ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1128/2022УИД890002-01-2022-001698-45 от 26.09.2022 Лабытнангского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Дело №2-1128/2022 УИД 89RS0002-01-2022-001698-45

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 сентября 2022 года г.Лабытнанги

Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Сукач Н.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бабковой Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Акционерному обществу "Почта России" о взыскании компенсации морального вреда, штрафа за нарушение прав потребителя,

у с т а н о в и л:

ФИО1, отбывающий наказание в виде лишения свободы, обратился в Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к акционерному обществу "Почта России" (далее по тексту – АО "Почта России") о взыскании компенсации морального вреда в сумме 50 000 руб. 00 коп. за нарушение прав потребителя, причиненного нарушением контрольных сроков доставки почтовой корреспонденции, штрафа в размере 50%.

ФИО1, извещенный о времени и месте слушания дела надлежащим образом, в судебном заседании участия не принял, в иске просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Ответчик АО "Почта России", извещенное надлежащим образом о времени, месте и дате рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, с ходатайствами об отложении дела слушанием либо рассмотрении дела в отсутствие представителя не обращалось.

Орган, дающий заключение по делу, Роспотребнадзор по ЯНАО своего представителя для участия в судном заседании также не направил о месте и времен слушания дела извещен надлежащим образом, представил письменное заключения по делу, в котором полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Статья 6 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого на судебную защиту.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства, что закреплено в ст.2 Конституции Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец ФИО1 отбывает наказание в виде лишения свободы в исправительном учреждении ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО и имеет правовой статус осужденного.

В соответствии с ч.2 ст.10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительными иным законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.3 ст.82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Исходя из положений норм ст.ст.12, 15, 91 УИК РФ, п.п.54, 58 главы XII Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года №295 (далее по тексту – ПВР №295), осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества только через администрацию исправительного учреждения.

Права пользователей услуг почтовой связи защищаются гражданским законодательством, Федеральным законом от 17 июля 1999 года №176-ФЗ "О почтовой связи" (далее по тексту – Федеральный закон №176-ФЗ), Федеральным законом от 07 июля 2003 года №126-ФЗ "О связи" (далее по тексту – Федеральный Закон №126-ФЗ), Законом Российской Федерации от 07 февраля 1992 года №2300-1 "О защите прав потребителей" (далее по тексту – Закон №2300-1), Правилами оказания услуг почтовой связи, утв. Приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 года №234 (далее по тексту – Правила).

Материалами дела подтверждено, что истец при указанных в иске обстоятельствах являлся стороной правоотношений, регулируемых как Законом №2300-1, так и Федеральным законом №176-ФЗ.

В соответствии со ст.2 Федерального закона №176-ФЗ под услугами почтовой связи надлежит понимать действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств.

По смыслу положений, регулирующих права и обязанности пользователей услуг почтовой связи, закрепленных в ст.19 Федерального закона №176-ФЗ, пользователями услуг почтовой связи являются как отправитель почтовых отправлений (переводов), так и адресат.

В соответствии со ст.14 Федерального закона №176-ФЗ к основным гарантиям доступности и качества услуг почтовой связи общего пользования относится обеспечение операторами почтовой связи надлежащего качества оказываемых услуг почтовой связи.

В силу ст.16 Федерального закона №176-ФЗ услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. Операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг.

Согласно ст.37 Федерального закона №176-ФЗ при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда.

Претензии в связи с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтового отправления либо невыплатой переведенных денежных средств предъявляются в течение шести месяцев со дня подачи почтового отправления или почтового перевода денежных средств.

Претензия к организации федеральной почтовой связи может предъявляться как по месту приема, так и по месту назначения почтового отправления. В случае отказа оператора почтовой связи удовлетворить претензию, либо в случае его согласия удовлетворить претензию частично, либо в случае неполучения от оператора почтовой связи ответа в сроки, установленные для рассмотрения претензии, пользователь услуг почтовой связи имеет право предъявить иск в суд или арбитражный суд.

Абзац 10 ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривает возможность потерпевшей стороны требовать компенсации морального вреда.

В силу ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со ст.1064 ГК РФ общими основаниями ответственности за причинение вреда является виновное поведение причинителя вреда.

Заявляя требования, истец исходит из того, что является потребителем услуг почтовой связи, при этом ответчиком нарушены его права как потребителя в связи с нарушением срока доставки почтовых отправлений, направленных ему письменной корреспонденции.

По правилам ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В обоснование исковых требований истец указал, им было получено простое письмо из г.Москва с нарушением сроков пересылки.

Для целей досудебного урегулирования спора истцом в адрес АО "Почта России" направлялась претензия по почтовым отправлениям.

Из ответа руководителя Департамента управления качеством АО "Почта России" ФИО2 от 12 июля 2022 года на указанную претензию следует, что нарушение контрольных сроков пересылки корреспонденции имело место быть, за ненадлежащее исполнение обязательств по пересылке почтовых отправлений оператор почтовой связи несет ответственность и возмещает пользователям убытки, причиненные при их оказании в соответствии со ст.34 Федерального закона №176-ФЗ. В случае нарушения контрольного срока пересылки почтовых отправлений выплачивается неустойка в размере 3% платы за услугу по пересылке за каждый день задержки, но не более оплаченной суммы за данную услугу. В соответствии с чем в адрес истца направлена неустойка в размере 3% платы за услугу почтовым переводом №247710 от 29 июня 2022 года.

Согласно п.1 Правил, данные Правила регулируют взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи, а также устанавливают права и обязанности указанных операторов и пользователей.

В соответствии с подп."а" п.46 Правил операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки; обеспечивать сохранность принятых от пользователей почтовых отправлений и почтовых переводов.

Простое письмо, принятое в г.Москва поступило в адресное ОПС Харп с замедлением на 10 дней.

Таким образом, анализируя имеющиеся по делу доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о доказанности факта нарушения ответчиком контрольных сроков доставки письменной корреспонденции.

Как предусмотрено ст.34 Федерального закона №176-ФЗ за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает, в том числе за недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений.

В соответствии со ст.15 Закона №2300-1, в том числе пользователю услуг почтовой связи предоставлено право на компенсацию морального вреда, причиненного ему вследствие нарушения исполнителем, в данном случае оператором почтовой связи, прав потребителей (пользователей), предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации. Размер компенсации морального вреда, подлежащей взысканию в пользу пользователя услуг почтовой связи определяется судом.

Исходя из п.45 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года №17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", согласно которого при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.

С учетом того, что факт допущенного нарушения ответчиком контрольных сроков пересылки почтовой корреспонденции судом установлен, то имеются основания для возложения на АО "Почта России" обязанности по возмещению морального вреда истцу в соответствии со ст.15 Закона №2300-1.

Разрешая вопрос о размере денежной компенсации, суд исходит из характера допущенного ответчиком нарушения, длительности существования нарушения прав истца и его личность. Доказательств причинения физических и нравственных страданий фактом нарушения его прав, как потребителя, истец не представил. Видно, что истец являлся получателем почтовой корреспонденции, таким образом, с учетом характера причиненных потребителю неудобств, а также незначительного периода допущенного нарушения контрольных сроков пересылки, исходя из принципа разумности и справедливости, размер подлежащей возмещению компенсации морального вреда суд определяет в сумме 300 руб. 00 коп.

Решение об обратном нарушает положения ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации и оценивается судом как злоупотребление правом на судебную защиту. Усматривается, что обращение истца, отбывающего уголовное наказание в виде лишения свободы и не имеющего источника дохода, за судебной защитой по малозначительному поводу преследует цель извлечения необоснованной имущественной выгоды.

ФИО1 также просил взыскать с ответчика в его пользу штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя на основании ч.6 ст.13 Законом №2300-1. Размер штрафа согласно указанной нормы закона составляет 150 руб. 00 коп.

В силу ст.198 ГПК РФ в решении суда должно быть указано на распределение судебных расходов.

Истец при обращении в суд с иском в защиту прав потребителя, в силу закона, освобожден от уплаты государственной пошлины.

В связи с удовлетворением заявленного иска неимущественного характера, с АО "Почта России" на основании ст.103 ГПК РФ в соответствующий бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 руб. 00 коп.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск ФИО1 ДД/ММ/ГГ года рождения уроженца ... Казахстана (СНИЛС ) удовлетворить частично.

Взыскать с Акционерного общества "Почта России" (ИНН <***>) в пользу ФИО1 ДД/ММ/ГГ года рождения уроженца ... Казахстана (СНИЛС ) компенсацию морального вреда в размере 300 руб. 00 коп., штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 150 руб. 00 коп., а всего 450 (четыреста пятьдесят) рублей 00 копеек.

ФИО1 в остальной части иска отказать.

Взыскать с Акционерного общества "Почта России" (ИНН <***>) в соответствующий бюджет государственную пошлину в сумме 300 (триста) рублей 00 копеек.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Лабытнангский городской суд в течение месяца.

Судья: