Дело № 2-111/2020
УИД 37RS0015-01-2021-000157-25
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Приволжский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Виноградовой Е.В.,
при секретаре Смирновой Е.Ф.,
с участием представителя истца Ивановского транспортного прокурора Текеева ФИОБ.М.,
представителя ответчиков ФИО1 и ФИО2 - ФИО3, действующей на основании доверенностей,
представителя третьего лица Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ивановской области ФИО4, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 марта 2021 года гражданское дело по искам Ивановского транспортного прокурора, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к ФИО1 и ФИО2 о понуждении к совершению определенных действий,
у с т а н о в и л:
Ивановский транспортный прокурор обратился в Приволжский районный суд к ФИО2 о возложении обязанности в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу подать в Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ивановской области (далее ГУ МЧС России по Ивановской области) заявление об исключении дебаркадера несамоходного с регистрационным (бортовым) номером №, судовой билет №, из реестра маломерных судов (л.д. 5-8).
Ивановский транспортный прокурор обратился в Приволжский районный суд к ФИО1 о возложении обязанности в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу подать в ГУ МЧС России по Ивановской области заявление об исключении дебаркадера несамоходного с регистрационным (бортовым) номером №, судовой билет Д №, из реестра маломерных судов (л.д. 53-56).
Протокольным определением Приволжского районного суда от 15 марта 2021 года гражданские дела №№ 2-111/2021 и 2-112/2021 по указанным исковым заявлениям объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением номера № 2-111/2021 (л.д. 95-97).
Заявленные исковые требования мотивированы тем, что по итогам проведенной Ивановской транспортной прокуратурой проверки исполнения законодательства о безопасности движения и эксплуатации водного транспорта выявлены обстоятельства, нарушающие права неопределённого круга лиц на безопасное движение по внутренним водным путям. В ходе проверки установлено, что в собственности ответчиков ФИО2 (1/6 доля) и ФИО1 (1/6 доля) находится плавучий объект - дебаркадер несамоходный с регистрационным (бортовым) номером № (далее спорный объект, спорное имущество, имущество ответчиков), судовые билеты №, соответственно. Последний на данный момент состоит на учете в реестре маломерных судов Центра Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ивановской области (далее Центр ГИМС МЧС России по Ивановской области). При этом указанный дебаркадер, согласно нормам ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, относится к числу плавучих объектов, и с учетом требований ст. ст. 16, 17, 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, подлежит учету бассейновыми организациями, а также классификации и освидетельствованию на предмет возможности допуска к эксплуатации со стороны Федерального автономного учреждения «Российский речной регистр» (далее ФАУ «Российский речной регистр»), а не органов Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее ГИМС МЧС России). Незаконная регистрация указанного плавучего объекта в качестве маломерного судна нарушает интересы Российской Федерации в части соблюдения установленного федеральным законодательством порядка регистрации плавучих объектов, а также не позволяет в должной мере осуществлять контроль и надзор за его эксплуатацией, в том числе за выполнением требований безопасности судоходства должностными лицами государственного портового контроля, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц. В связи с чем спорный объект подлежит исключению из реестра маломерных судов. Данные обстоятельства и явились основанием для обращения с настоящими исковыми заявлениями (л.д. 5-8, 53-56).
В ходе судебного заседания представитель истца Ивановского транспортного прокурора Текеев Б.М. (л.д. 41) поддержал заявленные исковые требования по основаниям, указанным в исковых заявлениях.
Ответчики ФИО2 и ФИО1 в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом (л.д. 38, 39, 85, 86), о причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, прислали своего представителя по доверенностям ФИО3 (л.д. 42-44, 88-90), которая не имела возражений против заявленные исковых требований.
Представитель третьего лица Главного управления МЧС России по Ивановской области по доверенности ФИО4 (л.д. 45, 91) поддержал заявленные исковые требования по основанием, указанным в исках. Представил письменные Отзывы по исковым требованиям (л.д. 47, 94).
