Дело № 2-113/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 августа 2022 года п. Чишмы
Чишминский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Идрисова Р.М.,
с участием представителя истца Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан – Ширгазиной Э.Р., действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Ситниковой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан к Усмановой Г.Г., Администрации сельского поселения Кара-Якуповский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан о взыскании причиненного ущерба и понуждении исполнить обязательства в области сохранения объекта культурного наследия,
УСТАНОВИЛ:
Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан обратилось в суд с иском к Усмановой Г.Г., Администрации сельского поселения Кара-Якуповский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан о взыскании причиненного ущерба и понуждении исполнить обязательства в области сохранения объекта культурного наследия, ссылаясь на то, что объект культурного наследия федерального значения «Кара-Якуповское городище» (далее - Объект, памятник археологии), расположенный (местонахождение памятника археологии) по адресу: Республика Башкортостан, Чишминский район, Кара-Якуповский сельсовет, с. Кара-Якупово в соответствии с постановлением Совета Министров Башкирской АССР от 24 июня 1949 г. № 594, постановлением Совета Министров Башкирской АССР от 09 декабря 1949 г. № 1172 и Указом Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 12 мая 1992 г. №6-2/251 в поставлен на государственную охрану. На основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от 06 апреля 2015 г. № 628 Объект зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр) с присвоением ему регистрационного номера №.
ДД.ММ.ГГГГ в Управление из государственного бюджетного учреждения Научно-производственный центр по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Республики Башкортостан (далее - ГБУНПЦ) поступило обращение об уничтожении культурного слоя в западной части памятника археологии.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением на основании статьи 11 Федерального закона № 73-ФЗ выдано задание № 11 на проведение мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия федерального значения «Кара-Якуповское городище», расположенного (местонахождение памятника археологии) по адресу: Республика Башкортостан, Чишминский район, Кара-Якуповский сельсовет, с. Кара-Якупово, по результатам которых установлено следующее.
Объект располагается в 1,59 км к юго-востоку от мечети с. Кара-Якупово (134°) и в 6,5 км к юго-востоку от моста через железную дорогу в рабочем поселке Чишмы на автодороге Чишмы-Уфа, на мысообразной вершине горы Хан-кала.
В ходе визуального осмотра зафиксировано, что тяжелой строительной техникой разрушен (уничтожен) культурный слой памятника, площадью около 100 кв.м, мощностью 1-1,2 м, в западной части городища. На всей поверхности разрушенной части памятника зафиксированы археологические артефакты представленные фрагментами керамических сосудов, костями животных. Кроме того, на площадке памятника выявлены многочисленные грабительские вкопы, различных конфигураций и размеров.
В результате воздействия тяжелой строительной техникой на площадке памятника археологии частично срыт склон горы, также снивелирован и обустроен спуск с горы, длиной более 200 м в сторону д. Кара-Якупово. Вдоль обустроенного спуска в землю вкопаны и установлены вертикальные столбы для тюбингового подъемника и установки уличного освещения. Судя по выявленным разрушениям памятника, выровненной площадке, обустроенного спуска и установленных вертикальных столбов, территория памятника археологии, а также спуск с площадки городища использовались в качестве горнолыжной и тюбинговой базы «Тюбинг Парк Кала-Тау».
Таким образом, зафиксирован факт проведения земляных, строительных и иных работ на территории памятника археологии, а также прилегающей (близлежащей) к нему территории.
Из новостей опубликованных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в социальной сети «ВКонтакте» по адресу: , стало известно, что на территории Объекта функционировал «Тюбинг Парк Кала-Тау».
Согласно части 3 статьи 2, части 1 статьи 19, пункта 26 части 1 статьи 4, части 2 статьи 4 Устава муниципального района Чишминского района Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета муниципального района Чишминского района Республики Башкортостан от 21 мая 2012 г. № 47, в соответствии с Законом Республики Башкортостан «О границах, статусе и административных центрах муниципальных образований в Республике Башкортостан» в составе муниципального района находится Кара-Якуповский сельсовет. Структуру органов местного самоуправления муниципального района составляет администрация муниципального района, именуемая Администрацией. К вопросам местного значения муниципального района относится также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения.
Органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми правами и полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях.
Следовательно, Администрация муниципального района Чишминского района Республики Башкортостан согласно, указанным нормам осуществляет муниципальный контроль за использованием земель сельских поселений на подведомственных территориях.
В соответствии с выпиской из единого государственного реестра недвижимости о характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ собственником (правообладателем) земельного участка с кадастровым номером является сельское поселение Кара - Якуповский сельсовет Муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан.
