ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1116/2021 от 26.03.2021 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2-1116/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 марта 2021 года

Свердловский районный суд города Костромы

в составе председательствующего судьи Морева Е.А.

при секретаре Абсалямовой А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ильиной Веры Юрьевны к Областному государственному казенному учреждению «Центр социальных выплат» о возложении обязанности назначить ежемесячную денежную выплату,

у с т а н о в и л:

Ильина В.Ю. обратилась в суд с иском к Областному государственному казенному учреждению «Центр социальных выплат» о возложении обязанности назначить ежемесячную денежную выплату. Исковые требования мотивированы тем, что в конце октября 2020 года в ее адрес поступил ответ от 05.10.2020 №42213-02-06 за подписью директора ОГКУ «ЦСВ» Фоминой М.А. об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в отношении несовершеннолетней дочери истца Луканиной М.В. В ответе со ссылкой на положения пункта 2 основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> указано, что среднедушевой доход семьи истца превысил величину прожиточного минимума на душу населения в <адрес> 10612 рублей и составил 12660,01 руб. Полагает, что сотрудниками ОГКУ «ЦСВ» при расчете суммы среднедушевого дохода неверно был определен состав семьи в количестве 3 человек. На самом деле семья истца состояла из следующих лиц: дочь - ФИО1, <дата> г.р., дочь - ФИО2, <дата> г.р., внук - ФИО3, <дата> г.р., муж - ФИО4, <дата> г.р., дочь - ФИО5, <дата> г.р., дочь - ФИО6, <дата> г.р., дочь -ФИО7, <дата> г.<адрес> стало известно, из расчета была исключена дочь, ФИО5, <дата> г.р., которая в июле 2020 года достигла возраста 18 лет. Вместе с тем с <дата> по <дата>ФИО5 была несовершеннолетней, и подлежала включению в расчет как несовершеннолетний член семьи. После отказа в назначении пособия истец повторно подала заявление в ОГКУ «МФЦ», включив в состав семьи внука ФИО3, <дата> г.р., т.к. до подачи заявления истец оформила в отношении внука опекунство. Внук находится на иждивении истца, никаких пособий на него она не получает. На это заявление истцу поступил ответ от <дата> о том, что в заявлении от <дата> содержатся недостоверные сведения о составе семьи, что является основанием к отказу в назначении выплаты. <дата> истец в третий раз подала заявление о назначении пособия от 3 до 7 лет, на которое <дата> вновь получила отказ за , поскольку среднедушевой доход семьи истца превысил величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в <адрес>. На основании изложенного истец просит восстановить процессуальный срок исковой давности для обжалования решения от 05.10.2020 №42213-02-06 ОГКУ «ЦСВ» об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, признать его незаконным, отменить, обязать ОГКУ «ЦСВ» повторно рассмотреть заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно.

В судебном заседании истец Ильина В.Ю. неоднократно уточняла исковые требования, окончательно просила признать незаконным решение от 09.12.2020 №56663-02-06 ОГКУ «ЦСВ» об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, признать за ней право на получение ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно на ее дочь Луканину М.В., 15.04.2013 года рождения, с момента обращения с заявлением от 02.11.2020 года в ОГКУ «ЦСВ», обязать ОГКУ «ЦСВ» произвести перерасчет назначенной ежемесячной денежной выплаты от 28.01.2021 года по решению ОГКУ «ЦСВ». В остальной части исковые требования не поддержала. Уточненные исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске. Полагала, что правомерно указала в заявлении о назначении пособия в качестве члена семьи опекаемого внука Ильина Е.Н., поскольку он проживает совместно с ней, находится на ее полном содержании. Дочь истца Ильина О.С. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына Ильина Е.Н. В связи с чем внук должен был учитываться при определении среднедушевого дохода семьи истца.

Представитель ответчика ОГКУ «Центр социальных выплат» по доверенности Букшта А.М. исковые требования не признала, пояснила, что в силу положений СК РФ, Порядка назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет дети, находящиеся под опекой, включению при расчете среднедушевого дохода в состав семьи заявителя не подлежат.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Семья находятся под защитой государства, каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ст. ст. 38, 39 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в целях повышения доходов семей, имеющих детей, Постановление Правительства РФ от 31.03.2020 № 384 утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.

Пунктом 1 Основных требований предусмотрено, что они применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее - ежемесячная выплата), а также при установлении требований к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении ежемесячной выплаты

В свою очередь во исполнение Указа Президента Российской Федерации на территории Костромской области постановлением Губернатора Костромской области от 10.04.2020 № 50 введены в действие Положение о ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в Костромской области, порядке и условиях ее назначения и Порядок учета и исчисления величины среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в Костромской области.

Ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в Костромской области осуществляется в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в Костромской области на второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Костромской области на второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты (п.2 Положения).

В силу п. 4 Положения право на получение ежемесячной выплаты имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка (усыновитель, опекун, приемный родитель), являющийся гражданином Российской Федерации и проживающий на территории Костромской области.

Аналогичные положения содержатся в п.п. 2, 4 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденных Постановление Правительства РФ от 31.03.2020 № 384.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Ильина В.Ю. является матерью несовершеннолетних детей: ФИО6, <дата> года рождения.

Согласно распоряжению Управления опеки и попечительства администрации <адрес> от <дата>ФИО8 назначена опекуном несовершеннолетнего внука ФИО3, <дата> года рождения, сроком на 1 год.

Мать несовершеннолетнего Ильина Е.Н. – ФИО5 (дочь истца) решением Свердловского районного суда <адрес> от <дата> лишена родительских прав в отношении сына.

25.08.2020 года истец обратилась в ОГКУ «ЦСВ» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в Костромской области на дочь ФИО6, <дата> года рождения, указав в составе семьи дочь ФИО6 и супруга ФИО4.

Уведомлением ОГКУ «ЦСВ» от 5 октября 2020 года №42213-02-06 Ильиной В.Ю. было отказано в предоставлении меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, в виду того, что среднедушевой доход семьи истца за период с 01.02.2019 года по 31.01.2020 года, исходя из трех членов ее семьи, указанных в заявлении, составил 12 660 руб., что превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Костромской области на второй квартал года, предшествующего году обращения - 10 612 руб.

02.11.2020 года истец повторно обратилась в ОГКУ «ЦСВ» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в Костромской области на дочь ФИО6, <дата> года рождения, указав в составе семьи: дочь ФИО6, супруга ФИО4, и опекаемого внука ФИО3, <дата> года рождения.

Уведомлением ОГКУ «ЦСВ» от 9 декабря 2020 года №56663-02-06 Ильиной В.Ю. было отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, по причине предоставления недостоверных сведений о составе семьи, поскольку в качестве члена семьи истца был указан опекаемый внук ФИО3 При этом расчет среднедушевого дохода семьи истца по вышеуказанным причинам не производился.

03.12.2020 года истец снова обратилась в ОГКУ «ЦСВ» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в Костромской области.

Уведомлением ОГКУ «ЦСВ» от 9 декабря 2020 года №56656-02-06 Ильиной В.Ю. в удовлетворении заявления было отказано по аналогичным основаниям, в виду того, что среднедушевой доход семьи истца превысил величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Костромской области. В данном заявлении истец указала в качестве членов своей семьи только супруга ФИО4 и дочь ФИО6

На основании заявления истца от 28 января 2021 года истцу с указанной даты была назначена ежемесячная выплата, поскольку среднедушевой доход семьи из трех человек составил менее установленного прожиточного минимума на душу населения в Костромской области.

Обращаясь с настоящим исковым заявлением, истец полагала, что включение в заявлении в качестве члена семьи опекаемого внука нельзя расценивать как недостоверные сведения, поскольку ст.5 Закона Костромской области от 19.12.2005 № 345-ЗКО «О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в Костромской области» предусматривает, что для учета доходов и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими в состав семьи заявителя включаются проживающие совместно с ним его (ее) супруга (супруг), а также дети и родители, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, вселенные заявителем в качестве членов семьи и ведущие с ним общее хозяйство, а также иные лица, признанные членами семьи в судебном порядке. Поскольку внук проживает в семье истца, находится на ее полном содержании, он должен быть учтен в качестве члена семьи при определении права на ежемесячную выплату.

Однако с указанными выводами согласиться нельзя, поскольку они противоречат нормативным положениям, регулирующим вопросы предоставления меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.

В данном случае к исключительной компетенции законодателя отнесен вопрос определения оснований, условий и порядка предоставления ежемесячной выплаты, в том числе порядка расчета среднедушевого дохода и круга лиц, подлежащих включению в состав семьи заявителя, претендующего на меру социальной поддержки.

Пунктами 2, 3 Порядка учета и исчисления величины среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в Костромской области, утвержденного Постановлением Губернатора Костромской области от 10.04.2020 № 50 предусмотрено, что в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, подавший заявление о назначении ежемесячной выплаты, его супруг, несовершеннолетние дети.

В состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, не включаются дети, находящиеся под опекой (попечительством) или переданные из семьи заявителя на воспитание в приемную семью.

Аналогичные положения нашли свое отражение в пунктах 19, 20 Основных требований.

В утвержденной типовой форме заявления о назначении ежемесячной выплаты, которая заполнялась истцом, также имеется ссылка на указанный перечень лиц, которые подлежат указанию в качестве членов семьи заявителя.

Таким образом, в силу прямого указания в нормативных подзаконных актах, ребенок, находящийся под опекой, как и внук, не могут быть включены в состав семьи заявителя (опекуна) при разрешении вопроса о назначении ежемесячной выплаты. В данном случае учитываются только несовершеннолетние родные либо усыновленные дети заявителя.

Ссылка истца на Закон Костромской области от 19.12.2005 № 345-ЗКО несостоятельна, поскольку он не регламентирует вопросы реализации права на предоставление ежемесячной выплаты, а имеет иной предмет регулирования – порядок признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

Кроме того, суд отмечает, что данные положения законодательства, регулирующего вопросы предоставления ежемесячной выплаты, следует толковать в совокупности с положениями Семейного кодекса РФ определяющего круг членов семьи, а также права и обязанности родителей и детей, усыновленных и усыновителей, опекунов и опекаемых.

Статья 2 СК РФ определяет, что к членам семьи относятся: супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные).

Статьей 31 ГК РФ предусмотрено, что опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются семейным законодательством (ч.1).

Согласно ст. 148 СК РФ дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу ст. 40 ГК РФ по достижении малолетним подопечным четырнадцати лет опека над ним прекращается, а гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом.

Ильин Е.Н. также не может быть включен в состав семьи истца, поскольку его воспитание и содержание входит в круг обязанностей Ильиной В.Ю. на период исполнения обязанностей опекуна. Статус внука в данном случае, каких – либо прав и обязанностей между ФИО8 и ФИО3 не порождает и соответственно не предоставляет ей право на вышеозначенные меры социальной поддержки.

Учитывая вышеизложенное следует считать установленным, что указание истцом в заявлении от 02 ноября 2020 года опекаемого внука Ильина Е.Н. в качестве члена семьи лица, претендующего на получение ежемесячной выплаты, носило заведомо недостоверный характер и было направлено на установление среднедушевого дохода семьи истца в размере ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленную в Костромской области за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением выплаты. Данное обстоятельство в свою очередь позволяло истцу претендовать на получение ежемесячной выплаты.

В соответствии с п.12 Положения, п.14 Основных требований заявитель несет ответственность за неполноту и недостоверность сведений, указанных в заявлении, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Одним из оснований к отказу в назначении ежемесячной выплаты является наличие в заявлении недостоверных или неполных данных (п.15 Положения, п.16 Основных требований).

При таких обстоятельствах, ответчик обоснованно отказал истцу в назначении ежемесячной выплаты, поскольку опекаемый несовершеннолетний внук истца ФИО3 не является членом семьи истца в том смысле, который ему придает Порядок учета и исчисления величины среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в Костромской области и Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.

При этом ответчик при решении вопроса о назначении ежемесячной выплаты не вправе произвольно трактовать сведения о составе семьи указанные в заявлении. В данном случае он исходит из волеизъявления заинтересованного лица, изложенного им в заявлении.

При таких обстоятельствах исковые требования Ильиной В.Ю. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ильиной Веры Юрьевны к Областному государственному казенному учреждению «Центр социальных выплат» о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет и возложении обязанности назначить ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от трех до семи лет оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья