ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1131/2015 от 29.05.2015 Высокогорского районного суда (Республика Татарстан)

Дело № 2-1131/2015

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

29 мая 2015 года пос.ж.д. ст. Высокая Гора

Высокогорский районный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой Л.В.,

с участием представителя заявителя С.Р.А. по доверенности С.Р.Р.,

представителя заинтересованного лица Главы Альдермышского сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ С.Т.С., при секретаре Гариповой Н. М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале гражданское дело по заявлению С.Р.А. о признании бездействия Исполнительного комитета Альдермышского сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ незаконным, обязании установить границы населенного пункта дер. Сая в соответствии с генеральным планом и внести изменения в правила землепользовании и застройки в части дер. Сая,

у с т а н о в и л:

С.Р.А. обратился в суд с вышеуказанным заявлением, в обосновании указывают следующее.

ДД.ММ.ГГГГ он обратился в исполнительный комитет Альдермышского сельского поселения Высокогорского района РТ с заявлением о необходимости направления сельским поселением в адрес кадастровой палаты РТ карты (план) объекта землеустройства (населенного пункта дер. Сая).

ДД.ММ.ГГГГ он обратился в исполнительный комитет Альдермышского сельского поселения Высокогорского района РТ с заявлением о внесении изменений в правила землепользования и застройки Альдермышского сельского поселения в части дер. Сая.

В установленный ч. 1 ст. 12 ФЗ от 2 мая 2006 г. № 59 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ответ ему направлен не был, юридически значимое действие осуществлено не было. О проявлении бездействия ему стало известно ДД.ММ.ГГГГ в связи с не поступлением в его адрес ответа, а также отсутствием каких-либо действий со стороны Альдермышского сельского поселения по изменению правил землепользования и застройки и установлению границ населенного пункта дер. Сая.

С данным бездействием он не согласен, считает его незаконным, поскольку оно нарушает его права, а именно, право на смену категории земельных участков с «сельхоз назначения» на индивидуальное жилищное строительство» в соответствии с генеральным планом Альдермышского сельского поселения и схемы территориального планирования Высокогорского района РТ.

Просит признать бездействия исполнительного комитета Альдермышского сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ незаконным, обязать исполнительный комитет Альдермышского сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ установить границы населенного пункта дер. Сая в соответствии с генеральным планом и внести изменения в правила землепользовании и застройки в части дер. Сая,

В судебном заседании представитель заявителя С.Р.А. по доверенности С.Р.Р. заявление поддержал, пояснить, почему С.Р.А. стало известно о проявлении бездействия лишь ДД.ММ.ГГГГ не смог.

Представитель заинтересованного лица Глава Альдермышского сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ С.Т.С. с заявлением не согласился и пояснил, что действительно обращение С.Р.А. от ДД.ММ.ГГГГ было оставлено без регистрации и без ответа, по данному поводу в адрес сельского поселения внесено представление. По обращению ДД.ММ.ГГГГ ответ был дан, заказное письмо с ответом было направлено С.Р.А.ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ вернулось с отметкой истек срок хранения, затем вручено ДД.ММ.ГГГГ лично С.Р.А.. Народными депутатами Альдермышского сельского поселения был подготовлен генеральный план сельского поселения, который был направлен в «ТАТивестгражданпроект» для регистрации, а затем при оплате <данные изъяты> данный генеральный план будет направлен в адрес сельского поселения, и в дальнейшем будет утвержден народными депутатами. Заявитель не представил уважительных причин пропуска трехмесячного срока, предусмотренного ст. 256 ГПК РФ для обжалования действий государственных органов. Просит в удовлетворении заявления отказать как по существу, так и по причине пропуска трехмесячного срока для обжалования действий государственных органов.

Выслушав пояснения представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд находит заявление С.Р.А. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Как следует из ч. ч. 1, 2 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

В соответствии с п. 3 ст. 5 Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин имеет право получить письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона.

Согласно п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 10 указанного Закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение и дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

Из положений ч. 1 ст. 12 Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» следует, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.

Судом установлено, что С.Р.А. купил ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером находящийся по адресу: РТ, Высокогорский район, Альдермышское сельское поселение.

Как пояснил в ходе судебного заседания представитель заявителя, данный участок С.Р.А. был размещен на четыре участка.

ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанные четыре участка С.Р.А. оформлено право собственности.

ДД.ММ.ГГГГС.Р.А. обратился к Главе Альдермышского сельского поселение с заявлением, в котором указал, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером Согласно принятому генеральному плану Альдермышского сельского поселения, территория его земельного участка входит в жилую застройку. Для осуществления им дальнейших действий по реализации своих законных прав, а именно, смены категории земельного участка необходимо направление сельским поселением в адрес кадастровой палаты РТ карты (плана) объекта землеустройства (населенного пункта дер. Сая). При принятии нового генерального плана либо внесений изменений просит письменно информировать о готовящихся изменениях в генеральный план поселения за один месяц.

Согласно представлению прокурора Высокогорского района РТ, проверкой установлено, что обращение С.Р.А. от ДД.ММ.ГГГГ было оставлено без регистрации и без письменного ответа по существу, изложенных в нем доводов.

ДД.ММ.ГГГГС.Р.А. вновь обращается к Главе Альдермышского сельского поселения, просит внести изменения в правила землепользования и застройки в части дер. Сая с земель «сельхоз назначения» под «жилищное строительство» в соответствии с генеральным планом Альдермышского сельского поселения. При невозможности просит предоставить выписку из генерального плана на его участок.

На данное обращение Главой Альдермышского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ за был дан ответ, согласно которому сообщено, что для внесения изменений в правилах землепользования и застройки в части <адрес> с земель «сельхозназначения» под «жилищное строительство», необходимо обратиться в проектную организацию «ТАТинвестгражданпроект».

Данный ответ был направлен С.Р.А.ДД.ММ.ГГГГ и возвращен в сельское поселение ДД.ММ.ГГГГ с отметкой «Истек срок хранения».

Далее Главой сельского поселения на имя С.Р.А. было направлено письмо о том, что ответ направленный ДД.ММ.ГГГГ был возвращен в Альдермышское сельское поселение.

Ответ на свое обращение от ДД.ММ.ГГГГ получен С.Р.А.ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается, представленными главой сельского поселения, ответом от ДД.ММ.ГГГГи уведомлениями.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменные обращения С.Р.А. должны быть рассмотрены в течение 30 дней со дня регистрации.

При указанных обстоятельствах, обращение С.Р.А. от ДД.ММ.ГГГГ было рассмотрено и дан ответ на обращение в установленные законом сроки.

Обращение С.Р.А. от ДД.ММ.ГГГГ должно было быть рассмотрено и дан ответ в течение также 30 дней, то есть с ноября 2014 года заявителю было известно о том, что его право получить письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов нарушено.

Однако обратился С.Р.А. в суд с данным заявлением лишь ДД.ММ.ГГГГ.

Суд считает, что срок на оспаривание бездействия государственного органа пропущен заявителем без уважительных причин, что в силу ч. 2 ст. 256 ГПК РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении его требований.

Уважительных причин пропуска заявителем либо его представителем не представлено. Довод заявителя о том, что ему стало известно о проявлении бездействия лишь ДД.ММ.ГГГГ суд считает необоснованным и не подтвержденным какими-либо доказательствами.

Кроме того, суд принимает во внимание, что руководителем исполнительного комитета Высокогорского муниципального района ДД.ММ.ГГГГС.Р.А. был дан ответ на его обращение и разъяснено какие ему необходимо предпринять действия для внесения изменений в правила землепользования и застройки Альдермышского сельского поселения.

В соответствии со ст. 8, ч. 1, п. 4 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок установления или изменения видов разрешенного использования и включения земельных участков в границы населенных пунктов осуществляется правительством субъекта Российской Федерации.

Суд не вправе вносить изменения в границы кадастрового квартала «земли населенного пункта», а также принимать решение об изменении вида разрешенного землепользования.

В соответствии с пунктом 16 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план. Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 ГрК РФ (пункт 17 статьи 24).

Согласно п. 20 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения сельского поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство и т. д.

Таким образом, включение земельного участка в границы населенного пункта осуществляется путем внесения изменений в генеральный план или схемы территориального планирования муниципального района.

Суд установил, что решения Альдермышского сельского поселения об отказе в установлении границы населенного пункта дер. Сая в соответствии с генеральным планом и внесении изменений в правила землепользования и застройки в части дер. Сая не имеется.

Суд исходя из положений статьи 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» считает, что основания для удовлетворения заявления в данной части не имеются, в данном случаи суд вторгается в полномочия органа местного самоуправления и поэтому не может обязать Исполнительный комитет Альдермышского сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ установить границы населенного пункта дер. Сая в соответствии с генеральным планом и внести изменения в правила землепользовании и застройки в части дер. Сая.

Суд, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, пришел к выводу, что требования С.Р.А. заявлены необоснованно и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении требований С.Р.А. о признании бездействия Исполнительного комитета Альдермышского сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ незаконным, обязании Исполнительный комитет Альдермышского сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ установить границы населенного пункта <адрес> в соответствии с генеральным планом и внести изменения в правила землепользовании и застройки в части дер. Сая отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления полного мотивированного решения в Верховный Суд Республики Татарстан через Высокогорский районный суд Республики Татарстан.

Судья: