Дело №2-113/2019 26RS0004-01-2019-000121-86
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 июня 2019 года село Александровское
Александровский районный суд Ставропольского края
в составе: председательствующего - Штанько Т.Г.
при секретаре Кудиновой И.В.,
с участием представителей истца по первоначальному иску и ответчика по встречному иску Управления труда и социальной защиты населения администрации Александровского муниципального района <адрес> ФИО1, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, ответчика по первоначальному иску и истца по встречному иску ФИО3, представителя по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>7 и по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ № С 130184 ФИО4, представившей удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ№, ответчика по встречному иску ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Управления труда и социальной защиты населения администрации Александровского муниципального района <адрес> к ФИО3 о взыскании незаконно полученной суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и по встречному исковому заявлению ФИО3 к Г., Управлению труда и социальной защиты населения администрации Александровского муниципального района Ставропольского края и признании не членом семьи, установлении факта прекращения супружеских отношений и ведения раздельного хозяйства,
УСТАНОВИЛ:
Управление труда и социальной защиты населения администрации Александровского муниципального района <адрес> обратилось в суд с иском к ФИО3 о взыскании незаконно полученной суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которое мотивировало следующим:
ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. При подаче заявлений о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ею были скрыты данные о том, что в вышеназванный период она состояла в браке с Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В паспорте серии №№, выданном Отделом внутренних дел <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, отсутствовал штамп о регистрации брака, в других представленных документах также отсутствовали сведения о ее муже Г.
Из представленных ФИО3 документов, влияющих на право назначения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, не усматривалось наличие у нее регистрации брака, свидетельство о заключении брака, сведения о доходах супруга ею не представлялись, поэтому субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг представлялась без учета доходов ее супруга Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Так, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обращалась за назначением субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг: ДД.ММ.ГГГГ принято решение о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ принято решение о назначении субсидии на оплату жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;ДД.ММ.ГГГГ принято решение о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ принято решение о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Факт предоставления недостоверных сведений ФИО3 выявлен при очередном переоформлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В мае 2018 года ею предоставлен паспорт 0718 №, выданный ГУ МВД России по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, в котором в графе «Семейное положение» стоит штамп о государственной регистрации расторжения брака ДД.ММ.ГГГГ с Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 выплачены следующие субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг: май 2015 года- № рублей; июнь 2015 года- № рублей; сентябрь 20ДД.ММ.ГГГГ, 11 рублей; октябрь 20ДД.ММ.ГГГГ, 26 рублей; ноябрь 2015 года – № рублей; декабрь 2015 года- № рублей; декабрь 2015 года- № рублей; январь 2016 года- № рублей; февраль 2016 года- № рублей; июнь 2016 года- № рублей; июль 2016 года № рублей; август 2016 года- № рублей; ноябрь 20ДД.ММ.ГГГГ, 34 рублей; декабрь 2017 года- № рублей; январь 2018 года- № рублей; февраль 2018года – № рублей; март 2018 года- № рублей; апрель 2018 года- №. Итого сумма незаконно полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила № рублей.
Управление предложило ФИО3 предоставить в управление справки о доходах Г.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, для решения вопроса о правомерности назначения ей жилищной субсидии, а также ее размера за следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, либо в добровольном порядке произвести возврат незаконно полученной суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере № рублей. На момент обращения в суд вышеназванные средства ФИО3 не возвращены в краевой бюджет.
В связи с чем истец просит взыскать с ФИО3 в пользу УТиСЗН администрации Александровского муниципального района <адрес> незаконно полученную сумму субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в сумме 50204 (пятьдесят тысяч двести четыре) рублей 61 копейки для возврата в краевой бюджет.