Согласно объяснениям, полученным Управлением от главы сельского поселения Кара-Якуповский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан Карагулова Р.З. установлено, что земельный участок с кадастровым номером ,площадью 19 556 кв. м, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, Чишминский район, Кара-Якуповский сельсовет, в 500 метрах, юго-восточнее от границы села с. Кара-Якупово, находится в собственности сельского поселения Кара-Якуповский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан с июня 2016 г (выписка из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости от 01 июня 2020 г. 02/101/001/2020-82559). Часть территории земельного участка с кадастровым номером: охватывает часть территории горы Кала-Тау.
ДД.ММ.ГГГГ Администрация сельского поселения Кара-Якуповский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан (арендодатель) (далее -Администрация сельского поселения Кара-Якуповский сельсовет) заключили с Усмановой Г.Г. (арендатор) договор № аренды земельного участка по результатам торгов от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок, расположенный по адресу: р-н Чишминский, с/с Кара-Якуповский, с кадастровым номером: , площадью 1,9556 га, имеющий разрешенное использование - отдых (рекреация). Аренду земельного участка заключили на срок 20 лет. На территории указанного земельного участка располагается Объект, «Тюбинг-парк Кала-Тау».
Несмотря на наличие у Администрации сельского поселения Кара - Якуповский сельсовет информации о местоположении Объекта, указанной Администрацией Усмановой Г.Г. выдан ордер-разрешение № на производство земляных работ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: Республика Башкортостан, с/с Кара-Якуповский, в 500 метрах юго-восточнее от границы села Кара-Якупово, не приняты меры к предупреждению причинения вреда Объекту.
Арендатором Усмановой Г.Г. земельного участка (заказчиком работ) с кадастровым номером в соответствии с требованиями Федерального закона № 73-ФЗ в адрес Управления не был направлен запрос о наличии либо отсутствии объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, на земельном участке, подлежащем воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ. Между тем, на части данного земельного участка расположен объект археологического наследия федерального значения «Кара-Якуповское городище».
Управлением от ГБУ НПЦ получен расчет ущерба, нанесенного Объекту в результате незаконных земляных работ (письмо ГБУ НПЦ от ДД.ММ.ГГГГ№/от/140 с приложением). Площадь поврежденного культурного слоя установлена по данным объективного контроля (аэросъемка, топогеодезические работы) и составляет 700 кв. м. Причиненный материальный ущерб, нанесенный Объекту соответствует стоимости археологических полевых работ (археологические раскопки), которые необходимо было провести до начала работ по хозяйственному освоению территории и составляет 1518 860 рублей 44 копейки.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением составлен протокол об административном правонарушении по делу №.2020 в отношении гражданки Усмановой Г.Г. за правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), то есть нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
По итогам рассмотрения указанного протокола об административном правонарушении Чишминским районным судом Республики Башкортостан вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ (дело №) о признании Усмановой Г.Г. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Решением Верховного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ постановление суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба Усмановой Г.Г. без удовлетворения.
В настоящее время какие-либо меры по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Кара-Якуповское городище» собственником (правообладателями) и арендатором земельного участка не приняты. С заявлениями о выдаче заданий на проведение работ по сохранению Объекта собственники (правообладатели) и арендатор в Управление не обращались. Разрешения на проведение работ по сохранению Объекта Управлением не выдавались. Проектная документация на проведение работ по сохранению Объекта в Управление не представлялась и не согласовывалась.
Категория земель земельного участка с кадастровым номером - земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования - отдых (рекреация).
В результате действий (бездействия) ответчиков, путем воздействия тяжелой строительной техники на площадке памятника археологии частично срыт склон горы, а также снивелирован и обустроен спуск с горы длиной более 200 м в сторону д. Кара - Якупово.
На сегодняшний день Объект находится в разрушенном, аварийном состоянии. В период паводка, деструктивное воздействие природных факторов будет оказываться на уже поврежденные участки культурного слоя, т.е. на нестратифицированный слой.
Управление считает, что с учетом изложенных норм и невозможности восстановления объекта культурного наследия или его замены вещью того же рода и качества ввиду уникальности этого объекта, подлежит взысканию с ответчиков в солидарном порядке вред, причиненный Объекту в результате незаконных земляных работ, согласно представленной смете ГБУ НПЦ в размере 1518 860 рублей 44 копейки.
