ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1128/19 от 18.03.2020 Ярцевского городского суда (Смоленская область)

Дело № 2-36/2020

67RS0008-01-2019-001457-79

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 марта 2020 года г. Ярцево

Ярцевский городской суд Смоленской области в составе:

председательствующего судьи Паниной И.Н.,

при секретаре Гляковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Давудова Тофига Давудовича к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Ярцевском районе Смоленской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Давудов Т.Д. обратился в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Ярцевском районе Смоленской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости. В исковом заявлении указал, что он имеет право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста, как лицо, работавшее с тяжелыми условиями труда.

25.04.2019г. он обратился в Управление пенсионного фонда РФ в Ярцевском районе за назначением досрочной пенсии, однако решением от 30.05.2019г. ему было отказано в этом, ссылаясь на отсутствие необходимого специального стажа. В стаж не приняты периоды работы:

-с 01.01.1991г. по 22.01.1992г. в качестве начальника смены трубопрокатного цеха Азербайджанского трубопрокатного завода;

-с 01.08.1992г. по 16.11.1993г. в качестве сменного мастера участка плавки и выдержки металла литейного цеха Ярцевского завода «Двигатель» АМО ЗИЛ;

-с 05.10.1993г. по 16.11.1993г. в качестве сменного мастера участка плавки и выдержки металла литейного цеха Ярцевского завода «Двигатель» АМО ЗИЛ;

-с 17.11.1993г. по 28.02.1994г. в качестве выбивальщика отливок литейного цеха Ярцевского завода «Двигатель» АМО ЗИЛ, а также:

-период ежегодного оплачиваемого отпуска - с 04.12.1993г. по 10.01.1994г.;

-период административного отпуска (отпуска без сохранения заработной платы) - с 21.07.1992г. по 24.07.1992г.;

-период с 01.03.1994г. по 30.06.1994г., который ответчик ошибочно посчитал административным отпуском.

С отказом не согласен, считает, что право на досрочную пенсию подтверждается трудовой книжкой, архивными документами.

С учетом уточнений, просит суд признать отказ в назначении пенсии незаконным, обязать Управление Пенсионного фонда РФ зачесть в специальный стаж периоды его работы:

-с 01.01.1991г. по 01.12.1991г. в качестве начальника смены трубопрокатного цеха Азербайджанского трубопрокатного завода;

-с 01.08.1992г. по 16.11.1993г. в качестве сменного мастера участка плавки и выдержки металла литейного цеха Ярцевского завода «Двигатель» АМО ЗИЛ;

-с 05.10.1993г. по 16.11.1993г. в качестве мастера участка плавки и выдержки металла литейного цеха Ярцевского завода «Двигатель» АМО ЗИЛ;

-с 17.11.1993г. по 28.02.1994г. в качестве выбивальщика отливок литейного цеха Ярцевского завода «Двигатель» АМО ЗИЛ, а также:

-период ежегодного оплачиваемого отпуска - с 04.12.1993г. по 10.01.1994г.;

-период отпуска без сохранения заработной платы - с 21.07.1992г. по 24.07.1992г.,

-период с 01.03.1994г. по 30.06.1994г., и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права, то есть с 09.05.2019г., а также взыскать с ответчика в возврат госпошлины 300 руб. и судебные расходы на оплату юридических услуг в размере 5 000 руб.

В судебное заседание истец Давудов Т.Д. не явился, извещался судом надлежащим образом, однако судебное извещение было возвращено за истечением срока хранения. В соответствии со ст. 165.1 ГК РФ суд признает истца надлежаще извещенным о рассмотрении дела.

Представитель истца для рассмотрения дела также не явилась, направив ходатайство об отложении дела в связи с тем, что истец находится за пределами РФ, а она не может явиться, поскольку будет находиться в отпуске также за пределами РФ.

Суд признает причину неявки истца и его представителя неуважительной и в соответствии со ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель ГУ - Управления пенсионного фонда РФ требования истца не признал, сославшись на доводы, изложенные в решении об отказе в назначении досрочной пенсии по старости.

Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу пп.1 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона (т.е. для мужчин - 65 лет), мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

В силу пп.2 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона (т.е. для мужчин - 65 лет), мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.

Аналогичные положения были предусмотрены в ранее действовавшем Федеральном законе от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ст.27 п.1 пп.1 и 2).

Согласно п.3 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.

В соответствии с п.2 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пп. «а,б» п.1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года №665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются:

-при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах: - Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение"; Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.;

-при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, - Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991г. №10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»; Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.

В соответствии с абз. 2 п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516 (ред. от 26.05.2009г.) суммирование периодов работ, указанных в п. 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке путем прибавления: к периодам работ, указанных в подпункте 2 (работы с тяжелыми условиями труда) - периодов работ, указанных в подпункте 1 (подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах).

Правила подтверждения периодов работы, дающих право на досрочную пенсию, утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011г. N 258н "Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости".

Согласно п.4 указанного Порядка в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Аналогичные положения содержатся в п.11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014г. № 1015 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий».

Согласно пункту 5 Разъяснений Министерства труда РФ от 22.05.1996г № 5 право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списком № 2, в течение полного рабочего дня (не менее 80 % рабочего времени). При этом в указанное время включается выполнение подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ.

Аналогичные положения содержались в разъяснениях Минтруда РФ от 08.01.1992г. №1, утвержденных приказом Минтруда и занятости РСФСР №3, Министерства социальной защиты населения РСФСР от 08.01.1992 № 235.

Судом установлено, что 09.05.2019г. истцу исполнилось 57 лет. Для назначения досрочной пенсии по старости в указанном возрасте истцу, в соответствии с пп.2 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», необходимо иметь специальный стаж работы с тяжелыми условиями труда не менее 7 лет 6 месяцев.

Согласно материалам дела, 25.04.2019г. истец обратился в УПФ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости (л.д.16-18). Однако ответчик решением от 30.05.2019г. отказал ему в этом в связи с отсутствием специального стажа, который, по его мнению, составляет 6 лет. При этом из подсчета специального стажа были исключены оспариваемые истцом периоды работы:

-с 01.08.1992г. по 16.11.1993г. в качестве сменного мастера участка плавки и выдержки металла литейного цеха Ярцевского завода «Двигатель» АМО ЗИЛ, так как занимаемая истцом должность не предусмотрена Списком №2;

-с 05.10.1993г. по 16.11.1993г. в качестве сменного мастера участка плавки и выдержки металла литейного цеха (Список №2), с 17.11.1993г. по 28.02.1994г. в качестве выбивальщика отливок литейного цеха (Список №1) Ярцевского завода «Двигатель» АМО ЗИЛ, так как вызывает сомнение занятость истца в льготных профессиях из-за отсутствия начисления заработной платы;

-период ежегодного оплачиваемого отпуска с 04.12.1993г. по 10.01.1994г., поскольку отсутствует факт выполнения работы за указанный период;

-периоды административных отпусков: с 21.07.1992г. по 24.07.1992г., с 01.03.1994г. по 30.06.1994г., со ссылкой на п.п.4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516.

Кроме того, в подсчет общего, страхового и специального стажа не был принят период работы истца с 01.01.1991г. по 22.01.1992г. в качестве начальника смены трубопрокатного цеха (Список №2) Азербайджанского трубопрокатного завода, поскольку периоды работы на территории государств-республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан), после 01.01.1991г. включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (л.д.82-83).

Однако, по мнению суда, оспариваемые истцом периоды работы, подлежат частичному включению в его специальный стаж, по следующим основаниям.

Судом установлено, что в период с 01.08.1992г. по 16.11.1993г. истец работал в качестве сменного мастера участка плавки и выдержки металла литейного цеха Ярцевского завода «Двигатель» АМО ЗИЛ.

