_Гражданское дело № 2-134/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Ярцево 17 января 2014 года
Решение в полном объеме изготовлено 21 января 2014 года.
Ярцевский городской суд Смоленской области в составе:
Председательствующего (судьи) Помельникова О.В.,
при секретаре Гудилиной С.А.,
с участием прокурора Бодунова А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мешкорудникова Л. В. к Ликвидационной комиссии муниципального образования «Ярцевское городское поселение» Ярцевского района Смоленской области, Администрации муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области, Муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» о восстановлении на работе, оплате времени вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Мешкорудников Л.В. обратился в суд с требованиями к Ликвидационной комиссии муниципального образования «Ярцевское городское поселение» Ярцевского района Смоленской области, Администрации муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области, Муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» и просил восстановить его на работе в должности директора МУП «Водоканал»», оплатить время вынужденного прогула, а также взыскать в его пользу <данные изъяты> руб. в счет компенсации морального вреда.
В обоснование иска Мешкорудников Л.В. указал, что приказом №3 от 22.11.2013г. на основании п.2 ст.278, ст.279, ч.2 ст.16 ТК РФ он уволен с занимаемой должности директора МУП «Водоканал». Увольнение считает незаконным и необоснованным, поскольку его восстановление на работе по решению суда от 28.10.2013г. фактически таковым не являлось. К исполнению обязанностей директора предприятия его не допустили, не выдали печать и книгу приказов в связи, с чем он не мог выполнять организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции и исполнять свои прямые обязанности в полной мере. Практически сразу же началась процедура его увольнения, без соответствующего уведомления.
В судебном заседании истец Мешкорудников Л.В. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области Комиссарова И.Л. иск не признала, суду пояснила, что Ликвидационную комиссию наделял полномочиями Совет депутатов «Ярцевского городского поселения» Ярцевского района Смоленской области. Полагает, что при увольнении Мешкорудникова Л.В., закон не был нарушен.
Представитель МУП «Водоканал» Батчаев Е.Н. иск не признал, указав, что Мешкорудников Л.В. уволен на законных основаниях. Компенсация уволенному, как руководителю организации в случае прекращения трудового договора, выплачена.
Представитель ответчика Ликвидационной комиссии МО «Ярцевское городское поселение» Ярцевского района Смоленской области в судебное заседание не явился, извещался надлежаще. Деятельность ликвидационной комиссии прекращена.
Суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
Суд, выслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, доводы истца и представителей ответчиков, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого из представленных доказательств, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что на основании решения Ярцевского городского суда Смоленской области от 28.10.2013г. приказом Ликвидационной комиссии № 01 от 21.11.2013г. отменено распоряжение Администрации МО «Ярцевское городское поселение» Ярцевского района Смоленской области №263-р от 10.09.2013г. «Об увольнении Мешкорудникова Л.В.», который допущен к исполнению трудовых обязанностей по должности директора МУП «Водоканал» с 21.11.2013г. (л.д.6)
Приказом Ликвидационной комиссии №03 от 22.11.2013г. Мешкорудников Л.В. уволен на основании п.2 ст.278 Трудового Кодекса РФ. (л.д.5) С приказом Мешкорудников Л.В. ознакомлен в этот же день (л.д.5).
В соответствии с п. 2 ст. 278 Трудового Кодекса РФ помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, трудовой договор с руководителем организации прекращается, в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора.
Согласно ст. 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 года №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия, в том числе, принимает решение о создании унитарного предприятия; утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав унитарного предприятия в новой редакции; назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами.
Таким образом, из вышеуказанных требований федеральных законов вытекает дополнительное основание для расторжения трудового договора, заключенного с руководителем муниципального унитарного предприятия.
Решение о расторжении договора с руководителем муниципального унитарного предприятия должно быть принято собственником имущества организации.
Как видно из материалов дела, до внесения изменений в Устав МУП «Водоканал» учредителем МУП «Водоканал» является Администрация МО Ярцевское городское поселение (раздел 1 п.3 Устава), имущество предприятия находится в муниципальной собственности МО Ярцевское городское поселение (раздел 3 п.3.1. Устава) (л.д.22-29,31).
Согласно ст. 36 Устава МО «Ярцевское городское поселение» Ярцевского района Смоленской области (л.д. 85) исполнение полномочий города Ярцево возлагается на Администрацию муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области.
