ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-111/2021 от 29.06.2021 Крымского районного суда (Краснодарский край)

К делу №2-111/2021

УИД 23RS0024-01-2020-002923-23

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Крымск 29 июня 2021г.

Крымский районный суд Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Серомицкого С.А.

при секретаре Саввиди А.С.

с участием

представителя истца –

помощника Крымского межрайонного прокурора – Кантемировой Д.С.

представителя ответчика МБДОУ Детский сад №6 города Крымска муниципального образования Крымский район Краснодарского края – директора МБДОУ Детский сад №6 города Крымска муниципального образования Крымский район Краснодарского края – Грековой Н.В.

представителя ответчика – Управления образования администрации муниципального образования Крымский район Краснодарского края

и третьего лица - администрации муниципального образования

Крымский район Краснодарского края - Петюновой Г.М.,

действующей на основании доверенности от 30.12.2020

и доверенности от 13.05.2021

представителя ответчика – Управления образования

администрации муниципального образования

Крымский район Краснодарского края - Рубекина Г.А.,

действующего на основании доверенности от 04.12.2020

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Крымского межрайонного прокурора Краснодарского края, в интересах неопределенного круга лиц, к МБДОУ Детский сад №6 города Крымска муниципального образования Крымский район Краснодарского края и Управлению образования администрации муниципального образования Крымский район Краснодарского края, об обязании произвести расчет необходимого объема денежных средств для устранения нарушений законодательства об образовании и пожарной безопасности, выделить денежные средства и обеспечить устранение нарушений путем установки системы молниеотведения (молниезащиты) на кровле учреждения,

установил:

Крымский межрайонный прокурор Краснодарского края, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Крымский районный суд с иском к МБДОУ Детский сад №6 города Крымска муниципального образования Крымский район Краснодарского края и Управлению образования администрации муниципального образования Крымский район Краснодарского края, об обязании произвести расчет необходимого объема денежных средств для устранения нарушений законодательства об образовании и пожарной безопасности, выделить денежные средства и обеспечить устранение нарушений путем установки системы молниеотведения (молниезащиты) на кровле учреждения.

Свои требования мотивирует тем, что Крымской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства об образовании и пожарной безопасности при создании условий для получения несовершеннолетними образования, по результатам которой выявлены нарушения. С целью устранения нарушений 12.02.2020 Крымским межрайонным прокурором директору учреждения внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, однако нарушения не устранены в связи с отсутствием финансирования. В соответствии со ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации. В силу ст.41 Федерального закона от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Согласно ст.48 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», целью создания систем предотвращения пожаров является исключение условий возникновения пожаров, которое достигается исключением условий образования горючей среды и (или) исключением условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания. Пунктом 4 ч.1 ст.50 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусмотрено устройство молниезащиты зданий, сооружений, строений и оборудования. Из п.1 ст.7 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» следует, что с учетом степени риска причинения вреда минимально необходимые требования, обеспечивающие пожарную безопасность, устанавливаются в технических регламентах. В силу ст.5.1 Федерального закона от 27.12.2002 «О техническом регулировании» особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». В соответствии с п.1 ст.6 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего закона. Во исполнение названного положения закона Правительством Российской Федерации издано постановление от 26.12.2014 №1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Согласно п.66 указанного постановления обязательным является применение требований СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения»». Согласно разделу 1 СП 118.13330.2012 перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется указанный свод правил, приведен в приложении «В», в котором указаны общеобразовательные учреждения - дошкольные и общеобразовательные организации. При этом в п.4.21 СП 118.13330.2012 указано, что молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания. Устройства молниезащиты приведены в СО 153-34.21.122-2003 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной Приказом Минэнерго России от 30.06.2003 №280. На образовательную организацию возложена обязанность, в числе прочего, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, а также ответственность за ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции и жизнь, здоровье обучающихся, работников образовательной организации. В силу действующего правового регулирования здания общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций должны быть оснащены устройством молниезащиты. В ходе проверки установлено, что на крыше Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад №6 г.Крымска муниципального образования Крымский район Краснодарского края имеется металлическое покрытие, однако система молниеотведения не установлена. Таким образом, образовательным учреждением не принимается полный комплекс мер, направленный на создание безопасных условий обучения несовершеннолетних. В соответствии со ст.10 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» система образования включает в себя органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования. Согласно ч.1 ст.209 и ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Частью 1 и частью 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст.125 Гражданского кодекса Российской Федерации. В силу п.1.6 Устава МБДОУ Детский сад №6 г.Крымска муниципального образования Крымский район Краснодарского края - учредителем является муниципальное образование Крымский район. Функции учредителя МБДОУ Детский сад №6 г.Крымска муниципального образования Крымский район Краснодарского края осуществляет администрация муниципального образования Крымский район в лице Управления образования администрации муниципального образования Крымский район - в части определения структуры, целей и задач учреждения и Управление имущественных отношений администрации муниципального образования Крымский район - в части наделения имуществом (п.1.4 Устава). В соответствии с п.4.4 Устава к компетенции управления относится, в том числе финансовое обеспечение выполнения муниципального задания МБДОУ Детский сад №6 г.Крымска муниципального образования Крымский район Краснодарского края, формирование, утверждение муниципального задания для МБДОУ Детский сад №6 г.Крымска муниципального образования Крымский район Краснодарского края в соответствии с предусмотренными Уставом видами деятельности, установление порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности МБДОУ Детский сад №6 г.Крымска муниципального образования Крымский район Краснодарского края, а также утверждения такого плана для МБДОУ Детский сад №6 г.Крымска муниципального образования Крымский район Краснодарского края. Согласно п.5.2 Устава собственником имущества, передаваемого МБДОУ Детский сад №6 г.Крымска муниципального образования Крымский район Краснодарского края в оперативное управление, является муниципальное образование Крымский район Краснодарского края. Финансовое обеспечение выполнения МБДОУ Детский сад №6 г.Крымска муниципального образования Крымский район Краснодарского края муниципального задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета муниципального образования Крымский район Краснодарского края (п.5.5 Устава). Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества (п.5.6 Устава). Решением Совета муниципального образования Крымский район Краснодарского края от 06.04.2016 №60 утверждено Положение об управлении образования администрации муниципального образования Крымский район, согласно п.3.17 которого - Управление осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств муниципального образования Крымский район Краснодарского края в отношении муниципальных образовательных организаций и подведомственных муниципальных учреждений, а также контроль за целевым использованием бюджетных средств, финансово-хозяйственной деятельностью муниципальных образовательных организаций и подведомственных муниципальных учреждений. В силу п.3.33 Положения Управление осуществляет финансовое, материально-техническое обеспечение деятельности муниципальных образовательных организаций и подведомственных муниципальных учреждений. Координирует деятельность по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций и подведомственных муниципальных учреждений, по обустройству прилегающих к ним территорий, организует мероприятия по подготовке к новому учебному году. Таким образом, в соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации Управление, как главный распорядитель бюджетных средств, не только имеет право распределять выделенные на текущий финансовый период бюджетные ассигнования, но и в силу п.4, п.6 ч.1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществлять планирование соответствующих расходов бюджета, составлять обоснования бюджетных ассигнований, вносить предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств. В соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ч.3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», обращаясь с данным заявлением в суд, прокурор выступает в интересах несовершеннолетних, поскольку принимает меры по обязанию образовательного учреждения и управления образования создать необходимые условия для получения образования. На основании изложенного, просит суд: - обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №6 города Крымска муниципального образования Крымский район Краснодарского края в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу произвести расчет объема денежных средств, необходимых для устранения нарушений законодательства об образовании и пожарной безопасности путем установки системы молниеотведения (молниезащиты) на кровле учреждения; - обязать Управление образования администрации муниципального образования Крымский район Краснодарского края выделить Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Детский сад №6 города Крымска муниципального образования Крымский район Краснодарского края денежные средства, необходимые для устранения нарушений законодательства об образовании и пожарной безопасности путем установки системы молниеотведения (молниезащиты) на кровле учреждения; - обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №6 города Крымска муниципального образования Крымский район Краснодарского края в течение месяца с момента выделения денежных средств обеспечить устранение нарушений законодательства об образовании и пожарной безопасности путем установки системы молниеотведения (молниезащиты) на кровле учреждения.