В соответствии с подразделом 1 «Литейное производство» раздела 14 «Металлообработка» Списка №2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991г. №10, правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются: мастера, старшие мастера участков (позиция 2150100б-23428).

Как усматривается из материалов дела, Давудов Т.Д. в 1981 году окончил Сумгаитский политехнический техникум по специальности «прокатное производство», ему была присвоена квалификация «техник-металлург»; кроме того, истец имеет высшее техническое образование по специальности «инженер-металлург» (л.д.63,64,65,66).

Согласно записям трудовой книжки, в период с 01.08.1992г. по 16.11.1993г. истец работал сменным мастером участка плавки и выдержки металла литейного цеха №1 Ярцевского завода «Двигатель» АМО ЗИЛ (л.д.32).

Записи в трудовой книжке истца подтверждаются архивной справкой, приказами (распоряжениями) работодателя, личной карточкой Т-2, лицевыми счетами, расчетными листками (л.д.40,41, 96,97-107), где должность истца указана как «мастер».

В Общесоюзном классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 1 86 016 и в Общероссийском классификаторе профессий рабочих ОК 016-94 (далее - ОК) имеются профессии «мастер» (код профессии 23796) и «мастер цеха» (код профессии 24013).

Из штатных ведомостей Ярцевского завода «Двигатель» АМО ЗИЛ за 1992г. (л.д.115-116) видно, что в штате литейного цеха № 1 завода на участке плавки имелись лишь должности мастеров (старших мастеров), должность «сменный мастер» не усматривается.

Согласно Извлечению из Списков №1 и №2 наименований профессий рабочих и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях в льготных размерах, работа в должности мастера (старшего мастера) участка плавки и выдержки металла литейного цеха № 1 Ярцевского завода «Двигатель» давала право на льготную пенсию по Списку №1 раздел 11 подраздел 1 (л.д.52-58).

При этом указано, что в обязанности мастера (старшего мастера) входила организация производственного процесса.

Из личной карточки истца и штатных ведомостей за 1992г. видно, что в спорный период работы истцу предоставлялись дополнительные дни к отпуску и производилась доплата (12%) за вредные условия труда (л.д.41,96 оборот.стороны,115-116).

Таким образом, самим работодателем подтверждалось, что выполняемая истцом в спорный период работа была связана с вредными условиями труда.

Кроме того, из материалов дела следует, что в спорный период Давудов работал в течение полного рабочего дня, без совмещения других профессий, данная организация являлась его основным местом работы, ему постоянно выплачивалась заработная плата, предоставлялись ежегодные отпуска, в том числе дополнительные (л.д.40,41,43-47,50,96,97-107,110-112,114).

Доказательств обратного представителем ответчика, вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ, суду представлено не было.

Согласно заключению государственной экспертизы условий труда № 03/2 от 17.01.2020г., трудовая функция истца в период с 01.08.1992г. по 16.11.1993г. в должности сменного мастера участка плавки и выдержки металла литейного цеха Ярцевского завода «Двигатель» АМО ЗИЛ, соответствует трудовой функции должности мастера участка, поименованной в Списке № 2 1991 года (код позиции 21501006-23428). При этом занятость истца составляла полный рабочий день (не менее 80% рабочего времени) (л.д.139-145).

Приведенные доказательства в их совокупности свидетельствуют о том, что рассматриваемый период работы истца подлежит включению в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

Рассматривая требования истца о включении в его специальный стаж периода работы с 17.11.1993г. по 28.02.1994г. в качестве выбивальщика отливок литейного цеха Ярцевского завода «Двигатель» АМО ЗИЛ (куда входит период ежегодного оплачиваемого отпуска с 04.12.1993г. по 10.01.1994г.) и периодов административных отпусков - с 21.07.1992г. по 24.07.1992г. и с 01.03.1994г. по 30.06.1994г., суд приходит к следующим выводам.

Подразделом 1 «Литейное производство» раздела 11 «Металлообработка» Списка №1, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10, предусмотрено, что право на льготную пенсию имеют выбивальщики отливок (позиция 1110100а-11504).

В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости …, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно п.5 указанных Правил периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Согласно трудовой книжке, с 17.11.1993г. Давудов Т.Д. был переведен в литейный цех № 2 выбивальщиком отливок 3 разряда Ярцевского завода «Двигатель» АМО ЗИЛ, где проработал до 30.06.1994г. (л.д. 32).

Аналогичные сведения содержатся в архивной справке от 23.12.2016г. №2439, личной карточке, приказах (распоряжениях) работодателя, лицевых счетах, акте проверки факта льготной работы (л.д.40,41,43,48,67,96,108-109,110,113).

Согласно Извлечению из Списков №1 и №2 наименований профессий рабочих и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях в льготных размерах, работа в должности выбивальщика отливок литейного цеха № 2 Ярцевского завода «Двигатель» давала право на льготную пенсию по Списку №1 раздел 11 подраздел 1 (л.д.52-58).

Из акта проверки от 20.05.2019г. № 20 (л.д.67) видно, что в книгах приказов за 1993-1994гг. приказов о совмещении истцом профессий, фактов нахождения в административных отпусках, простоях и других отвлечениях в спорный период не обнаружено.

Однако, согласно записям в личной карточке, лицевом счете за 1993г., акте проверки, в период с 04.12.1993г. по 10.01.1994г. истец находился в ежегодно оплачиваемом отпуске, а в периоды с 21.07.1992г. по 24.07.1992г., с 01.03.1994г. по 01.05.1994г. и с 01.05.1994г. по 01.07.1994г. - в административных отпусках (л.д.41,43,96).

Кроме того, из лицевых счетов за 1993-1994гг. усматривается начисление заработной платы лишь за ноябрь-декабрь 1993 года, в расчетных листках за январь-июнь 1994 года начисления отсутствуют (л.д.46-49,50,67,112-114).

Заключением государственной экспертизы условий труда № 03/2 от 17.01.2020г. установлено, что трудовая функция Давудова Т.Д. в период с 17.11.1993г. по 30.06.1994г. в должности выбивальщика отливок литейного цеха Ярцевского завода «Двигатель» АМО ЗИЛ соответствует трудовой функции должности выбивальщик отливок, поименованной в Списке № 1 1991 года (код позиции 1110100а-11504). При этом занятость истца составляла полный рабочий день (не менее 80% рабочего времени) лишь в период с 17.11.1993г. по 31.12.1993г., определить занятость истца в период с 01.01.1994г. по 30.06.1994г. не представляется возможным (л.д.139-145).

При таких обстоятельствах, в специальный стаж истца подлежит включению лишь период с 17.11.93г. по 31.12.93г.

Период работы с 01.01.1994г. по 30.06.1994г. обоснованно исключен из специального стажа, так как занятость документально не подтверждена.

Также правомерно были исключены периоды административных отпусков с 21.07.1992г. по 24.07.1992г., с 01.03.1994г. по 01.05.1994г. и с 01.05.1994г. по 01.07.1994г. в силу п.п. 4, 5 вышеуказанных Правил, согласно которым включение в специальный стаж периодов административных отпусков не предусмотрено.

Рассматривая вопрос о включении в специальный стаж периода работы с 01.01.1991г. по 01.12.1991г. в качестве начальника смены трубопрокатного цеха Азербайджанского трубопрокатного завода суд приходит к следующему выводу.

Подразделом 3 «Прокатное, колесопрокатное, бандажепрокатное, вилопрокатное, жестекатальное, лудильное, оцинковальное и освинцевальное производства. Производство рельсовых скреплений. Термическая обработка, вырубка и зачистка горячего металла. Производство калиброванного металла» раздела 3 «Металлургическое производство (черные металлы)» Списка №2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991г. №10, предусмотрено, что правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются: начальники смен (позиция 2040300б-24043).

Согласно записям трудовой книжки, которая в силу ст. 66 ТК РФ является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, истец с 10.02.1986г. был зачислен в трубопрокатный цех вальцовщиком автомат стана горячего проката труб стана 250x2 по 4 разряду Азербайджанского трубопрокатного завода (на базе которого в 1993 году было создано ПО «Азербору», преобразованное в 1998 году в ОАО «Азербору»), с 01.07.1986г. истцу был присвоен 5 разряд ЧМ-I вальцовщика автомат стана горячего проката трубопрокатного стана 250-II ТПЦ, с 01.01.1987г. - 6 разряд ЧМ-I вальцовщика автомат стана горячего проката труб стана 250x2 трубопрокатного цеха, с 01.11.1987г. он был назначен начальником смены ТПЦ, а с 22.01.1992г. уволен с завода по переводу в ПО ЗИЛ Ярцевский завод «Двигатель» (л.д.31,39).

Согласно справке ОАО «Азербору» от 03.09.2018г. №97, представить справки о работе Давудова Т.Д. на Азербайджанском трубопрокатном заводе в спорный период не представляется возможным, в связи с уничтожением архивных документов (л.д.34-35,37-38).

Вместе с тем, период работы Давудова Т.Д. с 01.11.1987г. по 31.12.1990г. в качестве начальника смены трубопрокатного цеха Азербайджанского трубопрокатного завода был засчитан ответчиком в специальный стаж истца по Списку №2 (л.д.79-81,82).

По мнению госэкспертизы, в спорный период с 01.01.1991г. по 01.12.1991г. Давудов Т.Д. продолжал работать в одной и той же должности и в одних и тех же условиях труда. В трудовой книжке не усматриваются переводы на неполный рабочий день и совмещение профессий (должностей).

Заключением государственной экспертизы условий труда № 03/2 от 17.01.2020г., назначенной судом, установлено, что трудовая функция истца в оспариваемый период соответствует трудовой функции начальника смены, поименованной в Списке № 2 1991 года (позиция 20403006-24043). При этом занятость истца составляла полный рабочий день (не менее 80% рабочего времени) (л.д.139-145).

Вместе с тем, судом установлено, что работа истца в вышеуказанный спорный период протекала на территории Республики Азербайджан.

Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) урегулированы Соглашением от 13.03.1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в ст. 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В соответствии со ст. 10 Соглашения компетентные органы государств - участников Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Из изложенного следует, что при новом установлении пенсий в рамках названного Соглашения с бывшими республиками СССР территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации необходимо осуществлять подтверждение трудового (страхового), льготного стажа, приобретенного на территории государств-участников Соглашения, а также подтверждение о сохранении института досрочных страховых пенсий путем направления запросов в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств. Решение об установлении пенсии должно выносится на основании документов о трудовом (страховом) стаже и только при условии надлежащего их подтверждения.

Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Российская Федерация и Азербайджанская Республика являются государствами - участниками Содружества Независимых Государств. Договор в области пенсионного обеспечения между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой не заключен.

Согласно п. 2 ст. 6 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Российская Федерация является государством - участником Соглашения от 13.03.1992 г., Азербайджанская Республика - не является.

В Решении Экономического Суда СНГ от 07.04.2005 г. N 01-1/6-04 по делу о толковании применения п. 2 ст. 6 Соглашения "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13.03.1992 г. высказана правовая позиция, согласно которой Государства, являющиеся участниками Соглашения от 13.03.1992 г. должны учитывать трудовой стаж приобретенный гражданами на территории государств, входивших в состав бывшего Союза ССР и впоследствии не ставших участниками указанного Соглашения, то есть только трудовой стаж, приобретенный на территории государства в период их вхождения в состав Союза ССР до 01.12.1991 г.

После распада Советского Союза трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992 г., может учитываться только на основании соответствующих двусторонних соглашений, заключенных между государствами.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 г. N 1011-О-О в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерацией" в страховой стаж граждан, учитываемый при назначении пенсии, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, а также иные периоды, определенные законодательством.

При этом согласно ст. 10 названного Федерального закона периоды работы и (или) иной деятельности засчитываются в данный стаж в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Однако для лиц, осуществлявших работу и (или) иную деятельность за пределами Российской Федерации, законодатель с целью гарантирования этим лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации, права на получение трудовой пенсии в п. 2 указанной статьи закрепил возможность зачета периодов такой деятельности независимо от факта уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Кроме того, законодатель, исходя из необходимости сохранения пенсионных прав, приобретенных по нормам ранее действовавшего законодательства, в п. 2 ст. 29 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" приравнял уплату платежей (взносов, налогов), существовавших в рамках пенсионной системы СССР, а также до 01.01.1991 г. в Российской Федерации, к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В Определении от 19.12.2017 г. N 2915-О Конституционный Суд Российской Федерации повторил позицию о том, что решение вопроса о зачете времени работы на территории Азербайджанской Республики с 01.01.1991 г. в страховой стаж заявителя, не являвшегося в этот период застрахованным в российской системе государственного социального страхования, возможно только путем принятия соответствующего международного соглашения с участием Российской Федерации и Азербайджанской Республики или специального закона.

В соответствии с п. 8 распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российской Федерации из государств - республик бывшего СССР" для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 01.01.1991 г., независимо от уплаты страховых взносов (Письмо Минтруда России от 15.01.2003 г. N 88-16). Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В материалах дела отсутствуют сведения об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за истца после 01.01.1991 г.

При таких обстоятельствах, период работы с 01.01.1991г. по 01.12.1991г. в качестве начальника смены трубопрокатного цеха Азербайджанского трубопрокатного завода не подлежит включению в страховой и специальный стаж истца.

Согласно ст.22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В силу абз.2 п.3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. N 516, учитывая исчисленный УПФ стаж, а также включенные судом периоды, специальный стаж истца составляет 7 лет 5 месяцев 01 день, что недостаточно для назначения пенсии истцу в возрасте 57 лет.

При таких обстоятельствах, требование о назначении пенсии с 09.05.2019г. не подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных требований.

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (ст. 88 ГПК РФ)

Согласно ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: расходы на оплату услуг представителя и другие признанные судом необходимыми расходы.

Согласно ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

При подаче искового заявления истцом была уплачена госпошлина в размере 300 рублей (л.д.3), которая подлежит возмещению ответчиком.

Кроме того, судом установлено, что 18.09.2019 года между Давудовым Т.Д. и ИП Саливон Е.А. был заключен договор на оказание юридических услуг в виде составления искового заявления о признании незаконным решения УПФ об отказе в назначении пенсии и представления интересов заказчика в Ярцевском городском суде (л.д.84-85,86). Согласно разделу 2 договора, стоимость оказываемых услуг составляет 5000 руб., при этом оплата услуг производится в течение трех рабочих дней с момента вынесения решения Ярцевским городским судом по заявлению о признании незаконным решения УПФ об отказе в назначении пенсии.

Доказательств, подтверждающих оплату услуг по договору, материалы дела не содержат.

Таким образом, поскольку оплата за исполнение услуг по договору Давудовым Т.Д. не произведена, то оснований для взыскания с ответчика указанной суммы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Давудова Тофига Давудовича удовлетворить частично.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Ярцевском районе Смоленской области (межрайонное) включить Давудову Тофигу Давудовичу в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы:

-с 01.08.1992г. по 16.11.1993г. в качестве сменного мастера участка плавки и выдержки металла литейного цеха Ярцевского завода «Двигатель» АМО ЗИЛ;

-с 17.11.1993г. по 31.12.1993г. в качестве выбивальщика отливок литейного цеха Ярцевского завода «Двигатель» АМО ЗИЛ.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с ГУ - Управления пенсионного фонда РФ в Ярцевском районе в пользу Давудова Тофига Давудовича 300 (триста) рублей в возврат госпошлины.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ярцевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: И.Н. Панина

Решение суда в окончательной форме принято 23 марта 2020 года