Ответчиком ФИО3 подано встречное исковое заявление о признании не членом семьи, установлении факта прекращения супружеских отношений и ведения раздельного хозяйства, в обоснование которого указано на то, что ФИО3 является собственником <адрес>, расположенного по <адрес>. Право собственности зарегистрировано ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ. После приобретения квартиры она вселилась в нее и с ней вместе проживали её мать, ФИО5 Курбанпатима, дочь, Г. и Р.. С Г. она состояла в зарегистрированном браке до 2018 года, при этом фактически прекратили совместную жизнь и ведение совместного хозяйства в 1982 году, поскольку Г. с указанного года зарегистрирован и проживает в <адрес>. Фактически брачные отношения с ним прекращены в 1982 году, их семья распалась на две семьи, каждая из которых проживает отдельно от другой, ведет свое хозяйство, оплачивает коммунальные платежи и распределяет свой бюджет. С 2012 года по ДД.ММ.ГГГГ она являлась получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Для предоставления данной субсидии она представила в Управление труда все необходимые документы, указанные в памятке, предоставляемой Управлением. Так как она фактически прекратила брачные отношения и ведение совместного хозяйства с Г. еще в 1982 году, с этого времени совместно не проживали, он не являлся членом ее семьи, совместно с ней не проживает, она правомерно для предоставления субсидии предоставила сведения о лицах, проживающих и зарегистрированных с ней в принадлежащей ей квартире. В связи с чем просит установить факт прекращения супружеских отношений и ведения раздельного хозяйства между нею и Г. с января 1982 года признать, что Г.. не являлся членом семьи ФИО7 в период предоставления Управлением труда и социальной защиты населения администрации Александровского муниципального района с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представители истца по первоначальному иску и ответчики по встречному иску ФИО1 и ФИО2 исковые требования поддержали по изложенным в нем доводам, просили его удовлетворить, взыскать с ФИО3 в пользу УТиСЗН администрации Александровского муниципального района <адрес> незаконно полученную сумму субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а именно: за период с мая 2015 года по декабрь 2015 года в размере № рублей, с января 2016 года по август 2016 года в размере № рублей, с ноября 2017 года по декабрь 2017 года в размере № рублей, с января 2018 года по апрель 2018 года в размере № рублей, а всего в сумме № копейки для возврата в краевой бюджет. В удовлетворении встречных исковых требований просили отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела.
Ответчик по первоначальному иску и истец по встречному иску ФИО3 в судебном заседании в удовлетворении иска о взыскании с нее полученной суммы субсидии просила отказать, и суду сообщила, что ею в Управление труда были предоставлены все документы, которые необходимы для назначения субсидии, не отрицала, что за 2015-2018 годы она действительно получала субсидии. Утверждала, что в Управление труда при подаче документов никаких фактов она не скрывала, напротив, при подаче документов сотруднику Управления она сообщала, что состоит в браке, но в паспорте отсутствует отметка о регистрации брака, на что от нее никаких документов дополнительно не потребовали. Так как она более 30 лет не живет одной семьей с Г. он фактически проживает в другом районе, поэтому считает, что членом ее семьи он не являлся, никакой помощи не оказывал, общего бюджета они не имели, жили раздельно, в связи с чем считает, то законно получала назначенные ей суммы субсидий. Встречные исковые требования просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО4 в судебном заседании поддержала встречное исковое заявление по тем основаниям, что в судебном заседании установлено, что ФИО3 в установленном законом порядке представлены все необходимые документы для назначения и получения ею субсидии, также нашел подтверждение факт прекращения супружеских отношений и ведения раздельного хозяйства между Г. и ФИО3 В понимании ст. 31 ЖК РФ Г. не является членом семьи ФИО3 В силу ч.3 ст. 1109 ГК РФ, а также подпункта «б» пункта 60 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, возврат получателем добровольно или в судебном порядке денежных средств, необоснованно полученных в качестве субсидий, допускается при условии, если изменение размера доходов получателя субсидий и (или) членов его семьи повлекло утрату права на получение субсидии. В данном случае размер дохода ФИО3 и членов ее семьи позволяли ей получать субсидию. Считает, что несообщение ФИО3 сведений о ежемесячном доходе своего супруга Г. который фактически с ней не проживал с 1982 года, не может служить основанием для отказа в получении ФИО3 субсидии на оплату жилого помещения, что свидетельствует о правомерности произведенных ей выплат. Кроме того, считает, что поскольку предметом иска являются повременные платежи, то исчислять срок исковой давности по заявленным Управлением требованиям следует отдельно по каждому периодическому платежу, истцом пропущен срок исковой давности в части взыскания суммы субсидий за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик по встречному иску Г. исковые требования ФИО3 признал, подтвердил в судебном заседании, что состоял в зарегистрированном браке с ФИО3, но более 30 лет они вместе не живут, отношения между собой не поддерживают, он никогда ей материально не помогал. После 1982 года он фактически проживал в Дагестане, в <адрес>, с другой женщиной на протяжении 4-5 лет, затем переехал в <адрес> где живет один.
Выслушав стороны, их представителей, свидетеля Г.., исследовав материалы дела, оценив доказательств в их совокупности, относимости и допустимости каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретённое или сбережённое имущество (неосновательное обогащение).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Подпунктом «д» пункта 8 Правил предусмотрено, для получения субсидий граждане и члены их семей предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов, подтверждающих доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.