Решением Совета депутатов Ярцевского городского поселения Ярцевского района Смоленской области № 46 от 25 июня 2013 года исполнение полномочий Администрации муниципального образования «Ярцевское городское поселение» Ярцевского района Смоленской области передано с 30 сентября 2013 года Администрации муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области (л.д. 16).
В соответствии с ч. 3 ст. 29 Устава МО «Ярцевский район» Администрация муниципального образования в пределах компетенции исполнительно-распорядительного органа Ярцевского городского поселения Ярцевского района Смоленской области осуществляет полномочия Администрации Ярцевского городского поселения Ярцевского района Смоленской области, закрепленные в Уставе Ярцевского городского поселения Ярцевского района Смоленской области.
В соответствии со ст.31.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" упразднение поселений осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации или федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения об упразднении поселения оформляется решением об упразднении поселения, принятым на сходе граждан, проживающих в указанном поселении. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об упразднении поселения оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.
Ярцевский городской Совет депутатов является представительным органом местного самоуправления города Ярцево, наделенным в соответствии с Конституцией, федеральными, областными законами и Уставом, собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. ст. 1,27 Устава МО Ярцевское городское поселение Ярцевского района Смоленской области).
В соответствии со ст.6.1. Устава поселения упразднение поселений осуществляется областным законом от 28.12.2004г. №120-з «Об административно-территориальном устройстве Смоленской области» по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации или федеральных органов государственной власти в соответствии с Федеральным законом. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об упразднении поселения оформляется решением Ярцевского городского Совета депутатов, органов государственной власти.
Решением Совета Депутатов Ярцевского городского поселения от 25.06.2013г. №45 Администрация МО Ярцевское городское поселение Ярцевского района Смоленской области ликвидирована (л.д.111-113)
Указанным решением создана ликвидационная комиссия, определены ее задачи и полномочия, согласно которым ликвидационная комиссия должна опубликовать сообщение о ликвидации Администрации поселения; письменно уведомить кредиторов о ликвидации Администрации поселения; по окончании срока предъявления требований кредиторами, составить промежуточный ликвидационный баланс по Администрации поселения по формам, предусмотренным для годовой бухгалтерской отчетности, подтвердив содержащиеся в нем данные актом инвентаризации актов и обязательств Администрации поселения и реестром требований кредиторов, и представить указанный баланс на утверждение в Совет депутатов Ярцевского городского поселения Ярцевского района Смоленской области; произвести расчеты с дебиторами и кредиторами и передачу имущества Администрации поселения в соответствии с федеральным и областным законодательством; по завершении всех расчетов по активам и обязательствам, но не позднее 30.09.2013 года составить ликвидационный баланс по Администрации поселения на дату ликвидации по формам, предусмотренным для годовой бухгалтерской отчетности, и представить его на утверждение в Совет депутатов Ярцевского городского поселения Ярцевского района Смоленской области с приложением актов приемки передачи имущества Администрации поселения. К полномочиям председателя ликвидационной комиссии отнесены следующие задачи: предупредить в соответствии с трудовым законодательством работников Администрации поселения персонально под расписку о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией Администрации поселения; отказать работникам Администрации поселения содействие в трудоустройстве, а при не возможности трудоустройства обеспечить предоставление им гарантий и компенсаций, предусмотренных статьями 178, 180 Трудового Кодекса Российской Федерации; завершить работу ликвидационной комиссии в срок до 30.09.2013г., обеспечив выполнение ликвидационных мероприятий в соответствии с законодательством РФ.
Последующими Решениями Совета депутатов Ярцевского городского поселения от 30.09.2013г. №65 и от 31.10.2013г. №78 о внесении изменений в решение Совета от 25.06.2013г. №45 полномочия ликвидационной комиссии и ее председателя не изменялись. В новой редакции излагались пункты решения, касающиеся сроков проведения ликвидационных процедур (решение №65 с 25.06.2013г. по 31.10.2013г., решение №78 с 25.06.2013г. по 30.11.2013г.), а также излагалось в новой редакции приложение к решению «состав ликвидационной комиссии».
10.12.2013г. деятельность ликвидационной комиссии прекращена (л.д.12).
Исполнение полномочий исполнительно-распорядительного органа города Ярцево – администрации МО Ярцевское городское поселение возложено на администрацию МО «Ярцевский район» Смоленской области (решение Ярцевского районного Совета депутатов от 28.08.2013г. №98).
Таким образом, исходя из объема возложенных полномочий, представительный орган местного самоуправления не наделял ликвидационную комиссию и ее председателя правомочиями по увольнению руководителя муниципального унитарного предприятия.
К тому же, в силу положений ст. 61-63 ГК РФ ликвидационная комиссия создается с целью решения вопросов, связанных с ликвидацией юридического лица.
Вместе с тем ликвидационная комиссия Администрации муниципального образования «Я. городское поселение» за рамками своих полномочий приняла решение об увольнении Мешкорудникова Л.В., издав об этом приказ от 22.11.2013 года.
В связи с изложенным, учитывая, что решение об увольнении истца принято органом, не уполномоченным на то собственником имущества муниципального образования, суд признает увольнение Мешкорудникова Л.В. незаконным, а его требования в указанной части подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя ответчика МУП «Водоканал» о том, что поскольку апелляционным определением Смоленской областного суда от 12 ноября 2013 года увольнение Мешкорудникова Л.В. с должности руководителя МУП «Водоканал» было признано законным, его требования не подлежат удовлетворению, являются необоснованными.
Мешкорудников Л.В. был восстановлен на работе на основании вступившего в законную силу решения Ярцевского городского суда Смоленской области от 28 октября 2013 года.
Ссылка представителя ответчика Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области на положение ст. 61-63 ГК РФ, в той части, что руководитель ликвидационной комиссии мог принимать решение о расторжении трудового договора с руководителем муниципального унитарного предприятия, по мнению суда, является ошибочной.
Объем полномочий руководителя ликвидационной комиссии во-первых был определен представительным органом местного самоуправления при принятии решения о ликвидации Администрации муниципального образования «Ярцевское городское поселение», а во-вторых ликвидационная комиссия была создана для проведения процедур, связанных с ликвидацией Администрации муниципального образования «Ярцевское городское поселение», а не принятия решений в отношении руководителя МУП «Водоканал».
В соответствии с ч.ч.1,2 ст.394 ТК РФ в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.
Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.
Поскольку истец уволен с нарушением требований закона, то требования Мешкорудникова Л.В. о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула подлежат удовлетворению.
Согласно положениям ст. 139 Трудового кодекса РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.
Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
Согласно представленным МУП «Водоканал» сведениям, заработная плата Мешкорудникова Л.В. за 12 месяцев работы составила 216 751,40 руб.
С момента увольнения с 22.11.2013г. и до настоящего времени истец не трудоустроен. В связи с этим период вынужденного прогула, который подлежит оплате, следует рассчитывать с 23.11.2013г. по 17.01.2014г.
Размер среднего заработка за время вынужденного прогула за период с 23.11.2013г. по 17.01.2014г. (1 месяц 25 дней), составит 65 025,39 руб., который и подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Согласно ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В ходе рассмотрения дела был установлен факт нарушения трудовых прав истца, вместе с тем указанные нарушения совершены не со стороны работодателя, а некомпетентным органом – ликвидационной комиссией, деятельность которой в настоящее время прекращена. Учитывая изложенное, суд отказывает в удовлетворении требований истца о взыскании с администрации МО «Ярцевский район» и МУП «Водоканал» компенсации морального вреда, поскольку их действиями права истца не нарушены.
Решение о восстановлении Мешкорудникова Л.В. на работе подлежит немедленному исполнению на основании ст. 211 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Восстановить Мешкорудникова Л. В. на работе в должности директора Муниципального унитарного предприятия «Водоканал» с 23 ноября 2013 года, признав незаконным его увольнение от 22 ноября 2013 года по п.2 ст.278 Трудового Кодекса Российской Федерации с указанной должности.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Водоканал» в пользу Мешкорудникова Л. В. компенсацию за время вынужденного прогула в размере 65 025 рублей 39 копеек.
В остальной части иска отказать.
Решение в части восстановления Мешкорудникова Л. В. на работе подлежит немедленному исполнению.
Сторона, не согласная с принятым судебным актом, вправе его обжаловать в апелляционном порядке в Смоленский областной суд, в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме (21 января 2014 года). Апелляционная жалоба (представление) подается через Ярцевский городской суд Смоленской области.
Судья О.В. Помельников