В иске истец просит обязать Усманову Г.Г. и Администрацию сельского поселения Кара-Якуповский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан по объекту культурного наследия федерального значения «Кара-Якуповское городище», расположенного (местонахождение памятника археологии) по адресу: Республика Башкортостан, Чишминский район, Кара-Якуповский сельсовет, с. Кара-Якупово, в части земельного участка с кадастровым номером , на котором Усмановой Г.Г. проведены незаконные земляные работы:
в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу подготовить проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Кара-Якуповское городище», расположенного (местонахождение памятника археологии) по адресу: Республика Башкортостан, Чишминский район, Кара-Якуповский сельсовет, с. Кара-Якупово;
в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу организовать проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Кара-Якуповское городище», расположенного (местонахождение памятника археологии) по адресу: Республика Башкортостан, Чишминский район, Кара-Якуповский сельсовет, с. Кара-Якупово;
в течение 18 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Кара-Якуповское городище», расположенного (местонахождение памятника археологии) по адресу: Республика Башкортостан, Чишминский район, Кара-Якуповский сельсовет, с. Кара-Якупово;
Взыскать с Усмановой Г.Г. и Администрации сельского поселения Кара-Якуповский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан в солидарном порядке в счет возмещения вреда, причинённого объекту культурного наследия федерального значения «Кара-Якуповское городище», расположенному (местонахождение памятника археологии) по адресу: Республика Башкортостан, Чишминский район, Кара-Якуповский сельсовет, с. Кара-Якупово, денежные средства в размере 1518 860 рублей 44 копейки в доход федерального бюджета Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан – Ширгазина Э.Р. иск поддержала, просила иск удовлетворить.
Ответчик Усманова Г.Г. на судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Представитель ответчика Администрации сельского поселения Кара-Якуповский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Представитель третьего лица Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Башкортостан в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Представитель третьего лица Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Представитель третьего лица Администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Представитель третьего лица Государственного бюджетного учреждения Научно-производственный центр по охране использованию недвижимых объектов культурного наследия Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Объект культурного наследия федерального значения «Кара-Якуповское городище» (далее - Объект, памятник археологии), расположенный (местонахождение памятника археологии) по адресу: Республика Башкортостан, Чишминский район, Кара-Якуповский сельсовет, с. Кара-Якупово в соответствии с постановлением Совета Министров Башкирской АССР от 24 июня 1949 г. № 594, постановлением Совета Министров Башкирской АССР от 09 декабря 1949 г. № 1172 и Указом Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 12 мая 1992 г. №6-2/251 в поставлен на государственную охрану. На основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от 06 апреля 2015 г. № 628 Объект зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с присвоением ему регистрационного номера 021440142940006.
ДД.ММ.ГГГГ в Управление из государственного бюджетного учреждения Научно-производственный центр по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Республики Башкортостан поступило обращение об уничтожении культурного слоя в западной части памятника археологии.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением на основании статьи 11 Федерального закона № 73-ФЗ выдано задание № 11 на проведение мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия федерального значения «Кара-Якуповское городище», расположенного (местонахождение памятника археологии) по адресу: Республика Башкортостан, Чишминский район, Кара-Якуповский сельсовет, с. Кара-Якупово, по результатам которых установлено следующее.
Объект располагается в 1,59 км к юго-востоку от мечети с. Кара-Якупово (134°) и в 6,5 км к юго-востоку от моста через железную дорогу в рабочем поселке Чишмы на автодороге Чишмы-Уфа, на мысообразной вершине горы Хан-кала.
В ходе визуального осмотра зафиксировано, что тяжелой строительной техникой разрушен (уничтожен) культурный слой памятника, площадью около 100 кв.м, мощностью 1-1,2 м, в западной части городища. На всей поверхности разрушенной части памятника зафиксированы археологические артефакты представленные фрагментами керамических сосудов, костями животных. Кроме того, на площадке памятника выявлены многочисленные грабительские вкопы, различных конфигураций и размеров.
В результате воздействия тяжелой строительной техникой на площадке памятника археологии частично срыт склон горы, также снивелирован и обустроен спуск с горы, длиной более 200 м в сторону д. Кара-Якупово. Вдоль обустроенного спуска в землю вкопаны и установлены вертикальные столбы для тюбингового подъемника и установки уличного освещения. Судя по выявленным разрушениям памятника, выровненной площадке, обустроенного спуска и установленных вертикальных столбов, территория памятника археологии, а также спуск с площадки городища использовались в качестве горнолыжной и тюбинговой базы «Тюбинг Парк Кала-Тау».
Таким образом, зафиксирован факт проведения земляных, строительных и иных работ на территории памятника археологии, а также прилегающей (близлежащей) к нему территории.
Из новостей опубликованных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в социальной сети «ВКонтакте» по адресу: , стало известно, что на территории Объекта функционировал «Тюбинг Парк Кала-Тау».
Согласно части 3 статьи 2, части 1 статьи 19, пункта 26 части 1 статьи 4, части 2 статьи 4 Устава муниципального района Чишминского района Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета муниципального района Чишминского района Республики Башкортостан от 21 мая 2012 г. № 47, в соответствии с Законом Республики Башкортостан «О границах, статусе и административных центрах муниципальных образований в Республике Башкортостан» в составе муниципального района находится Кара-Якуповский сельсовет. Структуру органов местного самоуправления муниципального района составляет администрация муниципального района, именуемая Администрацией. К вопросам местного значения муниципального района относится также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения.
Органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми правами и полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях.
Следовательно, Администрация муниципального района Чишминского района Республики Башкортостан согласно, указанным нормам осуществляет муниципальный контроль за использованием земель сельских поселений на подведомственных территориях.
В соответствии с выпиской из единого государственного реестра недвижимости о характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ собственником (правообладателем) земельного участка с кадастровым номером является сельское поселение Кара - Якуповский сельсовет Муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан.
Согласно объяснениям, полученным Управлением от главы сельского поселения Кара-Якуповский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан Карагулова Р.З. установлено, что земельный участок с кадастровым номером ,площадью 19 556 кв. м, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, Чишминский район, Кара-Якуповский сельсовет, в 500 метрах, юго-восточнее от границы села с. Кара-Якупово, находится в собственности сельского поселения Кара-Якуповский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан с июня 2016 г (выписка из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости от 01 июня 2020 г. 02/101/001/2020-82559). Часть территории земельного участка с кадастровым номером: охватывает часть территории горы Кала-Тау.
ДД.ММ.ГГГГ Администрация сельского поселения Кара-Якуповский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан (арендодатель) (далее – Администрация сельского поселения Кара-Якуповский сельсовет) заключили с Усмановой Г.Г. (арендатор) договор № аренды земельного участка по результатам торгов от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок, расположенный по адресу: р-н Чишминский, с/с Кара-Якуповский, с кадастровым номером: площадью 1,9556 га, имеющий разрешенное использование - отдых (рекреация). Аренду земельного участка заключили на срок 20 лет. На территории указанного земельного участка располагается Объект, «Тюбинг-парк Кала-Тау».
Несмотря на наличие у Администрации сельского поселения Кара - Якуповский сельсовет информации о местоположении Объекта, указанной Администрацией Усмановой Г.Г. выдан ордер-разрешение № на производство земляных работ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: Республика Башкортостан, с/с Кара-Якуповский, в 500 метрах юго-восточнее от границы села Кара-Якупово, не приняты меры к предупреждению причинения вреда Объекту.
Арендатором Усмановой Г.Г. земельного участка (заказчиком работ) с кадастровым номером в соответствии с требованиями Федерального закона № 73-ФЗ в адрес Управления не был направлен запрос о наличии либо отсутствии объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, на земельном участке, подлежащем воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ. Между тем, на части данного земельного участка расположен объект археологического наследия федерального значения «Кара-Якуповское городище».
Управлением от ГБУ НПЦ получен расчет ущерба, нанесенного Объекту в результате незаконных земляных работ (письмо ГБУ НПЦ от ДД.ММ.ГГГГ№/от/140 с приложением). Площадь поврежденного культурного слоя установлена по данным объективного контроля (аэросъемка, топогеодезические работы) и составляет 700 кв. м. Причиненный материальный ущерб, нанесенный Объекту соответствует стоимости археологических полевых работ (археологические раскопки), которые необходимо было провести до начала работ по хозяйственному освоению территории и составляет 1518 860 рублей 44 копейки.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением составлен протокол об административном правонарушении по делу №1/05.2020 в отношении гражданки Усмановой Г.Г. за правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
По итогам рассмотрения указанного протокола об административном правонарушении Чишминским районным судом Республики Башкортостан вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ (дело №) о признании Усмановой Г.Г. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Решением Верховного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ постановление суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба Усмановой Г.Г. без удовлетворения.
В настоящее время какие-либо меры по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Кара-Якуповское городище» собственником (правообладателями) и арендатором земельного участка не приняты. С заявлениями о выдаче заданий на проведение работ по сохранению Объекта собственники (правообладатели) и арендатор в Управление не обращались. Разрешения на проведение работ по сохранению Объекта Управлением не выдавались. Проектная документация на проведение работ по сохранению Объекта в Управление не представлялась и не согласовывалась.
Решением Чишминского районного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ постановлено:
«Иск Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан к Усмановой Г.Г., Администрации сельского поселения Кара-Якуповский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан о взыскании причиненного ущерба и понуждении исполнить обязательства в области сохранения объекта культурного наследия удовлетворить.
