ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1136/2018 от 05.04.2018 Октябрьского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-1136/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Смирновой К.Н. при секретаре Шитовой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 05 апреля 2018 года дело по иску ФИО1 к департаменту имущественных отношений Администрации города Омска, бюджетному учреждению г. Омска «Центр содержания и хранения имущества» об исправлении кадастровой ошибки, установлении границ земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с названным иском, уточнив который пояснила, что на основании Государственного акта на право пользования землей от 23.09.1988 серии ФИО1 предоставлен садовый участок <адрес>. В 2003 году номер земельного участка изменен на «». 03.12.2007 было выдано распоряжение -р о предоставлении земельного участка истцу в собственность. 19.10.2017 было выполнено межевание по уточнению местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего истцу. При выполнении кадастровых работ кадастровым инженером выявлено пересечение границы земельного участка истца с раннее учтенным земельным участком с кадастровым номером . Причиной возникновения вышеуказанных обстоятельств послужила кадастровая ошибка, допущенная при выполнении кадастровых работ. Для устранения выявленных ошибок необходимо привести границы в соответствие их местоположению и указанным координатам для спорных земельных участков. Просила исключить из сведений государственного кадастра недвижимости о границах земельного участка с кадастровым номером точки с координатами 11 (координата ), 12 (координата ), 13 (координата ). Установить смежную границу земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, с земельным участком с кадастровым номером , по обозначенным в межевом плане участка с кадастровым номером по точкам: н8 (координата ), н9 (координата ), н10 (координата ), н1 (координата ),

Истец ФИО1, а также ее представитель по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковое заявление поддержали.

Представитель ответчика департамента имущественных отношений Администрации города Омска ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Пояснила, что в соответствии с Положением «О департаменте имущественных отношений Администрации города Омска», утвержденным Решением Омского городского совета oт 26.10.2011 № 452, департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее по тексту - департамент) является структурным подразделением Администрации города Омска, имеющим основной целью своей деятельности эффективное управление имуществом, находящегося в распоряжении муниципального образования города Омска. Основными задачами департамента являются, в том числе, осуществление от имени муниципального образования город Омск функции управления муниципальным имуществом, защита имущественных интересов муниципального образования город Омск. Кроме того, к функциям Департамента в области лесных отношений и природопользования относится управление и распоряжение лесными участками, ведение учета земель лесного фонда, осуществление защиты имущественных интересов муниципального образования, а также осуществление контроля за управлением распоряжением, использованием по назначению, сохранностью земельных участков находящихся в муниципальной собственности города Омска. В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправление и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 02.05.2012 № 18 утверждены границы Омского лесопарка. Постановлением Администрации города Омска от 27.01.2015 № 62-п утвержден лесохозяйственный регламент Омского лесопарка, в соответствии с которым площадь городских лесов Омского лесопарка составила 2265,7548 га. Согласно сведениям ЕГРП многоконтурный земельный участок с кадастровым номером относится к землям населенных пунктов - лесные участки. На данный земельный участок зарегистрировано право муниципальной собственности, что подтверждается регистрационной записью от 31.10.2016. Распоряжением департамента от 20.10.2016 данный земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование БУ города Омска «Центр содержание и хранения имущества». Границы земельного участка предоставленного истцу определены без учета площади земельных участков включенных в состав Омского лесопарка. Согласно ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса Российской Федерации городские леса относятся к категории защитных лесов. Все лесные участки, входящие в состав Омского лесопарка, в соответствии со статьями 10, 12 и 102 Лесного кодекса РФ, отнесены по целевому назначению к защитный лесам и подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов. Пунктом 5.1 статьи 105 Лесного кодекса РФ определен правовой режим лесов выполняющих функции защиты природных и иных объектов, а именно в городских лесах запрещается размещение объектов капитального строительства. В силу п.3 ч. 1 ст. 97 Земельного кодекса Российской Федерации земли, занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством, относятся к землям природоохранного назначения. Согласно ч. 2 ст. 94 Земельного кодекса Российской Федерации, земли природоохранного назначения относятся к землям особо охраняемых территорий. В силу п. 1 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, что в силу ч. 2 указанной статьи ограничивает их предоставление в частную собственность. Согласно статье 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать своё имущество в собственность другим лицам, передавать им оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Согласно Положению о Департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утверждённому Решением Омского городского Совета от 26.10.2011 №452, Департаменту предоставлено право выступать от имени и в интересах собственника муниципального имущества, которым является муниципальное образование город Омск. Земельные участки находящиеся в составе земель лесного фонда, общего пользования, в том числе лесопарки - отчуждению не подлежат.