В силу п. 11 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 761 уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.
Заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии (п. 14 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 761).
Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера (п. 60 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 761).
В п. 61 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 761 указано, что при наличии условий, указанных пп. "в" п. 60, возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, производится получателем добровольно, в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 49 Постановления Правительства Российской Федерации в случае если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу документы, указанные в пункте 48 настоящих Правил, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании заявлений ФИО3 предоставлялась субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно (л.д.28-39).
ФИО3 является собственником <адрес> (л.д.27).
Согласно представленным ФИО3 сведениям, по указанному адресу зарегистрированными числились ФИО3, ее мать, ФИО8 Курбанпатима, дочь, Г. и Р., а также представлен документ, удостоверяющий личность, паспорт 07 01735624, выданный ДД.ММ.ГГГГ, на имя ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с отсутствием сведений о семейном положении (л.д.22-23, 24-26, 30,33,36,39).
Сведений о том, что ФИО3 представлены документы, подтверждающие наличие у нее супруга, заявления ФИО3 о предоставлении субсидий не содержат.
Между тем, согласно справке отела ЗАГС управления ЗАГС <адрес> регистрация брака между Г. и Г. была произведена ДД.ММ.ГГГГ Тантынским сельским <адрес> ДАСССР, запись акта №.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 выплачены следующие суммы субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг: май 2015 года- № рублей; июнь 2015 года- № рублей; сентябрь 20ДД.ММ.ГГГГ, 11 рублей; октябрь 20ДД.ММ.ГГГГ, 26 рублей; ноябрь 2015 года – № рублей; декабрь 2015 года- №; декабрь 2015 года- № рублей; январь 2016 года- № рублей; февраль 2016 года- № рублей; июнь 2016 года- № рублей; июль 2016 года № рублей; август 2016 года- № рублей; ноябрь 20ДД.ММ.ГГГГ, № рублей; декабрь 2017 года- №; январь 2018 года- № рублей; февраль 2018года – № рублей; март 2018 года- № рублей; апрель 2018 года- № рублей. Итого сумма незаконно полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за 2015 год составила № рублей, за 2016 год- № рублей, за 2017 год-№ рублей, за 2018 год-№ рублей, всего за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумма составила № рублей (л.д. 42).
Ответчик ФИО3, возражая против удовлетворения исковых требований, и поддерживая встречные исковые требования, ссылается на то обстоятельство, что с супругом совместно не проживали, общее хозяйство не вели, имели раздельный бюджет.
В подтверждение указанных доводов ФИО3 ссылается на следующие доказательства.
Согласно представленным справкам, выданным главой Александровского сельсовета, в период с 2015 года по 2018 год числящимся проживающим по ее адресу Г. нет, а также специалистом 2 категории администрации села <адрес> о том, что Г.. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован и проживает по <адрес>, села <адрес>.
Согласно свидетельству о расторжении брака, выданному ДД.ММ.ГГГГ, бак между Г. и Г., прекращен ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта о расторжении брака № от ДД.ММ.ГГГГ на основании совместного заявления супругов.
Допрошенный в качестве свидетеля ФИО11 Г.Р. суду подтвердил, что его родителями являются Г.. и ФИО3 Ему известно, что в 1978-1979 годах его родители в Дагестане пытались развестись, но была ошибка в документах матери, и ему неизвестно, был ли брак родителей расторгнут. После чего он с матерью и сестрой уехали в <адрес> края, а отец остался жить в Дагестане с другой семьей. В начале 80-х годов отец также приехал в <адрес>, но с ними не проживал, жил отдельно, с матерью и детьми отец отношения не поддерживал, общее хозяйство родители не вели.
Суд не принимает показания данного свидетеля, поскольку в силу своего малолетнего возраста на момент описываемых им событий, реально оценить природу отношений родителей он не мог. Более того, показания данного свидетеля противоречат объяснениям, данным в судебном заседании ответчиком Г., относительно времени проживания Г. в Дагестане и приезда в <адрес>.
Относительно сведений о фактическом проживании Г. в селе Падинском, указанном в справке специалиста муниципального образования, суд отмечает, что в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении формы и порядка ведения похозяйственных книг органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов» ( в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), пунктом 7 предусмотрено, что записи в книгу производятся должностными лицами, указанными в п.2 настоящего Порядка на основании сведений, предоставленных на добровольной основе членами хозяйств.
Указанное свидетельствует о том, что органы местного самоуправления не устанавливают проживание гражданина по установленному адресу.
В связи с чем представленная истцом по встречному иску справка, выданная администрацией муниципального образования села <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, не является доказательством, подтверждающим факт проживания Г. месту жительства.
В тоже время доводы ответчика по первоначальному иску опровергаются представленными истцом доказательствами.
Довод ответчика и его представителя о том, что регистрация брака сама по себе не имеет значения при том, что супруг ФИО3, Г. зарегистрирован и проживает по другому адресу, фактически брак межу ними прекращен, что не должно учитываться при принятии решения о назначении субсидии, суд находит несостоятельным.
Как указывает Конституционный Суд РФ в Определении от ДД.ММ.ГГГГ№-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Б. на нарушение конституционных прав пунктом 28 Положения о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг» «одной из мер по реализации гарантий социальной защиты при осуществлении гражданами права на жилище (статья 40 часть 2 Конституции Российской Федерации) является предусмотренная Жилищным кодексом Российской Федерации субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Согласно части 1 статьи 159 Жилищного кодекса указанная субсидия предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов в совокупном доходе семьи. Полномочиями по установлению конкретного порядка предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, перечня прилагаемых к заявлению документов, порядка определения состава семьи получателя субсидии Жилищный кодекс Российской Федерации в части 7 статьи 159 наделяет Правительство Российской Федерации, которое вправе учитывать особый правовой статус супругов, определяемый семейным законодательством.
Основным юридическим фактом, порождающим взаимные права супругов, является государственная регистрация заключения брака в органах записи актов гражданского состояния (пункт 2 статьи 10 Семейного кодекса Российской Федерации), а не факт их совместного проживания. Содержание этих прав и обязанностей должно определяться с учетом принципа, сформулированного в пункте 1 Семейного кодекса, который предполагает построение семейных отношений на основе взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов. Применительно к взаимоотношениям супругов данный принцип конкретизирован в положениях Семейного кодекса Российской Федерации, возлагающих на них обязанность оказывать друг другу помощь, в том числе и материальную (пункт 3 статьи 31 и пункт 1 статьи 89). Следовательно, установленный Правительством РФ порядок исчисления совокупного дохода семьи получателя субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, при котором учитывается правовой статус супругов, не может рассматриваться как нарушающий права гражданки, гарантированные статьями 2, 7, 39 (часть 1 и 2) Конституции РФ».
Установление факта прекращения супружеских отношений и ведения раздельного хозяйства между Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и курбановой П.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с января 1982 года, а также признание факта, что Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не являлся членом семьи ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающей по адресу: <адрес>, в период предоставления Управлением труда и социальной защиты населения администрации Александровского муниципального района <адрес> субсидии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а равно сведения о том, что Г. с мая по август 2015 года получал субсидию, не имеет правового значения для разрешения спора в рамках рассматриваемого гражданского дела о взыскании незаконно полученной суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Таким образом, поскольку решение вопроса о предоставлении субсидии, как и о ее размере, зависит от совокупного дохода семьи и достоверности предоставляемых сведений о количестве членов семьи, то ФИО3, не сообщив о наличии у нее супруга и не предоставив его доходы, получила денежные средства в форме субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг без установленных на то законом оснований.
Довод представителя ответчика со с ссылкой на методические рекомендации, утвержденные Совместным приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1037/пр/857 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 761» (далее по тексту – Методические рекомендации), и Пленум Верховного Суда по вопросу определения круга лиц, имеющих право на назначение и выплату субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, считаем не имеющими значения в настоящем гражданском деле, так как управление не отрицает, что пунктом 4 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (далее по тексту – Правила), круг лиц имеющих право на назначение и выплату субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг четко определен – это собственник жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома) и члены его семьи, совместно с ним проживающие.
В судебном заседании представителем истца ФИО2 разъяснялся механизм назначения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, указывалось на то, что Г. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не имел права на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности ФИО3, расположенном по адресу: <адрес>, в связи с тем, что Г. не был зарегистрирован по вышеуказанному адресу по месту проживания.
Решение вопроса о предоставлении субсидии, как и об ее размере, зависит от совокупного дохода семьи и достоверности предоставляемых о количестве членов семьи сведений. В соответствии с пунктом 20 Правил размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Ответчиком ФИО3 не соблюдены требования п.33 Правил, предусматривающие, что при исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи: супругом (супругой); родителями или усыновителями несовершеннолетних детей; несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными.