Обязать Усманову Г.Г. и Администрацию сельского поселения Кара-Якуповский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан по объекту культурного наследия федерального значения «Кара-Якуповское городище», расположенного (местонахождение памятника археологии) по адресу: Республика Башкортостан, Чишминский район, Кара-Якуповский сельсовет, с. Кара-Якупово, в части земельного участка с кадастровым номером , на котором Усмановой Г.Г. проведены незаконные земляные работы:
в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу подготовить проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Кара-Якуповское городище», расположенного (местонахождение памятника археологии) по адресу: Республика Башкортостан, Чишминский район, Кара-Якуповский сельсовет, с. Кара-Якупово;
в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу организовать проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Кара-Якуповское городище», расположенного (местонахождение памятника археологии) по адресу: Республика Башкортостан, Чишминский район, Кара-Якуповский сельсовет, с. Кара-Якупово;
в течение 18 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Кара-Якуповское городище», расположенного (местонахождение памятника археологии) по адресу: Республика Башкортостан, Чишминский район, Кара-Якуповский сельсовет, с. Кара-Якупово.
Взыскать с Усмановой Г.Г. и Администрации сельского поселения Кара-Якуповский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан в солидарном порядке в счет возмещения вреда, причиненного объекту культурного наследия федерального значения «Кара-Якуповское городище», расположенному (местонахождение памятника археологии) по адресу: Республика Башкортостан, Чишминский район, Кара-Якуповский сельсовет, с. Кара-Якупово, денежные средства в размере 1 518 860 (один миллион пятьсот восемнадцать тысяч восемьсот шестьдесят) рублей 44 копейки в доход федерального бюджета Российской Федерации.
Взыскать с Усмановой Г.Г. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 8 197 (восемь тысяч сто девяносто семь) рублей 15 копеек».Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ решение Чишминского районного суда Республики Башкортостан оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ решение Чишминского районного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции – Чишминский районный суд Республики Башкортостан.
ДД.ММ.ГГГГ в порядке ст. 79 ГПК РФ была назначена судебная историко-культурная оценочная экспертиза.
На разрешение экспертов были поставлены следующие вопросы:
1. Каковы фактические границы объекта культурного наследия федерального значения «Кара-Якуповское городище», расположенного (местонахождение памятника археологии) по адресу: Республика Башкортостан, Чишминский район, Кара-Якуповский сельсовет, с. Кара-Якупово?
2. Входит ли земельный участок с кадастровым номером в состав зоны объекта культурного наследия федерального значения «Кара-Якуповское городище»?
3. Если входит, то какая площадь объекта культурного наследия федерального значения «Кара-Якуповское городище», расположенного (местонахождение памятника археологии) по адресу: Республика Башкортостан, Чишминский район, Кара-Якуповский сельсовет, с. Кара-Якупово, затронута проведенными земляными работами? (в процентном соотношении)
4. Причинен ли фактический ущерб объекту объекта культурного наследия федерального значения «Кара-Якуповское городище», расположенного (местонахождение памятника археологии) по адресу: Республика Башкортостан, Чишминский район, Кара-Якуповский сельсовет, с. Кара-Якупово, снятием слоя грунта при проведении работ? В случае причинения ущерба, то каков его размер?
5. Какие работы необходимо провести по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Кара-Якуповское городище», расположенного (местонахождение памятника археологии) по адресу: Республика Башкортостан, Чишминский район, Кара-Якуповский сельсовет, с. Кара-Якупово?
Согласно экспертному заключению № от ДД.ММ.ГГГГ следует:
1. Каковы фактические границы объекта археологического наследия «Кара-Якуповское городище», расположенного (местонахождение памятника археологии) по адресу: Республика Башкортостан, Чишминский район, Кара-Якуповский сельсовет, с. Кара-Якупово?
Ответ на поставленный вопрос. Объект культурного наследия федерального значения «Кара-Якуповское городище» расположен в 1,59 км к юго-востоку от мечети с. Кара-Якупово Чишминского района Республики Башкортостан, на мысообразной вершине горы Хан-кала.
Городище в соответствии с постановлением Совета Министров Башкирской АССР от 24 июня 1949 года №594, постановлением Совета Министров Башкирской АССР от 09 декабря 1949 года №1172 и Указом Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 12 мая 1992 года №6-2/251 в поставлено на государственную охрану (Том 1, л.д. 24-41). На основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от 06 апреля 2015 года №658 памятник археологии зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и' культуры) народов Российской Федерации с присвоением ему регистрационного номера 21440142940006 (Том 1, л.д. 42-43).
Для установления фактических границ объекта археологического наследия «Кара-Якуповское городище» арендатором земельного участка с кадастровым номером: Усмановой Г.Г. в соответствии с требованиями статей 36, 40, 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» необходимо было провести работы по сохранению объекта археологического наследия. Включающие также археологические изыскания по установлению границ памятника археологии федерального значения «Кара-Якуповское городище».
В виду того, что эти работы арендатором земельного участка с кадастровым номером: Усмановой Г.Г. не были проведены в нарушение норм Федерального закона №73-Ф3, установить фактические границы объекта археологического наследия «Кара-Якуповское городище» не представляется возможным.
2. Входит ли земельный участок с кадастровым номером: 02:52:090603:19 в состав зоны объекта археологического наследия «Кара-Якуповское городище»?
Ответ на поставленный вопрос. Согласно данным административного расследования, проведенного Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан, установлено, что в территорию объекта (памятника археологии) федерального значения «Кара-Якуповское городище» входит часть земельного участка с кадастровым номером: . (Том 1, л.д. 44-90).
Поскольку границы объекта (памятника археологии) федерального значения «Кара-Якуповское городище» не установлены, специалисты ИИЯЛ УФИЦ РАН могут дать ответ на этот вопрос только после проведения мероприятий (археологических исследований) по установке границ объекта (памятника археологии) федерального значения «Кара-Якуповское городище».
3. Если входит, то какая площадь археологического наследия «Кара-Якуповское городище», расположенного (местонахождение памятника археологии) по адресу: Республика Башкортостан, Чишминский район, Кара-Якуповский сельсовет, с. Кара-Якупово, затронута проведенными земляными работами? (в процентном соотношении).
Ответ на поставленный вопрос. Работы по установлению границ памятника археологии федерального значения «Кара-Якуповское городище» не проведены. Поэтому установить в процентном соотношении площадь памятника, затронутую проведенными земляными работами, не представляется возможным.
4. Причинен ли фактический ущерб объекту археологического наследия «Кара-Якуповское городище», расположенного (местонахождение памятника археологии) по адресу: Республика Башкортостан, Чишминский район, Кара-Якуповский сельсовет, с. Кара-Якупово, снятием слоя грунта при проведении работ? В случае причинения ущерба, то каков его размер?
Ответ на поставленный вопрос. Согласно ответу директора ГБУ НПЦ РБ Гайнуллина Д.А. (Том 1, л.д. 104-107), снятие грунта при проведении земляных работ привело к разрушению культурного слоя памятника археологического наследия федерального значения «Кара-Якуповское городище» на площади 700 кв. м. Размер причиненного ущерба в рублевом эквиваленте рассчитан представителями ГБУ Научно-производственный центр по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Республики Башкортостан в размере 1518 860 рублей 44 копейки (один миллион пятьсот восемнадцать тысяч восемьсот шестьдесят рублей сорок четыре копейки).
Так как иными сведениями мы не располагаем, а арендатором участка историко-культурная экспертиза не была проведена, ответ может быть дан только на основании указанного выше документа.
5. Какие работы необходимо провести по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Кара-Якуповское городище», расположенного (местонахождение памятника археологии) по адресу: Республика Башкортостан, Чишминский район, Кара-Якуповский сельсовет, с. Кара-Якупово?
Ответ на поставленный вопрос. Порядок проведения работ по сохранению объектов археологического наследия и выдачу разрешений на проведение указанных работ устанавливается статьей 45.1 Федерального закона от 25.06.2002 №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Применительно к объекту культурного наследия федерального значения «Кара-Якуповское городище», расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Чишминский район, Кара-Якуповский сельсовет, с. Кара-Якупово, необходимо провести работы по установлению границ памятника археологии, процедура (исследование) которых также регламентируется положениями статьи 45.1.
Данная процедура (исследование) может быть проведена только после заключения договора на проведение работ по установлению границ памятника, получения Открытого листа (разрешения) на право производства археологических исследований памятника археологии федерального значения «Кара-якуповское городище» и только в летний период.
С этой целью между Кара-Якуповским сельсоветом MP Чишминский район Республики Башкортостан и ИИЯЛ УФИЦ РАН заключен договор № 10 от 15.04.2022 г. на выполнение научно-исследовательских работ «Проведение рекогносцировочного археологического обследования территории объекта культурного наследия «Кара-Якуповское городище» в Чишминском районе Республики Башкортостан». Согласно Техническому заданию (приложение № 1 к договору) целью проведения работ является: определение границ и технического состояния объекта культурного наследия «Кара-Якуповское городище». Срок окончания работ согласно Календарному плану (Приложение № 2 к договору) - 11.09.2022 г.
Детальные и аргументированные ответы на все поставленные в Определении от ДД.ММ.ГГГГ по делу № вопросы могут быть даны после выполнения всех работ по означенному договору.
Изучив данное заключение, суд приходит к выводу, что оно составлено верно, сведения, изложенные в них достоверны, подтверждаются материалами дела. Расчеты произведены экспертом в соответствии с нормативными и методическими документами, указанными в заключении. На основании изложенного, суд оценивает данное заключение как достоверное, допустимое, относимое и достаточное доказательство суммы материального ущерба.
Частью 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В преамбуле Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ) указано, что государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона № 73-ФЗ гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьей 3 Федерального закона № 73-ФЗ установлено, что под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.
Пунктом 13 статьи 18 Федерального закона № 73-ФЗ определено, что объект культурного наследия, включенный в реестр, подлежит государственной охране со дня принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о включении его в реестр. Снос объекта культурного наследия, включенного в реестр, запрещен.
В силу пункта 1 статьи 33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Пунктом 1 части 1 статьи 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ установлено, что на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объёмно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Категория земель земельного участка с кадастровым - земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования - отдых (рекреация).
В соответствии с частью 6 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации (далее -ЗК РФ) земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.
К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению (части 1,5 статьи 98 ЗК РФ).
Особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых работ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона, работ по использованию лесов и иных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам (часть 5 статьи 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 36 Федерального закона № 73-ФЗ проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи.
Пунктом 2 статьи 36 Федерального закона № 73-ФЗ установлено, что изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
Из содержания пункта 2 статьи 40 Федерального закона № 73-ФЗ следует, что в случае невозможности обеспечить физическую сохранность объекта археологического наследия под сохранением этого объекта археологического наследия понимаются спасательные археологические полевые работы, проводимые в порядке, определенном статьей 45.1 настоящего Федерального закона, с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов.
Из законоположения статьи 9.3 Федерального закона № 73-ФЗ следует, что к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения; определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения; обеспечение условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов; иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Собственник (правообладатель) земельного участка и заказчик работ в соответствии со статьями 28, 30, 31, 32, 36, 45.1 Федерального закона № 73-ФЗ обязаны: обеспечить проведение и финансирование историко-культурной экспертизы земельного участка, подлежащего воздействию земляных, строительных, хозяйственных и иных работ, путем археологической разведки, в порядке, установленном статьей 45.1 Федерального закона № 73-ФЗ; представить в Управление документацию, подготовленную на основе археологических полевых работ, содержащую результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия на земельном участке, подлежащем воздействию земляных, строительных, хозяйственных и иных работ, а также заключение государственной историко-культурной экспертизы указанной документации (либо земельного участка) (в виде акта).
В соответствии с абзацем 9 статьи 28 Федерального Закона № 73-ФЗ государственная историко-культурная экспертиза проводится в целях: определения наличия или отсутствия объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, на земельных участках, землях лесного фонда или в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ, в случае, если указанные земельные участки, земли лесного фонда, водные объекты, их части расположены в границах территорий, утвержденных в соответствии с пунктом 34.2 пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 31 Федерального закона № 73-ФЗ историко-культурная экспертиза проводится до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр и (или) до утверждения градостроительных регламентов. Заказчик работ, подлежащих историко-культурной экспертизе, оплачивает ее проведение.
В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Федерального закона № 73-ФЗ заключение историко-культурной экспертизы является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о возможности проведения работ, указанных в пункте 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также для принятия иных решений, вытекающих из заключения историко-культурной экспертизы в отношении объектов, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона.
Подробное разъяснение указанных норм дается в циркулярных письмах Министерства культуры Российской Федерации от 02.11.2016 г. № 337-01-39-НМ, от 03.08.2017 г. № 236-01.1-39-ОР (опубликованы на официальном сайте Министерства культуры Российской Федерации).
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий в силу статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются.
Выполнение требований по сохранению объекта культурного наследия, вытекающих из общего бремени содержания имущества, в их правовом единстве с нормами гражданского законодательства и статей 40, 48 Федерального закона № 73-ФЗ по своей правовой природе является публичной обязанностью пользователя, предусмотренной частью 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации, ограничивающей право собственности и другие права как вещные, так и обязательственные на объект культурного наследия как на особый вид имущества.
В результате действий (бездействия) ответчиков, путем воздействия тяжелой строительной техники на площадке памятника археологии частично срыт склон горы, а также снивелирован и обустроен спуск с горы длиной более 200 м в сторону д. Кара - Якупово.
На сегодняшний день Объект находится в разрушенном, аварийном состоянии. В период паводка, деструктивное воздействие природных факторов будет оказываться на уже поврежденные участки культурного слоя, т.е. на нестратифицированный слой.
В данном случае, учитывая климатические условия, воздействие окружающей среды, иных негативных воздействий и состояние Объекта в целом, необходимо принять меры по его сохранению, предупреждению дальнейшего разрушения как объекта археологического наследия, предусмотренные статьей 45 Федерального закона №73- ФЗ.
Следовательно, названные в статье 45 Федерального закона №73-ФЗ работы являются особым, прямо установленным законом способом восстановления нарушенного права для целей сохранения объекта археологического наследия и уклонение от проведения работ по сохранению является неисполнением взятых заинтересованными лицами на себя обязательств перед обществом и государством по сохранению объектов культурного наследия и может привести к их утрате.
Согласно пункту 6 части 6 статьи 11 Федерального закона № 73-ФЗ должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.
В соответствии со статьей 1080 ГК РФ лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно. По заявлению потерпевшего и в его интересах суд вправе возложить на лиц, совместно причинивших вред, ответственность в долях, определив их применительно к правилам, предусмотренным пунктом 2 статьи 1081 настоящего Кодекса.
Причинитель вреда, возместивший совместно причиненный вред, вправе требовать с каждого из других причинителей вреда долю выплаченного потерпевшему возмещения в размере, соответствующем степени вины этого причинителя вреда. При невозможности определить степень вины доли признаются равными (пункт 2 статьи 1081 настоящего Кодекса).
С учетом изложенных норм и невозможности восстановления объекта культурного наследия или его замены вещью того же рода и качества ввиду уникальности этого объекта, подлежит взысканию с ответчиков в солидарном порядке вред, причиненный Объекту в результате незаконных земляных работ, согласно представленной смете ГБУ НПЦ в размере 1518 860 рублей 44 копейки.
Федеральным законом № 73-ФЗ, а также иными правовыми актами Российской Федерации и Республики Башкортостан не предусмотрен досудебный порядок урегулирования спора, связанного с исполнением обязательств по сохранению объектов культурного наследия, возникающего из административных и публичных правоотношений в сфере осуществления государственного надзора.
При таких обстоятельствах, иск Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан к Усмановой Г.Г., Администрации сельского поселения Кара-Якуповский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан о взыскании причиненного ущерба и понуждении исполнить обязательства в области сохранения объекта культурного наследия подлежит удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков.
При таких обстоятельствах, в соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика Усмановой Г.Г. в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 8 197рублей 15 копеек, исходя из следующего расчета: ((1 518 860,44 – 1 000 000) / 100 х 0,5 + 13 200) / 2.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан к Усмановой Г.Г., Администрации сельского поселения Кара-Якуповский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан о взыскании причиненного ущерба и понуждении исполнить обязательства в области сохранения объекта культурного наследия удовлетворить.
Обязать Усманову Г.Г. и Администрацию сельского поселения Кара-Якуповский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан по объекту культурного наследия федерального значения «Кара-Якуповское городище», расположенного (местонахождение памятника археологии) по адресу: Республика Башкортостан, Чишминский район, Кара-Якуповский сельсовет, с. Кара-Якупово, в части земельного участка с кадастровым номером на котором Усмановой Г.Г. проведены незаконные земляные работы:
в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу подготовить проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Кара-Якуповское городище», расположенного (местонахождение памятника археологии) по адресу: Республика Башкортостан, Чишминский район, Кара-Якуповский сельсовет, с. Кара-Якупово;
в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу организовать проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Кара-Якуповское городище», расположенного (местонахождение памятника археологии) по адресу: Республика Башкортостан, Чишминский район, Кара-Якуповский сельсовет, с. Кара-Якупово;
в течение 18 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Кара-Якуповское городище», расположенного (местонахождение памятника археологии) по адресу: Республика Башкортостан, Чишминский район, Кара-Якуповский сельсовет, с. Кара-Якупово.
Взыскать с Усмановой Г.Г. и Администрации сельского поселения Кара-Якуповский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан в солидарном порядке в счет возмещения вреда, причиненного объекту культурного наследия федерального значения «Кара-Якуповское городище», расположенному (местонахождение памятника археологии) по адресу: Республика Башкортостан, Чишминский район, Кара-Якуповский сельсовет, с. Кара-Якупово, денежные средства в размере 1 518 860 (один миллион пятьсот восемнадцать тысяч восемьсот шестьдесят) рублей 44 копейки в доход федерального бюджета Российской Федерации.
Взыскать с ФИО3 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 8 197 (восемь тысяч сто девяносто семь) рублей 15 копеек.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца через Чишминский районный суд Республики Башкортостан.
Судья Р.М. Идрисов