Ответчик – бюджетное учреждение г. Омска «Центр содержания и хранения имущества» в судебном заседании участия не принимало, о месте и времени уведомлено надлежаще.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области и СНТ «ОмИИТ» в судебном заседании участия не принимали, извещены надлежаще, приобщили отзывы, просили рассмотреть дело в их отсутствие, принять решение на усмотрение суда.

Свидетель ФИО4, предупрежденная об уголовной ответственности по ст.ст. 307, 308 УК РФ, суду пояснила, что ФИО1 является ее соседкой по даче. Своим участком свидетель пользуется с 1989 года, а ФИО1 - на год раньше. На земельном участке ФИО1 есть забор, домик, границы участка никогда не менялись.

Выслушав присутствующих лиц, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

23.09.1988 СТ «ОмИИТ» выдан государственный акт на предоставление земли для коллективного садоводства и огородничества.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ-р департамент имущественных отношений Администрации города Омска предоставил садоводческому некоммерческому товариществу «ОмИИТ» в собственность бесплатно земельный участок, относящийся к имуществу общего пользования, из состава земель населенных пунктов площадью 57778 кв.м для сельскохозяйственного использования под садоводство.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ-р департамент имущественных отношений Администрации города Омска предоставил ФИО1 в собственность бесплатно земельный участок аллея площадью 567 кв.м, находящийся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, из состава земель населенных пунктов для сельскохозяйственного использования под садоводство в садоводческом некоммерческом товариществе «ОмИИТ» в Октябрьском административном округе города Омска.

Согласно справке СНТ «ОмИИТ» истец является членом СНТ и ей выделен земельный участок на аллее, площадью 567 кв.м, земельный участок расположен в пределах землеотвода СНТ.

Для постановки предоставленного земельного участка на государственный кадастровый учет истец в октябре 2017 года обратилась к кадастровому инженеру ФИО5, которая после проведения геодезических замеров выдала заключение о том, что при выполнении кадастровых работ по уточнению местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, местоположение границ земельного участка было определено с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Площадь данного участка составила 585 кв.м. На данном земельном участке находится объект недвижимости, права на который не зарегистрированы в установленном порядке, также инвентаризация строения не проводилась. В соответствии с выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ в пределах земельного участка с кадастровым номером объекты недвижимости отсутствуют. При выполнении кадастровых работ, кадастровым инженером выявлено пересечение границы земельного участка истца с раннее учтенным земельным участком с кадастровым номером . Причиной возникновения вышеуказанных обстоятельств послужила кадастровая ошибка, допущенная при выполнении кадастровых работ в отношении ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером .

В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Исходя из статьи 11.2 ЗК РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами (пункт 2 ст. 11.2 ЗК РФ). Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке (пункт 8 статьи 11.2 ЗК РФ).

В силу пунктом 3 статьи 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Согласно п. 3 ст. 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Согласно пункту 1.2 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 08 апреля 1996 г., установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле-продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности. При этом в силу п. 1.1 названной Инструкции межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади.

В силу требований ч. 1 ст. 39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 названной статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

Часть 3 ст. 39 указанного закона предусматривает, что согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: 1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); 2) пожизненного наследуемого владения; 3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); 4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

Статьей 40 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного ч. 3 названной статьи случая (ч. 2 ст. 40 Закона).

Из материалов дела следует и не оспорено лицами, участвующими в деле, что акт согласования характерных точек смежной границы спорных земельных участков при межевании земельного участка с кадастровым номером отсутствует, доказательства согласования координат характерных точек их смежной границы суду не представлены.

Суд находит заслуживающими внимания доводы истца о том, что перед предоставлением земельных участков в собственность граждан из земель, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, из состава земель населенных пунктов для сельскохозяйственного использования под садоводство, департамент имущественных отношений Администрации города Омска как уполномоченный орган обязан был согласовать вопрос нахождения предоставленных истцу земельных участков в пределах землеотвода, выделенного СНТ «ОмИИТ», о чем свидетельствует и факт указания в распоряжении департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 03.12.2007 -р на нахождение земельного участка № <адрес>

Согласно заключению кадастрового инженера при выполнении кадастровых работ по уточнению местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, Октябрьский административный округ, садоводческое некоммерческое товарищество "ОмИИТ", аллея , участок , площадь уточняемого земельного участка составила 585 кв.м.

Кадастровые работы по уточнению границ земельного участка выполнены на основании правоустанавливающих документов на земельный участок, а также в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, местоположения смежных земельных участков и естественных границ, позволяющих определить местоположение земельного участка на момент геодезической съемки. Местоположение границ уточняемого земельного участка установлено в соответствии с фактическим использованием.

От т.н 1 до т. 3 - граница установлена по границе смежного земельного участка с кадастровым номером , ранее учтенного в ЕГРН;

От т.3 до т. 4 - граница установлена по границе смежного земельного участка с кадастровым номером , ранее учтенного в ЕГРН;

От т.4 до т.5 - граница установлена по границе смежного земельного участка с кадастровым номером , ранее учтенного в ЕГРН;

От т.5 до т. 6 - граница установлена по границе смежного земельного участка с кадастровым номером , ранее учтенного в ЕГРН;

От т.6 до т. 7 - граница установлена по границе смежного земельного участка с кадастровым номером , ранее учтенного в ЕГРН;

От т.7 до т. н1 - граница земельного участка сформированы по существующему ограждению - деревянный забор на деревянных столбах с учетом данных геодезической съемки.

На уточняемом земельном участке расположен объект недвижимости, права на который не зарегистрированы в установленном порядке, также инвентаризация строения не проводилась.

В соответствии с выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ в пределах земельного участка с кадастровым номером объекты недвижимости отсутствуют.

Согласно Федеральному закону от 29.07.2017 №280 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» до 1 января 2023 года в целях государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, не требуется проведение согласования местоположения части границы такого земельного участка, если земельный участок был предоставлен гражданину для указанных целей до 8 августа 2008 года или образован из земельного участка, предоставленного до 8 августа 2008 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 года:

1) предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка;

2) предоставлен для строительства и (или) эксплуатации жилого дома либо образован из указанного земельного участка;

3) предоставлен для личного подсобного хозяйства либо образован из указанного земельного участка.

Поскольку земельный участок предоставлен истцу ответчиком в собственность 03.12.2007, суд отклоняет доводы департамента имущественных отношений Администрации г. Омска о том, что земельные участки, находящиеся в составе земель лесного фонда, общего пользования, в том числе лесопарки – в данном случае отчуждению не подлежат.

Статья 56 ГПК РФ устанавливает процессуальную обязанность каждой стороны представлять доказательства в обоснование своих требований и возражений, если иное не установлено федеральным законом.

В связи с отсутствием опровергающих доказательств со стороны ответчиков и третьих лиц факта выхода данного участка за пределы землеотвода СНТ «ОмИИТ», а также согласования границ выделенного истцу земельного участка в иных границах, нежели установлены в результате межевания земельного участка на аллее СНТ «ОмИИТ», непосредственно при предоставлении данного участка в собственность истцу либо позднее, учитывая, что земельный участок предоставлен истцу в собственность 03.12.2007, то есть до 08.08.2008 суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО1 к департаменту имущественных отношений Администрации города Омска, бюджетному учреждению г. Омска «Центр содержания и хранения имущества» удовлетворить.

Исключить из сведений государственного кадастра недвижимости о границах земельного участка с кадастровым номером точки с координатами 11 (координата ), 12 (координата ), 13 (координата ).

Установить смежную границу земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, с земельным участком с кадастровым номером , по обозначенным в межевом плане участка с кадастровым номером по точкам: н8 (координата ), н9 (координата ), н10 (координата ), н1 (координата ).

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Омска в течение месяца со дня его принятия.

Судья п/п К.Н. Смирнова

Копия верна, решение в апелляционном порядке не обжаловалось, вступило в законную силу 08.05.2018.

Судья:

Секретарь: