ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1143/2021 от 27.04.2022 Кимрского городского суда (Тверская область)

Дело № 2-39/2022г. <****>

УИД: 69RS0013-01-2021-001382-21

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 апреля 2022 года г. Кимры

Кимрский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Лефтер С.В.,

при секретаре судебного заседания Пищаскиной К.А.,

с участием заместителя Кимрского межрайонного прокурора Смирновой М.В. и помощника Кимрского межрайонного прокурора Дементьева М.В.,

представителя ответчика – Администрации города Кимры Тверской области – ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кимрского межрайонного прокурора Тверской области в защиту неопределенного круга лиц и муниципального образования город Кимры Тверской области в лице Комитета по управлению имуществом города Кимры Тверской области к ФИО3, Администрации города Кимры Тверской области о признании незаконным предоставление в собственность земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Кимрский межрайонный прокурор, действуя в защиту неопределенного круга лиц и муниципального образования город Кимры Тверской области в лице Комитета по управлению имуществом города Кимры Тверской области, обратился в Кимрский городской суд Тверской области с вышеназванными исковыми требованиями к ФИО3, Администрации города Кимры Тверской области.

Заявленные требования мотивирует тем, что Кимрской межрайонной прокуратурой Тверской области проведена проверка администрации г. Кимры по исполнению требований земельного законодательства при распоряжении земельными участками и предоставлении их в собственность граждан.

В ходе проверки было установлено, что на основании протокола о результатах торгов открытого аукциона от 25.10.2018 администрацией г. Кимры и ФИО3 заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка по результатам аукциона №* от 01.11.2018, согласно которому ФИО3 в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером 69:42:0070261:43, площадью 1035,0 кв.м., расположенный по адресу <адрес> для индивидуального жилищного строительства, сроком с 06.11 2018 до 06.11.2038.

25 марта 2019 в администрацию г. Кимры от ФИО3 поступило заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №*, площадью 1035,0 кв.м., расположенный по адресу <адрес> в собственность за плату без проведения торгов на основании п.п. 6 п. 2 ст. 39.3, п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, поскольку ему на праве собственности принадлежит жилой дом площадью 30,9 кв.м, с кадастровым номером №*

Согласно постановлению администрации г. Кимры от 03.04.2019 №*-па, договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 06.11.2018 №* был расторгнут, и принято решение на основании п.п. 6 п. 2 ст. 39.3, п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ предоставить ФИО3 в собственность за плату земельный участок площадью 1035,0 кв.м, с кадастровым номером №* расположенный по адресу <адрес>,с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».

На основании вышеуказанного постановления администрации г. Кимры Тверской области Администрацией г. Кимры в лице председателя Комитета по управлению имуществом г. Кимры ФИО6 с ФИО3 заключен договор купли-продажи земельного участка №*, согласно которому ФИО3 приобрел в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером площадью 1035,0 кв.м, с кадастровым номером №* расположенный по адресу <адрес>. Из договора следует также, что на земельном участке расположен объект индивидуального жилищного строительства — жилой дом площадью 30,9 кв.м, с кадастровым номером №*. Сумма выкупа согласно договору составила 9965,19 руб.

В соответствии с информацией главы города Кимры в Управление Росреестра по Тверской области от 01.07.2019 №* ФИО3 обязательства по договору купли-продажи земельного участка №* от 08.05.2019 выполнил, сумма выкупа в размере 9965,19 руб. внесена полностью и в срок.

Проведенной межрайонной прокуратурой проверкой установлено, что земельный участок с кадастровым номером №* не огорожен, на территории находится одноэтажное строение, выполненное из щитовой фанеры, не завершено устройство кровли, смонтированы оконные блоки, инженерные сети не обнаружены. Строительство здания не завершено. Признаков эксплуатации строения как индивидуального жилого дома не обнаружено. Строение не утеплено, не обеспечивают круглогодичного проживания в нем людей в соответствии с нормами градостроительного и жилищного законодательства.

Данные обстоятельства подтверждаются актом осмотра от 26.08.2021, составленным консультантом отдела «Инспекция государственного строительного надзора» управления государственного надзора и административного контроля Министерства Тверской области ФИО18. и главным специалистом-экспертом Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области ФИО7

Поскольку видом разрешенного использования земельного участка является индивидуальная жилая застройка, то на момент подачи заявления в администрацию г. Кимры о выкупе земельного участка на нем должно располагаться капитальное строение - индивидуальный жилой дом, оконченный строительством, а также пригодный для целевого использования.

Осуществление малобюджетного строительства, не соответствующего стоимости приобретаемых земельных участков в совокупности с неиспользованием возведенного строения в качестве жилого помещения, свидетельствует о том, что целью строительства объекта на земельном участке являлось не использование его для постоянного проживания, а исключительно приобретение земельного участка в собственность на основании п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ без уплаты его реальной рыночной стоимости.

Таким образом, здание с кадастровым номером №* не отвечает требованиям, которые предъявляются к индивидуальному жилому дому и как таковое не используется собственником.

Согласно Правилам землепользования и застройки города Кимры Тверской области, утвержденным решением Кимрской городской Думы от 20 июня 2013 года №* минимальный размер земельного участка для индивидуального жилищного строительства составляет 400 кв.м.

Сложившейся судебной практикой сформулирован правовой подход, согласно которому при разрешении споров о приобретении собственником объекта недвижимости прав на земельные участки, находящиеся в публичной собственности, судам необходимо исследовать вопрос о площади земельного участка, занятого таким объектом и необходимого для его использования.

Собственник недвижимого имущества, обращающийся за предоставлением в собственность земельного участка, на котором такое имущество расположено, должен обосновать необходимость приобретения земельного участка в испрашиваемом размере. Иное противоречит нормам действующего законодательства (Определение Верховного суда Российской Федерации от 11.06.2019 № 302-ЭС19-8362).

Таким образом, лицо, претендующее на предоставление земельного участка, должно доказать, что на испрашиваемом земельном участке расположены принадлежащие ему объекты недвижимого имущества, для эксплуатации которых требуется земельный участок заявленной площадью; бремя доказывания необходимого размера, подлежащего выкупу земельного участка, возлагается на лицо, желающее его выкупить.

На земельном участке с кад. №*, площадью 1035,0 кв.м., расположено здание застроенной площадью 30,9 кв.м. Указанное свидетельствует о несоразмерности площади объектов недвижимости площади предоставленного в собственность земельного участка.

Ссылаясь на положения ст.ст. 166, 167, 168, 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) делает вывод о незаконности признания объекта индивидуального жилищного строительства здания с кадастровым номером №* и незаконности отчуждения земельного участка с кадастровым номером №* в собственность ФИО3, допущенном нарушении прав муниципального образования действиями ФИО3 и наличии правовых оснований для снятия с кадастрового учета здания с кадастровым номером №*, признания отсутствующим права собственности ответчика на него, а также недействительными постановления администрации г. Кимры от 03.04.2019 №*-па и договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности №* от 08.05.2019, заключенного между администрацией г. Кимры и ФИО3

Вышеуказанная сделка является ничтожной, поскольку право на предоставление ответчику ФИО3 в собственность земельного участка по основанию возведения на нем в период действия договора аренды жилого строения не возникло, указанная сделка нарушает требования закона и при этом посягает на интересы муниципального образования, а также публичные интересы в области равного доступа граждан к приобретению прав на земельные участки.

Ссылаясь на ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 03.07.2016 № 334-ФЗ, на разъяснения, содержащиеся в абзаце 5 пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", п. 1 ст. 131, п. 1 ст. 235 ГК РФ, указывает, что спорный земельный участок, расположенный на землях, государственная собственность на которые не разграничена, выбыл из распоряжения уполномоченного органа в результате недействительных сделок, имеются основания для применения последствий признания сделки недействительной.

Поскольку объект индивидуального жилищного строительства — жилой дом площадью 30,9 кв.м, количеством этажей - 1 с кадастровым номером 69:42:0070261:173 не отвечает требованиям индивидуального жилого дома, право собственности на него должно быть признано отсутствующим, а запись в ЕГРН на данный объект недвижимого имущества аннулирована.

Просит суд: признать недействительным постановление администрации города Кимры Тверской области от 03.04.2019 №*-па о расторжении договора аренды №* от 06.11.2018 земельного участка по <адрес> видом разрешенного использования индивидуальное жилищное строительство, признать недействительным (ничтожным) договор купли-продажи №* от 08 мая 2019 года земельного участка площадью 1035,0 кв.м., с кадастровым номером №*, расположенного по адресу <адрес>; признать отсутствующим право собственности ФИО3 на объект недвижимости жилой дом с кадастровым номером №*; признать отсутствующим право собственности ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером №*. При этом указать, что решение суда является основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости записи о праве собственности ответчика ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером №*, а также основанием для снятия с кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером №*

Впоследствии исковые требования истцом были уточнены, окончательной редакции, просит суд: признать недействительным постановление администрации города Кимры Тверской области от 03.04.2019 №*-па о расторжении договора аренды №* от 06.11.2018 земельного участка по <адрес> видом разрешенного использования индивидуальное жилищное строительство, признать недействительным (ничтожным) договор купли-продажи №* от 08 мая 2019 года земельного участка площадью 1035,0 кв.м., с кадастровым номером №* по адресу <адрес>; признать отсутствующим право собственности ФИО3 на объект недвижимости жилой дом с кадастровым номером №*; прекратить право собственности ФИО3 на земельный участок площадью 1035,0 кв.м., с кадастровым номером №*, расположенный по адресу: по адресу <адрес>; применить последствия недействительности ничтожной сделки - договора купли-продажи №* от 08 мая 2019 года земельного участка площадью 1035,0 кв.м., с кадастровым номером №*, расположенного по адресу <адрес>, путем возврата каждой из сторон всего полученного по сделки, а именно Администрации г. Кимры Тверской области возвратить ФИО3 денежную сумму в размере 9 965 рублей 19 копеек, а ФИО3 обязать возвратить в распоряжение Администрации г. Кимры Тверской области земельный участок 1035,0 кв.м., с кадастровым номером №* расположенного по адресу <адрес>, указать, что судебное решение для органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости в отношении правообладателя земельного участка площадью 1035,0 кв.м., с кадастровым номером №* расположенного по адресу <адрес>.

Определением Кимрского городского суда Тверской области от 23 марта 2022 года производство по делу в части требования о признании отсутствующим право собственности ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером №*, площадью 1035.0 кв.м., с кадастровым номером №*, расположенный по адресу: <адрес>, прекращено в связи с частичным отказом истца от исковых требований.

Определением Кимрского городского суда Тверской области от 25 октября 2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «Апогей», кадастровый инженер ФИО4, Главное Управление архитектуры и градостроительства Тверской области.

В судебном заседании представители истца – прокуроры Дементьев М.В., Смирнова М.В. исковые требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении и в уточнении к нему, настаивали на их полном удовлетворении. Полагали, что срок на обращение в суд с настоящими исковыми требованиями не пропущен, так как о нарушении ответчиками требований земельного законодательства стало известно в ходе проведения прокурорской проверки, начатой на основании решения о проведении проверки от 05 августа 2021 года, однако если суд посчитает его пропущенным, просили восстановить этот срок.

Ответчик ФИО3 исковые требования не признал, считает их незаконными и необоснованными. Просил суд рассматривать дело в его отсутствие с участием его представителя ФИО2

Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, представила суду письменные возражения, из которых следует, что на основании протокола о результатах торгов открытого аукциона от 25.10.2018 г. администрацией города Кимры Тверской области и ФИО3 был заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка по результатам аукциона №* от 01.11.2018 г., согласно которому ФИО3 был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 69:42:0070261:43, общей площадью 1035 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства.

На основании постановления администрации города Кимры от 03.04.2019 №*-па договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка по результатам аукциона №* от 01.11.2018 г. был расторгнут в связи с нахождением в границах земельного участка объекта недвижимости — здания, с кадастровым номером 69:42:0070261:173, и заключен договор купли-продажи земельного участка №*.

По требованию признания недействительным постановления администрации города Кимры Тверской области от 03.04.2019 г. №*-па о расторжении договора аренды №* от 06.11.2018 г. земельного участка и предоставлении в собственность за плату ФИО3 земельного участка по <адрес> видом разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство.

Согласно сложившейся правоприменительной практике, по общему правилу для признания незаконным оспариваемого акта, действия (бездействия) должностных лиц, органов власти необходимо установление одновременно двух условий - чтобы такой акт, действие (бездействие) не соответствовали требованиям законодательства и нарушали права и законные интересы заявителя (апелляционное определение Тверской областного суда по делу № 33-2984 от 27.07.2017 г.)

Согласно п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Правила составления заявления и перечень документов, которые заявителю необходимо приложить к нему, урегулированы ст. 39.17 ЗК РФ, согласно п. 5 которой в

срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает соответствующие действия, предусмотренные названным пунктом.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Особое внимание на данное положение закона неоднократно обращал внимание Верховный суд Российской Федерации, так согласно п. 52 Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРН.

На момент издания спорного постановления администрации города Кимры Тверской области право собственности ФИО3 было зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации № №* от 21.03.2019 г., сведений о признании результатов кадастровых работ в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером №* недействительными, а также признания недостоверный сведения, внесенными в Единый государственный реестр недвижимости, на момент обращения заявителя в адрес органа местного самоуправления не имелось.

Таким образом, критерии, определенные статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, на момент предъявления настоящего иска отсутствуют

По вопросу нарушения прав лица Кимрская межрайонная прокуратура обратилась в защиту прав и законных интересов муниципального образования городской округ города Кимры Тверской области в лице Комитета по правлению имуществом.

Согласно положениям статьи 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

В соответствии с Решением Кимрской городской Думы Тверской области 22 июня 2017 г. N 130 "Об утверждении структуры Администрации МО "Город Кимры Тверской области" в структуре Администрации города Кимры Тверской области в качестве самостоятельной структурной единицы с образованием юридического лица утвержден Комитет по управлению имуществом города Кимры Тверской области, что также подтверждается Положением Комитета по управлению имуществом города Кимры Тверской области, утвержденного постановлением главы города Кимры от 25.12.2014 г. №*-ПГ.

Исходя из анализа Положения Комитета по управлению имуществом города Кимры Тверской области, утвержденного постановлением главы города Кимры от 25.12.2014 г. №*-ПГ, к полномочиям Комитета по управлению имущества не отнесены вопросы по представлению интересов органа местного самоуправления по реализации вопросов, связанных с распоряжением земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

В отношении нарушения прав неопределенного круга лиц, стоит отметить следующее, что лицо, заявившее такие требования, должно иметь охраняемый законом интерес в признании постановления и сделки недействительной. При этом стоит отметить, что спорное постановление является актом применения права, и не носит нормативный характер, что исключает нарушение прав неопределенного круга лиц.

При этом, стоит отметить такой интерес должен носить материально-правовой характер и, соответственно, должен быть подтвержден соответствующими доказательствами, как, собственно, должно быть доказано нарушение конкретного, а не абстрактного права заинтересованного лица.

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

При этом прокурор является процессуальным истцом и инициирует иск в интересах лиц, имеющих материально-правовой интерес.

По настоящему делу прокурор предъявил иск в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования «Городской округ город Кимры» и при этом просит суд признать постановление и сделку недействительными и вернуть стороны сделки, каковыми являются администрация города Кимры и ФИО3, в первоначальное положение.

Между тем, в случае удовлетворения указанных требований, в том числе в интересах неопределенного круга лиц, не указано, какое именно нарушение конкретного, а не абстрактного права неопределенного круга лиц будет восстановлено (Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 февраля 2019 г. N 18-КГ18-268).

Таким образом, не достигается второй критерий - нарушение прав и законных интересов заявителя, которым является в данном случае Комитет по управлению имуществом <адрес> или неопределенный круг лиц.

По требованию о признании недействительным (ничтожным) договора купли- продажи №* от 08.05.2019 г. пояснили следующее.

Согласно положениям ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно ч. 2 ст. 168 ГПК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Суд учитывает, что согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.

Как указано выше, Кимрской межрайонной прокуратуры не доказан факт нарушения прав муниципального образования городской округ город Кимры Тверской области изданным ненормативным правовым актом Администрации города Кимры Тверской области о предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов ФИО3 по следующим основаниям.

В обосновании своих требований Кимрская межрайонная прокуратура указывает, что при предоставлении земельного участка с кадастровым номером №* в собственность без проведения торгов ФИО3, поскольку объект индивидуального жилищного строительства - жилой дом с кадастровым номером №*, не отвечает требованиям индивидуального жилого дома, ссылаясь на требования СНиП 31 -2- 2001, принятых постановлением государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 22.03.2001 г. №*.

Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (часть 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

Необходимость наличия в жилых домах внутриквартирного оборудования, подключения к инженерно-техническому обеспечению - свету и воде - предусмотрена сводом правил СП 55.13330.2016 «СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные», утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2016 <...> правил не включен в утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521 перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384- ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», в связи с чем его положения применяются на добровольной основе.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости (далее также -ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с поименованным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Федеральным законом сведений

По смыслу положений частей 3, 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра прав, ограничений прав и обременении недвижимого имущества (пункт 2 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости »).

В материалы дела представлена выписка из ЕГРН, содержащая сведения о характеристиках объекта и сведения о зарегистрированных правах, из которой следует, что 21 марта 2019 г. за ФИО3 зарегистрировано право собственности на жилой дом с кадастровым номером №* площадью 22,1 кв. м.

Указанная запись в ЕГРН в судебном порядке не оспорена, недействительной не признана. Порядок регистрации соответствующего права (в данном случае упрощенный) не имеет правового значения для разрешения данного спора.

Таким образом, на момент обращения ФИО3 с заявлением о предоставлении земельного участка его право собственности на расположенный на этом участке индивидуальный жилой дом было зарегистрировано, в ЕГРН содержались сведения о нахождении указанного объекта индивидуального жилищного строительства на испрашиваемом земельном участке, что в силу статьи 39.20 ЗК РФ обусловливало исключительное право ФИО3 на приобретение спорного земельного участка без проведения торгов. Данный довод подтверждается сложившейся правоприменительной практикой (Кассационное определение Верховного суда Российской Федерации от 18.08.2021 г. по делу № 4-КАД21-43-К1).

В соответствии со ст. 2 ГПК задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов указанных в ней субъектов частного и публичного права.

Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения гражданского дела, являются заключения экспертов (ст. 55 ГПК РФ).

В рамках рассмотрения настоящего дела судом была назначена судебная строительная экспертиза.

Согласно заключению эксперта от 07.02.2022 г. эксперт делает однозначный вывод, что жилой дом с кадастровым номером №* является объектом капитального строительства.

В соответствии с п. 1 ст. 39 20 ЗК РФ, если иное не установлено указанной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В то же время эксперт приходит к выводу, что объект капитального строительства - здание с кадастровым номером №* пригоден для проживания.

Требования о признании сделок недействительными вытекают из вышеуказанных требований, поэтому также не подлежат удовлетворению.

Согласно абзацу первому пункта 3 статьи 166 ГК РФ требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.

Исходя из системного толкования пункта 1 статьи 1, пункта 3 статьи 166 и пункта 2 статьи 168 ГК РФ иск лица, не являющегося стороной ничтожной сделки, о применении последствий ее недействительности может также быть удовлетворен, если гражданским

В то же время решение суда о признании сделки недействительной, которым не применены последствия ее недействительности, не является основанием для внесения записи в ЕГРП.

В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Из указанного следует, что предъявление иска о признании права отсутствующим является исключительным способом защиты и, несмотря на кажущуюся универсальность, подлежит использованию весьма ограниченно: такой иск может быть заявлен только в случае невозможности защиты права истца посредством использования таких способов защиты, как признание права или истребование имущества из чужого незаконного владения.

Рассматриваемый способ защиты права, как впрочем любой другой, в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.

Признание права отсутствующим не применяется в случае, если права собственника могут защищаться иными способами посредством предъявления специальных исков.

Прекращение права собственности на земельный участок может быть достигнуто за счет предъявление специального иска в рамках признания договора недействительным.

Возможность обращения в суд с требованием о признании права отсутствующим предоставлена лицу, в чьем владении находится спорное имущество и возможен лишь при фактическом владении истцом и ответчиком одним и тем же спорным имуществом. Поскольку избираемый способ защиты должен приводить к восстановлению права собственника, иск о признании права собственности отсутствующим не может быть заявлен невладеющим собственником, так как удовлетворение такого иска не приведет к восстановлению владения. Обязательным основанием иска о признании права отсутствующим является отсутствие у ответчика основания возникновения права и наличие такового у истца. Иными словами, признание права отсутствующим безусловно связано с необходимостью выводов в отношении материально-правового основания его возникновения.

Исходя из материалов дела, право собственности ФИО3 на жилой дом с кадастровым номером №* в связи с созданием нового объекта недвижимости. Муниципальное образование городской округ город Кимры Тверской области не является создателем данного объекта недвижимости.

Согласно ч. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

На основании вышеизложенного, Муниципальное образование городской округ город Кимры Тверской области никогда не осуществляла правомочия владения спорным имуществом.

Предъявление иска о признании права отсутствующим возможно в случае, если право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами.

Однако на момент предъявления настоящего иска право муниципальной собственности на объекты недвижимости с кадастровыми номерами №* и №* не зарегистрировано. На основании вышеизложенного, считает доводы истца, изложенные в исковом заявлении, не соответствующим фактическим обстоятельствам дела и не подлежащим удовлетворению в полном объеме.

Представитель ответчика – Администрации города Кимры Тверской области – ФИО1 исковые требования не признала, пояснив, что согласно сложившейся правоприменительной практике, по общему правилу для признания незаконным оспариваемого акта, действия (бездействия) должностных лиц, органов власти необходимо установление одновременно двух условий - чтобы такой акт, действие (бездействие) не соответствовали требованиям законодательства и нарушали права и законные интересы заявителя.

На момент издания спорного постановления право собственности ФИО3 на объект недвижимости было зарегистрировано в установленном законом порядке, сведений о признании результатов кадастровых работ в отношении объекта недвижимости недействительными, а также признания недостоверными сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН), на момент обращения заявителя в адрес органа местного самоуправления не имелось. Таким образом, критерии, определенные статьей 39.16 ЗК РФ, на момент предъявления настоящего иска отсутствуют.

Кимрская межрайонная прокуратура обратилась в защиту прав и законных интересов муниципального образования городской округ город Кимры Тверской области в лице Комитета по управлению имуществом. Однако согласно ст. 41 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

Полагала, что в данном случае Комитет по управлению имуществом города Кимры Тверской области является ненадлежащим истцом, а равно отсутствует неопределенный круг лиц.

Кимрской межрайонной прокуратурой не доказан факт нарушения прав муниципального образования городской округ город Кимры Тверской области изданным ненормативным правовым актом Администрации города Кимры Тверской области о предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов ФИО5 На момент обращения ФИО5 с заявлением о предоставлении земельного участка его право собственности на расположенный на этом участке индивидуальный жилой дом было зарегистрировано, в ЕГРН содержались сведения о нахождении указанного объекта индивидуального жилищного строительства на испрашиваемом земельном участке, что в силу статьи 39.20 ЗК РФ обусловливало его исключительное право на приобретение спорного земельного участка без проведения торгов.

Требования о признании сделок недействительными вытекают из вышеуказанных требований, поэтому также не подлежат удовлетворению.

Так, в исковом заявлении должно быть указано право (законный интерес), защита которого будет обеспечена в результате возврата каждой из сторон всего полученного по сделке. Отсутствие этого указания в исковом заявлении является основанием для оставления его без движения (статья 136 ГТ1К РФ, статья 128 АПК РФ).

Однако в нарушение требований действующего законодательства Кимрской межрайонной прокуратурой не указано право (законный интерес) муниципального образования городской округ город Кимры Тверской области, защита которого будет обеспечена в результате возврата каждой из сторон всего полученного по сделке. Более того, при признании недействительным постановления Администрации города Кимры не разрешается вопрос о правовой природе соглашения о прекращении договорных отношений аренды земельного участка. Более того, истцом не оспаривается заключение договора аренды земельного участка и передачи во временное владение и пользование земельным участком ФИО3., строительство им жилого дома.

В свою очередь предъявление иска о признании права отсутствующим является исключительным способом защиты и не применяется в случае, если права собственника могут защищаться иными способами посредством предъявления специальных исков. Прекращение права собственности на земельный участок может быть достигнуто за счет предъявление специального иска в рамках признания договора недействительным. Предъявление иска о признании права отсутствующим возможно в случае, если право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами. Однако на момент предъявления настоящего иска право муниципальной собственности на объект недвижимости, расположенный на земельном участке, не зарегистрировано.

Кроме того, Кимрской межрайонной прокуратурой неоднократно проводились проверки соблюдения требований действующего законодательства, об этом свидетельствует гражданское дело № 2-194/2020 по иску Кимрской межрайонной прокуратуры Тверской области к ФИО14, где основанием для обращения в суд послужила проведенная в августе 2019 году проверка в отношении Администрации города Кимры Тверской области по факту соблюдения земельного законодательства, следовательно, трехмесячный срок для оспаривания настоящего постановления Администрации города Кимры истек в ноябре 2019 года.

Таким образом, ссылка процессуального истца о том, что о нарушении со стороны Администрации города Кимры Тверской области стало известно не ранее чем, август – сентябрь 2021 года является несостоятельной.

Просила суд отказать в удовлетворении исковых требований и по причине пропуска срока исковой давности.

Судом в судебном заседании по ходатайству истца допрошен эксперт ФИО8, который суду показал, что исследуемый им объект недвижимости, является объектом капитального строительства – жилым домом, пригодным для сезонного проживания. После проведения утепления и внутренней отделки жилого дома не исключает возможности проживания в нем круглогодично. При проведении исследования данного жилого дома внутри него располагались предметы мебели, обогреватель, электричество было от индивидуального источника электрического тока.

В судебное заседание представитель истца – Комитета по управлению имуществом города Кимры Тверской области, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - кадастровый инженер ФИО4, представители ООО «Апогей», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, Главное Управление архитектуры и градостроительства Тверской области не явились. О времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены судом надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщили, каких-либо заявлений от них не поступало. Руководствуясь ч.ч. 3 и 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, заслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, исследовав собранные по делу доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Согласно ч.ч. 1, 2, 3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В силу п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Из п. 3 ст. 129 ГК РФ следует, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, установлен Земельным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 271 ГК РФ собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользоваться предоставленной таким лицом под эту недвижимость частью земельного участка.

При переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом (статья 273 ГК РФ).

Пунктом 2 ст. 15 ЗК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным кодексом и федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно п. 1 ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В соответствии с п.п. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду гражданами, юридическими лицами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

По смыслу указанных положений Земельного кодекса Российской Федерации приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам и юридическим лицам, имеет целью обеспечение возможности эксплуатации таких объектов недвижимости. При этом выкуп земельного участка не допускается, если строительство объектов недвижимости, для возведения и эксплуатации которых земельных участок был предоставлен, не завершено, либо возведенный объект не соответствует признакам недвижимого имущества, ввиду разрешенного использования земельного участка.

Таким образом, объект, дающий право на льготный выкуп земельного участка, должен обладать не только признаками капитальности, но и характеристиками жилого дома и завершенности строительства. Отсутствие одного из этих признаков влечет отсутствие оснований для применения ст. 39.20 ЗК РФ.

Пункт 4.4 Строительных норм и правил СНиП 31-2-2001 «Дома жилые одноквартирные», принятых постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 22 марта 2001 г. № 35, устанавливает, что дом должен включать как минимум следующий состав помещений: жилая (ые) комната (ы), кухня (кухня-ниша) или кухня-столовая, ванная комната или душевая, уборная, кладовая или встроенные шкафы; при отсутствии централизованного теплоснабжения - помещение для теплового агрегата; в доме должно быть предусмотрено отопление, вентиляция, водоснабжение, канализация, электроснабжение и радиовещание (абзацы первый и второй).

Необходимость наличия в жилых домах внутриквартирного оборудования, подключения к инженерно-техническому обеспечению - свету и воде – предусмотрена сводом правил СП 55.13330.2016 «СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные», утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2016 <...> следует учитывать, что названный свод правил не включен в утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521 перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил) (действовал на дату спорных правоотношений), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», в связи с чем его положения применяются на добровольной основе.

В ходе судебного слушания и материалами дела установлено, что с 06 ноября 2018 г. между администрацией города Кимры Тверской области, в лице председателя Комитета по управлению имуществом г. Кимры (арендодатель) и ФИО3 (арендатор) заключен договор N 4635 аренды находящегося в государственной собственности земельного участка, заключаемого по результатам аукциона.

Договор заключен на основании протокола о результатах аукциона от 05 октября 2018 г.

Согласно условиям договора арендодатель передает, а арендатор принимает и использует на условиях настоящего договора земельный участок с кадастровым номером №* площадью 1035 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> (п. №* договора). Участок предоставляется арендатору для целей: индивидуальное жилищное строительство (п.№*). Наличие на земельном участке объектов недвижимости: нет; установленные ограничения и обременения: нет (п.п 1№* Срок действия договора с 6 ноября 2018 г. по 6 ноября 2038 г. (п. №*). Сумма арендной платы составляет 201805,00 руб. в год (№*). Из п. №* договора арендатор обязан использовать земельный участок только в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.

Как видно из передаточного акта от 06 ноября 2018 г., обязательство арендодателя по передаче земельного участка арендатору выполнено.

Договор аренды N №* от 19 марта 2018 г. зарегистрирован в ЕГРН 19 ноября 2018 г.

21 марта 2019 г. за ФИО3 на основании декларации от 07 февраля 2019 года зарегистрировано право собственности на объект недвижимости: здание, назначение - жилое, наименование – объект индивидуального жилищного строительства, кадастровый №*. Площадь объекта недвижимости составляет 30.9 кв. м.

25 марта 2019 года ФИО3 обратилась с заявлением в Администрацию города Кимры Тверской области о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №* площадью 1035 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, в собственность, поскольку на земельном участке расположен объект индивидуального жилищного строительства.

Постановлением исполняющего Главы города Кимры N 206-па от 03 апреля 2019 г. ФИО3 в соответствии с положениями ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 39.3,, 39.20 Земельного кодекса РФ и п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ О введении в действие Земельного кодекса РФ", и выписки из ЕГРН предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым номером №* площадью 1035 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>. Указано на необходимость Комитету по управлению имуществом города Кимры подготовить проект, а администрации города Кимры заключить договор купли-продажи на данный земельный участок и обеспечить государственную регистрацию права собственности.

08 мая 2019 года между Администрацией г. Кимры (продавец) и ФИО3 (покупатель) заключен договор N №*-продажи земельного участка, в соответствии с которым продавец обязуется на основании постановления администрации города Кимры N №* от 03 апреля 2019 г. передать в собственность покупателя, а покупатель обязуется оплатить и принять земельный участок с кадастровым номером №* площадью 1035 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>., с видом разрешенного использования земельного участка – индивидуальное жилищное строительство (п. 1.1). На земельном участке, являющемся предметом настоящего договора, расположен объект недвижимости – жилой дом, площадью 30.9 кв.м., кадастровый №* (п№*). В соответствии с п. 2.1 договора цена земельного участка определяется в соответствии с прилагаемым расчетом и составляет 9965,19 руб.

Согласно передаточному акту от 08.05.2019 г. Администрация города Кимры передала вышеуказанный земельный участок, а ФИО3 его приняла. Расчеты по договору купли-продажи от 08 мая 2019 года N №* произведены в полном объеме, что не оспаривается сторонами.

Право собственности ФИО3 на основании договора купли-продажи в установленном порядке зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, о чем в ЕГРН произведена соответствующая запись.

На основании постановления Администрации города Кимры Тверской области №*-па от 03 апреля 2019 и соглашения, заключенного апреле 2019, договор аренды №* от 06.11.2018 в отношении вышеуказанного земельного участка расторгнут, согласно подписанному сторонами передаточному акту в мае 2019 года, земельный участок передан ФИО3.

В акте осмотра объекта недвижимости участка от 26 августа 2021 года, подписанном консультантом отдела «Инспекция государственного строительного надзора» Управления государственного надзора и административного контроля Министерства Тверской области ФИО16 и главным специалистом-экспертом Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области ФИО7, зафиксировано, что территория участка, расположенного по адресу: <адрес>, не огорожена, на территории находится одноэтажное строение из щитовой фанеры, не завершено устройство кровли, смонтированы оконные блоки, инженерные сети не обнаружены, строительство здания не завершено. Признаков эксплуатации строения как индивидуального жилого дома не обнаружено. Строение не утеплено, не обеспечивает круглогодичного проживания в нем людей в соответствии с нормами градостроительного и жилищного законодательства.

В соответствии с п.п. 3 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Согласно п.п. 1 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

В ходе рассмотрения дела проведена судебная строительная - техническая экспертиза в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 69:42:0070261:173. Согласно заключению судебного эксперта, жилое здание площадью 30.9 кв. м является объектом капитального строительства, прочно связанным с землей. Жилой дом может быть использован для сезонного проживания. В судебном заседании эксперт пояснил, что жилой дом может использоваться для постоянного проживания после выполнения внутренних отделочных работ.

Исходя из объяснений ответчика ФИО3, исследованных письменных материалов дела, в том числе заключения эксперта, суд приходит к выводу о том, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> был приобретен ФИО3 на праве собственности с соблюдением требований действующего гражданского, земельного, жилищного, градостроительного законодательства.

Из содержания абз. 2 п. 45, п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» следует, что возможность обращения с требованием о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим предоставлена только лицу, которое в соответствии с данными Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним является собственником этого имущества и одновременно им владеет, в том случае, если по каким-либо причинам на данное имущество одновременно зарегистрировано право собственности за другим лицом. То есть истец должен обладать аналогичным с ответчиком правом в отношении объекта имущественных прав, поскольку в противном случае признание права ответчика отсутствующим не восстановит нарушенные права истца.

Таким образом, необходимым условием для применения положений ст. 304 ГК РФ является представление истцом доказательств того, что он не лишен владения своей собственностью. В предмет доказывания (к юридически значимым обстоятельствам) при рассмотрении иска о признании права отсутствующим входит установление того, кто на момент рассмотрения спора владеет спорным объектом недвижимости.

В тексте искового заявления истец не ссылается и не представляет каких-либо доказательств, подтверждающих, что он или уполномоченные им органы в той или иной форме осуществляли владение спорным земельным участком после передачи его по договору аренды ответчику. Истец не ссылается и на то, что в настоящее время он осуществляет такое владение, в связи с чем правовых оснований для прекращения права собственности ответчика, для истребования земельного участка из его владения, не имеется, как и не имеется правовых оснований для признания отсутствующим права собственности на жилой дом.

Согласно абз. 1 п. 3 ст. 166 ГК РФ требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.

Исходя из системного толкования пункта 1 статьи 1, пункта 3 статьи 166 и пункта 2 статьи 168 ГК РФ иск лица, не являющегося стороной ничтожной сделки, о применении последствий ее недействительности может также быть удовлетворен, если гражданским законодательством не установлен иной способ защиты права этого лица и его защита возможна лишь путем применения последствий недействительности ничтожной сделки.

В исковом заявлении такого лица должно быть указано право (законный интерес), защита которого будет обеспечена в результате возврата каждой из сторон всего полученного по сделке.

В рассматриваемом исковом заявлении не указано право (законный интерес) муниципального образования городской округ <адрес>, защита которого будет обеспечена в результате возврата каждой из сторон всего полученного по сделке.

При признании недействительным постановления Администрации города Кимры не разрешается вопрос о правовой природе соглашения о расторжении договора аренды земельного участка. Более того, сторонами не оспаривается заключение договора аренды земельного участка и передачи во временное владение и пользование земельным участком. Само по себе аннулирование записи в ЕГРН о праве не приведет к тому, что участок перейдет во владение муниципального образования.

Согласно положениям ст. 41 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

Истцом не опровергнута позиция представителя Администрации города Кимры, ссылающегося на Положение о Комитете по управлению имуществом города Кимры Тверской области, утвержденное постановлением главы города Кимры от 25.12.2014 г. №*-ПГ, что к полномочиям Комитета по управлению имущества не отнесены вопросы по представлению интересов органа местного самоуправления по реализации вопросов, связанных с распоряжением земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем суд соглашается с доводом о том, что Комитет по управлению имуществом города Кимры Тверской области не является надлежащим истцом.

Рассматривая заявление ответчиков о применении срока исковой давности, суд исходит из следующих положений действующего законодательства.

В силу ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Общий срок исковой давности составляет три года, что следует из ст. 196 ГК РФ.

Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Согласно п. 2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43 (ред. от 22.06.2021) "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что по смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 ГПК РФ, часть 1 статьи 52 и части 1 и 2 статьи 53, статья 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.

Срок исковой давности по недействительным сделкам установлен ст. 181 ГК РФ, в соответствии с которой срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (п. 3 ст. 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки (п. 1).

Согласно пункту 2 статьи 3.3 ФЗ от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности, в собственность граждан осуществляется по общему правилу за плату с проведением торгов.

Исходя из системного толкования положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органом местного самоуправления, осуществляющим распоряжение имуществом, является Администрация города Кимры Тверской области.

Следовательно, принимая 03.04.2019 года постановление №*-па «О расторжении договора аренды №* от 06.11.2018 г. земельного участка. О предоставлении в собственность за плату ФИО3 земельного участка по <адрес>, для индивидуального жилищного строительства», и заключая 08 мая 2019 года договор купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности, Администрация города Кимры Тверской области должна была узнать о допущенном, по мнению процессуального истца, ФИО3 нарушении при приобретении права собственности на земельный участок.

В пункте 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.03.2012 N 15 (ред. от 25.01.2013) "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе" разъясняется судам, что при рассмотрении исков прокурора о признании сделки недействительной и о применении последствий недействительности ничтожной сделки необходимо исходить из того, что начало течения срока исковой давности определяется по правилам гражданского законодательства таким же образом, как если бы за судебной защитой обращалось само лицо, право которого нарушено.

С исковым заявлением прокурор обратился 24.09.2021 года, в пределах срока исковой давности, в связи с чем ходатайство представителя ответчика о применении к спорным отношениям срока исковой давности подлежат отклонению.

Однако, принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, учитывая, что на спорном земельном участке расположен объект капитального строительства, принадлежащий ФИО3, он как правообладатель этого объекта, имеет исключительное право на приобретение в собственность земельного участка, расположенного под зданием и необходимого для его эксплуатации, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Кимрского межрайонного прокурора Тверской области в защиту неопределенного круга лиц и муниципального образования город Кимры Тверской области в лице Комитета по управлению имуществом города Кимры Тверской области к ФИО3, Администрации города Кимры Тверской области о:

- признании недействительным постановление Администрации города Кимры Тверской области от 03.04.2019 №*-па о расторжении договора аренды №* от 06.11.2018 земельного участка и предоставлении в собственность за плату ФИО3 расположенного по адресу: <адрес> видом разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство,

- признании недействительным (ничтожным) договор купли-продажи №* от 08 мая 2019 года земельного участка площадью 1035,0 кв.м., с кадастровым номером №* расположенного по адресу <адрес>

- признании отсутствующим право собственности ФИО3 на объект недвижимости жилой дом с кадастровым номером №*

- прекращении права собственности ФИО3 на земельный участок площадью 1035,0 кв.м., с кадастровым номером №* по адресу <адрес>,

- применении последствий недействительности ничтожной сделки - договора купли-продажи №* от 08 мая 2019 года земельного участка площадью 1035,0 кв.м., с кадастровым номером №*, расположенного по адресу <адрес>, путем возврата каждой из сторон всего полученного по сделке, а именно администрацией <адрес> возврата ФИО3 денежной суммы в размере 9965 рублей 19 копеек, и обязании ФИО3 возвратить в распоряжение Администрации <адрес> земельный участок 1035,0 кв.м., с кадастровым номером №* расположенный по адресу: <адрес>, по акту приема-передачи в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу –– отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тверского областного суда через Кимрский городской суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 04 мая 2022 года.

Судья: С.В. Лефтер

<****>

<****>

<****>

<****>

Дело № 2-39/2022г. <****>

УИД: 69RS0013-01-2021-001382-21