В судебном заседании представитель истца – помощник Крымского межрайонного прокурора Краснодарского края - Кантемирова Д.С. уточнила исковые требования, просила суд: - обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №6 города Крымска муниципального образования Крымский район Краснодарского края в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу произвести расчет объема денежных средств, необходимых для устранения нарушения законодательства об образовании и пожарной безопасности путем установки системы молниеотведения (молниезащиты) на кровле учреждения и передать указанный расчет в Управление образования администрации муниципального образования Крымский район Краснодарского края; - обязать Управление образования администрации муниципального образования Крымский район Краснодарского края в течение трех месяцев со дня предоставления расчета выделить Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Детский сад №6 города Крымска муниципального образования Крымский район Краснодарского края денежные средства, необходимые для устранения нарушений законодательства об образовании и пожарной безопасности путем установки системы молниеотведения (молниезащиты) на кровле учреждения; - обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №6 города Крымска муниципального образования Крымский район Краснодарского края в течение трех месяцев с момента выделения денежных средств обеспечить устранение нарушений законодательства об образовании и пожарной безопасности путем установки системы молниеотведения (молниезащиты) на кровле учреждения. На удовлетворении уточненных исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд их удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика – Управления образования администрации муниципального образования Крымский район Краснодарского края и третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска - администрации муниципального образования Крымский район Краснодарского края - Петюнова Г.М. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, считая, что нецелесообразно производить мероприятия, направленные на установку системы молниеотведения (молниезащиты) на кровле учреждения. Кроме того, указала, что в рамках проведенной судебной экспертизы, на поставленные судом вопросы экспертом даны не полные ответы, что свидетельствует о необъективно проведенной экспертизе. В остальном поддержала представленные в письменном виде возражения, согласно которых Управление образования администрации муниципального образования Крымский район Краснодарского края возражает против удовлетворения исковых требований, считая их необоснованными и влекущими за собой неэффективное использование бюджетных средств, поскольку с учетом предоставленной информации о выделении денежных средств, у Управления образования отсутствуют лимиты бюджетных обязательств на выполнение требований прокурора, в то время как в соответствии со ст.28 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы является принцип эффективности использования бюджетных средств. Учитывая положения ст.34 и ст.306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Управление образования не может выделить денежные средства, поскольку это повлечет за собой неэффективное и нецелевое использование бюджетных средств. Вместе с тем, согласно Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной Приказом Минэнерго России №280 от 30.06.2003, при нормировании молниезащиты за исходное принято положение, что любое устройство не может предотвратить развитие молнии. На основании классификации зданий и сооружений по устройству молниезащиты объекты подразделяются на обычные и специальные. Школы и детские сады относятся к обычным объектам. В таблице 2.1 данной инструкции приведены последствия, которые могут быть при ударе молнии, такие как отказ электроснабжения (освещения), отказ системы пожарной сигнализации, потери средств связи и сбои компьютеров с потерей данных. Перечень последствий на этом исчерпывается. Существует комплекс средств молниезащиты зданий, который включает в себя устройства защиты от прямых ударов молнии (внешняя молниезащитная система) и устройства защиты от вторичных воздействий молнии (внутренняя). В частных случаях молниезащита может содержать только внешние или только внутренние устройства. Внешняя молниезащитная система может быть изолирована от сооружения (отдельно стоящие молниеотводы – стержневые или тросовые, а также соседние сооружения, выполняющие функции естественных молниеотводов). Имеющиеся в здании внутренние устройства молниезащиты предназначены для ограничения электромагнитных воздействий тока молнии и предотвращения искрений внутри защищаемого объекта. Внешняя молниезащитная система состоит из молниеприемников, токоотводов и заземлителей. В соответствии с инструкцией п.3.2.1 молниеприемниками могут быть конструктивные элементы защищаемого объекта и они называются естественными молниеприемниками - это металлическая кровля, металлические конструкции крыши, трубы, резервуары, металлические водосточные трубы и др.. В вышеуказанном здании частично имеются металлические конструкции крыши, водосточные трубы. Кроме этого, здания оборудованы заземлением. Все требования пожарной безопасности в учреждении соблюдаются. Учреждение оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. Деревянные конструкции кровли обработаны огнезащитным составом, делающим их трудногорючими, огнестойкость которых ежегодно проверяется. Кроме того, имеется акт проверки готовности общеобразовательного учреждения к 2020-2021 учебному году, в котором недостатков надзорными органами выявлено не было. Согласно п.4.7 указанной инструкции, в существующих зданиях, каковыми являются здания школ и детских садов, необходимые меры по молниезащите выбирают с учетом особенностей здания, таких как конструктивные элементы, существующее силовое и информационное оборудование. Необходимость в защитных мерах и их выбор определяют на основании исходных данных, которые собирают на стадии предпроектных изысканий, примерный перечень которых приведен в таблице 4.3 – 4.6. Согласно п.1.1 Инструкции по устройству молниезащиты зданий и сооружений РД 34.21.122-87, утвержденной Минэнерго СССР 12.10.1987, в соответствии с назначением зданий и сооружений, необходимость выполнения молниезащиты и ее категория, а при использовании стержневых и тросовых молниеотводов – тип зоны защиты определяются в зависимости от среднегодовой продолжительности гроз в месте нахождения здания или сооружения, а также от ожидаемого количества поражений его молнией в год. Данная инструкция предназначена для специалистов, проектирующих здания и сооружения. Решение о необходимости устройства молниезащитных мероприятий принимается проектной организацией на стадии «проект» разработки проектной документации. Характеристика интенсивности грозовой деятельности и грозопоражаемости зданий и сооружений производится по специальной формуле с учетом местоположения, высоты, ширины и длины здания, среднегодового числа ударов молнии в 1 кв.км. земной поверхности в месте нахождения здания или сооружения. Согласно требованиям таблицы №1 РД 34.21.122-87 для объектов, отнесенных по устройству молниезащиты к III категории, к которым относятся здания школ и детских садов, ожидаемое количество поражений молнией является показателем, определяющим необходимость выполнения молниезащиты и ее надежность. Сведений об ожидаемом количестве поражений молнией указанного объекта, а также доказательств необходимости установки в здании дополнительных средств молниезащиты, прокурором не представлено. Согласно ст.48 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», целью создания систем предотвращения пожаров является исключение условий возникновения пожаров, которое, по мнению прокурора, может быть достигнуто исключением условий образования в горючей среде (или внесение в нее) источников зажигания, в данном случае молнии, одним из способов, указанных в ст.50 Федерального закона, а именно: устройство молниезащиты здания. Часть 2 ст.48 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» указывает на то, что исключение условий возникновения пожаров достигается как исключением условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания, так и исключением условий образования горючей среды. Как следует из ст.49 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», исключение условий образования горючей среды должно обеспечиваться одним или несколькими из следующих способов: - 1) применение негорючих веществ и материалов; 2) ограничение массы и (или) объема горючих веществ и материалов. Все деревянные конструкции кровли обработаны огнезащитным составом, делающим их трудногорючими, надежность обработки периодически проверяется, таким образом, требования ст.48 и ст.50 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» учреждением не нарушаются.