Выслушав представителей истца, ответчика и третьего лица, изучив материалы дела, суд считает заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Судом установлено, что ответчики ФИО2 и ФИО1, каждый в размере 1/6 доли, являются собственниками дебаркадера несамоходного с регистрационным (бортовым) номером №, 1970 года постройки, строительный номер №, длиной 20 метров, шириной 7,32 метра, высотой борта 2 метра, вместимостью 187,3 тонн, пассажировместимостью 12 человек, материал корпуса железобетон. Третьим собственником спорного имущества является ФИО3 в размере 2/3 долей в праве общей долевой собственности на последнее. Всем собственникам спорного объекта выданы судовые билеты маломерного судна Д № соответственно. Дебаркадер ответчиков на данный момент состоит на учете в реестре маломерных судов Центра ГИМС МЧС России по Ивановской области.
Указанные обстоятельства подтверждаются Свидетельством о праве собственности на судно от 12 сентября 2014 года № (л.д. 28, 75), регистрационными карточками-заявлениями судоводителей ФИО1 и ФИО2 (л.д. 11, 60), судовыми билетами маломерного судна № (л.д. 16-24, 63-71), реестром маломерных судов ГИМС МЧС России по Ивановской области (л.д. 12-13, 61-62), выпиской из Государственного судового реестра Российской Федерации от 6 сентября 2016 года Федерального бюджетного учреждения «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» (л.д. 26, 73), актом классификации освидетельствования маломерного судна Верхне-Волжского филиала Российского речного регистра (л.д. 25, 72).
В силу п. 1 ст. 1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее КВВТ РФ), настоящий Кодекс регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, и определяет их права, обязанности и ответственность.
Плавучий объект - несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном, в том числе дебаркадер, плавучий (находящийся на воде) дом, гостиница, ресторан, понтон, плот, наплавной мост, плавучий причал, и другое техническое сооружение подобного рода … (абз. 25 ст. 3 КВВТ РФ).
Согласно ч. 1.2 ст. 16 КВВТ РФ, плавучие объекты подлежат учету, осуществляемому администрацией соответствующего бассейна внутренних водных путей. Учет плавучих объектов осуществляется в соответствии с правилами учета плавучих объектов, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
В соответствии с ч. 4 ст. 35 КВВТ РФ, плавучие объекты подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет средств их владельцев организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, … на классификацию и освидетельствование судов, в соответствии с правилами классификации и освидетельствования плавучих объектов с выдачей свидетельств о соответствии плавучих объектов, подтверждающих соответствие плавучих объектов этим правилам ….
В рамках реализации ч. 4 ст. 35 КВВТ РФ, Федеральным автономным учреждением «Российский Речной регистр», разработаны и утверждены приказом от 17 марта 2017 года № 35-п «Правила классификации и освидетельствования плавучих объектов».
Судно подлежит государственной регистрации в одном из указанных в настоящем пункте реестров судов Российской Федерации (далее также - реестры судов): Государственном судовом реестре; реестре маломерных судов … (ч. 1 ст. 16 КВВТ РФ).
В силу ч. 1 ст. 17 КВВТ РФ, государственная регистрация судов, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, в Государственном судовом реестре, реестре строящихся судов и реестре арендованных иностранных судов осуществляется администрациями бассейнов внутренних водных путей.
Судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода … (ст. 3 КВВТ РФ).
Согласно п. 2 ст. 1 и п. 1 ст. 3 Федерального закона от 23 апреля 2012 года № 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна», под маломерным судном следует понимать судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать; это достаточно крупные яхты, катера, плавдачи, моторные лодки, гидроциклы и т.п., зачастую обладающие весьма значительной стоимостью и ликвидностью.
В соответствии с пп. 4, 6 п. 5 Положения о государственной инспекции по маломерным судам Министерства обороны Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 года № 835, ГИМС МЧС России осуществляет в установленном порядке классификацию, освидетельствование, государственную регистрацию и учет маломерных судов, присвоение им идентификационных номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда (п. 4); … осуществляет ведение реестра маломерных судов и государственный учет выдаваемых удостоверений на право управления маломерными судами, регистрационных и иных документов, необходимых для допуска маломерных судов и судоводителей к участию в плавании (п. 5).
В связи с чем ГИМС МЧС России и ее структурные подразделения не осуществляют учет и освидетельствование плавучих объектов за исключением наплавных мостов.
При таких обстоятельствах дебаркадер, принадлежащий ответчикам, относится к числу плавучих объектов. С учетом требований закона, последний подлежит учету бассейновыми организациями (Федеральным бюджетным учреждением «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей»), а также классификации и освидетельствованию на предмет возможности допуска к эксплуатации со стороны ФАУ «Российский Речной Регистр», а не органов ГИМС МЧС России.
Незаконная регистрация указанного плавучего объекта в качестве маломерного судна нарушает интересы Российской Федерации, в части соблюдения установленного федеральным законодательством порядка регистрации плавучих объектов, а также не позволяет в должной мере осуществлять контроль и надзор за его эксплуатацией, в том числе за выполнением требований безопасности судоходства должностными лицами государственного портового контроля, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 21 КВВТ РФ, исключению из соответствующего реестра судов подлежит судно: в отношении которого правообладателем подано заявление об исключении этого судна из реестра судов.
Исключение судна из Реестра осуществляется органом регистрации, осуществившим государственную регистрацию судна, по заявлению собственника(ов) либо уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 17 Приказа МЧС России от 24 июня 2016 года № 340 «Об утверждении Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»).
Пункт 24 Приказа МЧС России от 24 июня 2016 года № 339 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», предусматривает, что в качестве документа, подтверждающего основания для исключения судна из реестра маломерных судов, представляется один из нижеперечисленных документов: … судебный акт, вступивший в законную силу ….
Таким образом, у суда имеются основания для возложения на ответчиков обязанности подать в Главное управление МЧС России по Ивановской области заявление об исключении дебаркадера несамоходного с регистрационным (бортовым) номером № судовые билеты №, соответственно, из реестра маломерных судов.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации ….
При этом, под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве соистцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2004 года).
Принимая во внимание, что незаконная регистрация дебаркадера ответчиков в качестве маломерного судна нарушает интересы Российской Федерации, в части соблюдения установленного федеральным законодательством порядка регистрации плавучих объектов, а также не позволяет в должной мере осуществлять контроль и надзор за его эксплуатацией, в том числе за выполнением требований безопасности судоходства должностными лицами государственного портового контроля, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, то обращение в суд прокурора с заявленными требованиями является законным, обоснованным.
Испрашиваемый истцом срок для исполнения возложенных обязанностей признается судом разумным и достаточным.
В силу ч. 1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований (ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции … освобождаются: … прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, …, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции … в качестве истцов или ответчиков.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, размер государственной пошлины при подаче в суд искового заявления неимущественного характера составляет 300 рублей.
В связи с чем, учитывая факт освобождения истца от уплаты государственной пошлины, в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, суд считает необходимым взыскать в доход бюджета Приволжского муниципального района Ивановской области с ответчиков ФИО2 и ФИО1 государственную пошлину в размере 300 рублей, с каждого.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
Исковые требования Ивановского транспортного прокурора удовлетворить.
Обязать ФИО1 в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подать в Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ивановской области заявление об исключении дебаркадера несамоходного с регистрационным (бортовым) номером №, судовой билет № из реестра маломерных судов.
Обязать ФИО2 в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подать в Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ивановской области заявление об исключении дебаркадера несамоходного с регистрационным (бортовым) номером № судовой билет № из реестра маломерных судов.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета Приволжского муниципального района Ивановской области государственную пошлину в сумме 300 (триста) рублей.
Взыскать с ФИО2 в доход бюджета Приволжского муниципального района Ивановской области государственную пошлину в сумме 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Приволжский районный суд в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Виноградова Е.В.
Решение изготовлено в окончательной форме 22 марта 2021 года.