Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Железногорск-Илимский 07 августа 2013 г.
Нижнеилимский районный суд Иркутской области в составе: председательствующей судьи Родионовой Т.А., при секретаре Колобкове Ф.В., с участием истицы ФИО1, представителя ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1124/2013 по иску ФИО1 к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Железногорская центральная районная больница» о взыскании недоначисленной заработной платы, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в Нижнеилимский районный суд с иском к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Железногорская центральная районная больница» (далее - ОГБУЗ «Железногорская центральная районная больница») о взыскании недоначисленной заработной платы, компенсации морального вреда, в обоснование которого указала, что состоит в трудовых отношениях с ОГБУЗ Железногорская центральная районная больница в должности *** с *** по настоящее время. Размер её начисленной заработной платы с внутренним совместительством *** за *** с внутренним совместительством *** - *** руб. *** коп., *** с внутренним совместительством *** - *** руб. *** коп., *** с внутренним совместительством *** - *** руб. *** коп. в месяц и включает в себя: должностной оклад- *** руб. за ***, а с *** рубля, компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты (районный коэффициент, северную надбавку, надбавку за вредность ***%, праздничные, ночные, доплату за работу по совместительству).
Считает, что установленный ей размер заработной платы с учетом стимулирующих и компенсационных выплат нарушает её трудовые права и не соответствует положениям Конституции РФ и трудового законодательства по следующим основаниям.
Федеральным законом РФ от 19 июня 2000 года № 82 - ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» в Российской Федерации (в редакции федерального закона от 03.12.2012г. № 232 - ФЗ), в связи с изменениями МРОТ с 1 января 2013 года установлен в сумме 5205 рублей в месяц.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.
В соответствии с ч. 1 ст. 133 ТК РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом одновременно на всей территории Российской Федерации. Законодательное определение понятия заработной платы устанавливается в части 1 статьи 129 ТК РФ, согласно которой заработной платой (оплатой труда работника) является вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
При этом в соответствии с частями 2 и 3 статьи 129, частью 2 статьи 135 Трудового кодекса РФ тарифная ставка, оклад являются фиксированными размерами оплаты труда за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени, а также за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Вознаграждение за труд, признаваемое в соответствии с частью 1 статьи 129 Трудового кодекса РФ первым по значимости слагаемым элементом заработной платы, находится под особой защитой Конституции РФ.
Так, в соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Отсюда следует, что вознаграждение за труд, включая его нижнюю планку в виде установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, является не просто составной частью заработной платы, предусмотренной Трудовым кодексом РФ, но особой конституционной гарантией, не допускающей при этом никакой дискриминации.
Таким образом, Конституция РФ, имеющая в иерархии нормативных правовых актов Российской Федерации абсолютный приоритет, предусматривает государственную гарантию по оплате труда всех работников в виде вознаграждения за труд, т.е. части заработной платы без учёта компенсационных и стимулирующих выплат, которая не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда.
Иное в соответствии со статьями 3 и 4 Трудового кодекса РФ можно расценивать только как дискриминацию, т.е. ограничение в трудовых правах, не связанное с деловыми качествами, а также как принудительный труд, поскольку работа выполняется под угрозой применения наказания (увольнения) при наличии права отказаться от ее выполнения в связи с тем, что заработная плата выплачивается не в полном размере.
Кроме того, по данному вопросу, 10 марта 2010 года постановлением Президиумом Верховного Суда Российской Федерации дано разъяснение по применению МРОТ при установлении месячной заработной платы работника. Где сказано, что «именно размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в части первой ст. 133 Трудового кодекса, также без учета компенсационных, стимулирующих, а равно социальных выплат, которые, в свою очередь, могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда».
Вместе с тем на момент подачи искового заявления она получает заработную плату, в которую входят как вознаграждение за труд в виде оклада (тарифной ставки) в размере 2430 рублей за март, а за апрель и май 2673 рубля так и компенсационные и стимулирующие выплаты по совокупности в размере ниже МРОТ. В соответствии с трудовым законодательством (статьи 146, 147, 148, 315, 316, 317 Трудового кодекса
РФ) компенсационные выплаты работникам не только формально не включаются в состав именно вознаграждения за труд (часть 1 статьи 129, часть 2 статьи 135 ТК РФ), но и основания для осуществления этих выплат связываются не с количеством и качеством труда, а с выполнением трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, по профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в условиях, отклоняющихся от нормальных, а также иные выплаты компенсационного характера.
Стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) в отличие от вознаграждения за труд и компенсационных выплат могут быть, а могут и не быть установлены в порядке, предусмотренном статьей 135 Трудового кодекса РФ, тогда как вознаграждение за труд в виде минимального размера оплаты труда как конституционная гарантия является обязательной формой выражения заработной платы.
Глава 50 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает дополнительные гарантии при выполнении работы в особых условиях труда. Так, согласно ст. ст. 146, 148, 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, т.е. в повышенном по сравнению с МРОТ размере. Закон РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (с изменениями от 02 июня 1993 года, 08 января 1998 года, 27 декабря 2000 года, 06 августа 2001 года, 30 декабря 2001 года, 10 января 2003 года, 22 августа 2004 года, 29 декабря 2004 года) устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат граждан в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
Постановлением Совета СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» был утвержден Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях. Из данного Перечня а также из «Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления» ОК 019-95, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 31.07.1995г. № 413, усматривается, что не все субъекты Российской Федерации имеют в своем составе районы, отнесенные к районам Крайнего Севера, а также к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. Кроме того, ряд субъектов, имеющих в своем составе указанные районы, имеют наряду с этим в своем составе также и иные районы, не отнесенные к таковым. На территории Иркутской области из 27 районов только 1 район отнесен к районам Крайнего Севера и 10 являются местностями, приравненными к районам Крайнего Севера. Согласно названному Перечню усматривается, что Нижнеилимский район Иркутской области является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера. Таким образом, из системного анализа вышеуказанных правовых норм следует вывод о том, что минимальный размер заработной платы, гарантированный государством при выполнении работником работ в особых условиях труда, не включает в себя те компенсации, которые установлены, для так называемых, северных регионов. В противном случае исчисленная с учетом районного коэффициента и процентных надбавок за стаж работы на Севере минимальная месячная заработная плата работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда, и работающих в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, оказалась бы равной минимальной заработной плате, исчисленной для работников, не работающих в таких местностях. Это означало бы отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета его особенностей. Следовательно, минимальный размер заработной платы работников, отработавших полностью месячную норму рабочего времени в Нижнеилимском районе, должен составить 5205 руб. + 50% северная надбавка + районный коэффициент 1,6 = 10930 руб. 50 коп.Следовательно, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях оплата труда осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (не к окладу или тарифной ставке), поэтому районный коэффициент и северная надбавка не входят в минимальный размер оплаты труда (ст. 315-317 ТК РФ).
Также работодатель неправомерно включает в состав минимального размера оплаты труда, доплаты за работу по внутреннему совместительству.
В соответствии со ст.285 ТК РФ оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором.
При установлении лицам, работающим по совместительству с повременной оплатой труда, нормированных заданий оплата труда производится по конечным результатам за фактически выполненный объем работ.
Лицам, работающим по совместительству в районах, где установлены районные коэффициенты и надбавки к заработной плате, оплата производится с учетом этих коэффициентов и надбавок.
Согласно расчетным листкам при расчёте заработной платы за внутреннее совместительство, работодателем не были учтены нормы ст.ст. 146, 148, 315, 316, 317 ТК РФ, что является необоснованным. Считает, что зарплата совместителя должна быть не менее соответствующей доли МРОТ пропорционально отработанному времени и определена с учетом районного коэффициента и северной надбавки.
Учитывая, что по основной должности она отработала месячную норму рабочего времени в ***, то её заработная плата за эту работу согласно статье 133 Трудового кодекса РФ не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Поскольку работодатель фактически снижает её заработную плату за работу, выполняемую по основной должности, и в порядке внутреннего совместительства,тем самым нарушаются нормы статьи 132 Трудового кодекса РФ.
Таким образом, размер её вознаграждения за труд снижен по сравнению с установленным и гарантированным Конституцией РФ минимальным размером оплаты труда, а работодатель в нарушение требований Конституции РФ и трудового законодательства включает все причитающиеся ей за работу выплаты в состав минимального размера оплаты труда, следовательно, нарушаются требования федеральных законов. Расчет задолженности и сумма недоначисленной и невыплаченной ей заработной платы и по внутреннему совместительству за март, апрель и май прилагается к исковому заявлению.
В соответствии с частью 2 статьи 132 Трудового кодекса РФ запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
Врезультате неправомерных действий ответчика, связанных с неправильным начислением заработной платы, ей причинен моральный вред.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
По смыслу данной нормы закона факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения должен быть доказан работником. Считает, что любая возможная форма ограничения законных прав работника посягает на его неимущественное право на труд, ненадлежащее исполнение ответчиком своих обязательств, по выплате полагающейся работнику заработной платы влечет для работника отрицательные последствия в виде денежных затруднений, что непосредственно причиняет ему нравственные страдания. Таким образом, причинение морального вреда не должно требовать доказывания, а напротив, работодатель обязан доказать отсутствие факта нравственных страданий работника.
Трудовой кодекс РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда, и с учетом характера нравственных страданий прошу суд взыскать с ответчика *** руб., считает данную сумму разумной, справедливой и соразмерной причиненным ей страданиям.
В целях защиты своих нарушенных прав она вынуждена была обратиться за юридической помощью, за составление искового заявления ею оплачена сумма в размере *** руб., согласно договору на оказание юридических услуг от ***
Согласно ст. 94 ГПК РФ судебные расходы состоят из издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В силу ст.ст.94, 98 ГПК просит суд взыскать с ответчика расходы по оплате за составление искового заявления.
Согласно трудовому договору заработная плата выплачивается два раза в месяц до *** числа аванс и до *** числа следующего за расчетным месяцем - зарплата. Расчетные листки о видах и начислениях по заработной плате выдаются. Следовательно, трехмесячный срок для обращения в суд с данным иском ею не пропущен.
Просит суд взыскать с ответчика ОГБУЗ ЖЦРБ недоначисленную и невыплаченную мне заработную плату по основной работе за *** сумме *** руб. *** коп., недоначисленную и невыплаченную доплату за внутреннее совместительство в должности *** за *** в сумме *** руб. *** коп., в счет компенсации морального вреда *** руб., расходы по оказанию юридических услуг в сумме ***.
В судебном заседании истица ФИО1 поддержала исковые требования, предъявленные к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Железногорская центральная районная больница» о взыскании недоначисленной заработной платы, компенсации морального вреда, в обоснование которых привела доводы. Изложенные в исковом заявлении. Просит суд взыскать с ответчика ОГБУЗ ЖЦРБ недоначисленную и невыплаченную мне заработную плату по основной работе за *** в сумме *** руб. *** коп., недоначисленную и невыплаченную доплату за внутреннее совместительство в должности *** за *** в сумме *** руб. *** коп., в счет компенсации морального вреда *** руб., расходы по оказанию юридических услуг в сумме ***.
Представитель ответчика ОГБУЗ «Железногорская центральная районная больница» - ФИО2, действующая по доверенности *** от ***, сроком действия по ***, предъявленные исковые требования признала частично, суду пояснила, что действительно задолженность недополученной заработной платы по основному договору составляет *** рублей.
С исковыми требованиями о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы по внутреннему совместительству несогласно по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 60 1 ТК РФ работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутренне совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство). В соответствии со ст. 133 ч. 3 ТК РФ работник имеет право на оплату труда не ниже установленного федеральным законом МРОТ только в случае, если он полностью отработал норму рабочего времени за соответствующий месяц и выполнил нормы труда (трудовые обязанности). Поэтому если работник трудится в режиме неполного рабочего времени (совместительство),или не выполнил нормы труда ТК не гарантирует, что его месячная заработная плата будет не ниже минимальной. В таких случаях оплата труда лиц, в соответствии со ст.285 ТК РФ производится пропорционально отработанному работником времени, поэтому зарплата совместителей должна рассчитываться, как заработная плата по основному договору пропорционально отработанному времени. Затем начисляется районный и северный коэффициент. Таким образом, нарушения при исчислении заработной платы по внутреннему совместительству, отсутствуют.
Моральный вред, оцениваемый истицей в сумме *** рублей не подлежит удовлетворению, так как в соответствии с п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004г. №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных и физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости. Доказательств нравственных и физических страданий истицей не предоставлено, а отказа ответчика от исполнения условий трудового договора не усматривается.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации МО «Нижнеилимский муниципальный район» надлежаще извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, ходатайствуют о рассмотрении дела в их отсутствие. В письменном отзыве, адресованном суду указали, что с исковыми требованиями администрация Нижнеилимского муниципального района не согласна по следующим основаниям.
Исковые требования предъявляются за период с *** года по *** года, однако с 01 января 2013 года муниципальные учреждения здравоохранения переданы на уровень субъекта в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 года № 2323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Иркутской области от 31.10.2012 г. № 887/и «О передаче муниципальных учреждений здравоохранения в государственную собственность Иркутской области».
