре судебного заседания Сулайбановой М.А.

с участием представителя истца старшего помощника Махачкалинского транспортного прокурора Якубова М.Я.,

ответчика Кадырова М.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Махачкалинской транспортной прокуратуры Медеева М.Р. к Кадырову Магомеду Пахрудиновичу о признании незаконной деятельности по выполнению полетов на самодельных воздушных судах,

установил:

прокурор Махачкалинской транспортной прокуратуры Медеева М.Р. обратился в суд с иском к Кадырову Магомеду Пахрудиновичу о признании незаконной деятельности по выполнению полетов на самодельных воздушных судах (самолетах) без свидетельства пилота, свидетельства о регистрации гражданского воздушного судна, сертификата летной годности, использованию воздушного пространства Российской Федерации без уведомления в установленном порядке органов Единой системы организации воздушного движения об использовании им воздушного пространства и без радиосвязи с диспетчером диспетчерского пункта и запрете Кадырову М.П. выполнение полетов на принадлежащих ему воздушных судах до получения им свидетельства пилота, а также эксплуатации и передачи для эксплуатации третьим лицам самодельных воздушных судов (самолетов) до их государственной регистрации в качестве гражданских воздушных судов и получения сертификатов летной годности воздушных судов.

В обоснование требований указано, что в ходе проведенных Махачкалинской транспортной прокуратурой надзорных мероприятий в сфере исполнения требований законодательства при использовании легкой и сверхлегкой авиации для выполнения авиационных работ и пассажирских перевозок, а также использования ими воздушного пространства было установлено, что в ходе проведения оперативно – розыскных мероприятий, проведенных работниками Махачкалинского ЛУ МВД России на транспорте совместно с УФСБ России по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, выявлен факт пилотирования самодельного летательного аппарата Кадыровым Магомедом Пахрудиновичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не прошедшего государственную регистрацию, не поставленного на государственный учет со внесением об этом сведений в Государственный реестр воздушных судов с выдачей свидетельства о государственной регистрации и не имеющего государственного и регистрационного опознавательных знаков, без сертификата летной годности, который выдается в соответствии с федеральными авиационными правилами на основании сертификата типа, аттестата о годности к эксплуатации либо об утверждении типовой конструкции или акта оценки судна на его соответствие требованиям летной годности и к охране окружающей среды, без подготовки воздушного судна и себя к полетам, без прохождения обязательной сертификации воздушных судов, в отсутствие свидетельства пилота, в отсутствие оборудования по получению аэронавигационной и метеорологической информации, поискового и аварийно-спасательного оборудования, в воздушном пространстве класса G, на осуществление деятельности по использованию которого он не наделен в установленном порядке правом и в границах которого предусмотрены определенные условия использования, которые Кадыровым М.П. также не соблюдены, в частности, не соблюден уведомительный порядок использования воздушного пространства, поскольку он о своих полетах не известил Прикаспийский центр ОВД ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» филиал «Аэронавигации Юга», без извещения соответствующих уполномоченных органов в соответствии с табелем сообщений о движении судов о своей деятельности. Эта деятельность Кадырова М.П. создает угрозу безопасности полетов воздушных судов, может причинить вред не только самому Кадырову М.П., но и другим лицам и объектам, а в соответствии со статьей 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может являться основанием для принятия судом решения о приостановлении или запрещении деятельности, создающей такую опасность, если прекращение или приостановление такой деятельности не противоречит общественным интересам, запрещение такой деятельности Кадырова М.П. не противоречит общественным интересам.

Просит признать деятельность Кадырова М.П. по выполнению полетов на самодельных воздушных судах (самолетах) без свидетельства пилота, свидетельства о регистрации гражданского воздушного судна, сертификата летной годности, а также использовании воздушного пространства Российской Федерации без уведомления в установленном порядке органов Единой системы организации воздушного движения об использовании воздушного пространства и без радиосвязи с диспетчером диспетчерского пункта, незаконной и запретить Кадырову М.П. выполнение полетов до получения свидетельства пилота, а также эксплуатацию и передачу для эксплуатации третьим лицам самодельных воздушных судов (самолетов) до их государственной регистрации в качестве гражданских воздушных судов и получения сертификатов летной годности на воздушные суда.

В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Махачкалинской транспортной прокуратуры Якубов М.Я. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям указанным в исковом заявлении.

Ответчик Кадыров М.П. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что летательные аппараты ему не принадлежат, он ими не управлял, таких доказательств в материалах дела не имеется, копии постановлений по делу об административных правонарушениях не получал, поэтому не обжаловал их, просил в удовлетворении иска отказать.

Третье лицо МТУ Ространснадзор по СКФО, надлежаще извещено о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, просило рассмотреть дело без участия их представителя.

Суд, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

Постановлением МТУ Ространснадзор по СКФО по делу об административном правонарушении -ПС от ДД.ММ.ГГГГ, Кадыров М.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.4 КоАП РФ.

Постановлением МТУ Ространснадзор по СКФО по делу об административном правонарушении -ПС от ДД.ММ.ГГГГ, Кадыров М.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 11.5 КоАП РФ.

Постановлением МТУ Ространснадзор по СКФО по делу об административном правонарушении -ПС от ДД.ММ.ГГГГ, Кадыров М.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 11.5 КоАП РФ.

Постановлением МТУ Ространснадзор по СКФО по делу об административном правонарушении - ПС от ДД.ММ.ГГГГ, Кадыров М.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.4 КоАП РФ.

Постановлением - ПС от ДД.ММ.ГГГГ, Кадыров М.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 11.5 КоАП РФ.

Постановлением МТУ Ространснадзор по СКФО по делу об административном правонарушении - ПС от ДД.ММ.ГГГГ, Кадыров М.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 11.5 КоАП РФ, в другой электронной распечатке о паспортных данных Кадырова М.П.; <адрес>, который указан в форме П ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пунктам 1-4 статьи 32 ВК РФ летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды, признается воздушным судном, воздушное судно, управляемое в полете пилотом, находящимся на его борту,- пилотируемым воздушным судном, воздушное судно, максимальная взлетная масса которого составляет менее 5700 килограммов, классифицируется как легкое воздушное судно, а воздушное судно, максимальная взлетная масса которого составляет не более 495 килограммов без учета массы авиационных средств спасания, -как сверхлегкое воздушное судно.

Согласно иску прокурора Кадыров М.П. является собственником 4 сверхлегких самодельных воздушных судов, находящихся внутри ангара, расположенного на территории аэродрома «Махачкала-1» в административных границах <адрес> Республики Дагестан.

Указанные доводы прокурора подтверждаются объяснениями Кадырова М.П. данными ДД.ММ.ГГГГ старшему ОУ ОСО УР МЛУ МВД России на транспорте Муртузалиеву Р.Г., объяснениями Кадырова М.П. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11, 56), а также рапортом ст. УУП ОМВД России по <адрес> Абдуллаева Н.Г. по запросу Махачкалинской транспортной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 58, 68).

Вопросы допуска летательных аппаратов к полетам и использования воздушного пространства над территорией Российской Федерации регулируются ВК РФ по эксплуатации воздушных судов и использованию воздушного пространства над территорией Российской Федерации.

Анализ норм названного Кодекса приводит суд к выводу о том, что не всякий летательный аппарата, подпадающее под определение «воздушное судно», может быть допущено к полетам, для обеспечения допуска таких аппаратов к полетам должны выполняться определенные требования, совершение полетов без соблюдения этих требований является незаконным и подлежит запрету.

Анализ положений ВК РФ позволяет также сделать вывод о том, что воздушные судна делятся на гражданские, государственные и экспериментальные.

Государственными воздушными суднами являются те, которые относятся к государственной авиации, а согласно пункту 1 статьи 22 ВК РФ авиация, используемая в целях осуществления функций государства, а именно, для осуществления военной, пограничной, милицейской, таможенной и другой государственной службы, а также для выполнения мобилизационно-оборонных задач, является государственной авиацией.

Авиация, используемая для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники, является экспериментальной авиацией, соответственно, воздушные судна, используемая в этих же целях, относятся к экспериментальным воздушным суднам.

Остальные воздушные судна относятся к гражданским воздушным суднам.

Отсюда следует, что воздушные судна, принадлежащие Кадырову М.П., обладают признаками воздушных судов, относящихся к гражданским воздушным суднам.

В соответствии с пунктом 1 стати 66 ВК РФ к полету допускается воздушное судно, имеющее государственный и регистрационный или учетный опознавательные знаки, прошедшее необходимую подготовку и имеющее на борту соответствующую документацию.

Данная норма права не предусматривает никаких исключений из приведенного правила, что означает, что сверхлегкие воздушные судна могут быть допущены к полетам также только в том случае, если они имеют государственный и регистрационный опознавательные знаки, прошли необходимую подготовку и имеют на борту соответствующую документацию.

Как видно из приведенной нормы права одним из требований по допуску воздушного судна к полету является наличие у судна государственного и регистрационного опознавательных знаков.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 ВК РФ государственный и регистрационный опознавательные знаки присваиваются воздушному судну при его государственной регистрации и наносятся на него.

Названным Кодексом предусмотрен определенный порядок государственной регистрации гражданских, государственных и экспериментальных воздушных судов.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 33 ВК РФ предназначенные для выполнения полетов пилотируемые гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее, подлежат государственной регистрации.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 33 ВК РФ пилотируемые гражданские воздушные суда, подлежащие государственной регистрации в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 33 Кодекса, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов, регистрируются в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации.

Согласно пункту 1.2 статьи 33 ВК РФ сверхлегкие пилотируемые гражданские воздушные суда регистрируются в порядке, установленном уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Выделяя полномочия определенного уполномоченного органа на установление порядка регистрации сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов, законодатель тем самим определил, что порядок государственной регистрации сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов не идентичен порядку регистрации воздушных судов, предусмотренному пунктом 1.1 статьи ВК РФ.

Федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, пунктом 1 раздела 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, определено Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России).

Порядок государственной регистрации сверхлегких гражданских воздушных судов установлен Порядком государственной регистрации сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения, утвержденным Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка государственной регистрации сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения» (далее- Порядок от ДД.ММ.ГГГГ).

Из пункта 2 этого Порядка следует, что сверхлегкие воздушные суда подлежат государственной регистрации в Федеральном агентстве воздушного транспорта с выдачей свидетельства о государственной регистрации сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения.

Таким образом, для сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения установлен порядок, отличный от порядка государственной регистрации остальных воздушных судов, а именно, государственной регистрации с внесением записей о них в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации подлежат гражданские воздушные суда, которые не относятся к сверхлегким пилотируемым гражданским воздушным судам.

Как указано выше, воздушные суда, принадлежащие Кадырову М.П., представляют собой сверхлегкие пилотируемые воздушные судна.

В целях применения некоторых положений Кодекса в зависимости от максимального взлетного веса сверхлегкими воздушными суднами признаются воздушные судна, максимальный взлетный вес которых составляет 495 кг и менее.

Анализ нормативных актов, регулирующих порядок государственной регистрации и право на эксплуатацию сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов, показывает, что для применения некоторых положений названного Кодекса по названным вопросам возникает необходимость установления конкретного взлетного веса сверхлегких пилотируемых воздушных судов, поскольку эти положения применяются в зависимости от взлетного веса сверхлегкого пилотируемого воздушного судна.

В материалах дела отсутствуют конкретные характеристики воздушных судов, принадлежащих Кадырову М.П., однако, фототаблицы воздушных судов, принадлежащих Кадырову М.П., представленные прокурором, позволяют прийти к выводу о том, что эти суда по своим конструктивным габаритам являются достаточно малыми и могут иметь вес не более 495 кг, что указывает на то, что они могут относиться только к сверхлегким пилотируемым воздушным судам авиации общего назначения.

Соответственно, воздушные судна, принадлежащие Кадырову М.П. и относящиеся к сверхлегким пилотируемым гражданским воздушным судам, не подлежат государственной регистрации со внесением их в Государственный реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации.

Соответственно, утверждение прокурора об отсутствии в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации записей о государственной регистрации воздушных судов Кадырова М.П. не может свидетельствовать о том, что они не прошли государственную регистрацию в порядке, предусмотренном для этих видов судов.

При государственной регистрации сверхлегкого воздушного судна ему присваивается государственный и регистрационный опознавательные знаки (пункт 3 названного Порядка от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно материалам дела воздушные судна Кадырова М.П. не имеют государственного и регистрационного опознавательных знаков.

Информация о государственной регистрации сверхлегкого воздушного судна (выдача свидетельства о регистрации, его замена, выдача дубликата свидетельства о регистрации, снятие с государственной регистрации сверхлегкого воздушного судна) и о его собственнике заносится в базу данных органа регистрации (пункт 4 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ).

Из материалов дела следует, в базе данных Федерального агентства воздушного транспорта Минтранса РФ не имеются какие-либо сведения о государственной регистрации воздушных судов Кадырова М.П. и о выдаче ему на его суда государственных и регистрационных опознавательных знаков.

Исследование материалов дела показывает, что у Кадырова М.П. отсутствует соответствующее свидетельство о государственной регистрации его воздушных судов.

Изложенное свидетельствует о том, что воздушные суда Кадырова М.П. не прошли государственную регистрацию и ему на эти суда не выдавались государственный и регистрационный опознавательные знаки.

Как указано выше, другим условием допуска летательного аппарата является проведение необходимой подготовки.

В соответствии со статьей 68 ВК РФ полету воздушного судна должна предшествовать подготовка воздушного судна и его экипажа к выполнению полетов, порядок подготовки к полету воздушного судна и его экипажа, порядок осуществления контроля за их готовностью и порядок выполнения полета устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Правила подготовки полетов в гражданской авиации установлены Федеральными авиационными Правилами «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации, утвержденными Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации».

Из этих Правил вытекает, что подготовка воздушных судов к полетам, результаты которой должны вноситься в боровой журнал, включают в себя уяснение задачи предстоящего полета, подбор и подготовку документации, необходимой для выполнения полета, изучение особенностей техники пилотирования, эксплуатации авиационной техники и порядка взаимодействия (действия) в особых случаях полета на всех этапах его выполнения применительно к конкретным условиям предстоящего полета, а также технической подготовленности судна к полету.

Однако, согласно представленным прокурором материалам Кадыровым М.П. такие действия по подготовке воздушных судов Кадырова М.П. к полетам не выполнялись, в том числе наличие у воздушных судов государственной регистрации, государственных и регистрационных опознавательных знаков.

В связи с этим и в соответствии с положениями статей 67 и 68 ГПК РФ на основании представленных прокурором доказательств, суд считает установленным, что такие знаки Кадырову М.П. на принадлежащие ему воздушные судна не выдавались, его судна не прошли государственную регистрацию и подготовку к полетам.

Третьим условием допуска воздушного судна к полетам, на которое ссылается в иске прокурор, как вытекает из положений статьи 66 ВК РФ, является наличие на борту воздушного судна соответствующей документации.

Перечень документации, которая должна быть на борту гражданского воздушного судна, предусмотрен статьей 67 ВК РФ.

К ним относятся судовые документы, документы на каждого члена экипажа пилотируемого воздушного судна, документы, предусмотренные уполномоченным органом в области гражданской авиации.Судовыми документами согласно этой норме закона являются свидетельство о государственной регистрации для воздушных судов, подлежащих государственной регистрации; сертификат (свидетельство) эксплуатанта (копия), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 61 Кодекса (тогда, когда получение сертификата не является обязательным), свидетельства летной годности, за исключением воздушных судов, эксплуатация которых допускается без сертификата летной годности; бортовой и санитарный журналы, руководство по летной эксплуатации (при эксплуатации сверхлегких и беспилотных гражданских воздушных судов наличие бортового и санитарного журналов, руководства по летной эксплуатации необязательно); разрешение на бортовую радиостанцию, если воздушное судно оборудовано радиоаппаратурой.

Пунктом 4 статьи 61 ВК РФ исключена обязанность физического лица (в данном случае –Кадырова М.П.) по получению сертификата (свидетельства) эксплуатанта или эквивалентного этому сертификату (свидетельству) документа.

Пунктом 1 статьи 67 ВК РФ признано необязательным наличие бортового и санитарного журналов, руководства по летной эксплуатации при эксплуатации сверхлегких гражданских воздушных судов.

Из приведенной нормы закона следует, что для физического лица (которым в данном случае является Кадыров М.П.)- владельца сверхлегкого пилотируемого воздушного судна, независимо от взлетного веса этого судна, не являются обязательными такие документы как сертификат (свидетельство) эксплуатанта или эквивалентный этому сертификату (свидетельству) документ, бортовой и санитарный журналы, руководство по летной эксплуатации.

Поэтому, отсутствие у Кадырова М.П. этих конкретных документов не может свидетельствовать о незаконности его деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ВК РФ гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее, допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности. Сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа, аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до ДД.ММ.ГГГГ, или акта оценки воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности и к охране окружающей среды.

Из этой нормы права следует, что воздушные суда по общему правилу могут быть допущены к эксплуатации при наличии сертификата летной готовности, исключение из этого правила предусмотрено в отношении сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов массой конструкции 115 килограммов и менее.

Из материалов дела следует, что Кадыров М.П. пилотировал, т.е. эксплуатировал принадлежащие ему суда в отсутствие свидетельства о летной готовности, выданного уполномоченным органом в области гражданской авиации, т.е. эксплуатировал воздушные суда с нарушением требований закона.

Процедура проверки летной годности воздушного судна связана с обязательной сертификацией воздушного суда.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 8 ВК РФ пилотируемые гражданские воздушные суда, за исключением пилотируемых гражданских воздушных судов, которым сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа, аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до ДД.ММ.ГГГГ, или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, а также сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее, подлежат обязательной сертификации.

Воздушные судна Кадырова М.П. относятся к сверхлегким пилотируемым гражданским воздушным судам с массой конструкции более 115 килограммов, соответственно, эти суда могут быть допущены к эксплуатации лишь после обязательной сертификации.

Это следует и из пункта 1 Федеральных авиационных правил «Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения», утвержденных Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения», согласно которому единичный экземпляр воздушного судна авиации общего назначения, не имеющий и не имевший сертификата типа, не производимый ранее и в настоящее время серийно, изготовленный в одном или в нескольких экземплярах, допускается к эксплуатации при наличии сертификата летной годности.

В деле отсутствуют какие-либо документы о том, что экземпляры воздушного судна авиации общего назначения, принадлежащие Кадырову М.П., имеют и (или) имели сертификат типа, производимого ранее и в настоящее время серийно.

Как указано выше, эти судна не имеют сертификат летной годности, полученного после выполнения процедуры, предусмотренной Федеральных авиационных правил «Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации», утвержденных Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации».

Соответственно, суд считает, что Кадыров М.П. не может осуществлять деятельность по эксплуатации этих судов, т.е. совершать на них полеты, поскольку они не прошли обязательную процедуру сертификации, что исключает их допуск к осуществлению такой деятельности.

Лицо, осуществляющее самостоятельное управление пилотируемым воздушным судном, признается командиром воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее (пункт 1 статьи 57 ВК РФ.

В соответствии с нормой права, предусмотренной пунктом 1 статьи 57 ВК РФ командиром воздушного судна может быть лицо, имеющее действующее свидетельство пилота (летчика, внешнего пилота), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа.

Из этой нормы следует, что лицо, не имеющее подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном, не могут быть допущены к пилотированию воздушного судна.

Статья 54 ВК РФ регулирует вопросы подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации.

Согласно пункту 3 этой статьи подготовка пилотов сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения может осуществляться в порядке индивидуальной подготовки у лица, имеющего свидетельство с внесенной в него записью о праве проведения такой подготовки.

В деле нет данных, и ответчиком суду не представлено доказательств того, что он прошел подготовку, как в соответствующей образовательной организации, так и в индивидуальном порядке.

Более, в своих объяснениях, данных при проведении в отношении Кадырова М.П. административного расследования по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 11.4 КоАП РФ, частью 5 статьи 11.5 КоАП РФ, частью 6 статьи 11.5 КоАП РФ, не отрицал все нарушения, перечисленные выше, в том числе и то, что он не прошел подготовку на предмет управления воздушными судами, а также отсутствие у него свидетельства о прохождении обучения на курсах пилотов сверхлегких воздушных судов общего назначения и свидетельства пилота, не отрицал факт принадлежности ему самодельных летательных аппаратов и факт управления им не отрицал.

С соблюдением или несоблюдением перечисленных требований, предъявляемых как к характеристикам воздушных судов, так и к лицам, имеющим право управления воздушными судами, связано и право Кадырова М.П. на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

Согласно пункту 1 статьи 11 ВК РФ использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.

Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства (пункт 2 статьи 11 ВК РФ).

Пунктами 1 и 2 статьи 12 ВК РФ предусмотрено, что использование воздушного пространства не является произвольным и регулируется государственными органами, уполномоченными в области использования воздушного пространства.

В соответствии с этими нормами права под государственным регулированием использования воздушного пространства понимаются установление государством общих правил осуществления такой деятельности, организация и проведение государственного контроля (надзора) в области использования воздушного пространства, а также установление ответственности за нарушения правил использования воздушного пространства.

Развивая эти положения, пункт 1 статьи 14 ВК РФ установил, что организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства и включает в себя: установление структуры и классификации воздушного пространства; планирование и координирование использования воздушного пространства в соответствии с государственными приоритетами (установленными статьей 13 этого Кодекса); обеспечение разрешительного или уведомительного порядка использования воздушного пространства; организацию воздушного движения, представляющую собой: обслуживание (управление) воздушного движения; организацию потоков воздушного движения; организацию воздушного пространства в целях обеспечения обслуживания (управления) воздушного движения и организации потоков воздушного движения; государственный контроль (надзор) в области использования воздушного пространства.

Согласно статье 15 ВК РФ структура воздушного пространства включает в себя зоны (зоны Единой системы, диспетчерские зоны), районы (районы полетной информации, диспетчерские районы) и маршруты обслуживания воздушного движения (воздушные трассы, местные воздушные линии и тому подобное), районы аэродромов и аэроузлов, специальные зоны и маршруты полетов воздушных судов, запретные зоны, опасные зоны (районы полигонов, взрывных работ и тому подобное), зоны ограничений полетов воздушных судов и другие установленные для осуществления деятельности в воздушном пространстве элементы структуры воздушного пространства. Структура воздушного пространства утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Структуры и классификация воздушного пространства определены Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации», в пунктах 7-8 которых также приведены эти элементы структуры воздушного пространства, а также указано, что воздушное пространство над территорией Российской Федерации, а также за ее пределами, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию, делится на нижнее и верхнее воздушное пространство, нижним воздушным пространством является эшелон полета 8100 м (эшелон полета 265).

Границы элементов структуры воздушного пространства устанавливаются по географическим координатам и высотам. Границы и условия использования элементов структуры воздушного пространства публикуются в документах аэронавигационной информации (пункт 9 Правил).

В соответствии с пунктом 10 этих правил воздушное пространство над территорией Российской Федерации, а также за ее пределами, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию, классифицируется на 3 класса, а именно,: а) класс A, б) класс C, в) класс G, для каждого из которых установлены определенные условия его использования в части получения разрешения на полеты, эшелонирования, высоты полета, скорости полета, диспетчерского обслуживания, радиосвязи с органом управления полетами.

Из доводов иска следует, что Кадыров М.П. для выполнения полетов использовал воздушное пространство класса G, для которого установлены следующие условия использования пространства в его границах: разрешаются полеты, выполняемые по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов без получения разрешения на полеты и использование пространства, эшелонирование воздушных судов не производится, полетно-информационным обслуживанием полеты обеспечиваются по запросу, для всех полетов используется высота ниже 3050 м с ограничением скорости полета не более 450 км/ч, при этом для воздушных судов, выполняющих полеты по правилам полетов по приборам, является обязательным наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами), а при полетах воздушных судов по правилам визуальных полетов наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами)не требуется.

Из анализа приведенных норм права следует, что использование воздушного пространства класса G, т.е. совершение полетов в границах воздушного пространства класса G предполагает определенные условия совершения полетов в зависимости от правил выполнения полетов (по приборам и правилам визуальных полетов либо только правилам полетов по приборам), которые также должны соблюдаться.

Однако, в отсутствие информации о правилах выполнения Кадыровым М.П. полетов (по приборам и правилам визуальных полетов либо только правилам полетов по приборам) не представляется возможным полностью определить и выяснить соблюдение им этих условий.

Согласно ст.16 ВК РФ закона в соответствии со структурой и классификацией воздушного пространства федеральными правилами использования воздушного пространства устанавливается разрешительный или уведомительный порядок использования воздушного пространства. В случаях, предусмотренных подпунктами 1-4 пункта 2 статьи 13 Кодекса, об использовании воздушного пространства уведомляется соответствующий орган единой системы организации воздушного движения.

Пунктом 124 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации», для использования воздушного пространства класса G устанавливается уведомительный порядок использования воздушного пространства.

Согласно этому порядку пользователи воздушного пространства, планирующие выполнение полетов в воздушном пространстве класса G, обязаны уведомить соответствующие органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) о своей деятельности в соответствии с табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 126 названных Федеральных правил при выполнении полетов воздушных судов по правилам визуальных полетов в воздушном пространстве класса G пересечение воздушного пространства класса C (районов аэродромов и местных воздушных линий) осуществляется после получения командиром воздушного судна диспетчерского разрешения соответствующего органа обслуживания воздушного движения (управления полетами).

Кадыров М.П. не уведомил в соответствии с табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации орган управления полетами - Прикаспийский центр ОВД ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» филиал «Аэронавигации Юга» о своей деятельности по использованию воздушного пространства и совершаемых им полетах на принадлежащих ему воздушных судах, а если им полеты воздушных судов выполнялись в воздушном пространстве класса G по правилам визуальных полетов и при этом выполнялись пересечение воздушного пространства класса C (районов аэродромов и местных воздушных линий), он не обращался за получением диспетчерского разрешения соответствующего органа обслуживания воздушного движения (управления полетами) на выполнение подобного маневра.

Нет в деле данных о том, что воздушные суда, принадлежащие Кадырову М.П. оснащены оборудованием, позволяющим обеспечить пилота аэронавигационной и метеорологической информацией, которой согласно пункту 125 названных Федеральных правил должен руководствоваться каждый пользователь воздушного пространства при планировании полетов в воздушном пространстве класса G.

В соответствии с пунктом 10 Правил воздушные суда, выполняющие полеты в воздушном пространстве класса G по правилам полетов по приборам, обязаны иметь постоянную двухстороннюю радиосвязь с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами).

Факт отсутствия зафиксированных сведений о характеристиках воздушных судов Кадырова М.П., а также сведений о правилах полетов, т.е. сведений о полетах с управлением по правилам полетов по приборам либо по правилам визуальных полетов уже указывает на использование этих воздушных судов с нарушением требований законодательства.

Таким образом, совокупность приведенных обстоятельств, свидетельствующих о существенных нарушениях Кадыровым М.П. норм права, регулирующих порядок государственной регистрации воздушных судов и деятельность по использованию воздушного пространства и эксплуатации воздушных судов, свидетельствует об осуществлении Кадыровым М.П. указанной деятельности с грубыми нарушениями закона.

Согласно материалам дела Кадыров М.П. за нарушения им правил использования воздушного пространства и правил безопасности эксплуатации воздушных судов привлекался к административной ответственности.

Из всего изложенного следует, что нарушения правил использования воздушного пространства и правил безопасности эксплуатации воздушных судов угрожает безопасности полетов и авиационной безопасности при совершении полетов, что указывает на реальную опасность причинения вреда в будущем не только своим жизни и здоровью, но и жизни и здоровью других граждан, имуществу третьих лиц.

В соответствии со статьей 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может являться основанием для принятия судом решения о приостановлении или запрещении деятельности, создающей такую опасность, если прекращение или приостановление такой деятельности не противоречит общественным интересам.

Запрет деятельности Кадырова М.П., которая создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан не противоречит общественным интересам.

С учетом изложенного, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск Махачкалинского транспортного прокурора удовлетворить.

Признать деятельность Кадырова Магомеда Пахрудиновича по выполнению полетов на самодельных воздушных судах (самолетах) без свидетельства пилота, свидетельства о регистрации гражданского воздушного судна, сертификата летной годности, а также использовании воздушного пространства Российской Федерации без уведомления в установленном порядке органов Единой системы организации воздушного движения об использовании воздушного пространства и без радиосвязи с диспетчером диспетчерского пункта, незаконной.

Запретить Кадырову Магомеду Пахрудиновичу выполнение полетов до получения свидетельства пилота, а также эксплуатацию и передачу для эксплуатации третьим лицам самодельных воздушных судов (самолетов) до их государственной регистрации в качестве гражданских воздушных судов и получения сертификатов летной годности на воздушные суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РД через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Л.Н. Акимова