ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1122/2021 от 16.07.2021 Сызранского городского суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 июля 2021года

Судья Сызранского городского суда Самарской области Сорокина О.А.

при секретаре Пудиковой В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1122/2021 по иску прокурора г. Сызрани в интересах неопределенного круга лиц к Территориальному Управлению Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Самарской области, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом Российской Федерации, ГУ МЧС России по Самарской области об устранении выявленных нарушений,

у с т а н о в и л:

Прокурор г. Сызрани обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ о возложении обязанности на Территориальное Управление Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Самарской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации по устранению выявленных нарушений требований законодательства о гражданской обороне в отношении защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: * * * возложении обязанности на ГУ МЧС России по Самарской области по обеспечению контроля за поддержанием в состоянии постоянной готовности к использованию защитного сооружения гражданской обороны №640-63, расположенный по адресу: * * * ссылаясь на то, что во исполнение приказа прокурора Самарской области от 03.04.2020 №53 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оборонно- промышленного комплекса» прокуратурой города проведена проверка исполнения ТУ Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Самарской области требований законодательства о гражданской обороне, в части обеспечения сохранности и использования объекта гражданской обороны, расположенного по адресу: * * *

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Закон № 28-ФЗ), гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера.

Согласно ст. 2 Закона № 28-ФЗ одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона № 28-ФЗ предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания

населения в военное время.

Согласно п. п. 2, 8 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Государственный, стандарт Р22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий», утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22.12.1994 N 327, определяет защитное сооружение, как инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий или катастроф на потенциально опасных объектах либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения (подпункт 2.3.10). Убежищем является защитное сооружение, в котором в течение определенного времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от современных средств поражения, поражающих факторов и воздействий опасных химических и радиоактивных веществ (подпункт 2.3.11).

В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 №583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее – Правила №583).

Правилами № 583 установлены требования к эксплуатации защитных сооружений, подлежащие выполнению при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

При этом обеспечивается сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации (пункты 3.2.3, 3.2.5,3.2.6,3.2.7).

В соответствии с п. 3.6 Правил № 583 в ЗС ГО должна быть документация.

Во исполнение положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента РФ от 11.07.2004 № 868, приказом МЧС РФ № 575 от 21.07.2005 утвержден порядок содержания и использования ЗС ГО в мирное время, который определяет требования по содержанию и использованию ЗС ГО в мирное время.

Согласно п. 15 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»

управление и распоряжение федеральным имуществом осуществляет Правительство Российской Федерации, которое может делегировать свои полномочия ведомствам.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Осуществление территориальным органом Росимущества полномочий собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, установлено п. 4.1 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 №374.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447 утверждено Положение об учете федерального имущества (далее - Положение).

В соответствии с п. 5.8 Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в том числе, осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.

Согласно пункту 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Установлено, что в реестре федерального имущества значится защитное сооружение гражданской обороны № 640-63 * * * от 18.09.2008. В собственность Самарской области сооружение не передавалось, не передавалось также и в оперативное управление либо хозяйственное ведение какой-либо организации, в реестре муниципального имущества и имущества Самарской области не значится.

Инвентаризацией защитных сооружений, расположенных на территории г.о. Сызрань, проведенной в 2018 году, установлено, что 122 ЗС ГО не готовы к приему укрываемых, акты инвентаризации, оценки содержания и использования убежищ направлялись в адрес Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (ТУ Росимущества в Самарской области), а также в адрес ГУ МЧС России по Самарской области.

Проверка показала, что представители ТУ Росимущества по Самарской области совместно с Управлением по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий Администрации г.о. Сызрань принимали личное участие в проведении инвентаризации объектов ЗС ГО и обладали информацией о состоянии каждого из них.

Прокуратурой города при участии специалистов отдела надзорной деятельности по г.о. Сызрань, Октябрьск и м.р. Сызранский, Шигонский ГУ МЧС России по Самарской области, Управления по общественной безопасности, делам ГО ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий Администрации г.о. Сызрань проведена проверка исполнения ТУ Росимущества в Самарской области требований федерального законодательства о содержании ЗС ГО и обеспечении их готовности к приему укрываемых.

Установлено, что в настоящее время 100 ЗС ГО не готовы к приему укрываемых, в том числе защитное сооружение гражданской обороны № 640-63 (г. Сызрань, ул. Верхне-Пионерская, д. 22).

По данному факту в адрес руководителя ТУ Росимущества в Самарской области 26.10.2020 внесено представление об устранении нарушений законодательства о гражданской обороне.

По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования ТУ Росимущества в Самарской области не приняты меры к устранению выявленных нарушений.

Ненадлежащее техническое содержание ТУ Росимущества в Самарской области защитного сооружения нарушает права неопределенного круга лиц на обеспечение возможности укрытия в военное время или в условиях чрезвычайных ситуаций, а также права жильцов многоквартирного дома на соблюдение санитарно-эпидемиологических требований и норм.

С учетом изложенного, истец просит суд обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области устранить выявленные нарушения путем приведения защитного сооружения гражданской обороны № 640-63 (г. Сызрань, ул. Верхне-Пионерская, д. 22) - реестровый номер В13630000876 от 18.09.2008, в соответствие с требованиями действующего законодательства, а именно:

- оснастить защитное сооружение обозначением в соответствии с п. 6.2.1 Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»;

- оснастить защитное сооружение планами внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, эксплуатационной схемой систем вентиляции защитного сооружения, эксплуатационной схемой водоснабжения и канализации защитного сооружения, эксплуатационной схемой электроснабжения защитного сооружения, а также списком телефонов, на защитных и защитно-герметических воротах, дверях и ставнях защитных сооружений гражданской обороны указать порядковые номера, промаркировать внутреннее оборудование защитного сооружения, элементы инженерных систем внутри защитного сооружения окрасить в соответствующие цвета согласно п.п. 3.2.10, 3.2.11, п.п. 6,8,9, 10, 21 п. 3.6, п. 6.2.2 Приказа МЧС РФ от 15.12. 2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»;

- восстановить защитные свойства сооружения в целом и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей, герметизации сооружения, инженерно- технического оборудования (систему вентиляции, электроснабжения, систему водоснабжения, воздухоснабжение, канализацию), противовзрывных устройств с возможностью перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации в соответствии с разделом IV Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»;

- подготовить защитное сооружение № 635-63 к приему укрываемых, в том числе восстановить герметичность сооружения, устранить последствия пролива и залива сооружения, устранить нарушения санитарных требований в части уборки накопленного мусора в силу раздела IV Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»;

- обеспечить защитное сооружение № 635-63 громкоговорителями и телефонной связью в соответствии с п.п. 8.9, 8.24. СНиП II-11-77* «Защитные сооружения гражданской обороны»;

Обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом обеспечить финансирование мероприятий, связанных с приведением в соответствие с требованиями действующего законодательства Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области защитного сооружения гражданской обороны № 640-63 (г. * * *, а именно:

- Обеспечить финансирование оснащения защитного сооружения обозначением в соответствии с п. 6.2.1 Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»;

- Обеспечить финансирование оснащения защитного сооружения планами внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, эксплуатационной схемой систем вентиляции защитного сооружения, эксплуатационной схемой водоснабжения и канализации защитного сооружения, эксплуатационной схемой электроснабжения защитного сооружения, а также списком телефонов, на защитных и защитно-герметических воротах, дверях и ставнях защитных сооружений гражданской обороны указать порядковые номера, промаркировать внутреннее оборудование защитного сооружения, элементы инженерных систем внутри защитного сооружения окрасить в соответствующие цвета согласно п.п. 3.2.10, 3.2.11, п.п. 6,8,9, 10, 21 п. 3.6, п. 6.2.2 Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»;

- Обеспечить финансирование восстановления защитных свойств сооружения в целом и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей, герметизации сооружения, инженерно-технического оборудования (систему вентиляции, электроснабжения, систему водоснабжения, воздухоснабжение, канализацию), противовзрывных устройств с возможностью перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайно ситуации в соответствии с разделом IV Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»;

- Обеспечить финансирование подготовки защитного сооружения № 635-63 к приему укрываемых, в том числе финансирование восстановления герметичности сооружения, устранения последствий пролива и залива сооружения, устранения нарушений санитарных требований в части уборки накопленного мусора в силу раздела ТУ Приказа МЧС РФ от 15.12. 2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»;

- обеспечить финансирование оснащения защитного сооружения № 635-63 громкоговорителями и телефонной связью в соответствии с п.п. 8.9, 8.24. СНиП II-11-77* «Защитные сооружения гражданской обороны».

Обязать ГУ МЧС России по Самарской области обеспечить контроль за поддержанием в состоянии постоянной готовности к использованию защитного сооружения гражданской обороны № 640-63 * * *

* * *

В судебном заседании представитель истца в лице ст. помощника прокурора г. Сызрани Антоновой В.М. исковые требования с учетом уточнений поддержала, ссылаясь на доводы изложенные выше.

В судебное заседание представитель ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области по доверенности Земляникин Д.С. не явился, в письменном отзыве просил о рассмотрении дела без участия представителя ТУ Росимущества, против исковых требований возражает по доводам, изложенным в письменном отзыве и дополнениях к нему, в которых указал, что согласно п. 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 432, Росимущество осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющую государственную казну РФ, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.

Согласно п. 4 вышеизложенного положения Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В силу норм абз. 1 п. 1.6 Постановления Губернатора Самарской области от 29.12.2008 № 148 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Самарской области», п. 9 Постановления Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», п. 45 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ч. 4 ст. 126 ГК РФ, на федеральные органы исполнительной власти (в том числе и Росимущество) не возложены полномочия по проведению мероприятий по гражданской обороне на региональном уровне, в том числе по содержанию ЗС ГО в состоянии постоянной готовности к использованию на территории субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, указанными полномочиями обладают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, что прямо указано законодателем. Вопросы защиты и здоровья граждан, проживающих на территории административно-территориальных образований являются расходными обязательствами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и не относятся к полномочиям Росимущества.

Согласно п. 1 ст. 9 ФЗ «О гражданской обороне», организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

1. планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;

2. проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

3. осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны;

4. создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Согласно п. 52 в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.

Требования прокурора направлены на незаконное и необоснованное понуждение лица отремонтировать имущество, которое никогда не использовалось, как убежище, собственность в отношении которого РФ не зарегистрирована, никогда не была зарегистрированной и никогда не использовалась, как объект гражданской обороны, а лишь для социально- культурного и коммунально-бытового назначения.

Согласно абз.4 п.36 Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.

Согласно Постановления ВС РФ №3020-1 от 27.12.1991 к федеральной форме собственности не относятся любые объекты гражданской обороны, а только: государственные запасы и мобилизационные резервы, а также предприятия, обеспечивающие их сохранение (п.7 раздел И); защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период (п.2 раздел III). Ни к одному из перечисленных в Постановлении ВС РФ от 27.12.1991 №3020-1, имущество, расположенное в помещениях зданий, принадлежащих субъекту РФ и муниципальному образованию, не относится, в связи с чем такое имущество нельзя считать исключительно федеральной формой собственности, которая не может быть собственностью субъекта РФ и муниципального образования.

Отсутствуют акты ввода в эксплуатацию объекта недвижимости, чтобы делать вывод о том, что имущество, которое прокурор требует отремонтировать, является собственностью РФ в силу оснований, перечисленных в ст.218 ГК РФ. Как разграниченное в собственность РФ имущество, доказательства отсутствуют - объект в собственность РФ не был принят.

Указал, что Прокурор требует от Росимущества - не имеющего полномочия по распоряжению указанным в иске имуществом, совершить действия по расходованию на него денежных средств федерального бюджета в целях проведения восстановительных работ, опираясь только на наличие паспорта ЗС ГО, в составлении которого Росимущество и его территориальный орган не участвовали.

При этом в паспорте в отношении спорного помещения звучат формулировки существующего в законодательстве объекта гражданской обороны без установления в паспорте признаков ГО, полного отсутствия сведений о том, на каком правовом и документальном основании имущество следует рассматривать, как собственность РФ.

Невозможно требовать провести работы по восстановлению помещения, как объекта ГО, если объекта ГО никогда не было в помещении, а имеющиеся документы этот факт подтверждают отсутствием сведений об имуществе, как об объекте гражданской обороны когда-либо.

Согласно п.10.4. Методических рекомендаций по организации проведения проверок в области гражданской обороны в отношении субъектов надзора (утв. МЧС России 10.01.2016 №2-4-71-2-28) содержание ЗС ГО в мирное время (второй пункт требований прокурора) обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Территориальный орган Росимущества никогда не эксплуатировал указанное в исковом заявлении спорное помещение как убежище и в эксплуатации этого помещения повседневно с обязанностью поддерживать его в текущем состоянии у Территориального органа Росимущества нет ни права, ни обязанности, ни полномочий, чтобы можно было удовлетворить требования прокурора.

Согласно того же п.10.4. Методических рекомендаций по организации проведения проверок в ; области гражданской обороны в отношении субъектов надзора (утв. МЧС России 10.01.2016 №2-4-71-2-28), статус ЗС ГО, как объекта ГО, определяется наличием паспорта убежища (ПРУ), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации. Готовность и использование ЗС ГО по предназначению обеспечивают руководители организаций, на учете которых они находятся.

Тот же п. 10.4. также говорит, что документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО (которые фактически отсутствуют), согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Полагает, что суд не установил тот факт, что являлось ли спорное помещение защитным сооружением гражданской обороны вообще когда-либо, чтобы требовать от Территориального управления заведомо необоснованно создание такого объекта, при условии, что полномочий по созданию ЗС ГО у Территориального управления нет.

Данные о состоянии ЗС ГО фиксируются только после составления паспорта ЗС ГО, а учет и использование имущества до этого вовсе отсутствует либо его никогда не было и статус ЗС ГО был присвоен формально.

Согласно акту инвентаризации комиссия приняла решение о снятии с учета имущества, в связи с отсутствием потребности в указанном объекте.

Проведение работ по восстановлению таких объектов за счет средств

федерального бюджета приведет к необоснованным расходам федерального бюджета и будет рассматриваться как нецелевое расходование бюджетных средств.

На основании вышеизложенного, Росимущество считает заявленные требования незаконными и необоснованными, неподлежащими удовлетворению.

В судебное заседание представитель ответчика - Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, возражений против иска не представил.

В судебном заседании представитель ответчика - ГУ МЧС Росси по Самарской области по доверенности Сафронов Е.С. против иска не возражал, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что Главное управление МЧС России по Самарской области, в соответствии с возложенными на него полномочиями, ведет учет защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО) в соответствии с «Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденными приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации 25.03.2003 № 4317.

В соответствии с пунктом 2.1 Правил № 583 учет защитных сооружений гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение, в журнале учета защитных сооружений.

Правилами № 583 установлены требования к эксплуатации защитных сооружений, подлежащие выполнению при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

При этом обеспечивается сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-¬герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации (пункты 3.2.3, 3.2.5, 3.2.6, 3.2.7).

Установлено, что в реестре федерального имущества значится защитное сооружение гражданской обороны № 640-63 (* * * от 18.09.2008. В собственность _ Самарской области сооружение не передавалось, не передавалось также и: в оперативное управление либо хозяйственное ведение какой-либо организации, в реестре муниципального имущества и имущества Самарской области не значится.

Порядок организации и осуществления федерального государственного надзора в области гражданской обороны определен постановлением Правительства РФ от 25 июня 2021 № 1007 "О федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны" (далее -Постановление).

В соответствии с пунктом 119 Постановления основаниями для проведения контрольных (надзорных) мероприятий являются:

а) наличие у органа, осуществляющего федеральный государственный надзор, сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта надзора параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований в области гражданской обороны, или отклонения объекта надзора от таких параметров;

б) наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

в) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий] в отношении конкретных контролируемых лиц;

г) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав; и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

д) истечение срока исполнения решения органа, осуществляющего федеральный государственный надзор, об устранении выявленного нарушения обязательных требований в области гражданской обороны.

Контрольное, (надзорное) мероприятие будет проведено в отношении организации, на которую возложены обязанности по содержанию защитного сооружения гражданской обороны № 640-63 (г. Сызрань, ул. Верхне-Пионерская, д. 22) при наступлении основания для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных п. 119 Постановления.

Определением суда от 16.07.2021 производство по настоящему гражданскому делу в отношении ответчика Управления общественной безопасности, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Администрация г.о. Сызрань прекращено на основании письменного заявления истца.

Проверив дело, заслушав стороны, исследовав письменные материалы, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что прокуратурой г. Сызрани при участии специалистов ОНД г.о. Сызрань, Октябрьск и м.р. Сызранский, Шигонский, Управления по общественной безопасности, делам ГО ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий Администрации г.о. Сызрань проведена проверка в отношении Территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Самарской области на предмет исполнения требований Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» о содержании ЗС ГО и обеспечении их готовности к приему укрываемых.

При проверке защитных сооружений, находящихся в реестре федерального имущества было установлено 100 защитных сооружений гражданской обороны, в том числе ЗС ГО №640-63, расположенное по адресу: * * *, не готовое к приему укрываемых.

26.10.2020 в адрес руководителя ТУ Росимущества в Самарской области Прокуратурой г. Сызрани вынесено Представление №07-03-2020 об устранении нарушений законодательства о гражданской обороне.

Установлено также, что до настоящего времени нарушения требований Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» о содержании ЗС ГО и обеспечении их готовности к приему укрываемых ответчиком Территориальным управлением Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Самарской области не устранены, что подтверждается актом комиссионного обследования от 25.02.2021, из которого следует, что многоквартирном доме * * * в правом крыле здания подвального помещения находится бомбоубежище. Бомбоубежище находится в неудовлетворительном состоянии, вход в подвальное помещение (бомбоубежище) открыт, дверь деревянная, полы бетонные, на которых имеются следы подтопления предположительно грунтовыми водами, в указанном помещении отсутствуют инженерные коммуникации, относящиеся к * * *

Таким образом, суд приходит к выводу, что защитное сооружение не готово к приему укрываемых.

Установлено также, что спорное защитное устройство является собственностью Российской Федерации, включено в реестр федеральной собственности, что подтверждается перечнем защитных сооружений гражданской обороны, учтенных в реестре федерального имущества, расположенных на территории г.о. Сызрань.

Обращаясь в суд с иском об устранении нарушений истец указал, что ненадлежащее техническое содержание ТУ Росимущества в Самарской области защитного сооружения нарушает права неопределенного круга лиц на обеспечение возможности укрытия в военное время или в условиях чрезвычайных ситуаций, а также права жильцов многоквартирного дома на соблюдение санитарно-эпидемиологических требований и норм.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 №2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» установлен перечень объектов и предприятий, находящихся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.

Согласно п. 2.1.37 Государственной программы приватизации следует, что приватизация защитных сооружений гражданской обороны запрещена.

Согласно п. 2 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного Постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 №359, объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование. К указанным объектам и имуществу относятся, в том числе, встроенные убежища гражданской обороны.

В силу п. 4 ст. 214 ГК РФ Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом

Как следует из п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 №3 «О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений» (в редакции, действовавшей с 04.04.2006 по 30.08.2010), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, осуществляет в отношении находящихся в федеральной собственности административных зданий, сооружений и нежилых помещений: закрепление их на праве оперативного управления за федеральными органами государственной власти, федеральными государственными учреждениями и федеральными казенными предприятиями; закрепление их на праве хозяйственного ведения за федеральными государственными унитарными предприятиями; передачу их во владение и (или) в пользование в установленном порядке; передачу их в аренду по договорам, типовые условия которых утверждаются Министерством финансов Российской Федерации, если иное не установлено иными нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со статьями 1,2 и 6 Федерального закона от 12.02.1998г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Закон о гражданской обороне) гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.

Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 9 Закона о гражданской обороне Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны;

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999г. № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (далее по тексту – Порядок №1309) к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения (место хранения), санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды, станции обеззараживания техники, иные объекты гражданской обороны.

Согласно пункту 8 указанного Порядка №1309 Федеральные органы исполнительной власти: по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения; организуют создание объектов гражданской обороны; принимают в пределах своей компетенции нормативные акты по созданию объектов гражданской обороны, доводят их требования до сведения указанных организаций и контролируют их выполнение; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

В силу пункта 13 Порядка №1309, в мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.

Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила), рассчитанные на случаи режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 11.07.2004 №868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны защиты населения и в соответствии с п. 1.2, п. 2.2, п. 2.3, п. 2.4, п. 3.1.1, п. 3.2.1, п. 3.2.2, п. 3.2.11, п. 3.6, п. 5.2.1, п. 6.2.1 Приказа МЧС Российской Федерации от 15.12.2002 №583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны – убежищ и ПРУ, которые являются объектами гражданской обороны.

Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила), рассчитанные на случаи режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 11.07.2004 №868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", МЧС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах и в соответствии с п. 1.2, п. 2.2, п. 2.3, п. 2.4, п. 3.1.1, п. 3.2.1, п. 3.2.2, п. 3.2.11, п. 3.6, п. 5.2.1, п. 6.2.1 Приказа МЧС Российской Федерации от 15.12.2002 №583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны – убежищ и ПРУ, которые являются объектами гражданской обороны.

На основании п.п. 1.3, 1.7 вышеназванных Правил, организации, эксплуатирующие защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их - своевременное техническое обслуживание и ремонт, содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов.

Согласно пункту 3.4.4 Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны при режиме повседневной деятельности выполняется комплекс требований, обеспечивающих сохранность и техническую готовность конструкций и оборудования ЗС ГО. Важнейшими из этих требований являются: исправность несущих ограждающих конструкций и защитных устройств, воспринимающих нагрузки от избыточного давления; надежная герметичность сооружения и исправное состояние фильтровентиляционной системы, обеспечивающие нормативную длительность пребывания укрываемых в зараженной зоне, в зоне пожара, а также, при соответствующем оборудовании, в зоне катастрофического затопления; исправность санитарно-технического и другого оборудования и готовность его к работе, наличие нормативных аварийных запасов воды, горючих и смазочных материалов, а также имущества, необходимого для жизнеобеспечения укрываемых; подготовленность обслуживающего персонала (групп и звеньев по обслуживанию ЗС ГО).

Согласно пункту 6.2.1 Правил, обозначению подлежат все ЗС ГО. Обозначение осуществляется путем нанесения установленного знака на видном месте при всех входах в ЗС ГО.

В соответствии с п.п. 3.2.10, 3.2.11 Правил, стены и потолки в помещениях фильтровентиляционных камер окрашиваются поливинилацетатными красками. Инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.

Согласно п.п. 6,8,9,10,21 п. 3.6 Правил, в ЗС ГО должна быть следующая документация: планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; Эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО; Эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО; Эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО; Список телефонов.

Из содержания пункта 6.2.2 Правил следует, что на всех защитных и защитно-герметических воротах, дверях и ставнях убежищ указывается порядковый номер, который наносится белой краской с наружной и внутренней стороны: "Дверь N 1", "Ставень N 2" и т.д. Маркировке подлежит и все внутреннее оборудование защитного сооружения.

Несоблюдение требований законодательства в части надлежащего содержания объектов гражданской обороны создаёт угрозу защищенности граждан, непринятие мер в области гражданской обороны нарушает требования федерального законодательства, права неопределенного круга лиц и представляет угрозу для граждан и общества.

Поскольку спорное защитное сооружение не было передано на каком-либо праве юридическим или физическим лицам, никем не использовалось, назначение объекта как защитного сооружения не было изменено, суд приходит к выводу о том, что довод ТУ Росимущества в Самарской области о том, что указанное ЗС ГО должно поддерживаться в состоянии постоянной готовности иными лицами, в том числе органами исполнительной власти субъектов РФ, нельзя признать состоятельным, так как ответчиком не представлено суду никаких доказательств передачи защитного сооружения какой-либо организации, либо органам местного самоуправления.

Как было указано ранее, согласно п. 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 №2284, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.

Таким образом, спорное убежище в силу закона является федеральной собственностью.

Статья 7 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне», предусматривает полномочия федеральных органов исполнительной власти в области гражданской обороны, к которым в том числе относятся:

- разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны, согласованные с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, включая создание и подготовку необходимых сил и средств;

- осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

- создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов, находящихся в ведении указанных федеральных органов исполнительной власти, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

- создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

Согласно пп. «б» п. 6 Положения о совершенствовании учета федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 №447 в действующей редакции, учет федерального имущества и ведение реестра федерального имущества осуществляют Территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом, если иное не установлено Указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, имущества (включая земельные участки, в том числе предоставленные в пользование юридическим и физическим лицам на основании соответствующих договоров), составляющего государственную казну Российской Федерации, расположенного на территории Российской Федерации, по месту его нахождения в соответствии с компетенцией, определяемой положениями о территориальных органах;

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном агентстве по Управлению государственным имуществом, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 №432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

Согласно п. 5.3. Положения №432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества;

Согласно п. 4 Положения №432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В соответствии с п.п. 5.7, 5.8 указанного Положения №432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом:

- осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества;

- осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.

В соответствии с Положением о Территориальном управлении, утвержденном Приказом Росимущества от 29.09.2009 №278, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - Территориальное управление) осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

Таким образом, поскольку действующим законодательством прямо предусмотрено, что бремя содержания имущества несет его собственник (ст. 210 ГК РФ), то вопрос о целесообразности поддержания надлежащего состояния защитных сооружений гражданской обороны – убежищ, вопрос об их содержании и обслуживании либо об их списании может быть разрешен только собственником этих помещений, являющихся в силу закона объектом федеральной собственности, обязанность по содержанию которых возложена на Территориальное управление Федерального агентства по Управлению государственным имуществом Самарской области, из чего следует, что ТУ Росимущества в Самарской области является надлежащим ответчиком по делу и на него должна быть возложена обязанность по принятию мер, направленных на сохранение защитного сооружения.

Поскольку в ходе, проведенной Прокуратурой г. Сызрани проверки, установлено, что спорное защитное сооружение гражданской обороны находится в неудовлетворительном состоянии, непригодном для использования по прямому назначению и числится в реестре федеральной собственности, суд приходит к выводу о том, что факт бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, выразившейся в ненадлежащем содержании федерального имущества, – установлен.

Данным бездействием нарушаются требования к эксплуатации защитных сооружений, тем самым подвергаются угрозе права неопределенного круга лиц на обеспечение беспрепятственной возможности укрытия в защитном сооружении в военное время или в условиях чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Прокурора г. Сызрани в интересах неопределенного круга лиц к Территориальному Управлению Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Самарской области, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом Российской Федерации об устранении выявленных нарушений.

Довод ТУ Росимущества в Самарской области о том, что Требования прокурора направлены на незаконное и необоснованное понуждение лица отремонтировать имущество, которое никогда не использовалось, как убежище, собственность в отношении которого РФ не зарегистрирована, никогда не была зарегистрированной и никогда не использовалась, как объект гражданской обороны, а лишь для социально-культурного и коммунально-бытового назначения, суд признает необоснованным по следующим основаниям.

Права на имущество, подлежащее государственной регистрации, в силу п. 2 ст. 8 ГК РФ, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (утратил силу с 01.01.2020), права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Кроме того, в соответствии со ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 01.07.2021) "О государственной регистрации недвижимости" права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

Поскольку право федеральной собственности на защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Верхне-Пионерская, д. 22, возникло в силу закона в 1974 году, то есть до принятия вышеуказанного закона от 21.07.1997 №122-ФЗ, следовательно, оно является юридически действительным и не подлежит обязательной государственной регистрации.

Кроме того, Главное управление МЧС России по Самарской области, в соответствии с возложенными на него полномочиями, ведет учет защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО) в соответствии с «Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденными приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации 25.03.2003 № 4317.