В судебном заседании представитель ответчика МБДОУ Детский сад №6 города Крымска муниципального образования Крымский район Краснодарского края – Грекова Н.В. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным представителем Управления образования администрации муниципального образования Крымский район Краснодарского края. В дальнейшем в представленном суду заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В соответствии с ч.5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие указанного представителя ответчика.

Представитель ответчика – Управления образования администрации муниципального образования Крымский район Краснодарского края - Рубекин Г.А., в судебном заседании исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным представителем Управления образования администрации муниципального образования Крымский район Краснодарского края Петюновой Г.М..

Выслушав участников процесса, допросив эксперта, исследовав письменные материалы дела, всесторонне оценив обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что уточненные исковые требования Крымского межрайонного прокурора Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии с п.2 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Согласно п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу требований п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В судебном заседании установлено, что МБДОУ Детский сад №6 города Крымска муниципального образования Крымский район Краснодарского края, осуществляющее свою деятельность в здании, расположенном по адресу Краснодарский край г.Крымск ул.Ленина д.215, является общеобразовательным учреждением, на которое законом в том числе возложена обязанность создавать безопасные условия обучения, нести ответственность за ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к его компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» - законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Согласно ч.2 и ч.3 ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» - к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.48 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» - целью создания систем предотвращения пожаров является исключение условий возникновения пожаров. Исключение условий возникновения пожаров достигается исключением условий образования горючей среды и (или) исключением условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания.

Согласно п.4 ч.1 ст.50 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» - исключение условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания должно достигаться одним или несколькими из следующих способов, в том числе устройством молниезащиты зданий, сооружений и оборудования.

В силу положений ч.1 ст.7 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» - технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, в том числе обеспечивающие пожарную безопасность.

Согласно ст.5.1 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» - особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» - Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2020 №985 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», пунктом 68 которого предусмотрено, что обязательным является применение требований СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения»», разделы 1, 3, 4 (пункты 4.1 - 4.4, кроме абзацев первого, третьего и шестого пункта 4.5, пункты 4.6, 4.9 - 4.10, 4.11 (за исключением абзацев девятого и десятого), 4.12, 4.14, 4.15 (за исключением абзаца первого), 4.16 - 4.22, абзацы первый и второй пункта 4.23, пункта 4.24 (за исключением абзаца четвертого), 4.25 (за исключением абзаца второго), 4.26, 4.29), 5 (пункты 5.1, 5.2, 5.4 - 5.6, 5.9 (за исключением абзаца второго), 5.10 - 5.13, 5.20 - 5.27, 5.32 - 5.36, 5.38 - 5.40 (за исключением абзаца третьего), 5.41 - 5.45, 5.46 (за исключением абзаца первого), 5.48), 6 (пункты 6.1 - 6.5, 6.6 (за исключением абзацев второго, третьего и четвертого), 6.8 - 6.9, 6.11 (за исключением абзацев третьего и четвертого), 6.12 (за исключением абзаца первого), 6.14 (за исключением абзаца первого), 6.15 - 6.19, 6.21, 6.23 - 6.32, 6.33 (за исключением абзаца третьего), 6.34 - 6.37, 6.38 (за исключением абзаца второго), 6.40, 6.41 (за исключением абзаца второго), 6.42 - 6.48, 6.49 (за исключением абзаца второго), 6.53, 6.54 (за исключением абзаца второго), 6.56 - 6.58, 6.64, 6.72, 6.81 - 6.91, 6.93, 6.94), 7 (пункты 7.1, 7.2 (за исключением абзаца второго), 7.3, 7.4 (за исключением абзаца первого), 7.5, 7.8, 7.10, 7.11 (за исключением абзаца второго), 7.12 - 7.17, 7.18 (за исключением абзаца первого), 7.19 - 7.22, 7.24 - 7.27, 7.35, 7.37 (за исключением последнего абзаца), 7.38, 7.39, 7.41 - 7.43, 7.46 - 7.49), 8 (пункты 8.1, 8.2 (за исключением абзацев первого и пятого), 8.3 (за исключением абзаца второго), 8.4 - 8.7, абзац первый пункта 8.9, пункты 8.10, 8.11, 8.14, 8.18, 8.19, 8.21, 8.24, 8.26, 8.28, 8.29, 8.30 (за исключением абзаца четвертого), 8.32, 8.34), 9, приложение Г.

Согласно Разделу 1 Свода правил СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения»» - Перечень основных функционально-типологических групп зданий и сооружений и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий свод правил, приведен в приложении «В», в котором указаны дошкольные образовательные организации и общеобразовательные организации (п.1.1.1 и п.1.1.2), а также содержится примечание о том, что приложение распространяется как на приведенные типы учреждений и помещений, так и на вновь создаваемые в рамках данных функционально-типологических групп помещений.

При этом в п.4.21 Свода правил СП 118.13330.2012 указано, что молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания.

Устройства молниезащиты приведены в СО 153-34.21.122-2003 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30.06.2003 №280.

Таким образом, в силу приведенных нормативных правовых актов, вопросы обеспечения зданий и сооружений устройствами молниезащиты регулируются вышеуказанной инструкцией, из абз.1 и абз.2 раздела 1 которой следует, что инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций распространяется на все виды зданий, сооружений и промышленные коммуникации независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности. Инструкция предназначена для использования при разработке проектов, строительстве, эксплуатации, а также при реконструкции зданий, сооружений и промышленных коммуникаций.

Как следует из таблицы 2.1 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30.06.2003 №280, к числу обычных объектов, подлежащих обустройству системой молниезащиты, отнесены в том числе школы, детские сады, спортивные сооружения.

Соответственно, Свод правил СП 118.13330.2012 и Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденная Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30.06.2003 №280, являются нормативными актами, обязательными для применения всеми субъектами, обязанными обеспечивать безопасность зданий и сооружений, в том числе учреждением.

В силу вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что здания общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений в обязательном порядке должны быть оснащены устройствами молниезащиты.

В то же время, судом установлено, что в ходе проведения Крымской межрайонной прокуратурой Краснодарского края проверки было установлено, что здание МБДОУ Детский сад №6 города Крымска муниципального образования Крымский район Краснодарского края, расположенное по адресу Краснодарский край г.Крымск ул.Ленина д.215, не оснащено системой молниезащиты, что не оспаривалось в судебном заседании и представителями ответчиков.

По результатам проведенной проверки Крымским межрайонным прокурором в адрес директора МБДОУ Детский сад №6 города Крымска муниципального образования Крымский район Краснодарского края вынесено Представление об устранении нарушений законодательства об образовании и пожарной безопасности, требования которого до настоящего времени не исполнены.

Для разрешения вопросов, требующих специальных познаний, в ходе рассмотрения дела судом была назначена и проведена судебная строительно-техническая экспертиза.

Как следует из Заключения по результатам строительно-технического исследования от 30.04.2021, выполненного экспертами ООО «Центр судебных экспертиз по Южному округу» на основании определения суда от 16.02.2021, здание МБДОУ Детский сад №6 города Крымска муниципального образования Крымский район Краснодарского края, расположенное по адресу Краснодарский край г.Крымск ул.Ленина д.215, не соответствует действующим техническим нормам и правилам в области обеспечения молниезащиты и пожарной безопасности, по основаниям, указанным в исследовательской части заключения, а именно указанное здание не соответствует требованиям ст.48, п.4 ч.1 с.50 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ, п.4.21 СП 118.13330.2012 и Инструкции, утвержденной Приказом Минэнерго Российской Федерации №280 от 30.06.2003, ввиду отсутствия в здании (объекте исследования) комплекса средств молниезащиты, так как названные нормативные акты предусматривают их обустройство на всех видах зданий и сооружений в независимости от их ведомственной принадлежности и формы собственности.

Здание МБДОУ Детский сад №6 города Крымска муниципального образования Крымский район Краснодарского края, расположенное по адресу Краснодарский край г.Крымск ул.Ленина д.215, не оснащено какими-либо средствами молниеотведения.

При этом исследование показало, что использовать металлическую кровлю в существующем состоянии как естественный молниеприемник недопустимо, поскольку установить электрическую непрерывность между разными частями металлической кровли на долгий срок не представляется возможным, так как все элементы кровельных соединений скрыты и их контактное состояние по электропроводимости установить невозможно; все элементы кровельных соединений являются скрытыми и не доступными для осмотра. Кроме этого типовые крепления кровельных элементов водосточных систем не предусматривают прямых крепежных соединений с кровельным металлическим покрытием, отвечающим требованиям, предписанным для молниеприемников.

Использовать водосточные трубы для естественных токоотводов не представляется возможным, поскольку невозможно установить их электрическую непрерывность и долговечность, а также надежность соединений между разными элементами, в связи с их скрытостью, а также то, что типовые крепления водосточных систем не предусматривают прямых соединений крепежных элементов водостоков с кровельным металлическим покрытием.

Поскольку в зданиях отсутствуют конструкции стен и фундамента из железобетона и металлические соединительные элементы, использовать естественные заземляющие электроды невозможно.

Соответственно, конструктивные элементы здания не могут рассматриваться как естественные молниеприемники, поскольку элементы кровли, конструкции крыш, а также металлические элементы на крышах и водосточные трубы, не содержат совокупности элементов (признаков), позволяющих признать их естественными молниеприемниками, в соответствии с п.3.2.1 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной Приказом Минэнерго №280 от 30.06.2003.

Экспертами не выявлено устройств от прямых попаданий молнии (внешняя молниезащитная система) и устройств защиты от вторичных воздействий молнии (внутренняя молниезащитная система), в связи с чем они пришли к выводу об отсутствии комплекса средств молниезащиты здания (объекта исследования), обеспечивающего его защиту от вредоносных факторов удара молнии.

Невыполнение требований нормативных актов по обустройству молниезащиты в здании образовательного учреждения, не обеспечивает нормативно-регламентированное состояние защищенности (пожарную безопасность) здания от возникновения пожара от удара молнии.

Отсутствие средств молниезащиты с учетом технических характеристик здания и принятых мер пожарной безопасности создает угрозу (опасность) жизни и здоровью учащихся и иных лиц, пребывающих в данном здании, при соответствующих погодных условиях.

Удар молнии в здание, не обеспеченное устройствами молниезащиты, может способствовать нарушению механической прочности и устойчивости крыши здания, ее обрушению, и, как следствие, повлечь прямую угрозу жизни и здоровью граждан, находящихся как в здании, так и вблизи него, а также способствовать гибели людей от термического и химического воздействия пожара на людей, при загромождении эвакуационных выходов разрушенными от удара молнии конструктивными элементами.

Эксплуатация здания МБДОУ Детский сад №6 города Крымска муниципального образования Крымский район Краснодарского края без устройств молниезащиты, влечет за собой угрозу жизни и здоровья граждан, находящихся как в здании, так и вблизи него. Строение не обеспечивает комплекс мер пожарной безопасности здания, и, как следствие, не обеспечивает защиту жизни и здоровья граждан, то есть его эксплуатация является небезопасной при определенных погодных условиях, которые сопровождаются образованием молний.

Устройство молниезащиты зданий, является одним из элементов обеспечения пожарной безопасности, обеспечивающего заблаговременное предупреждение пожара от удара молнии, посредством перехватывания и распределения, и рассеивания в землю тока от прямых попаданий молний.

На объекте исследования МБДОУ Детский сад №6 города Крымска муниципального образования Крымский район Краснодарского края, расположенном по адресу Краснодарский край г.Крымск ул.Ленина д.215, с учетом его расположения и технических характеристик, а также подлежащих учету факторов, в том числе и принятых мер пожарной безопасности и защитных мер от ударов молнии, а также с учетом наличия либо отсутствия систем молниеотведения на близлежащих объектах необходима установка системы III категории молниезащиты пассивного вида, защищающей от прямых ударов молний, от электростатической и от электромагнитной индукции, от заноса электрического потенциала, вызванного грозовым разрядом. Для определения конкретных характеристик системы молниезащиты (тип и материал элементов системы, количество, места установки и т.д.), необходимо привлечь специализированную организацию, которая выполнит разработку проектных решений с дальнейшей выдачей проектной документации.

Суд принимает вышеуказанное Заключение за допустимое и достоверное доказательство по делу, поскольку оно соответствует требованиям закона; экспертиза проведена компетентными экспертами, имеющими высшее образование и длительный стаж экспертной работы; которые были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение не имеет каких-либо противоречий, вопреки доводам представителя ответчика содержит обоснование и достаточно мотивированные выводы экспертов на поставленные судом вопросы. Не доверять данному заключению у суда оснований не имеется, так как оно полностью согласуется с другими доказательствами по делу. Кроме того, экспертиза выполнена на основе проведенного непосредственно экспертами осмотра исследуемого объекта с участием заведующей МБДОУ Детский сад №6 города Крымска муниципального образования Крымский район Краснодарского края, с производством необходимых измерений соответствующими приборами и оборудованием, перечень которых приведен в заключении, результаты исследования зафиксированы представленными в заключении фотоматериалами. Какой-либо заинтересованности экспертов в исходе данного дела, судом не установлено, их заключение сомнений не вызывает. Кроме того, обоснованность выводов, изложенных в данном заключении, была в полном объеме подтверждена в ходе допроса эксперта ФИО7 в судебном заседании. Каких-либо обоснованных доводов и доказательств, позволяющих поставить под сомнение содержащиеся в заключении экспертов выводы, представителями ответчиков и третьего лица не представлено.

Таким образом, вышеуказанное заключение экспертов в полном объеме опровергает доводы представителей ответчиков о соблюдении учреждением необходимых требований пожарной безопасности и отсутствии необходимости в установке системы молниезащиты.

То обстоятельство, что отдельно стоящие здания детского сада, были возведены соответственно Литер «Б» в 1925г., Литер «В» 1945г., а Литер «Д» и Литер «А» в 1965 году, не является основанием для отказа в иске, поскольку ввиду прямого указания действующего законодательства, содержащего императивные предписания в отношении образовательных учреждений, ответчики обязаны выполнять требования нормативных документов, направленных на повышение уровня противопожарной безопасности.

Доводы представителя ответчика об отсутствии денежных средств на установку систем молниеотведения в общеобразовательных учреждениях, а также мнение ответчика о неэффективности использования денежных средств на установку систем молниеотведения, суд считает несостоятельными, поскольку отсутствие необходимых денежных средств не освобождает учреждение от выполнения обязанности по проведению мероприятий по обеспечению противопожарной безопасности, которые являются обязательными.

Допуск контрольно-надзорными органами здания общеобразовательного учреждения к осуществлению образовательного процесса в 2020-2021 учебном году, в соответствии с действующими нормативными документами в области пожарной безопасности, не исключает необходимость наличия устройств молниезащиты и не освобождает ответчиков от обязанности оборудовать здание системой молниезащиты, поскольку данная обязанность прямо предусмотрена положениями Свода правил СП 118.13330.2012 и Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30.06.2003 №280.

Доводы о том, что вышеуказанные нормативные документы носят рекомендательный характер и распространяются лишь на вновь строящиеся и реконструируемые здания, а действующее законодательство не предусматривает обязанности оборудовать ранее введенное в эксплуатацию здание учреждения системой молниезащиты, основаны на неверном толковании норм материального права.

В соответствии с ч.1 ст.42 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» - требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения к следующим зданиям и сооружениям: 1) к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований; 2) к зданиям и сооружениям, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых осуществляются в соответствии с проектной документацией, утвержденной или направленной на государственную экспертизу до вступления в силу таких требований; 3) к зданиям и сооружениям, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе и заявление о выдаче разрешения на строительство которых подано до вступления в силу таких требований.

В то же время, в соответствии с ч.2 ст.42 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» - в целях настоящего Федерального закона строительные нормы и правила, утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются сводами правил.

Таким образом, в целях унификации действующего законодательства, положения ч.2 ст.42 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» - устанавливают необходимость применения понятия «свод правил», принятых до дня его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.

Как указано выше, п.68 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2020 №985, Свод правил СП 118.13330.2012 отнесен к сводам правил, подлежащих применению на обязательной основе.

Соответственно, несоблюдение требований, установленных указанным Сводом правил в части безопасности зданий и сооружений, возведенных до введения в действие Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», будет угрожать жизни и здоровью как воспитанников и их родителей, так и работников образовательного учреждения.

Таким образом, выявленные нарушения в данном случае касаются безопасности людей, в том числе несовершеннолетних воспитанников образовательного учреждения, в связи с чем вопрос о возможности эксплуатации объекта с нарушениями требований пожарной безопасности может привести к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей при возможном ударе молнии и возникновении пожара.

Приведение ранее введенных в эксплуатацию зданий в соответствие с актуальными требованиями пожарной безопасности обусловлено уровнем современных рисков возникновения и распространения пожара. В связи с этим период постройки и введения в эксплуатацию здания общеобразовательного учреждения не освобождают учреждение от соблюдения действующих, в том числе введенных после сдачи здания в эксплуатацию норм и правил.

Учитывая вышеизложенное, суд считает обоснованными требования Крымского межрайонного прокурора Краснодарского края об устранении нарушений законодательства об образовании и пожарной безопасности путем установки системы молниеотведения (молниезащиты) на кровле учреждения.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями, в том числе на создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Как следует из ст.53 Федерального закона 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно п.2 и п.3 ч.1 ст.10 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - система образования включает в себя в том числе организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы.

В силу требований п.1 ст.209 и ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации - собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно п.1 ст.215 Гражданского кодекса Российской Федерации – имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

В соответствии с п.2 ст.125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Как следует из п.1.6 и п.1.7 Устава МБДОУ Детский сад №6 города Крымска муниципального образования Крымский район Краснодарского края, утвержденного постановлением администрации муниципального образования Крымский район от 05.05.2015 №611 – учредителем данного учреждения является муниципальное образование Крымский район Краснодарского края. Функции и полномочия учредителя учреждения от имени муниципального образования Крымский район осуществляют администрация муниципального образования Крымский район, в лице управления образования администрации муниципального образования Крымский район, в части определения структуры, целей и задач учреждения и Управление имущественных отношений администрации муниципального образования Крымский район в части наделения имуществом.

В соответствии с п.4.4 Устава МБДОУ Детский сад №6 города Крымска муниципального образования Крымский район Краснодарского края - к компетенции Управления образования по управлению учреждением в том числе относится: финансовое обеспечение выполнения муниципального задания учреждению; формирование и утверждение муниципального задания Учреждению в соответствии с предусмотренными настоящим уставом основными видами деятельности; установление порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения в соответствии с требованиями, определенными Министерством финансов Российской Федерации; выделение средств на приобретение имущества; утверждение плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения; осуществление контроля за деятельностью учреждения в соответствии с Положением об управлении образования, а также осуществление контроля за сохранностью и эффективным использованием имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления.

Согласно п.5.2 и п.5.3 Устава МБДОУ Детский сад №6 города Крымска муниципального образования Крымский район Краснодарского края – имущество учреждения в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества учреждения является муниципальное образование Крымский район.

Как следует из п.5.5 и п.5.6 Устава МБДОУ Детский сад №6 города Крымска муниципального образования Крымский район Краснодарского края: - финансовое обеспечение выполнения муниципального задания учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета муниципального образования Крымский район. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов н содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением учредителем или приобретенных учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения, по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Решением Совета муниципального образования Крымский район Краснодарского края от 23.06.2020 №558 утверждено Положение об управлении образования администрации муниципального образования Крымский район, согласно которого Управление в соответствии с возложенными на него задачами: - осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств муниципального образования Крымский район в отношении муниципальных образовательных организаций и подведомственных муниципальных учреждений, а также контроль за целевым использованием бюджетных средств, финансово-хозяйственной деятельностью муниципальных образовательных организаций и подведомственных муниципальных учреждений (п.3.17); - осуществляет финансовое, материально-техническое (за исключением полномочий органов государственной власти Краснодарского края) обеспечение деятельности муниципальных образовательных организаций и подведомственных муниципальных учреждений (п.3.32); - координирует деятельность по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций и подведомственных муниципальных учреждений, по обустройству прилегающих к ним территорий, организует мероприятия по подготовке муниципальных образовательных организаций к новому учебному году (п.3.33); - осуществляет контроль за использованием муниципальными образовательными организациями и подведомственными муниципальными учреждениями имущества, переданного им на праве оперативного управления в соответствии с требованиями законодательства (п.3.34).

В соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации – главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В силу требований п.4 и п.6 ч.1 ст.158 Бюджетного кодекса Российской Федерации – главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств.

Следовательно, Управление образования администрации муниципального образования Крымский район, как главный распорядитель бюджетных средств, имеет право как распределять выделенные на текущий финансовый период бюджетные ассигнования, так и осуществлять планирование соответствующих расходов бюджета, составлять обоснования бюджетных ассигнований, вносить предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, в связи с чем является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям в части обязанности произвести финансирование оборудования образовательного учреждения системой молниезащиты.

В свою очередь обязанность по производству расчета необходимых денежных средств и оборудованию учреждения системой молниезащиты в соответствии с действующим законодательством лежит на МБДОУ Детский сад №6 города Крымска муниципального образования Крымский район Краснодарского края, как на образовательной организации и получателе бюджетных средств.

Согласно ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истцом заявленные требования в полном объеме подтверждены представленными суду и исследованными в судебном заседании доказательствами, при этом представителями ответчиков и третьего лица не приведено каких-либо заслуживающих внимания суда доводов и не представлено документов, которые могли бы повлиять на принятие судом решения по делу.

Учитывая вышеизложенное, оценив исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, признав их достоверными и допустимыми, суд считает заявленные требования об обязании произвести расчет необходимого объема денежных средств для устранения нарушений законодательства об образовании и пожарной безопасности, выделить денежные средства и обеспечить устранение нарушений путем установки системы молниеотведения (молниезащиты) на кровле учреждения, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации - при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Определяя сроки исполнения решения, суд учитывает обстоятельства по делу, исполнимость заявленных требований, необходимость подготовки проектной документации, изыскания ответчиками дополнительных денежных средств на установку системы молниезащиты при утвержденном бюджете на 2020 год, определения подрядчиков и производства соответствующих работ, и приходит к выводу о разумности и достаточности указанных истцом сроков на исполнение судебного акта и устранения допущенных нарушений, которые в общей сложности составляют семь месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Крымского межрайонного прокурора Краснодарского края, в интересах неопределенного круга лиц, к МБДОУ Детский сад №6 города Крымска муниципального образования Крымский район Краснодарского края и Управлению образования администрации муниципального образования Крымский район Краснодарского края, об обязании произвести расчет необходимого объема денежных средств для устранения нарушений законодательства об образовании и пожарной безопасности, выделить денежные средства и обеспечить устранение нарушений путем установки системы молниеотведения (молниезащиты) на кровле учреждения - удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №6 города Крымска муниципального образования Крымский район Краснодарского края в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу произвести расчет объема денежных средств, необходимых для устранения нарушения законодательства об образовании и пожарной безопасности путем установки системы молниеотведения (молниезащиты) на кровле учреждения и передать указанный расчет в Управление образования администрации муниципального образования Крымский район Краснодарского края.

Обязать Управление образования администрации муниципального образования Крымский район Краснодарского края в течение трех месяцев со дня предоставления расчета выделить Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Детский сад №6 города Крымска муниципального образования Крымский район Краснодарского края денежные средства, необходимые для устранения нарушений законодательства об образовании и пожарной безопасности путем установки системы молниеотведения (молниезащиты) на кровле учреждения.

Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №6 города Крымска муниципального образования Крымский район Краснодарского края в течение трех месяцев с момента выделения денежных средств обеспечить устранение нарушений законодательства об образовании и пожарной безопасности путем установки системы молниеотведения (молниезащиты) на кровле учреждения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Крымский районный суд в течение месяца со дня принятия судебного решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 02.07.2021г.

Судья Крымского районного суда

Краснодарского края С.А. Серомицкий