ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1133/2022 от 01.03.2022 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-1133/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Хабаровск 1 марта 2022 года

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Прокопчик И.А.,

при секретаре судебного заседания Вечурко В.Д.,

с участием административного истца Алексеевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Алексеевой Ирины Валерьевны к департаменту муниципальной собственности администрации города Хабаровска о признании отказа в пересмотре выкупной стоимости земельного участка незаконным, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка с применением льготы,

установил:

Алексеева И.В. обратилась в суд с иском к департаменту муниципальной собственности администрации <адрес> о признании отказа в пересмотре выкупной стоимости земельного участка незаконным, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка с применением льготы, указав в обоснование заявленных требований, что в декабре 2021 года она обратилась в департамент муниципальной собственности с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , площадь 790 кв.м., категория земельного участка – земли населенных пунктов, разрешенный вид использования – для индивидуальной жилой застройки, по документам – жилой дом (двухквартирный), кадастровая стоимость составляет 456 928,10 рублей. Участок имеет учтенные границы. На участке расположена часть жилого дома: кадастровый , общей площадью 30,7 кв.м. Остальная часть придомовая и участок для посадки сельхоз растений. Часть жилого дома принадлежит административному истцу на праве собственности, согласно выписке из ЕГРН государственная регистрация от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ её ознакомили с договором купли-продажи земельного участка без проведения торгов с выкупом за 100 % кадастровой стоимости в размере 456 928,10 рублей. ДД.ММ.ГГГГ административный истец написала заявление о пересмотре выкупной цены за земельный участок и предоставлении льготы в виде 3% от кадастровой стоимости, но получила отказ. С выкупной суммой не согласна. Доводы ответчика о том, что вид разрешенного использования «под индивидуальный жилой дом» не дает прав на 3% льготу по причине ее получения только гражданами с земельными участками с разрешенным использованием «для индивидуального жилищного строительства» полностью опровергаются нормами земельного законодательства, классификатором видов разрешенного использования, в котором содержится описание вида разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» и определено, что подразумевается по этим видом (в том числе, под индивидуальный жилой застройки). Просит признать незаконным отказ департамента муниципальной собственности администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о пересмотре выкупной стоимости земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 790 кв.м. расположенного по адресу: <адрес>Б; обязать департамент муниципальной собственности администрации <адрес> заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером общей площадью 790 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>Б, с применением льготы 3% от кадастровой стоимости в соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пр.

Административный истец в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, на их удовлетворении по доводам, изложенным в исковом заявлении, настаивала.

Представитель административного ответчика, надлежащим образом уведомленного о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не прибыл, доказательств уважительности причин неявки не представил, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявил, в связи с чем, суд, руководствуясь ч. 6 ст. 226 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административного ответчика по представленным доказательствам.

Согласно ранее поступившему отзыву департамент муниципальной собственности администрации <адрес> заявленные требования не признает, поскольку по смыслу п. 4 Порядка определения цены земельного участка, находящегося в собственности <адрес>, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена на территории <адрес>, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пр, размер оплаты определяется в размере 3,0 процентов кадастровой стоимости земельного участка в случае, если земельный участок был предоставлен в целях индивидуального жилищного строительства либо имеет разрешенный вид использования для индивидуального жилищного строительства. Истцом не представлено документов, подтверждающих, что испрашиваемый земельный участок предоставлялся для индивидуального жилищного строительства. Как следует из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ вид разрешенного использования спорного земельного участка: «под жилой дом». Считает, что вид разрешенного использования «под индивидуальный жилой дом» не является идентичным виду разрешенного использования «под индивидуальное жилищное строительство». В связи с чем, оснований для расширенного толкования порядка применения льготы для определения выкупной цены земельного участка не имеется. Поскольку основания для определения цены земельного участка в размере 3,0 процентов его кадастровой стоимости у департамента отсутствовали, отказ в пересмотре выкупной стоимости земельного участка, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ, соответствует действующему земельному законодательству и не нарушает права истца. На основании изложенного оснований для удовлетворения искового заявления не имеется.

Выслушав административного истца, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции Российской Федерации, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч. 1 ст. 46).

Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Как предусмотрено ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом в ходе разбирательства дела установлено, что Алексеева Ирина Валерьевна является собственником части жилого дома, общей площадью 30,7 кв.м., кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>Б, <адрес>.

Право собственности Алексеевой Ирины Валерьевны на данный объект недвижимости зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.

Часть жилого <адрес>Б по <адрес> расположена в пределах земельного участка общей площадью 790 +/ - 10 кв.м., кадастровый , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: жилой дом (двухквартирный), кадастровой стоимостью 456 928,10 рублей (выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ Алексеева Ирина Валерьевна обратилась в департамент муниципальной собственности администрации <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером

На основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ департамент муниципальной собственности администрации <адрес> предоставил административному истцу для подписания проект Договора купли-продажи земельного участка, в пункте 1.1. которого указано, что продавец продает, а покупатель покупает на условиях, изложенных в настоящем договоре, из земель категории «земли населенных пунктов» земельный участок, площадью 790,0 кв.м., местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес> Б, с кадастровым номером , в собственность за плату под часть жилого дома, общей стоимостью 456 928 рублей 10 копеек.

Не согласившись со стоимостью земельного участка, определенной в пункте 1.1. проекта Договора купли-продажи земельного участка, административный истец ДД.ММ.ГГГГ обратилась в департамент муниципальной собственности администрации <адрес> с заявлением, в котором просила пересмотреть выкупную стоимость земельного участка кадастровый .

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ департамент муниципальной собственности администрации <адрес> отказал заявителю в пересмотре выкупной стоимости земельного участка с кадастровым номером по цене равной 3 % от его кадастровой стоимости, с указанием на то, что поскольку согласно сведений ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ вид разрешенного использования испрашиваемого в собственность земельного участка – под жилой дом (двухквартирный), расчет выкупной стоимости произведен в соответствии с действующим законодательством.

Обращаясь в суд с настоящим иском, Алексеева Ирина Валерьевна просит признать незаконным отказ департамента муниципальной собственности администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в пересмотре выкупной стоимости земельного участка с кадастровым номером и возложить на департамент муниципальной собственности администрации <адрес> обязанность заключить договор купли-продажи данного земельного участка с применением льготы в соответствии с Постановлением <адрес>-пр от ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что оспариваемый отказ нарушает её права и законные интересы на получение в собственность за плату без проведения торгов земельного участка по цене, равной 3 % от его кадастровой стоимости.

Разрешая заявленные административным истцом требования, суд руководствуется следующим.

Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В силу чего, одним из основных прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации, является право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю (ч. 1 ст. 36).

При этом условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации).

Таким федеральным законом, регламентирующим, в том числе, условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, является Земельный кодекс Российской Федерации.

Действующее в Российской Федерации земельное законодательство, как это определено в п. 1 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ), регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

В силу п. 1 ст. 5 ЗК РФ, участниками земельных отношений выступают граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

В свою очередь, к объектам земельных отношений законодателем отнесены: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков (п. 1 ст. 6 ЗК РФ).

Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (п. 3 ст. 6 ЗК РФ).

В пункте 1 ст. 7 ЗК РФ закреплено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования (п. 2 ст. 7 ЗК РФ).

Основной или условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка считается выбранным в отношении такого земельного участка со дня внесения сведений о соответствующем виде разрешенного использования в Единый государственный реестр недвижимости (абз. 3 п. 2 ст. 7 ЗК РФ).

Граждане и юридические лица, реализуя гарантированное Конституцией Российской Федерации право, имеют равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

Так, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (п. 2 ст. 15 ЗК РФ).

В связи с чем, собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются те земельные участки, которые приобретены гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 15 ЗК РФ).

В частности, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (подп. 2 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ).

В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (уполномоченный орган).

По общему правилу, содержащемуся в п. 1 ст. 39.3 ЗК РФ, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Без проведения торгов осуществляется продажа, в том числе земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса (подп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ).

Согласно подп. 2 п. 2 ст. 39.4 ЗК РФ, при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном: органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

Непосредственный порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен в статье 39.14 ЗК РФ.

Как предусмотрено в п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Указанное исключительное право собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, приобрести такой участок в собственность соответствует одному из основных принципов земельного законодательства, на котором основываются Земельный кодекс Российской Федерации и иные, изданные в соответствии с ним акты земельного законодательства, а именно, принципу единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).

В ходе судебного разбирательства, как отмечалось выше, судом было установлено, что Алексеева Ирина Валерьевна является собственником части жилого <адрес>Б (<адрес>), находящегося по адресу: <адрес>, кадастровый , и расположенного в кадастровом квартале , в связи с чем, административный истец имеет исключительное право приобрести земельный участок с кадастровым номером в собственность за плату без проведения торгов.

Обозначенное право административного истца приобрести земельный участок в собственность за плату без проведения торгов департаментом муниципальной собственности администрации <адрес> не оспаривается; вместе с тем, стороны земельных отношений не достигли согласия относительно цены земельного участка с кадастровым номером

В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пр утвержден Порядок определения цены земельного участка, находящегося в собственности <адрес>, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена на территории <адрес>, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов.

Названный Порядок определяет цену земельного участка, находящегося в собственности <адрес>, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена на территории <адрес>, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов (п. 1).

Согласно п. 2 Порядка, цена земельного участка определяется в размере его кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 – 5 настоящего Порядка.

Так, в пункте 4 Порядка установлено, что цена земельного участка определяется в размере 3,0 процентов его кадастровой стоимости при продаже земельного участка гражданам, являющимся собственниками зданий, сооружений, за исключением указанных в подпунктах 4, 5 пункта 5 настоящего Порядка, расположенных на земельных участках, предоставленных и (или) имеющих разрешенный вид использования для индивидуального жилищного строительства, блокированной жилой застройки, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов, предоставленных для садоводства.

Отказывая Алексеевой И.В. в пересмотре стоимости земельного участка, департамент муниципальной собственности администрации <адрес> в ответе от ДД.ММ.ГГГГ сослался на то, что поскольку вид разрешенного использования испрашиваемого заявителем в собственность земельного участка с кадастровым номером «под жилой дом (двухквартирный)», в то время, как в соответствии с п. 4 Порядка, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пр, земельный участок должен иметь разрешенный вид использования для индивидуального жилищного строительства, основания для приобретения земельного участка на льготных условиях отсутствуют.

С данными доводами административного ответчика суд согласиться не может ввиду следующего.

В силу абз. 3 п. 2 ст. 7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ утвержден классификатора видов разрешенного использования земельных участков.

Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, виду разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1) соответствует описание «размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение гаражей для собственных нужд и хозяйственных построек».

По смыслу приведенных выше норм, подлежащих применению с учетом общих положений земельного законодательства, обязывающих собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением (статья 42 ЗК РФ), возникновение исключительного права на приобретение земельного участка без проведения торгов зависит от достижения той цели, для которой он предоставлялся лицу.

Из имеющихся в материалах дела документов следует, что административный истец испрашивает земельный участок с кадастровым номером 27:23:0041720:126 под использование принадлежащей ему на праве собственности части жилого дома (<адрес>) с кадастровым номером 27:23:0041720:87.

Принимая во внимание, что вид разрешенного использования земельного участка «для индивидуального жилищного строительства» включает в себя «размещение жилого дома», а также равное право на приобретение в собственность или в аренду земельных участков гражданами и юридическими лицами, являющимися собственниками расположенных на этих участках зданий, сооружений, суд соглашается с доводами административного истца и признает за ней право приобрести земельный участок с кадастровым номером 27:23:0041720:126 в собственность по установленной названным Порядком льготной цене в размере 3 % от кадастровой стоимости.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом в силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом, согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ, принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Из анализа положений ст.ст. 218, 226, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании оспариваемого решения незаконным необходимо наличие двух условий – это несоответствие оспариваемого решения закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующими требованиями.

Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.

Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, приняв во внимание, что Алексеева Ирина Валерьевна является собственником части жилого дома с кадастровым номером , расположенного в пределах земельного участка с кадастровым номером , с видом разрешенного использования: жилой дом (двухквартирный), суд не может признать законным отказ департамента муниципальной собственности администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в пересмотре выкупной стоимости земельного участка, поскольку он нарушает права административного истца на приобретение в собственность земельного участка за плату без проведения торгов по цене равной 3 % от его кадастровой стоимости.

С учетом изложенного, требование Алексеевой Ирины Валерьевны о признании незаконным отказа департамента муниципальной собственности администрации <адрес> в пересмотре выкупной стоимости земельного участка с кадастровым номером , оформленного письмом от ДД.ММ.ГГГГ, является обоснованным и подлежит удовлетворению.

В соответствии с п.п. 2, 3 ч. 1 ст. 124 КАС РФ, административное исковое заявление может содержать требования: о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия); об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В силу п. 4 ст. 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

По смыслу приведенных выше норм права разрешение судом спора о наличии разногласий по конкретным условиям подлежащего заключению договора сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и определению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке.

Как определено в п.п. 1.2. Положения о департаменте муниципальной собственности администрации <адрес>, утвержденного решением Хабаровской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, департамент муниципальной собственности создан на основании муниципального правового акта с целью осуществления в пределах своих полномочий управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности (за исключением муниципального жилищного фонда, водных объектов, находящихся в муниципальной собственности), от имени городского округа «<адрес>», а также земельными участками, являющимися муниципальной собственностью, и земельными участками на территории города, государственная собственность на которые не разграничена.

В силу подп. «з» п. 2.2. названного Положения департамент заключает договоры купли-продажи муниципальных земельных участков, а также земельных участков на территории города, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа «<адрес>» и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа «<адрес>», в собственность за плату без проведения торгов».

Поскольку в соответствии положениями действующего земельного законодательства заключение договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для департамента муниципальной собственности администрации <адрес> является обязательным, суд считает необходимым требование административного истца удовлетворить и возложить на департамент муниципальной собственности администрации <адрес> обязанность заключить с Алексеевой Ириной Валерьевной договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером общей площадью 790 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>Б, с применением льготы 3 % от его кадастровой стоимости в соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пр.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Алексеевой Ирины Валерьевны к департаменту муниципальной собственности администрации <адрес> о признании отказа в пересмотре выкупной стоимости земельного участка незаконным, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка с применением льготы удовлетворить.

Признать незаконным отказ департамента муниципальной собственности администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в пересмотре выкупной стоимости земельного участка с кадастровым номером общей площадью 790 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> Б.

Обязать департамент муниципальной собственности администрации <адрес> заключить с Алексеевой Ириной Валерьевной договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 790 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> Б, с применением льготы 3 % от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пр.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья И.А. Прокопчик