Довод представителя ответчика о том, что предоставление свидетельства о заключении брака не предусмотрено Правилами, суд отвергает, поскольку Подпунктом «д» пункта 8 Правил предусмотрено предоставление документов, подтверждающих доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. То есть доходы Г. должны быть представлены для решения вопроса о праве на назначение субсидии ФИО3 на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Но в связи с тем, что П. скрыт сам факт регистрации брака, то соответственно и доходы ее супруга не представлены.
В соответствии с пунктом 43 раздела 4 «Документы, необходимые для решения вопроса о предоставлении субсидии» Методических рекомендаций предусмотрено предоставление и рассмотрение уполномоченным органом следующих документов: 43.1. свидетельство о браке; 43.2. свидетельство о расторжении брака; 43.3. свидетельство о рождении ребенка; 43.4. паспорта заявителя и членов его семьи; 43.5. выписка из личного дела военнослужащего или другого лица, проходящего военную службу в федеральных органах исполнительной власти; 43.6. судебный акт в отношении принадлежности гражданина к членам семьи заявителя; 43.7. иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают членство семьи заявителя.
В предоставленном ФИО3 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ паспорте серии №№, выданном Отделом внутренних дел <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, отсутствовала отметка о регистрации брака, то есть предоставлен паспорт, ненадлежащим образом оформленный. В соответствии с пунктом 5 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» в паспорте гражданина Российской Федерации должны стоять отметки о регистрации и расторжении брака, которые проставляются соответствующими органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации. На основании вышеизложенного предоставление свидетельства о браке было обязательным, потому что этот документ мог подтвердить состав семьи для определения совокупного дохода семьи, исходя из которого определяется право на назначение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также влияет на ее размер.
В случае предоставления ФИО3 в управление наряду с другими документами свидетельства о браке и доходов супруга в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ей было бы отказано в связи с расхождениями фамилий, даты рождения в паспорте, свидетельстве о регистрации брака, свидетельстве о регистрации права собственности.
Суд отмечает, что ДД.ММ.ГГГГ Патима Муртазалиевна получила паспорт на имя ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (в соответствии с актовой записью о браке), серии №№, выданный ГУМВД России по СК ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Патима Муртазалиевна получала субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, хотя субсидия назначена ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. О перемене фамилии, даты рождения Патима Муртазалиевна в управление не сообщила. Указанное свидетельствует о недобросовестностипользования предоставленными правами.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО3 при обращении за назначением ей субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг представляла недействительный паспорт на имя ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, серии №№, выданный Отделом внутренних дел <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, что и не отрицалось ФИО3 в судебном заседании.
В соответствии с пунктом 15 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации», документы для получения или замены паспорта должны быть сданы гражданином не позднее 30 дней после регистрации брака.
Доводы представителя ответчика о том, что ФИО3 при обращении за назначением субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг сообщала специалистам управления о том, что она состоит в браке, но в связи с отсутствием отметки в паспорте ей специалисты управления рекомендовали не представлять свидетельство о браке, считаем несостоятельными в связи с отсутствием доказательств. При каждом обращении ФИО3 за назначением субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг составлялись заявления о предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Форма заявления утверждена распоряжением министерства социального развития и занятости населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-р «Об утверждении Методических рекомендаций по оформлению, ведению и хранению персональных дел получателей субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг». В пункте 5 заявления указывается, что ФИО3 ознакомлена с Правилами предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе по проверке в налоговых, таможенных и иных органах (организациях) предоставленных сведений о доходах, приостановлению и прекращению предоставления субсидий. Также в заявлении указывается, что Патима Муртазалиевна подтверждает, что представленные сведения о ее доходах и доходах членов ее семьи точны и исчерпывающие, что она и члены ее семьи предупреждены об ответственности за предоставление неполных или заведомо недостоверных сведений и документов и согласны на проведение их проверки. Заявления собственноручно подписаны Патимой Муртазалиевной.
Стороной ответчика в суде поставлен вопрос о применении судом срока исковой давности.
Согласно ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Общий срок исковой давности составляет три года (ст. 196 ГК РФ).
Как разъяснено пунктом 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» течение исковой давности по требованиям юридического лица начинается со дня, когда лицо, обладающее правом самостоятельно или совместно с иными лицами действовать от имени юридического лица, узнало или должно было узнать о нарушении права юридического лица и о том, кто является надлежащим ответчиком (п.1.ст. 200 ГК РФ).
Факт предоставления недостоверных сведений ФИО3 выявлен при очередном переоформлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В мае 2018 года ФИО3 предоставлен паспорт серии №№, выданный ГУ МВД России по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, в котором в графе «Семейное положение» проставлена отметка о государственной регистрации расторжения брака ДД.ММ.ГГГГ с Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Из представленных ФИО3 документов, влияющих на право назначения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с мая 2015 года по апрель 2018 года, не усматривалось наличие у нее регистрации брака, свидетельство о заключении брака, сведения о доходах супруга ею не предоставлялись, соответственно, сведения о семейном положении ФИО3 до мая 2018 года не могли быть известны управлению.
Правилами предоставления субсидии, утвержденными Постановлением Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ N 761, на управление не возложена обязанность проверять семейное положение заявителя. Такая обязанность по предоставлению полных и достоверных сведений о составе семьи, о доходах членов семьи и т.д. возложена на гражданина, обратившегося за получением субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг (п. 14 Правил).
В соответствии со статьей 76 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» книги государственной регистрации актов гражданского состояния (актовые книги), собранные из записей актов гражданского состояния на бумажных носителях, прошитые, пронумерованные и скрепленные печатью, хранятся в органе записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации данных актов гражданского состояния. ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован брак между Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Тантынским сельским <адрес> ДАССР, соответственно актовая запись о регистрации брака между супругами Г-выми хранилась в Отделе ЗАГС администрации муниципального образования <адрес><данные изъяты>. Управлению не могла быть известна информация о том, в каком регионе, населенном пункте мог быть зарегистрирован брак между вышеназванными гражданами. Также считаем необходимым отметить, что получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг являлась ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а в соответствии с актовой записью о браке Патима Муртазалиевна до ДД.ММ.ГГГГ являлась ФИО10 с датой рождения ДД.ММ.ГГГГ, соответственно и запрос информации на ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ, не дал бы достоверных результатов.
Указанное дает суду основание считать, что суммы незаконно полученной субсидии подлежат взысканию с ФИО3 за три года, предшествующие обнаружению недостоверно представленной информации, то есть за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, трех-годичный срок исковой давности для обращения в суд должен исчисляться с мая 2018 года.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обуславливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными правами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
Ответчик ФИО3 вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ обоснованности заявленных встречных исковых требований не представила.
При изложенных выше обстоятельствах суд находит первоначальные исковые требования подлежащими удовлетворению, а встречные исковые требования-отклонению.
В соответствии со ст. 333.36 НК РФ истец по первоначальному иску УТ и СЗН администрации Александровского муниципального района Ставропольского края при подаче искового заявления освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ с учетом ст. 333.19 НК РФ государственная пошлина взыскивается с ответчика, не освобожденного от ее уплаты, следовательно, с ФИО3 подлежит взысканиюгосударственная пошлинав размере 1706 рублейв доход бюджета Александровского муниципального района Ставропольского края.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ,
Р е ш и л :
Исковые требования Управления труда и социальной защиты населения администрации Александровского муниципального района Ставропольского края удовлетворить.
Взыскать с ФИО3 в пользу Управления труда и социальной защиты населения администрации Александровского муниципального района <адрес> незаконно полученные суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с мая 2015 года по декабрь 2015 года в размере № рублей.
Взыскать с ФИО3 в пользу Управления труда и социальной защиты населения администрации Александровского муниципального района <адрес> незаконно полученные суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с января 2016 года по август 2016 года в размере № рублей.
Взыскать с ФИО3 в пользу Управления труда и социальной защиты населения администрации Александровского муниципального района <адрес> незаконно полученные суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с ноября 2017 года по декабрь 2017 года в размере № рублей.
Взыскать с ФИО3 в пользу Управления труда и социальной защиты населения администрации Александровского муниципального района <адрес> незаконно полученные суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с января 2018 года по апрель 2018 года в размере № рублей.
В удовлетворении встречных исковых требований ФИО3 к Г., Управлению труда и социальной защиты населения администрации Александровского муниципального района Ставропольского края о признании не членом семьи, установлении факта прекращения супружеских отношений и ведения раздельного хозяйства отказать.
Взыскать с ФИО3 в доход бюджета Александровского муниципального района <адрес> государственную пошлину в размере №.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Александровский районный суд Ставропольского края.
Судья Т.Г. Штанько