С 01.01.2013г. учредителем ОГБУЗ «ЖЦРБ» является Министерство здравоохранения Иркутской области, в связи с чем, администрация Нижнеилимского муниципального района не может быть участником данного процесса.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство Финансов Иркутской области надлежаще извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, ходатайствуют о рассмотрении дела в их отсутствие. В письменном отзыве, адресованном суду указали, что в соответствии с абзацем 6 пункта 2 статьи 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
Согласно пункту 1 статья 9.2. Федерального закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение является некоммерческой организацией. Согласно статье 3 названного закона некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Кроме того, согласно статье 78.1 Бюджетного кодекса РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
В соответствии с пунктом 8 Положения о министерстве здравоохранения Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 16.07.2010г. № 174-пп, установлено, что министерство здравоохранения от имени Иркутской области выступает учредителем областных государственных учреждений здравоохранения.
В соответствии с пунктом 10 Положения о министерстве здравоохранения Иркутской области, Приложением 12 к Закону Иркутской области от 11.12.2012г. № 139-03 «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», министерство здравоохранения Иркутской области является главным распорядителем средств областного бюджета в соответствии с законодательством.
Министерство финансов Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим управление областными финансами, составление проекта областного бюджета, организацию и исполнение областного бюджета, обеспечение управления областным государственным долгом, казначейское исполнение областного бюджета, а также осуществляющим финансовый контроль в установленной сфере деятельности (пункт 1 Положения о министерстве финансов Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области № 120-пп от 23.12.2008г.).
К компетенции министерства финансов Иркутской области не относятся полномочия по выплате недоначисленной заработной платы, компенсации морального вреда работникам бюджетных учреждений, а также финансированию бюджетных учреждений здравоохранения.
Представитель третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство здравоохранения Иркутской области в судебное заседание не явилось, надлежащим образом было извещено о дате, времени и месте слушания дела.
Выслушав истца, представителя ответчика ФИО2, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно трудовому договору ***, заключенному между МУЗ «ЖЦРБ» (ныне - ОГБУЗ «ЖЦРБ) и ФИО1 ***, последняя с *** была принята на работу в МУЗ «ЖЦРБ» на должность ***, оплата по *** с ***, северная надбавка 50%, районный коэффициент 60%, доплата ***% за непрерывный стаж работы в здравоохранении с *** (л.д. ***).
Из трудового договора *** от *** следует, что между ОГБУЗ «ЖЦРБ» и ФИО1 заключен указанный договор, который является договором по внутреннему совместительству. Работник ФИО3, ***, принимается в *** до *** ставки на определенный срок с *** по ***, в счет свободной ставки, с окладом - *** руб., северной надбавки 50%, районный коэффициент 60%, надбавкой за вредность - ***%, доплата ***% за непрерывный стаж работы в здравоохранении (л.д.***).
В соответствии со штатным расписанием ОГБУЗ «ЖЦРБ» с *** по профессии ***, установлена тарифная ставка (оклад) в размере *** рублей. Период, учитываемый истицей при предъявлении своих исковых требований о взыскании недоначисленной заработной платы, ограничен месяцами: с ***.
Согласно представленной ответчиком справки о фактически начисленной заработной плате истице ФИО1, с учетом отработанной нормы часов, истице была начислена заработная плата: в ***. - *** руб. из них: по основной работе - *** руб., по замещению (совмещению) - *** руб., в ***. - *** руб., из них: по основной работе - *** руб., по замещению (совмещению) - *** руб., ***. - *** руб., из них: по основной работе - *** руб., по замещению (совмещению) - *** руб.
С учетом отработанной нормы часов, минимальный размер заработной платы истицы согласно представленным ею расчетам, с учетом требований о том, что заработная плата не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда с учетом к этому северной надбавки и районного коэффициента, должен составлять не менее 10930 руб. 50 коп., в связи с чем, недополученная ею заработная плата по основной должности за ***. составляет - *** руб., за ***. - *** руб., за ***. - *** руб. Недополученная заработная плата по внутреннему совместительству, исходя из фактически отработанного количеств часов составила за *** г. - *** руб., за ***. - *** руб., за ***. - *** руб. (л.д. ***).
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.
В соответствии с ч.1 ст.133 Трудового кодекса РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом одновременно на всей территории Российской Федерации.
Федеральным законом от 19.06.2000г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции федерального закона от 03.12.2012г. № 232-ФЗ), с 1 января 2013г. минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации установлен в размере 5205 рублей.
Частью 3 ст.133 ТК РФ установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ст.22 ТК РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» утвержден Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях.
Из данного Перечня, а также из «Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления» ОК 019-95, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 31.07.1995 №413, усматривается, что не все субъекты Российской Федерации имеют в своем составе районы, отнесенные к районам Крайнего Севера, а также к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. Кроме того, ряд субъектов, имеющих в своем составе указанные районы, имеют наряду с этим в своем составе также и иные районы, не отнесенные к таковым. На территории Иркутской области из 27 районов только 1 район отнесен к районам Крайнего Севера и 10 являются местностями, приравненными к районам Крайнего Севера.
Согласно названному Перечню, местностью, приравненной к районам Крайнего Севера, является в том числе и Нижнеилимский район Иркутской области.
Из приведенных выше данных, определенных с учетом Постановления Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» следует, что не все входящие в состав Иркутской области районы являются районами с одинаковыми природно-климатическими условиями, в т.ч. с теми, в зависимости от наличия которых в определенных местностях законодатель выделяет их в особую группу.
Главой 50 ТК РФ установлены дополнительные гарантии работникам с учетом особенностей труда, в том числе и в зависимости от условий труда в связи с природно-климатическими условиями, которые распространяются на местности, приравненные к районам Крайнего Севера, каковой в т.ч. является и Нижнеилимский район Иркутской области.
Согласно ст.313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст.315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
При этом в ст. 146, 148 ТК РФ законодатель также указал, что оплата труда в таких местностях производится в повышенном размере.
Закон РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» также устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат граждан в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в установленный законом на всей территории Российской Федерации минимальный размер оплаты труда, действие которого территориально в одинаковой мере распространено и на местности с особыми климатическими условиями и на местности, которые таковыми не являются, при выполнении работником работ в особых климатических условиях, не может включать в себя установленные федеральным законодателем компенсации и гарантии, установленные для работников, осуществляющих свою деятельность в местности с особыми климатическими условиями, в т.ч. районный коэффициент и процентную надбавку. В связи с чем, требования ч.3 ст.133 ТК РФ работодателем, осуществляющим свою деятельность на территории с особыми климатическими условиями, подлежат исполнению с обязательным учетом дополнительно к ним требований ст.ст.146,148,315,316,317 ТК РФ.
В соответствии со ст.ст.146, 147, 148 ТК РФ, работа в особых условиях труда является самостоятельным основанием для установления повышенной оплаты труда. Повышенная же оплата труда в местностях с особыми климатическими условиями производится с обязательным применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате в соответствии со ст.ст.315,316,317 ТК РФ.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Таким образом, законодатель, уточняя, что входит в оплату труда указывает на взаимосвязь ее составляющих с условиями выполняемой работы. В противном случае у законодателя не имелось бы необходимости устанавливать для работников, выполняющих свои должностные обязанности в местностях с особыми климатическими условиями, дополнительные гарантии и компенсации.
В связи с этим, применение установленного минимального размера оплаты труда без учета установленных законом гарантий и компенсаций одинаково во всех районах и местностях Российской Федерации, в том числе во всех районах Иркутской области с различными климатическими условиями, привело бы к нарушению указанного выше конституционного принципа, а также принципа справедливости оплаты труда, установленного ст.2 ТК РФ.
Кроме того, согласно ст.135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.
При этом, как следует из содержания ст.129 ТК РФ, тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Согласно ст.133 ТК РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом. При этом, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
С учетом изложенного, в т.ч. требований норм ст.ст.146,148, 315,316,317 ТК РФ, суд приходит к выводу, что исходя из размера действующего в спорный период минимального размера оплаты труда - 5205 рублей, с учетом установленных истице районного коэффициента в размере 60% и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в размере 50%, при условии выработки нормы рабочего времени заработная плата истицы не может быть менее 10930,50 руб.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 к ОГБУЗ «Железногорская центральная районная больница» о взыскании недополученной заработной платы по основной работе за период с ***. включительно, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в размере *** руб. исходя из следующего расчета:
***.:
норма рабочего времени *** часов, фактически отработанно ***,
заработная плата, подлежащая начислению с учетом МРОТ, районного коэффициента и северной надбавки - не менее *** рублей, с учетом фактически отработанных часов *** рублей,
фактически начислено *** рублей, недоначислено *** рублей.
***.:
норма рабочего времени *** часов, фактически отработанно ***
заработная плата, подлежащая начислению с учетом МРОТ, районного коэффициента и северной надбавки, не менее *** руб., с учетом фактически отработанных часов - *** рублей,
фактически начислено *** рубля, недоначислено *** рублей.
***.:
норма рабочего времени *** часов, фактически отработанно ***,
заработная плата, подлежащая начислению с учетом МРОТ, районного коэффициента и северной надбавки - не менее *** рублей, с учетом фактически отработанных часов *** рублей,
фактически начислено *** рублей, недоначислено *** рублей.
Доводы представителя ответчика относительно того, что нарушения при исчислении заработной платы по внутреннему совместительству, отсутствуют, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 282 ТК РФ совместительство - выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.
В соответствии с приказом *** от *** ответчик принял ФИО1 на работу на условиях внутреннего совместительства на *** ставки, при этом, истица заняла часть штатной единицы работника - *** В соответствии с представленными расчетными листами истицы за спорный период, справкой-расшифровкой по начислению заработной платы истице за *** г., начисление оплаты за выполнение работы по совместительству производилось ответчиком пропорционально отработанному по внутреннему совместительству времени.
В то же время, в силу ст.287 ТК РФ гарантии и компенсации лицам, совмещающим работу с обучением, а также лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляются работникам только по основному месту работы.
Другие гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, предоставляются лицам, работающим по совместительству, в полном объеме.
Статья 130 ТК РФ устанавливает, что в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включается величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации. В силу ч.3 ст.133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В силу ст.285 ТК РФ оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором. Лицам, работающим по совместительству в районах, где установлены районные коэффициенты и надбавки к заработной плате, оплата труда производится с учетом этих коэффициентов и надбавок.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что размер заработной платы истицы по внутреннему совместительству не должен быть менее минимального размера оплаты труда, рассчитанному пропорционально отработанному времени.
Таким образом, требования ФИО1 о взыскании с ОГБУЗ «ЖЦРБ» в ее пользу недоначисленной и невыплаченной оплаты за работу по внутреннему совместительству за период с ***. обоснованны и подлежат удовлетворению в размере *** руб. согласно приведенному истицей за данный период расчету. Порядок произведенного истицей расчета представитель ответчика в судебном заседании не оспорил.
Согласно ст.237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
С учетом выводов суда о неправомерности действий работодателя (ответчика) в части порядка начисления истице заработной платы суд находит исковые требования о компенсации морального вреда обоснованными.
Разрешая вопрос о размере денежной компенсации морального вреда в связи с выплатой истице заработной платы в размере, не отвечающем требованиям закона, суд в соответствии со ст.1101 ГК РФ руководствуется требованиями разумности и справедливости, учитывает обстоятельства дела, и полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истицы *** рублей.
Согласно ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Расходы истицы на оплату услуг по составлению настоящего искового заявления в размере *** рублей подтверждены договором на оказание юридических услуг от *** и с учетом подлежащей удовлетворению части иска подлежат взысканию в пользу истицы в размере *** рублей.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В связи с чем, с учетом подлежащей удовлетворению части иска, суд приходит к выводу о том, что с ответчика также подлежит взысканию госпошлина в размере *** рублей за удовлетворенную часть исковых требований истицы, освобожденной от уплаты госпошлины (ст.ст. 333.19, 333.36 НК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Железногорская центральная районная больница» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы по основной работе за ***. в размере *** руб. *** коп., недоначисленную и невыплаченную доплату за внутреннее совместительство в должности *** за *** в сумме *** руб. *** коп., в счет компенсации морального вреда *** руб., расходы по оказанию юридических услуг в сумме ***., удовлетворить частично.
Взыскать с областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Железногорская центральная районная больница» в пользу ФИО1 недоначисленную и невыплаченную заработную плату по основной работе за ***. в размере *** руб., недоначисленную и невыплаченную заработную плату за внутреннее совместительство за ***. в размере *** руб., в счет компенсации морального вреда *** рублей, судебные расходы на оплату услуг по составлению искового заявления в размере *** рублей.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ОГБУЗ «Железногорская центральная районная больница» о компенсации морального вреда в размере *** рублей отказать.
Взыскать с областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Железногорская центральная районная больница» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере *** рублей.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеилимский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения - с 12.08.2013г.
Судья: Т.А. Родионова