Согласно п. 14 Порядка №1309, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по изменению типов защитных сооружений гражданской обороны, созданию и эксплуатации объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; участвует в проведении государственной экспертизы проектов строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов гражданской обороны; организует согласование типовых и индивидуальных проектов объектов гражданской обороны; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны; осуществляет методическое руководство и контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Прокурора г. Сызрани в интересах неопределенного круга лиц в части возложения на ГУ МЧС России по Самарской области обязанности по обеспечению контроля за поддержанием в состоянии постоянной готовности к использованию защитного сооружения гражданской обороны № 640-63, расположенного по адресу: * * *

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора г. Сызрани в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области устранить выявленные нарушения путем приведения защитного сооружения гражданской обороны № 640-63 * * * в соответствие с требованиями действующего законодательства, а именно:

- оснастить защитное сооружение обозначением в соответствии с п. 6.2.1 Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»;

- оснастить защитное сооружение планами внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, эксплуатационной схемой систем вентиляции защитного сооружения, эксплуатационной схемой водоснабжения и канализации защитного сооружения, эксплуатационной схемой электроснабжения защитного сооружения, а также списком телефонов, на защитных и защитно-герметических воротах, дверях и ставнях защитных сооружений гражданской обороны указать порядковые номера, промаркировать внутреннее оборудование защитного сооружения, элементы инженерных систем внутри защитного сооружения окрасить в соответствующие цвета согласно п.п. 3.2.10, 3.2.11, п.п. 6,8,9, 10, 21 п. 3.6, п. 6.2.2 Приказа МЧС РФ от 15.12. 2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»;

- восстановить защитные свойства сооружения в целом и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей, герметизации сооружения, инженерно- технического оборудования (систему вентиляции, электроснабжения, систему водоснабжения, воздухоснабжение, канализацию), противовзрывных устройств с возможностью перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации в соответствии с разделом IV Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»;

- подготовить защитное сооружение № 635-63 к приему укрываемых, в том числе восстановить герметичность сооружения, устранить последствия пролива и залива сооружения, устранить нарушения санитарных требований в части уборки накопленного мусора в силу раздела IV Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»;

- обеспечить защитное сооружение № 635-63 громкоговорителями и телефонной связью в соответствии с п.п. 8.9, 8.24. СНиП II-11-77* «Защитные сооружения гражданской обороны»;

Обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом обеспечить финансирование мероприятий, связанных с приведением в соответствие с требованиями действующего законодательства Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области защитного сооружения гражданской обороны № 640-63 (г. * * *, а именно:

- Обеспечить финансирование оснащения защитного сооружения обозначением в соответствии с п. 6.2.1 Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»;

- Обеспечить финансирование оснащения защитного сооружения планами внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, эксплуатационной схемой систем вентиляции защитного сооружения, эксплуатационной схемой водоснабжения и канализации защитного сооружения, эксплуатационной схемой электроснабжения защитного сооружения, а также списком телефонов, на защитных и защитно-герметических воротах, дверях и ставнях защитных сооружений гражданской обороны указать порядковые номера, промаркировать внутреннее оборудование защитного сооружения, элементы инженерных систем внутри защитного сооружения окрасить в соответствующие цвета согласно п.п. 3.2.10, 3.2.11, п.п. 6,8,9, 10, 21 п. 3.6, п. 6.2.2 Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»;

- Обеспечить финансирование восстановления защитных свойств сооружения в целом и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей, герметизации сооружения, инженерно-технического оборудования (систему вентиляции, электроснабжения, систему водоснабжения, воздухоснабжение, канализацию), противовзрывных устройств с возможностью перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайно ситуации в соответствии с разделом IV Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»;

- Обеспечить финансирование подготовки защитного сооружения № 635-63 к приему укрываемых, в том числе финансирование восстановления герметичности сооружения, устранения последствий пролива и залива сооружения, устранения нарушений санитарных требований в части уборки накопленного мусора в силу раздела ТУ Приказа МЧС РФ от 15.12. 2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»;

- обеспечить финансирование оснащения защитного сооружения № 635-63 громкоговорителями и телефонной связью в соответствии с п.п. 8.9, 8.24. СНиП II-11-77* «Защитные сооружения гражданской обороны».

Обязать ГУ МЧС России по Самарской области обеспечить контроль за поддержанием в состоянии постоянной готовности к использованию защитного сооружения гражданской обороны № 640-63 (г. Сызрань,

* * *

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательном виде.

Мотивированное решение изготовлено 23 июля 2021 года.

Судья Сорокина О.А.